ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать В весеннем лесу

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Это была осень

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Соната Бетховена

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Лошадь по имени Наташка

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ПУСТО В ДОМЕ

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Хрусткий ледок

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Толку, сидя, кроить оригами? -

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Гадай, цыганка-одиночество...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Приталила мама рубашку

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Это было время нашей молодости и поэтому оно навсегда осталось лучшим ..." к рецензии на Свадьба в Бай - Тайге

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "А всё-таки хорошее время было!.. Трудно жили, но с верой в "светло..." к произведению Свадьба в Бай - Тайге

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Со всеми случается. Порою ловлю себя на похожей мы..." к стихотворению С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

К РОССИИ ПЕРВОЕ ВОЗЗВАНЬЕ
Просмотры:  25       Лайки:  0
Автор Орис

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Богдан и его семья. Беседы о православных праздниках.


Эдуард Качан Эдуард Качан Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
4570 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Православный праздник – что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно – освящение фруктов или меда – дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать – вглядеться и понять.

сной школе учили, что сретение – это празднование встречи Иисуса Христа, которого маленьким принесли в Иерусалимский Храм, со старцем Симеоном! (Лк. 2, 22-35). Симеон тогда взял Младенца Христа на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Это – на церковно-славянском языке. Ну, помните – есть такая молитва? Ее в Храме по субботам на вечерней службе читают? А еще там была какая-то Анна, она что-то тоже говорила в тот день, только я не помню, что именно…

- И я не помню! – сказала Таня. – Давайте еще поиграем в снежки!   

Но Тоня покачала головой.

- Богдан, а почему эта встреча – праздник? Я понимаю – Рождество, день рождения Христа. А здесь – ну, встретились, ну и что?!

Ответить на этот вопрос Богдан не смог, и дети отправились за ответом к папе.

Папа рассмеялся, услышав принесенную Таней из школы версию о сретении, как о встрече зимы и весны.

- Если бы мы жили в более теплой стране, скажем, в Тунисе или в Италии, тогда так еще можно было бы подумать, - сказал он. – Но у нас 15 февраля частенько бывает 20 градусов мороза, так что ни о какой весне еще и речи не идет! Да и вообще - Церковь празднует события гораздо более важные, чем обычная смена времен года. Сретение – это очень важный праздник, в нем глубокий смысл.

- Какой? – спросила Таня.

- Есть предание, что Симеон был одним из тех семидесяти старцев, которые перевели Ветхозаветные книги Священного Писания на древнегреческий язык, - начал папа. - Сделано это было при царе Пталомее более чем за 200 лет до Рождества Христова. То есть на момент встречи с Господом Симеону было очень, очень много лет! То же предание говорит, что такая долгая жизнь была дана Симеону не зря – ему было обещано Господом, что он не умрет, пока не увидит Христа. Как, наверное, Симеон ждал этой встречи, сколько молитв он вознес к Господу за эти долгие годы!.. И вот – эта встреча наступила! Поэтому и праздник в честь этого события называется «Сретением» - то есть – встречей. В девятнадцатом веке святитель Феофан Затворник писал об этом: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству», - сказал папа. – Задачей ветхозаветного закона было подготовить народ израильский к встрече со Христом, чтобы потом этот народ (или хотя бы – лучшая часть его!) стал Христианской Церковью, и разнес Евангельскую весть по всему миру. И вот – мир дождался своего Спасителя. Симеон – это как бы воплощение всех ветхозаветных праведников. Они ведь всякими были, эти праведники. Были известные, великие, как, например, царь Давид или пророк Илия, а были и малые – просто обычные ничем не примечательные люди. Все они любили Бога, все старались Ему угодить, но, в то же время, прекрасно понимали, что не они спасут мир от греха и смерти – это может сделать только Бог и никто другой. И они дождались обещанного Спасения! Я даже так сразу и не скажу, с чем бы это можно было сравнить...

Папа задумался.

- Это как будто ты долго ждал на вокзале поезда, и вот, наконец, он пришел, да? – предположил Богдан.

- Это не совсем точно, - сказал папа. – Ну, вот представь – если бы вы все втроем сильно заболели, а мы с мамой вызвали бы врача. Пока врач не пришел, мы бы поили вас чаем с малиной, сбивали бы вам температуру, то есть как-то помогали, но знали бы точно – сами мы вас не вылечим. И вот, наконец – пришел врач, он дает вам нужные лекарства... Вы еще больны, но у нас – радость, ведь теперь мы с мамой знаем точно -  вы поправитесь, а мы сделали все, что могли, и теперь можем спокойно отдохнуть! Теперь тебе понятно, почему Симеон радовался, и почему этот день – праздник?

- Понятно, - ответила Таня. 

- Вообще – сретение, то есть «встреча» - едва ли не самое важное в нашей жизни, - продолжил папа. – Вот человек понял, что он не один во вселенной, что есть Творец - Бог. Человек начинает искать этого Бога, а Бог в это время зовет человека к себе – то ли каким-то чудом, то ли чьим-то словом... Если человек услышит этот зов – произойдет сретение, встреча его и Бога, и это изменит всю жизнь этого человека. Или вот - два человека увидели друг друга, заговорили – это тоже встреча. Нужно понимать, что эта встреча не случайна – это Бог свел вместе этих людей. Каждый из них как-то повлияет на другого, изменит его. Если встретит, как и должен – с любовью, то изменит в лучшую сторону, если же с ненавистью, завистью, презрением – то в худшую, искалечит его... Поэтому мы должны быть бережны, и стараться не калечить того, кого встретили по воле Божьей...

- Как стараться? – спросила тихо Таня. – Это трудно, наверное.

- Не трудно, - ответил папа. – Нужно просто стараться любить того, кого встретишь, как самого себя.

- Это трудно, - сказал убежденно Богдан.

Папа пожал плечами.

- Для того и существует весь строй христианской жизни – и молитвы, и посты, и заповеди, чтобы воспитать в себе любовь к Богу и к ближнему, - сказал он. – Если всерьез стараться быть христианином, то со временем это обязательно получится.

- И произойдет настоящая встреча с Богом, - сказал Богдан.

- И с ближним, - сказал папа.  

- Пап, а ведь Деву Марию, Иосифа и Младенца Христа тогда встретил в Храме не только Симеон, - сказал Богдан. – Там булла еще какая-то женщина – Анна. Кем она была?

- Писание называет ее пророчицей (Лк. 2, 38), - вступила в разговор мама. – Ей было 84 года, и она была вдовой. Овдовела она очень, очень давно – евангелист Лука говорит, что Анна прожила со своим мужем всего 7 лет, а потом овдовела. Наверное, эта женщина очень любила своего покойного супруга и мысль о том, чтобы выйти замуж вторично, была ей противна... Она не отходила от Храма, служила Богу постом и молитвой день и ночь – то есть вся жизнь этой  женщины была непрестанным богослужением.

- Удивительно! – сказала Тоня.

- Да, удивительно! – подтвердила мама. – Сама подумай, какие чистые сердца были у этих двух стариков – ведь они столько молились, а молитва очищает человека! А помнишь слова Господа: «Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят»? (Мф. 5, 8). На примере этих людей видно, как сбывается это слово Господа. Они видели всего лишь малюсенького Младенца, еще не сотворившего никаких чудес, но их чистое сердце помогло им узнать в этом Младенце Воплотившегося Бога. А фарисеи не узнали Христа, хоть и были свидетелями многих чудес. А почему не узнали? Потому, что сердца их чистыми не были. Увы... Грех не позволил им узнать Мессию, не смотря на то, что они сами этого Мессию ждали!

- Мам, а этих людей – Симеона и Анну – считают святыми? – спросила Тоня.

- Конечно, - кивнула мама. – Кого же считать святыми, как не этих людей с чистейшими сердцами? Само Сретение Господне празднуют 15 февраля, а тех, кто был участником этих событий – то есть Симеона Богоприимца и Анну пророчицу – поминают на следующий день – 16 февраля.

- Как бы я хотела быть такой как они! – сказала Тоня мечтательно. – Пусть не сейчас, а хотя бы – в старости!

- Это было бы здорово! - сказала мама. – Только для этого начинать христианскую жизнь надо сейчас! И тогда, в старости, а может, даже и раньше, ты пожнешь плоды чистой христианской жизни.

 

 

 

28 февраля. Онисима, апостола от семидесяти.

3 марта. Филимона, апостола от семидесяти.

 

 

 

Однажды Богдан листал православный календарь, а потом спросил папу:

- Пап, а тут празднуется память апостола Онисима. Это кто такой был? Я что-то не помню такого апостола.

- Онисим – апостол от семидесяти, - сказал папа. – Его крестил апостол Павел. Онисим потом стал епископом.

Богдан некоторое время обдумывал ответ отца, а потом сказал с недоумением:

- Пап, я что-то не понял! Господь послал на проповедь семьдесят учеников – об этом написано в Евангелии от Луки.

- В десятой главе (Лк. 10, 1-2), - подсказал папа.

- Да, - согласился Богдан и продолжил: - Среди этих семидесяти – что были некрещеные?! Иначе как получается, что Онисима крестил апостол Павел, который сам стал христианином гораздо позже событий, описанных у Луки в этой десятой главе?

Папа улыбнулся.

- Это я виноват, что тебя запутал, - сказал он. –  Имена всех 70-ти апостолов, которых упоминает евангелист Лука в десятой главе, история не сохранила. Из них мы помним лишь самого Луку, Клеопу…

- Это ему явился Господь на пути в Эммаус (Лк. 24, 13-33)? – уточнил Богдан.

- Да – ему и Луке, - согласился папа, а потом продолжил: - Потом мы помним евангелиста Марка, еще - Матфия, который занял место предателя Иуды в числе двенадцати апостолов (Деян. 1, 15-26). А еще - Иосифа, называемого Варсавою (Деян. 1, 23), да, наверное, семь дьяконов, о которых упоминается в книге «Деяний святых апостолов» - Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая Антиохийца (Деян. 6, 5). Имена других апостолов из семидесяти, посланных на проповедь Самим Господом, забылись. Это не страшно – главное, что Господь знает их всех и воздаст им за их многие труды! Позже, веке то ли в пятом, то ли в шестом, в православный месяцеслов вошел список людей, которых принято называть «апостолами из семидесяти». В него вошло много учеников апостола Павла, в том числе и Онисим. Да, некоторые из этих людей не встречались с Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни. Но они были миссионерами, очень много потрудились ради распространения христианства, и поэтому Церковь включила их в число 70-ти, как людей, которые продолжили дело проповеди, которое Господь поручил Своим первым ученикам.

- Теперь понятно, - сказал Богдан.

- История – сложная, но полезная штука, - сказал папа. – Мы, православные христиане, обязаны хорошо знать Святое Писание! Но и историю христианства последующих веков – второго, третьего, пятого, двадцатого – мы тоже не должны забывать. Не проходи мимо книг Василия Болотова, Александра Шмемана или Александра Дворкина по истории Церкви, сынок!

- Хорошо, - кивнул Богдан. – А кем все-таки он был, этот апостол Онисим?

- Во многом благодаря Онисиму в Библии появилась одна из самых маленьких по объему книг Писания – «Послание святого апостола Павла к Филимону», - сказал папа. -  Началась эта история с того, что в городе Колоссы жил Филимон - он был человеком богатым, возможно, даже знатным. Точно известно, что у него были рабы. Одним из этих рабов и был Онисим, который от Филимона сбежал. Из послания апостола Павла можно понять, что Онисим причинил Филимону какой-то ущерб (Флм. 1, 18). То ли вазу ценную разбил, то ли деньги украл, то ли кто-то другой украл, а Онисима обвинили… В общем – у Филимона были основания на него обижаться, а у Онисима были основания бояться гнева своего господина. Времена были суровые, с рабами особенно не считались, так что Онисим мог быть наказан очень жестко!

- М-м-да… Ситуация! – протянул Богдан.

- Но вот в чем дело, - продолжил папа. – Филимон стал христианином, и обратил его апостол Павел (Флм. 1, 19). Было это до бегства Онисима или позже – я не знаю. Но знаю, что христианином Филимон стал очень пламенным, и Павел радовался и благодарил за это Господа (Флм. 1, 1-7). Между тем, апостол Павел обходил с христианской проповедью города Римской империи, и за свою проповедь был заключен в тюрьму. Там он встретился с Онисимом. Попал Онисим в тюрьму как беглый раб, или совершил еще какой-нибудь проступок – мне не известно. Но знакомство с апостолом Павлом очень повлияло на этого человека! И Онисим - человек сомнительной нравственности - становится христианином! Хорошим христианином! Апостол Павел сообщает Филимону, что Онисим очень изменился, «был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; и я возвращаю его» (Флм. 1, 11). 

- Что значит – «я возвращаю его»? – не понял Богдан.

- Видимо Онисима должны были вот-вот освободить, и Павел решил не оставлять его в Риме (Флм. 1, 13), а отправить к бывшему господину. Быть может, это письмо, которое теперь называется «Посланием к Филимону», сам Онисим в Колоссы и отнес.

- Зачем?!

- Апостол Павел хотел, чтобы Онисим и Филимон помирились, - сказал папа. – Ты пойми, сынок – это здесь, в этой жизни, есть люди более высокого и более низкого социального положения; тогда это называлось словами «раб» и «господин». Но для Царства Небесного и Филимон и Онисим – просто люди, поссорившиеся люди. Ну, представь себе – они оба христиане; вот они проживут столько-то уготованных Господом лет, потом умрут, надеясь на обитель в Небесном Граде Иерусалиме (Откр. гл. 21). Но как они там будут жить-то?! Ведь они еще не изжили свою неприязнь друг к другу, а какая может быть неприязнь в Царстве Небесном?! Они ведь не примирились между собой, а ведь не зря сказано Самим Господом - «что свяжите на земле, то будет связано на небе» (Мф. 18, 18). А вот другие слова Господа Иисуса Христа: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 15). Вообще-то святые отцы говорили, что здесь под «соперником» имеется ввиду твоя совесть, которая может обличить тебя на Суде Божьем. А примириться с ней – это значит покаяться в грехах и после покаяния постараться жить праведно. Но и для отношений между людьми эта фраза Господа подходит! Обрати внимания на слова «мирись с соперником, пока ты еще на пути». То есть, сынок – мы должны постараться помириться с теми, с кем вышла ссора, пока мы еще живы! А поскольку мы не знаем, сколько проживем, то и мириться должны как можно скорее! Это не всегда получается, но приложить для этого усилия – наша христианская обязанность!

- То есть и Онисим с Филимоном должны были помириться, пока они еще здесь, на земле? – уточнил Богдан. – Чтобы из-за этой ссоры не оказаться «в темнице» - то есть вне Небесного Града Иерусалима?

- Да, сынок, - сказал папа. – Мне кажется, апостол Павел не хотел, чтобы души этих людей, которых он любил, были отягощены ссорой в тот момент, когда они будут возноситься на небо! Но здесь есть еще одна тонкость – на пути этого примирения стоит не только личная неприязнь, но и социальные условности! Ведь Филимон - господин, а Онисим – раб. Им трудно сквозь эти социальные маски увидеть друг в друге просто людей! Так тебя, сынок, трудно видеть просто человека в суровом директоре школы!

- Трудно, - согласился Богдан, который директора побаивался.

- С другой стороны – оба они приняли христианство чрез апостола Павла, а Павел считал таких людей своими сыновьями, – продолжил папа. – Не говоря уже о том, что все верующие христиане – братья и сестры во Христе! Очевидно, что апостол Павел хотел, чтобы Филимон стал выше социальных условностей, которые тогда были очень сильны в Римской Империи, но ничего не значат для Господа и не должны быть преградой в братской любви к ближнему! Павел хотел, чтобы Филимон не просто простил Онисима, а принял его «не как раба, но выше раба, брата возлюбленного… в Господе» (Флм. 1, 16). И если Филимон имеет к Онисиму какие-то денежные претензии, то Павел обещает все уплатить из своих денег (Флм. 1, 19).

- И что было дальше? – спросил, заинтересованно, Богдан. – Наверное, Филимон послушался – все-таки не кто-нибудь, а сам Павел просил?! И денег с Павла, наверное, не взял!

- Про деньги не знаю, - сказал папа. – Но согласно Церковному Преданию, Филимон и Онисим преодолели взаимную вражду, помирились. Онисим преодолел страх перед своим бывшим господином, а Филимон преодолел социальные условности, и принял бывшего раба, как брата. Он дал Онисиму вольную, и тот возвратился к апостолу Павлу и помогал ему в миссионерских трудах. В последствие он стал епископом города Византий, того самого города, который спустя несколько веков станет Константинополем. А еще, когда святого Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему вышел епископ Ефеский Онисим с некоторыми христианами. Об этом упоминает сам Игнатий в своем письме к ефесянам. Возможно, что это тот же Онисим, ученик апостола Павла. Нет ничего удивительного для тех времен, чтобы человек побыл сначала епископом в городе Византий, а потом стал епископом в Ефесе! Так же мы знаем, что Онисим, оставаясь верным Господу и Богу Иисусу Христу до конца дней, умер мучеником. По преданию, случилось это около 109 года. А десятилетиями раньше, во времена Нерона в Колоссах мученически окончил свой жизненный путь верный Господу Иисусу христианин, друг и брат Онисима, его бывший хозяин, Филимон. В последствие, за великие миссионерские труды, за то, что они были настоящими деятелями на жатве Господней (Лк. 10, 1-2) оба этих учеников апостола Павла были включены в список апостолов от семидесяти.

- Святые Онисим и Филимон, молите Бога о нас! – сказал Богдан.

 

 

 

8 марта. Священномученника Поликарпа Смирнского.

 

 

Однажды вечером папа вслух читал «Евангелие от Иоанна», а вся семья слушала.

- «Симон Петр сказал Ему: Господи! Куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мной идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за тебя. Иисус отвечал ему: Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как ты отречешься от Меня трижды» (Ин. 13 36-38).

Папа отложил Библию, вздохнул и грустно посмотрел на детей.

- Знаете, мне всегда было жаль апостола Петра, - сказал он. – Представьте – он ведь был очень мужественным человеком, человеком крепкой веры. Не зря ведь Сам Господь назвал его Петром, то есть – Камнем (Мф. 16, 18)! Но всего человеческого мужества, всей человеческой крепости не хватило Петру для того, чтобы не отречься в ту страшную ночь! Это потому, что он тогда поверил себе, а не Господу!

- Как это? – не поняла Тоня.

- Петр, наверное, знал о себе, что он – не трус, - ответил папа. – И поэтому понадеялся на собственную храбрость. Но дело в том, что для мученичества за веру не достаточно просто человеческой храбрости! Нужна помощь Господа! По сути, любой подвиг христианин совершает не сам, а с помощью Божьей. Решил человек помогать нищим – трудится во всю, а Господь ему помогает, иначе не получится ничего! Решил человек стать монахом – опять-таки нужно много трудиться над собой, но и помощь Господа нужна! «Без Меня не можете делать ничего» - сказал Господь своим ученикам (Ин. 15, 5). Петру стоило об этом помнить! Господь ведь ясно сказал Петру, что тот повторит Его мученический подвиг, но не сейчас, а - потом! И действительно – пройдет 30 лет и апостол Петр будет распят в Риме во время гонений на христиан при императоре Нероне. Но в ту страшную ночь, в ночь ареста Христа, Петру было еще не время идти на крест! Но он напрашивался, он перечил Господу, и Господь не стал ему помогать. И всей человеческой крепости Петра не хватило – в ту ночь он действительно трижды отрекся от Учителя и Господа, которого любил всем сердцем! И мне постоянно становится жаль этого апостола, когда я вспоминаю об этом случае!

- Мне тоже жаль его! – отозвалась Тоня.

- Знаете, скоро 8 марта, - сказал папа. – Так вот – в этот день Церковь празднует память священномученика Поликарпа Смирнского. Этот святой пострадал как христианин во втором веке – точнее говоря в 156 году, и его смерть является образцом того, как должен вести себя христианин, если Господь уготовал ему мученическую смерть.

- Расскажи, папа! – попросил Богдан.

- Прежде всего, скажу несколько слов о том, кем был этот человек, - сказал папа. – Поликарп Смирнский был учеником Иоанна Богослова. Именно апостол Иоанн Богослов поставил Поликарпа в епископы города Смирна. Поликарп был хорошим епископом. По словам Иеронима, Поликарп был «вождем всей Азии» в христианстве. К тому же, он был еще и христианским писателем. До нас дошло его «Послание к Филиппийцам». Интересно то, что в нем Поликарп указывает на необходимость молиться за людей, обличенных властью. В те времена за саму принадлежность к христианству людей казнили, но христиане все равно молились за людей, которые отдавал приказы о гонениях. Это мне вполне понятно – ведь Сам Господь велел нам любить не только друзей, но и врагов своих (Мф. 5, 43-48)!

- Пап, ты обещал рассказать о мученической смерти святого Поликарпа! - напомнила нетерпеливая Таня.

- Так я и рассказываю, - сказал папа. – Поликарп Смирнский был казнен во время очередных гонений на христиан, которые волнами прокатывались по Римской империи во втором веке. Эта история нам хорошо известна. Сохранились не только свидетельства историков Церкви об этом событии. Сохранились акты – особые документы, в которых приводилось решение римских властей об осуждении на смерть того или иного христианина. Акты по делу Поликарпа Смирнского – это самые ранние, дошедшие до нас, акты.

Так вот - в 156 году Поликарпу исполнилось 86 лет. Он был не только настоящим христианином, но и очень мудрым человеком. Он выбрал правильную линию поведения – не отказываться от мученичества, но и не напрашиваться на него. Если человек поступает так, то он не своевольничает, а оставляет именно Господу право решать - сподобить его на такой подвиг, или нет. В этом случае мученичество будет именно волей Божьей, и значит Господь обязательно поможет человеку претерпеть муки так, как подобает христианину! И печальная история с апостолом Петром не повторится!..

Судите сами – когда до Смирны докатились гонения на христиан, толпа язычников стала требовать смерти Поликарпа. Христиане убедили любимого епископа укрыться в убежище. Поликарп в убежище пошел, но убежище было таким, что тот, кто хотел, мог легко там его найти!

- Зачем такие сложности? – не понял Богдан.

- Дело вот в чем, - ответил папа. – Римские чиновники ведь были людьми разными. Одни вполне поддерживали гонения, а другие совсем не горели желанием убивать христиан, которые не делали никому зла! Поэтому, удалившись в убежище, Поликарп дал возможность римским чиновникам сказать разгоряченной толпе: «Мы искали Поликарпа, но не нашли», и так не стать убийцами. Но римские солдаты на самом деле хотели найти Поликарпа и искали его тщательно! Узнав об этом, Поликарп сам вышел на встречу к сыщикам. Он радушно, доброжелательно встретил этих людей, пригласил их на ужин, и попросил дать ему время для молитвы. Солдаты согласились. Поликарп молился два часа, а затем, уже под утро, его на осле повезли в Смирну. По пути им встретились чиновники, которые стали убеждать Поликарпа принести жертву перед идолом, и тем спасти себе жизнь. Святой отказался это сделать. Тогда чиновники начали избивать его, повредили ему ногу. Но и это не поколебало старого епископа в его решении пойти на муки, но не отрекаться от Господа.

Была Великая Суббота, когда Поликарпа привезли на цирковую арену. Народ стал вопить от ненависти. Проконсул начал допрос. Надо сказать, что этот человек был не против отпустить Поликарпа - «Поклянись гением кесаря (то есть – признай божественность римского императора), похули Христа и можешь быть свободен». Но Поликарп отвечал: «86 лет я служу Христу и не претерпел от Него никакой обиды. Как же я могу похулить Царя моего, Который меня спас!». Проконсул продолжал увещевать епископа, но тот был тверд, и смело исповедовал себя христианином, хотя в то время за слова: «я христианин» человека казнили. Потом проконсул начал пугать Поликарпа тем, что отдаст его на съедение хищным зверям или сожжет на костре. «Что медлишь? Делай то, что тебе угодно» - ответил на это Поликарп.

После этих слов проконсул объявил, что Поликарп признал себя христианином. Поликарпа приговорили к сожжению. Когда костер был готов, епископ сам разделся и сам снял с себя обувь. Его хотели пригвоздить к столбу, но он попросил этого не делать. «Оставьте меня так, - сказал Поликарп – Тот, Кто дает мне силу терпеть огонь, даст мне силу и без гвоздей остаться на костре неподвижным». После этого он произнес короткую молитву к Богу, где благодарил Его за то, что Тот удостоил его мученичества.

После этого зажгли огонь. Но пламя образовало дугу и не повредило святому. Тогда Поликарп был заколот мечом, а тело его сожжено.

Папа вздохнул и перевел дух. Вся семья молчала.

- Знаете, - сказал папа. – За те века, что существует христианство, гонения на христиан повторялись неоднократно. Еще живы люди, которые застали страшные гонения на христиан в СССР. И только Господь знает, не предстоит ли пережить новую волну гонений нам, вам, или вашим детям. Но те, кто будет христианином в эти часы, должны помнить о мученической кончине святого Поликарпа Смирнского! Это - образец и мужества, и доверия к Господу, образец не только твердости, но и настоящего смирения! А сейчас давайте помолимся этому святому, чтобы он упросил Господа дать нам всем такое мужество и такую мудрость, которые были у него самого! Священномученик Поликарп Смирнский – моли Бога о нас!

 

 

 

Первое воскресение Великого поста. Праздник Торжества Православия.

 

 

 

            В тот день Богдан листал церковный календарь.

              - О, пап! – сказал он отцу. – Какое странное название у праздника – Торжество Православия! Празднуется в первое воскресение Великого поста.

            - А что странного? – не понял папа.

            - Торжество Православия – это Пасха! – сказал убежденного Богдан. - Христос ведь воскрес! А значит – христианство и так восторжествовало над всеми другими религиями!

            - Воскресение Христово действительно доказывает, что именно христианство и есть правильная, истинная религия, - сказал папа. – Но праздник Торжества Православия установлен в честь торжества не над другими религиями, а в честь торжества над ересями! Вот ведь какая штука, сынок – еретики тоже называли себя христианами! Праздник Торжества Православия установлен в честь того, что православие - есть более полное, более правильное, более истинное христианство, чем «христианство» ариан, «христианство» несториан, «христианство» иконоборцев. Понятно, сынок?

- Понятно, - сказал Богдан, но по его тону папа понял, что объяснил сыну не все.

- Сынок, у тебя есть любимая фраза в Библии? – спросил он. – Какое-то любимое предложение?

- Я всю Библию люблю, - сказал Богдан неуверенно.

- Так не бывает, - сказал папа. – Вся Библия очень ценна для нас, но все мы разные, и потому какие-то слова Писания радуют нас, а какие-то оставляют равнодушными. Вот, к примеру, - папа открыл Библию. – Открываем книгу «Паралипоменон». Это – хроники, очень нужные для понимания других мест Писания, но, как любые хроники, не слишком интересные. «В Гаваоне жили: отец гаваонитян, имя жены его Маха, - начал читать папа. – И сын его, первенец Авдон, за ним Цур, Кис, Ваал, Наддав, Гедор…» (1 Пар. 8, 29-30).

- Ладно, я понял! – оборвал папу Богдан. – Конечно, хроники не очень интересны. Я больше всего люблю слова Господа, которыми заканчивается Евангелие от Матфея.

- «И се, Я с вами во все дни до скончания века!» (Мф. 28, 20) - сказал папа по памяти. – Хорошие слова, и они означают, что Господь не бывает неверным нам, не смотря на то, что мы, люди, частенько оказываемся неверны Ему! Господь никогда не бросит нас, Своих учеников, Свою Церковь! Но я больше всего люблю слова из «Первого послания к Тимофею»: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). На мой взгляд, это – самая радостная весть Писания – Тот, Кто Сотворил нас, стал Человеком, стал одним из нас, чтобы мы могли в вечности быть с Ним! И ты знаешь, все ереси, все секты родились, когда люди пытались поставить под сомнение именно это, именно факт того, что Бог действительно Стал Человеком!

- Все? – уточнил Богдан.

Папа улыбнулся.

- Ну, это я, пожалуй, преувеличил, - сказал он. – Были секты, родившиеся на библейской почве, но тайна Боговоплощения им была не очень интересна. Например, веке то ли в 18-м, то ли в 19-м в России появилась секта «прыгунов». Они на своих «богослужениях» прыгали и плясали, а не молились, как молимся мы. На изумленный вопрос, зачем они это делают, «прыгуны» отвечали, что царь Давид плясал перед Ковчегом Завета и Бог не вменил ему это во грех. Насколько мне известно, «прыгуны» трактатов о Боговоплощении Христа не писали – ни правильных, ни еретических.

- А Давид действительно плясал перед Ковчегом Завета? – уточнил Богдан.

- Да, был такой случай (2 Цар. 6, 16), - сказал папа. – И Господь действительно не вменил этого Давиду во грех. Наверное, для «прыгунов» этот факт значил больше, чем для тебя и для меня, но, все-таки, это не основание, чтобы провозглашать новую религию!

- А что было с этими «прыгунами» дальше? – спросил Богдан.

- То, что и с большинством сект – попрыгали немного, да и сгинули. И только книги по истории Церкви хранят память о них, - сказал папа. – Но я, собственно, не о «прыгунах» говорить хотел. Все серьезные, значимые, «большие» ереси, которые потрясали церковную жизнь – все они нападали именно на тайну Боговоплощения, сынок. Для них почему-то было не приемлемо то, что Бог стал Человеком на самом деле! Поэтому некоторые еретики утверждали, что Христос – не Бог, ну, или – не совсем Бог.

- Как это – не совсем Бог? – не понял Богдан.

- Я и сам это не очень понимаю, - сказал папа. – Но так утверждали еретики ариане. Они говорили, что Христос «подобносущен» Отцу – то есть просто похож. Но на Первом и Втором Вселенских Соборах Церковь отвергла такую идею! Апостолы считали Христа Истинным Богом (1 Ин. 5, 20; Рим. 9, 5; Ин. 1, 1; Ин. 10, 30 и многое другое), значит - и мы, их последователи, должны относиться ко Христу как к Истинному Богу, а не просто «похожему»! Потом, сынок, было много других ересей, которые утверждали, что Христос – да, Бог, но не Человек! Или – не совсем Человек!

- Как это – не человек? – не понял Богдан. – А кто тогда? И как это – «не совсем человек»?

- Еретики первого века «докеты» говорили, что Христос не стал Человеком, а просто казался человеком, - ответил папа. -  Само название «докеты» происходит от греческого «докео» - «кажусь». Это было еще во времена апостолов, и апостолы в своих посланиях много писали о том, что Христос – действительно Человек, истинный Человек! Потом докеты сгинули в веках, но новые ереси все появлялись и появлялись. Одни еретики говорили, что у Христа нет человеческого ума (а есть только Божественный ум), другие – что у Него нет человеческой воли (а есть только воля Божественная). Но Церковь отвергала эти попытки умалить человечность во Христе! Собор за Собором утверждали вновь и вновь – Христос Истинный Бог и Истинный Человек, Во всем Бог и во всем Человек. У Него есть все, что и у нас, других людей. Нет во Христе только греха (1 Петр. 2, 22).

- Это долго продолжалось? – спросил Богдан. – Я имею ввиду, эти споры?

- Несколько веков, - сказал папа. – Последней крупной ересью была ересь иконоборцев, которая терзала Церковь в восьмом веке. Но Православие восторжествовало и здесь – отцы Церкви того времени обосновали и доказали – если Бог действительно стал Человеком и действительно имел человеческое Тело, то это Тело можно изображать на иконах! В ветхозаветные времена был запрет на изображения, и он был понятен. Тогда Господь еще не облекся в человеческую плоть, а где нет плоти, там и изображение невозможно! Что не нарисуй – все равно ошибешься! Но в Новозаветные времена все стало по другому. Человеческую плоть Христа видели тысячи людей, и потому ее можно изображать без ошибок!

- Да, конечно, - согласился Богдан.

- Победой над иконоборцами завершилась эпоха Вселенских Соборов, - сказал папа. – Православие доказало свою правоту. После завершения Седьмого Вселенского Собора, 18 февраля 843 года, состоялось особое торжество. Патриарх Константинопольский Мефодий установил праздничное Богослужение – так появился особый чин, который и называют «Чин Торжества Православия». Мы празднуем победу Православия над ересями и расколами, сынок! По сути, мы празднуем то, что правильное, православное, апостольское понимание христианства восторжествовало над ложными пониманиями!

- Пап, а о чем принято молиться в этот день? – спросил Богдан. – Чтобы все люди стали православными?

- Это хорошая молитва, сынок, - сказал папа. – Но не нужно забывать и о том, что и древние еретики были людьми, и они по своему любили Христа, просто они сбились с пути. Нужно молить Господа, чтобы Он не допустил и нам сбиться с пути так же, как сбились те бедняги! Есть еретики и сейчас, сынок! Например – иеговисты, которые напоминают древних ариан. Как видишь – люди и сейчас сбиваются с пути… Нужно молиться о их обращении в Православие, а так же о том, чтобы и нас, слабых и грешных, не постигла похожая беда! Нужно просить Господа даровать нам самим правильное понимание Православия, и правильную жизнь, достойную Церкви Христовой! В общем, сынок, - главное, чтобы Православие восторжествовало в каждом из нас!

 

 

 

 

7 апреля. Благовещение.

12 апреля. Сретение  Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи.

 

 

Однажды Богдан сказал папе:

- Знаешь, сегодня мой одноклассник, Андрей  - я тебе рассказывал о нем - сказал, что мы, православные не правы в том, что почитаем Деву Марию, Пресвятую Богородицу.

- Андрей – это мальчик из семьи баптистов? – уточнил папа.

- Да, - кивнул Богдан. – Он сказал, что мы почитаем Деву Марию какой-то богиней, и что этого Бог не велел, а люди сами выдумали. Я, честно говоря, растерялся.

- Бывает, - сказал папа. – Я сам иногда теряюсь, когда слышу подобную глупость. Конечно, мы не почитаем Деву Марию богиней! Выдумают же такое... Достаточно посмотреть наш Символ Веры. В нем говорится о тайнах Триединства Божества, о Воплощении Господа и Бога Иисуса Христа, но там нет указаний на божественность Девы Марии. Там сказано, что Истинный Бог Иисус Христос воплотился от Девы Марии – то есть через нее Господь получил Свое Человеческое тело. Для тех, кто умеет думать, ясно, что Дева Мария была человеком кристальной чистоты – ведь иначе она просто не вынесла бы столь близкого контакта с Господом...

- Пап, почему? – не понял Богдан.

- О Господе в Писании сказано много, - ответил папа. – Есть и такие слова: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Что именно горит огнем при соприкосновении с Богом, сынок? Грех горит! Потому, что именно наши грехи отделяют нас от Бога. Потому, что именно грех – это то, что в нас не от Господа. А теперь – смотри, сынок. Перед Рождеством Христовым Дева Мария носила в себе растущее Тело Божественного Младенца положенные 9 месяцев. И в Евангелии нет ни слова о том, что она от этого страдала! Это – свидетельство ее огромной, невиданной чистоты! Только очень, очень чистый человек мог быть так близок к Господу, который есть «огнь поядяющий» и не потерпеть от этого никакого вреда. Она – человек огромной, огромной святости, и мы почитаем ее превыше Ангелов - «честнейшей Херувим и славнейшей, без сравнения, Серафим». Но быть выше Ангелов и быть Богом – это все-таки не одно и то же! В Православном христианстве нет, и не было учения о том, что Дева Мария - богиня. Тот, кто это придумал, просто клевещет на нас! Кстати, «Евангелие от Луки» сохранило слова самой Девы Марии, где она называет Бога своим Спасителем (Лк. 1, 47). Это означает, что и ей самой нужно спасение, а спасение – это то, в чем нуждаемся мы, люди, но не Бог. Так что твой друг баптист клевещет на православных. Мы считаем Пресвятую Богородицу не богиней, а человеком. Скорее всего – это самая святая женщина всех времен, но, тем не менее – просто человек.

- Да мне-то это понятно, - сказал Богдан. – Просто Андрею не понятно, почему мы ее так почитаем, если она – просто человек.

Папа усмехнулся.

- Удивительно то, что баптисты, вроде бы каждый день читающие Писание, не замечают простой вещи – почитание Девы Марии было положено Духом Святым – то есть Самим Богом! – сказал он.

- Объясни, папа! – попросил Богдан.

- Как ты знаешь, праздник Благовещения празднуют всегда 7 апреля по григорианскому календарю, - сказал папа. – Мы вспоминаем о том, как Ангел Гавриил явился перед Девой Марией, сказал ей, что она будет Матерью Спасителя, и она на этот подвиг согласилась (Лк. 1, 26-38). А спустя несколько дней, 12 апреля, празднуется сретение (то есть – встреча) Пресвятой Богородицы с матерью Иоанна Крестителя, Елисаветой. Эта встреча тоже описала в «Евангелии от Луки».

Папа взял с полки Библию и открыл ее на нужной странице.

- «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, то взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа. И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 39-43).

Папа отложил Библию.

- Обрати внимание, сынок, - сказал он Богдану. – Елисавета приветствует не просто Господа, она приветствует именно Его Матерь! И делает это не просто от себя, но движимая Духом Святым! И мы, православные христиане, так же движимые Святым Духом, радуемся о Деве Марии, как обрадовался встрече с ней младенец Иоанн Креститель (обрати внимания на слова «взыграл младенец в чреве ее» (Лк. 1, 41)), и мы славим ее, так, как прославила ее праведная Елисавета!

- Согласен! - сказал радостно Богдан. – Я завтра Андрею так и скажу.

- Не жди, что он легко согласится с тобой, - сказал папа. – Люди – существа очень упрямые и способны отрицать даже очевидные вещи. Но попытаться объяснить ему, почему в православии принято почитание Богородицы – ты обязан. Ему, или кому-то другому – ты всегда должен быть готов спокойно, терпеливо объяснить, во что мы верим, на что надеемся, чего ждем. Почитание святых, и Девы Марии как величайшей из них - неотъемлемая часть православного христианства. В конечном счете, во время той же встречи с Елисаветой, Пресвятая Богородица сама произнесла такие слова: «Величит душа Моя Господа, И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 46-48). И мы исполняем это слово Писания, ублажаем Пресвятую Богородицу – воздаем ей достойную, заслуженную честь. Более того – Сам Господь и Бог Иисус Христос глубоко чтил Свою Матерь.

- Да, я помню – первое свое чудо в Кане Галилейской Он сделал по Ее просьбе! – сказал  Богдан.

- Правильно! – кивнул папа. – По просьбе Девы Марии Господь превратил воду в вино на свадьбе, и так начал Свои чудеса (Ин. 2, 1-10). А до этого – во время Своего детства и отрочества, Иисус пребывал в повиновении у Своей Матери (Лк. 2, 51). И даже на кресте Господь заботился о Ней! «Иисус, увидев Матерь, и ученика, тут стоящего... говорит Матери Своей: Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26-27). Как видишь – Господь страдал на кресте, но не забыл поручить апостолу Иоанну заботу о Пресвятой Богородице! 

- Да, теперь я понял! – сказал Богдан.

- Давай сейчас помолимся, - предложил папа. – Давай помолимся Пресвятой Богородице, Иоанну Крестителю и праведной Елисавете, чтобы они упросили Господа даровать нам такую же веру, и такое же смирение, какие были у них!

- Давай! – согласился Богдан.

 

 

 

 

Пасха Господня. Воскресение Господа и Бога Иисуса Христа.

         

 

Однажды Тоня спросила у папы:

- Пап, а ты ведь родился в неверующей семье? Ведь твои родители – наши бабушка и дедушка до сих пор не верят в Бога?

- Да, Тоня, - ответил папа.

- А как же ты стал верующим?

- Бог привел меня к вере, - сказал папа.

- А как это происходило? – спросила Тоня.

- Как в Писании, - ответил папа. – Ты, быть может, помнишь – в Первом послании апостола Павла к Коринфенам есть такие слова: «Павел насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог?» (1 Кор. 3, 6). Это – как растить дерево. Его нужно посадить, потом поливать. Но если Бог не захочет, чтобы это дерево росло, то любой человеческий труд будет напрасным!

Папа немного помолчал, вспоминая.

- Так вот, доченька, - продолжил он, - с моей верой было где-то так же, как с этим деревом. До 25 лет я был далек от Бога, как от луны. Но когда мне исполнилось 25, по воле Божьей, мне попалась в руки книга одного современного православного богослова. Она называлась «Если Бог есть любовь». В ней говорилось о многом, но особенно меня тронула глава, рассказывающая о крестных страданиях Господа и Бога Иисуса Христа. Я читал, и что-то происходило во мне. Как будто вся Вселенная стала маленькой и уместилась у меня в голове – мне вдруг на какое-то время все-все стало понятным! Мне кажется, что в тот миг я понимал даже то, чего не понимаю сейчас!

- Да? – удивилась Тоня.

- По крайней мере, мне так кажется, - сказал папа. – Но главное - я понял, и даже больше чем понял – я каждой своей клеточкой прочувствовал - то, о чем говорится в этой книге – правда! Правда то, что Бог, сотворивший все, стал Человеком и умер на кресте, и все это для того, чтобы я, лично я мог наследовать жизнь вечную! Это было так велико, так поразительно! Я ведь и мечтать не мог о том, что Бог, Всемогущий Вечный Бог может любить меня так сильно – даже до Своей крестной смерти!.. Это было так удивительно – Бог коснулся моей души... Такие переживания больше не повторялись, но главное изменение во мне они уже произвели - в тот момент я полюбил Бога, Бога, который ради меня умер... Так в моем сердце была насажена вера.

- А потом? – спросила Тоня.

- А потом я попал  к хорошему духовнику – к священнику, который научил меня быть христианином. Он дал мне первые уроки молитвы, рассказал об исповеди, Причастии, в общем – помог мне войти в жизнь Церкви. Это – тот человек, который, по словам апостола Павла, поливал. Священника этого звали Тарасий Марченко, а человека, книга которого насадила в моем сердце семена православной веры – дьякон Андрей Кураев. А взрастил Бог, и никто иной! Это Он позвал меня к Себе, и это Он вел меня именно так, а не иначе. Бог ведь знает, как привести к Себе человека, и Он владеет ключами от всех сердец. Видимо, мое сердце могло быть открыто именно так. А сердца других людей открываются другими ключами, и потому их путь к Богу не похож на мой. Моя роль в моем воцерковлении скромна – я просто откликнулся на зов Бога, и позволил Ему войти в мое сердце.

- Как интересно! – протянула Тоня.

- Я всегда очень жду наступления Страстной Недели – ведь это память о том, что Господь претерпел ради меня, - сказал папа. - «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) – сказал Господь. И Он сделал по Своему слову – Сам положил Свою жизнь за всех нас – и за тебя, и за меня... За всех. Это – самая большая любовь, большей любви Бога к людям просто и представить нельзя! 

Папа помолчал.

Молчала и Тоня.

- А потом будет Пасха, - продолжил папа. – Святитель Григорий Богослов называл Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». И это – правильно, конечно! Пасха – это празднование самой большой победы в истории этого мира – победы Господа над смертью. Христос любит нас, и потому ради нас пошел на смерть. Но Христос сильнее смерти, и потому воскрес – победил ее. И теперь каждый желающий может воскреснуть вместе с Ним. Мы не способны воскреснуть сами по себе, доченька – ведь мы просто люди, но мы можем воскреснуть Его воскресением! Для этого мы в Его Церкви соединяемся с Ним! Меня это всегда поражало – мы так малы, а Бог так велик, но все-таки Он так нас любит! Ради такой любви Господней и ради такой участи нас, простых людей, стоит жить!

- Стоит! - сказала Тоня тоном взрослой и кивнула.

Папа улыбнулся.

- Мне приходилось читать слово на Пасху святителя Григория Богослова. Он там говорит много замечательных слов. Есть среди них и такие: «Принесем в жертву Богу самих себя, лучше же – будем ежедневно приносить и всякое свое движение. В страданиях будем подражать Страданию Христа, охотно взойдем на крест. Ибо страдать со Христом и за Христа вожделеннее, недели наслаждаться с другими».  Мы живем в сравнительно спокойное время – сейчас гонений на христиан здесь нет. Но это не значит, что нас не ждет крест. Если мы хотим, чтобы Воскресение Господне принесло и нам воскресение, мы не должны отказываться от нашего личного креста! Этот крест – заповеди. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15) – говорил Господь. А мы ведь любим Его, верно?

- Любим, - согласилась Тоня.

- Жить по заповедям не всегда легко, - сказал папа. – Иногда, к примеру, солгать просто, а сказать правду – трудно... Иногда ненавидеть ближнего просто, а любить его – трудно... Но все эти трудности – не больше крестной муки, которую перенес ради нас Господь. Сказать по правде – наши трудности почти ничто, в сравнении с теми муками Господа, о которых мы вспоминаем на Страстной неделе! И потому – в пасхальную ночь важно, очень важно пойти в Храм молиться. Очень важно кричать радостно со всеми «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Но главное, чем мы можем почтить Пасху Господнюю – это тем, что станем настоящими христианами, изменимся, и станем лучше, чище, чем были. И этим мы доставим настоящую радость Господу, Который так много сделал для нас! 

 

 

Второй разговор о празднике Воскресения Господнего.

 

 

Тем же вечером папа читал для всей семьи отрывок из Евангелия.

- «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить тебе Пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками моими (Мтф. 26, 17-18)»...

- Подожди! – перебила папу Тоня. – Ведь Пасха – это праздник воскресения Иисуса Христа. Как же Он говорит о Пасхе, если Он еще не был распят и не воскресал?

- Имеется в виду ветхозаветная Пасха, которую отмечали в то время, - сказал Богдан.

- Наверное, да, - сказал папа. – В ветхозаветные времена евреи праздновали Пасху в память о том, как Бог провел их через море и избавил от египетского рабства. Это великое событие Ветхого Завета было прообразом еще более великого события – Воскресения Христова, когда Христос избавил людей из рабства смерти. И не случайно воскресение Христово совпало по времени с ветхозаветной Пасхой.

- Из рабства смерти... – пробормотала Таня задумчиво.

Видно было, что она не понимает. Для нее, маленькой, Пасха – это был, в основном, праздник крашеных яиц, освящения куличей и крестного хода в полночь с зажженными свечами...

