ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Боль (Из книги "В памяти народной")

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать День накануне развода

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Это была осень

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Когда весной поет свирель

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать День учителя

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Видение

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Вот и все

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Прости, что я была

Автор иконка Мария Сухарева
Стоит почитать Из песни не можем мы выкинуть слово...

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Понимание

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

СлаваСлава: "Именно таких произведений сейчас очень не хватает. Браво!" к произведению Я -

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогой Слава!Я должен Вам сказать,что Вы,во первых,поступили нехо..." к произведению Дети войны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Валентин Максимович, стихотворение пронизано внутр..." к стихотворению Гуляют метели

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогая Светлана Владимировна!Вы уж меня извин..." к рецензии на Луга и поляны

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




ТАК ГАККЕЛЬ ПОБЕДИЛ ЛОМОНОСОВА


Дмитрий Выркин Дмитрий Выркин Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
1715 просмотров
0 рекомендуют
1 лайки
вид для чтения
ТАК ГАККЕЛЬ ПОБЕДИЛ ЛОМОНОСОВАВ этом 2017 году исполняется 92 года ( 1 февраля 1925 года) с того дня, когда неподалеку от Москвы состоялись первые опытные поездки-своеобразное состязание двух тепловозов конструкции Юрия Владимировича Ломоносова и Якова Модестовича Гаккеля. Об этом событии я и расскажу в историческом очерке "ТАК ГАККЕЛЬ ПОБЕДИЛ ЛОМОНОСОВА". Кстати, именно победитель того состязания- тепловоз с электрической передачей конструкции Я.М.Гаккеля-ЩЭЛ-1 и изображен на фото. Он сохранился до наших дней...

    

     ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ ПЕРВОГО ТЕПЛОВОЗА

     Известно, что после гибели в 1913 году Р.Дизеля работы над локомотивом внутреннего сгорания были прекращены.Возобновились они только в двадцатых годах в России.

     Начало конструирования тепловоза относится к 1921 году, когда железные дороги находились в очень тяжелом положении, требовалось улучшение технического состояния подвижного состава. Проект выдвинутый инженером Я.М.Гаккелем, заинтересовал видных ученых железнодорожного транспорта В.Миткевича, М.Шателина, Г.Графио, Н.Щукина, Б.Ощуркова и других, а также и само правительство России, которое и одобрило его.

     4 января 1922 года Совет Труда и Обороны принял перспективное постановление. По предложению Госплана было решено построить сразу несколько тепловозов.

     Локомотив Гаккеля, как и предпологал Яков Модестович,намечалось соорудить собственными силами на петроградских заводах. Три другие машины-профессора Ломоносова, инженеров Шелеста и Мейнеке-предстояло изготовить на иностранных заводах на средства России. Кроме того, на проекты тепловозов было решено объявить международный конкурс, выделив для этого миллион рублей золотом.. Для конструкторов локомотивов которые будут участвовать в конкурсе, обещали следующие премии: первая- 650 тысяч, вторая 350, третья 300 тысяч золотых рублей.

      ЛОМОНОСОВ И ЕГО ТЕПЛОВОЗ

    Строительство тепловозов за рубежом, которым руководил Ю.В.Ломоносов, шло трудно. Из-за финансовых задержек был расторгнут договор с берлинской машиностроительной фирмой " Нидквист и Гольм".

    11 августа 1922 года Ломоносов подписывает новое соглашение, на сей раз с фирмой "Гогенцоллерн" в Дюссельдорфе. Администрация фирмы в уплату за постройку трех тепловозов приняла от него 1 миллион 750 тысяч шведских крон, выделенных Россией. Заводу "Гогенцоллерн" в Дюссельдорфе уже были выданы первые чертежи, спущены первые законы, но тут выяснилось, что Дюссельдорф отходит к зоне французкой оккупации-ездить туда становилось сложно, требовалось каждый раз проходить уйму формальностей.

    Ломоносов настоял, уговорил фирму передать заказ заводу "Эсслинген", расположенному ближе и удобнее под Штутгартом. Из-за этого пропал год, и работы начались только в августе 1923 года. На заводе "Эсслинген" заказчика встретили любезно. В процессе работы почтительно выслушивали каждое его замечание.

    Но из-за постоянных задержек со строительством тепловозов конструкторы двух двух других локомотивов Шелест и Мейнеке отказались от  строительства своих машин. Теперь работы велись только по проекту Ю.В.Ломоносова.

    На данном заводе, вплоть до конца 1924 года и продолжалось строительство тепловоза.  конце 1924 года на завод съехались около ста крупнейших специалистов со всей Европы: германскую науку представляли профессоры Иоссе, Шюле, Штумалф, Веземайер, германские железные дороги-директор депортамента Гутборд, презедент центрального управления Хаммер, презедент Вертембергских дорог Зигель, начальник тяги Баварских дорог Вецлер, германскую промышленность-директоры фон Кеймах, фон Гонтард, Лаустер, Хеллер, от голланских железных дорог был директор Гупкес, от латвийских-инженер Арронет...

    Четыре с половиной часа новый нефтяной локомотив работал без малейших перебоев. При определении технических возможностей тепловоза его сравнивали с паровозом марки ЭГ-5570

   СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕПЛОВОЗА В ПЕТЕРБУРГЕ

   Тепловоз конструкции Якова Модестовича Гаккеля строился в России, в Санкт-Петербурге. Я.М.Гаккель отобрал для будущего локомотива тысячесильный двигатель "Виккерс", построенный для русской подводной лодки "Лебедь". Генераторы взял с лодки "Язь". Заказ на строительство тяговых двигателей получил завод "Электрик", они конструировались по проекту Е.Алексеева. После первого заказа "Электрику" управляющий делами конструкторского бюро Гаккеля оформил заказ "Красному путиловцу" на тележки и раму.

     Большое участие в строительстве тепловоза также приняли директорБалтийского судоремонтного и механического завода Константин Николаевич Коршунов и технический директор Владимир Карлович Скорчеллетти (италья нец по происхождению). Трудно перечислить ту продукцию, которую выпускал завод. В его цехах изготовлялись дизели, паровые турбины морского и стационарного типа, насосы высокого давления, центробежные компрессоры и холодильное оборудование, мостовые краны и подъемники,  силовое оборудование, экскаваторы, стальные бетонные формы для стандартного страительства преимущественно небольших домов...

    Именно на Балтийском заводе 13 октября 1922 годапосле того, как К.Н.Коршунов получил для выполнения заказа 2 миллиона 501 тысячу рублей в дензнаках 1922 года м началось строительство тепловоза.

    Но этих финансовых средств оказалось не так много Правительство из-за экономической разрухи в стране почти не обращало внимание на эту разработку. И строительство тепловоза затягивалось.

    Балтийский завод хотел прекратить строительство, но Гаккель быстро находит выход из сложившегося положения. Он заключает с Коршуновым официальное соглашение. Для продолжения работ по строительству тепловоза Яков Модестович Гаккель обещает Коршунову, что кроме денег пологающихся за работу, завод получит также и шестую часть присужденной автору премии. Чтобы не возникло потом недоразумений, кривотолков, в договоре заранее придусматривается все возможные случаи: если удастся взять первую премию-650 тысяч рублей, завод получит 100 тысяч, если присудят вторую премию-350 тысяч рублей, заводу причитается 55 тысяч; если повезет и дадут сразу обе-первую и вторую премии, то есть-миллион золотых рублей, завод может рассчитывать на 155 тысяч.

    17 января 1924 года на квартире у Гаккеля в полном составе собралось Бюро по строительству тепловоза. Председательствовал профессор Николай Леонидович Щукин. На 5 февраля была назначена окончательная сборкамашины. Было решено окрасить новый локомотив в различные оттенки нефти: крышу сделать светло желтой, раму-коричневой, колеса -белыми, тележку -черной.

     Но конкурс из-за смерти В.И.Ленина отложили на неопределенный срок,  изменились и сроки сборки машины.

     Первые испытания тепловоза Я.М.Гаккеля были проведены 5 августа. После первой пробной поездки оставалось выполнить совсем незначительные доработки.

     Но 23  сентября Нева разбушевалась, уровень воды резко начал повышаться. Река ежеминутно выбрасывала на берег 20000 ведер воды, была залита Дворцовая площадь и почти весь город, и скореженные рельсы железной дороги вздыбились...Тепловоз стял в низине, у распахнутых цеховых ворот. Его колеса и кузов были в воде. На клепаном железном боку виднелись поблекшие крупные буквы "...системы Гаккеля". Тепловоз представлял собой жалкое зрелище.

    Только 5 января 1925 года тепловоз смог вновь выйти из ворот завода. И в этот день Гаккель, стоявший за штурвалом контроллера, выехал своим ходом на состязание в Москву.

    Во время проектирования и строительства тепловоз в честь конструктора носил название ГЭ-1, то есть Конструкция Гаккеля, электрическая передача. Но в НКПС (Наркомате путей сообщения) был зарегистрирован под маркой ЩЭЛ.

     Ходовая часть тепловоза имела три тележки. Проектная скорость тепловоза была 75 км/ч, полный вес в рабочем состоянии для пробега-1500-1800 тонн (собственный вес-93 тонны), давление на ось-16 тонн. Он был рассчитан на длительную тягу поезда весом 1000 тонн со скоростью 50 км/ч, легко вписывался в кривые радиуса 150 метров.

    СОСТЯЗАНИЕ МАШИН 

    Состязание машин Гаккеля и Ломоносова состоялось 1 февраля 1925 года.

    В 10 часов утра, на час раньше тепловоза Ломоносова, тепловоз Гаккеля должен был отправиться в Подсолнечную, дождаться та соперника, принять от него состав весом 1300 тонн груза, и с составом торжественно вернуться в Москву. Но в половине десятого на поворотном круге у стойла сошел с рельсов маневровый паровоз и загородил путь. Точно по расписанию, в десять тридцать, мимо распахнутых ворот стойла, мимо злополучного паровоза, в сторону Подсолнечной промчался тепловоз Ломоносова со смешанным составом, состоящим из пассажирских и товарных вагонов. В первом салон-вагоне ехали члены правительственной комиссии и представители прессы.

    В 12 часов дня паровоз убрали и тепловоз Гаккеля, наконец понесся к Подсолнечной со скоростью 89,3 км/ч.

    Ломоносов не дождался Гаккеля в Подсолнечной и повернул назад. Они встретились на полпути в Поворово. В Подсолнечной тепловоз Гаккеля был прицеплен к составу и отправился в Москву.

    Но премия, обещанная в начале двадцатых годов, была выдана только в 1928 году, когда в Москву на Междунапродный конкурс приехали представители семи стран с пятидесятью одним тепловозом. Премию получили Яков Модестович Гаккель и Александр Емельянович Алексеев, которые к тому времени построили тепловозы по новым более совершенным проектам.

     Кстати, именно тепловоз-победитель конструкции Я.М.Гаккеля построенный в Санкт-Петербурге ЩЭЛ-1  и изображен на предлагаемой к этому очерку-рассказу фотографии. Он сохранился до наших дней (правда позднее кузов тепловоза был перекрашен в красный цвет). 

    


7 февраля 2017

1 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«ТАК ГАККЕЛЬ ПОБЕДИЛ ЛОМОНОСОВА»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер