ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать ГРИМАСЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Опричнина царя Ивана Грозного

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Гражданское дело

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Битва при Молодях

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Солёный

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Сын

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Куда влечешь, тупая муза?

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Когда иду по городу родному... сонет

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Любившая мыслить экзистенциально

Автор иконка Арсенина Наталья
Стоит почитать Памяти Юлии Началовой

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

СлаваСлава: "Именно таких произведений сейчас очень не хватает. Браво!" к произведению Я -

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогой Слава!Я должен Вам сказать,что Вы,во первых,поступили нехо..." к произведению Дети войны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Валентин Максимович, стихотворение пронизано внутр..." к стихотворению Гуляют метели

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогая Светлана Владимировна!Вы уж меня извин..." к рецензии на Луга и поляны

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Богдан и его семья (воскресная школа)


Эдуард Качан Эдуард Качан Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
5869 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Сборник рассказов о православии. В легкой, игровой форме (дети спрашивают, родители отвечают) мы попытаемся разобраться в тех или иных аспектах православного христианства. Для чего Бог стал человеком? Всех ли спас Христос? Почему Бог прощает таких грешников, каких никогда не простили бы люди? Эти и другие вопросы - более 30 бесед

вом хлеба. Просто Он хочет, чтобы люди думали не о еде! И Он начинает рассказывать им об Истинном Хлебе, который ведет в вечность. Он начинает говорить о таинстве Евхаристии. Он говорит о том, что те, кто будет участвовать в этом великом таинстве, могут соединиться с Ним, и так разделить Его Богочеловеческую жизнь!  Но люди не слушают Его. Им кажутся странными Его слова. (Ин. 6, 48-66). Но ведь еще вчера эти самые люди считали Христа Пророком. Но если Он – Порок, как вы сами говорили! – то нужно Его слушаться, нужно смиренно пытаться понять, что именно Он хочет сказать… Но люди не хотят этого! Они хотели только хлеба, обычного хлеба, они обижены тем, что этого хлеба не получили, и поэтому уходят от Христа!

- Как грустно! – сказал Богдан.

- Да, сынок, - сказал папа. – Эта история очень плохо характеризует человеческий род. Пока давал им земное, пока кормил – был им люб, а как о небесном заговорил – они сразу Его отвергли. Мы не должны быть таковыми, сынок! Мы должны помнить, что Господь все может, и что Он очень нас любит. И если нам будет полезно, то Он даст нам все богатства земли. Но все богатства земли – это очень большая тяжесть, сынок, и она может погубить того, у кого она в руках. Именно поэтому Господь дает нам именно то, что нам нужно. Не меньше, и не больше! То, что у нас в руках – это отмеряно Господом, и мы должны доверять Ему! Господь знает, кому и сколько дать, чтобы излишнее имущество не помешало людям войти в Жизнь вечную!

 

 

 

9. О молитве. Зачем мы молимся чужими словами.

 

 

            Однажды Тоня отказалась читать вечерние молитвы вместе со всей семьей.

          - Доченька, а что случилось? – спросила удивленная мама.

- Там все не то! – заявила Тоня.

- Где – «там»? И что – «не то»?! – не понял папа.

Тоня с досадой поморщилась.

- Там слова непонятные, чужие! – сказала она. – Я их говорить не хочу! Я хотела бы сказать Богу, как я Его люблю, как я благодарна Ему за то, что Он такой добрый! А там, в вечернем правиле, ничего этого нет!

- Ты не права - там все это есть, - сказал папа сухо. – Если ты чего-то не видишь, это не означает, что этого чего-то нет. Иной раз это означает просто то, что ты ослепла.

- Может быть! – выпалила Тоня. – Но это другие люди говорили, по-своему. А я по-своему хочу – так честнее будет!

- Хорошо, - сказал папа. – Хочешь – молись своими словами. Но в этом случае ты, конечно, будешь молиться одна – ведь ни я, ни мама, ни Таня, ни Богдан твоих молитв не знаем! Тебе как удобнее – уйти в свою комнату и молиться там? Или ты посидишь здесь, пока будем молиться мы, а потом сама помолишься?

- Здесь посижу, - буркнула Тоня.

Так и решили. Пока семья молилась, замкнутая и надутая Тоня сидела на стуле. Потом коротко помолилась сама. О чем она говорила с Богом, для всех осталось неизвестным – Тоня молилась в уме, «про себя».

- Что это с ней? – спросила, озабочено, мама, когда они с папой остались вдвоем.

- Ничего страшного, просто ребенок становиться подростком, - сказал папа. – Подростки болезненно реагируют на фальшь – это нормально. Сегодня нашей Тоне показалось фальшью использование молитв, составленных другими людьми. Это не страшно – дети многое ставят под вопрос просто потому, что взрослеют. Им нужно более глубокое понимание всего, что происходит в их христианской жизни. Не беспокойся – я завтра попытаюсь ей все объяснить.

Назавтра папа вошел в комнату Тони, когда она в одиночестве готовила уроки. В руке папа держал книгу с житиями святых.

-  Как ты думаешь, доченька, зачем православные христиане читают такие книги? – спросил он, указывая на книгу с житиями.

- Для того, чтобы знать, как жили святые, - ответила Тоня.

- А зачем нам знать, как они жили? – спросил отец.

Тоня секунду подумала.

- Для того, чтобы чему-то у них научиться? – спросила она.

- Правильно, - кивнул папа. – «Подражайте мне, как я Христу», говорил апостол Павел (1 Кор. 4, 16). В этих словах объяснение того, почему мы так чтим святых. Мы учимся у и апостола Павла, и у Макария Великого, и у Серафима Саровского и у других святых подражать Христу. Мы читаем о их жизни, и видим, как в сложных обстоятельствах святые проявляли мужество, верность Богу и ближним, милосердие, сострадание... Проходит время, и мы сами попадаем в тяжелые обстоятельства, и здесь опыт святых помогает нам не растеряться, а самим быть и мужественными, и верными, и милосердными...

- Да, пап, конечно! – согласилась Тоня.

- Тогда почему ты думаешь, что мы не можем поучиться у святых еще и молитве? – спросил отец.

Тоня замялась.

- А... А разве не будет честнее говорить Богу от себя? – спросила она.

- Говорить с Богом от себя, от сердца – это очень правильно и очень нужно, - сказал отец. – Каждый христианин прибегает к такой молитве – иначе и быть не может. Я рад, что ты готова сказать своими словами Богу обо всем, что тебя радует или беспокоит. Но, видишь ли, доченька – каждому серьезному делу нужно учиться! Я вот столяр, умею сделать стол или стул, но если бы я, когда только начинал, полез к станкам без всякого обучения – ничего хорошего из это не вышло бы! Меня долго учили специалисты, настоящие мастера своего дела – только поэтому я сумел овладеть этой профессией. А молитва – это тоже серьезное дело, этому тоже учиться нужно1 И у кого же нам учиться, как не у Макария Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина? Это были настоящие христиане, верные ученики Господа, и именно из их молитв составлены наши утреннее и вечернее молитвенные правила!

- Пап, но ведь я так не думаю, как они, я так не чувствую! – возразила с досадой Тоня.

- Я понимаю, - ответил папа. – Ты знаешь, что такое «камертон»?

- Да, конечно, - сказала Тоня. – Это такая штучка, которая издает правильный, нужный звук, а потом по этому звуку настраивают гитары, или, там – скрипки...

- Правильно, - сказал папа. – Так вот, доченька – молитвы, которые оставили нам святые – это своеобразный камертон. Когда ты обращаешься к Богу со словами, написанными, к примеру, Иоанном Златоустом, ты прикасаешься к духовному опыту этого святого! А этот опыт был о-го-го! Никому не зазорно учиться христианству у Иоанна Златоуста! Мало-помалу, ты начинаешь понимать этот опыт, вживаться в него. Постепенно этот опыт становится твоим собственным. Мысли этого святого, чувства этого святого постепенно становятся твоими. Ты растешь! И рано или поздно ты произносишь эту молитву с полной искренностью, так как она уже не только его, она и твоя!

Тоня помолчала, потом спросила:

- Пап, но ведь это будет потом. Как же я могу говорить эти слова Богу сейчас – ведь они еще не стали моими!

- Будь перед Богом честна, - ответил папа. – Перед молитвенным правилом честно скажи Ему: «Господи – эти молитвы святых, и они пока еще не мои. Я не все тут понимаю, не со всем согласна. Но я хочу верить Тебе так, как верили эти святые, любить Тебя так, как они любили. Для этого я буду учиться их молитве. Помоги мне, сделай так, чтобы когда-нибудь я могла честно назвать эти молитвы своими!»

Тоня опять помолчала.

- Да, пап, - сказала, наконец, она. - Это, пожалуй, честно, это я могу!

- А своих личных молитв не оставляй, - посоветовал папа. – Одно другому не мешает. И вот еще – когда ты молишься сама, ты становишься перед Богом, но - одна. А когда вся семья вечерами молится вместе, мы не только становимся ближе к Богу, мы и друг к другу становимся ближе – и это тоже очень важно.

- Как в Храме, на литургии? – спросила Тоня.

- Да, - сказал папа. – Ведь чем плох грех? Тем, что он разделяет человека и Бога, и тем, что он разделяет людей между собой. Когда мы принимает Святое Причастие, каждый из нас соединяется с Господом и Богом Иисусом Христом – и так преодолевается первое разделение. Но и второе разделение преодолевается тоже – когда каждый из нас соединяется с Богом, мы ведь и друг с другом соединяемся! Христос, пребывающий после Причастия в нас (Ин. 6, 56), соединяет нас друг с другом! В общей семейной молитве все это происходит, конечно, не в такой степени, но – происходит! Мы становимся ближе и к Богу, и друг к другу. Так постепенно и к нам приближается Царство Небесное, которое раскрывается, конечно, в вечности, но начинается – здесь!    

 

 

 

10. Еще один разговор о молитве. Молитва хананеянки.

 

 

            Однажды к Богдану, Тоне и Тане приехала бабушка – папина мама. Она жила в соседней области и навещала своих внуков несколько раз в год, приезжая ровно на неделю. Как всегда, она привезла с собою конфеты, всю неделю готовила детям всякие вкусности – пельмени, котлеты, голубцы, оливье…

            А потом бабушка уехала. Как всегда, на вокзал ее провожал папа, и как всегда после ее отъезда, он вернулся домой задумчивым и расстроенным.

- Ну что, пап, проводил бабушку? – спросила Тоня.  

- Проводил, - ответил папа.

- Жаль, что она уже уехала, - сказала Таня. – Я люблю, когда она приезжает.

- Да, она очень вас балует, - сказал папа. - Вам понравились пельмени и конфеты?

- Да! – воскликнула Таня.

- Очень! – поддержала сестру Тоня.

- А между тем, бабушка – неверующий человек, - сказал папа. – Вы об этом помните?

Девочки вразнобой закивали. Они знали, что их бабушка была против того, чтобы их семья жила жизнью воцерковленных православных христиан.

- Если она сейчас умрет, то ее участь на Суде Божьем может быть очень незавидной, - сказал папа. – Ведь «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6). Так что вы молитесь, чтобы Господь коснулся ее сердца, и она стала верующей хотя бы в старости, хотя бы перед самой смертью. Это лучшее, чем вы можете воздать ей за ее любовь к вам.

- Хорошо! – весело пообещала Таня, схватила со стола пряник и понеслась гулять.

А Тоня не уходила – было видно, что она о чем-то раздумывает.

- Пап, а я вот давно хотела спросить, - начала она. – А зачем нам вообще молиться? Ну, о бабушке, или, там, о здоровье? Разве Бог сам, без наших молитв не знает, что нам нужно?

- Знает, - ответил папа. – Он лучше нас самих это знает. Но вообще-то Он Сам велел нам молиться, в том числе и о ближних. А апостолы завещали нам вообще молиться непрестанно (1 Фес. 5, 17).  

- Я это знаю, - сказала Тоня. – И ты постоянно об этом говоришь, и мама… Я вот только не понимаю – зачем?

- Видишь ли, доченька, - начал папа. – Молитва нужна потому, что она ставит нас перед лицом Божьим. То есть, мы, конечно, и так всегда перед Ним, но мы часто об этом забываем, а когда молимся – вспоминаем. И если человек много молится, значит, он проводит много времени с Богом, даже если при этом и не слышит ответов Господа на свои вопросы. А проводить время с Господом – полезно для нас. Так мы как бы пропитываемся Его Святостью, и становимся чуть-чуть чище сами. Иной раз Господь не спешит исполнять наши молитвы, но на то у Него есть причины. Бывает, что то, о чем мы просим, не принесет нам добра, и тогда Господь нам этого не дает. Иногда долгое молчание Господа в ответ на наши просьбы помогают нам разглядеть кое-что важное в нас самих…

- Как это? – не поняла Таня.

- Вот смотри, - сказал папа. – В Евангелии есть такая история. Однажды Господа и Его учеников встретила женщина, у которой очень страдала дочь – ее терзал злой дух, и она бесновалась (Мф. 15, 22-28). Женщина знала, что Господь может исцелить ее дитя, и попросила Христа помочь. Но Он, как казалось, поначалу решил ей отказать.

- Почему?! – изумилась Тоня. – Он же – добрый!

- Дело в том, что женщина эта была хананеянкой, - сказал папа. – Хананеев мы знаем еще из Ветхого Завета. Это был языческий народ, который практиковал ужасные обряды. Ради своих божеств, которых в Писании прямо называются бесами (Пс. 105, 37), эти люди сжигали в огне собственных детей!

- Какой ужас! – изумилась Тоня.

- Да, ужас, - согласился папа. – Мы не знаем, убивала ли своих детей эта несчастная женщина, но то, что руки у хананеев были по локоть в крови – это точно. И когда Господь сказал ей, что Он послан только к погибшим потомкам Авраама, Он дал ей понять, что она и ее народ не достойны Господних милостей – они давно заслужили Его осуждение за пролитую кровь своих детей.  

- И что было дальше? – спросила Тоня.

- На самом деле, доченька, мы все недостойны Господних милостей, - сказал папа. – Мы все грешим. Все, не только хананеи! И нам часто очень полезно бывает понять наше недостоинство! Хананеянка его поняла. У слабого духом и верой человека, осознание своего недостоинства часто гасит молитву. Но эта хананеянка была сильным человеком! Она продолжала просить Господа о помощи даже после Его кажущегося отказа!

- Почему?

- Я думаю, что в тот день эта несчастная женщина поняла и о себе и о Боге очень многое, - сказал папа. – Она понята, что недостойна подарков от Господа. Но так же поняла, что Он Благ! Поняла, что Он может дать  ей то, о чем она просит, несмотря на ее греховность! Ведь наша греховность губит нас самих, но она не уменьшает любви Божьей к нам! Мы недостойны Его любви, и все же – любимы Им!

Папа перевел дух. Тоня молчала – слушала.

- А дальше? – раздалось от двери.

Папа и Тоня повернули головы на голос. Оказалось, что у двери стоит Таня – она давно тихонечко подошла и слушала.

- Эта женщина продолжала просить, - сказал папа. - Даже после первого отказа. Даже после того, как Господь сравнил представителей ее народа с псами. Он сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но она и после этого не отступала! Я думаю, что в тот момент эта женщина на опыте поняла, что такое настоящее смирение. Многие ли из нас выдержали бы, если б Господь, вполне заслуженно, сравнил нас с собаками! Но настоящее смирение не ломает человека. Оно ведет к покаянию, то есть – к изменению, к очищению, а значит к постепенному восстановлению утраченного богоподобия. Не сломало смирение и хананеянку. Она ответила Господу: «Да, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со столов господ их».

- И что? – спросила Таня.

- И Господь исполнил ее просьбу! - сказал папа торжественно. – Дочь хананеянки была исцелена. Я уверен, что Он собирался помочь этой женщине с самого начала, но отказывал ей до тех пор, пока она не достигла нужного, спасительного состояния души. Так всегда бывает, доченька – Господь всегда хочет нам помочь, но ждет, пока молитва приведет нас самих к настоящему смирению, к настоящему покаянию. Господь мудр, Он всегда дает нам то, что нужно для спасения, но только тогда, когда мы можем это принять!

- Пап, а что было с этой женщиной потом? – спросила Тоня. – Она, наверное, была очень благодарна Господу?

- Евангелисты больше не упоминают об этой женщине, - сказал папа. – Но я уверен – пережитая ею встреча с Господом изменила эту женщину навсегда. Ты только подумай – тут и встреча с Богом, и совершенное Им чудо, и ее глубочайшее смирение, и ее огромная благодарность... Не думаю, что потом она могла с легкостью грешить, зная, что Бог так сильно ее любит!  И уверен – когда после воскресения Господа, апостолы вышли на проповедь к язычникам, эта женщина вошла в число христиан.

- Я тоже так думаю! – сказала Таня. – Если бы Господь сделал такое для меня, я никогда бы этого не забыла!

- Господь всегда делает для каждого из нас очень и очень многое, - сказал папа. – Просто мы не всегда это замечаем. Ладно, девочки – идите, я устал и хочу отдохнуть. И о бабушке молиться не забывайте! «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16), говорил апостол Иаков. Мы не праведники, но тем более усиленной должна быть наша молитва! Помните об хананеянке! Она просила чуда для любимого человека – дочери, и вы просите чуда для любимой бабушки. Наши увещевания не трогают сердце бабушки. Но нет ничего невозможного для Господа. Ведь Он – «Бог, творящий чудеса» (Пс. 76, 15).

 

 

 

11. О молитве за умерших.

 

 

 

            В эти дни папа ходил грустный – умерла его старенькая тетя. Она жила одна, и в последнее время просила папу Богдана сделать в ее квартире небольшой ремонт – уж очень ей хотелось увидеть на своих стенах новые обои. Он обещал, но все откладывал на потом – был занят. И вот теперь жалел, что не доставил старушке этой последней радости.

- Мы должны быть добрее друг к другу, сынок, – сказал он Богдану. – Мы должны быть добрее к нашим близким во время каждой встречи с ними. Потому, что не знаем - будет ли за этой встречей следующая! Всегда, когда умирает близкий человек, я ощущаю, что любил его не так сильно, как надо было бы любить! Не сказал всего того, что должен был бы сказать, не сделал ради него всего того, что должен был бы сделать... И это – правда, увы!.. Мы не умеем любить ближних по-настоящему! И часто понимаем это только тогда, когда ближние уходят...

- Уже ничего не изменишь! – ответил Богдан грустно.

Папа пожал плечами.

- Нужно стараться делать больше для тех, кто еще жив, - сказал он. – А об умерших не забывать молиться!

- А зачем мы вообще молимся об умерших? – спросил Богдан. – Ведь Бог сам знает, хорошие или плохие дела делал человек! По этим делам Он и будет судить этого человека. Зачем Ему наши молитвы об умершем?

- А зачем молиться о живых? – спросил в свою очередь отец. – Зачем ты молился о выздоровлении мамы, когда она сильно болела? Ведь Бог лучше знал – выздороветь ей или умереть?

- Потому, что я очень хотел, чтобы мама выздоровела! – ответил Богдан. – А Господь Сам сказал: «все, что ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22).

- Правильно, - ответил папа. – Только почему ты думаешь, что эти слова относятся только к живым? Их и к умершим можно отнести, ведь для Господа все живы (Лк. 20, 38)! Опять-таки – апостол Павел в послании к Римлянам пишет, что «Христос для того умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 9). Так что молиться об умерших можно смело – Господь и наш, и их Владыка!

- Ну да! – согласился Богдан.

- Да и потом, если подумать, то и для нас эти люди не совсем мертвы! – сказал папа.

- Как это? – не понял Богдан.

- Все мы влияем друг на друга, - сказал папа. – Всю свою жизнь, каждый час, каждый день, мы кого-то одариваем, кого-то оббираем, кого-то лечим нашей любовью, кого-то калечим нашими грехами... Так вот - плоды наших поступков, и плохих и хороших, не исчезают с нашей смертью! Вот, к примеру, покойная тетя – она учила меня быть добрым, и потому я смело могу сказать в молитве: «Господи, если и есть во мне немного доброты, то это не только моя, но и ее доброта! Это – один из плодов ее жизни, и этот плод все еще живет во мне! Если я сделаю что-то доброе, то считай, что это не только я, но и она сделала!»

- Да, правильно! – кивнул головой Богдан. – Об этом я как-то не подумал!

- Да, сынок – наши поступки продолжают жить и после нашей смерти  - ведь они оставили след в душах других людей. Не случайно окончательная участь человека решается только на Страшном Суде, после воскресения в теле – когда все дела всех людей будут завершены! Вот тогда над всеми нами прозвучит окончательный приговор Господа! И вот после него бесполезны будут молитвы. Но этот момент еще не настал и окончательный приговор еще не прозвучал! Сейчас души умерших просто находятся в ожидании этого окончательного Суда Господа, мы, живущие, можем помочь им и добрыми делами, и молитвой! «Многое может усиленная молитва праведного» - говорил апостол Иаков (Иак. 5, 16). Очень хорошие слова! Они побуждают нас становиться праведниками – ведь мы-то не праведники! И побуждают нас молиться чаще, хоть мы и лентяи!

- Пап, а молитвы за умерших существовали всегда? – спросил Богдан.

- Да, сынок! – ответил папа. – Святой равноапостольный Аверкий скончался около 167 года в городе Иерополе. Так вот, в этом городе и теперь хранится камень, под которым святой был похоронен. На этом камне выбито обращение святого, в котором он просит молиться о нем. Если бы у первых христиан не было молитв за умерших, то святой Аверкий не просил бы у христиан этих молитв! Опять-таки – в римских катакомбах, где первые христиане хоронили своих умерших, на стенах выбиты молитвы к Господу за этих умерших. И в самой древней из известных нам литургий, которая называется литургией апостола Иакова, есть молитвы об умерших! В наше время, когда в Храме служатся литугрии Василия Великого или Иоанна Златоустого, мы и молимся за умерших, и приносим бескровную жертву за спасение их. И это – правильно! Все мы: и живые, и уже отшедшие – члены одной Церкви, и должны поддерживать друг друга! В том числе – и молитвой.

- Пап, а в ветхозаветные времена, до победы Христа над смертью, люди молились об умерших? – спросил Богдан.

- Знаешь, сынок, - ответил папа, - люди во все времена, ощущали ответственность друг за друга, и поэтому даже в ветхозаветные времена люди понимали – раз мой ближний умер, то я должен что-то для него сделать. Когда погиб царь Саул, то о нем и о его сыне Ионафане, не только плакали, но и постились семь дней (1 Цар. 31, 13). Подробнее в Писании об этом случае ничего не сказано, но вообще-то мне плохо представляется пост без молитвы! Слишком уж часто в писании они идут рука об руку – пост и молитва. Вот смотри: пророчица Анна, упомянутая в Евангелии от Луки, служила Богу день и ночь постом и молитвой (Лк. 2, 37). Господь Иисус Христос, говоря о бесах, сказал, что «род сей изгоняется только постом и молитвой» (Мф. 17, 21). И в книге «Деяний» написано, что пророки и учителя церкви в Антиохи, перед тем, как отпустить Савла и Варнаву на миссионерское служение, совершили пост и молитву (Деян. 13, 3). В общем, не думаю, что сильно ошибусь, если предположу, что семь дней после смерти Саула люди не только постились, но и молились!

Папа замялся, переводя дух. 

- Пророк Иеремия, - продолжил папа через минуту, - указывает на обычай преломлять хлеб об умершем (Иер. 16, 7). В книге «Товит» указывается, что при гробах было принято раздавать хлеб (Тов. 4, 17). Возможно, в этом корни нашего обычая раздавать конфеты после смерти близкого человека – чтобы люди съели и тихонько помолились за упокой души умершего. Наконец, во Второй Маккавейской книге, указывается на то, что Иуда Маккавейский принес жертву за умерших воинов (2 Мак. 12, 42-45). В этой же книге прямо указывается и о молитвах об умерших (2 Мак. 12, 44), и говориться о том, что молиться за умерших – хорошее дело! Так что, сынок, обычай не оставлять без памяти и без молитв своих умерших близких существовал во все времена!

- Пап, а давай прямо сейчас помолимся об умершей тете! – предложил Богдан.

- Давай! – согласился отец.   

 

 

12. Почему люди разные.

 

 

В этот день Таня и Тоня опять поссорились, и мама вновь пришла их мирить. К сожалению, сестры ссорились часто.

- Девочки, ну что у вас опять случилось? – обратилась мама к Тоне и Тане.

В ответ послышалось невнятное, но громкое, возмущенное щебетание с обеих сторон, из которого мама не поняла ровным счетом ничего.

- Девочки, тихо! – сказала мама строго.

Сестры не сразу, но замолчали.

- А теперь говорите по отдельности. Сначала Таня, а потом Тоня.

Постепенно причина конфликта прояснилась – сестры не смогли решить, во что им играть. Более собранная, но медлительная Тоня, предлагала сыграть в шашки, но Таня не соглашалась – в шашки она всегда проигрывала. Таня предлагала поиграть в бадминтон – здесь она всегда оказывалась ловчее сестры. Но на это уже не соглашалась Тоня.

- Девочки, вы ведь сестры, - сказала мама. – Вы никогда в жизни не сможете стать друг другу совершенно чужими – Господь соединил вас кровным родством. И вам надо привыкать к тому, что вы – разные! Это – тоже от Господа!

- А почему мы – разные?! – возмущено крикнула Таня. – Почему Тонька такая... неловкая, как медведь?!

- А ты – тупая, как пробка! – не осталась в долгу Тоня.

- Девочки, как вам не стыдно! – прокричала мама. – Бог сотворил вас разными для того, чтобы вам проще было любить друг друга!

В комнате тут же повисла тишина – сестры в изумлении забыли, что только что чуть не подрались.

- Мам, я не поняла – почему так? – спросила Таня.

- Мам, а разве не проще любить того, кто на тебя похож? – спросила Тоня.

- Вы знаете, девочки, - начала мама, - что сначала Адам был не таким, как мы сейчас – он был безгрешным. И Ева такой же была. А потом первые люди согрешили. Грех разрушил их связь с Богом – из-за этого они стали страдать и стали способными умереть. Но грех разрушил не только это – грех разрушил их связь друг с другом.

Мама на секунду остановилась, переводя дух. Девочки молчали – слушали.

- Нам не понять, насколько близки были люди в раю до грехопадения. Адам говорил о Еве – «это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23). То есть Ева для Адама – практически его второе «Я». После грехопадения стало все не так. Люди стали ощущать себя чужими друг другу. И от этого произошли ссоры, ненависть, убийства.

Мама опять перевела дух – дочери не перебивали ее.

- Я думаю, что Богу не трудно было бы наделить каждого человека всеми существующими талантами. Бог ведь стал Человеком? Значит – человек это о-го-го какое существо, если способно быть в такой близости от Сотворившего все, и все же остаться именно человеком, а не стать чем-то другим! Если Человек Бога в себе вместить смог, то все таланты мира и подавно смог бы! Но – представьте себе мир, где каждый умеет все. Каждый умеет и хлеб испечь, и платье сшить, и на скрипке сыграть. И при этом – братство людей разбито грехом. Что произойдет? А ничего хорошего – люди просто не будут нуждаться друг в друге. И любовь между людьми никак не сможет возникнуть. А так – один печет хлеб, но не играет на скрипке. А ему хочется послушать скрипку! И он идет к скрипачу и говорит – сыграй мне, а я вот хлеба тебе принес, ты ведь сам хлеб не печешь! Так люди начинают понимать, что они нуждаются друг в друге, что им друг без друга – никак. И из разности и несовершенства каждого возникает дружеская привязанность, потом – любовь друг к другу. А иначе вряд ли получилось бы что-то, кроме гордости!

- Мам, то есть – это хорошо, что я ловкая, а Тонька – умная? – изумилась Таня.

- Да, доченька. То есть вы, конечно, можете использовать это как повод для ссор и драк – вот как сейчас, но это же может быть и поводом для помощи друг другу и для любви. Имейте в виду – Бог велел людям любить ближнего как самого себя (Мф. 22, 39)! Это не просто, но надо стараться - иначе нечего и мечтать о Царстве Божием!

- Мам, а как этому научиться? – спросила Тоня.

- Я читала, что нужно давать людям то, что ты хотела бы получить у Бога для себя, - ответила мама. – Вот ты, Тоня, хотела бы, чтобы Бог относился с пониманием к твоим слабостям?

- Конечно, хотела бы!

- Тогда относись с пониманием к слабостям Тани. А ты, Тань, хотела бы, чтобы Бог прощал тебя, если ты что-то не то натворила?

- Конечно, хотела бы! – ответила Таня, которой частенько доводилось «натворить что-то не то».

- Тогда прощай Тоне, что бы она тебе не сделала, - сказала мама. - Бог ведь в этом отношении все устроил просто – «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). «Какой мерой мерите, такою отмерено будет вам» (Мк. 4, 24). «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12).

- Это – сложно, - сказала Таня.

- Не так, чтоб очень, - не согласилась мама. – Просто - если хочешь сделать выговор Тоне за какую-то ошибку, помолчи мгновение и представь, что эту ошибку сделала ты, а не она. И тогда скажи Тоне то, что сама хотела бы от нее услышать, если бы ошиблась ты.

Таня задумалась, но только на миг.

- Ладно, Тонь, давай мириться! – сказала она.

- Давай, - ответила Тоня.

Сестры обнялись, а мама вышла из комнаты. Она очень хотела, чтобы ее дочери научились, в конце концов, ладить друг с другом и не ссориться – ни по серьезным поводам, ни по мелочам.    

 

 

 

 

 

 

13. О том, почему Господь прощает таких грешников, которых не простили бы люди.

 

 

            Однажды, вернувшись из школы, Богдан спросил маму:

- Мам, а Сталин был злым человеком?

- С чего ты взял? – спросила мама.

- Мы сегодня на уроке истории говорили... – начал Богдан.

Но мама жестом остановила его.

- Я поняла. Видишь ли, сынок, - мама запнулась, подбирая слова, - я не знаю, злым или добрым был Сталин. Он умер задолго до моего рождения, так что я не имела возможности с ним познакомиться.

- Да, но о нем такое пишут!... – возмутился Богдан, но мама вновь жестом остановила его.

- Да, пишут, - кивнула она. – Но вот в чем дело, сынок – Бог запретил клеветать, то есть говорить ложь о других людях. Лучший способ выполнить эту заповедь – это не говорить того, что не видел своими глазами. Поверь – гораздо лучше сказать: «Я не знаю», чем оклеветать кого-то! Так что я не буду обсуждать с тобой Сталина. Извини.

- Но, мам… - не унимался Богдан.

- На протяжении всей человеческой истории был всего один безгрешный, а значит и по-настоящему хороший человек – Воплотившийся Бог Иисус Христос, - сказала мама строго. – Других не было и не предвидится. Все мы много грешим. Кстати, и у Господа были враги, и они пытались очернить Его своими языками. Фарисеи говорили о Нем, что в Нем бес (Ин. 8, 48), что Он «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19) – в этих слова фарисеи вкладывали пренебрежение. Но эти люди не говорили правды, клеветали на Господа, не понимая Его и не желая понять. Легко оклеветать человека, Богдан! Возможно, в чем-то оклеветали и Сталина. Только Господь знает, что на самом деле сделал этот человек, а что ему просто приписали. Так что пусть Господь его и судит, а я – не буду.  

С минуту молчал и Богдан, обдумывая слова матери.

- Хорошо, мам, - сказал он, наконец. – Я, собственно, вот о чем хотел спросить... Например, жил человек… Ну, не Сталин, а… Ну – кто-то другой… И он на самом деле был злым, сделал другим много-много горя. Как ты думаешь – если перед смертью этот человек скажет Богу – «прости» - Бог простит его?

- Я думаю, что – да, - ответила мама, а потом добавила: - Если это «прости» будет искренним, конечно. Ложь ведь Бог сразу увидит!

- Мам, но ведь этот человек может не успеть сделать ничего доброго! – сказал Богдан. – Он не сможет исправить причиненное людям зло!

- Не сможет, - согласилась мама.

- Но ведь так – не справедливо! – выпалил Богдан. – Вот если бы он хоть что-то исправил! А так - ничего ведь!

