ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Рыжик

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Солёный

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать КОМАНДИРОВКА

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Дворянский сын

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Адам и Ева. Фантазия на известную библей...

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Странная спутница жизни загадочной...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Уж столько просмотрено жизненных драм

Автор иконка Ялинка 
Стоит почитать Не узнал...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Мышь шуршит, дышит ночь, цветом виски

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать И один в поле воин

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Дневник профессора Гарросса 118
просмотры362       лайки0
автор Александр БЕЛКА

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Рихтер в школе


Александр Тимофеичев Александр Тимофеичев Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
416 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
вид для чтения
Апокриф о великом музыканте

РИХТЕР В ШКОЛЕ

 

К нам приезжает Рихтер!

Новость эта облетела городских обывателей в считанные дни. Даже те, кто не мог отличить Баха от битлов, и те встрепенулись: где-то они слышали это имя.

Афиши о концерте висели в двух-трех местах, но все знали, что музыкант собирается играть композитора Бетховена. Я учился тогда в седьмом классе и по счастливому стечению обстоятельств уже отличал Баха от битлов и даже слышал, как Рихтер играет Аппассионату и Патетическую: это был, по-моему, великий пианист (правда, я не слышал, как играют эти сонаты другие, но вступительное слово диктора по радио меня убедило).

Концерты заезжих музыкантов проходили у нас обычно в лекционной аудитории мединститута. Она была достаточно велика, чтобы вместить полный курс студентов, и очень велика, чтобы плотно заполнить ее любителями музыки. Но городские власти, видно, устыдились рассохшейся сцены и облупленных скамеек в амфитеатре зала и концерт назначили в соседнем Доме политпросвещения: коммунисты красили себя аккуратно и в партере стояли вполне приличные кресла с плюшевой обивкой.

Билета я, конечно, не достал. С переносом места концерта они стали достоянием всех самых достойных горожан, а я не входил в их число. Но я был молод, а таких, как Рихтер, считал бессмертными в том смысле, что на мой век его хватит и я еще его услышу.

Поэтому в субботу (а концерт должен был состояться в воскресенье) я спокойно пошел в школу, а не в кассу Дома политпросвета, где с утра обещали продавать остатки билетов.

Уроки в тот день были так себе, и я, сидя на последней парте, скучал и зевал, дожидаясь их конца. Последний пятый урок был уроком пения.

Учительницу пения звали Мария Осиповна. Это была пожилая маленькая женщина в старомодном платье с нелепо длинными руками и носом и какими-то допотопными буклями волос на голове. Мы ее сразу окрестили Мариосиком и делали на уроках пения что хотели. Правда, вывести Мариосока из себя нам удавалось очень редко: наверное, она была просто добрым человеком. Но мы с детским садизмом старались к каждому уроку придумать новую каверзу и в тот день сделали вот что: вытащили из боковой стенки пианино какой-то штырь, надеясь, что когда Мариосик начнет играть, стенка с грохотом упадет в проход между партами. А в аккордеоне вытащили несколько гвоздиков, прикрепляющих меха к левой половине, опять-таки надеясь, что она оторвется, когда Мариосик после неудачи с пианино возьмется за аккордеон и растянет меха.

Уроки пения в нашей школе проходили почему-то в кабинете химии. Вокруг стояли какие-то колбы, реторты, пробирки с неизвестнами нам разноцветными жидкостями. Спиртовки для нагрева этих жидкостей обычно убирали в учительский шкаф и запирали на ключ.

Когда Мариосик вошла в кабинет, мы ее не узнали. Она сияла как не знаю что, улыбка растянула ее рот до ушей, платье было украшено каким-то дивным белым кулоном, а из буклей кокетливо выглядывали бантики, похожие на папильотки.

- Дети!.. - Мы с грохотом встали и с не меньшим грохотом сели, возопив: "Здрасьте!"

- Дети! Запомните этот день на всю жизнь... - Мы насторожились, почуяв подвох с неизвестной стороны. - Дело в том, что я решила вам сделать сюрприз...

Мариосик так волновалась, что не могла стоять и села на стул.

- Дело в том, - продолжала она, - что когда-то я жила в Одессе и училась в одной очень обычной школе. А рядом со мной за партой сидел мальчик, с которым я была в очень (Мариосик зарделась), очень хороших отношениях. Звали мальчика Славой. Но я проучилась с ним в той школе очень недолго, потому что когда мы должны были перейти, не помню, во второй или третий класс, меня увезли в другой город...

Нам эти старушечьи воспоминания были лишь дополнительным развлечением к ожидаемым событиям на этом уроке, и настроение наше поднималось все выше.

- И я даже подумать не могла, что этот мальчик Слава вспомнит меня, как я давала ему списывать арифметику и срисовывать географию, и, случайно встретив меня вчера на улице, узнает. Дело в том, - Мариосик стала похожа на воздушный шар, готовый к полёту, - что из этого мальчика получился музыкант, которого знают во всём мире. Это - Святослав Теофилович Рихтер! - воскликнула Мариосик, и мы разом грохнули "Ура!" Мы были счастливы за Мариосика, что у неё в школе был такой славный сосед. Но Мариосик продолжала:

- И вот, Слава, простите, Святослав Теофилович Рихтер сам предложил придти к нам на урок и сыграть что-нибудь из своего репертуара...

Последние её слова потонули в грохоте парт и голосов, криков "Ура!" и "Браво!" Дверь распахнулась, и в класс вошёл своей знаменитой походкой маэстро Рихтер, в концертном фраке и лаковых штиблетах, отражающих солнце и сияющую Мариосика.

- Только так, только так, Маруська, представлял твой урок пения! - воскликнул Рихтер, оглядывая класс. - Ну что, дети, здорово живёте?

- Да! - хором закричали мы.

- А теперь, так же хором, давайте-ка пианино из угла перетащим на место стола.

Пианист легко взял учительский стол двумя своими крупными ладонями и поставил к окну.

- Раз, два, взяли! - крикнул Святослав Теофилыч, великий музыкант, вместе с нами взявшись за наше задрипанное пианино Ивановской фабрики.

- А оно тяжёлое... - пыхтели мы, шумно сдвинув инструмент. Из-под наших ног вымелькнула маленькая серенькая мышка и под наше с маэстро улюлюканье исчезла в дыре под плинтусом.

Когда пианино встало на место учительского стола, Рихтер с размаху стукнул его сверху кулаком. Поднялась пыль, правая боковина с треском отвалилась, упав в проход между партами. Рихтер громко чихнул, шумно высморкался в ослепительно белый платок. Мариосик с молитвенно сложенными руками застыла у окна в ожидании.

- Я сыграю вам каденции разных композиторов к фортепианным концертам моего любимого композитора Людвига ван Бетховена.

- А кто это? - послышались голоса.

- Маруся... - Рихтер с укоризной взглянул на Мариосика. Та, потупив глаза, прошептала, залившись краской стыда:

- Не дошли мы до него по программе... У нас больше песни советских композиторов...

- Ничего, Маруся, восполним пробел сейчас. Уважаемые дамы и господа! - Рихтер с поклоном начал урок. - Людвиг ван Бетховен - любимый мой композитор, и этим всё должно быть сказано. А если точнее, то жил он в Германии, потом в Вене, на рубеже 18 и 19 веков. Хотя прожил всего 56 лет, оставил после себя гигантское число гениальных сочинений в самых разных жанрах. Почти все они остались в репертуаре современных музыкантов, особенно популярны три его симфонии, третья, пятая и девятая, фортепианные сонаты и концерты для фортепиано с оркестром. Сам он был очень хорошим пианистом и, чтобы показать своё мастерство, написал для своих концертов так называемые каденции - сольные номера, в которых можно было показать свою виртуозность. Тогда было принято, чтобы при исполнении концертов каждый пианист исполнял свои каденции, но в исполнительской практике закрепилось исполнение каденций самого Бетховена и других великих композиторов, которые любили сочинять каденции к чужим концертам: Брамса, Сен-Санса и тд и тп. Сам Бетховен к середине жизни оглох почти совершенно и поэтому любил играть очень громко и часто невпопад с оркестром. Но в каденциях этот последний недостаток, конечно, не был заметен. Так что, внимание!

Рихтер подвинул стул, осторожно сел на него и встряхнул руками. Мы с замиранием сердца смотрели на все его движения как на пассы мага и гипнотизёра.

Рихтер начал играть. Он играл громко, отчётливо и с вдохновением глядя куда-то вдаль. Он словно не слышал, как расстроен инструмент, что некоторые струны находятся на последнем издыхании и дребезжат как старухи, и что педаль откликается не так, как нужно.

Уже лопнуло несколько струн, уже отвалилась левая педаль, а Рихтер играл и играл перед восторженно застывшими детьми. Все мы, вытянув шеи и заглядывая сбоку, видели мелькание пальцев, в своём непостижимом движении сливающихся в какое-то жёлтое пятно над клавиатурой. Маэстро не хватало справа клавиатуры и он с остервенением в эти моменты встряхивал головой.

Когда из-под его пальцев стали взлетать вверх белые и чёрные костяшки клавиш, мы невольно встали со своих мест и окружили маэстро.

- А теперь послушайте каденции, которые я сам написал когда-то в юности! - закричал пианист и заиграл ещё громче и ещё гениальнее.

- Мировой мужик! - шептали мы друг другу и с восхищением покачивали головами. Какая-то неведомая сила от его игры вселилась в нас, и мы все чувствовали себя всесильными гигантами, способными на все возможные подвиги во славу своей советской родины против всех её врагов. Мы молились только об одном: чтобы пианино выдержало игру Маэстро до самого конца.

И инструмент не подкачал. Лишь с последним аккордом пианино, издав гул всеми своими струнами, с шумом, треском и грохотом развалилось, подняв высокий столб пыли.

Мариосик бросилась к Рихтеру:

- Маэстро, Вы не ушиблись?

- Разве с такими героями, - Рихтер взглянул на нас, - пристойно жаловаться на боль!

И, оглядев класс, музыкант воскликнул:

- Ну а теперь можно и за советские песни взяться! Есть у вас аккордеон какой-нибудь завалящий?

- Есть, есть! - закричали мы, забыв о подготовленной каверзе.

Рихтер натянул ремни на свои широкие плечи и тихо и заговорщически запел, подыгрывая пока только правой рукой: "Широка страна моя родная..."

Мы замерли и осторожно подхватили последние две строчки первого куплета. Рихтер врубил левую руку, и аккордеон со вздохом развалился на две половины.

- Не выдержал широты... - задумчиво произнес маэстро, засмеялся и взглянул на Мариосика. - Это они для тебя, обормоты, приготовили. Ну, ничего, есть ещё колбы и реторты.

Рихтер сбросил остатки аккордеона, нашел какие-то стеклянные палочки среди пробирок и подошёл к колбам и ретортам в штативах. Он постучал по ним палочками, что-то промычал про себя и громко сказал:

- Инструмент так себе, но "Сурка" я вам всё-таки сыграю.

И он стал в лад известной песни любимого своего композитора выстукивать сопровождение на колбах, ретортах и пробирках химкабинета. Слёзы текли по его щекам и, счастливо всхлипывая, он на последней ноте так хватил палочкой по нужной колбе, что она лопнула, окутав его каким-то фиолетовым облаком.

- Ура! - закричали мы и бросились обнимать пианиста.

Плакала Мариосик, утирал слёзы Рихтер, его фрак был безнадёжно прожжён в нескольких местах, а мы и хохотали, и рыдали, и кричали "Браво!" и "Ура!", провожая его в гостиницу по главной улице города.

 

С тех пор прошло много лет, я уже жил в Москве и не раз бывал на концертах всемирно известного музыканта, но никогда я не испытывал того счастья от его игры, какое пережил тогда со своими однокашниками и Мариосиком.

А концерт в Доме политпросвещения так и не состоялся: Рихтеру не понравился звук тамошнего рояля.

 

Москва, осень 1997 г.

 

 


24 мая 2017

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Рихтер в школе»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер