ПРОМО АВТОРА
Редактор
 Редактор

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Владимир Хорошевский - приглашает вас на свою авторскую страницу Владимир Хорошевский: « Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Сергей Богомолов - приглашает вас на свою авторскую страницу Сергей Богомолов: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Сергей Поваляев - приглашает вас на свою авторскую страницу Сергей Поваляев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Сергей Поваляев - приглашает вас на свою авторскую страницу Сергей Поваляев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Андрей Жеребнев - меценат Андрей Жеребнев: «Я жертвую 100!»
Андрей Жеребнев - меценат Андрей Жеребнев: «Я жертвую 100!»
Михаил Васильевич Гуляев - меценат Михаил Васильевич ...: «Я жертвую 100!»
Vladimir  Milkov - меценат Vladimir Milkov: «Руиздату от меня!!»
Михаил Васильевич Гуляев - меценат Михаил Васильевич ...: «Я жертвую 100!»

ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
Сентябрь-Март

Автор иконка Андрей Штин
Кошколёт

Автор иконка Виктор Любецкий
Взгляд устремлённый на переносицу...

Автор иконка Андрей Штин
Хроника 3. Пресс-релиз интервью

Автор иконка Редактор
Поздравляем с Днем защитников Отечества&...

Автор иконка Редактор
Изобразительно-выразительные средства яз...

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
Сентябрь-Март

Автор иконка Виктор Любецкий
Облака...

Автор иконка Веснянкина Варвара
Хам

Автор иконка Зоя
по-русски

Автор иконка Виктор Любецкий
МОНОЛОГ ХОЗЯИНА ИЗ ОБЫКНОВЕННОГО ЧУДА

Автор иконка Зоя
Зачем война

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееИтоги конкурса фантастического рассказа
ПоследнееПоздравляем с Днем защитников Отечества!
ПоследнееАнализ литературного текста
ПоследнееВопрос к авторам и читателям
ПоследнееБорцам за правду посвящается
ПоследнееЧитатели рекомендуют или Что почитать
ПоследнееИзобразительно-выразительные средства языка

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Андрей ШтинАндрей Штин: "Как говорится "Хочешь испортить с человеком отношения, дай ему в долг"..." к произведению Два доллара

Вова РельефныйВова Рельефный: "А зачем регистрироваться под чужим именем?" к произведению Три сталинских наркома

Дмитрий ВыркинДмитрий Выркин: "Искренне благодарю Ирина за теплый. исходящий из лепестков души отзыв...." к рецензии на В ЧЕМ УСПЕХ КРОКОДИЛА ДАНДИ?

Владимир ХорошевскийВладимир Хорошевский: "Французский юмор, на мой взгляд (в отличие от английского и тем более ..." к рецензии на Авторские переводы французских анекдотов

Ирина СеверинчукИрина Северинчук: "Дмитрий, интересная статья и содержательная. Этот фильм я смотрела раз..." к произведению В ЧЕМ УСПЕХ КРОКОДИЛА ДАНДИ?

Ирина СеверинчукИрина Северинчук: "Очень понравилось - тонкий юмор. Обязательно почитаю все Ваши переводы..." к произведению Авторские переводы французских анекдотов

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Николай ЧапуринНиколай Чапурин: "Понравился стих! Удачи Вам!" к стихотворению Атласная цепь любви

Николай ЧапуринНиколай Чапурин: "Замечательный стих! Очень понравился! Счас..." к стихотворению Любовь

Владимир ХорошевскийВладимир Хорошевский: "Я этого не знал, спасибо за информацию. Учту на бу..." к рецензии на Григорий Распутин

Вова РельефныйВова Рельефный: "Владимир, зачем вы пишите все жирным шрифтом? Лучш..." к стихотворению Григорий Распутин

Сергей ПоваляевСергей Поваляев: "Это точно. Удач!" к рецензии на Не коси взглядом

Сергей ПоваляевСергей Поваляев: "Спасибо Вам за отзыв. Удачи!" к рецензии на Не коси взглядом

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Незванные гостьи
Просмотры287       Лайки4
Автор Михаил Васильевич Гуляев

ПОЛЕЗНОЕ

СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Читать подробнее »

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

О ЛИТЕРАТУРНОМ САЙТЕ РУИЗДАТ

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".

Читать подробнее »

Праславяне и киммеро-скифо-сарматский мир

Историческое

5 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Продолжение цикла работ по древней русской истории

ПРАСЛАВЯНЕ И КИММЕРО-СКИФО-САРМАТСКИЙ МИР (II-I тыс. до н.э.)

                                                           1. Предисловие

               Краткое содержание предыдущих глав. Протоарийские племена предположительно появляются на Балканах в 7-6 тысячелетии до н.э., миновав за тысячелетия миграций Центральную Азию, Переднюю Азию, Анатолию... * В течение последующих нескольких тысячелетий они распространяются по Центральной и Восточной Европе, образовав в 4-3 тысячелетии до н.э. так называемую культуру шнуровой керамики (КШК) - она же культура боевых топоров - названную так по обычаю сопровождать покойника в могиле ритуальным каменным топором специфической формы. Очертания данной археологической культуры представлены на карте-схеме 1. Установлено [1], что в периоде порядка 3000 лет до н.э. основной протоарийский поток мигрантов, относящийся в массе своей по мужской Y-хромосоме ДНК к гаплогруппе R1a, разделяется на два, ставшие впоследствии ключевыми практически для судеб всего мира: это арийский субклад R1a-Z93 и протославянский R1a-Z280 (это стандартные общепринятые обозначения родов в любом направлении современной биогенетики). Данное событие отслеживается специалистами по специфическим повторам нуклеотидов в цепочках ДНК, как ископаемых образцов, так и ныне живущих обитателей Евразии – смотри, например, [2,3].

               Первая из упомянутых ветвей общего протоарийского древа постепенно мигрирует с территории КШК на восток и юго-восток – за Урал и Каспий, образуя последовательно культуры (схема 1): Фатьяновскую (входит в КШК – восточная зона от примерно меридиана Псков-Новгород), Бабинскую, Срубную, Абашевскую, Синташтинскую, Петровскую, Афанасьевскую и Андроновскую. С территории последней они на рубеже примерно 1500 года до н.э. вторгаются на север Индостана, в Афганистан и Иран, где становятся, наконец, теми самыми легендарными ариями, известными из эпосов Ригведа и Авеста.

               В процессе своего полуторатысячелетного движения из Европы в Индию арии оставляют своеобразный «инверсионный след» в виде хронологической цепочки культур, связываемых исследователями с киммерийцами, скифами и сарматами. Все они до сих пор непоколебимо и безальтернативно именуются в любых источниках «ираноязычными», и к этому тезису мы еще вернемся.

               Данная глава посвящена тематике формирования, взаимоотношений и трансформации последовательно киммерийского мира, скифского и частично сарматского в периоде «средней бронзы-поздней бронзы-раннего железа», то есть от 2000 до 400-200 лет до н.э. Славная и не менее доблестная история протославянского субклада R1a-Z280 – наших предков – оставшегося в Восточной Европе и не последовавшего в Азию за своими более непоседливыми сородичами-ариями субклада R1a-Z93 - будет рассмотрена в следующей главе (в совокупности с сарматским миром).

                                             2. Археологические культуры киммерийского круга

               На карте-схеме 2 показана зона Евразии, подконтрольная протоарийским, арийским и постарийским племенам временного диапазона от 3000 до примерно 1000-500 лет до н.э. (территория Центральной Азии, занятая индо- и ираноарии в конечной стадии их миграций здесь не отображена). В дальнейшем автором предлагается следущая градация единого арийского этноса: эпоха до начала IV – конца III тысячелетия до н.э., то есть, до начала массовой миграции с территории культуры КШК на восток – это протоарийский этнос, включающий в себя праславян; те же самые племена  в процессе движения на восток – это непосредственно арии; а вот арийские племена, оставшиеся на территории Русской равнины, Средней Азии и Сибири и не пошедшие в Индию-Иран – это постарийские племена. Так вот, как явствует из схемы, ареал обитания арийской этнической доминанты пространственно охватывал  десятки современных государств от Франции до Монголии.

               Параллельно с арийскими культурами Русской равнины – Фатьяновской и Абашевской – формируются доскифские, или даже еще киммерийские постарийские культуры (территория Украины и России): Бабинская – она же многоваликовой керамики - № 1 на схеме 3, с археологическими датировками 2200-1800 лет до н.э. и срубная культурно-историческая общность (КИО) - №4 на схеме 1 с датировкой 2000-1500 лет до н.э. (здесь на схеме срубная КИО не показана, так как она как бы «перекрывает» практически все рассматриваемые ниже культуры). В срубную КИО входят культуры постарийского круга Покровская - №3 (1800-1500 лет до н.э.) и Сабатиновская - №4 (1800-1200 лет до н.э.), на базе которых происходит формирование будущего киммерийско-скифского мира.

               Рассмотрим эти культуры более детально. Бабинская культура: исследований по ископаемым ДНК нет, но погребальный обряд «чисто арийский» - в скорченном положении на левом боку (пол, правда, не обозначен). Приводим характерную цитату из краниологического исследования [2]: «Популяция носителей Бабинской культуры формировалась на основе населения восточных шнурокерамических культур при участии коллективов, происхождение которых было связано с территориями Северного Кавказа и Закавказья. Вклад предшествующего населения катакомбной культуры не прослеживается». Это ещё одно подтверждение нашего вывода в предыдущей работе о формировании катакомбной культуры «эрбинским», неарийским элементом гаплогруппы по Y-хромосоме R1b и смене его ариями в срубной культуре. Одновременно подтверждается и смещение части обитателей КШК (шнуровой керамики) с северной части Европы и Русской равнины в ее южные пределы – к Черному морю. Значит, Бабинская культура основана теми же арийскими и постарийскими племенами, что и КШК и, скорее всего, с превалированием именно арийского субклада R1a-Z93. Хотя нельзя исключать и появление в этих местах уже в то время (2200 лет до н.э.) и представителей праславянского субклада ариев R1a-Z280 – данная версия требует дополнительного специального исследования.

               Теперь обратимся к Покровской культуре. Анализов ископаемых ДНК также нет, но погребения этой культуры, как и соседствующей с ней Бережновско-Маёвской, те же, «срубного круга» - то есть с характерным для ариев субклада Z93 размещением покойных в могилах (курганах) на левом боку скорчено. Точно такую же картину мы наблюдаем и в Сабатиновской культуре – высокоразвитой культуре Северного Причерноморья с металлургическими технологиями поздней бронзы – считающейся «предскифской». Скифы однозначно относятся к постарийскому миру, хотя в их эпоху погребальный обряд (положение покойных) резко меняется – оно становится «на спине вытянуто», традиционным и поныне уже у христианских народов. Причина такой трансформации за пределами данной работы. Но позже мы увидим, что праславянский субклад того же арийского мира также меняет древний обряд положения на боку вообще на кремацию. Все-таки «ничто не вечно под луной», и даже такие консервативные вещи как погребальные обряды со временем за сотни поколений могут и измениться под влиянием различных факторов.

               Из анализа расположения Бабинской (№1 на схеме 3) и срубной (№4 на схеме 1) культур даже чисто визуально просматривается своеобразное графическое их «вытягивание» по оси запад-восток. Часть ариев (арийских племен) смещается, уходит, но какие-то племена предпочитают оставаться на месте, формируя тем самым будущий киммеро-скифский мир. Причины подобного разделения единого народа пока четко неясны, да и не являются предметом данного повествования.

               На территории, относимой археологами к срубной культурно-исторической общности помимо уже упомянутых Покровской и Сабатиновской культур, ученые выделяют еще ряд культур так называемого «предскифского периода», который далеко не каждый исследователь решался называть киммерийским. Далее представим их в хронологическом порядке – см. карту-схему 3: Кобяковская (и входящая в нее Отрадненская) с датировками с 14 по 10 век до н.э., Белозерская 12-10 век до н.э. (из-за «перенасыщенности» схемы она не отображена, но территориально составляет западную часть срубной КИО, пересекаясь в пространстве с культурами Чернолесской, Белогрудовской, Сабатиновской и Бабинской), Белогрудовская 1100-750 годы до н.э., Чернолесская 900-700 годы до н.э.

                Кобяковская – погребения на правом и левом боку (очевидно гендерное разделение); Белозерская – «в скорченном положении на боку» (каком именно не уточняется); Белогрудовская – на правом и левом боку скорчено; Чернолесская – положение покойных на боку, но в позднем периоде (здесь – внимание!) появляется характерная уже для славян кремация. Последняя культура по времени определена как раз в период смены киммерийцев скифами, как это трактуется во всех учебниках по древней истории, но, похоже, здесь ситуация гораздо сложнее, а именно: в данной зоне появляются переселенцы из Восточной Европы – праславяне арийского субклада R1a-Z280. Пока это только предположение, о праславянах – в следующей главе.

               Все перечисленные культуры территориально укладываются в абрис (и хронологически) срубной культуры и только Чернолесская «вытягивается» ближе к Карпатам. По обряду трупоположения все культуры срубного круга относятся к постарийскому этносу субклада R1a-Z93. На начальном этапе срубной культуры и, соответственно, конечном катакомбной – а это рубеж III-II тысячелетия до н.э. – какая-то часть населения смещается на восток за Дон, Волгу и за Каспий, формируя Андроновскую культуру Закаспия, Южного Урала, Средней Азии. Часть остается на месте, формируя уже упомянутые киммерийские, доскифские культуры срубной КИО. Подобный процесс происходит и севернее в зоне Фатьяновской культуры, откуда на рубеже все тех же III-II тысячелетия до н.э. население продолжает начатое еще в IV тысячелетии до н.э. в рамках североевропейской арийской культуры боевых топоров (КШК) движение на восток. Фатьяновцы смещаются к Уралу, где формируют Синташтинскую (и так далее – см. ниже) культуру на пути следования до достижения Индостана и Иранского нагорья. Поразительные совпадения в гидронимах Северной Индии и Северной и Центральной России – см. [4 ] – находят свое объяснение именно в траектории движения ариев с «исторической родины» на Вологодчине-Ярославщине (зона Фатьяновской культуры) в Индию. Арии уносят в новые края память о прародине и не только память. Ученые считают, что Ригведа была создана еще до вторжения ариев в Индию (реконструируя и восстанавливая некоторые события эпоса), возможно в рамках высокоразвитой городской культуры Синташта-Аркаим.

               Многие известные историки, археологи и слависты, в частности Б.А. Рыбаков и М.Гимбутас [5,6 ], склоняются к тому, что Чернолесская культура послужила неким своеобразным «концентратором» будущего славянства. Но без однозначных результатов исследований ископаемых останков на ДНК стопроцентно об этом говорить не приходится. Непонятно почему, в этих предположениях обходится стороной Бондарихинская культура (1100-900 годы до н.э.) - №1 на схеме 3, - занимавшая в постарийское и уже в киммерийское время огромную территорию современных Северной Украины и российского Среднего Дона (вплоть до Средней Волги). Упомянутые Рыбаков и Гимбутас относят «бондарихинцев» к неким «прабалтам» - позволим себе с этим не согласится, - как и с самим существованием мифического этноса «балты». У нас, что невозможно было связать со славянами, или, на худой конец с финнами, относили и относят к «балтам». Этакий поручик Киже со своей историей  и мифологизацией. Тема этого мистико-мифического народа требует отдельного исследования. Пока же будем держать в уме, что в реальности  никакого балтского этноса быть не могло по определению (кроме, разве что, сформировавшихся в раннем Средневековье народностей Прибалтики), и что Бондарихинская культура – наряду с Чернолесской - вполне себе имеет право быть праславянской. Но об этом, повторимся, в следующей главе. Тем более что бондарихинцы, в отличие от своих соседей (из прочих культур) применяли в погребальном обряде кремацию-трупосожжение. А этот обычай, забегая вперед, скажем, становится на рубеже II-I тысячелетий до н.э. превалирующим у праславян в Восточной Европе.

                                            3. Сибирские и среднеазиатские скифы

               На схеме 3 представлены археологические культуры III-II тысячелетия до н.э., изначально основанные ариями на пути их миграций из Восточной Европы в Среднюю Азию-Индию-Иран. На схеме 4 помимо культур киммеро-скифского круга (Северное Причерноморье-междуречье Днепр-Дон – Средняя и Нижняя Волга) – отображен общий контур, граница этих культур (римское I) -показаны культуры той же и более поздней эпохи, относящиеся по совокупности признаков к скифо-сибирскому миру – наследнику все той же арийской цивилизации Евразии. Это последовательно по времени существования: Андроновская (1700-900 лет до н.э.) - №7на схеме,  Приказанская (1600-900 лет до н.э.) - №1, Карасукская (1400-800 лет до н.э.) - №3, Черкаскульская (1300-1100 лет до н.э.) - №2, Тагарская (800-300 лет до н.э.) - №4, Пазырыкская (600-300 лет до н.э.) -№5, а также «район Таримских мумий» (1800-200 лет до н.э.) -№6 на схеме 4. Последний расположен на территории Синцзян-Уйгурского автономного района Китая.

               Помимо характерной именно для скифов «триады» культурных признаков, а именно: особенности конской упряжи, вооружения и «звериного стиля» в искусстве, позволившие отнести эти культуры именно к скифам, выявлены, в том числе следующие данные по ископаемым ДНК и погребальным обрядам отдельных культур Сибири.

                Андроновская культура - как это было изложено в предыдущей главе [7 ] - основана ариями и их прямыми потомками гаплогруппы R1a субкладов Z93 и нисходящих Z2123 и Z2124; погребальные обряды – ингумация с расположением покойных на боку скорчено. Карасукская культура: также выявлены несколько ископаемых образцов ДНК гаплогруппы R1a1 и нисходящие субклады Z2123-Z2124. Это и есть «инверсионный след» от обитавших здесь ариев, частью мигрировавших далее на юго-восток в общем потоке с вектором движения в сторону Индии-Ирана, а частью оставшихся на месте, образовав данную (и прочие) культуры киммеро-скифского круга. На территории Карасукской культуры обнаружены ископаемые образцы ДНК носителей  монголоидной гаплогруппы Q1a, что говорит о начавшемся процессе смешения коренных обитателей Сибири и пришельцев с Запада – ариев и постариев. Приказанская культура: считается, что «...ее истоки в срубно-андроновском мире» (Википедия) и против этого у нас нет возражений. Данных по генетике нет. Особенности трупоположения: начальный период – на спине вытянуто, а уже где-то с 15 века до н.э. – типичное для ариев и постариев положение «скорчено на боку». Приказанскую культуру населяли некие «доскифские племена», или же - по всем предыдущим выкладкам – это были те самые киммерийцы (здесь мы применяем расширенное толкование этого термина, называя так все постарийские племена до рубежа примерно 8-7 век до н.э.). Получается, в эпоху от 2000 до н.э. и вплоть до указанного времени Среднее Поволжье и Прикамье контролировали именно они.

               Еще раз о терминологии. В отличие от общепринятого взгляда на киммерийцев и их локализацию еще с Геродотовых времен только в ограниченном районе Северного Причерноморья – Днепро-Донское междуречье – в настоящей работе данный эпоним распространен на все доскифские постарийские племена Евразии. Скифы – это естественное продолжение киммерийцев, а те – ариев, это – один и тот же народ, разделенный только в воображении поколений археологов и историков по совершенно искуственным критериям.

               Черкасульская культура: еще одна, основанная постарийским населением. Данных по ДНК нет, но трупоположение типично арийское – на боку скорчено. Тагарская культура: она классифицируется как скифская, вернее скифо-сибирская. Есть данные по ископаемым ДНК и это, естественно, арийская гаплогруппа R1a, субклад не установлен, но, наверняка нижеследующий от арийского R1a-Z93 и другого здесь предполагать не приходится. В Тагарской культуре отмечается большое количество признаков, в том числе и краниологических (строение черепа), с более ранней Афанасьевской культурой – еще одной на арийском маршруте Запад-Восток – см. схему №1. Но здесь, несмотря на генетику, меняется обряд трупоположения: на спине – кремация – мумификация. Во-первых, Тагарская культура уже очень поздняя относительно арийской эпохи – миновало более тысячи лет – а во-вторых, начинает сказываться влияние Востока: Тагарская культура оказывается самой восточной из постарийско-скифских.

               Пазырыкская культура: анализы ископаемых останков по ДНК дают все ту же арийскую гаплогруппу R1a1a (ее хронологически последующие субклады), но имеются и образцы «местной» угорской гаплогруппы N. В захоронениях помимо основной массы европеоидов встречаются и останки монголоидов – то есть начался процесс ассимиляции восточного постарийского форпоста монголоидными племенами. Современное мужское население районов, очерченных признаками данной культуры, - а это приграничная зона Казахстана,... Читать следующую страницу »

     Страница: 1 2


анатолий овчинников анатолий овчинников

20 марта 2017

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Праславяне и киммеро-скифо-сарматский мир»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад




© 2014-2017 Литературный портал "Ruizdat.RU" 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерПоддержка, ведение и развитие сайта - вебмастер persweb.ru