Мама улыбнулась.

- С нашей, человеческой точки зрения – может быть и не справедливо. Но «милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13), то есть – милосердие выше и важнее справедливости! Нам трудно это понять, ведь мы по-настоящему не умеем ни прощать, ни любить! А Бог умеет. Ты помнишь, что вместе с Господом были распяты два разбойника, и один из них покаялся перед смертью? Что сказал ему Христос? «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Сам подумай, Богдан – этому разбойнику оставалось жить совсем не много, он не мог исправить причиненное людям зло! Единственное, что у него оставалось – это покаяние и подвиг веры. Да, подвиг веры, Богдан! Не сложно узнать в Иисусе Христе Господа и Бога после Его воскресения, когда ты вложишь пальцы в раны от гвоздей на его руках (Ин. 20, 28). А вот для того, чтобы признать Господом Человека, умирающего рядом с тобой на соседнем кресте, нужна вера огромная! Но вера у этого разбойника была, и покаяние его было велико. Господь видел, что разбойник обязательно изменил бы свою жизнь, если бы у него оставалась такая возможность! Поэтому этот разбойник был прощен.

Богдан с сомнением покачал головой.

- Все равно, мам, мне трудно это понять!

Мама опять улыбнулась.

- И это еще раз доказывает, что мы, люди, не умеем, как следует, прощать, потому, что не умеем любить! Может, тебе будет проще понять Бога, когда ты вырастешь, и у тебя появятся собственные дети!

- Почему? – не понял Богдан.

- Ну, представь – родятся у тебя, скажем, пять сыновей. Четверо из них вырастут вполне благополучными, а пятый – негодяем. Уверяю тебя – ты сделаешь все для его исправления! Ты будешь его ласкать и наказывать, уговаривать и драть за уши, будешь заглаживать причиненное им зло и радоваться каждому его доброму поступку. И поверь – он тысячу раз скажет тебя: «Прости, пап, я исправлюсь, я так больше не буду!», и ты тысячу раз ему поверишь, хотя он будет подводить тебя вновь и вновь.

Мама замолчала.

Некоторое время молчал и Богдан.

- Я никогда так об этом не думал, - неуверенно сказал он, наконец. – Наверное, ты права...

- Ты помнишь притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32)? – спросила мама.

- Да, конечно, - ответил Богдан.

- Эта история началась с того, что младший сын попросил у отца свою долю семейного имущества, - сказала мама. – По сути, он сказал отцу: «Папа, мне ведь и так отойдет часть наследства после твоей смерти. Отдай мне ее сейчас – я не могу дождаться, пока ты умрешь, чтобы начать жить так, как мне хочется»! Как, наверное, отцу было горько и обидно это слышать! Он, конечно, знал, что сын просит свою часть имущества не для добра – ведь на доброе дело так не просят - но все равно исполнил просьбу младшего, потому, что любил его. И дал ему уйти – потому, что любовь не признает цепей. И ждал, ждал... Конечно, младший сын растранжирил полученные деньги, а потом голодал, скитался, страдал. А потом решил вернуться. Помнишь, он хотел попросить у отца принять его в число наемников – то есть рабочих, которые трудятся за деньги, но остаются для семьи чужими? Отец не позволил ему этого! Когда оборванный и голодный, битый жизнью младший сын сказал: «Отец! Я согрешил и уже не достоин называться сыном твоим», отец не дал ему договорить, не дал ему попроситься в наемники. Он понимал то, чего не мог понять младший – сын не может быть наемником. Плохим, недостойным сыном – да, может, но наемником, чужим – никогда! И отец принял сына назад, и устроил праздник, и дал лучшие одежды... А как ты думаешь, Богдан, если бы этот сын опять ушел, и опять вернулся с покаянием, отец принял бы его вновь?

- Принял бы, - ответил Богдан.

- Принял бы, - согласилась мама. – Вот поэтому Бог принимает наши покаяния снова и снова. Принимает потому, что любит нас так, как Отец любит своих детей!       

 

 

 

14. Почему Господь принес не мир, но меч (Мф. 10, 34).

 

 

            На следующий день Богдан вновь пришел из школы расстроенным. Это заметил папа.

- Что случилось, сынок? – спросил он.

- В общем-то – ничего, - ответил Богдан. – Хотя… В общем, мы с одним мальчиком говорили о Христе, о вере… Он со мной не соглашался, мы поспорили немного. А потом мне сказали, что о Боге говорить не нужно.

- Почему?

- Потому, что разговоры о Боге приводят к конфликтам и напряжению в обществе.

- Да? И кто это сказал?

- Учительница.

- А мир среди людей – это, как ей кажется – самое главное?

- Да, - сказал Богдан.

Папа сел на диван, на минуту задумался.

- Знаешь, сынок, - сказал он. – Я тоже не против мира среди людей. Когда люди живут в мире – это отличная штука. Но вот ведь в чем дело – я родился и рос в Советском Союзе. В этой стране было не принято говорить о Боге. А конфликты все равно были. СССР воевал много! В современных США сейчас тоже о Христе говорить не очень принято – это у них называется «политкорректностью». А воюет эта страна постоянно, то с теми, то с этими… Так что молчание о Господе мира не приносит, нет! Да и потом – твоя учительница, сама того не понимая, хочет мира за счет Христа. И вот такой мир, за счет забвения Господа, нам не нужен, нет! Вот от мира во имя Христа я бы, конечно, не отказался!

- Ты что-то непонятное говоришь – «во имя Христа, за счет Христа»? – пожаловался Богдан. – Как это – «за счет Христа»?

- За счет предательства Христа, - ответил папа.

- Пап, я все равно ничего не понял! - признался Богдан. – Мир за счет Христа… Объясни понятнее!

- Понятнее – это лучше на примере, - сказал папа. – Ты слышал о святом Феодоре Студите? Это византийский святой, он был настоятелем Студитского монастыря?

- Имя знакомое, - сказал Богдан.

- Так вот, сынок – в начале девятого века, кажется в 812 году, византийский император Михаил Первый издал закон, по которому любой, принадлежащий к секте павликиан, должен был быть казнен. Павликиане были еретики того времени, враги Церкви, враги византийского государства. Но Феодор Студит убедил императора отменить этот закон! Таким образом, тысячи павликиан были спасены от смерти. Вот это, сынок, и есть мир во имя Христа. Смотри – павликиане были врагами Церкви, которую Феодор Студит любил всем сердцем, и, тем не менее, Феодор убедил императора не поднимать на них меч. Ведь Христос не поднимал меча на своих врагов! И апостолы так не делали. Точнее говоря, во время ареста Христа, меч схватил апостол Петр, даже ударил им раба первосвященника, но Христос велел вложить этот меч в ножны, а раненного исцелил (Лк. 22, 50-51).

- Да, я помню, - кивнул Богдан.

- Со времен Феодора Студита много чего изменилось, но и теперь у Церкви не мало врагов. Есть иудеи, многие из которых брызжут злобой, как только разговор заходит об Иисусе Христе, есть мусульмане, отрицающие то, что Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16), а значит – бьющие в самое сердце христианской веры… Хороший христианин не будет стесняться убеждать их в том, что Христос есть Путь, Истина и Жизнь и невозможно прийти к Отцу Небесному иначе, чем через Него (Ин. 14, 6); он будет говорить им, что двери христианства открыты и для них. Но этот хороший христианин не поднимает на них меча! Даже если бы он был могущественным человеком – каким-нибудь князем или царем. Не поднять меч на врага, не поднять меч на того, кто ненавидит то, что ты любишь – это и есть мир во имя Христа!

- Но ведь христиане воевали! – сказал Богдан.

- Да, к сожалению, христианам приходилось воевать, - сказал папа. - Но, честно говоря, самые большие свои победы христиане одержали не мечом, а ношением креста! Вспомни – языческая Римская империя убивала христиан несколько веков. И христиане умирали, поколения за поколениями умирали ради Христа, и, в итоге, победили – империя признала их правоту и сами стала христианской! Как видишь, сынок – христиане победили, проливая кровь, но не чужую, а свою! Не пролить чужой крови, даже если есть такая возможность, даже если так кажется проще – это и значит – сохранить мир во имя Христа!

- А что такое – мир за счет Христа? – спросил Богдан.

- А мир за счет Христа – это то, что нам предлагают современные неверующие люди. Они не запрещают нам верить, но говорят – верьте, но молчите, верьте, но не пытайтесь убедить в своей правоте других! Ведь мусульманин расстраивается, если ему говорят о том, что основатель ислама Мухаммед ошибался! И иудей расстраивается, если ему говорят, что он зря ждет Миссию – ведь Миссия уже пришел и это – Иисус Христос. Поэтому – говорят нам неверующие люди – не расстраивайте иудеев, мусульман и прочих. Не говорите им о Христе. Верьте так, как хотите, но – молчите! Если вы будете молчать, среди людей будет меньше ссор. Вот это, сынок, и есть мир за счет Христа. И на такой мир мы не должны соглашаться!

- Не должны, - согласился Богдан.

- Такой мир, по сути, есть отрицание Христа. По сути, нам предлагают тихонечко Его предать! По сути, нам предлагают промолчать, когда кто-то скажет, что все равно – верить во Христа, в Аллаха или в Кришну. А это – не все равно, сынок, совсем не все равно! Мы ведь христиане, а значит - должны всерьез относиться к словам апостола Петра о том, что «нет другого имени (кроме имени Иисуса Христа) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Видишь, сынок – путь спасения один, и этот путь – Христос. И если мы не говорим об этом пути с неверующими, то мы и Христа предаем, и этих людей лишаем надежды на спасение! А мы не должны так!

- Говорят, что каждый человек имеет право верить, как ему хочется, - сказал Богдан.

- Имеет право, - согласился папа. – Свобода вероисповедания вложена в наше сердце Самим Богом. Нельзя заставить верить. Заставить, к примеру, поклоны в Храме класть – это можно, и даже не очень сложно, но заставить именно верить во Христа – нет, нельзя. Так уж сотворен человек – только добровольно отдает он свое сердце… Но вот в чем дело – человек свободен отвергнуть Христа - Бога Истинного (1 Ин. 5, 20), и отдать свое сердце какому-нибудь идолу. Но от этого идол не станет Богом! К примеру, любой свободен верить в то, что планета Земля по форме квадратная или треугольная. Но от этой веры Земля не перестает быть шаром, а точнее – сплюснутым эллипсоидом! Так и Христос не перестает быть Истинным Богом от того, что многие люди в это не верят. А Аллах, описанный Мухаммедом в Коране, или Кришна, описанный в Бхагавад-гите, не становятся истинными богами просто потому, что кто-то поверил в них!

- Понятно, - согласился Богдан.

- Мы не должны прекращать говорить о Истинном Боге – о Христе, просто потому, что кому-то было бы спокойнее не слышать наших слов! В конечно счете, именно открытого исповедания веры ждет от нас Христос. «Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным; А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33). Видишь – мы должны говорить с людьми о Христе. Если это « приводит к напряжению в обществе» - что ж, пусть приводит. Сам Господь, конечно же знал, что не все примут Его, не все захотят становиться Его учениками. Поэтому и сказал фразу, которая так смущает неверов: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью его, и невестку со свекровью его» (Мф. 10, 34-35). Да, отношение ко Христу разделяет людей на тех, кто говорит Господу «да», и тех, кто говорит Ему «нет». Это – следствие человеческой свободы, в том числе и в ее самом трагическом проявлении - свободы отвергнуть Господа. Отношения между теми, кто сказал Господу «да» и теми, кто говорит ему «нет», конечно же, не могут быть безоблачными, ведь эти люди разошлись в оценке самого главного в жизни. Поэтому и есть «напряжение в обществе». Но  может, само это напряжение послужит к тому, что кто-то очнется от постоянных забот о деньгах, житейском успехе, и впервые всерьез подумает о Господе? А если наши слова и не приведут людей ко Христу – что ж, Бог им судья, а мы свое дело сделали. Мы не предали Его, и это – главное в жизни.     

- Так что же мне сказать учительнице, если она будет опять закрывать мне рот? – спросил Богдан.

- Если она будет именно «закрывать тебе рот», то не говори ничего, - сказал папа. – Христос не отвечал на ложные обвинения на суде просто потому, что это было бы бесполезным сотрясением воздуха. Нет смысла говорить с тем, кто заранее все решил и в любом случае не захочет тебя услышать. Но если она будет хотеть тебя понять, то скажи ей о том, что неверующие люди в любом случае много спорят. Они не спорят о Боге, но спорят политиках и исторических личностях, об артистах и о футболе… Вот в таких случаях святые учат нас молчать. Феофан Затворник считал, что спорить нужно только ради Спасения. Из-за чего-то другого – земель ли, правителей ли, соцстроя ли, да мало ли – не стоит спорить! Пусть в мирских вещах по их воле будет. Но о том, что касается Спасения, мы будем говорить и не замолчим! Ведь «какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а своей душе повредит»?! (Мф. 16, 26). Какой смысл во всеобщем мире, если все забудут Господа и все дружной толпой отправятся прямиком в ад?

 

 

 

 

 

15. О суеверии.

 

 

Этот разговор произошел в комнате девочек – Тоня рассказывала Тане о

водосвятном молебне, на котором та не была, потому, что болела. Тоня рассказала сестре о том, как батюшка произносил молитвы, как потом кропил всех участников молебна освященной водой...

- А еще святая вода помогает от всех болезней! – тоном заговорщицы закончила она. – Выпьешь – и от всех болезней вылечишься!

- Кто тебе это сказал? – раздалось с порога строго.

Девочки обернулись – в комнату вошел папа.

- Мне одноклассники рассказывали, - растерянно произнесла Тоня.

- Одноклассники... – проговорил папа.

Он сел на стул, вздохнул.

Девочки подошли к нему.

- Ну, а сама ты кому рассказывала? – спросил папа Тоню.

- Только Тане, - ответила та.

- Никому больше этого не говори, - сказал папа.

- Чего - не говорить? – не поняла Тоня.

- Что святая вода лечит от всех болезней.

- Почему?!

- Потому, что это не правда, - сказал папа строго. – Освященная вода – это святыня, а не лекарство! Учения Православной Церкви о том, что святая вода лечит все болезни – нет, и никогда не было!

Девочки молчали – видно было, что они не понимают отца.

- Вы слышали такое слово – «суеверие»? – спросил папа. – Знаете, что оно означает?

Девочки робко пожали плечами.

- Суеверие – это вера в то, чего нет, в то, что не имеет под собой никакого основания, - сказал папа. – Проще говоря – вера в глупые сказки. Есть, например, такое суеверие – люди бояться идти, если дорогу им перебежала черная кошка. Думают – беда случиться. Это глупости, конечно – кошка к беде никакого отношения не имеет.

- Я в черную кошку не верю! – сказала Таня.

- И я! – сказала Тоня.

- Молодцы, - сказал папа. – Но то, что черная кошка – суеверие, сказка - понятно многим. А вот если рассказывать сказки о жизни Церкви, многие могут не разобраться, что это – именно сказки, и может случиться беда. Вот расскажешь ты, Тоня, эту сказку, ну, к примеру, своей однокласснице Маше, и она решит, что это не ты выдумала, а Церковь так учит – ведь она знает, что ты из воцерковленной семьи. А потом у Маши заболит, например, зуб. Она станет его лечить святой водой, а зуб возьмет и не выздоровеет! Что тогда будет? Тогда Маша будет думать, что это Церковь ее обманула. Понимаешь, Тонь? Она будет думать, что ее обманула именно Церковь, а не маленькая девочка, которая болтает то, чего не знает!

- Папа, я никому, кроме Тани не рассказывала! – воскликнула Тоня.

- И не рассказывай, - сказал папа. – Церковь учит многим удивительным вещам. Что Бог сотворил мир, что человек грехом все испортил, что Бог стал Человеком и принял смерть на кресте, чтобы спасти всех нас для вечной жизни... Видишь – как много удивительного! И заметь – все это мы не выдумали, а узнали от Самого Воплотившегося Бога Иисуса Христа и от Его учеников – апостолов. Об этом нужно рассказывать друзьям, а глупых сказок повторять не надо – Церковь в этом вовсе не нуждается.

- Пап, так что – от святой воды не может пройти больной зуб? – спросила Таня.

- Может, - ответил папа. – Человек может прикоснуться к любой святыне, и по воле Бога через нее исцелиться от любой болезни – Богу это совсем не трудно сделать. Прикасались ведь люди к краю одежды Господа, чтобы исцелиться от болезней? Прикасались. Заметь, что край одежды – это ведь не Сам Господь! И, тем не менее – исцелялись ведь! (Мф. 14, 36). Так что Господь исцеляет людей через святыни, хотя святыни – это все-таки не Он Сам. Но это, во-первых, бывает не всегда (если Господь видит, что человеку полезнее поболеть, то исцеления не произойдет), а во-вторых – святыни существуют не для этого.

- А для чего? – спросила Тоня.

Папа улыбнулся.

- Видишь ли, дочка, - сказал он. – Человек состоит из того, что он видел, что слышал, к чему прикасался. Ну – устроены мы так. Вот почему полезно смотреть на хорошее, и вредно – на плохое. Например, когда ты читаешь Святое Писание, думаешь над ним, спрашиваешь значение тех или других слов у взрослых – ты постепенно становишься лучше. Ты всматриваешься в образ Господа Иисуса Христа или его учеников, и как бы «пропитываешься» тем, во что всматриваешься. В Святом Писании – море любви, доброты, и ты ей учишься. Тебе хочется подражать жизни апостолов или Самого Господа. И это – правильно, конечно. А вот если ты будешь часами смотреть мультик «Том и Джерри», ты будешь «пропитываться» совсем другим – равнодушием, жестокостью, которых так много в этом мультфильме.

- Но ведь святая вода – это не книга и не мультик, - сказала Тоня. – Ее ведь нельзя прочитать!

- Конечно, - сказал папа. – Но дело в том, что человек – существо сложное. Чтение святых слов пропитывает человека через его ум. Но есть и другой способ восприятия – прямо через душу. Это не так просто понять, но – что есть – то есть! Если человек целует святую икону, если соприкасается со святой водой или с миром от святых мироточивых мощей – душа его освящается от близости с этими святынями.

Девочки молчали – было видно, что им трудно понять.

- Вы помните Евангельские рассказы о том, как Христос исцелял бесноватых? – спросил папа.

- Я помню, - сказала Таня.

- И я, - сказала Тоня.

- Однажды, еще совсем молодым человеком, я видел бесноватую женщину своими глазами, - сказал папа. – Это было в Киеве, в Киево-Печерской Лавре. Там я был на молебне в подземном Храме Святого Феодосия в Дальних пещерах. И она там была, эта женщина. Бедняга – она так мучилась. Рычала нечеловеческим голосом, даже не как пес – как лев!.. Ей явно было больно. Но из Храма она не уходила! Я потом спросил одну женщину, киевлянку, которая бывала в Лавре постоянно – помогает ли бесноватым то, что они находятся в Храме? И женщина сказала мне – помогает. Бес ведь порабощает человека, когда тот много грешит, но когда человек приходит в Храм, чтобы лечиться от этой напасти – он постепенно меняется. Он читает Писание, много молится, постится, постоянно соприкасается с иконами, мощами, многими святынями... Исповедуется и причащается, конечно. И постепенно становится другим – так действуют на него святыни, вернее – так действует подаваемая Господом через святыни благодать. И бес уходит – ему нечего делать в том, кто покаялся, изменился, стал лучше... Вот для этого существуют святыни, Тоня. 

- Я это одноклассникам рассказать не смогу – слишком сложно! – заявила Тоня.

- Сможешь, - улыбнулся папа. – Может быть, не завтра, но чуть позже – обязательно сможешь. Ты, главное, по чаще смотри в сторону Церкви, читай, спрашивай, в общем – учись. Учись для того, чтобы рассказывать подружкам о том, что в Церкви действительно есть, и не говорить о том, чего в ней нет. 

 

 

 

16. О чтении Святого Писания.

 

 

В этот день Богдан пришел из школы в задумчивости. Обедать сел вместе со всеми, но рассеяно ковырял вилкой картофельное пюре – было видно, что его мысли заняты не едой.

- У тебя что-то случилось, сынок? – спросил папа.

- У меня – нет, - ответил Богдан. – Просто сегодня у нас был новый учитель, по географии...

- И что?

- Он не верит в Бога, - сказал Богдан.

- Жалко человека, - сказала мама. - Но так бывает, сынок. Разве ты впервые видишь неверующего человека?

- Не в первый раз, конечно, - ответил Богдан. – Но тут особый случай! Он сказал, что окончательно утвердился в атеизме, когда в молодости прочитал Библию!

Он выглядел очень огорченным и растерянным.

- И именно это тебя смутило? – догадался папа.

- Да, - ответил Богдан. – Разве так может быть? Ведь в Библии написано про Бога! Люди должны читать и – верить, а тут – такое... Неужели читать Святое Писание – вредно?

Папа встал из-за стола, вышел из комнаты, но через минуту вернулся, неся в руках толстую книгу.

- Тут вот была хорошая цитата из Симеона Нового Богослова, - пробормотал папа, листая книгу. – Та-а-ак... Сейчас найду... А – вот! – голос папы стал торжественным. – «Душа, желающая поучаться в законе Божием день и ночь, ни от чего не получает в этом отношении столько пользы, как от исследования Божественных Писаний; потому, что внутри этих Писаний сокрыты помышления благодати Святого Духа» - вот что говорил великий православный святой! Так что читать Библию не вредно, а как раз полезно, Богдан! Если ты знаешь Писания – ты не будешь впадать в глупые суеверия. Если ты знаешь Писания – тебя не собьет с толку сектант, остановивший тебя на улице. Вообще – мне самому никогда не были понятны люди, которые не хотят читать Библию, в особенности – Новый Завет. Как можно любить Христа и не хотеть знать, что Он говорил и что делал?!

- Пап, но ведь учитель все прочитал, и вот что вышло! – воскликнул Богдан.

Папа сел, отложил книгу.

- Видишь ли, сынок, - начал он, - ко всякому серьезному делу нужно подходить с умом. Я вот – столяр. У нас на заводе есть разные станки, и к каждому из них надо подходить с умом, точно зная, как на нем можно работать, а как – нет. А если будешь пытаться работать, не соблюдая простых правил, то и стол не сделаешь, и станок сломаешь. Или руки лишишься! Так же и с изучением Писания – его можно изучать и правильно и не правильно. Если правильно – душа будет возрастать в христианстве, а если не правильно – получится так, как у твоего географа.

- Пап, - а правильно и не правильно – это как? – спросила Таня.

- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, - сказал папа. – Евангелие от Матфея, глава 5 стих 8.

- Это из Нагорной проповеди, - кивнул Богдан.

- Да, - улыбнулся папа. – Так вот – чистое сердце и есть тот инструмент, которым познается Писание. Дело в том, что все мы очень далеки от того, чем должны быть – наше сердце весьма и весьма загрязнено грехами, и именно поэтому мы не можем многого понять в Писании. Гордый человек думает – прочту и во всем сам разберусь. Но сердце его не очищено, и потому они многого в Писании не понимает. Так, наверное, случилось и с твоим географом – он ничего не понял и поэтому отверг и Библию, и само христианство. Это – не правильный подход.

- А какой правильный? – спросил Богдан.

- Во-первых – встретив смутившее тебя место в Писаниях не спешить отвергать Библию и Церковь, и Самого Бога, а интересоваться – как понимали это место отцы Церкви – ведь они были к Богу ближе, а значит - видели то, чего не видишь ты. А главное - очищать свое сердце. А сердце очищается тогда, когда человек пытается не только читать Евангелие, но и жить по нему – то есть выполнять Божии заповеди. Вот, еще есть у Святого Симеона... – папа опять принялся листать книгу.

- Да – вот! - сказал он. – Вот что говорит Святой Симеон: «от выполнения заповеди рождаются добродетели, а от добродетелей делаются явными таинства, сокрытые в букве Писания».

Дети молчали – видно было, что они поняли не все.

- Ну, обычно получается так, - начал папа. – Человек приходит в Церковь, бывает на службе, участвует в таинствах, слушает проповеди, читает Писания. В начале он понимает не многое. Но если всерьез пытается выполнить то немногое, что понял (и при этом не перестает участвовать в жизни Церкви и изучать Писания), то  этим очищает свое сердце и спустя какое-то время понимает уже чуть больше. Пытается выполнять и то новое, что понял  – еще чище становится сердце, еще больше становится понятным! Так в познании и в выполнении воли Божьей проходит жизнь настоящего христианина. Серафим Саровский читал Евангелие постоянно. За неделю он прочитывал весь Новый Завет, и на следующую неделю начинал читать его заново – и так из года в год. Зачем, спросите вы – ведь текст Писаний не менялся? Текст-то не менялся, но менялся сам Серафим и каждый раз видел в Писании что-то новое, то, чего не видел раньше. Видел – и пытался исполнить. Это – правильный подход к жизни. Итог такой жизни – Царство Божие, которое обнаруживает человек у себя в душе еще при нынешней жизни (Лк. 17, 20-21), но которое полностью раскрывается, конечно, в жизни будущего века.

- И у тебя так было? – спросил Богдан. – Ну, в смысле, что ты сначала чего-то не понимал, а потом – понимал?

- Ну конечно! - ответил папа. – Я вот раньше совершенно не понимал много из того, что говорит апостол Павел в своих посланиях – больно сложным они для меня казались. А теперь, как его послания читаю – понимаю, и даже удивляюсь – как я мог раньше что-то не понимать? А псалмы я начал понимать только после того, как стал их заучивать наизусть.

- Наизусть? – изумился Богдан.

- Да, сынок, - сказал папа. – К сожалению, ежедневное чтение кафизм мне мало помогало – я пробегал глазами по тексту и ничего не понимал. Сложный язык, сложные образы… Но все святые без исключения очень хвалят Псалтырь! «Лучше солнцу не светить, чем человеку не читать Псалтырь» - говорил Иоанн Златоуст. И я попробовал заучивать псалмы наизусть. И знаешь – дело пошло! Просто ты не сможешь выучить псалом, если глубоко не вникнешь в него, не разберешься, что в нем к чему, верно? Ну, вот я и разбирался. И знаешь, оказалось, что псалмы действительно содержат в себе такое богатство!

- Пап, а ты что, знаешь наизусть все псалмы?! – спросил Богдан.

- Нет, не все, - ответил папа.

- А сколько?

Папа пожал плечами.

- Больше, чем знал несколько лет назад, но меньше, чем хотел бы знать, - ответил он уклончиво. – Но, быть может, с помощью Божьей когда-нибудь выучу все. Оно того стоит, сынок, ведь псалмы – это такое богатство! Как, в общем-то, и все в Библии. 

- Пап, а теперь для тебя в Библии все понятно? – спросил Богдан. – Или и теперь для тебя есть что-то сложное в Писаниях?     

- Конечно, есть сложное, - улыбнулся папа. – Но я надеюсь, что со временем я буду понимать больше, чем теперь. И вы поймете, и, может быть, больше моего, если не будете лениться и не прекратите вслушиваться в слово Божье и исполнять его.

 

 

 

 

 

 

 

17. О книге «Еклесиаста».

 

 

            Однажды Богдан сказал папе:

            - Не понимаю, как можно любить «Книгу Екклесиаста»!

            - А что такое? – не понял папа. – Чем тебе царь Соломон не угодил?

            - Да тоска зеленая! - поморщился Богдан. – Все у него суета! Это суета, то суета! Работать – суета, веселье – суета, мудрость – суета. Если так смотреть на мир, то лучше не жить, а сразу удавиться! И вообще, я где-то слышал, что эту книгу вовсе не Соломон написал!

            - Именно Соломон, - сказал папа. – Вот смотри, - он открыл Библию на нужном месте. – «Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Еккл. 1, 1; 1, 12), – папа отложил Библию и посмотрел на Богдана.

            - В те времена любой потомок Давида мог назвать себя его сыном! – сказал Богдан. – Тогда это было нормальным.

- Молодец, грамотный! - усмехнулся папа. – Да, действительно, назвать себя сыном Давида мог даже его прапрапрапраправнук. И действительно - для библейских времен в этом не было ничего странного. Евангелист Матфей называет Иисуса Христа «сыном Давида, сыном Авраама» (Мф. 1, 1). А ведь сколько поколений отделяет этих людей друг до друга! Но дело в другом. Мы, сынок, хорошо знаем историю царя Давида и его потомков. Уже при Ровоаме (сыне Соломона, внуке Давида) произошло разделение и возникло два царства – Израильское и Иудейское. С этих пор потомки Давида правили только в Иудейском царстве! Никто из них, за исключением Соломона, не правил над всем Израилем! Даже Господа Иисуса Христа называли царем Иудейским, а не царем Израильским! Помнишь, в Евангелии от Иоанна описано, как римские воины издеваются над Господом, бьют Его и говорят при этом: «Радуйся Царь Иудейский» (Ин. 19, 3)?

            - Помню, - сказал Богдан.

- Вот и получается, что потомок Давида, который правил в Иерусалиме над всем Израилем – это  мог быть только Соломон и никто другой! – сказал папа. – К тому же, Екклесиаст пишет о себе так: «И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме, и мудрость моя пребывала со мною» (Еккл. 2, 9). Кто в ветхозаветные времена прославился своей мудростью?  Царь Соломон. А своим богатством? Опять-таки - Соломон!

- Ладно, убедил, - сказал Богдан. – Книга эта написана царем Соломоном. Только она мне совсем не нравится!

- Это потому, что ты еще юноша, - сказал папа ласково. – А Соломон писал эту книгу глубоким стариком. Переживание мира и стремление к Господу у молодых людей одно, а у стариков – другое. В этом нет ничего странного, это – вполне нормально. Я тоже не мог оценить эту книгу Писания, когда был молод. Но годы идут, и я все больше и больше понимаю ее.

- Расскажи, пап! – попросил Богдан. – А то я эту книгу совсем не понимаю.

- Видишь ли, - начал папа. – Царь Соломон здесь пишет не о небесном, а о земном. Он ведь постоянно повторяет одно и то же выражение – «под солнцем». «Что пользы человеку от всех трудов… под солнцем»  (Еккл. 1, 3). «Какие дела делаются под солнцем – все суета и томление духа» (Еккл. 1, 14). «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие, место правды, а там неправда» (Еккл. 3, 16). «Под солнцем» (на языке Соломона) - это здесь, сейчас, в нашем мире. «Книга Екклесиаста» – это плач по нашему миру, забывающему Бога, по нашей жизни, которую мы сами делаем безбожной. Вот ведь что интересно – многие люди думают, что жизнь царя Соломона была просто сказочной. Его отец Давид всю жизнь воевал, а Соломон жил в мире. Соломон был очень мудр, невероятно богат, его очень почитали… Миллиарды людей были бы согласны поменяться с ним местами. И вот этот человек, которому земное благополучие было отмеряно полной мерой, написал, что это благополучие на самом деле ничего не стоит! «Все суета и томление духа»!

- Почему? – все еще не понимал Богдан.

- Потому, что в нашем мире нет ничего по-настоящему прочного, - сказал папа. – Сегодня ты жив, а завтра – мертв, и никак не сможешь продлить себе жизнь хотя бы на час! Сегодня у тебя есть богатство, дети, а вот – раз, и нет ничего! Не веришь – прочти «Книгу Иова»! Соломон все это видел, все это понимал, и очень от этого страдал. Вроде бы все было, и – ничего не получалось! Он, конечно, хотел стать святым, хотя бы той ветхозаветной святостью, как его отец Давид, и – не стал. В этом, конечно, главная трагедия его жизни. Именно из-за грехов Соломона распалось царство Израильское.

- Да, мы об этом читали, - сказал Богдан.

- У Соломона было все, о чем мечтает большинство людей, - продолжил папа. - А счастья – нет, не было! Посмотри, разве богатый, мудрый и почитаемый Соломон называет себя счастливцем? Нет, сынок. Наоборот: «И возненавидел я жизнь, потому, что противны мне стали дела, которые делаются под солнцем; ибо все – суета и томление духа!» (Еккл. 2, 17). А почему? Потому, что все земные труды непрочны. Вот человек стр... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4


20 июля 2015

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Богдан и его семья (воскресная школа)»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер