Повторения иногда блистательно освещают жизнь.
Константин Паустовский в книге "Золотая роза" рассказал о случае, который осветил ему ценность труда.. "Я ехал на пароходе вверх по Свери, из Ладожского озера в Онежское. Где-то, кажется, в Свирице, на нижнюю палубу внесли с пристани простой сосновый гроб. В Свирице, оказывается, умер старейший и самый опытный лоцман на Свири. Его друзья лоцманы решили провести гроб с его телом по всей реке-от Свирицы до Вознесенья, чтобы покойный как-бы простился с любимой рекой... Свирь порожистая и стремительная река. Пароходы без опытного лоцмана не могут проходить свирские стремины. Поэтому на Свипи с давних пор существовало племя лоцманов... О том, что на нашем пароходе везут умершего лоцмана, дали телегрмму вверх по реке. Поэтому на каждой пристани пароход встречали толпы жителей.Впереди стояли старухи плакальницы, в черных платках. Как только пароход подваливал к пристани, они начинали оплакивать умершего высокими, томительными голосами. Слова этого поэтического плача никогда не повторялись".
Для многих читателей Паустовский был лоцманом жизни и добытчиком необычайного. Но поговорим о лоциях и К. Паустовском...
Лоции-описание морей, океанов и их прибрежий во всех отношениях, со всеми находящимися на берегах приметными местами и знаками. Лоции необходимы и для рек. Лоцманы рек ведут свои корабли, отмечая горы, отмечая церкви и приметные деревья. Лоции не только описание берегов-они составляются и пополняются работой моряков. Лоции это кладовая делового языка моряков. Паустовский знал лоции, как лоцман, и любил их язык.
Башня на Оке, которая, вероятно, дала имя небольшому городу Тарусе, возможно использовалась лоцманами на Оке для опознания пути. Тарусы (иногда произносилось-тарасы)-передвижные башни, которые ставили как передвижные русские крепости-гуляй-города: назывались они "тарусами на колесах". Тарусы на колесах использовались и при штурмах. Это было чудо своего времени., чудо невероятное, но существовавшее.
Слова не умирают.
Не умирают и положения,выражающие отношение человечества к творцам. Вехи дорог добра не забываютя.
Когда Константина Григорьевича хоронили и везли его тело от старого Серпухова к старой Тарусе, то вышли на шоссе колхозники, вышли молодые ребята, вышли мужчины и в белых кофтах, выпущенных поверх юбок, женщины.Вышел читатель-народ.
"Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться..."-сказал Борис Пастернак и взял эти слова как эпиграф к повести "Черное море" сам Константин Паустовский. Почему Паустовский который никогда не прибегал к занимательности сюжета, описывая всегда обычное, как будто примелькавшееся, почему он был и остался нужным всем!?
Тит Ливиций описывая перехлд Ганнибала через Альпы, говорил, что на Альпах все безобразно, бедно, скрючено, сморщено. Так описывал он не только трудности перехода войска со слонами через великую заснежанную гряду гор, так описано тогдашнее ощущение от Швейцарии.. Но для Руссо, для Толстого, для Томаса Манна-для всех нас Швейцария красива. Мир ограничивается писателем. Писателю поручает народ отслеживать впечатления действительности, дать ей непереходящую ясность сверкания. Паустовский по-своему в писательском труде соеденил знания творцов лоций, описывающих берега морей и труд ботаников.Он учивил видеть и любил увиденное. одном из его рассказов девочка учит младшего брата распозновать травы и удивляться..
Мы живем с пропусками.
Скорые поезда проходят первые двести, полтораста километров без остановок. Железная дорога выключила ощущение непрерывности мира, превратила лес во что-то сверкающее, бегущее, растянутое по горизонтали. Это восприятие усилено автомобилем.
Мир заштрихован быстротой.
Паустовский сумел изменить восприятие обычного. Он показал нам берега Оки, красоту тихих речек, на которых можно ловить рыбу; ночь в лесу;цветение деревьев. Он заново показал нам Черное море, то Черное море которое удивило грека Страбова, а мы засмотрели, не увидав.. Жил долго не признаваемый критиками любимый Паустовским Александр Грин. В книге "Хмель" Всеволод Иванов рассказал, что в библиотеках долеких от Москвы, книги Грина вытеснили с полок приключенческие книги Джека Лондона и его предшественников. Грин создал страну,которой до него никто не видел,-страну веселых, смелых, прямо глядящих, ничего не боящихся людей. Когда умер в Старом Крыму, у подножия горы Агармыш, Александр Грин, край как будто обновился.. Туристы приносили на могилу камни, матросы несли к могиле Грина самое дорогое для них: принесли однажды из Феодосии на плечах тяжелый якорь. Положили его-свою надежду-к могиле любимого писателя. К деревьям привязали пионеры красные галстуки.
Паустовский любил Грина, любил Юрия Олешу, писателя лишь не так давно широкие груги читательской аудитории...
Паустовский писал о существующем, о самом обычном, но о таком, которое мы не умеем видеть.
Паустовский рассказывал на об оОловецком крае, рассказал о страшном, сказочном заливе Кара-Бугаз, который глотает воду из великого Каспия, превращая её в соль.
Рассказал как открывали пути к Кара-Бугазу-новой страницы подвигов узнавания нашей земли.
Описал Колхиду-землю, залитую водой, которую наше время осушило,обновило.
Он заново рассказал про Одессу, обыкновенную и Одессу голодных лет. Всегда рассказывал о добре-красивом и простом.
Очень трудно рассказывать так, чтобы это было четко, чеканно и достоверно. Утреннее солнце, вставая, не только греет землю, оно дает траве и пригоркам длинные тени и обновляет следы старых культур Солнце Паустовского открывало на земле следы, дороги и тропинки добра...
Он не был сказочником как Андерсен или Грин. Он был рассказчиком, который обличал рассказом трудность добра, трудность нового видения мира.
Горький говорил, что слова ".Скоро сказка сказыватся, да не скоро дело делается" неправильны.
Сказка-рассказ делается на самом деле долго.
Много рассказывал дома Алексей Максимович о людях прошлого и о Волге, о крестьянах, купцах, бродягах и гениях. Иногда он как бы повторялся в рассказах.Так шахтер повторяет удары кайлом.
Так повторяются черновики...
Писатель наводил оптику на фокус, в ясное видение, освещал существенное так, что оно становилось достоверными ясным.
Рассказы Паустовского о прошлом иногда бывали так занимательны, что казались неправдоподобными. Он снимал с прошлого одну пленку за другой и доводил до достоверности добро, сделал достоверным тот мир, в котором мы живем, и тот мир, и тот мир о котором мечтал Александр Грин.
Он смывал с нашей литературы экзотичность и натурализм.
Не все удается, даже удачи. Может быть неправильно или неточно название книги Паустовского "Золотая роза". Книга посвящена описанию труда писателя. Начинается она, как бы цмтатой, что жил под Парижем французкий мусорщик Жан Шамет.. Он был безмолвно влюблен в спасенную им девушку. Она от него ушла. Он стал мусорщиком ювелирных мастерских.
Знаем мы, что ювелиры сами умеют собирать золотую пыль и ищут её даже в саже своих жилищ. В повести Шамет собирал золотую пыль и из пыли при помощи ювелира отлил золотую розу.
Здесь, именно здесь открывается смысл заглавия книги. Искусство -это золото, найденное в пыли и грязи. Но уже поэт Навои говорил своим ученикам: "Если хотите быть золотом и драгоценными камнями, будьте зелею.Землею будьте!-говорю я вам".
Об этом говорила и Анна Ахматова. Сам Паустовский любил у Михаила Пришвина рассказ о том, как весной по лугам проходят узкие потоки грязной воды и потом там там вырастают полосы цветов.Это живая порча.
О живой, занимательной, простой красоте умел рассказывать и Константин Паустовский.
Писательские рассказы и повести связаны с легким загромаждением, и с тяжелыми смысловыми ударами, и с каменной кладкой точно восстановленных фактов.
Любили писателя люди и звери.
Любил он парчовые краски жизни.
Они есть, они были, но о них трудно рассказывать.
Паустовский красоты и труда не боялся.
Пускай же навечно живут его книги парчою правды: цветами лета; золотом осени;, серебром зимы.Пускай живут они, как охрана славы, как живет природа! Мы помним об этом разностороннем и всеобъмлющем писателе видевшем свой мир вокруг нас. А читая его книги мы уверенно берем в руку подзорную трубу которую при жизни держал он, наш писатель!
4 января 2017
Иллюстрация к: ЛОЦМАН ЖИЗНИ ЭТО ПАУСТОВСКИЙ!