За окнами пассажирского поезда мелькали постройки, поля, перелески.Оглашая окрестности гудком тепловоза поезд следовал в Харьков. Попутчиками в купе были бывший машинист из Курска Никита Федорович Давыдов и полковник в отставке сумчанин Борис Леонидович Токарь.
Они быстро нашли общий язык.Говорили о работе парламента, тяжелом экономическом положении Украины, видах на урожай, порой спорили.
После Полтавы Никита Федорович все чаще стал поглядывать в окно.
-Давно не бывал в этих краях,-задумчиво сказал железнодорожник.-Боюсь проехать небольшую станцию, с которой у меня связаны военные воспоминанич. Ведь столько лет прошло....
Помолчали.
-А вот и она!-взволнованно воскликнул Никита Федорович.-Хоть изменилось многое, но я узнал этот перегон. Кажется это было вчера.
Заволновался и Борис Леонидович. на него нахлынули воспоминания, но он промолчал, слушал попутчика, который рассказал о том, что здесь произошло в конце лета 1943 года.
...Шли тяжелые бои за освобождение Украины от врага.Много работы было тогда у железнодорожников.Днем и ночью, почти без отдыха, под бомбежками они достовляли на фронт войска, технику, боеприпасы, горючее.
В тот день машинист Никита Давыдов с бригадой вел состав с горючим в Полтаву. Вечерело. Большое багряное солнце медленно уходило за горизонт. Поезд остановился километров за двадцать от места назначения.Железнодорожники вышли покурить. Весернюю тишину нарушало только стрекотание кузнечиков да пыхтение паровоза. Пахло полынью и нагретым металлом.
Вдали послышался гул самолетов, нарастающий с каждой минутой. Где-то за станцией открыли огонь зенитки. В лучах заходящего солнца виднелось около десяти немецких самолетов, перестраивающихся в боевой порядок. Мгновенно оценив обстановку, Никита крикнул товарищам:
-Ребята, будет бомбежка, надо уходить на перегон, иначе нам и составу крышка.
Поезд медленно тронулся, набирая скорость.Дежурный, по станции поняв замысел бригады, дпл сигнал стрелочнику выпустить состав с горючим на перегон, где можно было скрыться в лесной посадке, окружавшей путь с двух сторон. А через несколько минут на то место, где стояли цистерны, посыпались бомбы, но они уже не причинили вреда.
-Кажется пронесло,-сказал кочегарФедор Кравченко.-Темнеет, здесь они нас не увидят.
Над станцией слышался рев фашистских самолетов, взрывы, хлопанье зениток. Один стервятник, с черными крестами на бортах задымил и врезался в землю. Такая же участь постигла и второго. Но налет продолжался. Черный дым затянул полнеба.
Возле входного семафора остановился санитарный поезд. Он тоже попал пд бомбежку и пулеметный обстрел. Горели вагоны, слышались крики раненных.
-Почему состав стоит?-закричал Никита Федорович.-Может машиниста убило.
Вместе с бригадой он побежал к санитарному поезду. Взрывом бомбы их присыпало землей. Выкарабкавшись, они отряхнулись и побежали дальше. В кабине паравоза санитарного поезда лежали убитые машинист и кочегар. Топка угасла. Кочегар Федор Кравченко и помощник машинистаСергей Василенко открыли сифон, подбросили угля, добавили мазута.Надо было спешить, дело решали минуты.
Отбомбившись, "юнкерсы" улетели.Главный кондуктор Григорий Ващенко бросился к вагонам. Ныряя в пламя, он расцепил состав. Никита Давыдов по его сигналам открывал и закрывал регулятор, эшелон двигался, останавливался и снова шел вперед. Горящие вагоны были отделены от состава. Подбежавшие красноармейцы начали тушить пожар. Раненые от огня не пострадали. Уставшие железнодорожники вернулись к своему поезду. А утром благополучно довели состав до Полтавы, доставив горючее фронту.
-Вот такая история произошла много лет назад,никогда не забуду,- закончил свой рассказ Никита Федорович.
-И я тоже,-тихо сказал Борис Леонидович.-Ведь среди тех раненных был ия, лейтенант Токарь. Спасибо Вам Никита Федорович!
Он крепко обнял своего попутчика и спасителя.
5 февраля 2017
Иллюстрация к: ВСТРЕЧА ПОД ПОЛТАВОЙ ЧЕРЕЗ ГОДЫ...