ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Самый первый

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Это была осень

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать КОМАНДИРОВКА

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Подлая провокация

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Женщина любит сердцем

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Не разверзлись

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Вот и далёкое — близко...

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать Вера Надежды

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Понимание

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Это было время нашей молодости и поэтому оно навсегда осталось лучшим ..." к рецензии на Свадьба в Бай - Тайге

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "А всё-таки хорошее время было!.. Трудно жили, но с верой в "светло..." к произведению Свадьба в Бай - Тайге

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

kapral55kapral55: "Спасибо за солидарность и отзыв." к рецензии на С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Со всеми случается. Порою ловлю себя на похожей мы..." к стихотворению С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Откуда есть пошла русская земля - версия 2,0


анатолий овчинников анатолий овчинников Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
2002 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Откуда есть пошла русская земля - версия 2,0Исследование о происхождении современного русского этноса, начиная от энеолита и вплоть до первых рюриковичей.

не выявлены археологические культуры, или же не обнаружены следы сколь либо заметного присутствия человека в южной части Русской равнины на широтах южнее Воронежа (кроме Крыма). То есть, гигантские лесостепные пространства существовали сами по себе в первозданном виде (неужели такое когда-то было?!) с бесчисленными стадами диких животных и огромными рыбинами в водоемах. Наиболее развитой в мезолите считается культура Лепенски Вир (Сербия) - №12 на схеме 1, основанная, как утверждает Клёсов, все теми же протоариями–мигрантами из Южной Сибири [8]. Правда, опять же, кроме общих рассуждений серьезных доводов этому в виде данных по ископаемым ДНК он не приводит (их на сегодня пока нет). К тому же здесь, напротив, отмечено несколько ископаемых образцов ДНК гаплогруппы R1b с древнейшими датировками порядка 8000 лет назад (см. главу 1).

               На схеме 1 не рассматриваются (но обозначены штриховкой) ряд мезолитических культур Ближнего Востока, Передней и Средней Азии, возникшие вдали от интересующих нас зон обитания и возможных путей миграций протоарийских и будущих западноевропейских племен. Также не рассматриваются культуры Прикаспия (Сероглазовская), Южного Урала (Янгельская) и Притоболья (Чаглинская) ввиду невозможности даже гипотетической их привязки к тому или иному этносу – слишком мало данных,  главное, абсолютно отсутствуют исследования ископаемых ДНК. Опять же остается только предполагать, что последние две культуры возникали последовательно на пути движения племен рода R1b (эрбины) от центра Азии на запад. Далее мы увидим, что подобные предположения не лишены, все же, некоторых оснований.

               Обратимся к не менее скудным, чем генетические, данным по погребальным обрядам. Палеоевропейские племена в эпоху мезолита не имели сколь либо заметной системы в этом скорбном мероприятии. Отмечены и разброс костей (расчленение?), и хаотичные захоронения с отделением головы, встречаются расположение скелетов на спине и на боку, как в вытянутом положении, так и в скорченном [9]. Насчет последнего обычая, или так называемой «позы адорации» в [10] сообщается, что еще неандертальцы прибегали к подобному способу. В дальнейшем мы увидим, что у заселивших Восточную и Центральную Европу в 6-4 тысячелетиях до н.э. протоарийских племен гаплогруппы R1a и «эрбинских» племен гаплогруппы R1b расположение костяков в захоронениях не менялось веками и тысячелетиями, имея всего четыре вариации: на спине вытянуто и с подогнутыми коленями, и на левом и правом боку скорчено – поза эмбриона. Причем в последнем случае мужчины и женщины помещались как бы в противофазе. Так вот, в Лепенском Вире, культура которого может относиться к первой протоарийской (R1a) цивилизации Европы (хотя пока отсутствуют строгие тому доказательства), расположение костяков смешанное: на спине скорчено и на правом боку скорчено [11]. Можно предположить совместное обитание в данной зоне представителей обеих «кланов», но, скорее всего, они были разнесены во времени несколькими веками, что археологическими методами точно не определяется. Для Елшанской культуры (эрбины из R1b) известны захоронения мужчин на спине, женщин на правом боку [12]. Пока просто отметим для себя это обстоятельство, как и то, что речь идет о глубокой древности, о VII тысячелетии до н.э., когда до первых пирамид еще оставалось целых четыре тысячи лет!

                                                           2. Неолит-энеолит-бронза

               В этом разделе мы рассмотрим формирование, взаимодействие и переплетение археологических культур эпохи неолита, даже, скорее, энеолита: от 7 до 2-1 тысячи лет до н.э., то есть вплоть до эпохи «поздней бронзы» и «раннего железа». Опять же основное внимание уделяется культурам и сформировавшим их этносам в западной части Евразии: от Урала до Атлантики. Ситуация в Малой Азии, на Ближнем Востоке, Египте, Месопотамии на данном этапе не рассматривается по малой вероятности пребывания в этих краях сколь либо заметных масс протоарийского элемента. То есть географически, опять же, мы оцениваем этнографическую ситуацию в Европе (Западной, Восточной и на Балканах) и на Русской равнине вплоть до Урала и даже Восточной Сибири. Для удобства представления, анализа и наглядности вся эпоха разбита на отдельные временные отрезки: от 7 до 5 тысяч лет до н.э, от 5 до 4 тысяч лет до н.э, от 4 до 2,5,                                         от 3 до 2 и от 2 до 1 тыс.лет до н.э. Информация о культурах неолита заимствована, в том числе, на сайте [44].

                                             Период от 7000 до 5000 лет до н.э.

               На схеме 3 представлена карта Европы с примерным расположением основных археологических культур данной эпохи. Как мы видим, археологические культуры данного периода охватывают, в основном, южную часть континента: от Испании, Италии, Балкан и до Буга-Днестра. Причем для нескольких ископаемых образцов культуры Импрессо (№1 на схеме) установлена их принадлежность по мужской Y-хромосоме ДНК к гаплогруппе E3b, а также J и G (ближневосточного происхождения) [13], что говорит о продолжающемся заселении южной Европы выходцами с Ближнего Востока, Малой Азии и Северной Африки (как это похоже на современную картину миграций в Европу).

               В культуре Винча (6000-5000 лет до н.э.) - №3 на схеме – А. Клёсов видит носителей протоарийской гаплогруппы R1a, но реальных результатов по ископаемым образцам опять же не приводит (их попросту на сегодня не существует), определяясь по некоторым косвенным признакам, в том числе по собственным расчетам [14]. По его мнению «Винча – древнейший очаг мировой цивилизации, древнее Месопотамии и долин Нила-Инда». Собственно, таково же единодушное  мнение всех ученых, кому удалось соприкоснуться в той или иной степени с этим удивительным явлением мировой цивилизации [15]. Масштабных исследований по ДНК ископаемых останков этой культуры на начало 2018 года нет, но вот в [16], напротив, приводятся такие результаты анализа ДНК ископаемых образцов культуры Винча: один гаплогруппы H2 и два - G2a. По погребальному обряду известно, что расположение покойных было скорченное на правом и левом боку, что было свойственно именно протоариям. К сожалению, в источниках не уделяется внимание гендерной детализации расположения костяков, то есть, нет привязки положения скелетов к полу, но, надо полагать, что в захоронениях мужчин и женщин применялся принцип «противофазы». Также известно, что в предшествующей на той же территории культуре Винча палеоевропейской культуре Скорчево покойников предпочитали кремировать. Это обстоятельство говорит о принципиально различных духовных концепциях  этих этносов-носителей культур.

               «Географически» нам интересны в данном периоде Буго-Днестровская культура (№5 на схеме) и Средневолжская (№ 6 на схеме) с датировками от 6 до 5 тысяч лет до н.э., а также, определяемая по археологическим датировкам на тысячу лет позднее, Волго-Камская культура (№7). Ученые полагают, что Волго-Камскую культуру образовали племена зауральского происхождения [17]. По обеим культурам отсутствуют не только генетические данные, но и сколько-нибудь вразумительные признаки для отнесения их  к тому или иному этносу. Просто по ходу событий это могли быть первые «эрбины» из гаплогруппы R1b, дошедшие из Сибири до Урала и Волги ещё 7-8 тысяч лет назад. При этом просматривается поступательное движение некоего этноса из Сибири в Восточное Зауралье, который затем сформирует Средневолжскую культуру и позднее и западнее – Волго-Камскую. Ещё ранее и юго-восточнее – Романовско-Ильмурзинскую и Елшанскую.

               «Конкуренцию» эрбинам в данном вопросе могли составить протоарии, но их путь из Сибири пролегал на тысячи километров южнее и, главное, на тысячу лет раньше. Еще можно было бы предположить финно-угров, но те, наоборот, мигрировали на запад позднее описываемых событий и севернее – об этом в гл.1. «Костёнковская» гаплогруппа С за десятки тысяч лет сместилась из «нашей» зоны в обратную сторону: с востока Европы на восток Азии и далее в Америку, Индокитай, Австралию, не оставив по себе сколь либо заметных следов западнее Урала [18]. «Ближневосточников» из гаплогрупп E,G,J также так далеко на севере не отмечено. Получается, кроме эрбинов, основать упомянутые две культуры на Волге и Каме было некому.

               Отметим, по-прежнему, наличие в рассматриваемую эпоху своеобразного «белого пятна» в Северном Причерноморье, Прикаспии, да и вообще по всей Европе севернее Альп. Хотя несколькими тысячелетиями ранее, в мезолите, ситуация, как ни странно, выглядела наоборот: по югу Европы не было отмечено массового заселения. Также и население Русской равнины, вплоть до 5000 лет до н.э. (7000 лет назад) сколь либо заметной памяти по себе не оставило. В первой главе было указано на наличие отдельных образцов по R1b на Среднем Днепре и в Прибалтике, но, опять же вне рамок какой-либо известной археологической культуры. То есть, предшествующие мезолитические культуры севера России и Европы растворились в последующих, или, что еще печальнее - по малому количеству людей вообще и трудностям выживания в частности - носители мезолитических культур могли просто вымереть в борьбе с окружающей дикой природой, а их место в последующие тысячелетия постепенно занимали мигранты с востока (из Зауралья), юга и запада (из Европы).

               На схеме 3 обозначены (заштрихованные кружки) многочисленные культуры – без названий - данного периода, обнаруженные в Малой, Передней и Средней Азии. Хотя данных по генетическому составу населения, конечно, пока не имеется, но примечательно то, что расположены они на гипотетическом маршруте - своеобразной оси миграции протоариев из Сибири в Европу через Иран, Малую Азию, Балканы. Мало того, археологические датировки культур закономерно убывают «справа-налево» - то есть по мере движения племен на запад Евразии - от 8 до 5 тысяч лет до н.э. Что ещё характерно, так это то, что в длинном списке регионов-претендентов на звание «прародина индоевропейцев» фигурируют и перечисленные Балканы, Малая Азия (Анатолия) и Иранское нагорье.

                                             Период от 5000 до 4000 лет до н.э. (схема 4).

               В рассматриваемом периоде неолита в западной части Евразии формируются культуры-предвестники доминантных этносов. Это культуры линейно-ленточной керамики - №2 (5500-4000 лет до н.э.) – территория современной Германии; накольчатой керамики - №4 (4600-4400 лет до н.э.) – Центральная Европа; культура Лендъель - №5 (4900-3400 лет до н.э.) – Чехия, Словакия, Венгрия. В первой из перечисленных культур по одному ископаемому образцу определена Y-хромосомная гаплогруппа С1а2 – реликтовая западная ветвь «костёнковцев», ныне исчезнувшая (вымершая). Погребальные обряды данной эпохи нестабильны, помимо различного трупоположения, существует кремация, чего не было отмечено ни у эрбинов, ни у протоариев. То есть, культура линейно-ленточной керамики была основана автохтонами-палеоевропейцами, западные «эрбины» в то время в Европу еще не вошли. В культуре Лендъель удалось определить по нескольким образцам автохтонную палеоевропейскую гаплогруппу I2a. Европейские культуры данного периода большинством исследователей признаются доиндоевропейскими по языку [19]. Согласно упоминавшейся в главе 1 «курганной теории» к праиндоевропейцам принято относить именно потомков рода R1, а конкретно эрбинов R1b и протоариев R1a, хотя ранее мы говорили, что не все с этим согласны. Хотя само понятие индоевропеец – чисто лингвистическое и если ученым сообществом признается, что Западная Европа шесть тысяч лет назад не говорила на индоевропейских языках, то это означает, что носители данного языка в Европу на ту пору еще не прибыли.

               Здесь особо показательна и характерна Трипольская культура - №6 на схеме (5500-2750 лет до н.э. – указывается почему-то именно такая точная нижняя дата), определяемая археологами на территориях современных Румынии, Молдавии и Правобережной Украины. Трипольская культура, получается, закончила свое существование значительно позже нижней границы рассматриваемого нами условного периода (до 4000 лет до н.э.). Или другими словами, она развивалась относительно других необычайно долго: почти три тысячи лет (!). Трипольцы создали высокоразвитую земледельческую культуру энеолита, их поселения были уже фактически городами с десятками тысяч жителей, что выглядит совершенно невероятным на фоне небольших родо-племенных поселков даже последующих во времени культур. Трипольская культура оказала неизбежное воздействие на окружающие её регионы, в том числе, безусловно, и на соседствующую с ней практически одновременно Среднестоговскую культуру - №7 (4500-3500 лет до н.э.). В [20] особо подчеркивается, что «население Трипольской культуры по женской митохондриальной хромосоме имеет родство с народами Балканского полуострова» (гаплогруппы по мужской Y-хромосоме не определены). По последним данным – от 2017 года – в работе [21] приводятся данные по пяти ископаемым образцам из Трипольской культуры: четверо оказались гаплогруппы G2a и один Е-М96. Следов гаплогруппы R1a пока не обнаружено, но этот факт не может говорить ни за, ни против какого-то предположения о происхождении населения культуры.

               В [22] как-то неопределенно указано, что в «раннем Триполье отмечено захоронение мужчины скорчено на левом боку» (но присутствуют и сожжения [23). Там же подчеркивается, что погребальные обряды трипольцев отличаются как от предшествующих культур, так и последующей - соседней территориально - Среднестоговской, где покойников располагали, в основном,  на спине.  В [24] сообщается об отсутствии какой-то стабильной системы в погребальных обрядах трипольцев: отмечается раздельное захоронение черепов от остальных тел, разброс останков, захоронения непосредственно в жилищах. Интересны данные краниологических исследований [25]. Цитата: « В целом анализ краниологических данных свидетельствует о том, что физический тип населения Триполья сложился на основе западного варианта древнесредиземноморского антропологического типа (а это, скорее всего, гаплогруппа I – авт.), который во времена неолита-энеолита доминировал среди их юго-западных соседей... Уже в средний период развития Трипольской культуры (середина IV тыс. до н.э. – 3200 год до н.э. – авт.) он включал в себя и определенный протоевропеоидный компонент». Конец цитаты. Далее в статье идет речь о связях с ямной культурой, а это уже эрбины гаплогруппы R1b. Как видим, утверждать с полной уверенностью о принадлежности трипольцев к роду протоариев гаплогруппы R1a не приходится, как бы этого не хотелось некоторым исследователям. Напротив, имеем по Трипольской культуре следующую картину: на раннем ее этапе – V-IV тыс. до н.э – население Триполья составляли, в основном, палеоевропейцы гаплогрупп G2a и I (I2a), затем, по мере выдвижения из южноуральских степей эрбинов гаплогруппы R1b население культуры становится смешанным. Здесь не исключен вариант подавления трипольцев ямниками: Трипольская культура обрывается по историческим меркам «внезапно», в течение жизни нескольких поколений (после трех тысяч лет процветания).

В то же время интересна керамика Трипольской культуры: просматривается изображение свастики – солярного символа ариев, также некоторые характерные линии, присущие гончарам арийских (протоарийских и постарийских) культур – см. иллюстрации из главы 1. Загадки Трипольской культуры остаются, и боюсь, для следующих поколений исследователей.

               С точки зрения формирования культур именно на Русской равнине интересна Среднестоговская культура - №7 на схеме (середина V- середина IV тысячелетия до н.э.), определяемая и в Придонье, и в Поднепровье, вообще в Днепро-Донском междуречьи. Имеется один-единственный образец, исследованный на гаплогруппы – оказалась R1a. Источники утверждают, что Среднестоговская культура – это предшественница ямной КИО, которая образовалась примерно в тех же границах. Ямную культуру основали носители гаплогруппы R1b (эрбины) – есть данные по нескольким ископаемым ДНК (см. гл.1). А вот указанный (там же) единственный представитель гаплогруппы R1a мог «затесаться» в компании эрбинов любым путем (допустим, пленный). Отсюда, и Среднестоговская также могла принадлежать тем же эрбинам, и мы видим как далеко они продвинулись на запад – вплоть до Трипольской культуры. Получается, на Дону до прибытия протоариев обитали их «двоюродные братья», будущие западноевропейцы из гаплогруппы R1b. Под №11 показана зона распространения Хвалынской культуры (4500-3500 лет до н.э.). Также как и в Среднестоговской культуре здесь в захоронениях скелеты расположены «на спине скорчено» (то есть с подогнутыми и связанными ногами). Полагаем, что это все те же эрбины, продвинувшиеся от Урала и Средней Волги к Нижнему Дону и Днепру. Хвалынская культура считается вместе со Среднестоговской предшественниками ямной культуры. Здесь известны данные по ископаемым ДНК – это эрбины гаплогруппы R1b c археологическими датировками 5600 и 4600 лет до н.э. [24]. Видно, по крайней мере, для юга Русской равнины, что населяли её в эту эпоху преимущественно представители этой гаплогруппы, протоарии в это время себя здесь еще не проявили.

               Обратим также внимание на Верхневолжскую культуру - №8 на схеме (5250-3450 лет до н.э.). Эта культура широко отмечена  на территориях современных Московской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Вологодской областей. Здесь количество неолитических памятников в разы, на порядок выше, чем в южных областях (Черноземье) аналогичного периода. Иными словами, в столь далекой древности север России был заселен несравнимо больше, чем благодатное Черноземье и даже Поднепровье. Ученые предполагают, Верхневолжская культура принадлежала носителям палеоевропейской гаплогруппы I (I1) и протоариям из R1a, хотя, опять же, все это на уровне «так должно быть», без четких доказательств, а тем более реальных анализов ДНК [25]. Вспомогательных данных по погребальным обрядам автору добыть не удалось. Но было бы логично предположить здесь продвижение эрбинов от Средне-Волжской и Волго-Камской культуры дальше на запад северной части Русской равнины с образованием там Верхне-Волжской культуры по ходу их миграций. Пока же, без наличия хотя бы нескольких данных по ДНК, а особенно вкупе с данными по расположению скелетов в захоронениях, об этнической принадлежности культуры остается только гадать.                                          

                                             Период от 4000 до 2500 лет назад (схема №5).

               Период характерен появлением в Европе сначала медной, а затем и бронзовой металлургии, и, главное,  в промежутке между 3000 и 2500 лет до н.э. разными авторами отмечено вторжение в Европу воинственных пришельцев, оказавшихся по родовой принадлежности теми самыми эрбинами гаплогруппы R1b [26]. Это было именно вторжение безжалостных завоевателей, искавших себе место под солнцем и ставших с той поры хозяевами Западной Европы. Одновременно в Восточной Европе и на Русской равнине более явственно проступают следы протоарийских племен гаплогруппы R1a. На схеме №6 показаны наиболее характерные археологические культуры периода от 3000 до 2000 лет до н.э. Западная ветвь эрбинов в это время формирует на территории современных Испании, Франции, Германии, Британии присущую только им культуру колоколовидных кубков (ККК) – 6 на схеме 6. Так все-таки, вторжение происходило со стороны Испании?

               Вернемся к схеме 5. В центре Европы отмечена Баденская культура коренных европейцев, просуществовавшая от 3600 до 2800 лет до н.э, после чего она была сметена нашествием с запада эрбинов. Культура шаровидных амфор (№3 схема 5) – север Центральной Европы -  существовавшая от 3400 и все до тех же 2800 лет до н.э., исчезла буквально в течение жизни всего двух поколений под воздействием все тех же эрбинов. Этот период в Европе называют также «периодом раздробленных черепов» - было обнаружено много останков жертв нападений эрбинов именно с такой характерной «меткой» [27]. В обеих этих древнеевропейских культурах нет четкой фиксации, определенности в расположении покойных в захоронениях – это и на боку, и на спине (в том числе в саркофагах), и кремация.

               В рамках настоящей работы нам особенно интересна культура шнуровой керамики, (сокращенно КШК - №4 на схеме 5), существовавшая - по разным оценкам - от 3200/3000 до 2300/1800 лет до н.э., и занимавшая огромную территорию по северу Европы от Рейна и даже Атлантического побережья до Волги. У нескольких ископаемых образцов этой культуры определена протоарийская гаплогруппа R1a. В работе [21] говорится о семи обнаруженных ископаемых ДНК этой культуры гаплогрупы R1a. В исследованиях за 2015 год также говорится о гаплогруппах R и R1a, один ископаемый анализ из этой культуры на территории Польши дал субклад R1a1a1 – (Википедия). Одновременно еще по двум ископаемым ДНК этой же культуры получена гаплогруппа G и еще одна из трех возможных I-J-E (более точно не установлено), а это уже гаплогруппы палеоевропейцев. В погребальных обрядах КШК известно о захоронениях мужчин на правом боку в «позе эмбриона», женщин - на левом боку. Отсюда - просматривается основная «похоронная метка» протоарийских племен Европы: положение покойных именно на боку с подогнутыми ногами.

               Из анализа представленных культур вырисовывается следующая этнографическая картина древней Европы рассматриваемого периода. Центральную и Восточную Европу условно до 2800 г. до н.э. заселяли автохтонные племена гаплогрупп I (в основном) и G с субкладами, причем вторые располагались в зоне Альп, Средиземноморья, Аппенин и Балкан. И также протоарийские племена гаплогруппы R1a, распространявшиеся по континенту предположительно с Балкан и постепенно осваивающие Восточную и частично Центральную Европу вплоть до Балтики – это, напоминаем, культура шнуровой керамики, она же культура боевых топоров (что звучит гораздо весомее). Под давлением эрбинов, постепенно наступающих с запада и уничтожающих конкурентов в борьбе за выживание, протоарии  смещаются на восток и северо-восток континента, вплоть до Волги. Этот процесс растягивается во времени на тысячелетие: от 3000 до 1800 лет до н.э. И именно в этот период где-то в Восточной Европе в роду R1a, образуются субклад R1a-647 (дальнейшая мутация в ДНК по прямой мужской линии), и уже этот субклад далее разделяется на два потока - Z93 и Z280 – которые будут нам встречаться в дальнейшем постоянно [7]. Первые – это те самые легендарные арии (и постарийские структуры киммерийцев, скифов и сармат – об этом в следующих главах), дошедшие в итоге до Индии и Ирана и их потомки, а вот вторые – наши далекие предки, будущие праславяне  и проторусы. Событие это произошло около 5000 лет назад, или 3000 лет до н.э. То есть, от этого времени культуры, приписываемые протоариям, надо рассматривать в контексте своеобразной сегрегации родов и их дальнейшей раздельной судьбы. Установлено, что субклад R1a-Z93 начинает длительную двухтысячелетнюю миграцию на восток и юго-восток Евразии примерно 2500 лет до н.э., а вот R1a-Z280 остается на месте. Или, как сказано в [28]: «Арии ушли, русы остались».

               Ученые в периоде от 4200 до 2000 лет до н.э. выделяют на территории практически всего севера Русской равнины культуру ямочно-гребенчатой керамики - №6 на схеме 5. Вопреки устоявшемуся мнению о формировании ее финно-уграми гаплогруппы N1a, здесь определены (по одному ископаемому образцу) гаплогруппа R1a и три I2a1 [7]. Среднеднепровская культура (№7 на схеме 5), определяется в периоде от 3200 до 2300 лет до н.э. и оценивается учеными - по разным признакам - как вариант культуры шнуровой керамики (протоарийской) [29]. А вот это уже очень интересно! Если «шнуровую керамику – боевые топоры» сформировали, в основном, представители гаплогруппы R1a, то получается, в указанном периоде они же появляются на Днепре – именно с запада, вернее, с северо-запада - и входят в соприкосновении с восточной «группировкой» эрбинов. Не это ли событие стало следствием разделения единого до того рода R1a на субклады «северный» - Z280 – и «южный» - Z93?

               По Среднеднепровской культуре известно, что на начальном этапе ее формирования применялось расположение покойных на спине и на боку скорчено. В соседней по времени Прикарпатской культуре (на схеме не показана) расположение скелетов – уже на боку. А это проявление протоарийских обычаев, только мы пока не знаем какого именно субклада: арийского Z93 или протославянского Z280. И, похоже, здесь разница в сторонах ориентации покойника, то есть различие по левому и правому расположению, вроде бы как незначительный нюанс, но в представлении древних он, несомненно, имел огромное значение. Впрочем, это и сейчас не мелочь. Как и то, что мужчин и женщин требовалось хоронить в противофазе, на разных боках и с соответственной ориентацией по сторонам света.

               Географически близко к Среднеднепровской и примерно в тот же период (4000-2000 лет до н.э.) ученые выделяют Днепро-Донецкую культуру - №8 на схеме 5. При отсутствии данных по генетике известны случаи захоронения на «спине вытянуто» [30], а это, как мы убедимся в дальнейшем, погребальная метка именно племен восточных эрбинов, эрбинов гаплогруппы R1b по мужской Y-хромосоме. А сама Днепро-Донецкая культура являет собой их крайнюю западную точку продвижения в долгом миграционном пути из центра Сибири.

               Под №13 на схеме 5 обозначена ямная культура, вернее, культурно-историческая общность (КИО), вокруг которой было сломано много копий в спорах, не отсюда ли вообще появились в Европе индоевропейцы... Ямная культура перекрывает во времени (3600-2300 лет до н.э.) и пространстве полностью или частично Среднеднепровскую, Днепро-Донецкую и Среднедонскую и занимает огромную территорию от Таврии и Приазовья до Южного Урала. Известно (см. предыдущие главы), что ямная культура была сформирована, в основном, представителями Y-хромосомной гаплогруппы R1b (эрбинами), пришедшими около 3500 лет до н.э. на данную территорию из Заволжья-Зауралья, а по некоторым оценкам, с Северного Кавказа. Клёсов утверждает, что ямная культура – это «хвост» миграций эрбинов и начальный её этап необходимо сдвинуть назад еще на тысячу, а то и полторы тысячи лет  [31].

               Тут следует признать параллельное, и, скорее всего, мирное сосуществование (ввиду отсутствия следов разорения в соответствующих поселениях) двух родственных, но, тем не менее, ставших такими враждебными в Европе, этносов: протоариев и эрбинов. В этом плане характерной выглядит Среднедонская культура (выделена местными воронежскими археологами) - №9 на схеме 5. Культура определена в периоде от 4100 до 3000 лет до н.э. и впитала в себя характерные признаки всех вышеперечисленных. В книге 1990 года [32] авторы отмечают: «Археологические данные свидетельствуют, что на Дону установилось длительное сосуществование культурных традиций энеолитической эпохи и эпохи бронзы, а, следовательно, и их носителей». Тогда еще не было известно о разделении человеческих родов по ДНК и, соответственно, никаких предположений о возможных носителях культур не могло быть в принципе. Разве что заявлений типа «ямников сменили катакомбники, а тех срубники». Для непосвященного полная абракадабра, но даже в кругу избранных вам, скорее всего, никто не скажет какие конкретно народы и племена скрываются под теми или иными «ярлыками». С расшифровкой генома человека это стало возможным. И вот теперь мы с большой долей вероятности можем утверждать, что на Среднем Дону в период около 2500 лет до н.э. среди пришедших сюда еще ранее c востока эрбинов гаплогруппы R1b появляются западные первопоселенцы из протоариев гаплогруппы R1a. Отсюда и такая «мешанина» в культурных признаках в Среднедонской культуре и, как увидим далее, в более поздней катакомбной.

               Очень любопытна культура Яньшао в далёком Центральном Китае - №14 на схеме 5, существовавшая в периоде от 4500 до 1500 лет до н.э. Казалось бы, находится она относительно интересующих нас земных координат на противоположном полюсе Евразии. Но оказывается, основана была белыми европеоидами именно гаплогруппы R1a. До сих пор в провинции Хеннань (кстати, считающейся одним из центров формирования древней китайской цивилизации) среди мужчин доля этой гаплогруппы доходит до 9% [7]. Остается большой вопрос: то ли это ветвь древнейшей части протоариев, ушедших из Южной Сибири не как их остальные сородичи - на запад материка, а на юг – в Китай, или  же это ветвь все тех же «неугомонных» ариев, добравшихся во II тысячелетии до н.э. из Европы в Индию и «завернувших» в Китай? Пока точно не определено. Но очень любопытно!

                                             Период от 3000 до 2000 лет до н.э. (схема 6).

               Данный период для Западной Европы характерен вторжением западной ветви эрбинов с юга, через Гибралтар и Иберию (еще раз подчеркнем – это одна из гипотез, но, кажется, наиболее верная), что соответствует формированию и развитию культуры колоколовидных кубков - №6 на схеме 6. Их стремительное продвижение вынуждает смещаться автохтонные рода Европы на север, восток и юго-восток, так возникают плотные кластеры, вполне «осязаемые» и по сию пору, гаплогрупп I1 по северу континента и в Скандинавии, I2a – на Балканах и на Британских островах, и R1a в Восточной Европе – см. схемы и карты гл.1.

               На схеме 6 под №1 представлена Волосовская культура -3100-1800 лет до н.э. - (как раз на месте Верхневолжской из предыдущего периода), ставшая как бы предтечей Фатьяновской культуры. Далее, еще восточнее под №2 отмечена Балановская культура – 3000-2000 лет до н.э. – и еще восточнее, уже в южноуралье –Суртадинская (№3) - 3000-2000 лет до н.э. При этом утверждается [33], что население Балановской культуры пришлое в данном регионе, а именно из верховьев Вислы и Днепра. А вот это могли быть в это время протоарии из рода R1a. Но столь категорично мы все же заявить не можем, так как данные по Балановской культуре крайне скудны, способ погребений неизвестен (ну, или, по крайней мере, такая информация в интернете не выложена). Также и по Суртадинской культуре невозможно сказать ничего определенного. Разве что в этой культуре известны изображения свастики на керамике, а это солярный знак именно ариев. Территориально и по времени Суртадинская культура вполне себе располагается на предполагаемом пути миграции ариев из Европы в Зауралье и далее в Иран и Индостан. Дело, опять же, за анализом ископаемых ДНК.

               Чуть позже, начиная с 2500 и по 1500 годы до н.э., объединяя территории Волосовской и Балановской культур, формируется Фатьяновская культура - №7 на схеме 6 (здесь отдельно не обозначена, так как она практически перекрывает и включает в себя обе зоны – и №1 и №2). Точных данных по ископаемой генетике нет, но, как-то странно в Википедии (статья «Фатьяновская культура») «предполагается», что фатьяновцы по мужской Y-хромосоме относились к субкладу R1a-Z280. Хоть что-то, хотелось бы ожидать здесь также и субклад Z93, но что есть – то есть! Будем разбираться дальше... Еще цитата из Википедии: «...предки фатьяновцев вторгаются с запада, отдельные группы с Висло-Рейнского междуречья и Поднепровья». То есть утверждается, что Фатьяновская культура напрямую основана мигрантами-протоариями из Центральной Европы, переместившимся по неизвестным, вернее, неуказанным причинам на новые земли в Поволжье. Подчеркнем еще раз: Фатьяновскую культуру основали протоарии, но вот какой именно субклад – «южный», или «северный», точно не установлено. Клесов утверждает, что Z-280, он же, по его словам, протославянский, а то и проторусский, но конкретных анализов по ископаемым объектам пока не проведено. А посему, вполне можно предполагать и обратное, что фатьяновцы – носители субклада  Z-93. Или же население культуры носило смешанный характер? Почему нам  так важна подобная детализация  станет ясно из дальнейшего.

               Что же касается погребальных обрядов «фатьяновцев», то отметим захоронения на левом и правом боку – явная метка арийских обычаев, причем в данном случае известно, что мужчины покоились на правом боку головой в западную часть горизонта, женщины, соответственно, в противофазе, на левом боку (инь и янь?) с ориентацией в восточную часть. Пока же, в качестве рабочей гипотезы, продолжаем придерживаться следующей установки насчет погребального обряда-ориентации ископаемых мужских скелетов в захоронениях культур гаплогруппы R1a: если на правом боку, то это субклад R1a –Z280 (протославянский), если на левом, то – R1a-Z93 (индоарии, киммеро-скифы, сарматы).

               Практически одновременно с Фатьяновской и практически «на землях» предшествующей ямной КИО формируется катакомбная культурно-историческая общность - №5 на схеме 6. Обычно время ее существования определяется в диапазоне от 2500 до 2000 лет до н.э., но вот в работе воронежских археологов [34] утверждается, что материальные следы данной культуры отчетливо вплетались в дальнейшую срубную культуру вплоть до 1500-1200 лет до н.э. Недаром отмечается некий смешанный характер ее населения, в том числе, и своеобразная чересполосица в таких консервативных обычаях, как похоронные обряды – расположение мужских скелетов в захоронениях в скорченном положении, как на левом боку,  так и на правом (встречаются и вытянутые на спине). И если ямная культура безраздельно «принадлежала» эрбинам гаплогруппы R1b, то в катакомбной проступают элементы «выдавливания» их южной ветвью протоариев с запада на восток. Протоарии становятся этнодоминантой по югу Русской равнины. Этот процесс начинается со сменой ямной и катакомбной культур – то есть по времени это примерно 2500-2300 лет до н.э. – и растягивается на целое тысячелетие вплоть до 1500-1300 лет до н.э., когда в этой зоне на месте двух предшествующих культур (ямная и катакомбная) отмечена срубная (№3 на схеме 7), сформированная племенами, вышедшими из общего арийского потока. Именно эти постарийские племена срубной КИО назовут впоследствии древние греки вначале киммерийцами, затем скифами.

               Под №1 на схеме 7 показана Абашевская культура, которая, как считают специалисты, сформировалась на базе именно Фатьяновской [35]. Абашевская культура определяется по разным оценкам в диапазоне от 2300-2200 до 1800-1700 лет до н.э. и, является как бы дальнейшим развитием и смещением культур Волосовской-Балановской-Фатьяновской на восток – юго-восток в рамках некой общей тенденции в миграциях определенного этноса. Обратим внимание, что абрис Абашевской культуры имеет необычный вид: она состоит как бы из двух довольно удаленных друг от друга кластеров, из которых один размещается на Среднем Дону, а второй едва ли не за Уралом. Но вот в погребальных обрядах опять-таки, как и в катакомбной культуре встречаются смешанные виды трупоположений: скорчено на спине и на боку (левом и правом – очевидно, мужские и женские, но без конкретизации). Возможно - и скорее всего - второй из кластеров принадлежит мигрирующим на восток арийским родам Фатьяновской культуры, а первый, надо полагать, племенам, родственным фатьяновцам, но оставшимся в Восточной Европе, которых можно назвать постариями. Но, к сожалению, более точно установить не удается: в доступных источниках возможность сегрегации родов в рамках одной культуры не рассматривается.

                Есть еще одно компетентное свидетельство. Известный археолог Кузьмина Е.Е. и ее последователи называли население Абашевской культуры «арийским» и подтверждали это мнение соответствующими доводами, в том числе наличием культа солнца у абашевцев [36]. Если это так, то, с учетом приведенных выше замечаний, Абашевская культура (вернее, ее западный кластер в Придонье) вполне могла быть промежуточным звеном на долгом пути ветви ариев субклада R1a-Z93 на юго-восток Евразии. И не просто промежуточным звеном, но и ядром формирования будущего киммеро-скифского этноса той же гаплогруппы. Но по отсутствии на сегодня достаточного количества данных по ДНК обитателей срубной культуры - именно с типизацией по субкладам – можно также предполагать с равной долей вероятности о появлении на территории срубной КИО протославянских поселенцев субклада R1a-Z280 (пока нет данных).

                                             Период от 2000 до 1000 лет до н.э. (схема 7).

               Вернемся ненадолго в Европу. В это время в центре континента складывается Унетицкая культура (2300 – 1600 лет до н.э.) - №6 на схеме 7. Известны два результата анализа ископаемых ДНК: это древнеевропейская гаплогруппа I2a и протоарийская R1a-M417 – также древний европейский субклад с датировкой под 8 тысяч лет. То есть, данная информация нам ничего особо не дает, кроме осознания присутствия еще 6000 лет до н.э. протоариев в Восточной Европе. Унетицкую сменяет культура Лужицкая (1300-400 лет до н.э.) - №8 на схеме. Известен один-единственный ископаемый генотип данной культуры и это опять же гаплогруппа R1a «протославянского» субклада Z280 с датировкой 1100 лет до н.э. Это примерно территория Южной Польши, Чехии – отмечаем: Лужицкая культура вполне себе может быть именно праславянской. Восточным «приложением» Лужицкой культуры (или наоборот?) являются культуры Тшинецкая - №11 на схеме (1500-1100 лет до н.э.) и Сосницкая - №12 (1500-1000 лет до н.э.), которые даже чисто зрительно, по карте, «напрашиваются» в арийскую компанию. Тем более что погребальные обряды в них последовательно проходят стадии от расположения покойных традиционно для ариев «на боку скорчено» (справедливости ради отметим и встречающиеся изредка положения «на спине») до принятой впоследствии повсеместно у славян кремации. Генетические исследования, к глубочайшему сожалению, пока не проводились. Это должны быть культуры постарийско-славянского субклада R1a-Z280, но хотелось бы утверждать это наверняка. Но то, что упомянутые культуры многие известные и авторитетные ученые-слависты относят именно к протославянским, мы сможем убедиться в соответствующих главах.

                  Под №7 на схеме обозначена культура «полей погребальных урн» (1200 - 800 лет до н.э.), охватывающая основную часть Центральной Европы, север Италии и доходящая до Испании. Анализ ДНК ископаемых останков носителей данной культуры показал наличие одного случая западноевропейской гаплогруппы R1b, пяти – палеоевропейской гаплогруппы I2a2b (пещера в Лихтенштейне) и один R1a-Z280 (видимо, из выживших представителей культуры шнуровой керамики). Сочетание нехарактерное, так как эрбины вытеснили к тому времени коренных европейцев на периферию Европы. Возможно, это уже шел обратный натиск по прошествии полутора-двух тысяч лет со времен вторжения эрбинов.

                Но вот что касается погребальных обрядов Лужицкой культуры, здесь нас ожидает сюрприз: возвращается древний европейский обряд сожжения и обычай этот вплоть до принятия христианства становится у славян превалирующим. До истоков подобной метаморфозы на данном этапе докапываться не будем. Обитатели соседствующей во времени и пространстве с Лужицкой культуры «полей погребальных урн» также с той поры подвергают своих покойников кремации и хранят дорогой им пепел в специальных урнах (это 3 тысячи лет назад!). Вот где впервые обнаруживается единодушие вечно соперничающих этносов – западноевропейских эрбинов и ариев-протославян.

               Весьма знаменательна и характерна срубная культурно-историческая общность  - №3 на схеме 7. Географически она во многом совпадает с культурами, предшествующими на этой территории - ямной и катакомбной. А вот по этническому составу отличается от них в корне. У шести представителей культуры определена по Y-хромосоме  гаплогруппа R1a субклада Z2123. Правда, находки эти сделаны на самой восточной «окраине» этой КИО – в Самарской области (и один в Болгарии), а вот генетический состав и субклады срубников Причерноморья-Придонья остаются неизвестны. Я бы предполагал здесь «жительство» прославянского субклада R1a-Z280 (пока не обнаружены), возможно, смешанным с родственным субкладом  Z93. Расположение скелетов в срубах-могилах (под курганами) у срубников – на левом боку скорчено [37]. Гендерного разделения и здесь не фиксируется, но понятно, что мужчины в этом скорбном реестре обязаны присутствовать и мы далее увидим, что трупоположение именно на левом боку становится отличительным и характерным уже для постарийских культур Азии субклада R1a-Z93. Протославяне субклада R1a-Z280 предпочитали, все же, располагать своих покойных мужчин на правом боку – как это видно на примере Фатьяновской культуры (и частично на позднем этапе катакомбной КИО).

               Следующими «отметками» на этом пути (ариев на восток) можно считать Андроновскую культуру - №4 на схеме 7 (по разным оценкам от 2300/1700 до 1000/900 лет до н.э.) и Петровскую культуру - №10 (1700-1600 лет до н.э.). Казалось бы, что может быть общего между населением бронзового века Русской равнины и Закаспийских степей и пустынь (вплоть до Монголии)? Но анализ ископаемых останков на ДНК девяти андроновцев дает по Y-хромосоме все ту же арийскую гаплогруппу R1a (субклад, правда, неизвестен, но это, очевидно, Z-93 и нисходящие). Еще в одном исследовании за 2015 год также выявлена гаплогруппа R1a субклад Z2124 – дальнейший вслед за Z-93. Характерно, что и в Андроновской, и в Петровской культурах расположение скелетов в курганных захоронениях – на левом боку скорчено с ориентировкой в западную сторону горизонта; имеются также и с обратной ориентацией, что означает различное расположение мужских и женских тел, что нам уже встречалось неоднократно ранее. В Петровских курганах, кстати, обнаружены остатки боевых колесниц ариев [38, 39]. То есть, Андроновская (и Петровская) культуры – следующая остановка ариев на их тысячелетнем пути, своеобразная развилка: именно отсюда они сделают следующий шаг на юг в Иран и далее в Переднюю Азию и на юго-восток до Афганистана – Северной Индии, где станут, наконец, теми самыми легендарными ариями из Ригведы и Авесты. И, между прочим, самые восточные из известных скифских захоронений в Хакасско-Минусинской котловине (истоки Енисея) с датировкой порядка 300-500 лет до н.э. показывают по Y-хромосоме именно гаплогруппу R1a субклада Z93 (вернее, его нисходящие по времени субклады) [40].

               Афанасьевская культура – №9 на схеме 7 (2500-1800 лет до н.э.), сформировавшаяся на Алтае и окружающих районах, населена «европеоидами медного века» - так в Википедии – хотя все окружающие племена – монголоиды. Утверждается, что афанасьевцы – выходцы из Европы. Таким образом, подтверждена концепция общего возвратного движения ариев из Европы на «историческую родину» в Южную Сибирь, откуда они начали свой мега-анабасис 15 тысяч лет назад. Круг замкнулся!

                                                                          3. ВЫВОДЫ.

               1. Классификация по погребальным обрядам.

               Погребальные обряды всего рассматриваемого периода (от мезолита до раннего «железа») практически на всей территории Евразии западнее Урала можно свести к 4 основным типам «обращении» с покойным: это расположение на спине с подогнутыми ногами или вытянуто (как в современных христианских обрядах), скорчено на правом или левом боку и кремация. Причем все эти способы применялись еще палеоевропейскими племенами задолго до появления в Европе протоариев и западных эрбинов гаплогруппы R1b. Мы не останавливаемся здесь на ряде экзотических процедур – это отдельная тема.

               Для древних эрбинов Русской равнины характерно расположение своих покойников на спине, а вот для ариев – на боку скорчено, и эта своеобразная метка сопровождает их на всем миграционном пути от Восточной Европы до Индостана. Это что касается ариев субклада R1a-Z93 и последующих по нисходящей линии, а вот у оставшихся на Русской равнине их братьев субклада R1a-Z280 обычай расположения покойников на боку скорчено примерно с начала II тысячелетия до н.э. вообще меняется на обряд трупосожжения – и эта традиция сохраняется вплоть до прихода христианства.

               2. Миграционные пути азиатских, восточных эрбинов гаплогруппы R1b.

               На схеме 8 представлены границы археологических культур (от 10 и до 1 тысячи лет до н.э.), предположительно основанные именно эрбинами, и направления их миграций по Евразии и Африке. Просматривается изначальное выдвижение откуда-то из центра-юга Сибири на запад и дальнейшие «маршруты» до Урала, Южного Урала (Романовско-Ильмурзинская культура, Янгельская, Елшанская), далее на север-северо-запад (культуры Средневолжская и Волго-Камская), затем идет разделение культур восточных эрбинов на два потока – северный (Верхневолжская культура) - №1 на схеме, и южный – Хвалынская и Среднестоговская - №2 и 3 на схеме. Последняя со временем порождает Днепро-Донецкую и разрастается до размеров ямной культурно-исторической общности (КИО). И это время (2500-2000 лет до н.э.) максимального продвижения восточных эрбинов на запад Русской равнины, где они, похоже, встречают сопротивление восточноевропейских протоарийских племен гаплогруппы R1a Среднеднепровской культуры и культуры боевых топоров, она же шнуровой керамики. Отсюда уже под давлением протоариев упомянутых культур восточная ветвь эрбинов постепенно мигрирует обратно на восток к Уралу и на юг к Кавказу. Временные рамки ямной КИО не вписываются в эту концепцию, ее начальные отметки необходимо «сдвинуть» на тысячу, а то и две тысячи лет «вглубь времен». Это уже задача археологов.

               Это что касается северной части Русской равнины. По югу ямная КИО трансформируется в катакомбную КИО, во многом смешанную, состоящую из признаков и генетически определяемых ископаемых объектов двух основных этносов этой части Европы: восточных эрбинов и ариев. На следующем историческом этапе (2000-1000 лет до н.э.) в центральной части Евразии эрбинов уже не остается: их время миновало, наступило царство ариев и их потомков.

               Где-то в промежутке от 7 до 5 тысяч лет до н.э. восточные эрбины, вернее более пассионарная их часть, начинает свой исторический марш с Русской равнины на юг через Кавказ, Переднюю Азию, Египет, Северную Африку. Они форсируют Гибралтар и в течение 100-500 лет покоряют Западную Европу (2800 лет до н.э.) – это культура колоколовидных кубков [41]. Этот маневр они могли совершить с территорий Среднестоговской и Хвалынской культур. Причины таких длительных мирационных зигзагов – за пределами настоящей работы.

               Согласно традиционной «курганной» теории «ямники» (наряду с ариями) отнесены к индоевропейцам, и именно они покоряют в III тысячелетии до н.э. Западную и Центральную Европу, пройдя напрямую на запад от южной части Русской равнины через Причерноморье-Карпаты. Но есть альтернативные аргументы и гипотеза о проникновении эрбинов в Европу через Северную Африку и Иберию, о чем говорилось ранее.

               Для справки. На сегодня помимо Западной Европы в Евразии значительный процент (от 10 до 50) мужской части населения гаплогруппу R1b имеют народы: башкиры, туркмены, афганцы, уйгуры Китая; помимо того эта гаплогруппа широко встречается по всему Кавказу – что также подтверждает рассмотренные в данной работе пути миграций эрбинов с территории Русской равнины через Кавказ в Переднюю Азию и далее на запад. На территории России помимо башкир довольно высокий процент (13%-16%) определяют у жителей Мордовии и Коми. У этнических русских эта доля не превышает 7%-10% и то это следы следы «постпетровских вливаний» иностранной крови в русское тело [42].

               3. Гаплогруппа R1b в Придонье.

               Установлено, что до периода 5-4 тысяч лет до н.э. (поздний мезолит) в Северном Причерноморье-Поднепровье-Придонье сколь либо значительных групп населения не присутствует. Затем вплоть до 2000-1500 лет до н.э., или же почти  три тысячи лет (!) на просторах Русской равнины доминируют практически в одиночку именно они, восточная ветвь эрбинов гаплогруппы R1b по мужской Y-хромосоме, уступившие с развитием срубной КИО эту территорию (и до сей поры) постариям гаплогруппы R1a.

               4. Миграционные пути протоариев и ариев гаплогруппы R1а (схема 9).

               Принято считать, что «Млечный путь» ариев, вернее еще протоариев, из центра Сибири в Европу пролегал на протяжении нескольких тысяч лет по так называемой «южной дуге»: Центральная Азия, Средняя Азия, Иранское нагорье, Анатолия, Балканы, где они впервые отметились (предположительно) в культуре Винча около 8-9 тысяч лет назад. На этом гипотетическом (но, скорее всего, реальном) маршруте мы отслеживаем цепочку мезолитических культур и только в двух из них известны (по ископаемому объекту) результаты анализа ДНК по Y-хромосоме: один на Среднем Днепре в Среднестоговской культуре (4500-3500 лет до н.э.) - гаплогруппа R1a и три в Хвалынской культуре (4500-3600 лет до н.э.) на Средней Волге – R1a, R1b Q1.

               В Восточной Европе протоарийская (скорее всего) культура Лепенски Вир со временем переходит в таковую же культуру Винча и в Триполье (гипотеза). Еще через тысячу лет протоарии расселяются севернее и образуют культуру шнуровой керамики (КШК), она же культура боевых топоров (названа так из-за привычки протоариев оснащать своих покойников в могилах отполированным каменным топором характерной ладьеобразной формы). С появлением в Западной Европе пришедших из Северной Африки через Гибралтар западных эрбинов протоарии в лице культуры КШК смещаются на восток, сдавая территорию современной Германии эрбинам. Затем они образуют Фатьяновскую и срубную культуры, в свою очередь «поджимая» эрбинов восточных (культуры ямная и катакомбная).

               Далее по времени арии Фатьяновской и срубной культур смещаются на восток и юго-восток, образуя Андроновскую культуру, с которой затем веером расходятся в Индию, Иран, Митанни (Сирия), становясь уже легендарными ариями Ригведы и Авесты. На схеме 9 отображены принципиальные пути миграций протоариев из Сибири в Европу и уже ариев из Европы обратно на юго-восток материка. Но это что каcается ариев субклада R1a-Z93. Их параллельная ветвь R1a-Z280 остается на Русской равнине и в Восточной Европе и формирует протославянские культуры Лужицкую, Тштинецкую и Сосницкую. Дальнейший их генезис (от 1500 лет до н.э до 300-500 года н.э.) будет рассмотрен в следующих главах.

                              5. Несоответствия (справедливости ради).

               На данном этапе остается последняя загадка. Арии заканчивали свое многотысячелетнее путешествие по Евразии в составе субклада гаплогруппы R1a-Z93 (и нижеследующих), расселившись в итоге по северу Индостана, в Иране, Афганистане, по югу Средней Азии, дойдя до Сирии и Аравии. Их следы на этом пути мы последовательно (по времени и «рубежам») отмечаем в культурах срубной, Андроновской, Петровской, Афанасьевской. Но как быть с практическим тождеством топонимов и гидронимов Центральной и Северной России и арийской Индии, о чем говорилось в предыдущей главе? В этом случае предварительно должно было состоятся массовое и многолетнее заселение русского Севера протоарийскими племенами именно субклада Z93, но следов этого пока не обнаружено. Логически рассуждая, Фатьяновская культура обязана принадлежать именно этому субкладу, но ряд предположений и особенности положения мужских скелетов в захоронениях ( протоарии и арии хоронили своих на левом боку, а фатьяновцы – на правом!), говорит, что фатьяновцы все же относились к протославянскому субкладу Z280, а таковой в Индии-Иране не обнаружен. Как нет следов субклада Z93 среди современного русского населения севернее Москвы. Для этого арийского и постарийского субклада (арии и киммеро-скифы)  по подсчетам в  [43] доля потомков среди современных этнических русских составляет всего 1,3%, в то время как потомки праславянского субклада R1a составляют до 50-60% всего этноса. А нам важно «поймать» момент выделения из общего протоарийского потока именно праславянский «ручей» и его географическую локализацию.

               Имеем две основные проблемы в поисках следов наших пращуров. Первая: доподлинно неизвестен маршрут миграций протоариев с территории Русской равнины (или из Малой Азии?) – это мог быть «русский север», но с равным успехом и Балканы – маршрут передвижения протоариев на территорию КШК-боевых топоров, на север и центр Европы. Вторая: момент и место разделения протоариев на два потока –ариев, киммеро-скифов и протославяно-русов. Хотя, время такого раздела племен более-менее известно: это промежуток от 5 до 4,5 тысяч лет назад, или 3000-2500 лет до н.э., то есть конец КШК и начало формирования Фатьяновской культуры.

 

                                                  Список источников и литературы:

1. Мезолит – средний каменный век. [Электронный ресурс] URL:http://www.garshin.ru/history/archegeology/mezolith/index.html (дата обращения: );

2. Питулько В.В. и др. Древнейшие антропологические находки высокоширотной Арктики (Жоховская стоянка, Новосибирские острова). Уральский исторический вестник, №2 (47), 2015. [Электронный ресурс] URL:http://uralhist/pdf/Pitulko-all.pdf (дата обращения: );

3. Мезолит. Романовско-Ильмурзинская культура Южного Урала. [Электронный ресурс] URL:http://www.bibliotekar.ru/3-1-73-mezolit/69.htm (дата обращения: );

4. Eupedia map of Y-haplogroupI1. [Электронный ресурс] URL:http://www.imagestime.com/imageshow.php/862920-HaplogroupI1.gif.html (датаобращения: );

5. Гаплогруппа I1 (Y-ДНК)- Википедия. Распространение. [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа-I1-(Y-ДНК);

 6. Клесов А.А. Миграции ариев от 6000 до 3000 лет назад. Часть 1, раздел «Арии и их ИЕ языки в Европе, 9000-5000 лет назад». [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2016/04/r1a-migrations-1/ (дата обращения: );

7. Происхождение гаплогрупп R1a и R1b согласно данным ДНК-генеалогии. Миграции ариев в Китай. [Электронный ресурс] URL:http://alexfl.ru/vechnoe/vechnoe-dnk7.htm (дата обращения: );

8. Клесов А.А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии. (Серия «ДНК-генеалогия»).- М.: Книжный мир, 2015, с. 69-72;

9. Археология: Учебник/Под ред. акад. РАН В.Л.Янина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. Мезолит. Общая характеристика мезолита. Погребения. [Электронный ресурс] URL:http://archeologija.ru/mezolit-yanin/ (дата обращения: );

10. Всемирная история, т.1. Под ред. Францев Ю.П. Гос. изд-во политич. лит-ры, М., 1955 с.49;

11. Лепенского Вира культура. Погребения. [Электронный ресурс] URL:http://генофонд.рф (дата обращения: );

12. Неолит Среднего Поволжья. Елшанская культура. Характеристика культуры. [Электронный ресурс] URL:http://studbooks/531020/kulturologiya/harakteristika-kultury (дата обращения: );

13. Культура импрессо – Википедия. [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура-импрессо (дата обращения: );

14. Клесов А.А. Откуда появились славяне и «индоевропейцы»? [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2013/02/otkuda-poyavilis-slavyane/ (дата обращения: );

15. У истоков мировой цивилизации (культура Винча). [Электронный ресурс] URL:http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43657163696/U-istokov-evropeyskoy-tsivilizatsii-(kultura-Vincha) (дата обращения: );

16. Винча (культура) – Википедия. [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Винча-(культура) (дата обращения: );

17. Волго-Камская культура. [Электронный ресурс] URL:http://knowledge.su/v/volgo-kamskaya-kultura (дата обращения6 );

18. Гаплогруппа C (Y-ДНК) – Википедия. [Электронный ресурс] URL:htpp://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа-C-(Y-ДНК) (дата обращения: );

19. Доиндоевропейская Европа. Язык. – Википедия. [Электронный ресурс] URL:http://wikipedia.ru/wiki/Доиндоевропейская-Европа (датаобращения: );

20. Трипольская культура. [Электронный ресурс] URL:http://генофонд.рф (дата обращения: ); 

21. Рожанский И.Л. Исторические гаплокарты. 6000-5000 лет назад. [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2017/08/ancient-dna/ (датаобращения: );

22. Ранний этап Трипольской культуры на территории Украины. Раздел 2. Погребения. [Электронный ресурс] URL:http://www.bibliotekar.ru/5-tripolskaya-kultura/4htm (датаобращения: );

23. Трипольская культура. [Электронный ресурс] URL:http://studfiles.net/preview/2424766/ (дата обращения: );

24. Суть Трипольской культуры в истории человечества. Погребения. [Электронный ресурс]URL:http://studwood.ru/979817/istoriya/pogrebeniya (датапогребения: );

25. Антропологические черты творцов Трипольской культуры. [Электронный ресурс] URL:http://ultima-cruzado.livejournal.com/15344.html (дата обращения: );

26. Хвалынская культура. – Википедия. [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Хвалынская-культура (датаобращения: );

27. Клесов А.А. Основная загадка во взаимоотношениях индоевропейской и тюркской языковых семей  попытка ее решения с помощью ДНК-генеалогии. Период раздробленных черепов. [Электронный ресурс] URL:http://organizmica.ru/archive/7090zvv.shtml (дата обращения: );

28. Грот Л.П. Русь, русы и арии на Русской равнине. [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/rysi-na-russkoj-ravnine/ (дата обращения: );

29. Среднеднепровская культура. [Электронный ресурс] URL:http://archeologija.ru/sred... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


4 августа 2018

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Откуда есть пошла русская земля - версия 2,0»

Иконка автора ПетрПетр пишет рецензию 17 февраля 20:19
Ученым, ни нашим, ни западным, до сих пор не удалось найти следы существования норманнского племени русь: как можно найти того, чего не было?
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер