ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Никто не узнает

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать День накануне развода

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Соната Бетховена

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать История о непослушных выдрятах

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать В весеннем лесу

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Осень... сентябрь

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Правда

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Не разверзлись

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Как будто пленники дома

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать В синих сумерках

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Это было время нашей молодости и поэтому оно навсегда осталось лучшим ..." к рецензии на Свадьба в Бай - Тайге

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "А всё-таки хорошее время было!.. Трудно жили, но с верой в "светло..." к произведению Свадьба в Бай - Тайге

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

kapral55kapral55: "Спасибо за солидарность и отзыв." к рецензии на С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Со всеми случается. Порою ловлю себя на похожей мы..." к стихотворению С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Становление древнерусского этноса от 5000 до 2000 лет назад


анатолий овчинников анатолий овчинников Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
819 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
В свете последних открытий в молекулярной биологии (генетике) историкам приходится пересматиривать многие устоявшиеся воззрения.

               СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЭТНОСА В ДРЕВНОСТИ (III-е тыс. до н.э – начало н.э.)

Аннотация. В свете открытий в биологии последних двух десятков лет (расшифровка генома человека) становится понятным, что русскую историю безусловно придется «сдвинуть назад» и не на несколько веков, а даже тысячелетий.

Ключевые слова: ДНК, археологические культуры, арии, веды, индоевропейский язык, киммерийцы, скифы, сарматы, славяне, русы.

Abstract. In the light of discoveries in biology of the last two decades (decoding of the human genome), it is clear that Russian history will have to "move back" and not for a few centuries, and even millennia.
Key words: DNA, archaeological culture, the Aryans, the Vedas, the Indo-European language, Cimmerians, Scythians, Sarmatians, Slavs, Rus.

               На сегодня официально принятое положение в исторической науке о Древней дорюриковской, доолеговской Руси очень простое: не было никакой истории, как не было и самой Руси. Все началось только с появлением варягов в Ладоге и Новгороде. То обстоятельство, что эти города уже к тому времени вполне себе существовали и были кем-то построены, значения особого не имеет. Норманизм в исторической науке живет и процветает еще со времен «ломоносовских немцев», и все современные учебники - как для средней, так и для высшей школы – (без малого 300 лет) велят отсчитывать нашу историю только с 860 года, оставляя за глухим забором забвения временное пространство в тысячи лет для всей центральной части Евразии.

               Данная работа – ещё одна попытка собрать воедино сведения по древней истории нашей Родины с учетом последних достижений и открытий в археологии, этнографии, а, главное, исследований в области ДНК человека. Время поиска следов наших предков очерчивается автором от периода позднего мезолита, а конкретно 8-7 тысяч лет назад, и вплоть до середины 1-го тысячелетия Новой эры. Пространственно особое внимание уделено междуречью Дона и Днепра, вообще Придонью, Приазовью, Северному Причерноморью, где - как считает автор - происходило основное многотысячелетнее становление будущего русского этноса (автор не разделяет здесь современных русских, украинцев, белорусов).

               Ещё совсем недавно в исторической науке – до рубежа 20 и 21 веков – древнее население указанных местностей (имеется в виду период 6-3 тысячи лет назад)  не определялось и не разделялось по племенной принадлежности. Данные топонимики, особенно гидронимики и отрывочные свидетельства древних авторов (Гомер, Диодор) позволяли утверждать только о наличии в указанной зоне и в указанный период неких «ираноязычных племен». Эти племена и сменяют, в конце-концов в первые века Новой эры славяне – индоевропейцы лингвистически, - а тех впоследствии тюркоязычные племена, очевидно, азиатского происхождения. Начиная с эпохи позднего мезолита, на территории Восточной Европы археологи отмечают множество сменяющихся и переходящих друг в друга культур. Глобально, по способу захоронений – как наиболее консервативной метке этноса – эти культуры объединены в три наиболее распространенные и долговременные: ямная, катакомбная и срубная (мы к ним еще обратимся). По способу гончарного производства и некоторым второстепенным материальным признакам с указанными культурами перекликаются еще несколько характерных для той эпохи: культура шнуровой керамики, фатьяновская, абашевская, прохоровская.

                                            Индоевропейская проблема

               К индоевропейской языковой семье относятся миллиарды людей по всему миру от севера Индии, через Афганистан, Иран, частично Среднюю Азию, разумеется, большую часть России, до Передней Азии и всей Западной Европы. Плюс, разумеется, европеизированные (по языку) части  обеих Америк, Африки и Австралии. Прародину индоевропейцев ученые где только не размещали: разумеется, в самой Индии,  в Иране, В Центральной Азии, в Южной Сибири, в Причерноморье, в Анатолии (Турция), на Балканах и т.д. При этом для каждого варианта представлялись весомые аргументы, но ясно было одно: праиндоевропейский язык не мог возникнуть одномоментно и повсеместно - его распространению способствовали некие носители, люди, племена в процессе миграций по просторам Евразии, причем в глубокой древности, не ранее 7-6 тысяч лет назад, как это определяют лингвисты методом глоттохронологии [1]. Существует так называемое «древо языков», на котором русский – одна из крайних веточек общего индоевропейского «куста» - рис.1. Изначально и вплоть до рубежа 20-21 веков авторы «древа» представляли себе его корни где-то в Индии (отсюда и первое слово – индо), ствол в Иране и окружающих регионах, включая Переднюю Азию и Анатолию, а уж ветви, в том числе и из славянских языков, – по всей Европе. Но это, опять же, как посмотреть и что считать корнями, а что ветвями. В настоящее время большинство ученых склоняется к мысли, что язык древнеиндийских вед «Ригведа» и древнеиранского эпоса «Авеста» - так называемые языки древних ариев –(они же индоевропейские) являются вторичными и производными от некоего праязыка ариев, обитавших изначально именно в интересующей нас зоне Восточной Европы, а именно - на Русской равнине – от Балтики до Черного моря[2].

               Предоставим слово представителям молекулярной биологии - а конкретно ДНК-генеалогии - в лице небезызвестного профессора Клёсова А.И. – автора оригинальной методики расчёта датировок ископаемых (и здравствующих) объектов по мутациям в мужской Y-хромосоме. Он же - автор многочисленных научных и популярных творений по данной теме [3]. Здесь в генетической биологии – устоявшегося названия новой науке ещё нет – весь смысл заложен  в подсчете комбинаторики пар нуклеотидов в определенных участках ДНК - этого своеобразного шифра, генетического кода конкретного человека, а то и всей популяции, остающегося неизменным тысячи поколений при его передаче от единого первопредка к потомкам. Неизменным, но... Иногда, примерно раз в тысячу лет этот код сбивается, природа ошибается при копировании на одну-две единицы повторяемости пар нуклеотидов,  ибо не существует ничего идеального. Биологи–генетики научились «ловить» эти ошибки, определив при этом некую статистическую закономерность. Специалистам удалось создать методики подсчета: когда именно, сколько поколений назад произошел тот или иной сбой в программе копирования информации «от отца к сыну».  Что особенно интересно, участок ДНК, на котором определяют эти закономерности (а это несколько тысяч генов из миллионов), больше никакой информации не передает. Эти гены не отвечают больше ни за что, они находятся как бы в резерве организма, про запас. А получается, будто изначально Кто-то заложил эту особенность шифровки специально, чтобы мы со временем научились владеть таким своеобразным хронометром. Тут уже и до Бога недалеко. Впрочем, широко распространенное сегодня определение родства по ДНК основано на том же принципе рутинного подсчета пар нуклеотидов в характерных участках хромосом.

               Вернемся к Клесову. Насколько автору удалось понять (из яростной полемики) научные оппоненты Клесова ставят ему в вину, в основном, вольные интерпретации полученных им данных, не покушаясь на саму его методику. Там ведется борьба научных кланов вокруг неких констант мутаций (не будем углубляться), а также простой – казалось бы – вещи: какой срок считать за среднее время жизни одного человеческого поколения. У Клесова это 25 лет, он так принял, а вот для современного человека принято считать одно поколение равным 30 годам. Но это статистически, то есть, между отцом и сыном условно – 30 лет, между дедом и внуком – 60 и т.д.

               Как бы там ни было Клесовым и его последователями получены результаты впечатляющие и даже ошеломляющие. Академическая наука пока с трудом «переваривает» все нарастающий вал данных по генетическому составу той или иной группы людей, племен, народов, этносов. Медленно меняются воззрения и концепции, многие устоявшиеся постулаты приходится «бросать в топку» (вместе с диссертациями и монографиями), а это тяжело дается. Тем не менее, хотя бы медленно и скрипуче, но корабль исторической науки постепенно разворачивается в новое русло, в новое течение, порождаемое открытиями в биологии. Вкратце дело вот в чем.

               Все современное человечество, все 7 с половиной миллиардов человек ученые относят по первопредку всего лишь к 20 родам, в основании которых стоят эдакие патриархи-праотцы, жившие десятки тысяч лет назад. По оценкам демографов за это время по Земле прошло порядка 80 миллиардов человек, и первопредков-основателей родов было на самом деле неизмеримо больше, но именно в наше время живут потомки только этих изначальных двадцати мужчин (ну, если хотите, особей мужского пола). Потомки же всех остальных попросту не выжили, не дотянули до эпохи генетического анализа. Ученые обозначили эти 20 родов (или же гаплогрупп) латинскими буквами от А до Т. В настоящее время накоплен достаточный статистический материал (постоянно пополняемый) этнического состава того или иного региона, области, страны. В частности, для указанной в начале статьи зоны (восток Украины, юг Европейской России) этнические русские и украинцы в массе своей распределены по принадлежности к первопредкам примерно следующим образом. Гаплогруппа R1a – 48%; гаплогруппа N1c1 – 16%; I2a – 13%; R1b – 7%; I1 – 4%; E1b1 – 4%; G2a – 3% и далее минорные значения до 3-х процентов прочих гаплогрупп[4]. Индексы после заглавных латинских букв означают дальнейшее разветвление древних родов. Так гаплогруппа R1a обозначает принадлежность ее обладателя по нисходящей линии к арийским родам, расселившимся по Русской равнине 5-4 тысячи лет назад; гаплогруппа R1b на сегодня является преобладающим гаплотипом у мужской части Западной Европы (до 60%). Схема «дробления» рода R представлена на рис.2.

 

               Когда-то, у жившего 25-20 тысяч лет назад праотца рода R, появился прямой потомок с генетической меткой R1, то есть произошла мутация в ДНК, а у того, через определенное время (это могло быть сразу, во втором поколении, а могло и через десятки поколений) свои «сыновья», но уже, соответственно, с метками R1a и R1b. Связка «сын-отец» здесь применена условно, речь фактически идет не о прямых родственных связях, а о мутации, проскочившей в этом роду на определенном этапе и зафиксированной исследователями генетического материала. Человек с этой мутацией в генах становится родоначальником следующего гаплотипа со своей маркировкой, в данном случае R1a и R1b. Сегодня для каждого конкретного человека при его идентификации по родственным связям приходится вслед за начальными литерами R, или Q, или N и т.д. выстраивать цепочку из десятков дополнительных символов. Но нам для изучения древних миграций вполне достаточно первых двух-четырех.

               В истории случилось так, что «патриархи» с метками R1a и R1b со временем постепенно из поколения в поколение дали многочисленное выжившее потомство. Сегодня мы – восточные славяне – потомки, в основном, праотца R1a, являемся как бы двоюродными братьями западноевропейцам, являющихся,в свою очередь, в основном, потомками праотца с меткой R1b. Далее по распространенности гаплогруппп следует в «нашей» зоне группа N1c1 - это потомки финно-угорских родов, гаплотипы I1, I2a, G2a и частично E1b1 относятся к потомкам автохтонного коренного населения Европы.

               По версии Клесова, подтвержденной расчетами и данными археологов и особо никем не оспариваемой, род R (первопредок) зародился 30 тысяч лет назад (или, если угодно, появился) где-то в Южной Сибири: в предгорьях Алтая, в степях внутренней Монголии, или же в центре Азии – более точной локализации пока нет. Род R1 зарождается 25 тысяч лет назад, а вот R1a- 20 тысяч лет назад и R1b – 16 тысяч лет назад. Неизвестно по каким причинам (климатические, тектонические) оба будущих основных европейских этноса начинают растянувшуюся на тысячелетия миграцию из Сибири в сторону Европы. В принципе, именно на период 12500 лет назад приходится пик очередного обледенения в Северном полушарии, вызванного циклической прецессией земной оси (см.рис.3).

               В этой долгой, растянувшейся на 10-15 тысяч лет миграции наших предков с востока Евразии на ее запад нет ничего удивительного и из ряда вон выходящего. Еще раньше, 30-25 тысяч лет назад начинается «исход» из примерно тех же сибирских краев (центр Азии и ее восточная часть) представителей гаплогруппы Q – чисто азиатская монголоидная гаплогруппа. За тысячи лет они через Чукотку и Берингов пролив (бывший, очевидно, на ту пору сушей) расселяются на Аляске и затем по обеим Америкам вплоть до Огненной Земли. Сегодняшние американские индейцы – потомки именно этой, азиатской изначально гаплогруппы. Финно-угорская гаплогруппа N начинает движение около 20 тысяч лет назад также откуда-то из центра Евразии – вот где один из очагов современной цивилизации! – на запад-северо-запад Европы и заселяет север Русской равнины и Скандинавии в период 5-2 тысячи лет назад. Это современные финны, эстонцы, мордва, удмурты, летописные мещера, мурома...

               Род R1a «путешествует», скорее, смещается на запад в период 20-9 тысяч лет назад, а род R1b в период 16-5 тысяч лет назад. Причем, R1a совершает этот маневр по «южной дуге» - через Тибет, северный Индостан, Афганистан, Переднюю Азию, Иран, Анатолию, а R1b – «северным маршрутом» - через Среднюю Азию, Южный Урал, среднюю Волгу, Кавказ, Малую Азию, Ближний Восток, Северную Африку и так до Западной Европы через Иберийский полуостров. Этим двум этносам могли принадлежать следующие археологические культуры (с востока на запад): Средневолжская (8-7 тыс. лет назад), Хвалынская (7-5 тыс. л.н.), Днепро-Донецкая (7-5 тыс. л.н.), Среднедонская (6-5 тыс. л.н.), Трипольская (8-5 тыс. л.н.), ямочно-гребенчатой керамики (6,2-4 тыс. л.н.), Самарская (6 тыс. л.н.), Лепенски Вир – Сербия (8 тыс. л.н.), культура Винча –Северные Балканы (8-7 тыс. л.н.). Все это время (от 20 и до 5 тысяч лет назад) в Европе доминируют, по крайней мере, зафиксированы обладатели гаплотипов I (I1, I2a), G (G2a) и частично Е1b (на Балканах), которые принято считать автохтонами. Наверняка древних родов в то время было неизмеримо больше, вот только до наших времен дожили (выжили) только потомки указанных меток по мужской Y-хромосоме.

               Первыми из рода R в Европу с востока прибывают протоарии гаплогруппы R1a, но на сегодня реально определен только один-единственный его ископаемый обладатель - на территории Карелии - с датировкой 7200+-500 лет назад [5]. Геном современных обладателей метки R1a по всей Европе (и России) дает по расчетам общего предка, жившего 7100+-500 лет назад, но опять же, повторимся: ископаемых объектов с такой датировкой (кроме карельской) пока не обнаружено. Профессор Клесов утверждает, что культуры Винча и Лепенский Вир – Балканы, 9-7 тысяч лет назад – основаны также представителями этого рода, но строгих доказательств не приводит. Также Трипольскую культуру (8-5 тысяч лет назад), - а это Правобережная Украина, Молдавия и часть Румынии – он относит к протоарийской, не имея, впрочем, анализов ископаемых гаплотипов. В качестве своих аргументов Клесов ссылается на имеющиеся у археологов образцы керамики этой культуры со свастикой (обычный солярный символ ариев) и стилизованные рисунки  в виде латинской W, что, собственно, является характерным знаком именно ариев (древних ариев, а не современных «истинных арийцев»). По Клесову в период от 9 до 5 тысяч лет назад этнографическая ситуация в Европе выглядела примерно следующим образом: в Западной Европе, частично в Центральной и Скандинавии превалировало коренное население гаплогрупп I (I1, I2a)  и G; финно-угры из гаплогруппы N1c появились на севере континента гораздо позднее, в период от 5 до 2 тысяч лет назад; а вот Центральную Европу – современные Польша, Чехия, Белоруссия, Румыния, Балканы, часть Германии – заселили протоарии гаплогруппы R1a. Причем обитали они «вперемешку» с позднепалеолитическими племенами «Старой Европы» - обладателями тех же меток I и G.               

               Около 5 тысяч лет назад будущие западноевропейцы - «эрбины» по определению Клесова – гаплогруппы R1b, пройдя за тысячелетия Переднюю и Малую Азию, доходят через Северную Африку и Гибралтар к Иберийскому полуострову (Испания). Некоторые ветви эрбинов постепенно, по мере миграций из Сибири, оседают на маршрутах своего движения: так они появляются в Поволжье – у современных башкир эта гаплогруппа превалирует с датировками 7-6 тысяч лет назад, то же самое у волжских татар – до 20% мужского населения [6]. Для Старой же Европы с прибытием эрбинов начинается буквально цивилизационная катастрофа: те не просто распространяются в течение нескольких сотен лет по Западной и Центральной Европе, но постепенно физически уничтожают её коренных обитателей. Автохтонные (к тому времени) племена Европы проходят через «бутылочное горлышко» (по определению Клесова) популяций, когда единицы выживших и сумевших добраться до недоступных (или неинтересных) захватчикам мест, начинают жизнь заново и медленно, поколение за поколением восстанавливают свою численность. Так гаплогруппа I раскалывается на две части, из которых I1 оседает в Скандинавии (будущие норманны), а I2a находит спасение в горах Балканского полуострова. Гаплогруппа G откатывается далеко на восток, на Кавказ и сейчас в Европе потомков по этому первопредку с датировкой старше 5000 лет нет [7]. Опять же, повторюсь, наверняка некоторые гаплогруппы (рода), были уничтожены полностью и мы ничего не знаем об их существовании – их потомков нет! Как пока не обнаружены ископаемые останки, которые можно было бы отнести к какому-то не существующему на сегодня роду людей. Но это не значит, что их и не было – все может быть, открытия впереди. Картина завоевания континента пришельцами с востока похожа на ту, что устроили эти, ставшие европейцами 4500 лет назад мигранты, с коренными обитателями Америки уже в Новое время, в 16-18 веках.

               При вторжении эрбинов в Европу досталось и популяции R1a: под натиском эрбинов они покидают центр Европы и смещаются в период 4800-4500 лет назад на Русскую равнину. Ископаемые останки протоариев из рода R1a с такой датировкой обнаружены на территории Центральной и Восточной Европы и современной европейской части России, в частности Смоленской и Псковской областях [8]. С появлением первых протоариев рода R1a на «нашей» земле начинается отсчет русской истории – это своеобразная «нулевая отметка» на шкале русского времени. С той поры их генетические наследники обитали здесь всегда.

               В этом контексте интересна «фатьяновская» археологическая культура, локализованная археологами на территории бассейнов Оки-Волги-Камы (в широтном направлении) в период как раз от 4500 до 3500 лет назад. Клесов утверждает, что преобладающей гаплогруппой у «фатьяновцев» была R1a-Z280 (индекс Z280 является доминирующим у современных этнических русских – и украинцев – из гаплогруппы R1a). Современные местные этносы русских Поволжья, Прикамья и по Оке – наследники «фатьяновской цивилизации». Доказано археологически, что фатьяновцы появились в указанных районах с запада: с Повисленья, Приднестровья и, едва ли, не с Рейна [9]. То есть подтверждается какой-то внешний фактор, заставивший их переселиться (бежать) по какой-то причине с предыдущей родины, а этой причиной, скорей всего, и были эрбины (они же носители «культуры колоколовидных кубков»).  Есть, правда, один фактор, нестыкуемый с предположением о протоарийском происхождении фатьяновцев: это расположение мужских скелетов в их захоронениях  на правом боку в скорченном положении и  головой на запад-юго-запад. Более поздние - порядка 3000 лет назад - захоронения ариев - уже ближе к скифской эпохе - показывают, что арийским родам того времени более свойственно было хоронить мужчин на левом боку  и головой на север-северо-запад. Вот с этим несоответствием нам еще предстоит столкнуться при более подробном рассмотрении упомянутых выше культур ямной, катакомбной и срубной.

                                                           Ямная культура

               Еще раз очертим район, представляющий в настоящей работе наибольший интерес: междуречье Дона и Днепра, все Придонье, Приазовье, Северное Причерноморье, Поочье (по Оке), среднее Поволжье. Или, если смотреть на современную карту – европейская часть России и Украина с Белоруссией. Как уже говорилось, на данной территории наши прямые предки – протоарии гаплогруппы R1a – впервые появляются около 4500 лет назад, мигрируя с запада на восток. В то же время, даже на 1000 лет ранее, здесь оседает какая-то часть эрбинов гаплогруппы R1b, «путешествующих» на запад во встречном направлении. Именно отметка в 4500 лет назад попадает во временной створ существования на данной территории – в её южной, южнее течения Оки – части ямной археологической культуры - см. рис.4  - и начало катакомбной культуры – рис.5.

               Археологи датируют существование ямной культуры в период от 5600 до 4300 лет назад (границы по времени колеблются у разных ученых). Меткой культуры по похоронному обряду является помещение покойников в ямах под курганами лежа на спине с согнутыми коленями (напоминаем, протоарии хоронили своих на левом боку и тоже с подогнутыми коленями – место, что ли, экономили?). Ранее считалось, что «ямники» по языку были «протоиндоевропейцы», но в последнее время эта версия признана несостоятельной. Из 12 ископаемых образцов ямников выявлено 11 обладателей Y-хромосомной (мужской) гаплогруппы R1b, то есть ямники – это и есть эрбины, не добравшиеся со своими сородичами до Западной Европы, а осевшие на Русской равнине (по ее югу). Кстати, еще один образец относился к палеоевропейской гаплогруппе I2a. Нам в данном контексте интересен факт, что до появления на Дону протоариев здесь обитали именно эрбины, и это еще в позднем мезолите, даже энеолите.

                                                           Катакомбная и срубная культуры

               Ямную культуру примерно в тех же пространственных границах сменяет культура катакомбная с археологической датировкой от 4500 до 4000 лет назад. Но вот в малоизвестной работе воронежских археологов [10] приводится масса примеров характерных катакомбных захоронений (деревянные колодцы с коридорами) на Дону с сопутствующими материальными признаками данной культуры вплоть до 3500 и даже, в отдельных случаях до 3000 лет назад. Получается, катакомбная культура вполне себе сосуществует со следующей и сменяющей её на той же территории срубной культурой? Это обстоятельство и отмечено особо в указанной работе. В [10] также подтверждается, что «катакомбное» население, особенно в позднекатакомбное время уже имело смешанный образ трупоположений в захоронениях: и на правом боку – что характерно для эрбинов ямной и раннекатакомбной культур – и на левом, что является меткой «срубников» - носителей гаплогруппы R1a. Сама же срубная культура – рис.6 - (захоронения в деревянных срубах) отмечается археологами от 3500 и вплоть до 3000 и даже 2800 лет назад.

               Предварительные выводы. Изначальное население Русской равнины  в энеолите представляли прибывшие сюда из-за Волги потомки родаR1b (эрбины) – ямная культура, причем говорили они на еще доиндоевропейском языке (языках). В период 4800-4500 лет назад из Центральной Европы прибывают племена протоариев гаплогруппы R1a и постепенно в течение тысячелетия смещают ямников и катакомбников на восток, обратно за Волгу, становясь, тем самым, этнической доминантой на территории Русской равнины. Этому событию соответствуют срубная культура и фатьяновская – рис.5.. Именно с территории Русской равнины происходит последующее расселение ариев по Евразии. Одна волна уходит через Южный Урал на юг и добирается со временем через Иран (авестийские арии) и Сирию (митаннийские арии) до юга Аравии, где на сегодня 9% арабов – потомки рода R1a. Другая волна, смещаясь постепенно на юго-восток, доходит через Среднюю Азию до Афганистана-Пакистана-Северной Индии, где  и становится легендарными ариями из Ригведы. Этот миграционный процесс протекает в период от 4000 до 3000 лет назад. На территории Русской равнины остается часть протоариев, как уже говорилось, с основной меткой по Y-хромосоме R1a-Z280 – это наши прямые предки. На юг и восток уходит близкородственная ветвь R1a-Z93-L4201 – [11]. На сегодня именно эта отметка встречается у современного населения севера Индии (в основном, у высшей касты браминов), Афганистана, Пакистана, Ирана, Передней и Средней Азии (много потомков арийских родов у киргизов, узбеков, таджиков – как бы это ни показалось абсурдным на первый взгляд). А вот среди современного мужского населения юга России и Украины оценочно всего порядка одного миллиона потомков «восточных ариев» из гаплогуппы R1a-Z93. А остальные десятки миллионов – западные, «русские» арии R1a-Z280.

               Итак, возвращаясь  к нашей «зоне жизненно важных интересов»: мы установили, что постепенно, за тысячелетия - с 4500 до 3500 лет назад - меняется этнический ландшафт данной территории от эрбинов к протоариям и далее к предкам русов. Севернее срубной культуры в указанную эпоху не отмечено сколь либо значительных археологических культур и так вплоть до 500 г. до н.э., когда по течению Оки и севернее появляется Дьяковская культура (от 500 г. до н.э. и до 500 г. н.э.), приписываемая, впрочем, уже финно-угорским племенам.

                                            Арийская топонимика Русского севера

               Как заявил известный индийский ученый-лингвист Д.П. Шастри: два самых близких языка в мире – это древний санскрит и современный русский (а тем более старославянский) – [12]. В той же работе приведены сотни примеров схожих слов, понятий, даже местоимений. Лингвистов всегда поражало сходство топо-(а особеннно гидро-)нимики Северной Индии и европейского севера России – см. табл. из  рис.7. Одновременно отмечается поразительное сходство традиционных орнаментов в одежде и рукоделии современных мастериц вологодской, архангельской, вятской губерний России и таковых же элементов народного творчества в Индии и Пакистане-Афганистане (у отдельных племен). В довоенное время изображение свастики как древнего солярного символа на «вышиванках» и керамике было в северной (и не только) Руси обыденным делом, что после войны по понятным причинам стало невозможным.

               Из сходства материальных признаков и гидронимики делается единственно возможный вывод о происхождении современных потомков древних ариев в Индии от их предков в Северной России, ушедших оттуда ещё 4000 лет назад. Данные ДНК-генеалогии вполне здесь вписываются и подтверждают эту версию. Миграции ариев, получается, осуществлялись от севера Руси через Южный Урал и Среднюю Азию в Индостан и на Иранское нагорье. Но тут есть пара нестыковок, да ещё каких! Первая: как уже говорилось, в Индии обитают потомки рода R1a-Z93-L422.2, а вот таковых меток среди современных русских в северной части России не обнаружено[11], равно как и в исследованных на сегодня ископаемых останках (может быть, пока, так как молекулярная биология находится только в начале пути). В южной же части Руси таковые метки определяются, но здесь возможен вариант перезаселения южных русских степей северянами после монгольского нашествия. Во-вторых: не существует, не определены археологические культуры севера России, которые можно было бы установить по времени в диапазоне 4000-3000 лет назад и отнести их к протоарийским. На территориях по югу Архангельской и Вологодской областей есть следы пребывания «фатьяновцев» - фатьяновская культура протоариев, - а это как раз 4000-3000 лет назад, но нет,  не обнаружено их постоянных поселений, то есть, их визиты были кратковременны и связаны с промысловыми целями. Разгадок данным противоречиям пока нет. Должны быть, обязаны быть материальные свидетельства безусловной связи русского Севера и северной части Индостана в древности – но их пока не имеется. И мифическая Гиперборея здесь не котируется, реальных её следов тоже нет, только мистические заклинания.

               В археологии существует так называемый Сейминско-Турбинский феномен, где на огромных пространствах от Финляндии до Монголии отмечаются сходные культурные признаки, особенно в металлических изделиях и предметах конской упряжи колесниц как раз периода порядка 3500 лет назад – вполне подходит и по времени, и по пространству к возвратной, реверсивной миграции ариев с Русской равнины на восток и юго-восток Евразии.

                                                           «К вопросу языкознания»

               Немного о языке ариев. Современный русский относитися к индоевропейской языковой семье. Клесов доказывает, что именно и только протоарии гаплогруппы R1a являлись изначальными носителями первичного праиндоевропейского языка, разнесенным ими по миру как в процессе первой древней волны миграций из Южной Сибири в течение 20-5 тысяч лет назад, так и второй волны - уже из Центральной Европы - на Русскую равнину (частично обратно на запад) в период 4800-4500 лет назад и далее на юг, восток, юго-восток в период 4500-3000 лет назад.

               Еще раз напомню, что среди ученых нет абсолютно единого мнения относительно изначального происхождения (по месту и времени) индоевропейских языков, вернее, очага их распространения. Клесов здесь применяет метод «от противного». Он установил и доказал в целом ряде своих работ [13 ], что на пути миграций из Южной Сибири в Европу эрбинов гаплогруппы R1b в период от 16 до 5 тысяч лет назад зафиксированы «острова», «островки» и целые «материки» НЕиндоевропейских языков, являющиеся реликтами некоего древнего праязыка в океане окружающих его современных тюркских наречий – см. карту рис.8. Эти языки имеют определенную связь как с китайскими (сино-языками),  так и с кавказскими (дене-кавказскими) языками. В последнем случае приставка <дене> означает распространение этого праязыка в том числе и на языки индейцев Америки, вышедших опять же из Сибири 30-25 тысяч лет назад. Дене-кавказская языковая группа (ее кавказская подгруппа), образовавшаяся  на Кавказе 8-6 тысяч лет назад на пути миграции эрбинов из Сибири  в Европу «северным маршрутом» через Урал-Среднюю Волгу-Кавказ-Малую Азию-Северную Африку безусловно четко прослеживается в языке басков (Центральные Пиринеи), у которых при практически безусловном преобладании по мужской Y-хромосоме гаплогруппы R1b (эрбины) сохранился древний доиндоевропейский язык [14], вполне соответствующий современным языкам Центрального и Западного Кавказа (не тюркского происхождения). Вот и получается, эрбины, вторгшиеся в период 5000-4800 лет назад через Гибралтар и Пиринеи в Европу изначально говорили на неиндоевропейских языках. Отсюда, при их преобладании в этническом составе населения Русской равнины в периоде от 5000 до 3500 лет вплоть до появления здесь протоариев, гидронимы – особенно крупных рек и озер – вполне могли иметь дене-кавказское (оно же прототюркское ) происхождение. Так Волга во всех древних источниках именуется как «Ра-река». В то же время главное египетское божество носило такое же имя, а мы теперь знаем, что в период 5-4 тысяч лет назад эрбины проходили через северную Африку, оставив свои метки в генах первых египетских фараонов. Мало того, часть миграционного потока эрбинов забрела через, в то время еще не сильно обезвоженную, Сахару до Центральной Африки, и теперь на севере современного Камеруна местное совершенно негроидное население (мужская его часть) носит в себе отметку R1b в Y-хромосомах.

                Если Волгу эрбины называли Ра-река, то вполне можно себе представить, что они же давали имена и следующим рекам на их пути от Урала к Дону и Днепру. На сегодня так и остается тайной происхождения названий таких крупных рек донского бассейна, как Хопер, Битюг, Ворона, Воронеж – нет сколь либо внятного разъяснения. Так может именно эрбины с их дене-кавказским, он же сино(китайским)-кавказским, он же прототюркским диалектом давали свои имена рекам, дошедшие до нас через тысячелетия? Считается, что реки Дон-Днепр-Днестр-Дунай-(и Двина?) получили имена от обитавших на этой территории протоариев – это 5-4 тысяч лет назад – поскольку ясно слышимый здесь корень <danu> соответствует иранскому в значении «вода, поток» (то же и в санскрите) [15]. Но называть все встречные на пути реки именем «Вода» или «Река» как-то нелогично. «Вода» должна быть «какая-нибудь», с неким качеством, отличающим ее от другой. Может, вариации Ворона-Воронеж и Дон-Днепр-Днестр-Дунай при явных протокорнях в первом случае <var-vor> и во втором <dn-don-dno> и означает качественные различия этих рек друг от друга в представлении древних? Не зря гидрониму «Воронеж» не могут подобрать ни единое, мало-мальски осмысленное значение и определить хотя бы принадлежность слова к той или иной группе языков. Пытались прилепить и к индоевропейской, и к тюркской, а вот если поискать среди кавказских диалектов в предположении, что имя реке «назначили» еще эрбины более 5000 лет назад (на каком-то дене-кавказском языке)?

                                                           Немного о гидрониме «Воронеж»

               На сегодня за неимением лучшего - на предмет происхождении гидронима «Воронеж»- принята версия покойного проф. Загоровского об авторстве некоего переселенца по имени Воронег с Черниговского княжества всего лишь в 10 веке н.э. [16].В предыдущих главах эта тема рассматривалась достаточно подробно, возвращаться не будем: сегодня такая версия выглядит просто абсурдно, но, видимо, 40 лет назад была вполне себе в ходу.

               В работе Л.П. Грот [17 ] содержится очень любопытный разбор топонимов такого далекого региона, казалось бы, от интересующего нас, как ...север Норвегии с его знаменитым Варангер-фьордом. Так вот, убедительно доказывается, что этимология этого названия никак не выводится из языков окрестных финно-угорских племен (саамы) и, что самое интересное, также и из норвежского языка германской группы. А вот, зато, в санскрите и других наиболее древних  индоевропейских языках <var> - корень слов, связанных с тем или иным состоянием воды, ее источников, водоемов, водных потоков. Автор прослеживает многочисленные дошедшие до нас гидронимы с указанным корнем, распространенные от севера Европы до Центральной России. Приводится пример нескольких речек Варенга, оз. Варягское, гидронимы Варежка, Варик, Варлынка и т.д. Но в этих рассуждениях почему-то обходится тема происхождения гидронима Воронеж. (Корень –вар-вор- легко переходит друг в друга в зависимости от местности – диалекта - и эпохи). В 200 км восточнее  Воронежа (реки и города) протекает река Ворона – приток Хопра. Река и сегодня довольно широкая, а в древнее время явно судоходная. Принято считать, что ее название происходит напрямую от «ворон» - птицы черной, как вода в данной реке, кажущейся таковой из-за темных лесных берегов. Такая вот вынужденно притянутая семантика. Вот только в изоглоссах (соответствиях) гидронимов России и аналогов ведической Индии Вороне российской соответствует Варуна санскритская – божество водных стихий. То есть, здесь опять присутствует все тот же «водяной корень» var. Воронеж, а в Велесовой книге он фигурирует как Вронженце, Воронежец вполне, особенно на сегодняшнем московском говоре, произносится как «Варонеж» - через –а-: с тем же корнем var в основе. Тогда получается, что Воронеж и Ворона обязаны своему названию древним ариям, обитавшим здесь до переезда на восток? Загадка остается. Понятно одно, границы поисков надо расширять от совершенно недопустимого 10 века н.э «вниз» по шкале времени на несколько тысячелетий.

                                                           Киммерийцы

               Если сравнить карту распространения срубной культуры и границы обитания легендарных киммерийцев – см. рис.9, - то мы обнаружим удивительное на первый взгляд совпадение очертаний. Напомним вкратце читателю кто такие и что такое есть киммерийцы. Срубная культура, как было сказано ранее, основана, или принадлежала тем арийским родам, которые предпочли остаться на Русской равнине, а не участвовать в походах родственных племен из центра Евразии на юг и юго-восток – до Индии, Ирана и Аравии. О киммерийцах первым упоминает (раньше просто было некому) все тот же Геродот, ссылаясь на Гомера (Гимера-Кимера в иных транскрипциях) - возможно, выхода из того же народа. Киммерийцы упоминаются в Библии, но дело даже не в этом. Ученые определяют верхнюю границу появления киммерийцев в Причерноморье и вообще на исторической арене около 1400 г. до н.э. (3400 лет назад). А эта дата как раз совпадает с развитием и расцветом в тех же районах срубной археологической культуры. Закат же эры доминирования киммерийцев определяется в районе 800 лет до н.э. (2800 лет назад), что также совпадает с идентификацией в раскопах завершения срубной культуры и связывается с началом уже эпохи скифов.

               Считается общепризнанной истиной, что киммерийцы – некие ираноязычные пришельцы из-за Волги и даже Урала. Ираноязычность киммерийцев определена, кстати, всего лишь по трем дошедшим до нас именам киммерийских вождей. Почему «из-за Волги» - да просто ни один здравомыслящий языковед не может вообразить себе ираноязычных пришельцев с запада, из Европы. Ибо «иранцы» должны были сначала как-то в эту Европу попасть, чтобы уже оттуда как-то переместиться на Русскую равнину – так получается географически. Поэтому вполне себе логично и естественно с точки зрения традиционной науки выведение ираноязычных киммерийцев (как впоследствии скифов и сармат) из Ирана, с Иранского нагорья – язык-то «иранский, значит, точно из Ирана – через Среднюю Азию, Южный Урал, Заволжье сюда, к нам – на Дон, Днепр, Азов. Вот только картина миграций древних ариев по Евразии, основанная на анализах ДНК, говорит о другом: арии (вернее, еще протоарии, так как именно легендарными ариями из Вед они становятся только по прибытии на Индостан) в процессе своих перемещений из Центральной Европы на восток разносили свой индоевропейский язык (язык ариев) с Русской равнины, в том числе, на Урал, в Среднюю Азию, в Иран, в Индию, где их изначальный язык, трансформируясь естественным образом, как и любой другой, по законам лингвистики постепенно становится иранским, скифским, ведическим (санскрит) и так далее. То есть до сих пор в энциклопедиях все поставлено с ног на голову: на самом деле иранский язык и все его производные произошли от языка древних ариев, как дочерние от материнского, но никак не наоборот! Поэтому, когда говорят об ираноязычности киммерийцев, скифов, сармат – тем самым вносится сумбур и сумятица в умы и недопустимая иллюзия, что некие «иранцы» тысячелетиями доминировали в Евразии, в итоге «скукожившись» до границ современного Ирана (Персии). Не было  четыре тысячи лет назад никаких иранцев: были протоарии, арии Русской равнины, легендарные прародители, дошедшие до Ирана и Индии и осевшие там.

               Точных данных по ДНК ископаемых останков именно киммерийцев пока не существует, в том числе и по причине невозможности идентифицировать те или иные останки в захоронениях именно как киммерийские. Но, если на одной и той же территории в одно и то же время обитали  некие два народа (срубники и киммерийцы), то разве не логично предположить, что это был один и тот же народ, только называемый в разных источниках по-разному. Термину «киммерийцы» (как, впрочем, и многим другим), мы обязаны вездесущим грекам. Письменность – первая – появляется у греков где-то в 8 веке до н.э., до этого никаких письменных свидетельств с их стороны быть не может;  реально о киммерийцах говорит Геродот только в 5 веке до н.э., когда тех уже, вроде как, и след простыл, а на той же территории сам Геродот фиксирует уже скифов. Но он знает о существовании каких-то киммерийцев, о которых упоминал Гомер – вот и все! Что было до них – ни грекам, ни кому бы то ни было неизвестно, просто греки знают о киммерийцах по каким-то дожившим до их эпохи слухам и Геродот их исправно записывает.

               Киммерийцы и носители срубной культуры – «срубники» - это, получается, одно и то же и они есть арии Русской равнины, известные нам в ее южной части как киммерийцы. Севернее, даже северо-восточнее зоны обитания киммерийцев, но на тысячелетие ранее определяется уже упоминавшаяся фатьяновская культура. Здесь исследования ископаемых останков показывают полное доминирование по мужской Y-хрромосоме все тех же арийских родов гаплогруппы R1a (что и в срубной культуре). Чуть позже и практически в том же регионе определяется абашевская культура (4100-3700 лет назад), еще немного позже (3700-2900 лет назад), но уже восточнее – за Каспием и Южным Уралом – определяется адроновская культура – рис.6, сформированная все теми же ариями гаплогруппы R1a. Как видим, при таком «окружении» - срубники, фатьяновцы, андроновцы – киммерийцы физически не могли быть кем-то другим, чем такими же представителями арийских родов.

                                                                          Скифы

               О ранних скифах  мы можем судить только со слов все того же Геродота. Существование скифской эпохи ученые определяют  в пределах от 8 века до н.э. и до 3-4 веков до н.э. Считается, именно скифы сменили путем длительных войн киммерийцев в границах их обитания. Так же, как и у киммерийцев, у скифов определен мифический «иранский» язык (или же группа иранских языков). Составлен даже словарь скифских слов, притянутых через современный осетинский к персидскому. Но здесь также, как и в случае с киммерийцами, перепутаны причина и следствие. Как уже говорилось выше, распространение протоарийского, индоевропейского языка по Евразии шло по направлению запад-восток вместе с расселением ариев из Восточной и Центральной Европы на восток – в  том числе на Иранское нагорье (через Кавказ и Среднюю Азию) и Ближний Восток, - а также в направлении юго-восток  через Среднюю Азию до Афганистана и Индии.

                Об этом говорят данные современных исследований ДНК поY-хромосоме как ископаемых останков, так и современного населения указанных районов – датировки указывают именно такое направление миграции арийских родов во II-I тысячелетии до н.э. Кроме того, последовательность археологических культур ариев и протоариев с запада на восток (шнуровой керамики, катакомбная, фатьяновская, срубная, абашевская, андроновская,  БМАК) с их убывающими датировками по радиоуглеродному анализу от  III тысячелетия до н.э до I тысячелетия до н.э. также подтверждает первичность в плане зарождения культур и языка ариев именно Центральной и Восточной Европы и дальнейшего их распространения в направлении запад- восток – юго-восток. Носители будущего индоевропейского языка прибывают на иранское нагорье только 3500-3000 лет назад (определено в том числе и по древним текстам «Авесты»), тогда как их первые следы зафиксированы на Русской равнине около 5000 лет назад. Язык еще в 19 веке назван иранским, индоевропейским условно и даже ошибочно: это язык ариев, разнесенный ими по всей Евразии в ходе миграций, язык в своей естественной многовековой трансформации и динамике, но, тем не менее, изначально, тысячелетия назад, бывший единым для племен гаплогруппы R1a.

               Скифы на всем пространстве их обитания – от Карпат до Урала, Средней Азии, Западной Сибири – однозначно принадлежали по первопредку именно к роду R1a (определено по десяткам обнаруженных останков в древних скифских захоронениях по всей Евразии - ее центральной части)- [18]. Знаменитая война скифов с персидским царем Дарием, получается, не что иное как «разборка» родственных народов по поводу доминирования в Северном Причерноморье и на Кавказе. Дарий с гордостью позиционировал себя как «арий, сын ария», но сменившиеся со времени разделения арийских родов на скифские и иранские десятки поколений не позволили скифам к тому времени признать в нем свою родню и подчиниться. Да и язык, безусловно, за тысячелетие изменился до неузнаваемости, обрастая по мере продвижения ариев на юг и восток, местными наречиями и диалектами. Автору приятно отметить, что скифы не обошли своим вниманием и родной ему Воронеж: известны десятки скифских могильников на северной и северо-западной окраине города. В частности, знаменитая скифская чаша из коллекции Эрмитажа обнаружена именно здесь – рис.10. Скифы, также как и их предшественники из срубной культуры и наследники-сарматы и славяне не обошли вниманием характерное своим выгодным геостратегическим расположением междуречье Дона и Воронежа – рис.11.

               Миграции ариев, или, вернее, еще протоариев, так как , строго говоря, именно ариями они становятся по прибытии на Иранское нагорье и Северную Индию и где это событие отражено, можно сказать, документально все в тех же эпосах «Авеста» и «Ригведа» - не были чем-то строго ориентированными: часть из них оставалась в первоначальных местах обитания, часть оседала в процессе дальнейших миграций от Урала вплоть до Индии и Ирана, а какая-то часть возвращалась из Зауралья обратно на Русскую равнину. Последнее обстоятельство, похоже, и отображено в Велесовой книге, где говорится о перемещении одного из арийских племен (упоминается о вожде племени праотце Ирии-Ореи-Ареи) из Зауралья, из некоего «Зеленого края» на запад, на «землю Русскую». Речь идет о 1100 годе до н.э. и рассказывается о трудной переправе этого народа через Ра-реку (Волгу) и о прибытии к «горам Карпенским» (Карпаты?) [19]. В предыдущей статье (главе) указывалось о доказанных многими авторами – древними и современными – изначальном формировании некоего проторусского ядра в середине I-го тысячелетия до н.э. в Северном Прикарпатье, откуда на рубеже эр началось движение проторусского этноса на восток – к Днепру и Дону. И, скорее всего, современные русины Закарпатья – вечно гонимые и преследуемые за свою «русскость» – и есть осколки того самого реликтового русского ядра, первооснова всех, без малого 200 миллионов, русских всего мира. Пока, к сожалению, нет сколь либо широких исследований по ДНК русинов – было бы очень любопытно узнать, проследить, сравнить в исторической динамике мутационные составляющие данного этноса с остальным русским миром. И если подтвердится более древнее происхождение русинов относительно «нас», остальных, тем самым еще раз докажется безусловная подлинность Велесовой книги, и окончательно прояснится изначальная и уникальная русская история.

               В Велесовой книге попутно с описанием переправы русов через Ра-реку присутствует повествование о трудностях перехода какого-то народа через снежные горы мимо «моря Фарсийского» (Каспийского). Речь идет о каких-то еще более древних преданиях о скитаниях родственных русскому протоарийскому племени, и автор Велесовой книги посчитал заслуживающим внимания поместить этот рассказ на свои дощечки.

               Далее, пройдя от скифов через сармат до славян и русов, мы установим, как все взаимосвязано – данные из различных источников – и как это важно для нашей сегодняшней самоидентификации.

                                                                          Сарматы

               Сарматы сменяют скифов на территории южной части Русской равнины постепенно, начиная с 6-5 веков до н.э., а то и позднее. И опять же, как и в паре «киммерийцы-скифы» в тандеме уже «скифы-сарматы» второму звену приписывается такое же появление из-за Волги и соответствующее подавление предшественников едва ли не до их полного уничтожения. Сарматские племена описаны как в древнегреческих источниках, так и в римских. Появлению самого этнонима «сарматы» мы обязаны уже не грекам, как в случае с киммерийцами и скифами, а определявшим все и вся в Европе в ту эпоху римлянам, так переписавших геродотовских «савроматов».  Самоназвания же сарматских племен дошли до нас в нескольких вариациях: языги, роксоланы, аланы. К сарматским ученые также относят известные из истории племена берендеев и костобоков.

               И опять, сарматам определен, предписан ученым сообществом все тот же иранский язык индоевропейской группы. Причем четко известно, что сарматский язык – тот же скифский, только «испорченный» (по словам Геродота) – или все тот же скифо-арийский диалект индоевропейского языка в своем естественном развитии. Некогда единый праязык постепенно, по мере миграций и обособлений его носителей распадается на десятки самостоятельных языков, имеющих все ту же индоевропейскую (протоарийскую) основу, легко выделяемую лингвистами.

               Есть еще одна любопытная черта, связующая воедино сквозь тысячелетия киммерийцев, скифов, сармат, славян, русов – это, как ни анекдотически звучит – такая деталь одежды мужской части перечисленных народов, как ...штаны (брюки). Как залезли в них наши предки на заре цивилизации, так до сих пор мы их и носим и весь мир приучили. Ведь европейцы освоили эту деталь туалета только после наполеоновских войн начала 19 века, а до того (если вверить фрескам, гравюрам, картинам, описаниям современников) мужчины предпочитали какие-то колготки, рейтузы, гамаши. Римские легионеры ходили едва ли не в каких-то памперсах с голыми ногами, то же самое и германцы с греками – кто голый, кто завернутый в простыню и т.д. И только русские – в штанах! Кажется забавной мелочью, но, если вдуматься, штаны – отличная метка этноса, наш «вклад» в мировую цивилизацию.

               Этнически сарматы должны быть родственны скифам, даже если они переместились в Европу из-за Волги пятьюстами годами позже (как это принято считать). В работе [20] доказывается, что в паре скифы-сарматы на территории юга Русской равнины и Северного Кавказа на протяжении нескольких веков происходила всего лишь замена скифской элиты сарматской с сохранением этнически неизменным основного населения. В Велесовой книге этноним «сарматы» не встречается ни разу, то есть это ни в коей мере не было их самоназванием. Автор Книги отмечает стычки русов с языгами и называет берендеев союзниками. Что касается роксолан, то здесь сложнее: если все источники, включая античные, относят роксолан к сарматам, то в Велесовой книге они также часто упоминаются, но только в форме «русколаны» и уже как одно из самоназваний формирующегося в первые века н.э русского этноса. Впрочем, еще античные авторы утверждали, что сарматы обитали не только в Причерноморье, но и гораздо севернее – упоминаются истоки Днепра и Дона, то есть, лесная зона Русской равнины. Однозначно, если при древних греках все обитатели данного региона (наши предки) именовались скифами, то уже в период Рима и далее Византии – сарматами. Так многие древние авторы помещали сармат, в том числе, и на побережье Балтики [21], а китайские летописцы отводили асам (аланам) все пространство Сибири. Но почему-то археологические культуры рубежа Старой и Новой эр на огромных пространствах от Эльбы до Волги и от Карелии и едва ли не до Воронежа именуются «балтскими», а их населению приписывается некий «балтский» язык. Такова сила исторических традиций.

                                                                          Славяне

               Как же именно формировался в начале Новой эры среди родственных племен и народов именно русский этнос? В середине I-го тысячелетия до н.э. племя, именующее себя русами (происхождение этнонима так и остается до конца неразгаданным) обитает в районе Северных Карпат. От соседей - родственных племен – его отличает приверженность к древней арийской ведической религии предков, системе философских знаний, хранимых и передаваемых из поколения в поколение жрецами-волхвами. Нравственно-этические нормы русов, подтвержденные многотысячелетней практикой, оказываются привлекательными для таких же славян-соседей. Русы и славяне – это практически идентичные в ту эпоху понятия, но, все же последнее имело тогда и сейчас более широкое толкование.

                На переломе эпох и Эр в Центральной и Восточной Европе из скифо-сарматского мегаэтноса выделяется, кристаллизуется славянский мир, а внутри него существует и притягивает к себе соседние племена относительно небольшое ядро русов. Около 150 года до н.э. русы выдвигаются от Карпат (причины этого движения в данной работе не рассматриваются) в сторону Днепра и Дона, где в первых веках н.э. начинает формироваться будущий русский этнос. Славянские племена кривичей, вятичей, дреговичей, полян, дулебов, северян, радимичей постепенно становятся Русью. Ну, и  практически сразу, на Русь, Русколань начинают накатывать волны иноязычных, иноплеменных (уже не индоариев) завоевателей: готы-гунны-авары-булгары-хазары и так далее. Но это уже отдельная история.

 

                                                            Список источников и литературы:

               1. dic.academic.ru/dic.ncf/ruwiki/56154.

               2. Григоренко А.М. Великий и могучий, происхождение русского языка. (С сайта grigam.ueuo/velik-mog/).

               3. Клесов А.А. Происхождение славян: ДНК-генеалогия против «норманнской теории». –М.: Алгоритм, 2013. Он же: Занимательная ДНК-генеалогия. – М.: Вече, 2013.

               4. gentis.ru/info/ydna-tutorial/Russian.

               5. Клесов А.А. Миграции ариев от 6000 до 3000 лет назад. (Статья на сайте Переформат.ру.)

               6. haplogroup.narod.ru/tatar.html.

               7. www.garshin.ru/evolution/anthropology/populations/haplogroups/y-dna/g-y-hg/index.html.

               8. dna-academy.ru>wp-content/uploads/9-2-2016.pdf.

               9. arheologija.ru/fatyanovskaya-kultura-2/.

               10. Захарова Е. Сосуды со знаками срубной общности эпохи поздней бронзы. - Воронеж: Центр-Черн. Книжное изд-во, 2000.

               11. www.eupedia.com/europe/Haplogroup-R1a-Y-DNA.shtml.

               12. veclasocial.ru/sanskriti pusskiy.html.; arimoya.ru/History/north-ariya.html.

               13. Клесов А.А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии. – М.: Книжный мир, 2015.

               14. landopedia.ru/2012/07/22/язык-басков/.

               15. rodobogie.org/content/drevnerusskiy-yazyk-i-sanskrit-kto-chey-predok-chast-2.

               16. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» - Изд-во Воронежского ун-та, 1971.

               17. pereformat.ru/2013/07/toponimica-russkogo-severa/.

               18. Клесов А.А. Кто такие скифы, кто их предки и потомки? (Статья на сайте Переформат.ру).

               19. Гнатюк В., Гнатюк Ю. Велесова книга. –М.: Амрита, 2011.

               20. Васильева Н.И, Петухов Ю.Д. Великая Скифия – протороссийская империя. (С сайта adm.ru/books/).

               21.Абрашкин А.Н. Скифская Русь от Трои до Киева. сайта adm.ru/books/).


29 сентября 2016

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Становление древнерусского этноса от 5000 до 2000 лет назад»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер