ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Битва при Молодях

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Когда весной поет свирель

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Опричнина царя Ивана Грозного

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Во имя жизни

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Солёный

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Бедный ангел-хранитель

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать На веселых полях зазеркалья

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ПУСТО В ДОМЕ

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ВЕДЬ ЖИЗНЬ НЕ ЧЕРНОВИК...

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Пусть день догорел — будет вечер?...

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Откуда есть пошла русская земля - версия 2,0


анатолий овчинников анатолий овчинников Жанр прозы:

Жанр прозы Историческая проза
1988 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Откуда есть пошла русская земля - версия 2,0Исследование о происхождении современного русского этноса, начиная от энеолита и вплоть до первых рюриковичей.

плогруппой у «фатьяновцев» была R1a-Z280 (субклад с индексом Z280 является доминирующим у современных этнических русских, а также поляков и украинцев), хотя тут же оговорено об отсутствии исследований ДНК ископаемых останков фатьяновцев по мужской Y-хромосоме. В [8] автор также настаивает на принадлежности фатьяновцев именно к этому, «праславянскому» субкладу, но, опять же, исходя из общих соображений и косвенных данных – в основном, по особенностям похоронного обряда. Современные местные этносы русских Поволжья, Прикамья и по Оке, как уже говорилось, – «наследники фатьяновской цивилизации». Доказано археологически, что фатьяновцы появились в указанных районах с запада: с Повисленья, Приднестровья и, едва ли, не с Рейна [5]. То есть подтверждается какой-то внешний фактор, заставивший их переселиться (бежать) по какой-то причине с предыдущей родины, а этой причиной, скорей всего, и были эрбины (они же носители «культуры колоколовидных кубков»).  Есть, правда, один фактор, нестыкуемый с предположением о протоарийском происхождении фатьяновцев: это расположение мужских скелетов в их захоронениях  на правом боку в скорченном положении и  головой на запад-юго-запад. Более поздние - порядка 1000 лет до н.э. захоронения ариев - уже ближе к скифской эпохе - показывают, что арийским родам того времени более свойственно было хоронить мужчин на левом боку  и головой на север-северо-запад. Вот с этим несоответствием нам еще предстоит столкнуться при более подробном рассмотрении упомянутых выше культур ямной, катакомбной и срубной. Получается, помещение покойного на том или ином боку является меткой-«водоразделом» в похоронных обрядах протославян и ариев: если мужской скелет обнаружен лежащим на правом боку, то это останки протославян, а если на левом – то ариев (постариев).

               Одновременно Восточная Европа того же периода, что и Фатьяновская культура – середина III-го тыс. до н.э. – середина II тыс. до н.э. – археологами характеризуется по способам захоронений (как наиболее консервативной метки этноса) как «катакомбная» и «срубная». Но, если Фатьяновская культура занимала северную часть современной Русской равнины, то катакомбная и срубная располагались, последовательно сменив друг друга, на юге – в Причерноморье, Приазовье, Прикаспии. Причем в катакомбных могилах мужские скелеты расположены в скорченном состоянии, преимущественно,  на правом боку головой на юг, а в срубных – на левом боку и головой на север [9]. То есть, это были явно различные этнообразования, но являвшие собой на этих территориях какое-то большинство населения, если только не этнические доминанты. Причем они вполне могли пересекаться во времени, хотя тут надо бы учесть следующее. По прошествии тысячелетий вполне допустимый «разбег» в датировках в 10% - с точки зрения современных исследователей -  на самом деле представляет собой разницу в 200-300-400 лет, за которые сменялись с десяток поколений и уже происходила соответствующая деформация культурных признаков (и языка) того, или иного этноса. Далее мы увидим, как из срубной культурно-исторической общности развились культуры киммеро-скифо-сарматского круга, как они распространились на восток за Каспий и за Урал, в Среднюю Азию. Но вот подобию погребального обряда культур Фатьяновской и катакомбной надо уделить особое внимание: похоже, обитатели этих культур – или же какая-то их часть - были близкими родственниками, говорящими на одном языке.

               Вернемся к славянам и попробуем обобщить вышесказанное в рамках установившегося воззрения на образование и становление славянских племен: какое-то протославянское сообщество формируется из местных (ставших таковыми к тому времени) древнеевропейских племен, индоевропейцев лингвистически. Причем ядро, «центр кристаллизации» определены в бассейне рек Висла-Буг-Неман, то есть на территории современных Польши, Закарпатья и Западной Белоруссии. Хронологически данный процесс протекает в последние века I-го тысячелетия до н.э. На рубеже Старой и Новой эры это первоначальное славянское «ядро» постепенно расширяется по всем азимутам. Собственный домен образует племя венедов (венеты, венды), сведения о которых мы имеем от римских авторов и даже ранее, едва ли не со времен Гомера. Венеты, оставаясь какой-то своей частью на изначальной родине в Повисленье и Поморье (южный берег Балтики), начинают экспансию в западном направлении - до Рейна, и в южном - вплоть до Адриатики, оставляя по себе память в названии знаменитой Венеции. Готский историк Иордан ставил знак равенства между венедами, антами и «склавинами»-славянами [10].

               В первые века Новой эры в междуречье Днепра и Дуная формируется «антский союз» славянских племен. Длительные войны Римской империи с племенами роксолан, вплоть до 274 года н.э. (при императоре Траяне) многие исследователи связывают с отражением римлянами славянского нашествия за Дунай [11]. 4-5-6 века – это время формирования и расселения хорват, чехов, сербов (венетов Повисленья к этому времени летописец из ПВЛ именует уже «ляхами»). После падения Западно-Римской империи – в том числе и благодаря славянскому натиску – к 6-му веку славяне занимают Балканы.

               Примерно в это время начинается движение славян на восток от Карпат (опять Карпаты!). По мнению большинства ученых миграционная волна идет по двум направлениям: северо-восточном (бассейн рек Оки и Верхней Волги) и юго-восточном – заселяются Днепр, Донец и Дон. К 6-му веку археологи относят первые раннеславянские поселения на территории Среднего Днепра и далее уже по современной Украине, а, главное, западу России: это области Брянская, Тульская, Рязанская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Курская, Белгородская, Саратовская [12]. К 8-9 векам эти, тогда еще немногочисленные, переселенцы превращаются в племенные объединения кривичей, вятичей, дулебов, полян, северян и т. д. (как это отмечено в ПВЛ). Общий язык, верования и то, что ныне называют менталитет, приводят к постепенному формированию единого этнического пространства, которое к 11-му веку принято называть Русью.

                Все перечисленное выше является, так сказать, классикой, общепризнанной и непоколебимой. Вроде бы, все понятно, но в этой схеме остается ряд темных пятен, острых углов истории. Например, почему-то нигде не расписано: встречали ли славяне сопротивление при своем расселении от Карпат до Волги со стороны туземных племен? Как будто славяне шли в необитаемые земли, а это было совершенно не так. В любом классическом труде по ранней истории славян утверждается, что славяне «ассимилировали» финно-угорские и балтские племена, часть из которых была полностью «славянизирована» (как, например, мещера и мурома) [13,14].Насчет «балтских» и что это вообще такое нам еще предстоит разобраться, но, даже если принять на веру «ассимиляцию» балтов и финно-угров, которые обитали до линии Минск-Смоленск-течение Оки, то какова была участь племен, обитавших южнее, вплоть до степной зоны? А мы знаем, что, по крайней мере, на территории Центрального Черноземья имелся целый пласт дославянских поселений (в том числе в рамках срубной и ее дочерних культур), начиная с незапамятных времен - люди здесь обитали всегда. Так, в [15] говорится о народах Бондарихинской, Юхновской и Колочинской культур, обитавших здесь в эпоху железного века (конец I-го тыс. до н.э.), а чуть позже – на рубеже Эр и в первые века н.э. – речь идет уже о сарматах. Как «через них» могли пройти славяне? И кстати, как указывается, например, в [16]: остатки степных кочевых скифо-сарматских племен также были «ассимилированы» славянами (вот в это верится с трудом). Получается, славянская волна, как цунами, все сметала на своем пути? Это сколько же должно было быть славян для подобной взрывной экспансии – ведь человек имеет, в отличие от мух, естественные пределы в размножении?!

               Сама по себе принадлежность к тем или иным археологическим культурам, идентификация археологических находок происходит по аналогии с обнаруженными ранее материальными признаками. Так была установлена и цепочка славянских культур от Повисленья и Карпат до Средней Волги в ходе миграционных процессов славян на протяжении от начала Новой Эры до 7-9 веков. Но в эту схему не вписываются следующие находки. Так, в [17] сообщается о «своеобразном славянском анклаве» уже 5-го века на Верхнем Дону у с. Замятино под Задонском Липецкой области – мыс Острая Лука (известный и впоследствии), и таковое же по времени городище Чертовицкое III под Воронежем [18]. Население этих мест в источниках осторожно именуется «выходцами из Киевской и Черняховской культур», также археологи находят признаки влияния сармат - степных кочевников, - которые, вообще-то, предпочитали не забираться так далеко на север, в лесные дебри. В [19,20] сообщается о поселениях с самобытной культурой, считающейся раннеславянской, с датировкой середины еще I-го тысячелетия ДО н.э., располагавшихся в поречье Припяти и по Днепру до Березины. В [21] высказывается предположение, что поселение Кур  (будущий Курск) могло быть праславянским, а это 6-5 век до н.э. Из саратовского сайта [22] мы узнаем о поселениях «праславян» в верховьях рек Хопер и Вороны, где имеются памятники 2-3 веков, идентифицируемые по времени с аналогичными артефактами Приднепровья, Подеснянья и Днепровского левобережья. В [23] говорится о «раннеславянских памятниках III-V веков» на территории Задонского района Липецкой области (правда, надо признать, бездоказательно и без ссылок на авторитетные источники), хотя предполагалось заселение этого края славянами не ранее 9-10 веков. Свидетельства многочисленные и обойти их молчанием мы не вправе. При более детальном рассмотрении праславянских археологических культур мы столкнемся с еще большим количеством несоответствий общепринятого воззрения на формирование древнерусского этноса с реальным положением дел (как это видится автору).

               Пока же получается следующее. До массового, объявленного во всех учебниках, сборниках, диссертациях и монографиях, заселения славянами  центральной и северо-восточной части Русской равнины (это 8-10 века н.э.) в южной её, степной половине обитали вначале сарматы (до 3-4 веков н.э.), затем последовательно сменявшие друг друга готы, гунны, авары, булгары, хазары. Севернее, в лесостепной и лесной зонах современных Украины, России и Белоруссии обитали, по мнению ученого сообщества, изложенного все в тех же учебниках и сборниках, финно-угорские племена (примерно от реки Ока и севернее) и таинственные «балты». По мере продвижения славян на север и северо-восток происходил процесс взаимопроникновения соседствующих не только культур, но и «генетического материала». Шла своеобразная диффузия этносов на «границе двух сред». На сегодня этнические русские на 20% - по первопредку - относятся именно к финно-угорским гаплогруппам N1c-N1a, а это означает наличие массовых перекрестных браков еще в ту, начальную эпоху, между славянским и угорским этносами. С балтами наблюдается некоторая неувязочка: отследить «ассимиляцию» балтов славянами оказалось  технически невозможно, так как неизвестна доминирующая по Y-хромосоме ДНК гаплогруппа у балтов. Судя по всему, это все та же традиционная для восточных славян гаплогруппа R1a субклада Z280. А если совпадает ДНК, то любой суд сделает вывод об идентичности образцов. Но мы пока с балтской темой забегаем вперед. Вот, например, на территории современных Архангельской и Вологодских областей среди этнических русских довольно высока (до 12%, даже до 18%) доля мужчин, как правило, поморов и их потомков, относящихся по первопредку к палеоевропейской гаплогруппе I1 [24]. То есть, если между Окой и Двиной-Сухоной славяне смешивались с финно-уграми (речь о 9–12 веках), то уже севернее и «ближе» к Белому морю и нашей эпохе по времени, шел аналогичный процесс между потомками коренных европейцев и пришедших туда славян-русов.

               Теперь о балтах. Дославянское население Русской равнины первых веков н.э., как уже говорилось, ученые делят на три большие группы: финно-угры, скифо-сарматы и балты – см. рис.2. При этом балтам «отводится» огромная территория: от балтийского побережья на восток  до Средней Волги и на юг до верховьев, а то и середины Днепра и верховьев (а то и середины) Дона. Своеобразный эпицентр расселения этих таинственных балтов предполагается в польском Поморье и Пруссии-Прибалтике. Сегодня от этих некогда могущественных и многочисленных племен остались только литовцы и латыши. Если верить Википедии, то балтские племена (сам термин «балты» появился лишь в 19 веке) прибыли с востока, - видимо, из-за Урала – на Волгу еще 8 тысяч лет до н.э. Пять тысяч лет до н.э. они появляются на широте верхнего течения Днепра, а 3 тысячи лет до н.э. (пять тысяч лет назад!) на своем «законном» месте в Прибалтике и Поморье [25]. При этом не указывается этническая принадлежность столь «древнего» балтского народа – как везде и всегда. Но, похоже, в данном случае авторы заметок в Википедии приписали балтам чисто финно-угорское происхождение, приравняв гипотетический маршрут выдвижения из-за Урала финно-угорских родов к балтским. Цифры впечатляют, вот только взяты они, извините, с какого-то академического потолка.

               В такие слишком уж древние датировки верится с трудом, если вообще верится. Далее мы поймем почему. Причем этих балтов относят по языку к индоевропейцам, а так как индоевропейскому языку в те давние времена в Заволжье и Зауралье взяться было неоткуда, то приобрели его балты (переняли у соседей), осев уже на новой родине. Мы так подробно о балтах вот почему. Культуры, которые археологи затрудняются отнести к финно-угорским или славянским, они смело и попросту относят к балтским. Датировки поселений балтов на территории России и Белоруссии ученые предусмотрительно относят только к первым веками н.э., и это невзирая на указанные выше сверхдревние времена. Если взглянуть на схему расположения племен балтов, финно-угров и скифов-сарматов в ту же эпоху, то понятно, что славянам там места не находится – рис.3.

                Племена финно-угров появились на севере современной России только 2500 лет назад (по мере постепенной миграции из-за Урала), а вот непосредственно в Финляндии и в Прибалтике только 2000 лет назад, или же на рубеже Старой и Новой Эры [26]. Почему-то принято считать, что финно-угры освоили Прибалтику и заселили Карелию и Финляндию еще едва ли не в III тысячелетии до н.э., о чем говорится практически в любом источнике по истории финно-угров. В первой главе мы говорили, что древняя культура ямочно-гребенчатой керамики считается именно финно-угорской, чему совершенно нет подтверждений в виде анализов ДНК ископаемых останков насельников культуры. Вернее, они есть, но показывают все ту же «протоарийскую» гаплогруппу R1a (см. главу 1). Судя по современному составу мужского населения Литвы и Латвии (которых принято считать наследниками балтов), их основной компонент состоит из арийской R1a и финно-угорской (превалирует) частей гаплогруппы N1c1, что примерно соответствует и составу мужской части этнических русских северной России (севернее реки Ока) [27]. Но, если от балтов первого тысячелетия н.э., обитавших именно в Прибалтике и Поморье, остались следы хотя бы в виде топо- и гидронимики, а также письменные свидетельства современников и соседей (речь о племенах пруссов, ливов, куршей, мазуров, ятвягов, жемайтов и др.), то о балтах на территории современной России таковых свидетельств попросту нет.

               Археологи приписывают обнаруженные здесь поселения к балтским просто на основании сходных материальных признаков с балтами западными, именно прибалтийскими первых веков н.э. Следует признать безусловным факт активного взаимопроникновения в эту эпоху этносов славяно-арийских и финно-угорских на широтах севернее современной Москвы и реки Ока. Как и то, что начиная с 7-8 веков, идет активное замещение славянским элементом местного финно-угорского, причем следов насильственной ассимиляции не обнаруживается. И, между прочим, напоминаем: потомки небезызвестного варяга Рюрика – рюриковичи - почти сплошь по первопредку принадлежат именно к гаплогруппе N1c1 [26].

               С учетом изложенного опять-таки странновато: как небольшое славянское объединение из своего «домена» в Повисленье (или в Карпатах) вдруг распространилось в начале Эры во все стороны света, сметая на своем пути и этих балтов, и угров, «ассимилируя» и «славянизируя» не только их, но и более воинственных скифов с сарматами? Мы опять подошли к тому, что на рубеже Эр собственно славяне обитали, сжатые как пружина, как лев перед прыжком, на некой ограниченной территории северней Карпат и южнее Балтийского моря. К теме балтов мы еще не раз будем возвращаться: потому как непонятно, как это народы, веками занимавшие огромные территории Русской равнины (заметим, Русской, а не Балтской), исторически мгновенно были сметены переселенцами славяно-русами, причем без следов битв, сражений и погромов подобных  периоду монгольского нашествия на Русь.  

               Смотрим глубже в «океан времен». Скифские времена довольно хорошо изучены и широко представлены во всех источниках, а это, начиная примерно с 8-го и по 3 век до н.э. В этот период на территории Русской равнины скифские поселения отмечены повсеместно от Причерноморья-Приазовья и до широты современных городов Курск-Липецк-Тамбов [28,29]. Особенно богата скифскими поселениями Воронежская земля, берега Дона, рек Воронеж и Тихая Сосна – рис. Если же взять еще более ранний период, то на нашей (центрально-черноземной) территории обнаружится существование - непосредственно перед скифами - «срубной» культуры. Но что это за народ конкретно, нигде не говорится: так, безликие «срубники», обитавшие в наших краях с 20-15 веков до н.э. и до примерно 10-8 веков до н.э. Но именно они – так получается хронологически - являлись  предшественниками скифов. До этого периода, а именно: начиная  с 23-20 веков до н.э. и до 12-10 веков до н.э.,  – а это примерный рубеж «поздней бронзы и раннего железа», - археологи отмечают наличие на той же территории культуры «катакомбных захоронений». Для той поры, ясно, о славянах говорить не приходится, но, пока мы для себя отметим существование на нашей земле какого-то довольно многочисленного населения,  и речь идет, напомним, о периоде 2000-1500 лет до н.э.

               Еще ранее, во времена порядка 4-3 тысяч лет до н.э (или же 5-6 тысяч лет назад) на огромных пространствах Северного Причерноморья (Украина), юга России, части Северного Кавказа доминировали представители «ямной» культуры и, судя по некоторым исследованиям [30], они по генетике относились к «западноевропейскому» роду гаплогруппы R1b (эрбины). Сегодня в Западной Европе большинство мужского населения относится именно к этой гаплогруппе, но иного, более позднего, европейского субклада R1b-L11 и нижеследующих. И, похоже, именно эрбины первыми появляются в указанные времена на «нашей территории» (Украина, центр и юг европейской России). До них, от эпохи неолита и ранее природа здесь была свободна от человека. Разумеется, если не считать палеолитических стоянок на Дону в Костёнках. Более подробно об этом – в следующей главе.

                                            Индоевропейская проблема

               К индоевропейской языковой семье относятся миллиарды людей по всему миру от севера Индии, через Афганистан, Иран, частично Среднюю Азию, разумеется, большую часть России, до Передней Азии и всей Западной Европы. Плюс, разумеется, европеизированные (по языку) части  обеих Америк, Африки и Австралии. Прародину индоевропейцев ученые где только не размещали: разумеется, в самой Индии,  в Иране, В Центральной Азии, в Южной Сибири, в Причерноморье, в Анатолии (Турция), на Балканах и т.д. – варианты представлены на рис.4. При этом на каждый случай представляются весомые аргументы, но ясно было одно: праиндоевропейский язык не мог возникнуть одномоментно и повсеместно - его распространению способствовали некие носители, люди, племена в процессе миграций по просторам Евразии, причем в глубокой древности, не ранее 7-6 тысяч лет назад, как это определяют лингвисты методом глоттохронологии [31]. Существует так называемое «древо языков», на котором русский – одна из крайних веточек общего индоевропейского «куста» - рис.5. Изначально и вплоть до рубежа 20-21 веков авторы «древа» представляли себе его корни где-то в Индии (отсюда и первое слово – индо), ствол в Иране и окружающих регионах, включая Переднюю Азию и Анатолию, а уж ветви, в том числе и из славянских языков, – по всей Европе.

               С учетом открытий молекулярных биологов в последние десятилетия пришло время перевернуть это дерево «вверх ногами», назначив «стволом», или даже корнем, некий праарийский язык, который разделился на арийский, санскрит (и иранские языки), затем кельтский, протогерманский, протороманский и, разумеется, протославянский  с последующим их делением уже на современные языки. Но в этом новом древе все равно остается загадка происхождения, а главное, появления индоевропейских языков в Европе. Пока ясно одно, сюда эти языки попали благодаря носителям гаплогруппы R1. Но вот оба ли субклада (R1b и R1a) несли именно индоевропейские языки, или только один из них?

               На этот счет существует уже упоминавшаяся – и на сегодня превалирующая в ученом сообществе - широко известная «курганная гипотеза» М.Гимбутас. Вкратце суть ее вот в чем. Индоевропейские языки принесли в Европу степные кочевники со стороны Прикаспийских и Причерноморских степей, имевшие обыкновение хоронить покойных сородичей под насыпными курганами. Культурологически эти кочевники связываются со степной ямной культурой (культурно-историческим сообществом) 4-3 тысячелетий до н.э. Отсюда следует, что до этой поры (до вторжения кочевников с востока) туземное население Европы говорило на каких-то ДО-индоевропейских языках. Данное положение теперь почти ни у кого не вызывает возражений.

               Считается, что баскский язык – последний из живых языков этой группы [32]. К ней же относят мертвые языки доиндоевропейской Европы: лигурийский, пелагский, минойский, иберийские, возможно этрусский и некоторые другие. Но в курганной гипотезе есть ряд принципиальных нестыковок с данными современной науки, от которых пока еще «серьезные ученые» отмахиваются, как от мух. Так, мы уже говорили, что насельники ямной культуры генетически относились к гаплогруппе R1b (эрбины). Среди басков мужчины этой группы составляют до 90%, но язык их (и всей, соответственно, Басконии, а это около миллиона человек) при этом НЕ-индоевропейский! То есть древние предки басков 5 тысяч лет назад, если верить теории М. Гимбутас (и её сторонников), должны были говорить на каком-то индоевропейском языке, как степные кочевники, пришедшие в Европу со своим степным индоевропейским наречием и покорившие местные автохтонные европейские племена. Но получается, что завоевав горные гряды Пиренеев, протобаски перешли на язык побежденных туземцев?!- как такое могло произойти? Всегда в истории человечества победитель насаждает свой язык оставшимся в живых противникам (в основном, это выжившие женщины и дети). Либо, что уж совсем невероятно, дикие степняки попали в какую-то развитую в культурном отношении среду и постепенно под ее влиянием предпочли более изысканный и престижный язык местных аристократов своему родному? Как это произошло с косматыми германцами и кельтами, столкнувшимися с Римской цивилизацией. Но следов подобной цивилизации, столь восхитившей древних басков, нет! Разве что уповать на Атлантиду.

               Еще такой факт. Это поразительное сходство древнего санскрита (язык ведической Индии) и современного русского языка, несмотря на разделяющие их два-три тысячелетия. Об этом говорит, например, известный индийский ученый-лингвист Д.П. Шастри: «Два самых близких языка в мире – это древний санскрит и современный русский» – [33]. В той же работе приведены десятки примеров схожих слов, понятий, даже местоимений. Лингвистов всегда поражало сходство топо-(а особеннно гидро-)нимики Северной Индии и европейского севера России – см. табл. из  рис.6. Одновременно отмечается поразительное сходство традиционных орнаментов в одежде и рукоделии современных мастериц вологодской, архангельской, вятской губерний России и таковых же элементов народного творчества в Индии и Пакистане-Афганистане (у отдельных племен). В довоенное время изображение свастики как древнего солярного символа на «вышиванках» и керамике было в северной (и не только) Руси обыденным делом, что после войны по понятным причинам стало невозможным – рис.7. Статья [47], посвященная данному феномену, так и называется: «Невероятная схожесть русских и индийских орнаментов и мотивов» (со множеством иллюстраций).

               Учитывая признаваемый теперь всеми миграционный маршрут ведических ариев от Русской равнины в Индостан (и Иран) через всю Евразию, становится понятным, что именно послужило первичным субстратом для языка Вед: именно наречия еще праарийского населения культуры шнуровой керамики-боевых топоров. Иное представить сложно.

               Из сходства материальных признаков и гидронимики делается единственно возможный вывод о происхождении современных потомков древних ариев в Индии от их предков в Северной России, ушедших оттуда ещё 4000-4500 лет назад (но никак не наоборот). Данные ДНК-генеалогии вполне здесь вписываются и подтверждают эту версию. Миграции ариев, получается, осуществлялись от севера Руси через Южный Урал и Среднюю Азию в Индостан и на Иранское нагорье. Но тут есть пара нестыковок, да ещё каких! Первая: как уже говорилось, в Индии обитают потомки субклада R1a-Z93-L657 (справедливости ради скажем, что и в Пакистане, Афганистане, Иране, на ближнем Востоке и в Аравии), а вот таковых меток среди современных русских в северной части России не обнаружено[34], равно как и в исследованных на сегодня ископаемых останках на предполагаемом пути ариев в Индию (может быть, пока, так как молекулярная биология находится только в начале пути). В южной же части Руси таковые метки определяются, но здесь возможен вариант перезаселения южных русских степей северянами после монгольского нашествия. Во-вторых: не существует, не определены археологические культуры севера России, которые можно было бы установить по времени в диапазоне 4500-3500 лет назад и отнести их к протоарийским. На территориях по югу Архангельской и Вологодской областей есть следы пребывания «фатьяновцев» - Фатьяновская культура уже постариев (поздних ариев), - а это как раз указанный диапазон, но нет,  не обнаружено их постоянных поселений, то есть, их визиты были кратковременны и связаны с промысловыми целями. Разгадок данным противоречиям пока нет. Должны быть, обязаны быть материальные свидетельства безусловной связи русского Севера и северной части Индостана в древности – но их пока не имеется. И мифическая Гиперборея здесь не котируется, реальных её следов тоже нет, только мистические заклинания. Прародина ведических ариев остается неизвестной.        

                                                           «К вопросу языкознания»      

               Немного о языке ариев. Современный русский относится к индоевропейской языковой семье. Некоторые ученые (Клесов в их числе) считают, что именно и только протоарии гаплогруппы R1a являлись изначальными носителями первичного праиндоевропейского языка, разнесенным ими по миру как в процессе первой древней волны миграций из Южной Сибири в течение 20-5 тысяч лет назад, так и второй волны - уже из Центральной Европы - на Русскую равнину (частично обратно на запад) в период 4800-4500 лет назад и далее на юг, восток, юго-восток в период 4500-3000 лет назад [35].

               Еще раз напомню, что среди ученых нет абсолютно единого мнения относительно изначального происхождения (по месту и времени) индоевропейских языков, вернее, очага их распространения. В работе [36] рассмотрены и подвергнуты критическому осмыслению практически все существующие варианты, но вывод неутешителен: прародина индоевропейцев остается неизвестной. Интересна версия Клесова о первичных носителях праиндоевропейского языка, который применяет метод «от противного». Он указывает в ряде своих работ [35,37], что на пути миграций из Южной Сибири в Европу эрбинов гаплогруппы R1b в период от 16 до 5 тысяч лет назад зафиксированы «острова», «островки» и целые «материки» НЕиндоевропейских языков, являющихся реликтами некоего древнего праязыка в океане окружающих его современных тюркских наречий – см. карту рис.8. Эти языки имеют определенную связь как с китайскими (сино-языками),  так и с кавказскими (дене-кавказскими) языками. В последнем случае приставка <дене> означает распространение этого праязыка в том числе и на языки индейцев Америки, вышедших опять же из Сибири 30-25 тысяч лет назад.

                Дене-кавказская языковая группа (ее кавказская подгруппа), образовавшаяся  на Кавказе 8-6 тысяч лет назад на пути миграции эрбинов из Сибири  в Европу «северным маршрутом» через Урал-Среднюю Волгу-Кавказ-Малую Азию-Северную Африку безусловно четко прослеживается в языке басков (Центральные Пиринеи), у которых при практически безусловном преобладании по мужской Y-хромосоме гаплогруппы R1b (эрбины) сохранился древний доиндоевропейский язык, вполне соответствующий современным языкам Центрального и Западного Кавказа (не тюркского происхождения). Вот и получается, эрбины, вторгшиеся в период 5000-4800 лет назад через Гибралтар и Пиринеи в Европу изначально говорили на неиндоевропейских языках. Языки эти «мертвые»: лигурийский, пеласгский, минойский, иберийские, возможно, этрусский, и так далее. По мнению Клесова уже только в период от 1000 до 700 года до н.э. латины – будущие римляне – переняли индоевропейский язык от неких постарийских носителей языка, скорее всего, от кельтов, но есть версии, что от  этрусков; а уже потом вся Европа на протяжении тысячелетия переходила на вульгарную латынь и ее диалекты. Но тогда получается, что кельты перешли на индоевропейский язык при посредстве праславян? Здесь возникает большой вопрос, а кого было принято считать кельтами в середине I-го тыс. до н.э? Но эта тема – предмет отдельного исследования. Мавро Орбини называл кельтов, между прочим, славянами – а это 1600 год!

               Отсюда, при преобладании эрбинов в этническом составе населения Русской равнины в периоде от 5000 до 3000 лет до н.э. вплоть до появления здесь арийских племен культуры шнуровой керамики во времена 3000-2500 лет до н.э. гидронимы – особенно крупных рек и озер – вполне могли иметь дене-кавказское (оно же прототюркское) происхождение. Так Волга во всех древних источниках именуется как «Ра-река» [38]. В то же время главное египетское божество носило такое же имя, а мы теперь знаем, что в период 5-4 тысяч лет назад эрбины проходили через северную Африку, оставив свои метки в генах египетских фараонов [39]. Мало того, часть миграционного потока эрбинов забрела через - в то время еще не сильно обезвоженную - Сахару до Центральной Африки, и теперь на севере современного Камеруна местное совершенно негроидное население (мужская его часть) носит в себе отметку R1b в Y-хромосомах [40].

                Если Волгу эрбины называли Ра-река, то вполне можно себе представить, что они же давали имена и следующим рекам на их пути от Урала к Дону и Днепру. На сегодня так и остается тайной происхождения названий таких крупных рек донского бассейна, как Хопер, Битюг, Ворона, Воронеж – нет сколь либо внятного разъяснения. Так может именно эрбины с их дене-кавказским, он же сино(китайским)-кавказским, он же прототюркским диалектом давали свои имена рекам, дошедшие до нас через тысячелетия? Считается, что реки Дон-Днепр-Днестр-Дунай-(и Двина?) получили имена от обитавших на этой территории протоариев – это 5-4 тысяч лет назад – поскольку ясно слышимый здесь корень <danu> соответствует иранскому в значении «вода, поток» (то же и в санскрите) [41]. Но называть все встречные на пути реки именем «Вода» или «Река» как-то нелогично. «Вода» должна быть «какая-нибудь», с неким отличающим именно ее качеством. Может, вариации Ворона-Воронеж и Дон-Днепр-Днестр-Дунай при явных протокорнях в первом случае <var-vor> и во втором <dn-don-dno> и означает качественные различия этих рек друг от друга в представлении древних? Не зря гидрониму «Воронеж» не могут подобрать ни единое, мало-мальски осмысленное значение и определить хотя бы принадлежность слова к той или иной группе языков. Пытались «прилепить» и к индоевропейской, и к тюркской, а вот если поискать среди кавказских диалектов в предположении, что имя реке «назначили» еще эрбины более 5000 лет назад (на каком-то прото-дене-кавказском языке)?

                                            Немного о срубной культуре

               Среди археологических культур, бытовавших на территории современной юго-западной России в I-II тысячелетии до н.э. особый интерес для нас представляет уже упоминавшаяся срубная культурно-историческая общность (КИО). Ученые определяют её существование в пределах от 20-18 века до н.э. и вплоть до 12-10 веков до н.э., и по языку относят к индоиранской группе индоевропейских языков. Впрочем, за отсутствием письменности – цитата из Википедии: «Основным методом определения этнической принадлежности является установление связи ареала племен срубной культуры с распространением индоиранских гидронимов и топонимов» [42]. На сегодня известны данные по генетике всего только для 6 останков представителей «срубников» и все они по первопредку относятся к ариям (постариям) гаплогруппы R1a (с нижестоящими субкладами), как и большинство современных этнических русских. Все-таки именно арии, как их не назови – индоарии или ираноарии – есть наиболее вероятные «авторы» доживших до наших времен названий рек: таких больших, как Дон и средних, как Воронеж и Хопер

               В этом плане любопытны сведения из категорически отрицаемой большей частью ученого сообщества «Велесовой книги» (ВК). Кто бы ни был ее автором, а это могли быть либо Миролюбов из середины 20 века, либо Сулакадзев из века 19-го, ими изложена весьма толковая и похожая на действительность гипотеза о появлении русских родов в Восточной Европе как части некого общего миграционного потока какого-то древнего этнического объединения. Велесовой книге автором данной работы посвящено две статьи: «Велесова книга: почему я против» и «Велесова книга: почему я за» [43,44]. Авторам этой «подделки-фальшивки», удалось, как это ни странно, уловить общую концепцию выдвижения арийских родов в Европу из-за Волги и Урала и их обратного затем возвращения на Русскую равнину, что сегодня уже  практически никем не оспаривается. Относительно современных воззрений на генезис ариев-протославян данные автора ВК о появлении славяно-русов в Европе не стыкуются на тысячелетия. В ВК речь идет о II тысячелетии до н.э., но данные палеогенетики говорят о более ранних – на тысячелетия – миграциях праариев гаплогруппы R1a с востока на запад.

               Книга выделяет в общем потоке родственных племен именно наших предков. Так указано, что русы изначально обитали в некоем Семиречье-Зеленом крае (по мнению большинства исследователей Книги речь идет о регионе, прилегающем к предгорьям Алтая); затем, около 1100 года до н.э. (впрочем, временные оценки весьма расплывчаты и условны) это племя начинает движение на запад в сторону Европы на земли, уже заселенные и освоенные родственными племенами ариев. Ну, и вот как могла придти в голову автору ВК такая фантазия? Ведь только в последние десятилетия стало понятно: да, действительно, во IIтыс. до н.э. какие-то арийские (постарийские) племена уже к тому времени обитали на Русской равнине. Цитата из Книги: «Натерпелись от холодов и были уведены отцом Орием в Край Русский за две тьмы до суть» [45]. Здесь однозначно указано о движении данного племени в этнически родственную среду. Или же: одно из арийских племен, будущие русы, выдвигаются в общем потоке ариев из-за Урала на запад и прибывают (не забываем, процесс миграции растягивается на несколько поколений) на территорию современных Галиции-Волыни.  Около 650 года до н.э. славяне-русы оседают в предгорьях Карпат, откуда постепенно - в течение 500 лет - мигрируют в обратном направлении на восток в бассейн Днепра и далее на Донец и Дон. Примерно с 150 года до н.э. славяно-русские рода занимают доминирующее положение, как в среднем течении перечисленных рек, так и во всем Северном Причерноморье. Возможно, именно так образовалась загадочная Азово-Черноморская Русь, существование которой в 8-11 веках предполагали многие известные ученые прошлого и настоящего (Иловайский Д.И., Гедеонов С.А.)[46].  Картина в целом соответствует современным воззрениям на зарождение славянства – можно оспаривать детали. Очень любопытная «фальшивка».

               У автора настоящей работы имеется собственная концепция формирования, начиная со II-го тысячелетия до н.э., проторусского сообщества,  не совпадающая как с общепринятой, так и с предложенной авторами «Велесовой книги» (кто бы они ни были). Предполагается изначально раздельное формирование двух основных кластеров, двух составляющих будущей единой Руси: ее северной части, возникшей на осколках от деления древних «материнских» постарийских культур Фатьяновская-Абашевская-Поздняковская, и южной в виде конгломерата переселенцев славян с территории Восточной Европы на Днепр и остатков местных скифоидных племен.

               Сегодня не сформирована единая картина зарождения в далеком прошлом каких-то протославянских структур, их генезиса и трансформации в рамках глобальных трансматериковых миграционных процессов еще в мезолите-энеолите, принципиально не ясно взаимодействие, взаимовлияние, особенности развития  европейских культур, приведшие в конечном итоге к появлению на нашей территории именно проторусского мира. Существующие ныне градации археологических культур на скотоводов и земледельцев ничего не дают в плане понимания развития этносов, становления народностей и народов. Кочующие из одного многотомника в другой безликие «срубники», «абашевцы», «бондарихинцы», или, паче чаяния, «ямники» (и так далее) ничего вам не скажут о национально-генетическом составе той или иной культуры и уж тем более не раскроют тайн происхождения современных народов. Подобной расшифровкой нам далее и предстоит заняться. Начнем с мезолита.

                                            Список источников и литературы.

1. Древние славяне. Статья в Википедии. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Древние славяне (дата обращения: );

2. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник /под ред. Рыбакова Б.А., 2-е изд., перераб. и доп./. -М.: Высш.шк., 1983, с.26;

3. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л-д, Наука, 1970, гл.1;                                           

4. Тайна Руси: славянская археология. [Электронный ресурc] URL: http://anomalno.ru/news/drevnie-tsivilizatsii/taina-rusi-slavyanskaya-arkheologiya/ (дата обращения: )

5. Фатьяновская культура. [Электронный ресурс] URL: http://archeologija.ru/fatyanovskaya-kultura-2/ (дата обращения: );

6. Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. –М.: Наука, 1987, с.58-59;

7. Фатьяновская культура. Статья в Википедии. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фатьяновская-культура (дата обращения: );

8. Клесов А.А. ДНК-генеалогия от А до Т, гл.27.-М.: Книжный мир, 2016;

9. Погребальные обряды разных культур Среднего Дона. [Электронный ресурс] URL: http://vantit.ru/antiquities/52-pogrebalnyj-obrjady-raznyh-kultur-srednego-dona.html (дата обращения: );

10. Егоров К.Л. Образование Киевской Руси. Гл. 1.5. Склавины и анты. [Электронный ресурс] URL: http://bibliotekar.ru/rusKiev/6.htm (дата обращения: );

11. Карамзин Н.М. История Государства Российского.[Электронный ресурс] URL: http://books.google.ru/books, т.1, гл.1, с.15-18 (дата обращения: );

12. Прародины славян и славянский этногенез. [Электронный ресурс] URL: http://www.proto-slavic.ru/Slavic-cradle/ (дата обращения: );

13. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. –М.-Л-д: Наука, 1966, с.302-305;

14. Народы, которые ассимилировали славяне. [Электронный ресурс] URL: http://www.anews.com/p/85290942-narody-kotorye-assimilirovali-slavyane/ (дата обращения: );

15. История Черноземья. Статья в Википедии. [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/История-Черноземья (дата обращения: );

16. Славяно-иранский симбиоз. [Электронный ресурс] URL: http://iratta.com/materials/skify/16332-slavyano-iranskiy-simbioz.html (дата обращения: );

17. Раннеславянский мир. Острая Лука Дона в древности. Археологический комплекс памятников гуннского времени у с.Ксизово (конец IV-V вв.). Выпуск 16, -М.: ИА РАН, 2015, гл.15. [Электронный ресурс] URL: http://archeology.ru/media/oblomskij/rsm-16.pdf (дата обращения: );

18. Акимов Д.В. Проблемы изучения памятников 2-й четверти-середины I тыс.н.э. на Верхнем Дону и в лесостепном Прихоперье (историографический аспект). [Электронный ресурс]URL:http://shapkino.ru/375-1/6438-794 (дата обращения: );

19. Раннеславянские племена. [Электронный ресурс] URL:http://histerl.ru/vse-materiali/xop/ranneslavianskie-plemena.htm (дата обращения: );

20. Третьяков П.Н. Славяне и балты в Поднепровье на рубеже и в начале н.э. – гл.1. [Электронный ресурс] URL:http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews-730.htm (дата обращения: );

21. Курский край в истории отечества (под ред. Полпера Л.С.), гл.1, п.1. [Электронный ресурс] URL:http://old-Kursk.ru/book/kk/kk002.html (дата обращения: );

22.  Хреков А.А. Древняя Русь. Славяне на р. Хопер. Очерки к истории Балашовского края. Российский исторический журнал. Вып.1, 1997. [Электронный ресурс] URL:http://oldrus.livejournal.com/111897..html (дата обращения: );

23. Сухоруков И.В. Историко-географические аспекты расселения населения Липецкой обл. Вестник ТГУ, т.13, вып.2-3, 2008. [Электронный ресурс] URL:http://ciberleninka.ru/article/v/istoriko-geograficheskie-aspekty-rasseleniya-naseleniya-lipetskoy-oblasti (дата обращения: );

24. Гаплогруппы коренных древних европейцев, гапогруппы I, I1 и I2 у народов Европы. [Электронный ресурс] URL:http://haplogroup.narod.ru/ineuropa.html (дата обращения: );

25. Балты. Статья в Википедии. [Электронный ресурс] URL:http://o-ili-v.ru/wiki/Балты (дата обращения: );

26. Клесов А.А.Происхождение рюриковичей: ДНК-генеалогия доказывает. [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2013/02/ryurikovichi/ (дата обращения: );

27.Генофонд народов Северо-Восточной Европы. От финнов до литовцев. [Электронный ресурс] URL:http://pikabu.ru/story/genofond-narodov-severovostochnoy-evropy-ot-finnov-do-litovtsev-5301737 (дата обращения: );

28. Двухжилова И.В. История Тамбовского края с древнейших времен до середины XIX века: учебное пособие /И.В.Двухжилова – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. Раздел 2.4.

29. Золотая находка археологов в Липецке. [Электронный ресурс] URL:http://dino.retropc.org/news/news261.html (дата обращения: );

30. Происхождение гаплогрупп R1a и R1b согласно данным ДНК-генеалогии. [Электронный ресурс] URL:http://abxfl/vechnoe/vechnoe-dnk8.html (дата обращения: );

31. Дьячок М.Т., Шаповал В.В. Глоттохронология: пятьдесят лет спустя. Генеалогическая классификация языков. Новосибирск, 2002. [Электронный ресурс] URL:http://lingvotech.com/glottochronolog (дата обращения: );

32. Баскский язык (эускара). [Электронный ресурс] URL:http://www.garshin.ru/linguistics/languages/dene-caucasian/basque/html (дата обращения: );

33. Лазарев С.Н. Сходство русского языка и санскрита. [Электронный ресурс] URL:http://lazarev.ru/news/41-2013-09-09-13-07-08/1538- (дата обращения: );

34. Гаплогруппа R1a (славяно-тюрко-арийская) и ее субклады. Субклады гаплогруппы R1a1 [R1a1a1]. [Электронный ресурс] URL:http://www.garshin.ru/evolution/anthropology/populations/haplogroups/y-dna/r-y-hg/r1a-clade/ (дата обращения: );

35. Клесов А.А. Основная загадка во взаимоотношениях индоевропейской и тюркской языковых семей и попытка ее решения с помощью ДНК-генеалогии. [Электронный ресурс] URL:http://www.organizmica.org/article/709/ozw.shtml (дата обращения: );

36. Мэллори Дж.П. Индоевропейские прародины. Вестник древней истории, 1997, №1. Перевод Л.С.Баюн. [Электронный ресурс] URL:http://annales.info/other/indoevr/indoeur.htm (дата обращения: );

37. Клесов А.А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии. (Серия «ДНК-генеалогия). –М.: Книжный мир, 2015, с. 265-283. (дата обращения: );

38. О происхождении названия Волга. [Электронный ресурс] URL:http://book-hall.ru/kanavino/zhivaya-entsiklopediya-Kanavina/rus-i-normanny-v-istoricheskom-rassledovanii-dd-mashinoi/o- (дата обращения: );

39. Тутанхамон оказался «лицом кавказской национальности». [Электронный ресурс] URL:http://www.vrn.kp.ru/daily/25730/2720464/ (дата обращения: );

40. Причина доминирования гаплогруппы R1b в Западной Европе. Гаплогруппа R1b в Африке. [Электронный ресурс] URL:http://lektsia.com/2xa6c.html (дата обращения: );

41. Носовский Г.В. Викичтение. 5.2. О названиях рек Дон, Дунай, Днепр, Днестр. [Электронный ресурс] URL:http://history.wikireading.ru/2068 (дата обращения: );

42. Срубная культурно-историческая общность. Этническая принадлежность. Статья в Википедии. [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Срубная-культурно-историческая-общность (дата обращения: );

43. Овчинников А.Н. Велесова книга: почему я против. [Электронный ресурс] URL:http://fabulae.ru/proze-b.php (дата обращения: );

44. Овчинников А.Н. Велесова книга: почему я – «за» (в двух частях). [Электронный ресурс] URL:http://fabulae.ru/proze-b.php (дата обращения: );

45.Велесова книга /пер. и коммент. Валентина и Юлии Гнатюк. -5-е изд.-М.: Амрита, 2011, с.27. 

46. Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя скифов. Азово-Черноморская Русь. [Электронный ресурс] URL:http:// admw.ru/books/-YU-D-Petukhov-N-I-Vasileva-Evraziyskaya-imperiya-skifov-/23 (дата обращения: );

47. Невероятная схожесть русских и индийских орнаментов и мотивов. [Электронный ресурс] URL:http://radharani.lv/невероятная-схожесть-русских-и-индий/ (дата обращения: ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

               III. ПРОТОАРИИ (ПРАСЛАВЯНЕ) И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРАЗИИ.

                                           

               В третьей главе мы попытаемся отследить более детально процесс появления на Русской равнине протоарийских племен, давших начало как киммеро-скифам, так и, впоследствии, славянам. Для чего будут последовательно рассмотрены археологические культуры западной части  Евразии, начиная с эпохи мезолита (10 тысяч лет до н.э.)

               Одновременно нам предстоит разобраться с целым рядом культур, основанными уже упоминавшимися эрбинами, или же носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1b (доминантный этнос в современной Западной Европе, ставший таковым с конца III-го тысячелетия до н.э.). На протяжении тысячелетий родственные этносы гаплогрупп R1b и R1a являлись прямыми конкурентами за гегемонию в Евразии. Отсюда нелишним окажется временная детализация миграционных маршрутов указанных мега-племенных образований. Забегая вперед, скажем: автор и сам был удивлен, когда при анализе взаимоотношений археологических культур ещё бронзового века удалось определить наличие своеобразной разграничительной линии – едва ли не пограничной – между славянским и романо-германским миром – двойная линия на схеме 2, гл.4. Граница эта установилась еще 4000 лет назад (!) и с той поры была подвержена лишь незначительным колебаниям в ту или иную сторону. Также и макросемья индоевропейских языков имеет в этом плане два различных блока – сатем и кентум (изоглосса), разделенных примерно по тем же «пограничным столбам» - рис.1.

               В данной работе помимо опоры на пока еще достаточно скудные сведения по ископаемым ДНК той или иной культуры в качестве вспомогательного инструмента применяется сопоставление наиболее характерных для каждого этноса меток – это погребальные обряды. А конкретно – «трупоположение» скелетов, то есть способ размещения покойника при ингумации. Как оказалось,  именно традиции прощального положения сородича в могиле (или же кремация) не меняются в конкретном сообществе веками, а то и тысячелетиями, что может быть при идентификации культур и целых этносов гораздо более информативным, чем любимые археологами особенности керамики.

                                                                          1.Мезолит

               На схеме 1 отображены наиболее значимые археологические культуры Европы эпохи позднего мезолита – от 8 до 4 тысяч лет до н.э. (культуры Евразии различных эпох хронологически сведены в работе [1]). Здесь необходимо отметить климатические характеристики данного периода. Последнее в исторический период «Великое обледенение» на Европейском континенте закончилось примерно 10 тысяч лет до н.э. Вообще, данный процесс, как и предыдущие циклические обледенения в северном полушарии, ученые связывают с прецессией земной оси по мере движения планеты по орбите. Южная граница ледника на Русской равнине проходила примерно по широте течения Оки. По мере отступления ледника на север племена европейских охотников и собирателей были вынуждены мигрировать вслед за объектами охоты, добираясь до северной оконечности континента. Так, культура «Комса» (№5 на схеме 1) отмечена на севере Кольского полуострова. Мало того, даже на незаселённых и доныне Новосибирских островах в Ледовитом океане обнаружены следы древнего человека – так называемая стоянка Жохова (по имени первооткрывателя) [2].

               Мезолитические культуры отмечены археологами, как в центре Европы, так и на её северо-востоке (Польша, Белоруссия, Прибалтика), а также – что нам особенно интересно – на территории Русской равнины: здесь определена Бутовская культура, существовавшая во временных рамках от 8 до 5,5 тысяч лет до н.э. - №7 на схеме 1. Бутовская культура зафиксирована по меридиану от Воронежа (!) и почти до Архангельска. Данных по генетическому составу мезолитических культур на сегодня нет, можно только предположить, что их основатели принадлежали к автохтонным европеоидным племенам кроманьонского типа. Финно-угры, например, прибыли в эти края гораздо позже, в конце неолита. В Азильской культуре (№1) – Германия, Франция – определен гаплотип всего лишь одного  ископаемого объекта – и это палеоевропейская гаплогруппа I, точнее, её субклад I2a. В южноскандинавской культуре Конгемозе (№11) выделена также гаплогруппа I - субклад I1- и тоже по одному единственному  объекту. Здесь и далее по всем главам данные по анализам ДНК взяты с соответствующих разделов Википедии, посвященных той или иной культуре (если нет специальных ссылок).

               Культура Романовско-Ильмурзинская (№13), определяемая на территориях Южного Урала-Зауралья и Нижней Камы, имеет материальные признаки, отличные от окружающих ее культур и отдельных мезолитических стоянок [3], что может послужить еще одним подтверждением гипотезы о миграции центрально-азиатских племен в Европу на протяжении от 20 до 6 тысяч лет назад. К тому же по одному ископаемому объекту Елшанской культуры (№14 на схеме), соседствующей с запада с Романовско-Ильмурзинской и последующей ей во времени, определена Y-хромосомная гаплогруппа R1b – то есть, опять-таки те самые эрбины. Эта же гаплогруппа определена в одном ископаемом образце эпохи мезолита на Балканах, одна на Днепре, также несколько образцов с археологической датировкой 6-5 тысяч лет до н.э. обнаружены в Прибалтике и на Украине, о чем уже говорилось в первой главе. Получается, происходили какие-то древнейшие миграции этой гаплогруппы из Сибири до Восточной Европы. В центре Русской равнины (условно – Московская обл.) последовательно сменяют друг друга на протяжении 11-9 тысяч лет до н.э. культуры Рессетинская (на схеме 1 не показана), Бутовская и Иеневская (№9). Данных по этническому составу не имеется, и гадать пока не будем.

                В данном случае, как и далее, при рассмотрении возможных этносоставляющих отдельных регионов на сегодня практически отсутствуют исследования ископаемых объектов (обитателей, представителей отдельных культур) на ДНК по Y-хромосоме. По мере накопления подобных данных картина древних миграций (и их носителей) будет проясняться все более отчетливо, а пока мы вынуждены обходиться отрывочными и неполными данными по ДНК в сочетании с имеющимися результатами археологических изысканий.

               Например, можно предположить следующее. На схеме 2 представлена гаплокарта для гаплогруппы I, субклад I1 – имеется в виду современное состояние [4]. Хорошо виден шлейф этого субклада, своеобразный «язык», протянувшийся от Северной Европы на территорию России, где сегодня среди этнических русских доля мужчин с этим субкладом достигает 15, а кое-где и 18 процентов (Архангельская и Вологодская области) [5]. С одной стороны со времен существования Бутовской культуры миновало несколько тысяч лет и трудно представить, что этот «язык» сохраняется с той поры; но с другой, все эти тысячелетия на данных территориях не было значительных природных, а главное, политических катаклизмов, разорений и нашествий иноземцев. Так что вполне себе подобная связь времен и поколений допустима, или иначе: Бутовская культура, скорей всего,  была основана племенами из рода I, североевропейского субклада I1.

               По мнению основателя  ДНК-генеалогии проф. Клёсова А.Н. «предки современных архаичных гаплотипов гаплогруппы R1a могли жить в Европе 7 тысяч лет назад и более» [6]. В качестве аргумента приводится имеющийся анализ на ДНК по Y-хромосоме ископаемого обитателя Карелии, показавший гаплогруппу именно R1a (дальнейшие субклады не установлены). Датировка указана автором как 5200+-250 лет до н.э. Ненамного ближе к нашему времени второй исследованный ископаемый образец гаплогруппы R1a с археологической датировкой 4-3 тысячи лет до н.э., обнаруженный на Валдае. Еще один образец той же гаплогруппы и примерно той же эпохи обнаружен в Эстонии (Нарвская культура). Об этих находках было доложено в предыдущей главе. В качестве еще одного аргумента в пользу столь позднего заселения Европы протоариями там же, в [6], приводится такой факт: сегодня по всей Европе живут потомки древних обитателей континента гаплогруппы R1a с общим предком от 7 и более тысяч лет назад. Подчеркнем: ископаемых образов гаплогруппы R1a с подобной древней датировкой обнаружено пока только несколько, но это пока... А вот десятки тестированных на ДНК европейцев с разных концов Европы, оказывается, имеют древнего европейского прародителя той же гаплогруппы с датировкой порядка 7000 лет назад, что подтверждает гипотезу о пребывании протоарийских племен в Европе еще в мезолите.

               В то же время, находки двух-трех ископаемых образцов этого периода гаплогруппы R1a оказались вне пределов каких-либо культур (на схеме 1 эти находки обозначены крестиком). И пока нет достаточного количества идентифицированных образцов протоарийского этноса мы не вправе делать какие-то обобщающие выводы о каком-то массовом заселении будущей Русской равнины нашими пращурами. Пока мы просто констатируем их присутствие в этой зоне в столь давнее время.

               Отметим также, что в мезолите, как это ни странно,... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


4 августа 2018

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Откуда есть пошла русская земля - версия 2,0»

Иконка автора ПетрПетр пишет рецензию 17 февраля 20:19
Ученым, ни нашим, ни западным, до сих пор не удалось найти следы существования норманнского племени русь: как можно найти того, чего не было?
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер