ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка генрих кранц 
Стоит почитать В объятиях Золушки

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать В весеннем лесу

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Шуба

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать История о непослушных выдрятах

Автор иконка Роман SH.
Стоит почитать Читая,он плакал.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Уж столько просмотрено жизненных драм

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Только верю — найдём выход из темноты...

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Ода-хвалилка своему кумиру

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Жутковато Игорево слово

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Приталила мама рубашку

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

СлаваСлава: "Именно таких произведений сейчас очень не хватает. Браво!" к произведению Я -

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогой Слава!Я должен Вам сказать,что Вы,во первых,поступили нехо..." к произведению Дети войны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Валентин Максимович, стихотворение пронизано внутр..." к стихотворению Гуляют метели

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Звезда
Просмотры:  453       Лайки:  1
Автор Valentin Kamtchatnikov

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Старообрядцы на Алтае


Юрий Пастухов Юрий Пастухов Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
648 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
вид для чтения
Немного из истории старообрядчества

  Немного из истории старообрядчества.

 

  В 1652 году Патриарх Никон вступил на патриарший престол  и, пользуясь  поддержкой  царя  Алексея Михайловича , стал переписывать богослужебные  книги, отмечая о достоинствах русской православной церкви и сравнивая  с православием греческим. Древнее двуперстие крестного знамени сменилось троеперстием. Реформы церкви  проведенные  Никоном повлияли на людей, которые  ценили  старую веру и боролись со всякими нововведениями.  Такие как царский духовник Стефан  Вонифатьев, Иван Неронов,  Логтин Муромский, протопоп Аввакум и другие. Претворение реформ в жизнь, навязанных самодержавием образовали оппозицию, которые отстаивали  старые, пришедшие из Византии вместе с Православием церковные традиции и обряды, стали называть старообрядцами, староверами, кержаками и даже раскольниками – до апреля 1905 года. Старообрядцы, не принявшие  реформ патриарха Никона, вплоть до конца семнадцатого века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан»* и старая вера восторжествует.

  Поскольку дух и материя взаимосвязаны, постольку сторонники  «старой веры», или «древнего  благочестия», не могли не только свой быт изменить по новым, чуждым русскому духу образцам, но тем более  - изменить церковным правилам. Именно двуперстие ставшее духовным символом старообрядцев, было когда – то принято всей Русью вместе с крещением. Они не отступили в обрядах и правилах, в общинном и семейном укладе, в приверженности строго определенному кругу чтения. Нельзя не учитывать, что их  книжность связана с книжностью древнерусской, с русской средневековой литературой, возникшей с распространения христианства   и славянской письменности.  С девятого по  двенадцатый  века  литература была преимущественно рукописной. Даже с появления  середины шестнадцатого века  книгопечатания, переписывания книг сохраняется и продолжается существовать  в последующие столетия. Рукописная и печатная традиции существовали одновременно. Восставая против реформы и притеснений, одни  староверы вынуждены были  в знак протеста на самосожжение, другие поднимали восстания и бунты. Третьи, скрываясь от преследований, бежали кто куда. По царским указам 1666-1667 годов еретики должны были подвергаться наказанию,  и царь возложил их на воевод.

 

       Расселение старообрядцев на Алтае.

 

 После раскола церкви в  1720 году – появление  первых старообрядцев на Алтае.  Живописные места Горного Алтая  притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались  в числе прочих  русских переселенцев, подпавшие под правительственные  указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения.  Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от  правительственных  повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как  например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках  по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими  законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять  алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало  их  от других людей.

       В 1721 году наши предки бежали из Москвы в Польшу, так как их в России преследовали за старую веру. Они были не согласны с Никоном. В Польше наши предки жили сорок лет на реке Ветке Гомельской губернии (ныне Белоруссия). В Польше в 1761 году поселенцы из России были разгромлены казаками по приказу властей. Все поселенцы были направлены в Москву. По возвращении в Москву им обещали свободу, но обещание не выполнили. Староверы отказались признать православную веру в новом обряде, и за отказ вторично их сослали в Сибирь совместно с волжскими кержаками с волжских скитов. Отсюда пошло название «поляки» и «кержаки». К Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местные жители называли их «поляки», так как высланы они были с территории, принадлежащей некоторое время Польше. Возможно, в состав «поляков» вошли жители близлежащих к Ветке и Стародубовью селений. Таким образом, «поляки» стали первой группой  переселенцев из южной части России. Старообрядцы в силу своей религиозной замкнутости держались особняком. В Сибири они сами стали называть себя поляками.

       Когда прибыли на Алтай, стали расселяться по разным местам. Из этого этапа, в котором были и семья Гусляковых, часть осталась в Перерве, в Шеманаихе, часть в Лосихе, а остальные выехали в Бобровку. Старообрядцы вели счет родства, начиная его от времени поселения во вновь основанной деревне.  Известно, что первые деревни «поляков» появились на Алтае  в середине 1860-х годах: Лосиха ( Старо-Алейская), Шеманаевская (Ново-Алейская) Екатерининская, Петропавловская,  Секисовская и Бобровская, ставшая административным центром. К середине девятнадцатого века «поляки» составили в  Бийском уезде более 80% населения.    В 1782 году  императрица Екатерина  Вторая  разрешила   русским людям,  в том числе и старообрядцам, селиться  с инородцами, с тех пор они значились оседлыми инородцами. Они должны были вносить в казну ясак* мехами по оценке на 3руб. 50коп., но при этом  освобождались от воинской обязанности, от уплаты государственных податей, не выполняли натуральной повинности и даже не приписывались к заводам.     Неофициальным управляющим центром старообрядчества, а также ее культуры становится одно из самых старых загадочных сел  Усть-Коксинского района Верх-Уймон. Это первое русское село основано в 1786 году старообрядцами, бежавшими на Алтай, в поисках Беловодья – страны «истинной веры и древнего благочестия». Начинают складываться традиции Алтайского старообрядчества. Они обживаются, что свидетельствует образование многочисленных деревень,  например, село Солоновка было создано старообрядцами более трехсот лет назад. Расселение  староверов происходит особенно в предгорий  Горного Алтая, в местах Беловодье , где обосновались села староверов Алтая по рекам Бухтарме, Убе и  у озера Маркаколь, а также  в Уймонской и Катандинской степи.  Это расселение началось  в начале восемнадцатого века в результате оттеснения кочевых сибирских племен к китайской границе, что и  произошло расширение земельных  владений Российского государства. Поэтому в 1760 году часть крепостей перенесли в Алтайские горы.  Линия границ  после этого получила название  Новой Колывань – Кузнецкой, или Алтайской. В освободившиеся прежние казачьи поселки по решению правительства направили ссыльных крестьян для снабжения продовольствием горнозаводских рабочих. Уже в 1792 году  в Бухтарминской волости было 30 селений.

      После отмены крепостного права  мощные переселенческие потоки хлынули  из Европейской части на юг Сибири в основном  крестьяне, едущие на «свободные земли», а старообрядцы  в Сибири к началу двадцатого века расселились неравномерно. На Алтае их насчитывалось более тридцати тысяч, это в  Красногорском, Солонешенском, Смоленском, Алтайском и других районах.  Таким образом,  Алтай представляет собой район довольно позднего освоения сибирских земель русскими людьми. Уездный город Бийск упоминали старообрядцы-бегуны в девятнадцатом веке, которые составляли маршрутные карты  пути  в Беловодье, как один из перевалочных пунктов на этом сакральном пути.

 

Культура и быт старообрядцев.

 

 В конце семнадцатого и в восемнадцатого веков старообрядчество разделилось на «поповцев» «беспоповцев». Однако обе группы дробились на еще более мелкие и среди староверов существуют различные религиозные течения: старожилы  старообрядцы – беспоповцы, не признающие священников в качестве посредников между собой и Богом, - в храм не ходят, а посещают свой молельный дом. Поповцы же привлекли  для богослужения «беглых» священников, порвавших с официальной православной церковью. Крупнейший центр поповщины находится в Нижнегородской губернии на реке Керженец.  Керженцы или «кержаки», были против существующей государственной власти, и считали Петра Первого  воплощением  антихриста. В 20годы восемнадцатого века  были разгромлены и бежали в другие местности.

        После ряда законодательных актов 1905-1906гг. старообрядцы получили возможность легализовать свои общины, хотя и без права именовать их приходами, это общины православных старообрядцев, общины «Поляков», «Федосеевцев», «Дырников», «Поповцев» и «Беспоповцев», а также  «Новокрещенцев», людей  переходящих в старообрядчество и других.  С целью укрепления христианства происходит присоединение «беглопоповских»  общин к белокриницкой старообрядческой церкви. Мельников Федор  Евфимьевич  стал инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец». Налаживаются связи между различными старообрядческими толками, число их растет, за счет появления уроженцев. Наиболее благоприятным периодом в истории алтайских староверов предстает время со второй половины девятнадцатого века до десятых годов двадцатого века, что связано со смягчением политики правительства в отношении старообрядцев.

         Село Мульта – это современный духовный центр староверов Уймона. В соседнем селе Замульта, на другом  берегу находится действующий старообрядческий храм Ильи Пророка Новосибирской епархии Русской православной старообрядческой церкви  построенный в 2002 – 2003 годах. В конце девятнадцатого  века в селе Нижний Уймон была построена старообрядческая часовня, неимоверными усилиями жителей сохраненная до начала советских времен. В1980году заканчивается строительство Покровского храма Старообрядческой церкви.

Потомки старообрядцев хранят свою «особенность» и  по сей день не только духовную,  но и материальную:  в Верх-Уймоне можно увидеть дома, построенные из лиственницы  и пихтача по заветам старины с соблюдением лунных циклов еще в девятнадцатом – начале двадцатого веков, некоторые из них сохранили росписи легендарной народной умелицы Агашевны. В селах  Верх-Уймон,  Солоновка,  Солонешенное , да и в других создаются музеи старообрядчества.   Сельское хозяйство  и сегодня остается основным занятием современных потомков  староверов; не последнюю роль в хозяйстве играют и  промыслы. Староверы хорошо разбираются в лекарственных травах, съедобных растениях, корнях.

Одна из традиций  старообрядцев говорит, что посуда, из которой пьет чужой человек, в староверческих семьях считается нечистой,  ее нужно держать отдельно и уж ни в коем случае не окунать в домашнее ведро. Каждая посуда имеет свое предназначение. Старообрядец отличается от других людей, тем , что он носит бороду, одевается по старинке ,рубашка косоворотка на выпуск, подпоясанная ремешком или тесемочкой, штаны или брюки заправленные в сапоги. А женщины носят  косы, сарафаны, шали, платки, фартуки. В основном самотканую одежду.

Вот как состоит типичная изба русских старообрядцев, в которой сохранено внутреннее убранство с русской печью, которая занимает почти четверть комнаты,  палатами, лавками, полками под посуду, на пол постелены  домотканые дорожки. На стенах расшитые полотенца, зеркала, детская зыбка с самодельными игрушками. В переднем красном углу над столом, накрытом белой скатертью, божница со старообрядческими книгами, иконами, кадило, подсвечник. В сенях хранится конная упряжь, седла, посуда  деревянная: кадочки – «квашонки», туеса большие и маленькие, старинная маслобойка, крупорушки, кожаные суммы.  Утварь в  основном самодельная.

В 2008году представители Русской Православной церкви и старообрядцы  Новозыбковской традиции договорились о начале постоянного диалога.

В последнее время на Алтае намечается тенденция к обращению от старообрядчества и православия к новым религиозным культам к бурханизму.* Как известно, именно старообрядцы в восемнадцатом веке  впервые обосновались на Алтае и взаимодействовали с коренными жителями края. Сейчас во многих отдаленных от городов деревнях религиозные старообрядческие традиции разрушаются и угасают.

 

  2012г


26 декабря 2017

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Старообрядцы на Алтае»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер