По церковному преданию, истоки причастия, то есть приобщения телу и крови Господней, берут свое начало в Евангелиях. В той их части, где описывается Тайная вечеря накануне ареста Спасителя.
Нельзя исключить, что эти отрывки подверглись позднейшей редактуре. Но даже с учетом этого картина получается туманная. Ничего в ней нет особенного, что противоречило бы обычной застольной традиции того времени.
Но есть еще более веский аргумент против того, что причастие было заповедано Иисусом Христом. Не странно ли, что, приобщившись святых даров, Иуда без промедления вышел из горницы и направился в Иерусалимский храм предавать Учителя, чуть позднее Петр (Камень) трижды от Него отрекся, а апостолы во время ареста Наставника разбежались?
Нет, смысл Тайной вечери заключается в том, что Спаситель, препоясавшись, омыл перед трапезой своим ученикам ноги. Показывая им пример того, как они должны поступать в отношении друг друга. Иуде, который выделялся среди апостолов тем, что был казначеем, это сильно не понравилось, потому что он хотел властвовать над ближними…
Иисус Христос явился помочь людям избавиться от зла. Он пришел служить им. Вот бы и священникам поступать так же, как заповедовал Наставник, а не отращивать животы, а патриарху не изображать некую пародию на сцену омовения.
Еще важнее усвоить этот урок служения начальникам нашим. Вместо того, чтобы набивать карманы, заботиться о самих себе и своих родственниках, радеть бы им о благе народа. Тогда бы и веры стало больше, а значит, и правды.
13 апреля 2017
Иллюстрация к: Омовение