ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Вова Рельефный
Стоит почитать Отцовский капитал

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Когда весной поет свирель

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать ГРИМАСЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Самый первый

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Реформа чистоты

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Когда иду по городу родному... сонет

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Я говорю с тобой стихами

Автор иконка Сергей Прилуцкий
Стоит почитать От добрых дел и мир прекрасней

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Как будто пленники дома

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать стихотворение сына

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Это было время нашей молодости и поэтому оно навсегда осталось лучшим ..." к рецензии на Свадьба в Бай - Тайге

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "А всё-таки хорошее время было!.. Трудно жили, но с верой в "светло..." к произведению Свадьба в Бай - Тайге

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

kapral55kapral55: "Спасибо за солидарность и отзыв." к рецензии на С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Со всеми случается. Порою ловлю себя на похожей мы..." к стихотворению С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Поэтическая иерархия: да или нет. Литературная критика.


Роман Эсс Роман Эсс Жанр прозы:

Жанр прозы Критика
61 просмотров
0 рекомендуют
1 лайки
вид для чтения
Обсуждение "стихов" в интернете

Артем Скворцов

Опубликовано в журнале Арион

------------------

Все едино? Нет, не все едино!

Новелла Матвеева

 «Трюизмы»

«Иера´рхия (гр. ἱεραρχία < ἱερός священный + ἀρχή власть) — 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница)» («Современный словарь иностранных слов»).

Но что есть поэтическая иерархия? Существует ли она после смерти автора, уравнивания всего со всем и прочих концов истории?

Ответ прост. Существует. Для того, кто ее признаёт.

Применительно к русской поэзии в нее входит внушительный ряд имен в диапазоне от Симеона Полоцкого до Олега Чухонцева — если охватывать период чуть более трехсот лет.

Факты восхода и заката солнца можно игнорировать — прямых следствий ни для простодушного наблюдателя, ни для самого солнца не будет. Иначе обстоит дело с правилами дорожного движения: можно какое-то время ездить и без них, но не говорите потом, что вас не предупреждали.

Вопрос не в том, существует ли поэтическая иерархия, а в том, как к ней относиться. Ее признание/непризнание ведет к разным для авторов последствиям.

Думающий, что он способен заинтересовать кого-то своими текстами за пределами дружеского круга, должен смириться с фактом: войдя в литературное пространство, он включается в иную систему отношений, чем была до того момента, — даже если он не отдает себе в том отчета.

К сожалению, слишком многие, особенно начинающие, авторы этой ситуации не осознают. Расхожая иллюзия: если ты самовыражаешься на личной страничке в Сети и френды оставляют тебе восторженные комменты, то ты состоялся как литератор.

На самом деле это не означает ровным счетом ничего, поскольку неверна система отсчета и оценки.

В пространстве сиюминутного фейсбука, где вчерашние посты никто не читает, а позавчерашние никто не помнит, по достоинству ничего оценить нельзя. Кроме того принципиально важно не только на какой площадке автор выступает, но и кто его оценивает.

Принимающий решение «войти в литературу» немедленно вступает в конкуренцию не с приятелем-стихотворцем, а с Державиным и Вяземским, Ман-дельштамом и Заболоцким. Те, кто профессионально, а значит ответственно, оценивают художественные объекты, исходят именно из таких представлений*.

Сергей Гандлевский по поводу ответственного письма однажды высказался так: «Я прочел у Бродского и согласился, что поэт пишет не для будущих поколений, а в расчете на мнение мастеров прошлого… бывает, что смотришь на собственное стихотворение глазами Баратынского или Ходасевича, спрашиваешь с надеждой: вам понравилось?»**

 

Профессионал совсем не обязательно тот, кто пишет каждый день и больше ничем не занимается. Графоман изводит горы бумаги, а от иных истинных поэтов осталось по сто-двести стихотворений, созданных за всю жизнь (вспомним Батюшкова, Рембо или Кавафиса). Профессионал может писать крайне мало или подолгу ничего не писать вообще, но он понимает контекст: в какую систему связей встраивается, с кем вступает в диалог, кому начинает оппонировать, кто ему нравится/не нравится — в эстетическом смысле, и ни в каком другом. Игнорируя личные связи, интересы, политические и психологические предпочтения.

Посещение тусовок и активность в социальных сетях зачастую самозабвенно путают с причастностью к литературе. Самодостаточный литератор может вообще никуда не выходить, сидеть, подобно Прусту, в своей комнате, обитой пробковым деревом, чтобы до него не доносились звуки внешнего мира. Он набрался впечатлений, и все, что нужно для творчества, уже есть в его голове.

В своих взаимоотношениях с аудиторией поэзия резко отличается от некоторых других видов искусств.

Если, к примеру, для развития и роста профессионализма музыканту необходимо регулярно выступать на разных площадках, то поэту подобное длительное времяпрепровождение идет во вред. Музыка — искусство по природе коллективное, нуждается в постоянном непосредственном контакте с коллегами и публикой.

Поэзия — искусство одиночек, требующее самоуглубления и уединения для творчества. Частый выход на аудиторию, в том числе и виртуальную — в фейсбуке, здесь не нужен и даже вреден, и уж тем более нет необходимости в регулярных похвалах со стороны публики. При подобном образе жизни пишущий рискует быстро превратиться в шоумена. По сути, единственное, что действительно необходимо поэту, — много читать, и осмысленно читать преимущественно образцовые (если угодно, иерархические) тексты, дабы не тратить драгоценное время зря.

Чтение тоже занятие одинокое.

Оппоненты самой идеи иерархии обычно заявляют: нельзя устанавливать единый пьедестал на Олимпийских играх — одни плавают, другие прыгают, третьи мечут копье.

Но все поэты пишут стихи, и способности к тому у них различны.

Можно иметь какие угодно вкусовые пристрастия, но если назвать, к примеру, Давыдова, Полежаева, Языкова и Баратынского, очевидно лучшим в таком ряду весьма достойных современников окажется последний. А вот если выбирать между Баратынским, Тютчевым и Вяземским, то спорить можно бесконечно, поскольку иерархически фигуры из одной весовой категории.

Первый признак признающего поэтическую иерархию — понимание существования контекста и свободная ориентация в нем.

Второй, следующий из первого, — культурный багаж. В этом отношении с появлением высоких технологий и увеличением общего объема информации ничего не изменилось: глубоко личное, пристрастное владение культурой никто не отменял.

Третий — умение отбирать достойное, в первую очередь, у себя самого.

Профессионал отличается от дилетанта тем, что у него есть внутренний редактор. Не цензор по идеологическим вопросам, а критик самого себя. Написал? Вернись к тексту через неделю, через месяц, через год. Закрой файл, положи бумагу в стол, дай отлежаться.

Таково литераторское отношение к делу. А дилетантское отношение — как к дневнику. Сегодня получился удачный образ, завтра нет. Автор и сам не понимает, где удача.

Воспитание человека, утверждал один педагог, начинается за сто лет до его рождения. А воспитание поэта? Минимум за тысячу. В европейской поэзии срок еще внушительнее — точно за две с половиной. И главная трудность в том, что в отличие от живописца или музыканта, воспитываемых в основном в профессиональной среде, в окружении опытных наставников, поэт проходит свой путь в одиночку и занимается самовоспитанием.

Или не занимается. С предсказуемыми последствиями.

Отвержение иерархии — не просто отрицание некоей досадной частности. Вынув один кирпич из несущей конструкции, мы разрушим ее целиком. Отвержение иерархии неминуемо влечет за собой отрицание взаимосвязей в искусстве, отсутствие преемственности, разрушение культурной памяти.

Память — не только связь, но сравнение и сопоставление.

Строго говоря, самой поэтической иерархии ничто не угрожает. Пиндар, Гораций и Катулл не исчезнут с Парнаса. Риску разрушения подвержена не она, а читательская память. Сергей Аверинцев в свое время остроумно заключил: «Пока мы ставим мосты над реками невежества, они меняют свое русло, и новое поколение входит в мир вообще без иерархических априорностей»*.

Можно заменить термин «иерархия» на более мягкий «канон». Суть останется прежней. Показателен в этом смысле фрагмент беседы культуролога и поэта:

«Александр Генис: А нужен канон, как по-вашему?

Алексей Цветков: Так вопрос не стоит, он есть. Я знаю, если человек не может понять, — по моим понятиям, но думаю, не только по моим, я выражу какую-то точку зрения бытующую, — если человек не может понять разницу между Шекспиром и Боборыкиным, то очень трудно мне с ним спорить и очень трудно нам найти общую платформу. Он будет сокрушать канон, но он не тот канон сокрушает, он вообще не понимает, о чем я говорю»*.

Канон вполне допустимо, а иной раз и необходимо сокрушать — но лишь после того, как его поймешь. Если посетить литературные сайты различной идеологической и эстетической направленности и вычленить упоминаемые там отсылки на очевидные «авторитеты», остается впечатление, что речь идет о поэзии разных народов, пишущих на разных языках. Подлинное ли это многообразие, когда одни «не замечают» существования других?

Не так давно по историческим меркам было иначе: Маяковский сбрасывал с парохода современности не Шаликова с Булгариным, а совсем других авторов, тем самым признавая их масштаб. И Блок, в свою очередь, вовсе не спустил Маяковского с лестницы, когда тот к нему явился.

Отрицание иерархии ведет к поэтическому провинциализму. Он, как уже было замечено, — явление не географическое, а внутричерепное**. Отсутствие фундаментального знания культуры, и стиховой культуры в том числе, непонимание собственного места в «пирамиде культуры», отсутствие самокритики и самодовольство — все это путь к закукливанию и неизбежной эстетической смерти.

Как постичь поэтическую иерархию и применить ее к себе? Только практически. После прочтения и усвоения минимального канона, двух-трех сотен образцовых поэтов, при благоприятном стечении обстоятельств иерархия начнет для человека выстраиваться сама собой, а параллельно с ней разовьются нюх, слух и вкус.

Никаких других волшебных рецептов ее обретения не существует.

Закрывающие глаза на реальность существования пирамиды Хеопса судорожно монтируют свою, пластмассовую. «Происходящее в искусстве у нас на глазах — вся эта “актуальная поэзия” или “новая искренность” — по сути, является идеей “обнуления”, “перезагрузки” культуры»*, говорит один из тех, для кого иерархия — не пустой звук. Его мысль словно подхватывает и развивает коллега: «Любителям термина “актуальная поэзия” давно пора понять, что самым актуальным в искусстве является именно архаика, тот самый “музейный хлам”, “архивная пыль”»**.

Искусство открыто всем, но народу не принадлежит. По своей природе искусство не демократично, оно аристократично. Демократичен — и в рождении, и в восприятии, и в оценках — лишь масскульт.

В нынешнем состоянии культуры право на художественное высказывание признается за каждым. Допустим. Но не все высказывания равновесны: «Для формирования истинных ценителей необходима сложная питательная среда, возможная только в таком обществе, где поэзия — дело исключительной важности и значимости. Подобный статус искусство получает, увы, лишь в нелиберальные времена и в основном при недемократических режимах. В эгалитарной системе ценностей конфликт Поэта и Черни приобретает иной характер. Чернь перестает нуждаться в Поэте и творит собственную площадную “культуру”»***. И стремление оспорить объективность существования иерархии идет не от демократизма как такового, а от масскульта, неизбежно седлающего демократизм: здесь и «гении» нужны, воспроизводимые поточно. Получить свои пятнадцать минут славы теперь не так уж сложно, однако на шестнадцатой минуте удачника забывают и заменяют очередным славным именем.

Заметим: широкой славы в современной поэзии, и не только в русской, нет вообще****. Теперь властители дум обретаются в иных сферах — прежде всего, в медийном пространстве, поп-музыке, кино. Напиши сейчас новый Дант новую «Божественную комедию», ее и одолеет-то несколько человек, не говоря уже о немедленном появлении соразмерного отклика.

Начинающий стихотворец, ныне взыскующий скорого успеха и соответствующих выгод, ошибается дверью. Ему не в «Поэзию», а, вероятно, куда-то в иные области культуры и социума.

Место автора в иерархии отнюдь не равно его прошлой или нынешней популярности среди той или иной публики. Будь иначе, самыми значительными поэтами шестидесятых оказались бы собиравшие стадионы эстрадники, а сейчас — Рубальская с Полозковой, те же эстрадники наших дней.

Подлинная табель о рангах утвердится после нас, современникам свойственно заблуждаться (где Нелединский-Мелецкий? где Озеров и Кукольник? где Надсон с Бальмонтом?..).

Задача критики честно пытаться выстроить систему координат, а не вещать, что NN и MM хороши лишь в эвклидовой геометрии, а в римановой их вовсе нет. И вообще геометрий сколько угодно, а значит, и гениев. В каждой волости Сети и в каждом регионе — свой, ибо — плюрализм.

Увы, это не плюрализм, а инфантильная безответственность. Плюрализм — когда и у Пушкина, и у Пригова можешь что-то найти для себя, понимая, однако, сущностные отличия их масштаба. Инфантильная безответственность — когда Пушкин уравнивается с Приговым, а тот, в свою очередь, с очередным актуальным новобранцем — почему бы и нет, все в равном положении, anything goes.

Все равно всему. Стихи = поэзия*, поэзия = проза, проза = набор фактов…

Нет. Не все равно. Нас сбивают с толку. Но в наших силах не заниматься самообманом.

Кстати об инфантильности.

Необычайно сильная тяга к детской тематике целого поколения авторов, родившихся в восьмидесятые и чуть позже, объясняется социокультурной катастрофой. Их детство было еще вполне советским — с кино и мультфильмами, песнями и стихами, газировкой с сиропом по три копейки и мороженым по десять. Казалось, и дальше все будет идти по накатанной, и через энное количество лет они просто встроятся в такую же расчисленную взрослую жизнь. Но когда начался их подростковый возраст, та, прежняя, предопределенная взрослая жизнь рухнула. В результате допубертатный период так и остался в их судьбе самым ясным. Тяга к детской/инфантильной тематике для них не мода, а жизненная потребность. Тут не столько свидетельство очевидной незрелости, сколько естественное стремление к утраченным стабильности, порядку и прочности. Да, это объяснимо и простительно, но долго эксплуатировать постдетскую травму бесперспективно.

И именно для этой генерации, не понаслышке знающей о разрушении прежней социальной иерархии, исключительно важным и даже отчасти спасительным может стать осознание иерархии культурной.

Пусть «одна шестая суши» с устойчивой системой внутренних общественных отношений исчезла, но Фет и Случевский никуда не делись и не обесценились. Укрупняя проблему, можно сказать и так: то живое, что скрепляет уже не СССР, а современную Россию, — это, в первую очередь, единые язык и культура.

Понимание иерархической пирамиды требует времени и сил. Еще больших времени и сил требует попытка создать нечто, хоть отчасти сопоставимое с задаваемым ею масштабом.

Искусство помимо всего прочего еще и энергозатратно. «Здравствуй, брат! Писать очень трудно». Можно не замечать образцовых творений в надежде обеспечить себе легкий путь. Но отрицающий иерархию в конечном итоге отрицает и себя самого как потенциального художника.

Похоже, главный нынешний раскол в поэзии произошел не столько по эстетическому, сколько по идеологическому принципу.

Для одних иерархия и канон по-прежнему существуют, другие умышленно или по невежеству делают вид, что их нет. Соответственно, для этих разных групп все в искусстве выстраивается по-разному.

Одни, не имея никаких гарантий войти в поэтическую вечность — ибо кто их может дать? — тратят свое время и немало сил на постижение «ценностей незыблемой ска´лы», ибо только принимая ее во внимание можно осмысленно и ответственно попытаться добавить свою крупицу.

Другие, следуя за изменчивой модой, жаждут мгновенной материализации символического капитала. Они иногда выигрывают тактически, но выигрыш этот сиюминутен. Он вряд ли выдержит суд одного-двух поколений.

Каждый выбирает для себя.

___________________

 Обо всем этом мне уже приходилось писать, в том числе и на страницах «Ариона». См., например: А.Сквор-цов. Кокон инфанта. — «Арион» № 4/2005; А.Скворцов. Поэтическая зрелость: бесконечное приближение. — «Вопросы литературы» № 5/2006. Но годы идут, появляются новые молодые авторы, а положение вещей мало меняется. Стало быть, есть смысл продолжить «вариации на тему».

** Сергей Гандлевский. Человек с этикетки. Интервью, данное Д.Новикову для журнала «Стас», май 1997. — Поэтическая кухня: Эссе. — СПб.: Пушкинский фонд, 1998.


19 августа 2022

1 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Поэтическая иерархия: да или нет. Литературная критика.»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер