Лет двадцать назад я купил биографический двухтомник, посвященный Будде. Он был написан в Париже вьетнамским монахом. Это было захватывающее чтение, многое до сих пор запомнилось. Человек создан по подобию Вездесущего, но Бог не есть личность. Он не есть личность в нашем понимании по той причине, что для Него не существует симпатий и антипатий, Он один и тот же для тех, кого называют людьми. Иными словами, у Него нет «я», нет эгоизма.
Гаутама в 29 лет бежал из дворца от роскоши, удовольствий, от жены и ребенка. Куда бежал? В нищету. Принц стал бродягой. То есть будущий Будда сделал то, чего не смог сделать богатый юноша из Евангелия. А стал он Буддой, когда понял, что наше «я» – всего лишь укоренившаяся привычка и вожделения. Наше «я» – поток сознания, который за всё хватается жадно. «Я» – память об удовлетворенных желаниях и стремление вновь их удовлетворить с еще большим вкусом, за которым скрывается и приумножается печаль. В течение жизни наше тело меняется тысячи раз, а привычки и память остаются. Если мы почувствуем, что желания – ловушка, то уже меньше будем страдать, если откажемся от желаний, то прекратятся и страдания. Но возможно ли это вообще? Сказать трудно.
Если нет личности, если нет «я», то как можно говорить о переселении душ? Лишь в том смысле, что тело умирает, а поток сознания продолжает свой путь. И так – до просветления, то есть до единства с Богом.
Уже при жизни Будды начался раскол в его школах, среди его учеников. Многие трактовали учение по-своему, несли отсебятину. Отчего это происходило? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно перейти к христианству. Там есть такие понятия, как благодать и дар. Будда, будучи великим пророком, имел благодать свыше, он получил дар, отказавшись от общепринятых житейских благ. А большинство учеников не смогли пойти таким путем. У них не было благодати свыше, они не сумели свои таланты, о которых говорится в Евангелии, приумножить.
Христос сказал: без меня ничего делать не можете. (Согласно христианской теологии, наши способности зависят не столько от наших усилий, сколько от Духа, который приходит Сверху и «дышит, где хочет»). Даже, чтобы уверовать в Бога, нужен дар свыше. И здесь для большинства людей, называющих себя разумными, начинается мертвая зона, поскольку мы много мним о себе, о чем убедительно и наглядно говорил Будда. Дар, видимо, может быть получен за благое намерение, но все равно свыше. Здесь и нужно поставить точку. Дальше каждый человек должен разбираться сам, ибо ему дана свободная воля и любые подсказки бесполезны и неуместны.
8 июля 2016
Иллюстрация к: Будда