ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка генрих кранц 
Стоит почитать В объятиях Золушки

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать День учителя

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Подлая провокация

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Марсианский дворник

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать В весеннем лесу

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать В синих сумерках

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Уж столько просмотрено жизненных драм

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Всё с нами случилось — отнюдь не случайн...

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Таланты есть? Доходов нет...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать В город входит лето величаво

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Сергей Минаев: "Вы готовы попеть со мной?" https://www.youtube.com/wat..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

СлаваСлава: "Замечательно создано! Браво!" к стихотворению Автострады

СлаваСлава: "Джон всегда с нами! Великий музыкант на все вр..." к стихотворению Джон Леннон

СлаваСлава: "Знакомое состояние. Благодарю за стихи!" к стихотворению Ночная грусть

СлаваСлава: "Борис, спасибо за звучные и актуальные строки!" к стихотворению И небо качнулось, и гром с неба грянул

СлаваСлава: "Именно сейчас всем нужны такие стихи! Я благод..." к стихотворению МОНОЛОГ У МОГИЛ РУССКИХ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ В СПЕЦОПЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ

СлаваСлава: "Именно сейчас всем нужны такие стихи! Я благод..." к стихотворению МОНОЛОГ У МОГИЛ РУССКИХ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ В СПЕЦОПЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Жены и дети царя Ивана Грозного


станислав далецкий станислав далецкий Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
10777 просмотров
0 рекомендуют
46 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Беседа служек царя Ивана Грозного о его семейной жизни

(Из повести "Царь всея Руси")  Вечером пятницы писарь Степан топил баню, чтобы попариться по русскому обычаю, вместе с женой Марией, которая была в положении и должна разрешиться от бремени в мае.

На дворе стоял месяц март, был Великий пост, но беременным женщинам разрешалось иногда принимать в пищу рыбу, молоко, сдобный хлеб и мед, чтобы дитя родилось здоровым на радость родителям и царю-батюшке, заботившегося пополнением своих подданных для укрепления государства Московского. Много людей в стране, значит, есть кому возделывать поля, осваивать новые земли, что вошли в Русь стараниями царя Иоанна, прозванного в народе Грозным за неустанную борьбу с боярами-живоглотами и врагами зарубежными.

Осенью прошлого года у царя Иоанна на старости лет родился сын Дмитрий от молодой жены Марии Нагой: вот и писарь Посольского приказа Степан Кобыла, миновав свое сорокалетие, женился на вдовой стрельчихе Марии, и от которой  ожидал ребенка. А чтобы к жене не прицепилась хвороба телесная, надо блюсти чистоту, смывая грязь телесную, что накапливалась в людях за неделю и лучшего средства очищения, чем баня русская, ничего не было.

Степан растопил печь в бане, которая стояла в огороде, поодаль от дома, чтобы при пожаре огонь не перекидывался от дома на строения, потом через баню к соседскому дому – так выгорела Москва десять лет назад при татарском набеге, и царь Иоанн издал указ, чтобы дома и строения впредь не ставились рядом вприжимку.

Степан, отстроившись после пожара, соорудил баню поодаль от дома, а соседи по привычке отстроились вплотную и потому пожары на Москве продолжались каждым летом и даже зимой, несмотря на снега: если загорался один дом, то искры легко перелетали на соломенные крыши соседних домов и дворовые постройки, вызывая новые пожары.

Растопив печь, Степан натаскал воды из колодца, залил воду в кадушки, что стояли в бане, пополнил чугунный котел для подогрева воды, который был вставлен в печь, и присел на лавку, присматривая за огнем в печи, чтобы уголек ненароком не выпал из топки и не вызвал пожар, как это недавно случилось у соседа через три дома: баня сгорела дотла, а дом удалось отстоять, закидав огонь снегом, который лежал тогда толстым слоем на огородах и крышах строений.

Сейчас снега почти стаяли и при пожаре надеяться можно будет лишь на колодезную воду, которую пока добудешь из колодца да донесешь до очага пожара, уже можно не стараться – огонь успеет сожрать все, что ему попадется на пути.

Глядя на огонь в печи, Степан вспомнил, что подьячий Тимофей недавно жаловался ему, что в бане печь треснула и надо бы ее переложить, но возможно это лишь с наступлением теплых дней, когда перестанет подмораживать, иначе глина замерзнет и не схватится, сведя работу на нет. Пока же подьячему приходится ходить в баню к своему приятелю на другом конце слободы, что и далеко и холодно после бани.

- Пригласить, что ли подьячего Тимофея по-соседски, в баню, - подумал Степан, - глядишь, и что интересное расскажет про дела московские под ужин после бани, что сотворит нам Мария. Пойду, спрошу жену, не будет ли она против, - решил Степан и, прикрыв дверцу печи, пошел в дом, где Мария собирала чистое белье, чтобы переодеться после бани, которую она посетит как всегда вместе с мужем, и дай бог, муж Степан поласкает ее прямо в бане, пока живот с ребенком еще не очень вырос и не мешает плотской утехе. От этих мыслей Мария покраснела и перекрестилась на образа, отводя дьявольское наваждение на женскую утеху.

Степан высказал свое намерение пригласить соседа и своего начальника Тимофея Гавриловича в баню, поскольку у самого Тимофея сломалась печь.

- Пригласить соседа, дело хорошее, но ты же знаешь, Степан, что в этом случае тебе придется идти в баню вместе с ним, а мое дело будет после вас, поскольку по обычаю, мужчины моются в бане прежде женщин, если в доме проживает несколько баб и мужиков, - огорчилась Мария, но тут же поправилась:

- Не беда, что сосед придет. Пусть вы попаритесь и помоетесь с ним, я тем временем справлю ужин для вас, угощу Тимофея Гавриловича чем бог послал, а сама вымоюсь завтра по утру, когда банька будет еще теплой, да и париться мне уже нельзя, о чем предупредила повитуха.

- Вот и славно все устроилось, - обрадовался Степан и добавил, - за что люблю тебя, Мария, так за кроткость нрава и уступку мужу во всех делах и помыслах моих. А тебя я утешу после ужина, когда Тимофей уйдет домой, если ты не против будешь и дитя наше не воспротивится, толкая ножками в твой живот.

- Я всегда не против твоей ласки, - улыбнулась Мария, - иди, зови нашего соседа, пока он не ушел к кому другому на помывку, - такого уважаемого человека всяк будет любезен пригласить в гости.

Малое время спустя Степан вошел в дом Тимофея, который сидел на лавке, пока ключница Дарья собирала ему узел с бельем для бани.

- Собирался к приятелю из Стрелецкого приказа на помывку в баню, да что-то не хочется морозить старые кости в столь дальнюю сторону, - пояснил Тимофей старания ключницы.

- Я, Тимофей Гаврилович, как раз и пришел пригласить вас к себе в баньку, памятуя ваши слова, что в собственной вашей бане печь треснула, - обрадовался Степан, - банька у меня знатная, теплая, долго пар держит, да и идти недалеко, тулупчик набросим на исподнее белье, да валенки на ноги и пожалуйте домой без опаски зазнобить грудь или горло.

Тимофей Гаврилович одобрил предложение Степана, оделся, взял узелок с бельем, дал указания Дарье к его приходу поставить самовар и пошел со Степаном, чтобы очистить тело и пропарить старые свои кости, которые уже начало ломить больно при переменах погоды или охлаждении.

Проведя гостя в баню, Степан прошел в дом, распорядился насчет ужина и вернулся в баню, а Мария принялась хлопотать, собирая на стол и памятуя, что идет пост великий и гостя надо приветить постной едой, но вкусной, в чем она была мастерицей.

Мужчины всласть напарились в бане, передохнули в предбаннике, попили квасу, снова попарились, причем Степан от души похлестал Тимофея березовым веником, выгоняя из его костей старческую ломоту, и, наконец, окатившись холодной водой, оделись в чистое белье, рубахи и, завернувшись в тулупы, прошли в дом, где Мария уже накрыла стол для вечерней трапезы. На столе были квашеная капуста, моченая клюква, ржаные блины, из печи досталась гречневая каша, которую Мария разложила по плошкам   и залила рыжиковым маслом. Для питься Мария достала из печи корчагу с чаем из смородинового листа, настоянного на солодке для придания сладости, поскольку мед употреблять было нельзя из-за поста.

Мужчины принялись за ужин, быстро насытились и когда Мария поставила на стол кружки с чаем, Тимофей вытер пот рушником, что ему подала хозяйка, и сказал приветливое слово:

- Спасибо, Мария, за угощенье и дай бог вам дитя здоровое на радость родителям. Я как-то обещался твоему Степану рассказать про жен нашего царя Иоанна, и теперь чую, что мой рассказ будет к месту, поскольку у царя прошлой осенью родился сын Дмитрий от молодой жены Марии Нагой, и вы тоже ожидаете рождения дитя, так послушайте про царское житье-бытье, если не против.

Степан с Марией были не против рассказов гостя, Тимофея Гавриловича, и он начал свой разговор:

- Известно всем, что царь наш, Иоанн, женился впервые юношей семнадцати лет, что весьма рано по русским православным обычаям, ибо женитьба юноши означает начало взрослой жизни мужчины, а возраст в 17 лет не дает еще зрелости мужской. Но царю было необходимо жениться, чтобы появился наследник для продолжения царской династии. Царицу Анастасию царь Иоанн выбрал в чести на смотре невест из многих дочерей боярских и дворянских, которые за свою красоту и невинность были выбраны по городам и селам и отправлены в Москву на царские смотрины.

Выбор Анастасии оказался для царя Иоанна весьма удачным: царица оказалась преданной царю и душой и телом, всегда поддерживала Иоанна во всех его замыслах и начинаниях, умеряя, когда следовало, царскую вспыльчивость и подозрительность, которые он приобрел за долгие годы младенчества, лишившись матери Елены Глинской в возрасте восьми лет и зная, наверное, что мать была отравлена боярами, желавшими править самостоятельно, без правительницы при малолетнем сыне.

Я, будучи писцом в Посольском приказе, а потом и подьячим, частенько видел в Кремле царицу Анастасию, когда она шла в церковь на моленье или вместе с царем отправлялась на богомолье в дальние монастыри и храмы, которые славились своими иконами чудотворными, мощами святых угодников и набожностью своих монахов и настоятелей.

Лицом царица была чиста и красива, нраву кроткого и умом широка, а потому царь Иоанн, выезжая в походы на войну, оставлял Анастасию на царствие, которым она умело управляла, пока царь находился в отлучке.

Как говорит русская притча «Первая жена от бога, вторая – от людей, а третья от черта», так вот царица Анастасия была дана царю Иоанну именно от бога, и потому, кроме согласия и понимания своего мужа, царица народила ему детей желанных, которых было всего шестеро: дочь Анна, потом дочь Мария, затем сын Дмитрий, за ним Иван, опять дочь Евдокия и сын Федор.

Дочери царя Иоанна все умерли во младенчестве: Анна не прожила и года, вторая – чуть больше года, и Евдокия умерла на третьем году жизни. Сын Дмитрий родился в год победы царя над Казанью, и ему не было года, когда царь внезапно заболел и даже составил завещание в пользу Дмитрия.

Анастасия не отходила от постели больного царя и ей удалось вырвать его у смерти, поскольку все признаки болезни  Иоанна указывали на отравление.

Тогда враги тайные, извели сына Дмитрия, так что при посадке на струг, кормилица уронила младенца в воду, и спасти его, якобы, не удалось. Но Анастасия приняла свои меры охраны детей и Иван и Федор выжили во младенчестве, правда Ивана в позапрошлом году недругам царя удалось отравить и он умер в Александровской слободе, когда царь был с войском в Новгороде.

Царь Иоанн прожил с Анастасией 13 лет в счастливом браке, но вдруг царица занемогла, слегла, ее долго лечили, а летом 1560 года царица умерла и опять признаки смерти указали на отравление. Отравителей нашли, ими оказалась  некая Мария из Польши с сыновьями, которых судили и казнили, но возвратить жену с того света даже царям не под силу.

Царь Иоанн кручинился по жене Анастасии, но по русским обычаям долго печалиться по умершим не следует, ибо они перешли в царствие божье из своей земной жизни под божью благодать, а потому повторный брак разрешался после сорокового дня со смерти.

Царь Иоанн женился второй раз через год после смерти Анастасии и его второй женой стала Мария Темрюковна – дочь кабардинского князя.

Мария Темрюковна была совсем не похожа на царицу Анастасию, но так же как и она была предана царю Иоанну и поддерживала его всегда и во всем, уже не только советом, как Анастасия, но и участием, за что была жестоко ненавидима боярами из ближнего окружения царя. Удача, казалось снова поворотилась к царю лицом, вместе с преданной Марией.

Патриарх Константинопольский признал право Иоанна на царский титул, а значит и на преемственность его власти от Византийских императоров. Состоялась церемония благословления Иоанна на царство от лица Вселенского патриарха, а затем и венчание с Марией, в августе 1561 года, после которого царь с новой женой совершил пешее паломничество в Сергиево-Троицкий монастырь.

Тут вскрылось, что дочери царя Иоанна были отравлены семейством боярина Курлятева, которых царь вместе с женой и детьми приказал постричь в монахи и разослать семейство по разным монастырям.

 Наказать таких отравителей смертью царь Иоанн не мог, потому что смертный приговор должна была утвердить Боярская Дума, которая всегда стояла на стороне бояр и заменяла смерть выкупом, который знати ничего не стоило собрать, даже если выкуп бывал большим: в этом случае знатные семейства сбрасывались вскладчину и платили выкуп по принципу – сегодня выручу тебя, а завтра ты выручишь меня.

От царицы Марии у царя Иоанна родился сын Василий, который умер во младенчестве.

Восемь лет царь Иоанн прожил с Марией в ладу и радости, но вдруг в сентябре 1569 года Мария Темрюковна внезапно умерла «в муках и терзаниях», хотя до этого ничем не болела. Все признаки указывали на отравление. Но почему сам царь не отравился было удивительно, пока не выяснилось, что царица Мария всегда пробовала царские блюда, прежде чем подавать их к столу. Царица жертвовала собой ради жизни царя и мужа.

В отравлении уличили двоюродного брата царя – Владимира Старицкого, с матерью его Ефросиньей. Царь Иоанн к этому времени уже ввел опричнину, которая позволила ему освободиться от власти Боярской Думы, а потому учинив допрос князя, который во всем признался, царь предложил ему и матери выпить  яд, которым они отравили Марию и хотели отравить самого царя, случайно не откушавшего обеда вместе с царицей Марией. Яд оставался у поваров, купленных князем Старицким, а потому приговор царя был исполнен немедленно. Князя похоронили в Архангельском соборе Кремля.

От князя и повара потянулись нити заговора в Новгород к остаткам секты жидовствующих, которые отрицали православие, признавали иудейскую веру, и вступали в сношения с врагами Руси – Польшей и Литвой, желая передать Новгород Речи Посполитой – так стало называться государство, в которое объединились Польша и Литва.

 Царь наказал сектантов, совершив поход на Новгород, где ему пришлось казнить несколько сот еретиков и предателей, ибо еретик предает душу, а предатель тело и потому еретики во всех  государствах считаются более опасными преступниками, чем предатели.

Через два года после смерти Марии Темрюковны царь Иоанн решил жениться в третий раз, потому что царь без жены как бы ущербный властитель, немощный по мужской части, а ведь царю Иоанну едва минуло сорок лет. Конечно, он мог бы завести себе любовницу-фаворитку – как это принято у европейских государей, но царь Иоанн есть глубоко верующий человек, и не может предаваться блуду, если все можно устроить по христианским канонам.

Царю приглянулась дочь коломенского дворянина Марфа Собакина, здоровье которой стало вдруг ухудшаться: сразу после выбора царя здоровая девушка, которую осматривали врачи, не могла просто так заболеть, и царь поначалу не верил в ее отравление и решил жениться на больной в надежде на выздоровление, что после обряда венчания невесте будет лучше, и она поправиться.

Но чуда не случилось, и через две недели Марфа Собакина скончалась, так и не став фактически царицей, потому что умерла девственницей, что подтвердила комиссия.

Царь обратился в Собор за разрешением на четвертый брак, поскольку этот четвертый брак был фактически лишь третьим, так как Марфа Собакина женою не являлась.

Царь Иоанн, испрашивая разрешения на четвертый брак, писал в прошении на имя Священного синода «… и отравили царицу Анастасию изведоша…», а царица Анастасия была его первой женой. Потом про вторую жену – царицу Марию Темрюковну «… и такоже вражиим злокозньством отравлена бысть» и про третью жену – Марфу Собакину « … и тако ей отраву злую учинили …токмо быша с ним царица Марфа две недели и преставила, понеже девства не разрешил третьего брака».

Собор дал разрешение на четвертый брак царю Иоанну, положив на него епитимью, по которой он в течение года не мог входить в церковь,  следовательно, не мог и венчаться.

Потом война в Ливонии надолго отвлекла царя Иоанна от намерений жениться вновь и свой четвертый брак он совершил лишь годы спустя в 1580 году, женившись на Марии Нагой, дочери окольничего Федора Нагого. От Марии Нагой в прошлом году, осенью, родился сын царя, нареченный Дмитрием, которому царь отписал в удел Углицское княжество и потому царевич Дмитрий прозывается Углицким.

Сейчас царь с царицей Марией Нагой проживают в Кремле, и я иногда вижу царицу на прогулке по Кремлю или когда она вместе с царем Иоанном идут в церковь Покрова на молебен.

Вот и все мои рассказы про жен и детей царя нашего Иоанна, дай бог ему здоровья на долгие лета, - закончил подьячий Тимофей свое повествование и отхлебнул клюквенного морса из кружки, что поставила перед ним Мария.

Степан и Мария слушали внимательно рассказ подьячего про семейную жизнь царя Иоанна и лишь когда Тимофей замолчал, писарь тотчас спросил его об интересном:

- Вот вы, Тимофей Гаврилович, говорили про четырех жен царя Иоанна, а в народе ходят слухи про шесть или семь царских жен, обвиняя царя в прелюбодеянии и нарушении церковных правил не допускающих жениться мужу более трех раз.

- Эти слуха разносят недруги нашего царя, чтобы опорочить его и уличить в прелюбодеянии, которое заключается в тайном сожительстве женатого мужа с девицей или замужней женщины с другим мужчиной. Царь Иоанн такого не совершал, будучи в браке с четырьмя женами, причем, на четвертый брак он получил разрешение Собора, но сразу не женился, занимаясь государственными делами.

 Именно в это время после смерти жены Марфы и до венчания с Марией Нагой, а это почти десять лет времени, царь, будучи вдовцом сорока лет, конечно имел плотские утехи с женщинами, но это не прелюбодеяние, а просто блуд, что является грехом, но не смертным, и такой грех даже не упомянут в десяти Божьих заповедях. Среди таких женщин называют Анну Колтовскую, Анну Васильчикову и других, но это все выдумки. Да, у царя были женщины все время его вдовства, но венчания с этими женщинами не было. Так, Анна Васильчикова, по слухам, уже умерла, и если бы она была венчаной женой нашего царя, то покоилась с другими женами в Вознесенском монастыре, где покоится даже Марфа Собакина, которая фактически стать женой царя Иоанна не успела из-за болезни и скорой смерти.

Царь и сам не отрицал, что имел связи с женщинами во время вдовства и отвечал на упреки Курбского «А скажешь, что я во вдовстве не терпел и чистоты не сохранил – все мы люди», а самому Курбскому напомнил: «Ты зачем поял стрелецкую жену?» Эти слова есть в письмах царя Иоанна, которые я собственноручно писал под речи царя.

Так вот, стрелецкую жену блазнить женатому Курбскому – это прелюбодеяние, а вдовому царю утешаться с женщиной – это блуд, грех простительный, - ответил Тимофей на слова Степана.

- Позвольте спросить, Тимофей Гаврилович, - вспыхнула лицом Мария, услышав эти слова подьячего, - значит, если я одинокая вдова без венца стала бы жить со Степаном, то была бы блудницей, а если царь соблазнил женщину – то это грех небольшой, если эту женщину молва называет женою царя, но без венчания? Перед богом все равны и грех блуда он для всех будет грехом.

- Ну, у нас в слободе много есть стрелецких вдов, которые живут без венца с мужами вдовыми или одинокими и никто из соседей не называет их блудницами, если эти стрельчихи не меняют одного мужика на другого – таких называют прелестницами и падшими бабами, потому что они совершают плотский грех, за который Господь изгнал Адама и Еву из рая, - пояснил подьячий Тимофей. – Не нам, грешным, судить да рядить царя Иоанна за блуд. Если блудница дала успокоение царской плоти, и он без ярости стал вести дела государства, то пусть этот плотский грех малый проститься этой женщине ради добрых дел царя.

Детей у этих женщин от царя Иоанна не было, значит, сиротами он никого не оставил.

- Еще хочу спросить тебя, Тимофей Гаврилович, насчет наследника нашего царя Федора Иоанновича, как ты думаешь, справится он с Московским царствием, если царь наш Иоанн, долгих ему лет, вдруг преставится? – спросил Степан.

- Не наше дело обсуждать царских детей и царскую волю, но скажу тебе, Степан, что царь надеется прожить до взрослости своего сына Дмитрия и вручить престол ему, ибо царевич Федор немного блаженный и ему трудно будет управлять государством, где бояре все еще грызутся между собой за ближнее место к царю.

Надеюсь, что у царя Иоанна будут еще дети от Марии Нагой, и род царский не прервется русскому народу во благо, - ответил Тимофей и засобирался вдруг домой, на что Степан и Мария проводили подьячего до калитки, наказав непременно приходить к ним в баньку, пока Тимофей Гаврилович не починит печь в своей бане.

Довольные беседой с подьячим, Степан с Марией возвратились в дом и легли почивать. Мария прижалась к мужу, и он ощутил, как дитя в материнской утробе нетерпеливо забил ножками, словно пытаясь быстрее обрести душу и появиться на свет божий.

По приметам Марии рождение ребенка надо было ожидать в мае месяце.


8 сентября 2019

46 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Жены и дети царя Ивана Грозного»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер