ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Олесь Григ - приглашает вас на свою авторскую страницу Олесь Григ: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
стрекалов александр сергеевич - приглашает вас на свою авторскую страницу стрекалов александр сергеевич: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Сергей Беспалов - приглашает вас на свою авторскую страницу Сергей Беспалов: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Дмитрий Выркин - приглашает вас на свою авторскую страницу Дмитрий Выркин: «Вы любите читать прозу и стихи? Вы любите детективы, драмы, юнорески, рассказы для детей, исторические произведения?»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

станислав далецкий - меценат станислав далецкий: «Я жертвую 30!»
Михаил Кедровский - меценат Михаил Кедровский: «Я жертвую 50!»
Амастори - меценат Амастори: «Я жертвую 120!»
Вова Рельефный - меценат Вова Рельефный: «Я жертвую 50!»
Михаил Кедровский - меценат Михаил Кедровский: «Я жертвую 20!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2018 год

Автор иконка Galaolga
Стоит почитать Волшебное яйцо (сказка)

Автор иконка Наталья Кравцова
Стоит почитать "Цыганочки"

Автор иконка Наталья Кравцова
Стоит почитать Первый бал

Автор иконка Sall Славикоf
Стоит почитать КАК СЕМЁН ВЕТЕР ОТМЕНИЛ

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Предновогодние хлопоты

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2018 год

Автор иконка мирослава троицкая
Стоит почитать Горчичное поле

Автор иконка Sall Славикоf
Стоит почитать ЖЕНЩИНА ГЛАЗАМИ МУЖЧИНЫ

Автор иконка мирослава троицкая
Стоит почитать Полнолуние

Автор иконка Сутулов Эдуард
Стоит почитать НАШ САРАТОВ

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Но всё же слышно: «Помоги...»

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееСтихи к 8 марта для женщин - Поздравляем с праздником!
ПоследнееУхудшаем функционал сайта
ПоследнееРазвитие сайта в новом году
ПоследнееКручу верчу, обмануть хочу
ПоследнееСтихи про трагедию в Кемерово
ПоследнееСоскучились? :)
ПоследнееИтоги конкурса фантастического рассказа

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Федор: "Неплохо. Интересно, но обычно как-то. Почему так пьют? Почему не хотя..." к произведению Опьяненные

Эльдар ШарбатовЭльдар Шарбатов: "Нельзя не заметить, что обитателям мира, в который он попал, тоже свой..." к рецензии на Будто и не было меня никогда...

Эльдар ШарбатовЭльдар Шарбатов: "Очень точно передано душевное состояние героя: притуплённое восприятие..." к рецензии на Будто и не было меня никогда...

Эльдар ШарбатовЭльдар Шарбатов: "Удачное психологичное произведение, как это, заставляет читателя задум..." к произведению Будто и не было меня никогда...

Андрей333Андрей333: "Я коллекционирую читателей. И вы один из них. Спасибо " к рецензии на Не тот выбор

Эльдар ШарбатовЭльдар Шарбатов: "Прозорливый шейх - в будущем коллекционеров авто станет немерено, когд..." к произведению Не тот выбор

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

НаталиНатали: "Спасибо за советы, просто классные." к стихотворению Советы

НаталиНатали: "Хорошие стихи, понравились, желаю удачи." к стихотворению Звезда в вышине

НаталиНатали: "Интересная песня и интересные мысли." к стихотворению Вечер над городом

НаталиНатали: "Стихи понравились действительно время быстро бежит..." к стихотворению Спятившее время

НаталиНатали: "Мне понравилось, удачи ВАм!" к стихотворению РУБАИ

НаталиНатали: "Мне понравилось, удачи ВАм!" к стихотворению РУБАИ

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Мы по новому мир назовём
Просмотры:  837       Лайки:  14
Автор Dimitrios

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".

Поиск автора:   Расширенный поиск


Богдан и его семья. Беседы о православных праздниках.


Эдуард Качан Эдуард Качан Жанр прозы:

20 июля 2015 Жанр прозы Публицистика
2076 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Православный праздник – что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно – освящение фруктов или меда – дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать – вглядеться и понять.

Богдан и его семья. Беседы о православных праздниках.

 

 

 

Введение.

 

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.

А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.

Конечно, в семье чтят православные праздники – и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых… И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее…

Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед – и такое бывает.

Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.

 

 

 

2 сентября. Пророка Самуила.

 

 

Однажды Богдан спросил папу.

- Пап, а церковный новый год действительно начинается в сентябре?

- Да, сынок, - сказал папа.

- А почему не в январе?

Папа пожал плечами.

- Я точно не знаю, - сказал он. – Но мне приходилось читать, что так христиане празднуют прекращение многовековых гонений на христианство в Римской Империи. Именно 1 сентября 312 года римский император Константин Великий одержал важную для себя и государства победу. Константин считал, что эта победа одержана им с помощью Иисуса Христа, и поэтому дал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Спустя 13 лет, на Первом Вселенском Соборе, было решено считать именно 1 сентября началом нового года – как память того, что над головами верующих больше нет занесенного топора палача. Но лично мне кажется, что начинать новый год осенью правильно и с Библейской точки зрения. Дело в том, что в Писании много ссылок на лунный календарь, который очень распространен на Востоке. А день по лунному календарю начинается вечером. Как сказано в первых же строчках Писания: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). А какое время года можно было бы назвать «вечером года»? Конечно же - осень!

- Пап, то есть сегодня – новый год? – воскликнул Богдан. – Сегодня ведь первое сентября!

- Сынок, сегодня второе, - поправил сына папа. – Причем, по светскому, григорианскому календарю. А Русская православная Церковь пользуется более древним календарем, юлианским, который ввел Юлий Цезарь за 45 лет до рождения Иисуса Христа. Это более справедливо, сынок, ведь император Константин провозгласил свободу христианской проповеди 1 сентября 312 года именно по календарю юлианскому! Григорианский же календарь был введен намного позже – в 1582 году, и ввел его папа римский Григорий 13-й. Эти два календаря отстоят друг от друга на две недели. То есть по светскому календарю начало нового круга православного Богослужения приходится на 14 сентября. 

- Да… - разочарованно протянул Богдан.

Ему было обидно, что до церковного Новолетия еще целых 12 дней.

- Но ведь сегодня есть какой-то церковный праздник, папа?

- Конечно, - сказал папа. – «Праздник» - это день, свободный от повседневной суеты, и в православии есть праздники на каждый день. Конечно, полностью отрешиться от повседневных забот получается только во время самых больших праздников – Пасхи, Рождества Христова, или, скажем, Крещения Господнего. Но и каждый обычный день мы стараемся хотя бы чуть-чуть освободиться от суеты, хоть немного времени посвятить тому, что вводит нас в вечность! В это время мы молимся, читаем Писание и другую душеполезную литературу. А еще вспоминаем те или иные события Священной Истории – или ветхозаветной поры, или времени Вочеловечения Господа, или более поздних веков, вплоть до нашего времени. Мы стараемся не забывать, как люди всех эпох искали Господа, и как Господь выходил навстречу этим людям.

- А сегодня какой праздник? – спросил Богдан.

- Надо посмотреть в календаре, - сказал папа.

Он взял с полки толстый церковный календарь, полистал его.

- Сегодня Церковь чтит память пророка Самуила, - сказал папа.  

Богдан помолчал – имя Самуила он, конечно, слышал, но не мог вспомнить, что именно сделал этот человек.

- Это тот человек, которого предала и подстригла жена? – сказал, наконец, он.

- Нет, - ответил папа. – Того человека звали Самсон, и жил он немного раньше Самуила (Суд. Гл. 13-16). Но о Самсоне поговорим в другой раз. А пророк Самуил был последним из великих Судей народа Израильского. Именно его Предание считает автором одной из книг Ветхого Завета – книги Судей.

- А-а! – протянул Богдан.

О «Книге Судей» он, разумеется, знал и даже когда-то пробовал ее читать.

 - Имя этого человека означает «услышанный Господом», но вообще-то все началось с того, что Господь услышал молитвы его матери (1 Цар. Гл. 1), - сказал папа. - Маму будущего пророка звали Анной, и у нее долгое время не было детей. В те времена бездетность считалось большой бедой, и люди подолгу умоляли Господа, чтобы Он дал им дитя. Так и Анна молила Господа о даровании ей сына, говоря, что если сын родится, она отдаст его Господу на все дни жизни его. Поскольку Анна была из колена Левина, то эта клятва означала, что вся жизнь ее сына будет связанна с храмовым служением, ведь именно из этого колена происходили и священники, и их помощники – левиты. Женщина молила Господа долго, неотступно, и наконец, Господь исполнил ее просьбу. У Анны родился мальчик, и с раннего возраста он был отдан в дом Господень (в то время это был переносной Храм – Скиния), и помогал там священнику. Священника этого звали Илий.

- А мама не скучала по нем? – спросил Богдан.

- Скучала, наверное, - ответил папа. – Но, во-первых, она сама обещала Господу так поступить, а свои обещания нужно выполнять! Во-вторых, она имела возможность видеться с сыном, когда приезжала к дому Господнему во время какого-нибудь праздника. В те времена, как и сейчас, было вполне нормальным посещать Храм всей семьей (1 Цар. 1, 21). А в-третьих, Господь дал Анне еще детей. Потом у нее родились еще три сына и две дочери, и это, конечно, помогало ей проще переживать разлуку с Самуилом. А Самуил помогал Илию, помогал ему со всем усердием – он был очень старательным и честным мальчиком. Такой помощник был утешением для Илия. Дело в том, что у Илия были сыновья, но он не смог их правильно воспитать (1 Цар. Гл. 2). Сыновья Илия выполняли священнические обязанности плохо, они смущали народ – ведь для простых людей священник должен быть примером благоговейного отношения к любой святыне, а эти нерадивые люди примером быть не могли. За это Господь гневался на Илия – ведь родители отвечают за то, как они воспитали своих детей! В итоге, Илию было сообщено, что его сыновья умрут в один день, а Господь изберет Себе священника верного (1 Цар. 2, 35), и этот священник верный не будет из потомков Илия.

- Этим верным священником стал Самуил? – догадался Богдан.

- Да, сынок, - ответил папа. – Он был еще отроком, когда Господь открыл Себя ему и говорил с ним в первый раз (1 Цар, гл. 3). Тогда Господь подтвердил, что Илий и его потомки будут наказаны за то, что не смогли нести священнический долг как нужно. А потом было вот что, - папа открыл Библию и прочел: - «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним… И был Самуил судьей Израиля во все дни жизни своей; из года в год обходил он города и судил Израиля» (1 Цар. 3, 19-20; 1 Цар. 7, 15).

Папа отложил Библию.

- Интересно то, что и Самуилу не удалось достойно воспитать своих сыновей, - сказал он. - Состарившись, Самуил поставил их судьями над народом, но сыновья не были такими благочестивыми и старательными, как он. Они брали подарки (сейчас бы сказали – были взяточниками) и судили народ несправедливо (1 Цар, 8, 1-3). Равнодушие к деньгам и справедливый суд – это всегда так трудно для потомков Адама! Видишь, как бывает – Самуил был великим пророком, очень честным человеком, но, как и Илий, в деле воспитания собственных детей он потерпел поражение.

- И Господь наказал Самуила так же, как и Илия? – уточнил Богдан.

- Нет, - ответил папа. – Писание не говорит нам, почему Самуил не был наказан за нерадивость своих сыновей. Быть может, он старался их воспитать праведниками, и старался больше, чем Илий? Не знаю, сынок, не могу тебе сказать точно. Но в это время случилось так, что эпоха Судий подошла к концу. Потомки Авраама, Исаака и Иакова устали от предоставленной Господом свободы, и захотели иметь над собою царя, как и прочие народы.

- Что же в этом плохого? – не понял Богдан.

- Именно Господь являлся Царем избранного Им Самим народа! - сказал папа веско. – Этим полно Писание. Например, об этом много говорится в псалмах. «Господь – царь навеки, навсегда». Это – из девятого псалма. Или вот: «Так говорит Господь, Царь Израиля». Это – из пророка Исайи, глава 44. По сути – ну кто может быть таким же хорошим царем, как Сам Господь?! Никто. И просить обычного земного царя – это было предательство. Об этом Господь прямо сказал Самуилу: «Они отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8, 7). Через Самуила Господь предупреждал народ, что царское правление не будет сладким (ведь царь – обычный, грешный человек и ему трудно удержаться от того, чтобы не быть слишком жадным, слишком требовательным или слишком жестоким), что они будут восставать на царя, которого избрали (1 Цар. 8, 18), но люди не послушались этого предупреждения. Тогда Господь, уважающий человеческую свободу, уступил требованиям людей. Первым человеком, которого Самуил, по указанию Господа, помазал на царство, был Саул. Этот первый царь Израиля оказался одним из самых трагичных правителей – он не всегда выполнял веления Господа, в итоге был отвержен Господом и погиб в битве вместе со своими сыновьями. Именно смертью Саула оканчивается «Первая книга Царств». И еще до смерти Саула пророк Самуил, по велению Бога, тайно помазал на царство одного из самых известных людей ветхозаветной истории – Давида. Но до воцарения Давида Самуил не дожил. Он умер стариком, и народ Израилев плакал о нем. Плакал не зря, ведь по свидетельству этих людей Самуил судил их честно, «не обижал, не притеснял, и ничего ни у кого не взял» (1 Цар. 12, 4). И Православная Церковь не забыла этого великого пророка, честного, усердного в служении Господу человека. Его память празднуется сегодня, 2 сентября. А еще мы должны…

Тут папа прервался.

- А как ты думаешь, сынок – зачем мы вспоминаем святых? – вдруг спросил он.

Богдан неуверенно пожал плечами.

- Я думаю… - он замялся. – Ну… Думаю, что мы хотим чему-то у них научиться! – закончил он через несколько секунд.

Папа улыбнулся.

- Правильно. Мы у них учимся. «Подражайте мне, как я Христу» - говорил апостол Павел (1 Кор. 4, 16). Но не один Павел был верным учеником Господа, и поэтому не только ему можно подражать, не только у него учиться! Многому можно научиться и у пророка Моисея, и у апостола Иоанна Богослова, и у тысяч и тысяч христиан, которые жили в последующие века. Многому мы можем научиться и у Самуила. А еще мы просим у святых молитвенной помощи. Ведь «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). И праведники всех веков могут возносить свои молитвы к Богу, владыке Святому и Истинному (Откр. 6, 10). Так что мы можем их просить о помощи. Мы можем и должны молить праведника и пророка Самуила, чтобы он упросил Господа даровать нам такую же честность и усердие, какие были у него!

 

 

 

11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

 

 

            Однажды Богдан спросил у папы:

- Пап, а ты помнишь день, когда ты в первый раз пришел в Храм?

- В первый раз меня, совсем маленького, принесли крестить, - ответил папа. – Я этого не помню. В детстве меня иногда приводили на Пасху. Когда был первый раз – тоже не помню.

- Пап, я не об этом спрашиваю! – сказал Богдан. – Когда ты впервые пришел в Храм сознательно? Не для того, чтобы куличи на Пасху освятить, а для того, чтобы сделать шаг на встречу к Богу?

Папа улыбнулся.

- Это я помню, - сказал он. – Мне было тогда 25 лет. Мы пришли вместе с мамой. Ей тогда был 21 год. Это было 11 сентября, на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. С тех пор я особенно люблю этот праздник. И очень люблю этого святого.

- Кажется, о его появлении еще в Ветхом Завете пророки предсказывали? – спросил Богдан.

- Да, - сказал папа. – Например, у пророка Исаии, в 40-й главе, есть такие слова: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40, 3-4). Евангелист Иоанн пишет, что Иоанн Креститель прилагал эти слова к себе (Ин. 1, 23).

- Да, я слышал эти слова, - сказал Богдан. – Но не вполне понимаю, зачем они сказаны. Зачем это вообще нужно – выравнивать какие-то холмы?

- Ответ на это вопрос я нашел в «Толковой Библии» профессора Лопухина, - сказал папа. – Там, в толкованиях на пророка Исайю, сказано, что в те времена на востоке, когда правитель собирался куда-то в дорогу, перед ним посылались специальные люди. У них было несколько обязанностей, и одна из них была такая – они готовили перед правителем дорогу. Не думаю, чтобы эти люди выравнивали холмы, но прохудившиеся мосты латали и завалы разгребали – это уж точно! Ничто не должно задерживать правителя, если ему захотелось осмотреть свои владения!

- Ну, это понятно! – вставил Богдан.

- В иудее, конечно, об этом обычае знали, - продолжил папа. - И не удивились, что перед приходом Самого Великого Царя, перед приходом Господа, кто-то  должен выправить дорогу. Только имеется в виду не обычная тропинка где-то в степи или пустыне, конечно. Имеется в виду состояние наших душ! Кто-то из святых (жаль, не помню, кто именно) писал, что дол, который должен наполниться – это яма, сделанная нашими грехами, и ее нужно выровнять покаянием. А горы и холмы – это наша гордость, и их нужно понизить смирением. И вот тогда дороги нашей души станут ровными, и Господу будет проще дойти до нашего сердца. Хотя, пожалуй, нет – это я не правильно выразился! – поправил себя папа. -  Господу все не трудно сделать, и Он изливает Свою любовь и на добрых, и на злых (Мф. 5, 43-48)!  Просто нашим сердцам будет проще вместить хотя бы каплю из той бездны любви, которую изливает на нас Господь! Да, сынок, нам всем очень нужно покаяние и смирение, иначе семена, брошенные Господом, в наших сердцах не прорастут! И Иоанн Креститель, готовя пути Господу, не обычные холмы лопатой разгребал! Он своими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2) выравнивал неровности в душах иудеев – тех, конечно, кто на этот призыв откликнулся. И в наших душах тоже, ведь этот призыв обращен к каждому, кто открывает Евангелие!

- Теперь я понял, - сказал Богдан.

- Меня восхищает этот человек, - сказал папа. – Ты помнишь, что Господь велел Своим ученикам отвергнуть себя, взять свой крест и идти за Ним?

- Помню, конечно.

- Жизнь Иоанна Крестителя, вся без остатка – это вот такой подвиг самоотвержения. У него была задача от Бога – указать своим ученикам на грядущего Спасителя Мира (Ин. 1, 31). И он указал на Господа Иисуса, когда сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) А еще он должен был призывать людей к покаянию – мы уже говорили об этом. И каждая минута его жизни – только ради исполнения этих двух задач. Ничего для себя – все только ради Бога! Нечеловеческий подвиг – жизнь в пустыне, отвержение всех мелких человеческих слабостей! И все это Иоанн исполнил. Он заслужил похвалу от Господа. Ты помнишь, когда Господь похвалил Иоанна?

Богдан неуверенно пожал плечами.

- Господь сказал, что из рожденных женщинами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя (Лк. 7, 28), - пояснил папа. – Это – высшая похвала. Это – не просто суетная человеческая слава, какая бывает у наших политиков, певцов или кинозвезд. Это – настоящая слава высшей пробы, потому, что получена она от Самого Бога! Даже смерть Иоанна была настоящей смертью праведника потому, что он умер за правду.

- Его Ирод убил, - сказал Богдан.

- Да, сынок, - сказал папа. – Царь Ирод позволял себе многое, чего не должен позволять человек. Например, он отнял жену у своего брата Филиппа. Иоанн Креститель не боялся говорить, что такое поведение Ирода есть поведение не должное (Мк. 6, 18). Ирод, желая заставить пророка замолчать, посадил Иоанна в темницу, но казнить не решался – все-таки убить пророка, значит – навлечь на себя гнев Божий! В Евангелии у Марка сказано, что Ирод «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его»  (Мк. 6, 20). Но и Иродиаде, жене Ирода, а перед этим – Филиппа, не нравилась проповедь Иоанна! Именно она была инициатором казни этого святого. Ирод отмечал свой день рождения, на котором плясала дочь Иродиады. Плясала она хорошо, и Ирод пообещал ей в награду за этот танец что угодно. Тогда Иродиада уговорила дочь просить у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, но не стал отменять своего обещания. Он боялся пролить кровь пророка, но еще больше боялся смеха своих придворных, ведь дать обещание и потом не выполнить его, означало дать повод к смеху! Как сказали бы сейчас – потерять лицо! И что только мы, люди, не делаем, ради «сохранения лица», на какие только злодейства не толкает нас любовь к человеческим похвалам! Так и Иоанн Креститель был казнен потому, что обличал злые дела Ирода и потому, что Ирод не смог победить свое тщеславие. Это страшная штука, сынок -  я имею ввиду тщеславие. Мы, люди много делаем из-за него зла. Поэтому должны пытаться от него избавляться. А еще – стараться меньше болтать попусту! Если бы тогда Ирод не болтал лишнего, быть может, его руки и не обагрились бы кровью Пророка!

- Трудно это, - сказал Богдан.

Не смотря на юный возраст, он уже знал, какой огонь в душе иногда производит тщеславие, и как трудно удерживать свой язык.

 - Трудно, - согласился папа. – Но – нужно. Господь даст на это сил тому, кто действительно хочет победить эти страсти. А Церковь чтит память Иоанна Крестителя, и 11 сентября празднует день его мученической смерти – настоящей смерти праведника. Давай помолимся, сынок, чтобы Господь дал нам ту же смелость и ту же верность, какие были у Иоанна!

- Давай, - согласился Богдан.

 

 

 

 

21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы.

 

 

 

Однажды Таня спросила маму:

- Мам, а Церковь отмечает день рождения Девы Марии?

- Отмечает, - сказала мама. – Рождество Пресвятой Богородицы мы отмечает 21 сентября.

- Как здорово! – обрадовалась Таня. – А ты испечешь в этот день пирог? С яблоками, а?! Я люблю Богородицу и хочу отметить ее день рождения пирогом!

- Хорошо, испеку! – улыбнулась мама. – Это очень большой праздник. По сути, именно со дня рождения Девы Марии начинается новозаветная история.

- Почему? – не поняла Таня.

- Видишь ли, доченька - для спасения человечества Бог должен был Сам стать Человеком, - сказала мама. - Но к этому событию нужно было подготовиться.

- Кому подготовиться – Богу?! – удивилась Таня.

- Нет, не Богу, а нам, людям, - пояснила мама. – Много веков ветхозаветная церковь – народ Израильский – жил по закону, данному Богом через Моисея. Соблюдение этого закона не давало людям жизни вечной, да и нормы этого закона не дотягивали до нравственной высоты Нагорной проповеди (см. Евангелие от Матфея, главы 5-7), но свою роль этот закон выполнил – его исполнение очищало людей, готовило их к встрече со Христом. Да – не все шло гладко, люди нередко предавали Бога своими поступками, и все же год шёл за годом, сменялись поколения и, наконец, народ Израильский (по крайней мере – его лучшая часть!) дорос до того, что смог понять Христа и понести Его учение ко всем остальным народам... Но и это было еще не все. За несколько веков до Евангельских событий, через пророка Исаию людям было открыто, что Спаситель будет Сыном Девы (Ис. 7, 14). Так вот – далеко не каждая девушка могла стать матерью Воплощенного Бога!

- Почему? – спросила Таня.

- Помнишь, после чего Адам стал прятаться от Бога в райском саду? – спросила, в свою очередь, мама.

- Помню, - сказала Таня. – После того, как ел плод с запретного дерева! Оно называлось - «дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 17).

- Правильно – после грехопадения. Пока не грешил – мог общаться с Богом, а как согрешил – стал прятаться. Грешник не может выносить святости Бога – вот в чем беда! Именно поэтому Бог общался с людьми через пророков, которые были очень чисты. А представь себе – девять месяцев носить в себе растущее тело Божественного Младенца! Понести это могла только исключительная, кристально чистая девушка, которая настолько возлюбила Бога, что ради исполнения Его воли полностью отвергла себя, полностью отбросила все обычные для человека себялюбивые мысли и желания! 

- Да, наверное! – пробормотала Таня.

- Собственно, только такой и бывает настоящая любовь – когда тот, кто любит, готов пожертвовать собой ради того, кого любит, - сказала мама. – Бог это смог – смог стать Человеком и понести страдание и смерть на кресте ради вечной жизни каждого из нас! И Дева Мария – смогла. Вся ее жизнь была нескончаемым служением Богу. И это так хорошо! Евангельские времена наступили тогда, когда хотя бы некоторые из людей смогли понять и выполнить слова Христа: «Отвергни себя, возьми крест свой и следуй за мной!» (Мф. 16, 24).

Таня немного помолчала, а потом спросила:

- Это родители ее такой воспитали?

Мама улыбнулась. 

- Точно не скажу, - ответила она. – По преданию Пресвятая Дева Мария была отдана в Иерусалимский Храм совсем маленькой… Но знаю только, что родителями Пресвятой Богородицы были люди святые, а такие люди, конечно, каким-то образом даже без слов делятся своей святостью с окружающими и со своими детьми!

- А как их звали? – спросила Таня.

- Согласно Церковному Преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме в семье Иоакима и Анны, - ответила мама. - Это были очень хорошие люди, но у них много лет не было детей. Никто из их современников не удивился бы, если бы Иоаким развелся с Анной и женился на другой женщине, ради того, чтобы та, другая родила ему долгожданных малышей! Но Иоаким любил Анну по-настоящему, и потому они решили надеяться на Бога. Они молились, и Господь дал им дитя!

- Ой, а такое в Библии уже было! – воскликнула Таня.

- Было, и не раз! – кивнула мама. - Если ты помнишь, сын Исаак родился у Авраама и Сарры когда те были очень, очень стары (Быт. 21, 5-7). А вот еще – пророк Самуил, который помазал на царство первых израильских царей Саула и Даниила, родился после долгих, многолетних молитв его матери Анны (1 Цар. Гл. 1). Да и Иоанн Креститель – дитя старости своих родителей, Захарии и Елисаветы (Лк. 1, 7), и, конечно же, плод их усердных молитв. В этом есть глубокий смысл, доченька. Молитва приближает человека к Богу, очищает его. Люди, которые долгие годы молили Господа даровать им дитя, со временем становились очень чисты – так действовала на них молитва. Не удивительно, что и детям своим они  что-то передавали от своей чистоты! 

- И, наверное, они были очень благодарны Богу, когда рождался ребенок! – сказала Таня.

- Наверное! - улыбнулась мама и потрепала дочь по светлым, тонким волосам. – Святой Иоанн Златоуст вообще считал, что вера – удел людей благодарных, тех, которые могут сказать Господу: «Боже, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне так много!» Среди неверующих бытует мнение, что мы, христиане, ходим в Храм из страха, лишь бы в ад не попасть. Вообще-то, желание не попасть в ад – хорошее желание! Но, честно говоря, я больше встречала людей, которые пришли в Храм, поклониться Господу, именно движимые чувством благодарности. И Авраам с Саррой, и Анна, мать Самуила, и родители Иоанна Крестителя тоже были Богу благодарны. Они понимали – рождение их детей есть огромное Божье чудо, и посвящали своих детей Богу. Собственно, мы все должны быть благодарны Ему за это – без Его воли не появляется на свет ни один из нас! И Церковь учит нас все посвящать Ему – и не только детей, но и самих себя, и каждую минуту нашей жизни. Не зря в Храме на ектеньи возглашается: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш (то есть – всю жизнь нашу) Христу Богу предадим»!

- Мам, а родителей Богородицы Марии - Иоакима и Анну - вспоминают в Церкви как святых? – спросила Таня.

- Да, конечно, - кивнула мама. – Память праведных Иоакима и Анны празднуют 22 сентября - сразу после Рождества их дочери, Девы Марии, Пресвятой Богородицы.     

 

 

 

11 октября. Покров Пресвятой Богородицы.

 

 

Вечером папа и мама смотрели по телевизору старый фильм. Фильм назывался «Покровские ворота». Папе и маме фильм нравился, они часто смеялись, а детям фильм был непонятен, поэтому Богдан читал, а Таня и Тоня играли в шашки.

- Теперь так, и вот так! – сказала Тоня, проводя одну из шашек в дамки.

Таня с минуту молча смотрела на доску, затем вздохнула – партию было не спасти.

- Сдаюсь, - сказала Таня.

- Еще одну партию? – предложила Тоня.

- Нет, больше не хочу, - Таня отодвинула от себя доску, посмотрела на экран телевизора, потом на читающего брата.

- Богдан! – позвала Таня. – А почему ворота называются «Покровскими»?

- Чего? – не понял брат, и, оторвавшись от книги, посмотрел на сестру.

- Ну - в кино! – Таня кивнула в сторону телевизора. – Ворота называются «Покровскими», как будто ими что-то накрыли! А ведь воротами ничего не накрывают - через них ходят!

- А, вот ты о чем! – засмеялся Богдан. – Наверное, эти ворота назвали так в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

- Знаю! – закричала Тоня. – Это который - весной!

- Который осенью, - поправил сестру Богдан. – 14 октября по светскому, григорианскому календарю или 1 октября по принятому в Русской Православной Церкви календарю юлианскому!

Богдан еще не забыл того, о чем рассказывал месяц назад папа, и был страшно доволен тем, что мог без ошибки разобраться в двух календарях.

- Мы ведь каждый год в этот день в Храм ходим – и в прошлом году были, и в позапрошлом! – отозвалась мама. - Ты что, забыла, Танюша?

- А что именно празднуется в этот день? – спросила Таня, глядя на Богдана.

Богдан неуверенно пожал плечами – ответить на вопрос сестры он не мог.

- Богдан, ты забыл? – спросила мама. – А ведь мы тебе рассказывали!

Папа нажал на кнопку пульта – выключил телевизор.

- Это было очень давно, когда еще существовала православная Византийская империя, - сказал он. – Столицей империи был город Константинополь, и в 910 году этому городу угрожала опасность – его могли захватить враги – мусульмане. Жители города, конечно, не хотели этого. Некоторые из них служили в армии и пытались с помощью оружия защитить город от врага, а те, кто в армии не служил, пытались помочь городу молитвенно.

- То есть они просили Бога, чтобы он не пустил в город врагов? – догадалась Тоня.

- Да, - сказал папа. – И вот 1 октября во Влахернском Храме с человеком по имени Андрей случилось чудесное событие – он увидел небо, и на небе – Богоматерь и многих святых. Дева Мария молилась так же, как молились и люди в Храме, а потом сняла со своей головы сияющее покрывало и раскрыла его над головами молящихся людей на земле. Андрей рассказал обо всем увиденном людям, и они поняли, что Богородица своими молитвами защищает от бед верующих так, как заботливая мама накрывает своим платком ребенка, чтобы защитить его от дождя или ветра. Константинополь тогда устоял – мусульмане не смогли взять город. В память об этом событии и празднуется праздник Покрова Богородицы.

- Понятно – сказала Таня. -  Пап, а я давно хотела тебя спросить – а зачем святые молятся Богу о нас? Разве Бог не знает Сам, без их молитв, что нам нужно? И неужели Всемогущему Богу нужна чья-то помощь?

- Бог знает и без молитв о наших нуждах, - сказал папа. – И Он все может и Ему не нужны помощники. Молитвы друг за друга нужны нам, людям. Нам нужно обязательно заботиться друг о друге – иначе между людьми не будет любви.

- Я все равно не поняла! – сказала Таня.

- И я не поняла! – поддержала сестру Тоня.

- Смотрите, дети! - сказала мама. – Я сегодня готовила борщ, и мы все его ели. Мог ли Бог сам, без меня, накормить всех нас борщом? Конечно – мог. Но если бы Бог Сам кормил людей борщом, Сам гладил им одежду, в общем -  Сам все делал за нас, мы совсем перестали бы думать друг о друге и постепенно перестали бы друг друга любить! Поэтому Бог так устроил, что люди заботятся друг о друге – и делом, и молитвой - и из-за этой заботы между ними возникает и укрепляется дружба, благодарность, привязанность, и, наконец, самое главное - любовь.

- Пап, а у меня тоже есть вопрос, - сказал Богдан. – Дева Мария, Пресвятая Богородица защищает нас своими молитвами к Господу. И ведь не только Богородица молится о нас – ведь и по молитвам других святых Бог помогает нам… А – почему так? Разве на молитвы обычных людей, не святых, Господь реагирует иначе? То есть молитва одного человека значит для Господа больше, чем молитва другого?!

- Представь себе – да! – сказал папа. – Есть такая книга в Писании – «Книга Иова». Много страниц этой книги занимает разговор Иова с его друзьями, которых звали Елифаз, Вилдад и Софар. А в последней главе Господь обращается к Елифазу и говорит: «Горит гнев Мой на тебя и двух твоих друзей за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак: возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов 42, 7-9)». Как видишь – молитва Иова значила для Господа больше, чем молитва Елифаза, Вилдада и Софара!

- Пап - почему?! – воскликнул Богдан.

- Мне кажется, сынок, что дело в вере, - ответил папа, - Вера этих людей была разная, а ведь сказано: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Вера Иова была больше веры его друзей, поэтому и Господа он знал лучше, и мог более верно о Нем говорить (Иов 42, 7). Потому и его молитва значила для Господа больше, чем молитва тех троих, как для нас слова близкого друга значат больше, чем слова человека малознакомого! Вера святых - больше нашей веры, и потому Господь чаще принимает их молитвы, чем наши! Когда мы просим молитвенной помощи у святых, мы, по сути, просим, чтобы Господь сделал то, что нам нужно, по их огромной вере, а не по нашей, маленькой. Кстати, ведь и в Евангельские времена свое самое первое чудо Господь совершил именно по молитве Богородицы! И это – не удивительно, ведь трудно найти человека, который бы верил Господу больше, чем она! Думаю, что даже Иову было далеко до ее веры!

- Ты говоришь о том, как Господь превратил воду в вино на свадьбе (Ин. 2, 1-11)? – уточнил Богдан.

- Да, - кивнул папа.

- Пап, а мне давно было интересно – а почему Господь сначала вроде бы отказал в просьбе Своей Матери, а потом все-таки совершил чудо? – спросил Богдан.

- Я не заметил, чтобы Господь ей отказывал, - сказал папа. – Он лишь сказал: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин. 2, 4). Иоанн Златоуст, в своих «Толкованиях на Евангелие от Иоанна» писал, что говоря эти слова, Господь имел в виду вот что. На тот момент Он еще не имел полного сонма учеников, Ему пока что последовали лишь несколько апостолов. Да и они не знали Его как должно! Тем более, не знали Его и присутствующие на браке! Иначе они в нужде сами бы обратились к Нему с просьбой! Более того - пирующие даже еще не поняли, что у них не хватает вина! Если бы поняли, попросили самостоятельно и получили чудесное вино от Господа, они были бы более благодарны, а значит - им это чудо оказало бы больше пользы!

- Подожди, пап! – прервал отца Богдан. – А почему они должны были Его просить? Ведь Он еще не делал никаких чудес? Почему они должны были догадываться, что Его можно попросить о чем-то подобном?

- Потому, что Иоанн Креститель уже указал на Иисуса, как на пришедшего в мир Мессию! - сказал папа. – И присутствующие на браке, конечно же, знали об этом! И если Иисус – по словам очень уважаемого в народе Иоанна Крестителя – мог взять на Себя грехи мира (Ин. 1, 29), то и с такой мелочью, как закончившееся вино мог бы помочь – как тебе кажется?

Богдан неуверенно пожал плечами.

- Не знаю, - сказал он.

- Вот так и присутствующие на браке не догадались сами попросить Иисуса – не может ли Он помочь с вином. А Дева Богородица попросила, хотя и она до этого времени не видела от Него чудес! И Господь сделал чудо по слову Его Матери, не смотря на то, что «еще не пришел час Его»! Почему? Во-первых для того, чтобы показать, что Он не подлежит времени, что Он Сам – господин времени, и потому может сделать что угодно, даже если и не пришел Его час! А во-вторых – для того, чтобы оказать честь и не посрамить Свою Маму в присутствии такого множества людей – ведь Она привела к Нему слуг! Так что Господь заботился тогда, и заботится сейчас, чтобы Его Мама не лишилась подобающей ей славы. И Он выполнял тогда, и выполняет сейчас ее просьбы, так как вера ее очень, очень велика! Так что молитвенный покров Пресвятой Девы Марии над нашими грешными головами – это очень, очень много!

- Мама, а что нужно сказать, чтобы за меня помолилась Дева Мария? – спросила Таня.

- Нужно перекреститься и сказать: «Пресвятая Богородица моли Бога о нас», - сказала мама.

- Пресвятая Богородица, моли Бога о нас! – сказали хором Таня, Тоня и Богдан.  

 

 

 

9 октября. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

 

 

 

 

            Однажды папа сказал Богдану:

- В октябре, 9-го числа, празднование преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Люблю этого апостола! И люблю написанное им «Евангелие»! Впрочем, я все их люблю, и мне нравится, что их четыре, а не одно!

- Почему? – спросил Богдан.

- Очень хорошо, что в основу Священного Писания Нового Завета вошли свидетельства не одного ученика Иисуса Христа, а сразу четверых, - повторил папа. – Дело в том, что все люди разные. Представим, что несколько человек стали свидетелями одного и того же события, и начинают рассказывать о нем. Эти рассказы будут немного отличаться друг от друга, даже если люди изо всех сил стараются говорить только правду! Почему?  Потому, что таковы особенности человеческой памяти – она ярче всего отображает самое важное. Одному кажется важным одно, другому – другое, поэтому и рассказы будут чуть-чуть разными. И эти разные рассказы будут дополнять друг друга! Так и наши четыре Евангелия дополняют друг друга. Евангелист Марк, автор самого короткого Евангелия, писал его в Италии, и потому ему казалось особенно важным рассказать людям о том, что сделал Иисус Христос – ведь подавляющее большинство римлян не были в Палестине во время евангельских событий. Евангелист Матфей писал для иудеев. Многие иудеи и так знали о том, как развивались Евангельские события, и потому Матфей делает упор на то, что сказал Господь Иисус Христос, а так же на то, как в Евангельских событиях сбылись предсказания ветхозаветных пророков о грядущем Мессии. Два этих подхода объединяет в своем труде Лука. Он пишет не только о том, что видел сам, но и о том, что узнал от других – «по тщательному исследованию всего сначала» (Лк. 1, 3). Можно сказать, что евангелист Лука является первым историком Церкви Христовой, и его два труда «Евангелие от Луки» и «Деяния святых апостолов» трудно переоценить!

- А Иоанн? – спросил Богдан.

- А Иоанн писал свое Евангелие последним, - сказал папа. – Он был юношей в то время, как встретился с Господом Иисусом. После Крестной смерти Господа, Его Воскресения и Вознесения, Иоанн прожил еще много лет, и свое Евангелие написал около 95 года первого века. Мне приходилось читать о том, что Иоанн был знаком с текстами Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки, и говорил, что все написанное – правда. Свое же Евангелие апостол написал для того, чтобы указать на события и слова Господа, которые не вошли в первые три Евангелия, но Иоанну казались очень важными. И каким же глубоким получилось повествование этого простого рыбака! Между прочим, святитель Иоанн Златоуст простое происхождение евангелиста Иоанна считал вернейшим доказательством того, что устами этого человека говорил Дух Святой!

- Почему? – не понял Богдан.

- В наше время все образованы где-то одинаково, - сказал папа. – Все умеют читать, писать… Но раньше было не так. Были люди образованные, и люди совершенно некнижные. И именно этих некнижных Господь сделал своими учениками. Никто из современников не посмел бы сказать, что эти люди выдумали то, о чем писали! Любой, кто внимательно читал Евангелия, понимает – все это просто невозможно выдумать! Даже умнейшие и образованнейшие философы не смогли бы это придумать, и уж тем более – простые рыбаки! Впрочем, зачем я все это говорю? Вот, слушай, что говорит один из великих учителей Церкви! - и папа достал с книжной полки один из томов Иоанна Златоуста. – «Итак, какое же было отечество Иоанна? – начал папа. – Отечества у него не было почти никакого. Он происходил из бедного селения, из страны, самой в то время презренной – из Галилеи. Отец его был бедный рыбарь. Нет беднее, нет презреннее, невежественнее рыбарей, впрочем, и между ними одни выше, а другие ниже. Апостол и в этом отношении занимал самую последнюю степень. Он и не в море ловил рыбу, а трудился в небольшом озере, сам чинил порванные сети, что указывает на крайнюю бедность. И вот этот-то рыбарь, сын бедного рыбаря, человек простой до последней степени простоты, не изучавший наук ни прежде, ни после соединения со Христом – вещает к нам, и говорит о том, что прежде еще никто не знал. Он приносит к нам столь возвышенные догматы, столь превосходные правила жизни и такую мудрость, какие возможны только для говорящих из самых глубин Святого Духа!»

Папа отложил книгу.

- Да, сынок, - сказал он. – Мне приходилось читать книги философов, и вообще людей образованных и умных, но нигде я не встречал такой глубины, такого совершенного Богословия, как у апостола и евангелиста Иоанна. И я согласен со Златоустом - простой рыбак не мог бы это выдумать! Да и самый умный человек на свете не мог бы это выдумать тоже! Через апостола Иоанна с нами говорит Дух Святой; поэтому и послания апостола Иоанна, и книга «Откровение», и его «Евангелие» поражают нас своей глубиной, возвышенностью, точностью, и при этом – простотой изложения.

- Пап, а я слышал, что Иоанн Богослов был самым любимым учеником Господа, - сказал Богдан. – Разве Господь не любит всех людей одинаково?

- Я не знаю, был ли Иоанн самым любимым учеником, - сказал папа. – В Евангелии сказано немного не так. Иоанн говорит о себе «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 21, 20). Не сказано ведь: «Ученик, которого любил Иисус больше чем других учеников» - верно?! Конечно, и других учеников любил Господь! Однако именно Евангелист Иоанн заметил любовь Господа к себе и написал о ней. Почему? Я точно не знаю. Быть может, это просто слова человека, который ощутил бесконечную любовь Господа ко всем и к нему лично, и очень благодарен Богу за эту любовь. Но мне приходилось читать и такое объяснение. Есть предание, что Иоанн Богослов был молчалив, не тратил себя на мелочи, и смог подготовить свое сердце так, что оно могло воспринять больше Господней любви. Пойми – Бог Бесконечен и Его любовь бесконечна, вот только люди – существа ограниченные и сердца наши имеют разную глубину. Грех делает сердце мелким, а праведность – глубоким. Поэтому человек с глубоким сердцем, больше этой вечной любви, этой благодати и вместит!

- Понятно, - сказал Богдан. А потом спросил: - Пап, а Иоанна Богослов, ведь не погиб мученически, как другие апостолы?

- Да, сынок, - ответил папа. – Все апостолы заплатили жизнью за свою проповедь, а Иоанн умер сам, в глубокой старости. Это не значит, что он не страдал за Христа. Во время гонений, устроенных Нероном, погибли апостолы Петр и Павел – это ты знаешь. Но и Иоанн был арестован. Христианский писатель второго-третьего века Тертуллиан писал, что Иоанна хотели казнить, но не смогли. Сначала апостола заставили выпить яд, но от яда он не умер – Господь хранил его. Потом апостола попытались заживо сварить в кипящем масле, но и здесь свершилось чудо, и апостол остался жив. После этого апостола Иоанна сослали в ссылку на остров Патмос. Именно на этом острове Иоанн получил откровение от Господа, которое было записано и известно теперь как последняя книга Библии – «Откровение святого Иоанна Богослова».

- Пап, Иоанн так и умер в ссылке? – спросил Богдан.

- Нет, - ответил папа. – После длительной ссылки апостол Иоанн был выпущен на свободу. Последние дни жизни апостола прошли в городе Ефес. Именно там и было написано «Евангелие от Иоанна». По преданию, апостол прожил около ста лет, и умер в начале второго века от Рождества Христова. Церковь чтит память Иоанна Богослова не только в октябре, но и в мае.

 

 

 

19 октября. Апостола Фомы.

 

 

Однажды за обедом Богдан спросил папу:

- Пап, я в Евангелии прочитал, что апостола Фому называли Близнец (Ин. 11, 16) А – чей близнец? На кого он был похож? Разве кто-то из апостолов был его братом?

- Я не знаю, - ответил папа. – В Писании об этом больше ничего нет. Мне приходилось читать разные толкования. Например, в «Толковой Библии Лопухина» указывается, что это прозвище может означать «человека двоящейся природы». Ну, то есть – то он верит, то он не верит. Хотя, если честно, Фома, как он описан в Евангелиях, вовсе не показался мне человеком двоящимся… Да, он был недоверчив, но Христу очень предан… Впрочем, об этом - позже!

Другое толкование говорит, что у Фомы от рождения были сросшиеся два пальца правой руки, и потом именно этими пальцами ему предстояло осязать раны Воскресшего Спасителя. Мне не кажется, что сросшиеся пальцы дают основание именно для такого прозвища, но современникам Фомы могло казаться иначе.

Встречалось мне и мнение, что само имя «Фома» вообще переводится именно как «Близнец». Ну, вроде того, как популярное сейчас женское имя «Анастасия» в переводе с греческого означает - «возрождение к жизни, воскресение».

Наконец, мне приходилось читать, что этот апостол был внешне похож на Самого Иисуса Христа. А что – может быть! Ведь встречаются похожие друг на друга люди, хотя они и не родственники.

- Надо же! - протянул Богдан. – А какое из толкований правильное?

- Говорю же тебе – не знаю, - сказал папа. – Христианство существует не для того, чтобы человек получил здесь, на земле, ответы на все-все свои вопросы. Христианство существует ради нашего спасения. Вот спасемся, будем обитать с Господом в Небесном Граде Иерусалиме (Откр. Глава 21), тогда и спросим у Господа, какое из толковании правильное! И они ведь не исключают друг друга! Фома мог действительно несколько напоминать Господа внешним обликом, и при этом иметь сросшиеся пальцы на правой руке! Кстати, если Фома действительно был внешне похож на Иисуса Христа, это объясняет, зачем врагам Господа нужен был Иуда.

- Я, честно говоря, пока тебя не понимаю! – сказал Богдан.

- Представь себе ситуацию, как она выглядела глазами первосвященников и фарисеев, - сказал папа. – Они хотят погубить Иисуса, но сделать это так, чтобы не погибнуть самим! Дело в том, что Иисуса только-только встречали как Мессию!  Да, можно найти лжествидетелей, можно возбудить толпу против Христа, но та же толпа легко может повернуться против самих врагов Господа! Стоит Иисусу Христу напомнить о совершенных Им чудесах, привести несколько изречений пророков – и неизвестно как дело обернется! Времена были суровые, люди хватались за камни легко, и фарисеи понимали – если они не состряпают это грязное дельце быстро и ловко, то пасть могут их головы! Поэтому действовать этим лжесудьям нужно было наверняка – ночью арестовали, ночью осудили, утром привели к Пилату, ближе к обеду распяли – и все! Потом народ опомнится, будет бить себя в грудь (Лк. 23, 48), но – сделанного не вернешь!

И вот здесь начинались проблемы – арестовать Христа ночью было не так просто! Представь – ночь, темно, фонарей нет. Если не светит луна или на небе тучи – то не видно ничегошеньки, хоть глаз выколи! При этом – все мужчины бородатые, все одеты одинаково, и если ты быстро бегаешь, то убежишь от целой армии… А вдруг по ошибке схватят не Иисуса, а кого-то другого? Что тогда будет?! После этого, пожалуй, самим убегать придется! А тут еще и этот похожий на Иисуса ученик - Фома Близнец… Именно поэтому первосвященникам нужен был Иуда, то есть человек, который знает Иисуса давно и хорошо, тот, кто даже в темноте не перепутает Его ни с кем!

Быть может, именно так рассуждали враги Господа.

Эти бедные, обманувшиеся люди, рассуждали по человечески, и не понимали, что Христос пришел именно для того, чтобы Своей Крестной смертью и Своим Воскресением Спасти всех нас. Они не понимали, что Он не будет чинить им препятствие, потому, что пришел Его час… И еще они не понимали, что Он Сам предал Себя в их руки, и только поэтому удался их план! А если бы на то не было Его воли, то никто – ни Иуда, ни Понтий Пилат, ни император Тиберий, ни дьявол - не смогли бы помочь им арестовать Иисуса Христа, судить Его и казнить Его. 

Папа перевел дух.

- Впрочем, это не больше, чем мое предположение, сынок, - сказал он. – Я не прочел это ни у кого из святых, и потому ты можешь не воспринимать эти слова слишком серьезно. Кстати, много лет назад, мне приходилось читать еще одно толкование этого прозвища апостола Фомы - Близнец, и оно мне очень понравилось. Согласно этому толкованию, Фома – близнец всем нам.

- Как? – не понял Богдан. – Почему?

- Потому, что люди в большинстве своем маловерны, они ищут новых и новых доказательств тому, что Бог есть, что Он любит каждого из нас, заботится о каждом... Как и апостол Фома, они жаждут увидеть все сами, не хотят слышать свидетельств других.

- То есть Фому не зря называют «неверующим»? – уточнил Богдан.

- Смотря как судить, - ответил папа. – К примеру, нам, современным людям, до веры апостола Фомы далеко! Фома очень любил Иисуса Христа и готов был пойти за Него на смерть. Когда Христос собирался идти в Иудею для того, чтобы воскресить умершего Лазаря, апостолы напоминали Ему, что идти опасно – иудеи уже искали случая побить Христа камнями. А что сказал апостол Фома? «Идем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Как видишь - этот человек был Христу очень предан, и именно поэтому мне не кажется, что он был «двоящимся»! Хотя, быть может, я и не прав… А то, что он не всегда понимал смысл слов и поступков Господа – так это не удивительно. И другие апостолы не всегда понимали своего Божественного Учителя. Помнишь – апостол Петр уговаривал  Христа отказаться от крестных страданий и смерти (Мф. 16, 22)? А почему? Потому, что тогда он не мог понять Божественного плана нашего спасения. Слишком уж это было удивительным – Бог стал Человеком для того, чтобы умереть на Кресте и Своим воскресением победить смерть! И я вполне понимаю Петра! Не только ему, но даже Ангелам не просто проникнуть в тайну Христовых страданий, Его воскресения и последовавших за ними славы (1 Петр. 1, 11-13)!

- Но ведь потом апостолы поверили в воскресение Христа? – спросил Богдан. – А Фома – нет?

- Фома не поверил - чему? Фома не поверил словам апостолов о Христовом воскресении, - уточнил папа. – Но разве сами апостолы поверили Марии Магдалине, когда та рассказала им о воскресении Господнем  (Мк. 16, 10)? Нет, не поверили. Опять-таки – увидев Господа своими глазами, разве они поверили сразу? Апостол Лука пишет, что апостолы вначале испугались, думая, что видят духа! (Лк. 24, 37). Господу пришлось - на глазах у растерянных апостолов! - есть рыбу и мед (Лк. 24, 42). Только после этого апостолы поверили – да, Христос воистину воскрес! Стоит ли удивляться, что и Фома поверил не сразу, а только после того, как коснулся ран на теле воскресшего Господа (Ин. 20, 28)! Очень уж все это было удивительно... Это вы привыкли к Евангельской истории с детства и ничему не удивляетесь. А современникам Христа, даже очевидцам событий, это поначалу казалось невероятным  – Христос воскрес из мертвых!

- Пап, а почему Бог не является всем людям так, как Фоме? – спросил вдруг Богдан. – Вот было бы здорово, если бы каждый вложил пальцы в Его раны – тогда на земле не было бы ни одного неверующего!

- Я так не думаю, - покачал головой папа. – Люди существа упрямые... Видишь ли - неверующие отвергают Христа не потому, что в вести Церкви о Нем есть что-то странное, неприемлемое, а просто потому, что не хотят меняться. Все понимают, что если признать Христа Господом, тогда и жить придется так, как Он велел - то есть по заповедям. А не хочется! Так что, поверь мне, сынок - человек, который не желает жить по заповедям, найдет оправдание своему неверию, даже если с ним случиться что-то похожее на то, что случилось с Фомой.

- Ты думаешь? – спросил, с сомнением, Богдан.

- Уверен, - ответил папа. – В прекрасной книге митрополита Антония Сурожского «Школа молитвы» написано, что с Богом нельзя встретиться просто так – каждая встреча с Ним есть в какой-то степени суд. Так вот – Бог не спешит явно открыться перед человеком, если видит – тот не готов к встрече, встреча осуждением закончится! А Бог ведь хочет не осудить человека, а оправдать, поэтому и ждет, когда тот будет готов. При этом –  не просто ждет! В жизни каждого человека случаются события, которые, так или иначе, готовят его к встрече с Господом. То слово о Боге кто-то скажет, то книжка хорошая в руки попадется, то о чуде каком-то услышит, или сам его увидит... Ты не волнуйся, сынок – Бог хочет всем спасения (1 Тим. 2, 4), а значит - никого не лишает шанса прийти к Нему.  Кстати, кое в чем положение тех, кто уверовал без явных, огромных чудес, лучше, чем положение Фомы. Не зря Господь сказал ему: « Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).

- Пап, а что было с апостолом Фомой потом? – спросил Богдан.

- То же, что и с остальными апостолами – труды проповеди и мученическая смерть, - ответил папа. – По словам Иоанна Златоуста, апостол Фома проповедовал «народам диким, свирепым и кровожадным». Например – персам. А еще он считается основателем Церкви в Индии. Согласно преданию - именно в Индии за обращение в христианство жены и сына индийского царя, апостол Фома был убит копьями. Когда в 1500 году португальцы впервые прибыли к берегам Индии, они нашли в Мелипуре христиан. Эти христиане поведали удивленным португальцам, что приняли веру от апостола Фомы. Так что не случайно Церковь чтит и помнит апостола Фому! Его память его мы празднует 19 октября.   

 

 

 

31 октября. Апостола и евангелиста Луки.

 

 

Однажды Богдан спросил папу.

- Пап, я тут книгу читал… В ней автор несколько раз ссылается на какого-то Евсевия Кесарийского. Это что был за человек? Один из древних православных святых?

Папа задумался.

- Я не знаю, был ли Евсевий причислен к лику святых, - сказал он. – Вроде бы, он был сторонником арианства – это такая древняя ересь… Или – не был? Может, я просто клевещу на человека? Если честно, сынок – не помню я! Точно знаю, что Евсевий был одним из первых историков Церкви.

- А-а… - протянул Богдан уважительно. – Один из первых историков! Пап, а кто был первым историком Церкви? Самым-самым первым?

Папа неопределенно пожал плечами.

- Пожалуй, первым историком Христианской Церкви был апостол Лука! – ответил он.

- Лука? – удивился Богдан. – А почему именно он, а не другие апостолы? Почему не Марк – ведь, кажется, именно его Евангелие написано первым?

- В каком-то смысле, ты, сынок, конечно прав, - сказал папа. – В Евангелиях апостолы записали то, что они видели своими глазами, и это, конечно, есть историческое свидетельство. Вот, скажем, слова апостола Иоанна: «От том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши»  (1 Ин. 1, 1). Или вот: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его, он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин. 19, 35). То есть все канонические Евангелия, это как бы крик ко всем нам: «Слушайте, слушайте! Это было! Мы видели! Сами видели! И мы теперь живем вот так и так, чтобы наследовать жизнь вечную. Живите и вы как мы, и тоже наследуете вечность! Поверьте нам – мы видели это сами! Видели!»

- А разве Евангелие от Луки не такое же? – спросил Богдан.

- Такое, - подтвердил папа. – И, тем не менее, именно здесь использован подход не просто свидетеля события, а историка. Евангелист Иоанн записал то, что видел своими глазами, и не писал ничего сверх этого. И евангелист Марк максимально точно записал то, что видел сам и то, о чем свидетельствовал апостол Петр, и не более. А вот Лука поступил иначе. Как работает историк? Он тщательно исследует то, что его интересует, а потом пишет. То есть он пользуется не только тем, что видел сам, но и тем, что ему рассказали другие, если, конечно, эти другие заслуживают доверия! Вот что пишет об этом сам Лука. «Рассудилось мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» (Лк. 1, 3).

- То есть Евангелие от Луки, это не только воспоминания самого Луки, но и воспоминания о Христе других людей? – уточнил Богдан.

- Да, - кивнул папа. – И не только о Христе. От кого мы знаем историю рождения Иоанна Крестителя? Именно от апостола Луки. Думается мне, что эту историю поведал ему человек, безусловно заслуживающий доверия – Дева Мария, Пресвятая Богородица. Ведь она была родственницей Елисаветы, матери Иоанна, поэтому, конечно, все это знала (Лк. 1, 36). Уверен, что от Девы Марии Лука узнал и о других описанных им событиях – о Благовещении (Лк. 1, 26-38), о рождении Господа в Вифлееме (Лк. 2, 1-7), о пастухах, которые пришли посмотреть на Младенца – Спасителя мира (Лк. 2, 8-20). А так же о том, как Младенца Христа держал на руках Симеон Богоприимец (Лк. 2, 25-35); о том, что говорила в Иерусалимском Храме пророчица Анна (Лк. 2, 36-38); о том, как двенадцатилетний Отрок Иисус беседовал с учителями народа Израильского в Храме (Лк. 2, 41-51)… Так что, сынок, евангелиста Луку можно по праву считать первым историком Церкви. А ты знаешь, что Святое Предание считает именно этого апостола автором первых христианских икон?

- Нет, - признался Богдан.

- Вообще, Господь наделил апостола Луку многими талантами, - сказал папа. – Да и образование он получил хорошее. Насколько я знаю, апостол Лука, родился в Антиохии – третьем по величине и значению городе Римской Империи того времени. Кто-то из историков Церкви (только я не помню, кто именно), писал, что апостол происходил из смешенной семьи. Только мать его была иудейкой, а отец не принадлежал к народу Израильскому. Так это, или нет, я сказать не берусь, но по изящному стилю, каким написаны его книги – «Евангелие от Луки» и «Деяния святых апостолов» очевидно, что Лука получил прекрасное образование – греческое, я имею ввиду. По профессии он был врачом, возможно – врачом на корабле. Но всю его жизнь изменила встреча со Христом. Услышав о проповеди Господа, Лука прибыл в Палестину и стал одним из 70-ти апостолов (Лк. 10, 1), которых Господь призвал на служение после того, как призвал первых 12-ть апостолов. А ты помнишь, как Господь после Воскресения явился двум путникам, которые шли в Еммаус?

- Помню, конечно! – сказал Богдан.

- Эта история упомянута в Евангелии от Марка и в Евангелии от Луки, - сказал папа. – В Евангелии от Марка – буквально несколько слов (Мк. 16, 12), а у Луки – большая, очень подробная история (Лк. 24, 13-32). А почему? А потому, что одним из этих путников и был апостол Лука! Так что в данном случае он – не только историк, но и свидетель! О том, что Предание называет апостола Луку первым иконописцем, я тебе уже говорил. Это были иконы Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Впрочем, сам Лука ничего об этом не писал. А вот о чем писал, так это о своем участии во втором миссионерском путешествии апостола Павла – об этом написано в книге «Деяний святых апостолов». Ты помнишь, чем именно заканчивается «Книга апостольских деяний»?

Богдан немного помолчал.

- М-м-м… Кажется, апостол Павел о чем-то спорит с иудеями? – неуверенно сказал он через минуту.

- Не просто спорит, - сказал папа. – В конце этого спора апостол Павел говорит упрямым иудеям, что «спасение Божие послано язычникам, они и услышат» (Деян. 28, 28). Лука в своих двух великих книгах прослеживает рост и расширение христианской проповеди – от проповеди Иоанна Крестителя (в начале «Евангелия от Луки»), которая, преимущественно, была делом одного народа Израильского, до проповеди апостолов (в конце книги «Деяний»), когда она становится действительно всеобъемлющей, всечеловеческой, всемирной!

- А что было с апостолом Лукой потом, после того, как он написал эти книги? – спросил Богдан.

- Потом были гонения на христиан, устроенные императором Нероном, - сказал папа. – Во время этих гонений приняли мученический венец апостолы Петр и Павел. Апостол Лука во время этих гонений не пострадал, покинул Рим, и с проповедью христианства прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически закончил свой жизненный путь. Православная Церковь, конечно, не забыла о том, как апостол Лука потрудился ради Господа и Бога Иисуса Христа. Она чтит память этого апостола 31 октября.

 

 

 

 

5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.

 

 

 

Однажды папа читал детям «Послание к Галатам» святого апостола Павла.

После прочтения Тоня, внимательно слушавшая отца, спросила:

- Пап, а почему апостол Павел называет апостола Иакова «братом Господним»? (Гал. 1, 19). Ведь Иаков был сыном Зеведея и братом апостола Иоанна, который написал четвертое Евангелие!

Папа улыбнулся.

- Апостол Павел имеет ввиду не сына Зеведея, доченька. В то время имя «Иаков» было очень распространенным, как сейчас распространены имена Александр или, скажем, Даниил. Человек, о котором упоминает апостол Павел был сыном Иосифа Обручника. Дело в том, что перед тем, как взять в свой дом Деву Марию, Иосиф уже был женат. Его жена умерла, оставив ему сыновей и дочерей. Сыновья Иосифа перечислены поименно в «Евангелии от Марка». Их звали Иаков, Иосия, Иуда и Симон (Мк. 6, 3). Имен дочерей Иосифа евангелист Марк не указывает. То есть эти люди приходились Господу Иисусу Христу сводными братьями и сестрами.

- И это те самые братья, которые не верили в то, что именно Иисус был Мессией? – спросил Богдан. – Об этом написано в «Евангелии от Иоанна».

- Да, - согласился папа. – В седьмой главе. С одной стороны, все иудеи знали, что Мессия будет одним из них. Но с другой стороны - действительно, психологически очень не просто поверить в Божественность Того, Кого они знали ребенком, и Кто до тридцати лет смиренно трудился, зарабатывая на хлеб ремеслом плотника! Разумеется, они понимали, что Иисус не таков, как все остальные люди. Его безгрешность нельзя было не заметить, да и бегство в Египет, связанное с избиением младенцев, учиненным царем Иродом, дети Иосифа, конечно, не забыли (Евангелие от Матфея, глава 2). Но этого было не достаточно для  веры, тем более, что кроткий и смиренный сердцем Господь (Мф. 11, 29), конечно же, держал Себя очень скромно.

- Но потом ведь все изменилось? – спросила Тоня. – Ведь иначе Иаков не стал бы апостолом?

- Ты права, доченька, - сказал папа. – Не знаю, как сложилась судьба всех детей Иосифа Обручника, но  его старший сын Иаков стал настоящим христианином. Я не знаю точно, когда этот человек уверовал в то, что его сводный брат Иисус на самом деле Мессия, и даже более того – Сущий над всем Бог (Рим. 9, 5), но он уверовал – это точно. После Своего Воскресения из мертвых Господь Иисус являлся Иакову, о чем упоминает апостол Павел в «Первом послании к Коринфянам» (1 Кор. 15, 7). Насколько я знаю, именно Иаков, брат Господа Иисуса, стал первым епископом Иерусалимским. И именно он председательствовал на Апостольском соборе, который подробно описан в 15-й главе «Книги апостольских деяний».

- Надо же! – изумилась Тоня.

- Да, доченька, - сказал папа. – Пусть Иаков сначала и не верил в Божественность своего сводного Брата, но потом он верой и правдой служил Христу много лет. Он написал одно из апостольских посланий, которое входит в Канон книг Святого Писания. Это послание так и называется – «Соборное послание святого апостола Иакова». Надо сказать, что апостолы писали свои послания тогда, когда в христианских общинах появлялись какие-то проблемы, и требовался голос этих учителей Церкви для того, чтобы эти проблемы устранить. Так и послание апостола Иакова наполнено предостережениями против тех или иных нестроений христианской жизни. К примеру, именно ему принадлежит знаменитая фраза «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Судя по всему, кто-то из христиан тех времен решил, что раз Господь пошел на крестную смерть, а затем воскрес из мертвых, и так совершил дело нашего Спасения, то нам уже и делать ничего не надо! Такие христиане, кстати, бывали во все времена, да и сейчас они не редкость! Так вот - апостол Иаков с этим категорически не согласен. Он пишет о том, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17) и требует от христиан показать не просто веру в Господа, но веру подтвержденную делами! (Иак. 2, 18). А поскольку на все случаи жизни правил не напишешь, то апостол говорит фразу, которую должен помнить каждый христианин: «Кто понимает, как сделать добро, и не делает, тому – грех» (Иак. 4, 17).

- А еще о чем он пишет? – спросила Таня.

- А еще он учит сдержанности тех, кто любит слишком много болтать и говорить плохое о ближних! – сказал строго папа. – Он указывает на то, что звери, птицы и пресмыкающиеся укрощены человеком (Иак. 3, 7), а вот язык никто из людей сдерживать не может (Иак. 3, 8)! «Язык – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братья мои, сему так быть» (Иак. 3, 8-10).

Таня смутилась и опустила глаза – она часто бывала несдержанна на язычок.

- Еще апостол Иаков пишет о необходимости быть милосердным, - сказал папа. – Он говорит, что милость важнее суда (то есть – важнее справедливости), и предупреждает, что «будет суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). В общем, дети, в послании апостола Иакова пять глав, и в каждой из них есть что почерпнуть. Это послание мы будем читать и не раз – как и все в Святом Писании, оно не потеряло важности и в наше время.

- Пап, а апостол Иаков, брат Господень, окончил свою жизнь мучеником, как и другие апостолы? – спросил Богдан.

- Да, сынок, - кивнул папа. – Иаков вообще отличался большой праведностью жизни. Он был молитвенником, хорошим проповедником, по его свидетельству многие из иудеев уверовали во Христа, даже и между старейшинами. Среди отвергших Христа иудеев это, конечно, вызывало только озлобление. В итоге, жизнь Иакова закончилась смертью за Христа – он был сброшен с кровли Иерусалимского Храма, сильно разбился, но умер не сразу, успев сказать то, что и должен говорить христианин в подобных обстоятельствах: «Господи Боже Отче, отпусти им, они не ведают, что творят». Православная Церковь помнит апостола Иакова, чтит его подвиги ради Христа. День памяти этого апостола – 5 ноября. 

 

 

 

 

10 ноября. Иова Почаевского.

 

 

... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5


Эдуард Качан Эдуард Качан

20 июля 2015

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Богдан и его семья. Беседы о православных праздниках.»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад






© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерПоддержка сайта цена в месяц Частный вебмастер Владимир