Но папа считал, что Таня уже достаточно большая, для того, чтобы понимать суть праздника Пасхи.

- Видишь ли, - сказал папа, - когда Бог сотворил первого человека, Он вложил в него способность не умирать. Если бы Адам не ел запретного плода, то жил бы до сих пор! Надо понимать, что бессмертием обладает только Бог, и значит, Адам был каким-то неизвестным для нас образом связан с Богом и потому мог жить и жить... Но Адам совершил грех и этим грехом  разорвал эту связь...

- И стал смертным, - сказал Богдан.

- Да, - кивнул папа. – И мы унаследовали от него эту смертность, как наследуют какое-нибудь уродство...

- Пап, а Адам не мог, - Таня замялась, - ну... сделать так, чтобы этого, ну... разрыва с Богом больше не было?

- Не мог, - ответил папа. – Уж слишком сильно изменил его грех! Но – то, что невозможно человеку возможно Богу! Бог мог восстановить эту связь! Кстати, само слово «религия» именно это и означает: «восстановление разорванной связи». Бог восстановил эту связь огромным, непостижимым для нас в полной мере чудом – Сам стал Человеком! Иисус Христос - во всем Бог и во всем Человек! Божественная и человеческая природа соединены в Нем - причем так, что эту связь уже нельзя разорвать!

- Да, - сказал Богдан. – Ты читал нам в понедельник одно из посланий апостола Павла. Там об этом говориться: «Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).

- Да, - кивнул папа. – Но для спасения людей Богу мало было просто родиться от девы Марии - стать Человеком. Ему еще предстояло прожить человеческую жизнь – для того, чтобы объяснить и показать – как именно нам нужно жить, чтобы действительно быть Его друзьями (Ин. 15, 15). Но и это еще не все – Ему предстояло уничтожить то последнее, что разделяло человека и Бога – смерть.

- Как это грустно – умирать, - сказала Таня. – Неужели Христу нельзя было как-то обойтись без этого?

Папа пожал плечами.

- Бог не стал бы делать того, что не нужно или лишнее, - ответил он. - Видишь ли, доченька, в ветхозаветные времена все люди – и хорошие, и не очень – умирая, попадали в царство смерти – в ад, в преисподнюю. Ты помнишь историю Иосифа, сына Иакова? Помнишь, как братья продали его в рабство, а отцу сказали, что Иосифа растерзал хищный зверь? Не много найдется в истории человечества таких хороших людей, как Иосиф, но Иаков, узнав о смерти сына, даже не предполагает, что тот попал в рай или в какое-то другое хорошее место. «Иаков не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37, 35). Именно туда, в царство смерти, нужно было войти Христу, чтобы уничтожить его и чтобы спасти и тех людей, которые умерли до Воплощения Господа. Это царство смерти апостол Петр называет «темницей духов», и говорит о том, что Христос сошел в эту «темницу духов» и там проповедовал тем, кто находился в этой темнице (1 Петр. 3, 19-20)

Папа посмотрел на детей – те молчали, внимательно слушали.

- Что такое смерть? Это небытие, пустота. Трудно представить себе это небытие! Трудно представить, каким было существование тех душ, которые в этой темнице, в этом небытии находились. Мне представляется какое-то царство теней, в котором последняя искорка того духа, который Господь вдохнул в Адама (Быт. 2, 7), и который отличает нас от животных - все затухает, затухает, но никак не потухнет окончательно. Наверное, все-таки не может быть полностью уничтожено то, что роднит нас с Самим Вечным Богом! В итоге получается такое себе умирание, растянутое в вечности... Но такой образ этой «темницы духов» - это, конечно, только мое предположение. Главное, вы поймите вот что – пустоту, небытие нельзя просто так взять и прогнать! Пустоту нужно наполнить – вот тогда она перестанет быть пустотой! Небытие нужно наполнить и тогда оно станет бытием! И вот - Человек Иисус Христос умирает на кресте и входит в преисподнюю, как и все люди. Но Он не только Человек – Он еще и Бог, и Его Божественная полнота заполняет смерть. И все – пустоты больше нет! Христос воскресает! Величайшее событие, огромная радость – теперь мы можем больше не бояться смерти, поскольку Христос нашел путь выхода из смерти, точнее говоря – создал этот выход! Это означает, что если человек последует за ним, «вцепится в его одежды», то Христос протащит его через коридоры смерти, и смерть окажется просто дверью. Именно поэтому все настоящие христиане не перестают говорить о том, что смерть и воскресение Иисуса Христа есть важнейшее событие в их жизни.

- И именно поэтому Пасха – самый великий праздник на Земле? – спросила Таня.

- Да, - сказал папа. – Мы спасены Христовым воскресением, спасены для вечности, причем для прекрасной вечности – вечности с Богом. Мне наша жизнь представляется так – будто наш мир это огромный вокзал и Христос поставил на самый первый путь поезд в вечность. В этот поезд вместятся все желающие – нужно только купить билет и сесть в него.

- Билет?! – переспросила Таня.

Папа улыбнулся.

- Этот билет – наше сердце. Бог отдал нам Всего Себя, ничего ради нас не пожалел. Если мы любим Его, то и мы ради Него ничего не пожалеем – только такой и бывает любовь. Отдадим Ему себя, и так «прилепимся» к Нему. И если проживем жизнь, как подобает Его ученикам, то и вечность наследуем – воскреснем Его воскресением!

- А теперь – давайте помолимся! – сказала Таня. – Пап, а мы можем пропеть какие-нибудь пасхальные молитвы, хоть сейчас и не Пасха?

- Конечно, можем, - ответил папа. – Ведь Христос уже воскрес! По большому счету, с тех далеких пор Пасха – всегда!    

 

 

Третий разговор о празднике Воскресения Христова.   

 

 

 

            - Пап, а почему случаются революции? – спросил как-то Богдан папу. – Чего хотят люди, которые бросают в других бомбы, жгут дома, свергают правительства?

              - Они хотят светлого будущего, сынок, – ответил папа.

– Это – какого именно? – уточнил Богдан.

            - Разного, - ответил папа. – Почитай в учебниках истории. В общем, нет плохого в том, что люди мечтают построить свою жизнь хорошо и справедливо. Плохо другое – ради своей мечты они совершают такие поступки, которые могут лишить их настоящего светлого будущего.

            Богдан помолчал, обдумывая слова папы.

            - Пап, ты не мог бы объяснить? – сказал он через минуту. – Какое это «настоящее светлое будущее»?

            - Настоящее светлое будущее открыл нам Господь и Бог Иисус Христос, - ответил папа. – Иначе ведь и быть не могло – ведь именно Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). А раз Господь есть Истина, значит - на Него мы должны смотреть, когда хотим понять, что хорошо и что плохо, и к чему ведет нас Господь, сотворивший мир. Мы смотрим на Него и видим – Воскресение Христово и есть наше светлое будущее!

            - Объясни, пап! – попросил Богдан.

            - Хорошо, сынок, - сказал папа и присел на диван. – Самым главным вопросом мудрецов всего мира является вопрос – что такое человек? Кто мы, люди? Для чего мы предназначены? К чему мы должны стремиться в жизни? Этот вопрос мучил многих, и, надо сказать, разные люди давали очень разные ответы на этот вопрос. Атеисты, которые считают, что Бога нет, говорят, что до рождения человека - просто не существует, и после смерти – его тоже не существует. То есть жизнь человеческая – просто суетливый бег между двумя безднами, и человек – не больше чем «покойник в отпуске». Не очень веселое представление о мире и о человеке, правда? 

            - Правда, - кивнул Богдан.

            - Царь и пророк Давид жил три тысячелетия назад, - сказал папа. – И уже тогда он назвал атеизм безумием. «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс. 13, 1-2). Кстати, это не удивительно, что такие люди совершают гнусные дела – ведь если нет вечности, нет воздаяния за прожитую жизнь, то можно творить всякие гнусности. Ведь и праведника и грешника ждет одна и та же участь – аннигиляция, превращение в ничто! Так думали атеисты. А вот буддисты считали и считают, что у человека нет даже этого короткого бега между двумя безднами, просто потому, что никакого человека просто нет!

            - Как – нет? – не понял Богдан.

            - А так – нет и все, - ответил папа. – С точки зрения буддиста, весь мир нам просто кажется. Я тебе кажусь, ты мне кажешься, и мы сами себе кажемся. Буддисты считают, что есть только дхармы – такие частицы бытия, вроде атомов. То, что кажется человеком, поживет, посуетится, да и распадется на дхармы. Вот и все светлое будущее!

            - Б-р-р! – поежился Богдан. – Я так не хочу!

            - Я и сам так не хочу, - ответил папа. – Я еще много мог бы рассказывать о том, что люди думали о себе и о мире, но ясно одно – мы не способны сами понять, кто мы и зачем живем. Только Бог, Сотворивший нас, мог бы объяснить нам правду о нас самих. И Он сделал это, сынок!

            - Когда воплотился и жил в мире как обычный Человек? – уточнил Богдан.

            - Да, - ответил папа. – Бог стал Человеком. Что это значит для нас? Во-первых то, что мы кое-что значим для Бога! Мы не просто какие-то слишком умные зверушки, переразвитые обезьяны – нет! С точки зрения Господа мы стоим того, чтобы Он обратил на нас Свое внимание! Во-вторых – человек, оказывается, великое существо! Во Христе сочетались и природа Божественная и человеческая природа. И смотри, сынок – человеческая природа не была уничтожена таким Великим Сочетанием! Идем дальше. Бог стал Человеком для того, чтобы нас спасти. Это значит, что мы попали в беду. От чего спасает нас Христос? От греха и смерти! Заметь – Он не спасает нас от какой-то социальной несправедливости, не дает ни одного политического совета. Это значит, что политика – по большому счету чепуха и ничего важного не решает. Только грех и есть единственное настоящее зло, только с ним и стоит по-настоящему бороться! И как бы мы, люди, не обустраивали свою жизнь, если есть рабство греху и смерти, то все – тщетно! Идем дальше. Как именно Христос спасает нас?

            - Крестной смертью, - ответил Богдан.

            - Правильно, сынок! – кивнул папа. – Это значит, что мы не просто «кое-что значим» для Бога, но и любимы Им! Настолько любимы, что Он готов страдать, готов умереть, лишь бы мы были спасены! А что происходит потом?

            - А потом Господь воскресает, - ответил Богдан.

            - Правильно! – воскликнул папа. – Христос побеждает смерть и воскресает! А значит, должны воскреснуть и мы, если пойдем за Ним, ведь Он есть Путь (Ин. 14, 6)! Вот это и есть настоящее светлое будущее, сынок! Наше светлое будущее не в каких-то преобразованиях нашей земной жизни! Наше будущее – разделить победу Господа над смертью, воскреснуть преображенными, как и Он, и наследовать Небесный Иерусалим, в котором Бог будет жить вместе с людьми! Именно Пасха, Светлое Христово Воскресение и есть праздник нашего будущего. Господь показывает это будущее нам. Другое дело, что это светлое будущее еще нужно заслужить, очищая себя, ведь в Царство Божье не войдет ничего нечистого (Откр. 21, 27). И мне горько видеть, как некоторые люди ради мелких улучшений нашей земной жизни, совершают тяжкие грехи. Земную жизнь они, может быть, чуток улучшат, но Небесный Град Иерусалим потеряют, а это – огромная, страшная потеря.

            - Да, конечно, - согласился Богдан.

            - «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26) - говорит Господь, - сказал папа. – Никогда не забывай этих слов, сынок! Мало ли, чем тебе предстоит в жизни заниматься, какие на твою долю выпадут трудности и искушения. Но, как бы не сложилась твоя жизнь, никогда не забывай о Воскресении Христовом! Если ты проживешь жизнь настоящим христианином, победа Господа над смертью станет и твоей победой, если ты наследуешь жизнь вечную – значит, ты прожил правильно. Наш Символ Веры заканчивается словами «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». В этом – наша главная цель и наша главная надежда! И когда мы говорим: «Христос воскресе!» мы радуемся не только о Нем! Мы радуемся и о себе! Христос воскресе, сынок!

            - Воистину воскресе! – ответил Богдан.

 

 

 

 

40 дней после Пасхи. Вознесение Господнее.

 

 

В тот День Богдан сказал папе.

- Пап, а можно я поеду работать в Германию? Когда школу окончу?

Папа удивленно поднял брови, и посмотрел на сына.

- Зачем?

- Ну, это… У Витьки брат работает в Германии, - начал сбивчиво пояснять Богдан. – Устанавливает солнечные батареи. Денег много зарабатывает. Зовет Витьку к себе. А Витька зовет меня.

- Деньги зарабатывать? – уточнил папа.

- Да.

- Теперь понятно, - сказал папа.

Некоторое время оба молчали.

- Пап, так можно, или нет? – расстроено спросил Богдан – он видел, что отец не одобряет его.

- Знаешь, сынок, - начал папа. – После школы ты будешь совсем взрослый, и можешь, конечно, ехать куда хочешь, но я не думаю, что это правильно. Вот если бы ты в Африку попросился, тамошнюю бедноту от туберкулеза спасать, я, если честно, гораздо больше обрадовался бы!

- Почему?

- Потому, что ты стремишься не к тому, к чему надо. Ну, то есть работать и зарабатывать средства на жизнь для себя и своей семьи – это мужская обязанность, но… - папа замялся, подыскивая слова. - В общем, многие люди в погоне за длинным рублем Христа проглядели! То есть они понимали, что нужно, нужно к Господу идти, но все откладывали. Все думали – вот заработаю побольше, вот домик дострою, вот еще то и это куплю, а там и в Храм можно… Но жизнь прошла, смерть незаметно подкралась, а они так до Храма и не дошли!

- Ты боишься, что я буду работать, работать и постепенно отойду от Церкви? – догадался Богдан.

- Если честно – то да, - сказал папа. – В жизни так просто перепутать главное и второстепенное! Спасение души – это наше главное дело! Мы ведь каждую неделю читаем 115 псалом, когда готовимся к Причастию. «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения приму» (Пс. 115, 3-4) – процитировал папа по церковнославянски. - То есть Господь сделал для нас так много, так много, а мы, мы-то что можем для Него сделать? В самом деле - что мы можем сделать для Того, Кто не нуждается ни в чем?! А можем мы проявить благодарность и не отвергать Его даров! Мы можем принять предложенное Им Спасение, и сделать для этого спасения все, что зависит именно от нас! То есть повторюсь, сынок спасение - есть наше главное дело. Заработок, добывание пищи для тела – дело нужное, но вторичное, приделок, так сказать. 

Папа немного помолчал, а потом спросил:

- Вот скажи, сынок – каждый год, на сороковой день после Пасхи мы какой праздник празднуем?

Богдан поморщился, что-то прикидывая в уме.

- Вознесение? – предположил он.

- Да, Вознесение Христово, - сказал папа значительно. – Как описано в первой главе книги «Деяний Святых Апостолов», после Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос сорок дней являлся своими учениками и говорил с ними о Царствии Божием, а потом у них на глазах вознесся на небо (Деян. 1, 3-9). Да, сынок – вознесся в славе на небо, откуда раньше снизошел (Ин. 3, 13), чтобы родиться во плоти от Девы Марии. Вот туда, на небо мы должны стремиться! «Где Я, там и слуга Мой будет» - говорит Христос (Ин. 12, 26).  А где Он? На небе, одесную Отца (Деян. 7, 56). Туда и нам дорога. Опять-таки – об этом же говорит и апостол Павел: «Мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1). То есть – нам туда, там «Бог ототрет каждую слезу,... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5


20 июля 2015

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Богдан и его семья. Беседы о православных праздниках.»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер