ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Про Кота

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Новые жанры в прозе и еще поиск

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Дворянский сын

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Реформа чистоты

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Стихи к 8 марта для женщин - Поздравляем...

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Города

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Бараны в креслах

Автор иконка Alex Til
Стоит почитать И как могла ты полюбить?

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Как с утра тяжелый снег похоронил

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Вредные советы №1

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

СлаваСлава: "Именно таких произведений сейчас очень не хватает. Браво!" к произведению Я -

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогой Слава!Я должен Вам сказать,что Вы,во первых,поступили нехо..." к произведению Дети войны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Валентин Максимович, стихотворение пронизано внутр..." к стихотворению Гуляют метели

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогая Светлана Владимировна!Вы уж меня извин..." к рецензии на Луга и поляны

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




П. П. Шмидт как зеркало Первой русской революции


стрекалов александр сергеевич стрекалов александр сергеевич Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
2027 просмотров
2 рекомендуют
8 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
П. П. Шмидт как зеркало Первой русской революцииИсторическое эссе

ибералов наших в большой чести.

А вот правнук его, Всероссийский Самодержец Николай II Александрович, тот героический урок не усвоил - растерялся и “дал петуха”, пошёл у смутьянов на поводу, ведомых озверелыми и вконец обнаглевшими радикалами. Что, по “просвещённому” мнению ближайшего окружения Царя, должно было успокоить страну, ослабить в ней политическое и социальное напряжение…

Но вышло всё по-другому, как и должно было произойти, а не как предрекал и прогнозировал иуда Витте. И «Манифест от 17октября, который революционеры учли как несомненную свою победу, только подлил тогда масла в огонь. Революция с этой минуты яростно бросилась на штурм «Исторической России»…»

 

Октябрьский Высочайший Указ - помимо вышеизложенного, сакрального и священного если так можно выразиться, метафизического, с клятвопреступлением связанного и изменой, преданием Самого Господа Бога, - ещё и тем был плох, что показал митингующим и бастующим слабость власти перед лицом революции и личную трусость Царя, готовность последнего идти на уступки даже и в тех архиважных вопросах, где уступок в принципе быть не должно - в вопросах государственного устройства... И заправилы, расправив плечи и сбросив маски, пошли ва-банк, решив одним махом, одним броском с Николаем II и Россией разделаться.           

Уже на другой день, 18 октября 1905 года, возбуждённые толпы людей из числа российской интеллигенции, студентов и преподавателей в основном, и бездельников-разночинцев, ведомые агитаторами-евреями, повсеместно попёрли в атаку: стали захватывать госучреждения и призывать народ смело брать власть, вооружаться и убивать жандармов и полицейских. При этом, заводилы-евреи опять-таки, “дрожжи любой революции” и главные выгодоприобретатели, демонстративно и прилюдно рвали портреты Царя, топтали сорванные портреты ногами. Но главное, всё громче зазвучали призывы к «вооружённому захвату власти» и свержению Государя Императора, - призывы, которых у Хрусталёва-Носаря даже и в мыслях не было. Откуда, спрашивается, взялись они, такие крамольные лозунги и наказы?

А вот откуда! В этот трагический для страны момент, когда судьба Российской Державы по сути решалась: выстоит она под напором толпы или рухнет, провалится в тартарары, рассыплется на отдельные части, - в Петербург из Европы на всех порах примчались Парвус с Троцким, два форменных негодяя и провокатора, два беспринципных барбоса, за душой у которых святого не было ничего - только интриги и революция, а за спинами которых стоял мировой банковский капитал и тайное мировое правительство. Они-то, Троцкий с Парвусом, и стали сразу же правой и левой рукой у председателя Носаря благодаря высоким зарубежным покровителям; они же, от его имени, и бросили кличь о «вооружённом восстании», до предела обострив и накалив обстановку. Потом это суд доподлинно установил: что так оно в точности всё и было, - и смягчил арестованному за мятеж Носарю наказание, избавил от смертной казни, заменив её каторгой…{1}

А обезумевший в те осенние дни народ, ведомый ловкими агитаторами из петроградского «Совета Рабочих Депутатов» и его многочисленных филиалов, в революционном запале начал громить всё и вся - на барские усадьбы снова переключился, российскую знать и её имущество. «Фабрикация бомб приняла гомерические размеры… Мастерские бомб открываются во всех городах… Взрывалось всё, что только можно было взорвать, начиная с винных лавок и магазинов, продолжая жандармскими управлениями и памятниками русским генералам и кончая церквами». Про погромы и поджоги тысяч дворянских имений писать больно и тяжело православному русскому человеку, которые в большинстве своём выгорели дотла и восстановлению не подлежали, оставив их обитателей без крыши над головой и средств к существованию. Однако же в этом “факельном деле” гораздо прискорбнее было другое: что правительством это как бы не замечалось и не пресекалось особенно-то; у полицейских до этого не доходили руки, не было времени, сил. Головы министров и генерал-губернаторов, Царя были заняты тогда исключительно пресечением еврейских погромов, о которых традиционно вопила центральная печать, глумливо приписывая их “черносотенцам”, которые сумели оформиться в различные политические партии и союзы только к концу декабря 1905 года и которые как раз призывали к обратному: погромы категорически осуждали - все.

Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать, что Манифест от 17 октября, изначально задуманный как оздоровительная политическая прививка или отдушина на переутомлённом государственном теле, на деле сыграл роль этакого “спускового механизма”, который создал в стране всеобщую атмосферу безвластия, вседозволенности и безнаказанности, которые, в свою очередь, многократно сильнее, нежели даже в погромах, выразились в различных революционных акциях, прогремевших по всей России…

5

 

Особенно сильно это было заметно в армии и на флоте, куда перекинулось возбуждение. В июне-месяце восстал броненосец “Потёмкин”, оголодавшие из-за некачественной пищи матросы которого, находясь под воздействием фронтовых неудач и газетных антиправительственных репортажей, листовок и провокаторов, призывавших к бунту против властей, к революции, перебили половину офицеров судна и захватили корабль; после чего две недели болтались по Чёрному морю, бесхозные, и вошли этим бессмысленным и кровавым действом в историю… А осенью примеру “Потёмкина” последовал крейсер “Очаков”, о чём поподробнее поговорим.

Там отставной лейтенант флота Пётр Петрович Шмидт, к описанию “подвигов” которого наконец и подходим, бузу заварил, 14(27) ноября возглавив мятеж на крейсере. Этот психически нездоровый пройдоха и самозванец сразу же объявил себя командующим Черноморским флотом, представляете! дав сигнал кораблям эскадры: «Командую флотом. Шмидт», - с надеждой привлечь их на свою сторону. В тот же день, не откладывая, он послал в Петербург Государю Императору дерзкую по форме и вызывающую по содержанию телеграмму, гласившую: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от Вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более Вашим министрам. Командующий флотом П.Шмидт».

Обратите внимание, уважаемые читатели, что в телеграмме ключевое слово “государь”, одно из названий тогдашнего руководителя государства и Верховного Главнокомандующего, почти имя собственное Николая II, сознательно написано с маленькой буквы, а «Учредительное собрание» - вожделенная цель всех либералов и революционеров российских и в 1905 году, и в 1917-м - с большой. Эта стилистическая “мелочь” или “пустяк” хорошо свидетельствует о несамостоятельности Шмидта как руководителя, о его подчинённости севастопольским революционным кругам: кто-то куда более знающий и искушённый за ним во время мятежа стоял и диктовал ему подобные мерзости.

Отстучав Царю сей “шедевр”, больше на пасквиль похожий, самозванец отправил своих эмиссаров на берег: призывать к восстанию береговые части, поднимать на бунт другие корабли. Но как только, после безуспешных переговоров, по “Очакову” был открыт огонь на поражение 15(28) ноября и он загорелся, то есть когда с забастовщиками шутить и нянчиться перестали, “мужественный” Шмидт “сдулся”, напускную храбрость сразу же растерял, революционный пыл и немедленно покинул крейсер, как заяц пустился в бега. А его команда без командира выбросила белый флаг, сдавшись почти без боя. Всё это о том говорит, что люди, одурманенные пропагандой матросы-черноморцы, и не думали воевать, становиться грудью за самонадеянного и истеричного лейтенанта, которого арестовали и расстреляли потом по приговору морского суда, его же собственные матросы и расстреляли. Они, быстро опомнившись и разобравшись в чём дело, революционный дурман стряхнув, перешли на сторону правительственных войск и сами же смуту на Чёрном море и подавили. И, вероятно, сильно сожалели потом о своей измене Царю, о мимолётной слабости и малодушии…

 

Имя П.П.Шмидта, быстро и надёжно забытого, всплыло опять после Февраля 1917-го, когда революционерам-ниспровергателям понадобились собственные идолы и “герои”, на примерах которых необходимо было воспитывать и разогревать толпу. Тогда-то и вспомнили про Петра Петровича, и даже сам Главковерх Керенский, такой же истерик и пустозвон, посетил могилу казнённого лейтенанта в Севастополе в мае 1917-го, воздал ему почести.

Но пуще прежнего его раскрутили большевики, сменившие Временное правительство в Октябре-месяце: понаставили ему памятников по стране с течением времени, его именем назвали набережные в Ленинграде, Севастополе и Великих Луках, десятки по всему Советскому Союзу улиц переименовали в его честь. И всё по той же, как и Керенский, причине: нужда на “героев”, на символы одолевала и их; и им, до основания всё разрушившим и охаявшим, потребовался свежий “материал”, чтобы им заполнять и раскрашивать свои идеологические и просветительные программы… Почему именно за него, дезертира, психопата и неудачника, отставного лейтенанта Шмидта большевики так крепко тогда ухватились? - тоже хорошо понятно: лучшего-то ничего не было под рукой. П.П.Шмидт был единственным, особо это подчеркнём, офицером русского флота, примкнувшим к революционным событиям 1905 года. Другие покрепче были в морально-нравственном плане - на вражескую пропаганду не поддались и честь офицерскую не запятнали.

В 1927 году в Советской России произошло и вовсе знаковое событие - увидели свет две большие поэмы по истории революции 1905 года - «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» - сугубого либерала и интеллигента-западника Б.Л.Пастернака, вдохновенного певца-прославителя революционного терроризма и первых советских вождей (Ленина и Сталина, главным образом), пионера-зачинателя серии «Пламенные революционеры» по сути, книги которой, если кто помнит ещё, выходили в солидном «Политиздате» в 60-е и 80-е годы и оплачивались по высшему разряду. Все, кто хотел заработать, решить свои финансовые проблемы, прославиться наконец и в писательский Союз вступить, без устали строчили тогда пошлые биографии Марата, Робеспьера, Пестеля, Каховского, Рылеева и других бузотёров-громил, неистовых ниспровергателей крепких национальных структур и морально-устойчивых деятелей-патриотов. А государство писульки их потом издавало массово и заваливало ими полки библиотек и книжных магазинов страны, молодёжи головы сим историческим мусором забивало (в упомянутой поэме «Девятьсот пятый год», для справки, воспевалась знаменитая террористка Мария Спиридонова, участвовавшая в 1905 году в убийстве московского шефа полиции генерала Трепова. И это считалось в советское время подвигом, достойного больших поэм!!!).

Б.Пастернак, хочется верить, не о деньгах одних думал и не о славе, когда про 1905 год и “подвиги” Шмидта “нетленки” свои сочинял: образ мятежного лейтенанта был ему, судя по всему, глубоко симпатичен, близок и дорог. Больше скажем: приснопамятного Петра Петровича Борис Леонидович считал, ежели из оценки его поэтического образа исходить, этаким эталоном российского либерального интеллигента, в котором поэт вожделенно угадывал собственные черты и последние слова которого на суде в феврале 1906 года он дословно почти повторил в октябре 1958 года в письме к правлению Союза писателей СССР, хлопотавшему об его исключении из писательской организации. А это говорит о многом. Это уже серьёзно... А ещё добавим для полноты картины, что получившийся поэтический образ надломленного неудачей вожака восстания, помимо воли (твёрдое мнение Пастернака) ввязавшегося в сомнительную авантюру, так понравился Борису Леонидовичу, настолько соответствовал, вероятно, его мировоззрению и миропониманию, его внутреннему настрою наконец, что поэт под конец жизни фактически скопировал с него в общих чертах и главный свой литературный образ в романе «Доктор Живаго». Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэма «Лейтенант Шмидт» (лейтмотив которой - моральное заложничество интеллигенции: предать матросов для Шмидта, литературного, пастернаковского, оказалось страшней, чем изменить присяге), - стала по сути черновым наброском нашумевшего в своё время произведения…

6

 

С середины 1930-х годов в окружении Сталина поднялась и набрала силу «русская партия» во главе со А.А.Ждановым, которая заметно приглушила советскую агрессивную коминтерновскую риторику, мечту о мировой революции и исторический нигилизм (что насаждались окопавшимися в ВКП(б) перманентными революционерами-марксистами, сторонниками высланного Троцкого), и начала ускоренными темпами готовить народ к войне, стремительно надвигавшейся с приходом к власти в Германии А.Гитлера. И первым делом Андрей Андреевич с товарищами попробовали восстановить тогда с утерянным из-за революционного урагана-бури историческим прошлым связь, ликвидировать 20-летний провал в коллективной народной памяти, развеять интернациональный дурман и всеобщую мозговую блокаду. После чего на великих примерах русской истории духовно воспитать и укрепить прозревший и опомнившийся народ, наполнить души людские, советские, непобедимым патриотическим духом, верой в себя и страну, чем мы были всегда так богаты, чем легко побеждали врагов и в прошлые годы славились… И это сделать им удалось в целом к лету 1941 года - восстановить, почерпнуть и наполнить, воспитать, возвысить и укрепить массы героическими картинами прошлого и примерами. И честь им и хвала за такое подвижничество - советским партийным деятелям-великодержавникам, настоящим русским коммунистам, патриотам Родины, что стали могучей опорой Сталина в строительстве и войне и внесли решающий вклад в разгром нацизма.

Именно с этого времени, переломного в смысле идеологии, в СССР про лейтенанта Шмидта надёжно опять забыли. И поделом, и правильно, и слава Богу, как говорится! С неврастениками и дезертирами войну нам было бы не выиграть ни за что. Это - очевидное утверждение. Поднимавшейся с колен стране срочно понадобились реальные герои - не игрушечные, не вымышленные, не надувные, пропагандистским воздухом накаченные... Поэтому-то и воскресли из небытия и набатом прогремели на весь Советский Союз великие имена Александра Невского, Дмитрия Донского и Ивана Грозного, Минина и Пожарского, Суворова и Нахимова, видных деятелей литературы и искусств прошлого. Весь 1937 год - для либералов “чёрный” - в СССР громко славили например поэта-патриота А.С.Пушкина (подло убитого сто лет назад тогдашними деятелями-космополитами из окружения Нессельроде); равно как и героев-челюскинцев, покорителей Севера; лётчика-асса В.Чкалова, совершившего знаменитые беспосадочные перелёты на Дальний Восток и Америку; исследователя Арктики И.Папанина, возглавившего первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс» и многих-многих других неутомимых советских тружеников-героев, учёных, конструкторов и инженеров, военных, рабочих и колхозников.

Всё это, повторим, было и крайне важно и жизненно-необходимо перед войной - духовное здоровье общества. Как и наличие самолётов и кораблей, пушек и танков…

 

Но в 1949 году, когда внешний враг был наголову разбит, «русская партия», отдавшая победе всё, без остатка, сосредоточившаяся исключительно на ней одной и потерявшая бдительность из-за этого, да и здоровье тоже, - «русская партия» потерпела сокрушительное поражение в околосталинской подковёрной борьбе, уже от врага внутреннего, либерального, просидевшего всю войну в тылу и засаде, накопившего силы к решающей схватке за власть («Ленинградское дело», «Дело кремлёвских врачей-отравителей»). И за «Историческую Россию» после ухода в небытие Жданова и разгрома его команды бороться в Кремле стало некому: Советская Россия осиротела, лишённая преданных себе державников-патриотов в верховном руководстве страной.

Закономерно поэтому и естественно, что после смерти И.В.Сталина и прихода к власти затаившегося троцкиста Хрущёва обстановка в стране поменялась кардинальным образом. Н.С.Хрущёв, как известно, был прирождённым революционером и упырём, все дела вершил глоткой лужёной, матерщиной и кровавым кавалеристским наскоком. И при этом ненавидел всё великое, северорусское, лютой ненавистью: сразу же, как только получил власть, отрезал от ненавистной ему России Крым, жемчужину присоединённой князем Потёмкиным Новороссии, и волюнтаристским личным решением передал его родной Украине. Чтобы и хохлов облагодетельствовать, загладить кровавые подвиги свои в бытность первым секретарём ЦК республики во второй половине 1930-х; и, что гораздо важней, на многие десятилетия сделать сказочный полуостров яблоком раздора между русскими и украинцами, крупно поссорить их. Что ему и удалось, как опять-таки хорошо известно… Так вот, по причине своей сугубой революционности и какой-то патологической кровожадности (в которой все 10 лет нахождения на вершине власти он упорно Сталина обвинял) Никита Сергеевич патриотизм строго-настрого запретил и стал революционный дух насаждать во всех сферах жизни, опостылевшие интернационализм и космополитизм.

При нём восстановленная было связь со славным патриотическим прошлым сознательно резалась на корню {2}. Зато лихорадочно восстанавливалась другая связь - с лихим революционным прошлым{3}… Власть над народными умами и душами захватили пресловутые “шестидесятники” - ярые ненавистники и противники Великодержавной Православной Руси (церквей и храмов с их молчаливого согласия и одобрения было порушено в 1960-е годы поболее даже, чем при Ярославском-Губельмане в лихие 1920-е; а конфискованные иконы грузовиками свозились на площади городов и прилюдно в огромных кострах сжигались властями, глумившимися над верующими и Россией, безбожие и атеизм насаждавшими таким воистину сатанинским способом). Они же, “шестидесятники”, категорически отрицали уникальность России, её самобытность и самодостаточность, независимость и особый исторический путь. Именно они воскресили тогда подзабытый вроде бы клич: «патриотизм - прибежище негодяев»… Они-то и вспомнили про П.П.Шмидта, своего любимчика и кумира…

 

7

 

В 1967-м году, уже на закате так называемой «хрущёвской оттепели», режиссёр С.Ростоцкий, сугубый либерал и интеллигент, вторично поднял из небытия и прославил на всю страну образ надёжно забытого лейтенанта: пересказал кинематографическим языком (устами учителя Мельникова) суть пастернаковской поэмы «Лейтенант Шмидт» в культовом фильме «Доживём до понедельника». Правда, автором сценария был драматург Г.Полонский, но можно с уверенностью заявить, что режиссёр Ростоцкий поддерживал и отвечал за каждое произнесённое в картине слово, за каждый взгляд и жест. Иначе он просто не взялся бы за неё - и никакой картины не было бы. Это - аксиома любого кинематографа, киношная непреложная азбука. Тут даже и спорить нечего, возражать. Режиссёр творец фильма, а не кто-то другой, продюсер или автор сценария.

Фильм у Ростоцкого получился - это надо честно признать. Люди на него ходили. Влюблялись в главного героя, учителя по профессии, по уши, зачарованно слушали тонкие монологи с песнями вперемешку в его исполнении, беседы школьные на уроках, экскурсы исторические в недавнее революционное прошлое, особенно - о “героическом” лейтенанте Шмидте рассказ, наиболее яркий эпизод фильма, блестяще сыгранный актёром В.Тихоновым, исполнителем главной роли.

Так вот, тот знаменитый рассказ Ильи Семёновича Мельникова ученикам в концовке картины про “героя” Первой русской революции хочется не полениться и воспроизвести полностью. И потом проанализировать и понять, не пожалев сил и времени, насколько этот рассказ - а следовательно и сама пастернаковская поэма - правдивы, насколько они соответствовали действительности. Ведь эта поэма гремела когда-то, получала награды и премии самые умопомрачительные и денежные от государства, миллионные журнальные и издательские тиражи. И этим доставляла славу автору. Как гремел потом и сам фильм Ростоцкого в СССР, собирая полные залы, с экранов зомбируя и накачивая зрителей, политически неискушённых простых советских людей, граждан великой страны, либеральными “вечными ценностями” - и историей российской вдобавок, состряпанной на их, либеральный, манер и на их же политической кухне… Вот и давайте выясним, не суетясь, что нам, зрителям и читателям, вдалбливали в головы в советские годы все эти исторически-продвинутые и политически-искушённые пастернаки и ростоцкие, ярчайшие представители нашей гуманитарной творческой интеллигенции, какую ересь несли. А что, наоборот, - утаивали, не позволяли знать, сознательно держа нас за дурачков, за идиотов полных, которыми они 70 лет ловко так управляли…

 

Итак, «…что же это был за человек, Петр Петрович Шмидт? - на экране спрашивает притихший девятый класс одной из московских окраинных школ учитель истории Мельников Илья Семёнович, один из любимых киногероев режиссёра Ростоцкого, и тут же сам с восторгом в голосе и отвечает. - Русский интеллигент, умница. Храбрый офицер, профессиональный моряк. Артистическая натура. Он пел, превосходно играл на виолончели, рисовал. А как он говорил!... Но главный его талант - это дар ощущать чужое страдание более остро, чем своё. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов… Однажды он познакомился в поезде с женщиной. Сорок минут говорил с ней - и влюбился без памяти. Навек! Толи в неё, толи в образ, который сам себе выдумал… Но… Красиво влюбился… Сорок минут! А потом были только письма, сотни писем. Читайте их, они опубликованы. И вы тогда не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках и иллюзиях этого человека!... Пётр Петрович Шмидт был противник кровопролития. Как Иван Карамазов у Достоевского, он отвергал всеобщую гармонию, если в основание её положен хоть один замученный ребёнок. Всё не верил, не хотел верить, что язык пулемётов и картечи - единственно возможный язык переговоров с Царём… Бескровная гармония!... Наивно? Да!... Ошибочно? Да!... Но я призываю Батищева (ученик класса – авт.) и всех вас не рубить с плеча, а почувствовать высокую себестоимость этих ошибок!... Послушай, Кость, - обращается Мельников к ученику, которому по сценарию авантюрист-Шмидт не нравился. - Вот началось восстание, и не к Шмидту, а к тебе… приходят революционные моряки с крейсера «Очаков» и говорят: «Вы нужны флоту и революции». А ты знаешь, что бунт обречён, что ваш единственный крейсер без брони, без артиллерии, со скоростью 8 узлов в час не выстоит. Как тебе быть? Оставить моряков одних под пушками адмирала Чухнина, или идти и возглавить мятеж? И стоять на мостике под огнём и наверняка погибнуть?...» И на законный вопрос Кости Батищева: какой, дескать, смысл гибнуть за безнадёжное дело? может, лучше, надёжнее было бы не бунтовать и отговорить матросов? - учитель, закатив глаза к потолку, с придыханием отвечает: «Он сам объяснил это в своём последнем слове на военном суде - так объяснил, что даже и его конвоиры отставили свои винтовки в сторону». Конец сцены фильма…

 

Вот перечитываешь и пересматриваешь всё это теперь, по прошествии многих лет, вооружась тайным знанием, помноженным на жизненный опыт и мучительные раздумья о судьбе страны, - и заключаешь с ухмылкой язвительной и недоброй: да, умеют, умеют господа либералы “героев” из ничего лепить, из воздуха по сути, и пышные сказочки про них на всю страну рассказывать, что историческим басням сродни, выдумкам-анекдотам. Этот их талант к краснобайству и пустозвонству общеизвестен! Дурили они наш народ такими вот псевдоисторическими анекдотами на всю катушку - безмозглого раба из него делали, Ивана, не помнящего родства: слепого, немого, глухого, трудолюбивого и послушного. А потом жили за его счёт, одураченного, - сладко, надо сказать, на широкую ногу жили.

Слушали весь этот вздор и бредятину доверчивые советские люди, не искушённые в истории и политике, не знакомые с “освободительным движением” 1905 года, - и вероятно думали про себя, оробев: во-о-о какие люди-то были у нас недюжинные и несгибаемые оказывается! богатыри духа! Не то что мы, непутёвые и никчёмные. Червяки навозные, право слово, твари земные. Даже стыдно и совестно за себя, перед родителями и детьми совестно.

И в их головах закруженных и зачумлённых во время и после просмотра возникал этакий возвышенный образ героического лейтенанта, полу-монаха, полу-философа, полу-подвижника, сидящего на берегу Севастопольской бухты с дымящейся трубкой в зубах и бесстрастно взирающего на события, взором орлиным пронзающего время, пространства, века. К нему, «обладавшему даром ощущать чужое страдание более остро, чем своё», приходят матросы с восставшего крейсера, умоляют возглавить восстание, объясняют, что надоели, мол, им порядки в стране и на флоте, командиры разные жуликоватые, а в целом - Царская власть. Помоги нам, просят слёзно, Пётр Петрович, с этой опостылевшей властью справиться: век будем тебе благодарны, как и вся Россия.

А всё знающий и всё понимающий Пётр Петрович сопротивляется поначалу, «не верит, не хочет верить, что язык пулемётов и картечи - единственно возможный язык переговоров с Царём»; говорит ходокам о «безнадёжности дела», «слезе ребёнка» и «бескровной гармонии»; объясняет, что, дескать, он миротворец, филантроп, пацифист, моралист и сугубый нравственник по натуре - и не может по этой причине перечить властям, восставать и бунтовать, нарушать порядок, закон и устои. Но потом болезненно морщится, тяжело выдыхает, кряхтит, обречённо машет рукой - и сдаётся: совесть, видите ли, не позволяет ему бросить беззащитных солдат, высокая мораль и нравственность. Он поднимается и идёт, бесстрашно возглавляет восстание - и, безоружный, но гордый, этакий ангел во плоти, гибнет с высоко поднятой головой под пушками адмирала Чухнина, якобы деспота и тирана, кровожадного сатрапа царского. Гибнет, но не сдаётся внутренне, не ломается - спасает свою интеллигентскую совесть и честь, что для российского интеллигента и либерала, как Пастернак и Ростоцкий на пару пытались всем доказать, дороже жизни целой!...

 

Такую вот героическую картину в духе античных времён севастопольского восстания, от которой аж мурашки по коже бегут до сих пор и голова кружится, нарисовал в поэме «Лейтенант Шмидт» либеральный поэт Пастернак. Сюжет поэмы, повторим, через 40 лет в точности пересказал либеральный же режиссёр Ростоцкий, сделал с неё этакую кинематографическую мини-кальку - чтобы не забывал, чтил и помнил народ своих “героев-освободителей”… И, надо сказать, не все по горячим следам в ту пастернаковскую поэтическую картинку поверили, не все очаровались ей. Пламенный революционер Л.Д.Троцкий, к примеру, пожалуй что самый активный, после председателя Носаря, участник революционных событий в России в 1905 году, знавший те события не понаслышке естественно, не из газетных статей и сплетен как Пастернак, с удивлением и ухмылкой плохо скрываемой спросил у Бориса Леонидовича в личной беседе, прочитав в 1927 году обе его поэмы: «Скажите, это Вы искренне - «Шмидт», «Девятьсот пятый год»?...» На что, по свидетельству очевидцев, поэт недовольно буркнул: «Ну, знаете, на такие темы я не разговариваю даже с близкими родственниками!»… Что, приблизительно, означало: как хочу, так и пишу! И какое Вам, уважаемый Лев Давидович, до всего этого дело?! Я, мол, поэт, возвышенная душа, небожитель. Живу не в реальном, а в выдуманном мире, мире поэтических фантомов и грёз. Каким мне Шмидт показался по книгам и по газетам, каким мне его представили друзья - таким я его и изобразил в поэме, немного приукрасив и отглянцевав, безусловно, для придания товарного вида… И что из того? Что Вам не нравится? Чего Вы ко мне прицепились? Любой-де художник имеет право на вымысел - это нормально. А вы, читатели, хотите верьте, хотите нет - дело ваше, как говорится, хозяйское.

Ну и чего, скажите, на это опальный Троцкий мог возразить? Творчество - дело и впрямь очень тонкое, достаточно субъективное и не обсуждаемое: кто как слышит, тот так и пишет, так на бумаге и воротит. О поэтических блюдах и вкусах не спорят - это ясно и дураку… Мимоходом заметим лишь, для ясности, что в 1923 году он, Лев Давидович Троцкий-Бронштейн, тогда ещё всесильный наркомвоенмор и председатель Реввоенсовета республики, всё же упрекнул высокомерного и словоблудливого Пастернака в отрыве от жизни и от Истории…

8

 

Обозначив в общих чертах картину восстания на «Очакове», какой она виделась и видится до сих пор нашим особо-“чувствительным” и особо-“совестливым” либералам и интеллигентам-западникам, нарисуем теперь ту же самую картину - но с другой стороны, со стороны патриотов русских: расскажем коротко, как и в каком историческом ракурсе им, патриотам-великодержавникам, опирающимся исключительно на одни лишь факты, а не на досужие вымыслы и эмоции, видится отставной лейтенант флота Пётр Петрович Шмидт и его революционные “подвиги”.

Так вот, со стороны патриотов картина получится следующей, каждый факт из которой и даты очень легко проверяются по биографическим справочникам и энциклопедиям, которых без счёта теперь развелось благодаря компьютерам и Интернету. Кто не поленится и не поверит автору - пусть садится и проверяет. Автор будет только рад… Итак, родился Пётр Петрович в феврале 1867 года в семье потомственного моряка, будущего контр-адмирала, участвовавшего в обороне Севастополя в 1854-55 гг. Там же, в осаждённом городе, его батюшка познакомился и с его матушкой, приехавшей на фронт в качестве сестры милосердия - врачам и раненым помогать. Молодые защитники познакомились, подружились и полюбили друг друга. После войны поженились.

Родители Шмидта, таким образом, были люди достойные, героические, для которых великое слово Родина не было пустой звук. Они естественно пожелали оба, чтобы и сын их, Пётр, стал моряком, храбрым защитником Отечества. Поэтому и направили его, 13-летнего, учиться морскому делу в Санкт-Петербург, в прославленный Морской кадетский корпус.

Однако же сын не в родителей своих пошёл и к учёбе относился с прохладцей, с ленцой: учёба его тяготила. На это накладывались, плюс ко всему, и нескончаемые проблемы с товарищами из-за неадекватного его поведения. В Морском корпусе у него раз за разом случались нервные срывы и психические припадки, из-за чего однажды пришлось даже производить психиатрическую экспертизу на предмет его годности к военной службе. Припадочного Петра после этого вероятно и отчислили б сразу же, отправили домой - если бы не родной дядя его, брат отца, известный военный моряк Владимир Петрович Шмидт, кавалер многих правительственных наград и орденов, сделавший блестящую карьеру на флоте, дослужившийся до чина полного адмирала и являвшийся на тот момент первым по старшинству среди военно-морской элиты Российского флота. Он-то личным вмешательством и замял тогда дело с комиссией и экспертизой, попросил не обнародовать её результаты, не трогать больного курсанта. И племяннику позволили дотянуть до выпуска, получить диплом.

В 1886 году новоиспечённый моряк, в чине мичмана, был направлен на Балтийский флот на службу. Но и тут у него сразу же начинают возникать конфликты с матросами и офицерами по разному поводу и причинам: абсолютно неуживчивый был человек, нервный, больной, гонористый. А в 1888 году он и вовсе выкинул фортель - женился на известной петербургской проститутке Доминике Гавриловне Павловой, после чего чистоплотные во всех отношениях офицеры флота дружно потребовали от командования его немедленного увольнения. Начались его недолгие скитания по кораблям и эскадрам Балтийского и Черноморского флотов.

Отец от этого тяжело заболел и умер, не имея сил пережить свалившегося на семью позора. Заботу о припадочном и непутёвом племяннике с той поры берёт на себя дядя. Он опять добивается, используя связи, чтобы Петра не увольняли со службы из-за скандальной женитьбы, не ломали жизнь, а перевели на Дальний Восток, от столичного Петербурга подальше, на Тихоокеанскую эскадру, командовал которой его бывший сослуживец и друг контр-адмирал Г.П.Чухнин, давший согласие на принятие развратника и психопата. Так тогда всё и сделали в штабе флота - и не уволили, и перевели, оформив соответствующие документы.

Но служба и там не заладилась у молодого мичмана. И всё из-за той же его неуживчивости и строптивости, неуравновешенности природной: Пётр Петрович и там кочевал с корабля на корабль по заведённой уже привычке, всюду отвергаемый и презираемый офицерами. И как бы ни поддерживал и ни опекал его командующий флотом, - но после очередного припадка, наделавшего много шуму, его пришлось увольнять, списывать, как говорят в таких случаях моряки, на берег.

Дядя, Владимир Петрович, опять выручает его, протягивает руку помощи: после внепланового увольнения он устраивает больного племянника в торговый флот, где и дисциплина была послабее гораздо, и порядки попроще, и где к кадровым военным во все времена относились с большим почтением.

Там племянник прижился на удивление, даже и в гору пошёл. Морская торговля, как выяснилось, ему сильно нравилась. А чего не нравиться-то, в самом деле: знай себе плавай по миру из конца в конец, никем не контролируемый и не понукаемый; там покупай товар, тут продавай, получай навар от торговли, карманы им до краёв набивай, счета банковские. Приезжай потом в Петербург с мешком контрабандных денег и живи себе, не тужи: ешь, пей от пуза, жизнью необременительной наслаждайся. Торговля - это тебе не армия и не военный флот, где одна сплошная муштра, боевая учёба и тренинг, где не разбогатеешь и не поднимешься.

Словом, нашёл себя Пётр Петрович, определённо нашёл. Попал в родную стихию, в малинник что называется… И всё было бы у него со службой и торговой карьерой прекрасно: дослужился бы там наш “герой” до больших должностей и чинов - это уж и к гадалке не ходи, не трать время. И про нервные срывы свои вроде как там позабыл, про припадки: шальные, несчётные деньги, они любые болезни вылечат, любую напасть. Э-э-э-х, если б не Русско-японская война только, которая спутала ему, торгашу, все карты.

Российская армия на Дальнем Востоке несла большие потери, солдат и офицеров катастрофически не хватало: фронту постоянно требовались резервы и пополнение… И раздобревшего и разохотившегося в торговле Петра Петровича срывают с очередного морского вояжа и места насиженного на корабле - призывают на действительную военную службу, чего он никак не ожидал и не желал, к чему не готовился. И сразу же, что совсем уж скверно, зачисляют офицером во 2-ю Тихоокеанскую эскадру контр-адмирала З.П.Рожественского, что отправлялась тогда на помощь защитникам Порт-Артура и через полгода погибла в Цусимском сражении, о чём ранее подробно писалось.

Про то, что эскадру Рожественского ждёт печальная участь, в Петербурге шептались все: как-то уж больно дуриком и второпях она собиралась в Кронштадте - с негодными пушками, боекомплектами к ним и оборудованием, неподготовленными и необученными экипажами, сомнительными командирами. Да ещё и революционеры в этот наиважнейший и наиответственнейший момент словно сбесились, делая своё чёрное дело: подстрекали рабочих на судостроительных и других заводах без конца бастовать, портить детали корабельного оборудования, совершать диверсии. И одурманенные пропагандой рабочие шли у злодеев на поводу, вершили подлое дело - портили корабли.

Так, например, лучший и сильнейший броненосец эскадры - «Орёл» - был затоплен в кронштадтской гавани прямо во время его боевого оснащения, и самое строгое расследование не выявило тогда виновных: саботажники и бунтовщики были связаны круговой порукой и хорошо конспирировались. Да и потом, на всём многодневном и многотрудном пути эскадру преследовали разного рода поломки и неудачи, предвестники большой беды. Это всё о том свидетельствует, что на кораблях орудовали диверсанты, которые портили технику, включая двигатели, не позволяли к осаждённому Порт-Артуру как можно скорее дойти и гибнущему гарнизону помочь. Благодаря их “стараниям” 2-ая эскадра, и без того измученная переходом, постоянной качкой, жарой и скудным питанием, ещё около месяца протомилась на Мадагаскаре из-за аварий на некоторых кораблях и, обрастая водорослями и ракушками, потеряла одно из важнейших боевых качеств - скорость.

Знал про это всё и опекун-дядя Петра Петровича, старый морской волк, заслуженный адмирал, а к тому времени уже и сенатор - что эскадра обречена и добром не кончит, - и сделал всё возможное и невозможное, чтобы вытащить племянника из беды, спасти его, непутёвого, от верной смерти… И как только другая, “лёгкая” часть 2-ой Тихоокеанской эскадра под командованием контр-адмирала Н.И.Небогатова пришла на стоянку в египетский Суэц, попавший на её корабли племянник (по тайному наказу дяди, скорее всего) инсценирует очередной припадок, списывается с корабля по болезни, дезертирует то есть, ведёт себя как последняя бл-дь, - и возвращается целым и невредимым в Россию, где его направляют служить на блатной Черноморский флот, которым командовал в то время до боли знакомый ему контр-адмирал Чухнин, сослуживец дяди. Представляете, как фартило парню, “герою” нашему, Петру Петровичу! Так ведь мало кому фартит!... Ну а Чухнин, хорошо уже его зная, неуживчивого и припадочного, совершенно неуправляемого, но со связями, отправляет комиссованного по болезни Шмидта служить в Измаил, в тихое и спокойное место. Сиди, мол, там, - говорит ему в личной беседе, - мил-друг Петя, отсыпайся, отъедайся и жди, когда война кончится и когда тебя снова спишут на берег и торговать разрешат, заниматься любимым делом. Это всё, - добавляет с брезгливостью, - что я могу для тебя, прохвоста и дармоеда, в военное время сделать.

А теперь давайте вспомним, читатель, какую сногсшибательную характеристику личным человеческим качествам давали Шмидту либеральный поэт Пастернак, а следом за ним и либеральный режиссёр Ростоцкий:

«Русский интеллигент, умница. Храбрый офицер, профессиональный моряк!... Но главный его талант - это дар ощущать чужое страдание более остро, чем своё. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов…»

Красиво сказано, да! Возвышенно и поэтично! Прямо-таки умереть можно от чувств, от острого разрыва сердечного!… На деле же, не на словах, этот «храбрый офицер и профессиональный моряк», да ещё и обладавший якобы даром «ощущать чужое страдание более остро, чем своё» откровенно и пошло предал своих истекавших кровью товарищей, защитников осаждённого Порт-Артура, их страданий не ощутил, не загорелся, тем более. И на выручку не бросился со всех ног, в чём поэты и режиссёры нас уверяют. Вместо этого он скорёхонько дезертировал с фронта, прикрываясь левой болезнью, и спрятался в тёплом и сытном Севастополе под крыло своего знакомца, добродушного контр-адмирала Чухнина, чтобы переждать военное лихолетье.

Но и там он, «храбрый офицер» и «герой», не удержался от “подвигов” и приключений - сумел отличиться достаточно быстро, “тыловой славы” себе добыть. Ибо не таков был этот “возвышенный” человек, Пётр Петрович Шмидт, кумир и любимец наших словоохотливых либералов, чтобы тихо и спокойно жить как у Царя за пазухой, хоть даже и в военное время, когда душа его молодая, разгульная праздника себе просила, ресторанного блеску и шику. И, откликнувшись на зов души, Шмидт похищает судовую кассу с 2,5 тысячами золотых рублей и пускается в бега, отправляется, по его признаниям, «путешествовать по России»… Когда деньги закончились - идёт и сдаётся властям. Следователям врёт, что деньги у него украли. Поэтому-де он испугался и убежал - от страха, но не от злого умысла.

Ему, дезертиру и казнокраду, да ещё и в военное время, грозила долгая каторга и Сибирь. Но и здесь выручает дядя-сенатор, вернувший в казну все до копейки украденные племянником деньги и сумевший убедить дознавателей, что племянник его - психопат, не отвечающий за свои действия и поступки… Старому заслуженному адмиралу, сенатору петербургскому скрепя сердце поверили, - но со службы Шмидта уволили. Кому и зачем был нужен на флоте проворовавшийся псих-раздолбай!

Списанный на берег и временно осевший в Севастополе Пётр Петрович, безработный по сути, безденежный, бесперспективный, нервный больной изгой, но очень амбициозный и самолюбивый, - Пётр Петрович сразу же решает заняться политикой ввиду сложившейся в стране обстановки: революция тогда вовсю уже бушевала в России, захватывая умы и сердца. Все, кто властями был обделён и обижен, и кто воевать категорически не желал, - все они за славой и за возмездием как черти туда и рванули, в «народно-освободительное движение» понимай… Шмидт здесь исключением не был, естественно: революция и ему, неудачнику-психопату, предоставляла отличную возможность выместить на государстве зло вместе с претензиями и обидами, что к тому времени обильно накопились в нём.

Революционеры-закопёрщики приняли его с распростёртыми объятиями, как брата родного. Сразу поняли - это их клиент. Они тогда как раз готовили вооружённое восстание в Севастополе, и бывший морской офицер, “несправедливо” уволенный со службы, сиречь - на руководство Черноморского флота сильно обиженный, был им как нельзя кстати, чтобы проводить агитацию среди коллег-моряков, беспрепятственно на корабли пробираться по старой памяти. Ведь там, в дисциплинированной и сплочённой морской офицерской среде, где люди исключительно мужественные и порядочные служили, люди дела, слова мужского, твёрдого, достоинства, чести, - там непутёвых и неудачливых крикунов-горлопанов, революционеров российских, безработных евреев по преимуществу, сильно не жаловали и на пушечный выстрел не подпускали к матросам и кораблям.

Шмидт был русским по крови и внешнему виду, умел зажигательно выступать, привлекать к себе праздную публику. Хорошая была для евреев-кукловодов приманка и ширма одновременно, которую они во всяком деле ловко используют. Пользовали и его.

Во время одного такого митинга, правда, с ним случился припадок, которым он распугал толпу. «Ну так не каждый же раз с ним, болезным, такие казусы приключаться будут, - справедливо решили севастопольские революционеры-подпольщики. - Можно и потерпеть, закрыть на это глаза». Другой-то, лучшей кандидатуры, у них всё равно не было… Короче, его кукловоды всё что надо учли, как наркотиками накачали его идеями и речами крамольными, революционными, и стали по площадям и набережным ежедневно как циркового медведя таскать, на которых духом воспрявший Пётр Петрович по их наущению стал призывать народ города к свержению ненавистного Самодержавия.

Его арестовали, естественно, посадили в камеру СИЗО. Но местным активистам-бузотёрам при помощи разогретой толпы удалось отбить опального офицера, «пламенного борца за свободу простого народа»...  Под давлением разъярённой общественности перепугавшиеся начавшихся беспорядков власти города решают выпустить Шмидта на волю, но берут с него, офицера, подписку о немедленном удалении из Севастополя, подальше и от взбаламученных горожан, и их начальственных глаз: чтобы не видеть его и не слышать. Тот всё подписывает как надо, слово даёт властям немедленно удалиться, выходит с помпой на волю… Но вместо того, чтобы данное слово держать - офицер ведь, “заложник чести” по Пастернаку и Ростоцкому! - опять с головой бросается в поджидавшую его у ворот тюрьмы революцию, как щепка малая тонет в ней…

 

И вот начинается кульминация его короткой и так и не сложившейся в целом жизни: 14(27) ноября 1905 года он вдруг объявляется на восставшем крейсере «Очаков» и призывает корабли стоявшего в бухте флота присоединиться к мятежникам. Несколько миноносцев и бывший броненосец «Потёмкин», после известного летнего бунта лишённый орудий и переименованный в «Пантелеймона», откликаются на призыв - и только-то. Остальные корабли эскадры безмолвствуют, равнодушно наблюдая за происходящим.

Ополоумевший Шмидт, что не терпел возражений и неповиновения, рвёт и мечет что называется, угорело носится по кораблю и шлёт во все концы телеграммы с призывами восставать, сыплет на головы моряков-севастопольцев громы и молнии. Для предания значимости себе, он самозванно надевает погоны капитана 2 ранга, хотя им никогда не был (был уволен в запас лейтенантом), объявляет себя командующим Черноморским флотом и выбрасывает на крейсере адмиральский штандарт, после чего шлёт Царю известную оскорбительную депешу.

Командующий флотом контр-адмирал Чухнин, его давний хороший знакомый, повторимся, старый опытный человек, многое повидавший на своём веку, многое претерпевший, пытается успокоить команду «Очакова» и её обезумевшего командира и разрешить ситуацию миром. В стране ведь и так Бог знает что происходит: вон уже и «всероссийскую стачку» петербуржские революционные деятели объявили, призывают захватывать власть, а Царя-батюшку свергать с Престола, - так зачем же ещё и в Севастополе ситуацию усугублять, доводить до греха и смертоубийства. По требованию Шмидта он посылает на «Очаков» переговорщиков - бывших однокашников Петра Петровича по Морскому кадетскому корпусу. Думал, старик, надеялся, что уж они-то взбесившегося, зомбированного лейтенанта образумят и уговорят по старой кадетской дружбе, помогут избежать жертв и крови.

Но не тут-то было, оказывается: никакой старой дружбы Пётр Петрович не признавал и сдаваться по-хорошему не собирался. По его приказу прибывших на крейсер товарищей-офицеров восставшие матросы вяжут, берут в заложники, и Шмидт по связи обещает Чухнину повесить их всех на реях, если по кораблю вдруг откроют огонь.

Чтобы показать всю серьёзность своих намерений и обострить обстановку, он, вошедший в революционный раж психопат, переходит в атаку и пытается взорвать транспорт «Буг», до краёв загруженный морскими минами. Страшно даже представить что было бы, если б ему это действительно удалось: взлетели бы на воздух не только все корабли эскадры вместе с экипажами, но и окрестную часть города разрушил бы этот предполагаемый взрыв, который по разрушительной силе вполне можно было сравнить с современной сверхмощной бомбой… Но, слава Богу, сделать ему этого не удалось: моряки «Буга», предвидя последствия, успели затопит свой корабль прямо в бухте, спасти город-герой и флот от греха и полупомешанного маньяка. Вот и подумайте, на секунду представьте, читатель, что это был за тип, реальный Пётр Петрович Шмидт, на какие мерзости был способен. Сущий дьявол прямо, второй Троцкий по духу, по психологии, живший по принципу: цель оправдывает любые средства; для её достижения все методы хороши и любые жертвы.

И в этой связи грех не вспомнить слова учителя Мельникова из фильма, с жаром, пафосом превеликим рассказывавшего затаившим дыхание детям и всей стране про своего исторического кумира, про пастернаковского Шмидта, следующую белиберду: «Пётр Петрович Шмидт был противник кровопролития. Как Иван Карамазов у Достоевского, он отвергал всеобщую гармонию, если в основание её положен хоть один замученный ребёнок. Всё не верил, не хотел верить, что язык пулемётов и картечи - единственно возможный язык переговоров с Царём… Бескровная гармония!...» Да, умеют, умеют господа либералы наши словесный туман напускать и им своих необразованных и неискушённых слушателей одурманивать-обволакивать! Ведь ещё и Достоевского сюда режиссёр на пару со сценаристом приплёл, светлого русского гения, для придания своим псевдоисторическим бредням значимости и весу!... Вот только о ком это всё говорилось, интересно было б у них узнать?! о каком Шмидте?! Не о реальном, во всяком случае, не о действительном, который был упырём, хотел Севастополь и флот Черноморский в крови потопить для достижения личной власти. И то, что ему этого не удалось в итоге, не нравственностью его определялось, не христианской моралью, не честью, которой никогда не было, - а обстоятельствами, которые были против него! И очень хорошо, что против!...

 

Завершая повествование о деяниях реального Шмидта, законченного неудачника и психопата, марионетки революционных вождей, скажем ещё, что после провала затеи с «Бугом» совсем уже осатаневший Шмидт направил один из двух подконтрольных ему миноносцев прямо на корабли эскадры, приказав протаранить их. Естественно, что тот миноносец сразу же потопили залпом корабельных орудий, не дожидаясь беды. И после такой дерзкой выходки стало понятно, что переговоры с восставшими дальше вести было бессмысленно: по-хорошему они не хотят.

И командующий флотом Г.П.Чухнин приказал по восставшему крейсеру открыть огонь на поражение, что было естественно в той ситуации и абсолютно правильно. При первых же выстрелах перетрусивший отставной лейтенант, понявший, что дело запахло жаренным, бросил свою команду на произвол судьбы, перебрался на стоявший у борта «Очакова» второй миноносец и попытался на нём уйти в Турцию и там остаться до лучших времён - чтобы понять, куда чаша весов качнётся. Но у него это не получилось: миноносец был подбит и захвачен. А находившегося на нём Петра Петровича, успевшего переодеться в матросскую робу, арестовали и доставили на берег, в штаб Черноморского флота, где он и дожидался суда, сопли пускал и каялся, рассчитывая на снисхождение. Оставшиеся без него матросы «Очакова» сделали шесть беспорядочных выстрелов по эскадре (пушки на крейсере были, вопреки уверениям поэта и режиссёра, и была броня), после чего прекратили сопротивление и сдались властям. На этом история с вооружённым восстанием в Севастополе осенью 1905 года в сущности и завершилась. Завершился её кульминационный момент, если быть совсем точным…

 

9

 

А теперь давайте к поэту-сказочнику Пастернаку опять обратимся, с которого мы и начали повествование, и продолжателю его литературного дела режиссёру-сказочнику Ростоцкому, внимательно прослушаем ещё раз, что они, прославленные наши интеллигенты и либералы, говорили оба о побудительных мотивах, толкнувших отставного лейтенанта Шмидта в восстание и революцию. Процитируем фильм.

«Послушай, Кость, - спрашивает Мельников строптивого ученика Батищева. - Вот началось восстание, и не к Шмидту, а к тебе… приходят революционные моряки с крейсера «Очаков» и говорят: «Вы нужны флоту и революции». А ты знаешь, что бунт обречён, что ваш единственный крейсер без брони, без артиллерии, со скоростью 8 узлов в час не выстоит. Как тебе быть? Оставить моряков одних под пушками адмирала Чухнина, или идти и возглавить мятеж? И стоять на мостике под огнём и наверняка погибнуть?...»

Из фрагмента ясно как Божий день - и об этом вскользь говорилось выше, но что не лишне и повторить ввиду особой важности темы, - что Пастернак с Ростоцким считали Шмидта Петра Петровича жертвой собственной обострённой совести, «невольником чести», человеком высоконравственным и высокопорядочным, якобы понимавшим изначально, с первого дня, что севастопольский бунт обречён и кончится неудачей... Но, отчаявшись убедить матросов, вроде как главных зачинщиков бунта, в бесперспективности предприятия, он всё же поддаётся на их уговоры слёзные и идёт и возглавляет мятеж. И героически гибнет в итоге, пав пленником высокой личной морали и нравственности. Только-то и всего. «Превращение человека в героя в деле, в которое он не верит, надлом и гибель», - так сам поэт определил суть поэмы в известном письме Цветаевой. И яснее этого не скажешь и не припишешь действиям отставного лейтенанта флота иной какой смысл, кроме возвышенно-жертвенного и героического.

Но это - явная ложь и примитивная подтасовка фактов со стороны автора; это - издевательство над историей, наконец, перевод с больной головы на здоровую, если совсем жёстко и грубо. В действительности этого не было даже и близко, и быть не могло. А было всё по-другому - и со Шмидтом, и с моряками, и с самим восстанием... Не солдаты и матросы российские, необразованные и недалёкие по преимуществу, выходцы из крестьян, затевали восстания и революции, а наши российские либеральные интеллигенты, как банки со шпротами напичканные жидомасонскими лозунгами и программами. В случае победы они, хитрецы, по обыкновению приписывали всё себе, а проиграв подчистую, вдрызг, сваливали вину на народ, на бедных солдат и матросов тех же. Подобное безобразие происходило в декабре 1825 года в Санкт-Петербурге. Это же повторилось и в Севастополе в 1905 году.

В декабре 1825-го, напомним, наши “добродетельные” и через чур либеральные дворяне, «борцы за народное дело», заварили бузу на Сенатской площади, приказом пригнав на неё солдат из своих же полков, силком по сути выдернув их из казармы. А когда Николай I бунт подавил жёстко, волево и решительно, они, «нравственники» и «совестники», «их благородия» ядрёна мать, на бедных солдатиков всё и свалили, или подставили, как теперь говорят. Цинично выгораживая себя, заговорщики-декабристы их обвинили в бунте, в заговоре против Царя, беззащитных своих подчинённых, у которых они, дворяне, якобы пошли на поводу и которых потом запарывали до смерти шомполами в карцерах - в наказание и назидание. Что дало полное право благородному и чистому поэту Жуковскому назвать декабристов «сволочью».

Такое же точно свинство и в Севастополе повторилось, которое либеральные наши поэты и режиссёры теперь пытаются всеми правдами и неправдами скрыть. И выдают это своё плутовство за какую-то святую и непогрешимую истину.

Там, в Севастополе осенью 1905 года, коли уж завели про то речь, бунт в городе и на «Очакове» профессиональные революционеры устраивали по указке из центра, которым был Петербург, и сумели втянуть в тот бунт и береговые команды, и матросов с крейсера, и полоумного лейтенанта Шмидта, уволенного со службы и болтавшегося без работы, без цели. Пообещали ему вероятно, в случае победы, адмиральское звание и пост командующего вместо престарелого Чухнина. Вот он и попёр буром, чудак безмозглый, принялся рвать и метать, крушить всё подряд, выкатив глаза от счастья, брызжа на всех слюной.

И не было ясно ни самому Шмидту, ни истинным главарям, генералам от революции (таким известным тогда персонажам как Гершуни, Рубанович, Гоц, Швейцер, Рутенберг, Азеф, Чернов, Бакай, Роза Бриллиант, Роза Люксембург и пр., и пр.), что за его спиной стояли и им, дурачком-простачком, верховодили, с самоуверенной гордостью голосившим тогда на всех площадях страны, что «мы, евреи, вам дали Бога - дадим и царя», - так вот не было ясно им, истинным вожакам восстания 1905 года, что будто бы «бунт обречён» и кончится неудачей. Какая неудача в ноябре месяце?! - окститесь! не гневите Бога! господа либеральные историки, поэты и режиссёры! - когда вся огромная Держава Российская стояла как вкопанная, не служила, не работала, не училась, как гипнозом поражённая «всероссийской стачкой», и даже сам Государь Император перетрусил и стал отступать, сдавая одну позицию за другой. Когда уже и патриархальная патриотическая Москва была на пороге “декабрьского вооружённого восстания” - вспомните! А после подумайте и скажите честно: кто в Севастополе в те ноябрьские смутные дни хотел думать о поражении, о неудаче? Никто! - уверяю вас! Думали лишь о победе, которая была и близка, и возможна, и очень даже реальна. Ведь совсем неизвестно ещё, как бы повернулось дело, поверь тогда моряки-черноморцы Шмидту, купись на его посулы сладкие, пойди все за ним. Или будь на месте Петра Петровича поавторитетнее и посерьёзнее человек их военной касты.

Но другой кандидатуры, покруче, у революционеров не было, увы. А пустозвону и клоуну-Шмидту матросы черноморской эскадры не поверили, посмеялись только. И в основной массе своей остались верны присяге и Государю... И Шмидт проиграл, оставшись совсем один, со всех сторон обгадившийся и обмишурившийся. Ну и чего из него, проигравшего, героя-то делать, каким он сроду не был?! приписывать ему, марионетке и психопату, такие умопомрачительные качества, какими он в принципе не обладал, даже и в малой степени?! Никакой «жертвенности» и «заложничества» - качествах, о которых всю жизнь любил трещать Пастернак, когда горячо любимых интеллигентов российских касался, - с его стороны и близко не наблюдалось. Он, пользуясь сложившейся обстановкой, разыгравшейся всероссийской бузой, решил урвать для себя от жизни крупный жирный кусок. Но не рассчитал силы - и «получил по рукам». Дело понятное и естественное, и законное - согласитесь?... Получил по-максимуму - это правда: головой ответил. Но ведь по заслугам, и поделом: чтобы отбить у остальных охоту, чтобы другим пронырливым удальцам неповадно было крушить государственные устои… Это по сути тот же был Пугачёв Емельян Иванович, лишь взятый с обратным знаком. Пугачёв мечтал, в идеале, порушенную Народную Монархию восстановить и свергнутого (заговорщиками убиенного) Царя Петра III вернуть народу. Пётр Петрович, наоборот, Монархию хотел ликвидировать, а Царя Николая II убить. Вот и вся разница.

Поэтому-то про народного предводителя Пугачёва, монархиста и цариста по убеждениям,  либералы наши поэм и стихов не слагают, не снимают фильмов - избави Боже: это не их герой, категорически! Им неврастеник и жулик Шмидт ближе - потому что безжалостно рушил страну и выплясывал как скоморох под интернациональную дудку.

Но народ-то наш не обманешь и на либеральной мякине не проведёшь: он, великий мудрец и провидец, правду-матку сердцем чует, как и своих настоящих героев-воинов. Поэтому-то, к слову сказать, русский народ, православный и великодержавный по духу, народ-монархист, мил-дружка Пугачёва Емельку (именно так - по-свойски!) до сих пор помнит и любит, и чтит: вон сколько поэм, романов и повестей ему уже посвятил устами лучших своих сказателей-боянов (из первых - А.С.Пушкин; из последних - С.А.Есенин). А неудачливого лейтенанта Шмидта напрочь забыл, невзирая на все набережные в его честь, улицы и мосты, статейки в журналах и лживые фильмы, к которым мы, русские, как к плохим анекдотам относится, или неизбежному злу. Потому что не наш это был герой, не народный…

10

 

И ещё вот на какой крайне важный момент хочется обратить внимание, тоже достаточно спорный и неубедительный, а проще сказать - лукавый. В конце своего восторженного рассказа учитель истории Мельников, изо всех сил стараясь оправдать и возвеличить своего кумира, говорит о побудительных мотивах революционного порыва Шмидта буквально следующее: «Он сам объяснил это в своём последнем слове на военном суде - так объяснил, что даже и его конвоиры отставили свои винтовки в сторону…»

Мощно сказано, да! восторженно и зажигательно! Нагорная проповедь в сравнение с этим - детский лепет прямо-таки... Когда актёр Тихонов это произносил, задрав к потолку голову и полоумно закатив глаза, чувствовалось по всему, что и он бы, окажись на суде, не задумываясь, винтовку отставил и даже и в ноги Шмидту упал - и стал бы целовать ноги. Так это у него в кадре всё было серьёзно, возвышенно и убедительно.

Однако ж, с уверенностью можно предположить, что с его стороны это была всего лишь игра, и судебную речь лейтенанта он не читал и даже в глаза не видел: прозорливый режиссёр сознательно скрыл её от него, как и от всей страны, от народа. Чтобы правды не выдавать, что речь на самом-то деле была примитивна, пошла и пуста. И нет в ней ничего такого, что могло бы Шмидта прославить и оправдать, нацепить ореол праведника и мученика; чем он даже и конвоиров своих разжалобил якобы и привёл в смущение, заставил неповиноваться уставу, властям, чего в действительности не было и не могло быть. Априори, что называется. Конвоиры - это такие люди непрошибаемые и бесчувственные, как те же роботы, которых ничем не растрогаешь, оглоблей не выбьешь слезу, не заставишь работу не исполнять и со службы вылетать с треском. Слабонервные и сентиментальные туда не идут, морально и психически неустойчивые. Это как дважды два ясно.

Хорошо понимая это, зная историю с восстанием на «Очакове» не понаслышке, чем и как там дело закончилось, и что происходило в суде, режиссёр Ростоцкий, человек безусловно не глупый, искушённый в политике и психологии, саму речь лейтенанта поэтому благоразумно припрятал и любопытства народа (как и съёмочной группы, скорее всего) сознательно не удовлетворил. Ему, просвещённому, но исполнявшему заказ, необходимо было доказать обратное - создать иллюзию у зрителей, смотревших фильм, чего-то поистине великого и прекрасного, за что сражался и умирал полоумный Шмидт, доверчивых севастопольцев баламутил. Вот он и утаил последнее слово подсудимого, хитро намекнул только: ищите и читайте, мол, речь Петра Петровича опубликована и стоит того, чтобы её все поголовно прочли. Но кем опубликована и когда, и где её можно найти? - не уточнил, лукавец, понимая прекрасно, что для большинства людей бесполезно это, напрасный труд. В учебниках по истории этой речи не было. В районных библиотеках её также невозможно было найти. А в Ленинку обывателю во все времена путь был заказан.

И хитрюга-Ростоцкий про это прекрасно знал, что речь на суде восхваляемого им бунтаря для большинства народа так и останется тайной. Не сможет и не захочет народ по библиотекам и спецхранам мотаться в поисках истины, силы тратить на розыск «иголки в стоге сена», когда он от звонка до звонка на фабриках и заводах ишачил, с ферм и полей не вылезал. И поэтому у обывателя-простолюдина только один восторг в душе и останется, замешанный на незнании, на невежестве. Неизбежного разочарования, короче, не произойдёт. За которым последует естественное низвержение идола. Хотя бы только внутреннее, что тоже немаловажно…

 

И так оно всё и было до перестройки: мало кто даже и среди образованных россиян эту “героическую речь” мог найти и прочитать, составить собственное представление. Народ был в неведении… Теперь же, в век Интернета, это сделать проще простого: не надо никуда ходить, ни в какие книгохранилища, с пропусками там заморачиваться, объяснением причин, а надо просто сесть за компьютер и фамилию “Шмидт” на клавиатуре набрать. И там вся информация про него и высветится.

Появится и речь на суде от 14 февраля 1906 года. И сказал тогда Пётр Петрович буквально следующее: «Пройдут годы, забудутся наши имена, но ту боевую силу, которая присоединилась к “Очакову” и тем осталась верной народу и присяге, имена этих десяти судов флота (в действительности было гораздо меньше - авт.) не забудут, и они навсегда останутся в летописях народа. Не преступен я, раз мои стремления разделяются всем народом (если бы это действительно было так, Шмидт стал бы Лениным 1905 года и возглавил страну - авт.). Но меня судят и мне угрожает смертная казнь… Я не знаю, не хочу, не могу оценивать всё происшедшее статьями закона. Я знаю один закон - закон долга перед Родиной. Да, я выполнил свой долг… Не горсть матросов, нарушивших дисциплину, и не гражданин Шмидт перед вами. Перед вами на скамье подсудимых вся 100-миллионная Россия, ей вы несёте свой приговор, она ждёт вашего решения…»

Ну и что сказать по этому поводу, по поводу данной галиматьи, от которой якобы в обморок все когда-то попадали, как нас режиссёр Ростоцкий пытался уверить посредством популярного актёра Тихонова?... Прочитал её автор раз, прочитал два, потом аккуратно переписал на бумагу, чтобы вставить в статью. И при этом всё никак не мог отделаться от ощущения, и при чтении и при переписывании, что страшно боялся Пётр Петрович Шмидт, потешный, неудачливый, несимпатичный персонаж русской Истории, когда произносил свою речь, был объят каким-то глубинным мистическим страхом.

И понять его, горемычного, безусловно можно - и пожалеть. Ибо человека ждала скорая смертная казнь и последующий Суд Божий, воистину Страшный Суд, пред которым любой человеческий суд - забава, игрушка детская... А что он мог сказать и предъявить на Суде, чем отчитаться и оправдаться перед Господом, Грозным Мировым Судиёй? Да ничем. Ибо прожил он свои 39 лет абсолютно бездарно и пошло - и сам по-видимому хорошо сознавал это: перед смертью это все сознают, хотя и скрывают ночные кошмары, видения. Родившись, вырастя и воспитавшись в достойной военной семье, сам толком никогда не учился и не работал - всё выгоды, лёгкой жизни искал, находясь под опекой дяди. Во время войны дезертировал с фронта, предал товарищей боевых, спрятался в Севастополе под крылом контр-адмирала Чухнина, который с ним нянчился как с ребёнком и которого он тоже в итоге предал. Потом, прихватив кассу, пустился в загул и бега; а когда деньги кончились, сдался и начал безбожно врать и юлить перед следователями, кривляться как проститутка… Потом грянула революционная буря-шторм, на гребне которой он, казнокрад, дезертир, предатель, прохвост, гуляка и трус, захотел забраться на вершину власти. А когда этого не удалось, когда его быстро скрутили царские слуги и заставили ответ держать, суровый, но справедливый, - вот тут-то он и запаниковал, заистерил, занервничал, засуетился, понимая, что всё - конец, попался молодчик, и дядя-сенатор его уже не спасёт, из передряги не вытащит; тут-то и завопил истошно и театрально про долг свой перед страной, который он якобы мужественно исполнил, про 100-милионный российский народ, который его якобы горячо поддержал и никогда не забудет. Противно, ей-богу, всё это теперь переписывать и вынужденно читать. Противно и тошно, скорее всего, было сто лет назад это “телячье блеянье” добрым людям слушать.

И почему-то сразу же в этой связи легендарные матросы с крейсера “Варяг” и канонерки “Кореец” вспомнились, боевые товарищи лейтенанта, его ровесники по сути, которых он подло предал, крысою окопавшись в тылу, бросил японцам на растерзанье. Им тоже, наверное, не сильно умирать-то хотелось в самом начале войны, окружённым японской эскадрой, наоборот - до жути хотелось жить: молодые же были все, крепкие, жизнерадостные и красивые; а некоторые и женатые… Но истерики у них не было. Ни у кого! Итоговой встречи с Господом они не боялись. Потому что правильно и честно, по-Божьему, прожили жизнь, мужественно и до последнего, когда настал срок, сражались за Родину, за народ, за Россию!... И умирали они не как бузотёры, кутилки, прохвосты и изменники, а настоящими Героями - чтобы не достаться врагу, не опозориться перед страной и Господом!... Поэтому молча переоделись в чистое у себя в каютах и кубриках, вышли на палубу дружно, встали в ряд -  и по команде своих героических командиров, Руднева и Беляева, добровольно пошли на дно под изумлённые взоры японцев, хором распевая гимн «Боже, Царя храни»! Уходили на дно, а на самом деле - в бессмертие, в Вечную райскую жизнь! Ну и какая у каждого могла быть истерика?! Отчего?! Им, воинам и героям, встреча с Господом была в радость!

А у Шмидта тайной внутренней радости не было, ни одного грамма - это видно по тексту. А был один лишь глубинный утробный мистический страх перед скорым Божьим Судом, перед расплатой. Отсюда - и его истеричное и теа... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3


18 марта 2017

Кто рекомендует произведение

Автор иконка Мари Бокар

Автор иконка Иван Соболев



8 лайки
2 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«П. П. Шмидт как зеркало Первой русской революции»

Иконка автора Гнат РоднийГнат Родний пишет рецензию 25 апреля 8:47
выдающийся Труд зрелого - умеющего видеть и мыслить - Автора.
Александр Сергеевич Стрекалов: aleksandr.strekalov.58@mail.ru, отвечает 25 апреля 13:52

Глубокоуважаемый Гнат! Огромное спасибо и низкий поклон за оценку. Успехов и счастья во всём!
Перейти к рецензии (1)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (2) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер