ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Про Кота

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Марсианский дворник

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать На даче

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Жены и дети царя Ивана Грозного

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Странная спутница жизни загадочной...

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать В нашей Бане... Шуточное

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Когда иду по городу родному... сонет

Автор иконка Сергей Елецкий
Стоит почитать МЕДВЕЖЬЯ РУСЬ

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Пробегают облака перебежками

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Современная математика. Исток. Проблемы. Перспективы


стрекалов александр сергеевич стрекалов александр сергеевич Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
494 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Современная математика. Исток. Проблемы. ПерспективыМонография посвящена Истории зарождения, становления и развития современной математики от Древнейших времён и до сегодняшнего дня; проблемам, что возникали на этом нелёгком, но воистину-благородном, чрезвычайно-полезном и крайне-необходимом для всего мiрового естествознания пути; как и будущим перспективам “царицы наук”, на данный момент безрадостным.

сследователя нашего недалёкого прошлого”, свою «Историю Государства Российского» накатал за баснословные гонорары, которую не отличить от беллетристики. И на этой его мерзкой и лживой, продажной и заказной псевдо-«Истории» с тех пор у нас защищено уже тысячи и тысячи диссертаций. Соловьёв с Костомаровым и Ключевским её перепевали хором и на все лады - его услужливые и расчётливые эпигоны, больше похожие на попугаев, - и тоже на всю страну прославились и отличились, черти, заработали имена, капиталы и почести. А попутно в романовской подъярёмной России на волне эйфории по почитанию и обожествлению Запада ещё и миллионы книжек и учебных пособий вышло немыслимыми тиражами про “Древнюю Античную цивилизацию”, будто бы выросшую из ничего на крохотном Балканском полуострове и эгейских островах, которая якобы плавно перетекла потом на Апеннины - в Италию. А оттуда, через арабов, в Европу. Но - при этом всенепременно минуя “дикую и варварскую Россию”! каким-то чудесным и невероятным образом обойдя её! И это - главная фишка всей антиисторической байки, как кроплёная карта в колоде или же пятый туз в рукаве!

И такая смехотворная схема Мiровой Истории, высосанная из пальца или ещё откуда, что и упоминать совестно и грешно в кругу приличных людей, на данный момент носит непререкаемый академический статус и превратилась в догму, в незыблемую скалу, которую сдвинуть в сознании масс не так-то и просто, тем паче - перевернуть, поставить с головы на ноги. Потому что этот информационный и исторический сдвиг затронет судьбы и карьеры многих тысяч людей, и не самых слабых к тому же, не самых бедных. Людей, которые за счёт скалигеровской хронологии кормились и отоваривались с молодых лет, научную славу делали, богатства и всё остальное. И теперь заставить их отказаться или хотя бы пересмотреть и скорректировать свои прошлые “учёные” взгляды нельзя. Это и ребёнку ясно! Для них, российских высокопоставленных, высоколобых и обожранных академических и университетских деятелей, светил мiровых и лауреатов, лакеев мiровых финансовых воротил, это будет смерти подобно, или самоубийству. Это всё равно что самим себе добровольно в души накакать, и потом объявить публично, что они всю жизнь непонятно чем занимались, то есть прожили жизнь зря… Ну и кто на такое отважится?! - подумайте. Без-совестных там - пруд пруди, да! - но дурачков точно нет! И самоубийц - тоже!

Но нам-то с вами, дорогие мои читатели, до этих клоунов-лицедеев дела нет, что академиками и профессорами-обществоведами в стране зовутся. Не правда ли?! Пусть и дальше себе забавляются и непомерное самолюбие тешут, набивают карманы боблом и нажирают ряшки, продолжая яростно пилить гнилые опилки псевдо-Истории, что им когда-то подсунули лихие люди в масонских союзах, клубах и орденах. А нам, простым и совестливым россиянам, не состоящим на кормлении у Сиона, РУССКУЮ ПРАВДУ прямо-таки необходимо знать. Потому что от этого ЗНАНИЯ, повторю, напрямую зависят наши дальнейшие жизнь и судьба, и наше счастливое, как хочется верить, будущее… {2}

 

2

 

Поэтому-то про скалигеровскую хронологию надо быстрее забыть, выкинуть её из своего обихода, из жизни, из памяти - из всего! Ибо в неё изначально была заложена явная и очевидная ложь, сознательная и злонамеренная подтасовка реальных исторических фактов. Никакого “греческого интеллектуального чуда” не было в природе и не могло быть! Уже потому, хотя бы, что крохотные греческие острова вместе с Балканским и Малоазийским полуостровом (территория “Древней Эллады” якобы) на протяжении многих тысячелетий являлись окраиной Великой Славяно-Русской Державы, провинцией СЛАВЯН-РУСОВ. А в провинциях, как хорошо известно, не зарождается ничего великого по определению: всё это происходит всегда и везде в митрополиях, в ЦЕНТРЕ. Для этого вспомните СССР ещё раз: где там кипела и пенилась, и текла через край научная и культурная жизнь? В Москве главным образом, отчасти в Новосибирске, Ленинграде и Киеве. Это есть чистый факт, не нуждающийся в доказательстве! Но уж никак не в Прибалтике, не в Закавказье и не в Средней Азии, где люди спали глубоким провинциальным сном не одно столетие и просыпаться не собирались...

 

И с греками так же было, римлянами и арабами, с хвалёными европейцами теми же. И по-другому, повторим, и быть не могло: схемы и центры МIРОВОГО РАЗВИТИЯ во все времена одинаковые. То, что теперь лукавые исследователи приписывают им: т.н. дохристианскую, или Античную историю и культуру, - всё это было наше, древнерусское и родное! Оно создавалось на территории современной Сибири: в Великой Асии сначала, а после - в Великой Тартарии. Именно там, в районе современного Омска, в до- и после-Потопные времена, последовавшие за планетарной экологической Катастрофой чуть более 13 000 лет назад, многие тысячелетия после гибели материка Даария располагалась столица Древней Державы СЛАВЯН-АСОВ-РУСИЧЕЙ - Асгард Ирийский. Об этом подробно уже писалось во Вступлении в связи с работами Н.В.Левашова, но что не грех и повторить. Ибо “повторение - мать учения”: так наставляли педагоги в советских школах всех парней и девчат. Потому и славилось Советское образование на весь мiр; потому мы первыми в Космос и полетели, и Атом освоили и приручили первыми!

Ну а потом, с годами, научный и культурный эпицентр планеты переместился на Восточно-европейскую равнину из-за резкого похолодания и ухудшения климата в Асии (Азии теперь), и из-за долгой и изнурительной войны с Древним Китаем (Аримией), завершившейся подписанием долгосрочного мира в Звёздном Храме. Именно от этого ключевого момента наши далёкие пращуры СЛАВЯНЕ-АРИИ-РУСЫ и стали вести своё Новое Летоисчисление: от Сотворения Мира в Звёздном Храме (СМЗХ), - отменённое Петром Первым в 1700 году. И где-то на территории современного Ярославля, Суздаля, Владимира и Москвы закипела опять славяно-русская научная и культурная жизнь с новой духовной силой в “дохристианскую эпоху”, эпоху царства Великой Тартарии, перетекавшая затем на окраины - в Европу, Персию, Африку, Америку и Ближний Восток, на Балканы и Апеннины, в Аравию ту же. И так и осталась там после краха последней Русской Мiровой Державы уже в виде египетских пирамид, акрополей и колизеев, в виде уникальных памятников живописи и зодчества, литературных и научных шедевров, библиотек. И потом это ДРЕВНЕРУССКОЕ великое историческое наследие было тихой сапой присвоено и национализировано, переведено на местные языки. Сначала - на греческий и латынь; потом - на арабский и индийский. Ну и под конец - на европейские многочисленные наречия и диалекты. В этом-то и состоял весь фокус!

 

----------------------------------------------------------

(*) Славяно-Арийская Европа

Современные немцы, люди дотошные и любознательные, как известно, составили своеобразный каталог славянских городов и крепостей на территории теперешней Германии и разместили его на сайте http://slawenburgen.npage.de, который доступен, к сожалению, лишь на немецком языке. На нём с немецкой педантичностью отмечены даже координаты мест и показаны места расположения каждого города с помощью программы GoogleEarth.

Так, они нашли и описали славянские города, расположенные в следующих землях ФРГ: Берлин - 8 городов; Бранденбург - 166; Мекленбург - 285; Нижняя Саксония - 9; Саксония - 125; Саксония-Анхальт - 36; Шлезвиг-Голштейн - 38; Тюрингия - 9.

Описаны также Росток, Шверин, Стральсунд, города на островах Рюген (23) и Узедом (4). Итого: 703 славянских города на территории нынешней ФРГ!!! Это ли не доказательство некогда общего славяно-арийского прошлого!!!

----------------------------------------------------------

 

Да, у автора нет прямых доказательств подобного вселенского масштаба шулерства и плутовства, наглой вселенской подмены и плагиата. А если прямо сказать - без политеса, кривляний и обиняков - откровенного ВОРОВСТВА соседями Древней славяно-русской науки и культуры, Древних славяно-русских прозрений, открытий и идей. Все доказательства Романовы и их приспешники и подельники давно и тщательно вычистили, убрали с глаз долой, превратили в пепел и пыль Истории. Поэтому-то, это всего лишь версия или трактовка, или авторский субъективный взгляд, который, однако, не с потолка взялся и не привиделся во сне, не является плодом бурной фантазии или же, упаси Бог, старческого кретинизма. Он подкреплён собственным жизненным опытом, накопленными знаниями и многолетними раздумьями, логикой и здравым смыслом. А также «Славяно-Арийскими Ведами» и «Книгой Велеса» убедительно подтверждён, первыми изысканиями Ломоносова и Татищева, работами Арцыбашева, Черткова и Классена, Забелина, Стасова и Верковича. А из современных авторов - изумительными по качеству и глубине мысли работами Лесного, Левашова, Фоменко с Носовским и Клёсова, Гриневича, Чудинова, Хиневича и Трехлебова, Гусевой, Жарниковой, Пятибрата и других советско-русских исследователей, что проповедуют схожую точку зрения. Только-то и всего! Подобный же взгляд на Древность Русской Истории проповедовал, между прочим, и Фёдор Иванович Тютчев - выдающийся русский мыслитель-патриот, философ, историк и поэт (которого Лев Толстой ставил выше Пушкина), объёмом знаний, порядочностью и честью заметно превосходивший всех наших историков-либералов во главе с придворным Карамзиным, патологических лжецов и холуёв Сиона.

В своём знаменитом стихотворении «Русская география» (1848) Тютчев про нашу Славяно-Русскую Древность написал буквально следующее:

 

«Москва, и град Петров, и Константинов град -
Вот царства русского заветные столицы…
Но
 где предел ему? и где его границы -
На
 север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам их
 судьбы обличат…
 

Семь внутренних морей и семь великих рек…
От
 Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От
 Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и
 не прейдет вовек,
Как-то провидел Дух и
 Даниил предрек».

 

Представляете себе, какой рисовался размах нашей Древней Велико-Русской Державы в мыслях Фёдора Ивановича - Царствие ему Небесное!!! И не с потолка же Поэт подобный гигантский масштаб взял: у него, вероятно, были на то и аргументы, и факты...

 

Утешает автора и то ещё, что никаких доказательств нет и у его многочисленных гипотетических оппонентов - сторонников и глашатаев скалигеровской хронологии, - всех этих чопорных и высокомерных российских академиков и профессоров, к которым у автора, проработавшего 20 лет в советской науке и хорошо знакомого с её неприглядной изнанкой, самое скептическое и негативное отношение, самое что ни наесть брезгливое… Да и с чего им кичиться и хорохориться, учёных павлинов из себя строить и свой поганый и продажный рот разевать, академикам нашим прикормленным, докторам и профессорам? - если не сохранилось ни одного подлинного древнего рукописного памятника в Европе, которые артефактами там зовутся. Ни од-но-го!!! Сгорели в огне пожарищ!!! А все те миллионы книг по якобы дохристианской истории - истории Древней Греции и Рима, истории Средних веков и эпохи Возрождения, - что пылятся теперь в европейских библиотеках и книгохранилищах, были ловко состряпаны на тайных политических кухнях в 16-18 веках н.э. . Это если по факту, и для специалистов, для кукловодов тех же.

А для обывателей-простаков на Западе и на Востоке существует расхожая версия, что сгоревшие артефакты перед пожаром якобы были все до единого аккуратно и своевременно переписаны учёными европейцами в точном соответствии с утерянными оригиналами: так там на голубом глазу утверждали раньше - и так твердят до сих пор. Вот и все доказательства! Понимай: одни сплошные ЗАВЕРЕНИЯ и СЛОВА, которым - грош цена, разумеется, но которым весь “цивилизованный мiр” почему-то просто обязан верить - и умиляться!

Но, знаете, верится в эти их клятвы с трудом, и это ещё мягко сказано. Уже потому, хотя бы, сомнения возникают у дотошных русских исследователей, кто с головой и совестью дружит, что пухлые сочинения всех этих якобы древних авторов-великанов, тех же Платона и Аристотеля, написаны прекрасным современным литературным языком. Или штилем, каким, разумеется, не могли и не должны были бы писать древние греки и римляне, византийцы и все остальные деятели, которых самонадеянно положили в фундамент европейской культуры. Однако же их “без-смертным творениям” и научному авторитету нас, россиян, призывают теперь безоговорочно и тупо верить. И при этом до небес славить и почитать Европу, на “тучных и благодатных землях” которой будто бы они когда-то взросли…

 

3

 

Итак, дорогие мои читатели, товарищи и друзья, я начинаю, наконец, рассказывать про древнюю математику и Пифагора, собравшись с Духом, - но национальность, страну проживания и время жизни его, равно как и всех остальных героев своей монографии, я сознательно пропущу. Всё это вы можете сами легко найти в Википедии при желании; но… они, скорее всего, вымышленные, спекулятивные: имейте это в виду. Фалес и Пифагор, Архит, Евклид, Аполлоний и Архимед, Платон и Аристотель были нашими предками СЛАВЯНАМИ-РУСАМИ, как представляется, а никакими не греками: огречили их уже потом, когда в отделённой от России Европе создавался выгодный фантом под названием «Античность». Помните всегда про это, когда будете сию работу читать. Как понимайте и то, разумеется, что человек такой, пусть даже и под другим именем, может быть, в другое время и в другом месте, но всё-таки был и жил на Земле, творил великое и нетленное: в этом-то как раз у автора сомнений нет никаких. Потому что Пифагор, или тот, кого впоследствии за этой красочной вывеской спрятали (как спрятали, например, выдающихся русских воевод за пошлыми кличками “Разин” и “Пугачёв”), - личность воистину легендарная, то есть сохранённая в благодарной памяти народной и передаваемая из уст в уста, из поколения в поколение. А это о многом говорит для тех, кто имеет разум. Ведь недаром, совсем недаром академик Б.Д.Греков так именно и наставлял студентов на лекциях, что легенда или «былина - это история, рассказанная самим народом», то есть не выдуманная писаками на потребу дня за бабло, медальки и славу. А память народная, как учил уже писатель В.М.Шукшин, достаточно цепкая, долгая и избирательная: лишь бы кого не станет хранить под трепетно бьющимся сердцем…

 

Пифагор, если систематизировать и обобщить всё то, что сохранилось о нём в преданиях и легендах и перетекло потом в анналы Истории, и по сию пору является в интеллектуальном отношении одним из самых значительных персонажей, когда-либо на планете Мидгард-земля проживавших и действовавших, приносивших ЗНАНИЕ и ДОБРО людям. Был он по этой причине личностью определяющей, знаковой как для своей эпохи, так и для всей классической науки в целом.

И первое, что бросается в глаза даже и при беглом знакомстве с жизнью и судьбой этого удивительного человека - и человека ли?!! - это его могучий духовный и творческий потенциал, помноженный и подкрепляемый в течение многих лет его фантастической работоспособностью, отдачей и религиозным горением-настроем. По единодушным высказываниям философов-досократиков, писавших про него, он был святым, пророком, учредителем религиозного союза-ордена фанатиков-единоверцев, навязывавшего свои Божественные истины-откровения окружающим всеми имеющимися средствами, включая сюда как средства политические, так и военные. Легенды донесли до нас, в частности, как сурово и без-пощадно, и при этом очень легко пифагорейцы, ведомые своим неистовым и фанатичным вождём, расправлялись с разжиревшими, обленившимися и выродившимися соседями, лишний раз доказывая всем, насколько духовное здоровье человека важнее, значимей и ценнее его здоровья телесного, насколько Дух вообще возвышается над телом.

Это одна его, но, безусловно, главная сторона, касаемая так сказать работы по восприятию мистического и последующей пропаганды полученного Тайного Знания среди учеников и адептов. Была и другая - естественнонаучная, связанная с работой разума. В ней также преуспел Пифагор - и сильно. Мало того, она более всего и известна мiру и снискала ему великую славу - прижизненную и посмертную.

Универсализм Пифагора поражает, как поражает в нём гармоническое сочетание и уживание в одном человеке, в одной душе, казалось бы, не сочетаемого: политики и религии, естествознания и мистики, знание внешнего или окружающего мiра и знание потустороннего, сверхъестественного. Истины РАЗУМА чудесно уживались в нём с истинами ВЕРЫ, не противоречили, не мешали друг другу, а только лишь дополняли и поддерживали.

Но таков уж был этот человек, ЧЕЛОВЕЧИЩЕ настоящий, ГЛЫБА! - настолько широк, необъятен и необуздан, и поистине неукротим в жизни, работе и творчестве. Жажда познаний, поиска ИСТИНЫ была едва ли не главной страстью его пылавшей задумками и начинаниями, и великими страстями души; и он, вслед за Фалесом, мог бы повторять без конца, что «невежество - тяжкое бремя».

Влияние Пифагора на учёных последующих эпох, включая сюда и учёных Нового времени, огромно. О его исключительной популярности говорит тот красноречивый факт, что якобы даже и через двести лет после его смерти в огромных количествах продолжали выходить анонимные сочинения, которые с какой-то маниакальной последовательностью упорно приписывались либо ему самому, либо его верным соратникам и друзьям, а иногда даже - его жене и дочери. Знали люди, чувствовали, что имя Пифагора, поставленное на титульном листе, станет надёжной гарантией того, что сие сочинение переживёт века и будет не подвластно забвению и тлену.

Пифагор по количеству упоминаний о нём в литературе, как научной, так и сугубо биографической, на равных соперничал долгое время с Платоном и Аристотелем, ни мало не уступал им. В его честь выпускались монеты с его изображением, и сам Демокрит - отец-основатель современной атомистской теории, посвятил ему своё восторженное сочинение…

 

4

 

И всё же, несмотря на всё это, Пифагор был духовный водитель прежде всего, пророк, которому было доступно Высшее Знание и который умело пользовался им, крепко сплачивая вокруг себя людей, направляя их на Путь Истинный. Естествознание и математика были лишь следствием его духовной силы, яркими отсветами её. Не более.

Главное же его дело было: врачевать и ободрять хилые людские души, укреплять их всемерно, вселять в них ВЕРУ и Дух Святой. Дело, напомним, которым занимались на Мидгард-земле все известные ныне светочи и пророки.

Многочисленные мистерии, что после смерти Учителя были учреждены пифагорейцами, довольно быстро распространялись по соседним краям и областям, ближним и дальним. На них собирались всё новые и новые посвящённые, желавшие достичь магического экстаза, а потом и нирваны, аскетически преобразовать греховную жизнь свою и, одновременно, - приобщиться к Высшему Знанию, способному духовно встряхнуть и возжечь каждого, облагородить, возвысить и укрепить.

Из посетителей мистерий формировался практикующий их орден - пифагорейский союз, который не был элитарной философской школой или же закрытым политическим клубом (никакая школа и никакой клуб не существуют так долго после смерти своего основателя), хотя действительные члены его могли принимать - и принимали - посильное участие в научной и политической жизни. Союз был в главном назначении своём именно монашеским орденом - очагом небесной духовной чистоты и света, научающим и возрождающим во мраке живущих, омывающим и очищающим погрязших во грехе и корысти. Постом и молитвой там убеждали посвящённых неофитов, что земная жизнь их не напрасно проходит, нет, что она угодна Богу, что нравится, что импонирует Ему; и что Отец Вседержитель любит и помнит каждого своего чадушку, и обязательно избавит преданнейших своих сынов от забвения и тлена, предоставит им Вечную и Святую Жизнь.

«Блаженный и благословенный, - гласит уверение Божие на найденных в Фуриях и Петелии золотых табличках, что вкладывались после смерти в руку каждого пифагорейца, - ты больше не будешь смертным, но станешь богом» /О.Шпенглер «Закат Европы»/.

Союз, однако, был орденом боевым, фанатично навязывавшим религиозные истины мiру всеми доступными средствами; и этим члены союза, без-спорно, старательно копировали самого Пифагора и его методы воздействия на людей.

Пифагор, если проанализировать, опять-таки, дошедшие о нём из глубины веков скупые и разрозненные сведения, был необычайно строг, суров даже к любому греху, к малейшим проступкам и прегрешениям, порочащим, пачкающим человека, бросающим на него тень, - за что вполне мог прослыть жестокосердным. Сознательная жизнь его являла собой пример без-компромиссной, ни на минуту не прекращавшейся борьбы с любыми проявлениями безволия, мягкотелости и гнилого либерализма, разъедающего всё живое, а ещё: с пессимизмом, энтропией и упадническими настроениями, - и борьба эта поражала всех своей отчаянной смелостью и своим размахом.

Этот человек не смешивал никогда милосердия с сентиментальностью, доброту с равнодушием и пофигизмом, хорошо чувствовал глубинное различие их. В его сознании любая жизнь представлялась как непрерывное, безоговорочное и беззаветное служение Богу, как выполнение определённых обязательств, Богом возложенных на человека, под условием предъявления обязательного итогового отчёта - опять-таки Богу! - от которого напрямую будет зависеть посмертная человеческая судьба.

С Богом в сердце он жил, Его одного впереди себя видел, Его же одного только и боялся, трепетно ждал встречи с Ним. Оттого и не заботился совсем, что скажут про него окружающие, не покупал дешёвой популярности и любви к себе ценой измены ДОЛГУ, СОВЕСТИ, ТРУДУ и ПРАВДЕ.

Поколесив по свету белому, понасмотревшись на людей, причём - всяких: умных и глупых, бедных и богатых, здоровых и больных, - Пифагор многое узнал про них, многое про них понял. Он понял, например, что человеку Божьим Промыслом изначально была уготована великая миссия земная, счастливейшая и уникальнейшая созидательная роль, для выполнения которой человек всемилостивейше и всеблаго был создан по образу и подобию Отца своего, Единого Творца Создателя, Устроителя и Промыслителя Вселенной, и с рождения был наделён поэтому РАЗУМОМ и ВОЛЕЙ, то есть стал существом разумным и волящим, способным, как и Сиятельнейший Отец, на многое, потенциально ко многому  готовый.

В действиях же разумного и волящего существа с неизбежной необходимостью присутствуют ЦЕЛИ, которые у каждого - разные, порою - полярные, или диаметрально противоположные, ведущие и к Богу, и - от Него.

У некоторых же Божьих избранников стремления не идут даже далее того, чтобы ничто не мешало им в этом мiре без-прерывно удовлетворять свои животные инстинкты и аппетиты в корыте земных наслаждений, земных удовольствий и благ. И потому долг и обязанность власти - духовной ли, светской ли, всякой! - силком отрывать человека от чувственного корыта, от гедонизма, и настойчиво разъяснять такому праздному бедолаге про высокое предназначение его, про Божественную его природу.

Этим, по сути, и занимался Пифагор, этому и посвятил, в итоге, всю свою долгую и славную жизнь - без остатка!...

 

5

 

Понимая, что началом любой премудрости, любого правильного пути является страх Божий, Пифагор пытался убедить группировавшуюся вокруг него молодёжь, насколько близок ко всякому смертному Отец Небесный.

В жизни каждого человека, как в зеркале, отражаются промыслительные пути Божии, - вполне мог говорить ученикам Пифагор расхожие по нынешним меркам истины. - И нужно только уметь подмечать их, нужно желать подмечать и делать выводы. Горе тому, кто не выполнит Божьего относительно себя предназначения: участь того жалка! Суд Божий потому и называется Страшным, что разочарование Небесного Отца воистину страшно для человека… Ад - это и есть разочарование Божие, равнодушие, презрение и забвение, полная и окончательная СМЕРТЬ, а не кипящие смоляные котлы с пляшущими вокруг них рогатыми, хвостатыми и мохнатыми чертями. Кипящие котлы и черти - это всё выдумки впечатлительных и недалёких господ, сильно трусливых, ничтожных и мелких к тому же. Полное и окончательное НЕБЫТИЕ - вот что воистину страшно для Божией подневольной твари…

Поэтому-то и не гневите Бога ленью и неповиновением своим, не разочаровывайте Его своей никчёмной и пустой земной жизнью. Земная жизнь человека - Полигон Божий, ПРОВЕРКА на прочность и качество, где Отец испытует своих грешных чад для будущих, одному Ему ведомых целей. Что за цели, каковы они? - об этом знает только Он один; а нам, грешным, сирым, смертным и потому слабым, нужно лишь слушать Его и не роптать, и безропотно Ему подчиняться…

Слушайте Бога, сидящего внутри вас в виде чуткой и без-покойной СОВЕСТИ, молитесь Ему, ровняйтесь на Него и славьте Сиятельнейшего Отца всеми своими качествами, помыслами и поступками! Прославление Бога - благо для вас и великая духовная подпитка!…

Оставайтесь почаще одни, выходите в чистое поле - и молитесь там всем сердцем! всем существом своим! - чтобы почувствовал Отче Небесный искренность ваших просьб и молитв, чтобы протянул вам в последний момент руку защиты и помощи, этим жестом ЕДИНСТВЕННЫЙ УКАЗУЯ ПУТЬ, Ему любый, праведный и угодный… Следите за тем указующим Перстом, крепко держитесь Его, хватайтесь за Перст всеми правдами - и не отпускайте далеко от себя, не отпихивайте, не чудите, не своевольничайте. Потому как живительна и благотворна для каждого из вас Божия всепобеждающая Десница…

А ещё помните как имя своё, данное вам при рождении, что уйти от Бога легко, вернуться назад - трудно. “Никто не возвращается в свою келию таким, каким из неё вышел”, - это золотое иноческое правило распространяется и на мiр… Помните всегда об этом, молитесь истово и ежедневно, живите в Боге и с Ним - и помощь и заступничество Божие не запоздают…

И работайте, денно и нощно работайте, не покладая  рук, как работает в поте лица Отец Наш Небесный, спешите выполнить Его наказ, Его Завет прижизненный, сильно спешите! Потому что всем кающимся и торопящимся Господь обещает спасение, но никому из смертных не обещает завтрашнего дня! который может или не наступить совсем, или оказаться последним: последним здесь, на земле, но не для Господа…

Не бойтесь смерти, - ещё мог учить Пифагор, - не думайте о ней как о конце всего! Вы будите жить и работать до тех самых пор, пока будите желать жить и работать, пока будите угодны Богу как со-Товарищи, со-Ратники и со-Творцы. До той поры вы будете неуязвимы и без-смертны. Когда же вам надоест ваш ежедневный каторжный труд, когда опостылеет быть со-Творцами, со-Ратниками и со-Промыслителями, когда вы устанете и опустите безвольно руки, подумаете: всё, хватит! - тогда вы умрёте и исчезнете без следа. И согласитесь, что это будет честно, правильно и справедливо!…

И ещё скажу: не мечтайте о Манне Небесной, не думайте превратно о Рае, как думают неразумные дети. Рай - это не без-платный публичный дом, не ресторан изобильный, не богадельня; Рай - это даже и не пуховая кровать, на которой валяются сутками небесные без-печные жители - помощники Божии - и в ус не дуют. Рай - это огромный вселенский Цех, фабрика Мiроздания, где вечно и без-прерывно трудятся в поте лица - и потому живут, где живут - потому что трудятся; где у каждого - свой небесный Станок или Письменный Стол, свой Участок, свои Задачи и Цели, Отцом Вседержителем указанные и определённые. Только и именно так всё Там, в Раю, и происходит, а не как не иначе!…

Кто хочет для себя подобной пахотной и тягловой доли, кого не страшит она, не пугает - те и будут в Раю, а другие туда и не попадают… Богу не нужны паразиты, Богу не нужны ловкачи, лодыри, своевольники и прожиги! Ему позарез необходимы труженики-творцы! - для Вечной Жизни, для Борьбы, для Вселенского без-прерывного Творчества!…

Знайте и помните ежечасно и ежесекундно об этом - и начинайте работать здесь, на земле, приучайтесь работать, стремитесь к этому; не ловчите, не выгадывайте, не ищите лёгких работ и путей; помните, что лёгкие и скользкие пути уводят далеко от Господа… Отец Небесный всеведущ, всеяден и всемогущ: Он чувствует всё, всё знает и подмечает. Жизнь всякой твари прозрачна и ясна для Него как колодезная вода в стакане: Его не проведёшь, не обманешь! от Него по-детски не спрячешься… И Рай не спасает сам по себе: и оттуда был изгнан падший ангел, размякший и раскисший в безверии своём, переставший служить верой и правдой Небесному Отцу нашему…

Потому и говорю вам, прошу и заклинаю вас всеми земными святыми: работайте! Засучите рукава - и работайте! не спите, не ленитесь и не выгадывайте, не давайте себе поблажек и послаблений!!! Жизнь вечную и всеблагую нужно вымолить и заслужить здесь, на Мидгард-земле, нужно показать и доказать Отцу, что она необходима вам, и будет крайне выгодна, желанна и полезна…

И не смотрите по сторонам, не отвлекайтесь на ерунду и никому не завидуйте: ни чьим успехам мнимым и преимуществам. Нет в этой жизни ни первых, ни последних, ни избранных, ни чандал! У каждого - свой собственный тернистый и кремнистый путь, своя дорога - короткая и быстротечная, Богом на человека возложенная и к Богу же и ведущая. И спрос поэтому с каждого будет в отдельности, как на экзамене, и спрашивать будут его по самому большому счёту - по Божьему…

И ещё знайте, что «всякий путь труден только тогда, когда человек смотрит вниз, считая камни, о которые спотыкается, или назад, измеряя пройденное расстояние… Там же, где смотрят вперёд, видя перед собой идеал» - Отца Сиятельнейшего, Небесного, Жизнь вечную в Нём и с Ним, - «где идут с верой в дело и любовью к нему, окрылённые надеждою дойти до цели, - там не замечают препятствий, как бы велики они ни были!» /Князь Жевахов «Воспоминания»/

 

6

 

Понятно и объяснимо, что подобные жаркие проповеди не пропадали без-следно, не могли и не должны были пропасть! Вокруг легендарного мудреца группировались фанатично преданные ему молодые люди, которых он воспитывал и обучал, сообразуясь со своей собственной религиозно-образовательной системой. Ему приписывали даже создание особого - пифагорейского - образа жизни, который он усиленно внедрял среди своих учеников и строго потом контролировал.

Особость образа была проста:

 

«для всех - и высших, и низших - у Пифагора было мудрое изречение: следует избегать всеми средствами, отсекать огнём и мечом и всем, чем только можно,

от тела – болезнь,

от души – невежество,

от желудка – излишество,

от города – смуту,

от дома – раздоры,

и от всего вместе – неумеренность» /Аристоксен/.

 

Такие немудрёные наставления или житейские истины были незатейливы и легки, и доступны для понимания большинству граждан, причём - и старым, и малым, и образованным, и невеждам. Именно эти изречения, или - акусмы, как называли их во времена Пифагора, подкреплённые, к тому же, его собственным безукоризненным поведением и всегдашней строгой аскезой, его без-компромиссной требовательностью к самому себе, и создавали их глашатаю-пропагандисту невероятную, все мыслимые и немыслимые границы переходящую славу, именно они с необычайной силою притягивали к нему молодежь.

Не вызывает ни малейшего удивления поэтому, что под конец жизни популярность этого человека как воспитателя и учителя была столь велика, что «все юноши хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они проводили время с ним, нежели занимались собственными делами» /Исократ/.

Пифагора и называли за это «предводителем юношества» / Платон /…

 

 

Часть вторая

 

«Учёный изучает природу не потому, что это полезно: он изучает её потому, что это доставляет ему удовольствие, потому, что она - прекрасна! Если бы природа не была прекрасной, она не стоила бы того труда, который тратится на её познание, и жизнь не стоила бы того труда, который нужен, чтобы её прожить» /Анри Пуанкаре/.

 

1

 

С какого-то момента Истории у наших далёких предков начинает вдруг отчётливо проявляться дерзкое и неизбывное в своём упорстве стремление дойти до Истины, до Бога, до Божественных основ бытия путём разума, воли и логики, или, - путём “логического познавательного процесса”, как назвали это всё они сами.

Так зарождалась современная философия и современный же рационализм. И, как следствие, - зарождалась классическая наука - религия естества, религия разума.

Время и место зарождения современной науки не случайно совпадают с годами жизни и творчества Пифагора. Именно он жил в тот счастливый период, когда раз за разом появлялись на свет, становились на ноги и крепли современные научные методы, современные же понятия и теории - и не просто жил, а активно участвовал в этом наиважнейшем процессе, занимал в нём главенствующую роль ПЕРВОПРОХОДЦА.

Научный метод, по удивительно меткому и точному определению одного из величайших преобразователей мiра, - это «путь от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практике» /В.И.Ленин/. Впервые его применили в геометрии и астрономии старшие современники Пифагора - Фалес и Анаксимандр. Их и считают по праву его (научного метода) родоначальниками, или основоположниками. И хотя первая геометрическая модель Вселенной, предложенная Анаксимандром, была спекулятивной и ни в коей мере не отражала реальную структуру космоса, а дедуктивное доказательство Фалеса применялось к утверждениям простым и очевидным и ещё грешило чуть-чуть наивной опорой на наглядность геометрических построений, - они сыграли свою революционную роль в истории мiровой науки.

 

-------------------------------------------------------------

(*) И впрямь, если мы с вами повнимательнее посмотрим на решающий в развитии математики момент, когда она сделала свой первый и самый значительный шаг на пути познания и признания, шаг, в результате которого, собственно, и возник тот базис или основа, на которой она теперь зиждется - логическое доказательство, - то увидим парадоксальную картину. Увидим, что произошло это на материале, который просто исключал возможность практических приложений и применений. Первые теоремы Фалеса устанавливали истины, очевидные для каждого здравомыслящего человека, которые были хорошо известны и до него. Как, например, то, что диаметр делит круг на две равновеликие части; или если на одной стороне угла отложить отрезки в определённой пропорции и через их концы провести параллельные прямые, то и на другой стороне угла возникнут отрезки в той же самой пропорции. Теперь это всё любой первоклассник знает и подтвердит. И до Фалеса это знали. Гениальность была нужна не для того, чтобы увериться в справедливости этих достаточно тривиальных в общем-то положений, а для того, чтобы понять, что они нуждаются в доказательстве. Хотя практическая ценность таких открытий, повторим, была нулевой…

-------------------------------------------------------------

 

Теорема о соотношении квадратов сторон в прямоугольном треугольнике, дедуктивно доказанная Пифагором, очевидной и без-полезной уже не была и целиком опиралась на логику и на разум. Для неё уже необходимо требовались незаурядные математические способности, требовался живой аналитический ум, настроенный на отвлечённое абстрактное мышление. И, может быть, поэтому не так уж и не правы те, кто именно Пифагора, а не Фалеса, считают всё-таки первым математиком мiра, с которого сия наука, собственно, и началась…

 

Давайте здесь остановимся на минуту, Читатель, и попытаемся повнимательнее и поподробнее разобраться в том, что же такое особенное сделал для науки Пифагор, и в чём состоит его первостатейное и определяющее значение как учёного.

То, что в любом прямоугольном треугольнике, подчеркнём - в любом, квадрат гипотенузы по площади равен сумме квадратов катетов, знали задолго до Пифагора: не он сформулировал это поистине золотое правило. Его давно и с успехом применяли древние землемеры и градостроители, и оно их ни разу не подвело. Поэтому-то оно и передавалось из поколения в поколение в виде крайне полезной памятки или инструкции для работы, было многократно и повсеместно проверено на практике и доказало всем пользователям свою несомненную плодотворность, истинность и эффективность. Чего же, казалось бы, ещё?! Говоря современным языком, древние землемеры и градостроители использовали нарождавшуюся математику чисто эмпирически: сиречь, если они убеждались, что какой-то результат верен при многократном повторении, они обобщали его и думали, что он будет верен всегда. Теперь это называется индуктивным рассуждением или методом. Дети и внуки с успехом применяли полученное от предков золотое правило, не понимая и не задумываясь о том, почему оно так работает и не даёт сбоев.

И то, что сделал Пифагор, было действительно грандиозно и революционно: он однажды понял и решил, что можно превратить золотое правило древних землемеров и градостроителей в АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ, подключив к этому делу разум и логику. Только-то и всего!

Фалес, напомним, уже начал робко заниматься выведениями первых доказательств в геометрии, - но именно Пифагор и его школа превратил поиск строгого математического доказательства древних эмпирических правил и методов в систематическую программу.

Этот человек осознал и сделал поистине удивительное: пришел к выводу, что прежние памятки и инструкции могут быть доказаны для всех случаев жизни дедуктивно, с помощью правил логики. И тогда они все резко и качественно поменяют статус: станут вечными и безальтернативными ИСТИНАМИ, которые невозможно будет оспорить. Никогда и никому! Согласитесь, что цель Пифагором ставилась Великая и Благая, поистине Космическая!... Но для этого эмпиризму, чувственному восприятию и познанию мiра, он решил противопоставить РАЗУМ, РАЦИОНАЛИЗМ. Мало того, он предъявил доказательство, основанное на строгих логических правилах и образованное рядом шагов, которые любой желающий мог рассмотреть и понять лучше, чем тысячи сомнительных в плане качества экспериментов. Насколько теперь известно, Пифагор был первым, кто стал думать о том, что такие доказательства не только возможны, но и достижимы систематически. Поэтому он и заслуживает титула отца математики.

Пифагор высоко поднял планку поиска ВЕЧНЫХ ИСТИН для последующих поколений учёных: после его блистательных работ уже недостаточно было найти правило, проверить его на практике много раз и признать его истинным. Это уже не работало, как раньше, и доверия не вызывало ни сколько. Теперь в математике требовалось всё доказывать и логически обосновывать с бумагой и карандашом в руке. И только потом уже предъявлять мiру в качестве очередной сенсации. И хотя довольно часто это оказывалось чрезвычайно сложно сделать на практике (сие происходит и поныне в виде многих не решённых проблем и задач), - рациональный подход Пифагора был и плодотворным, и ярким на удивление, и крайне эффективным, очаровавшим до глубины души всех исследователей. И будущие математики, несмотря на все трудности и неудачи, уже не готовы были отказываться от его ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДА и возвращаться назад, к эмпирике...

 

2

 

Теорема Пифагора, помимо величайшей важности её самой по себе - как первого сугубо абстрактного заключения, получившего форму АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ! или умозрительного закона! - довольно скоро должна была привести пифагорейцев и к другому наиважнейшему математическому результату - к открытию несоизмеримости величин (традиция приписывает открытие несоизмеримости катетов и гипотенузы в прямоугольном треугольнике непосредственному ученику Пифагора - Гиппасу; доказательство же несоизмеримости приводится Евклидом в приложении к X книге «Начал»). И это открытие превратилось для древних математиков в неразрешимую проблему под 1, которая с неизбежностью подталкивала их к мысли, что арифметика - коварная вещь! И геометрию, ввиду этого, следует развивать независимо от арифметики.

Вывод или даже принцип этот, отчётливо прослеживавшийся уже в платоновских диалогах, получил своё полное завершение у Евклида, который в своих без-смертных «Началах» геометрически изящно доказывает то, что следовало бы на теперешний взгляд, что проще было бы доказывать алгебраически

 

Что же касается самих пифагорейцев, - то интеллектуальной гордости их был нанесён тяжелейший удар: материальный мiр, как с очевидностью выяснялось, не был основан исключительно на числе как основной сущности. И ученики и последователи Пифагора из числа скептиков были вынуждены провести различие между величиной и числом, между длинами, измеряемыми в геометрии, и числами, выражаемыми арифметически. Не удивительно и закономерно даже, что обе дисциплины начали отдаляться друг от друга, и только работы математиков XVI и XVII веков Франсуа Виета, Ферма и Рене Декарта смогли воссоединить их…

 

3

 

Логически-непротиворечивой арифметической теории несоизмеримых величин математикам древности не удалось создать по вполне объективным причинам - из-за недостатка знаний и навыков. Поэтому все свои силы, математический талант и гений творческий они бросили на геометрию, в которой им на удивление многого удалось добиться - фантастически многого! - и без чего современная точная наука была бы немыслима и невозможна.

Создание Евдоксом геометрической теории пропорций взамен теории арифметической, пифагорейской, не работавшей в иррациональном поле, в которой Евдокс умело, тонко и очень умно обходит все трудности, связанные с несоизмеримостью, с иррациональным числом (он ввёл, наряду с числами, понятие геометрических величин - длин, площадей, объёмов; для однородных величин были определены и арифметические операции, аналогичные числовым), - если и не подтверждает, то весомо иллюстрирует последнее авторское предположение…

 

4

 

Перед самим Пифагором проблема несоизмеримости ещё не стояла: свидетельств этому нет, - и основу современного научного знания - дедуктивное доказательство - он распространил со временем и на милую его сердцу арифметику, при помощи которой он надеялся описать весь мiр, пронумеровать и пересчитать все земные объекты и даже их свойства. В частности, им пишется трактат «Об элементах чисел, как элементах реального мiра», создаются  первые образцы теории чисел: учение о чётном и нечётном, теория фигурных чисел. Эти его блистательные работы выделили арифметику в самостоятельную отрасль теоретической науки, отдалив её тем самым от безраздельно господствовавшего до того искусства счёта, искусства, не достойного больших умов.

Так что современная математика, если рассуждать объективно и строго, в смысле доказательного дедуктивного обоснования именно с Пифагора и начинается: это есть твёрдо-установленный факт, от которого никуда не деться…

 

5

 

Помимо одноимённой теоремы и перечисленных арифметических работ традиция приписывает этому уникальному человеку создание теории пропорций, ставшей важным связующим звеном между арифметикой, геометрией и гармоникой, которая так пригодилась Пифагору в его акустических исследованиях. Ему вполне могут принадлежать ещё и целый ряд планиметрических теорем из первых четырёх книг Евклида.

Это довольно много, если принять во внимание широту интересов и увлечений Пифагора, его необычайно насыщенную общественно-ориентированную жизнь. Математика никогда не являлась единственной его страстью, и на занятия ею он тратил лишь малую толику своих интеллектуальных сил, умственных своих способностей.

Во времена Пифагора активно закладывался фундамент всей будущей геометрии, формулировались первые основные аксиомы её (они были уже в ранне-пифагорейском математическом учебнике, содержавшем, по мнению Б.Л. ван дер Вардена, основу первых четырёх книг Евклида), первые геометрические определения. Согласно традиции, или преданию, Пифагор же первым стал давать определения в математике. И если Фалес первым из сохранившихся математиков древности занялся “угловой” геометрией, то Пифагор сделал следующий шаг и положил начало стереометрии, построив правильный тетраэдр и куб.

А если к его собственным работам добавить ещё и созданную им школу математиков, полтора столетия, в рамках пифагорейского союза, определявшую развитие этой науки, прямо или опосредованно (через учителей-пифагорейцев) давшую мiру Гиппаса, Феодора и Архита, Демокрита, Гиппократа, Гиппия, Теэтета и Евдокса, - то станут понятными и та безграничная любовь, и то безмерное уважение, которое на протяжении долгого-долгого времени испытывали люди к этому удивительнейшему человеку.

«Расцвет точных наук в этой школе, - как свидетельствуют современные исследователи пифагореизма, - связан с тем, что уже во времена Пифагора в ней были объединены четыре родственные науки - арифметика, геометрия, астрономия и гармоника - и этот квадривиум не только разрабатывался, но и преподавался последующим поколениям. Это позволяло постоянно накапливать новые знания и сохранять их, а вместе с тем приобщать к занятиям математикой именно в том возрасте, который благоприятен и для её изучения, и для самостоятельного исследования. Пифагорейская традиция, поддержанная софистами и закреплённая авторитетом Платона, пережила и античность, и средневековье, она сохраняет свою ценность и в наши дни»…

 

Отметим ещё, что из ранних пифагорейских математиков в анналы Истории попал один лишь Гиппас, и только… Но за время, а это более 150 лет, прошедшее от Пифагора до Гиппократа Хиосского (которому Евдем приписывал создание первых «Начал») пифагорейцы достигли в математике слишком многого, чтобы всё это связывать с одним лишь Гиппасом… Значит, были в этот временной промежуток и другие имена из знаменитой пифагоровой школы, не дошедшие до нас…

 

6

 

В творческом наследии Пифагора существует и ещё одна научная работа, которая заметно выделяется среди прочих его математических прозрений и озарений. И связана она уже не с абстрактным, а с реальным мiром, связана с музыкой, звучащей в нём.

Пифагор, как гласят легенды, любил, ценил и понимал музыку, наслаждался ею, отдыхал под её чарующие звуки от повседневных утомительных дел. Более того, он якобы считал музыкальное искусство одним из важнейших средств этического воспитания молодёжи, способным смягчать “необузданность души”/Аристоксен/, очищать, утолять и врачевать душу. Среди своих учеников он “использовал врачебное искусство для очищения тела, а музыку - для очищения души”/Аристоксен/.

Но Пифагор не стал бы Пифагором - человеком, чьё имя с неописуемым восторгом и трепетом на устах повторяли из года в год, из столетия в столетие многие поколения его верных последователей и учеников, - если бы, оставаясь всю жизнь одним из благодарных и усердных слушателей, он не попытался разгадать волшебство музыкальной гармонии, отыскать исток её неиссякаемой чудодейственной силы.

Истока этого он, конечно же, не отыскал; зато нашёл кое-что другое, чрезвычайно интересное и важное для себя и для своего окружения; а в итоге - и для всей мiровой науки в целом…

 

7

 

Исследователи утверждают, что для разгадки музыкальной тайны, равно как и способности музыки воздействовать на души людей, Пифагор изготовил специальный прибор под названием монохорд. И прибором этим, как золотым ключиком из сказки, он решил распахнуть двери в волшебный музыкальный мiр, в его спрятанные от посторонних глаз звенящие и чарующие кущи. Этот знаменитый пифагоровский монохорд, представлявший собой обыкновенную гладко-оструганную доску с делениями и натянутой на неё струной, и впрямь оказался “золотым”, потому как позволил проницательному изготовителю выудить из окружающего мiра первый его естественный закон, первую, из глубины веков дошедшую до нас, физическую закономерность.

Зажимая звучащую струну монохорда в различных местах доски, сознательно струну укорачивая, Пифагор обнаружил, что высота звучания оставшейся части обратно пропорционально её длине, и что получающиеся в результате этого музыкальные тона могут быть созвучными и несозвучными основному тону.

Созвучные - симфонные - тона сливаются с основным тоном при их одновременном звучании, а несозвучные - диафонные - не сливаются с ним никогда…

 

Далее Пифагор, заставляя звучать сначала всю струну, а затем - поочерёдно - её половину, две трети и три четверти, установил, что музыкальные тона, звучащие при этом, более всего созвучны основному тону, устойчиво созвучны.

   Интервалы, соответствующие этим трём тонам, Пифагор назвал октавой, квинтой и квартой (знаменитая “пифагорейская гамма”), а его ученики впоследствии добавили к ним ещё и двойную октаву, большую и малую терции, добавили дуодециму и ундециму.

«Не так уж много и сделали, чтоб воздавать им такие почести», - завистливо ухмыльнувшись краями губ, скажет, может быть, читая всё это, современный учёный-естествоиспытатель, сумевший настрочить и издать целую гору пустопорожних книг и уже при жизни увенчанный за это многочисленными академическими наградами. Скажет - и будет не прав совершенно в своём высокомерном отрицании чужих, покоя не дающих заслуг. Хотя бы потому уже, что из тех первых гармонических интервалов Пифагора и его учеников выросла впоследствии вся музыкальная теория древности, которая превратилась с годами в незыблемый и незаменимый фундамент музыки мiровой, сделалась её первым, так сказать, записанным на бумаге, аккордом.

Согласен, что эксперимент Пифагора с монохордом был на удивление незатейлив и прост, и доступен для понимания и воспроизводства любому современному школьнику. Для его математического описания его автору понадобились всего-навсего четыре натуральных числа (“тетрактида” Пифагора) и довольно простенькая на теперешний взгляд теория пропорций, которую он сам же, как утверждает традиция, и разработал. Но это был первый в истории мiровой науки эксперимент (из сохранившихся и до нас дошедших), позволивший математически точно выразить одну очень важную физическую закономерность! И потому он по праву позволяет считать Пифагора первым учёным-естествоиспытателем Мидгард-земли, первым физиком, которому научный мiр обязан одной из центральных своих идей, оплодотворившей развитие всего мiрового естествознания, а именно: Природа подчинена скрытым закономерностям, которые можно выразить ЧИСЛОМ; и потом - лучше оценить и понять… при помощи математики

 

8

 

Математическая запись первых трёх гармонических интервалов поразила Пифагора и его многочисленных учеников уже одним своим замечательным фактом. Она показала им всем впечатляющую силу первых математических теорий (теории пропорций, в частности), способных простыми числовыми соотношениями описывать такую неуловимую и необъяснимую, казалось бы, вещь, как музыкальная гармония, способных подчинить её себе. Неудивительно поэтому, что ЧИСЛО, с успехом заменившее Пифагору звук, ставшее его математическим эквивалентом по сути, было превращено его учениками в настоящее божество, с помощью которого они пытались с тех пор если и не разгадать магическую тайну бытия, то уж во всяком случае приблизиться к её разгадке.

Вся философия пифагорейцев формируется вокруг числа, все их мистерии тайные и культы. Философию эту естественным образом они распространяли и на физический, тварный мiр, пытаясь по примеру своего духовного вождя отыскать там простейшие числовые закономерности.

Это было не просто сделать, - но они старались, памятуя наказ Учителя, посмертно оставленный им. Исследуйте и изучайте окружающую вас действительность, не ленитесь,   - из глубины и дали небесной как бы говорил им Пифагор всем своим творчеством. - И смелее поверяйте её ЧИСЛОМ, которое не подведёт, не обманет, не запутает и не фальсифицирует; наоборот, выведет вас на путь истинный. Ибо ЧИСЛО есть нечто абсолютное и универсальное в Природе, реальное, вечное и неуничтожимое, как и сама материя, которой оно служит эквивалентом или надёжным мерилом всего. Оно, ЧИСЛО, выражаясь геометрическим языком, даёт ЗАКОН ПРОТЯЖЕНИЯ, “образует” тела и объекты на Земле и в Космосе. И уже одним только этим определяет тончайшие основные законы нашего естественного мiра, лежит в основании их. “Все вещи - суть числа”. По числовым соотношениям слагается и действует всё, “всё познаваемое имеет число” и без него мы не станем разумными…

 

 

Часть третья

 

«Чистая математика - это такой предмет, где мы не знаем, о чем мы говорим, и не знаем, истинно ли то, что мы говорим» /Бертран Рассел/.

 

1

 

Дорога, указанная Пифагором как магистральный путь развития всего мiрового естествознания вообще и математики в частности, не стала для древних приверженцев “царицы наук” столбовой: не много тогда нашлось учёных, поверивших прозорливому посланцу Неба, сумевших разглядеть и оценить по первому положительному опыту всю будущую выгодность его наработок и идей.

К числу этих немногих с полным правом и основанием можно отнести трёх величайших математиков Древности, немало сделавших и для зарождавшегося уже тогда естествознания, - Гиппаса (вслед за Пифагором активно занимавшегося акустическими исследованиями, добавившего к трём гармоническим интервалам Учителя двойную октаву (4:1) и дуодециму, состоящую из октавы и квинты (3:1)); Архита (пытавшегося, помимо прочего, будто бы даже создать первую механическую вычислительную машину, прототип современного арифмометра, человека, которому сам Аристотель посвятил специальное сочинение) и Архимеда - одного из самых выдающихся математиков за всю мiровую историю, на много веков (если исходить из тех его сочинений, что дошли до нас через десятые руки) опередившего своё время и заложившего основы современного математического анализа, умудрявшегося решать с минимальными средствами сложнейшие задачи (квадрирование параболы или спирали, например).

 

---------------------------------------------------------

(*) Историческая справка. Архимед был последним учёным из той великой плеяды творцов, отцов-основателей современного естествознания, кто в полной мере понимал - и всё его богатейшее естественнонаучное наследие свидетельствует именно об этом, - насколько полезен и плодотворен может быть для науки путь, указанный ей Пифагором. Математика в его работах систематически применялась к решению задач естествознания и техники, порождая при этом такое обилие вычислений, которое заметно отличало его от большинства творческих деятелей Древнего Классического Мiра.

Склонность Архимеда к практическим применениям представляется тем более странной, если учесть, с каким презрением относились к этому современники его - учёные-математики из школы Платона, да и сам “король математиков” Евклид, - считавшие “низким и недостойным делом механику и искусство любого рода, если оно имеет целью пользу или выгоду, и все свои честолюбивые притязания основывавшие на тех умозрениях, красота и тонкость которых не запятнаны какой-либо примесью обычных житейских нужд”/ Плутарх /.

После Архимеда математика и физика, окончательно потеряв интерес друг к другу, надолго разошлись. Но разошлись для того только, чтобы потом, окрепнув поодиночке, встретиться вновь. Встретиться - и уже никогда не расставаться более, и только радовать и радовать научный мiр своим пламенным любвеобильным союзом!…

---------------------------------------------------------

 

Работы этих талантливейших учёных, впоследствии лёгшие в основания акустики и механики, статики и гидродинамики, дифференциального и интегрального исчисления наконец, от начала и до конца были проникнуты одной-единственной, организовывавшей и окрылявшей всё их богатейшее творчество, идеей: люди, верьте Пифагору! учитесь у него! смелее применяйте всевозможные математические методы к экспериментальному решению физических проблем и задач! Путь этот - единственно верный и плодотворный для науки, для отыскания и описания большинства закономерностей - явных ли, скрытых ли, - которым подчинён окружающий нас мiр…

 

Но… пламенный призыв Пифагора и его единомышленников поверять ЧИСЛОМ гармонию материального мiра большинством учёных Древности подхвачен и продолжен не был. Увы и ах! И на то имелись более чем веские причины, связанные с нешуточными проблемами, полученными как бы в довесок к тому позитиву и Свету Знания, что оставил после себя Пифагор.

Геометрические исследования пифагорейцев, основанные на идеализированных понятиях точек, линий и других фигур, почти сразу же вызвали резкую критику со стороны учёного сообщества. Зенона Элейского, например, который своими апориями поставил перед математиками законный вопрос: а как реальный, а не абстрактный путь движения может состоять из непротяжённых, не имеющих размера точек? Вопрос, который сразу же превратился в нешуточную проблему адекватности физического движения и его математической модели.

И со временем эта проблема не исчезла, не потеряла своей актуальности и остроты. Наоборот, расширилась и углубилась многократно, и теперь звучит уже угрожающе со всех университетских и академических кафедр, а именно: как преодолеть пропасть между дискретным и непрерывным, арифметикой и геометрией? И можно ли её вообще преодолеть? По силам ли это современному человеку? Вот так теперь ставится этот наиважнейший и наисложнейший вопрос, возникший ещё в далёкой Древности…

 

2

 

Разумеется, знал про апории Зенона и Аристотель - последний универсальный гений эпохи зарождения современного естествознания, личностный и творческий масштаб которого был таков, что после его смерти должно было пройти несколько столетий, прежде чем научный мiр произвел на свет философа и естествоиспытателя, хотя бы приблизительно равного ему. Так, во всяком случае, теперь принято думать и говорить. И спорить с этим утверждением мы не станем.

К концу столь долгого временного периода авторитет этого незаурядного человека был настолько огромен и высок, могуч, незыблем и непререкаем, что едва ли уступал авторитету папы римского и всей католической Церкви вообще. Европейские учёные Нового времени каждый свой самостоятельный в науке шаг должны были начинать с нападок на какую-либо естественнонаучную доктрину Аристотеля, на дискредитацию и низвержение её, чтобы хоть как-то самим пробиться. В области логики, как говорят, это верно и поныне.

Данте Алигьери без устали и без конца прославлял этого гиганта Мысли и Духа в своей «Божественной комедии» как “учителя сведущих, мощного мертвеца, торжественно шествующего по сумрачным чертогам невидимого мiра”. Данте настолько боготворил Аристотеля, настолько его превозносил и лелеял, что почёл за честь для себя и за радость великую поэтически выразить даже физические взгляды Аристотеля в своём «Рае» - чтобы максимально прорекламировать и обез-смертить их.

Аристотель был учеником Платона и провёл в сообществе с ним долгих 17-ть лет. Считается, что Платон любил своего гениального воспитанника, называл его “чистым разумом” и душою школы; и что не только передал ему все свои богатейшие познания, но и перелил в него свою душу. И это дало повод некоторым современным исследователям считать метафизику Аристотеля как “разбавленные здравым смыслом взгляды Платона”, как “изложение платонизма при помощи нового словаря”/Б.Рассел/…

 

3

 

У автора нет ни желания, ни сил даже и в общих чертах описывать всё творческое наследие Аристотеля. Да это здесь и не нужно: и не по теме, во-первых, а, во-вторых, это давно уже и с успехом сделали другие люди, куда более знающие и именитые. Можно сказать лишь с уверенностью, что наследие это огромно и поражает любого, кто однажды прикасается к нему. Трудно даже вот так вот сразу, “на вскидку” что называется, указать область знания, в которой этот удивительный человек не оставил бы следа, не уцелевшего до настоящего времени.

К заслугам его биографы относят не только создание собственных в высшей степени оригинальных естественнонаучных, этических и философских систем, но также и организацию и систематизацию большинства накопленных ко времени его жизни научных наработок и достижений.

Особенно почиталось в “возродившейся” Европе его учение о происхождении животных; а его классификация животных удержалась в науке аж до 18-го века и по праву позволила считать её создателя-творца основателем современной биологии - “науки о живых существах”.

«Бюффон, Линней и Кювье, - писал Дарвин по поводу биологических работ своего далёкого предшественника, - были моими богами, <…> но они только школьники, если их сравнить со стариком Аристотелем»…

 

Ещё большая посмертная слава ждала Аристотелеву логику, в которой он разработал законы и правила научного мышления, методы исследования и доказательства, закрепившие за ним безусловное первенство в этой области. Иммануил Кант уже в конце 18 века совершенно искренне утверждал, что «логика обязана Аристотелю всем, чем она в настоящее время располагает». И «даже сейчас (имеется в виду уже век 20-ый - А.С.) все католические преподаватели философии и многие другие по-прежнему упрямо отвергают открытия современной логики и придерживаются со странной настойчивостью системы Аристотеля» /Б.Рассел/…

 

---------------------------------------------------------

(*) «Аристотель - автор оригинальной, тщательно разработанной логической системы. Его силлогистика была исторически первой такой системой. Сам Аристотель своё логическое учение называл “Аналитикой”. Ключевым в логике Аристотеля является понятие силлогизма.

Аристотель выделяет важнейший вид дедуктивных умозаключений - т.н. силлогистические умозаключения, или силлогизмы.

Аристотелев силлогизм представляет собой схему логического вывода (умозаключения), состоящую из трёх простых высказываний S, M, P одного из четырёх указанных видов A, E, I, O: два первых высказывания S, M - посылки, третье P - заключение.

Исследуя строение силлогизмов, он все термины в них представляет буквами. Этим он вводит в логику буквенные переменные, совершая тем самым фундаментальное открытие, которое собственно и позволяет считать его основателем формальной логики. Действительно, буквенная форма представления логики ясно указывает на то, что заключение получается не как следствие содержания посылок, а как следствие их формы и сочетания. Форма силлогизма характеризуется числом переменных, их расположением, соединениями терминов силлогизма (выражаемыми союзами “и” и “если”) и четырьмя отношениями между общими терминами. Аристотель развил систематическое исследование силлогистических форм.

Логика Аристотеля, таким образом, предстаёт как наука о законах, которым должны подчиняться силлогизмы, выраженных с помощью переменных. В течение двух тысячелетий считалось, что логика Аристотеля настолько совершенна, что не может ... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


18 марта 2023

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Современная математика. Исток. Проблемы. Перспективы»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер