ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Опричнина царя Ивана Грозного

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Жены и дети царя Ивана Грозного

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Реформа чистоты

Автор иконка генрих кранц 
Стоит почитать В объятиях Золушки

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Шуба

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Только верю — найдём выход из темноты...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Коплю на старость рухлядь слов

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Приталила мама рубашку

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Я старею. С памятью всё хуже...

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Свежо, прохладно, молчаливо...

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Воссоединение
Просмотры:  357       Лайки:  0
Автор Людмила Лаптева

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Болотов и Богородицк (2 редакция)


стрекалов александр сергеевич стрекалов александр сергеевич Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
1549 просмотров
0 рекомендуют
2 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Болотов и Богородицк (2 редакция)Жизнь и судьба великого русского учёного-естествоиспытателя и летописца.

не-важную мысль хочется здесь высказать: по поводу личной уязвимости и крайней опасности материалистического подхода к истории (когда бытие-де определяет сознание), как и попыток некоторых услужливых и пронырливых авторов применять пресловутый классовый подход к другим. Судить и рядить кого-то с классовых позиций просто и удобно - согласен! Это всё равно что обоюдоострым мечом стоять и размахивать над головой, чтобы врагам неповадно и страшно было. Но только беда заключается в том, что можно ведь и самим какое-то время спустя на тот же «универсальный исторический метод» нарваться и больно по лбу получить, так что искры из глаз посыплются.

Вспомните, например, как с началом перестройки борзые историки и идеологи, сыновья и внуки Шкловского, Ронского и других, лихо побросавшие партбилеты и умело перекрасившиеся в демократов, принялись остервенело в угоду новым властям хаять советского время, вешать на него всех собак, называть дерьмовым, кровавым и отвратительным. Но ведь тогда по закону исторического возмездия дерьмовыми и отвратительными автоматически станут и их бравые отцы и деды, кто и олицетворял то время, отвечал за его моральный и духовный климат, пропаганду и идеологию - Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Покровский с Поспеловым, те же Шкловский и Ронский. Вот ведь до чего можно додуматься и договориться, господа хорошие, если встать (как учил К.Маркс) на сугубо материалистические позиции и тупо начать применять к Истории бездушный и холодный как бритва, безжалостный и субъективный классовый подход. Этак мы всех, и самих себя, историческим дерьмом в конце концов перепачкаем, что и места живого уже не останется…

5

 

Полноценной - реальной, что существенно, не сказочной и не чёрной, - биографии А.Т.Болотова, пусть пока только художественной, в советское время пришлось ждать ещё 20 лет - до окончания Великой Отечественной войны, во время которой к власти в стране пришли державники-патриоты и принялись пуще прежнего насаждать в государстве патриотическую идеологию, которая потихоньку раскручивалась в СССР уже со второй половины 1930-х годов и помогла народу нашему сначала выстоять в смертельной борьбе, а потом и сломить хребет германскому нацизму. Сильно поспособствовала выходу первой книги и международная обстановка: началась холодная война, и про научно-техническое сотрудничество между Советским Союзом и Западом можно было забыть, что оказалось нам только на руку. Теперь мы просто обязаны были, чтобы не потерять независимость, на собственные силы рассчитывать и собственный же творческий потенциал, которым нас Господь не обидел. Люди думающие, люди знающие, люди прозорливые и авторитетные, от решений которых зависела судьба и будущее страны, тогда это быстро поняли и приступили к действиям.

В 1946 году один из виднейших учёных того времени академик П.Л.Капица направил Сталину очередное письмо (которыми он беспрерывно бомбардировал вождя с 1936 года и не получал ответов), к которому приложил рукопись новой книги сложившегося ещё до революции писателя и историка, знатока российской науки и техники, Л.И.Гумилевского «Русские инженеры» (автора таких замечательных произведений, как «Крылья родины», «Зинин», «Вернадский», «Александр Михайлович Бутлеров», «Создатели двигателей», «Чаплыгин», где прославлялись великие русские учёные и изобретатели). В письме Капица уверял, что это он-де порекомендовал Льву Ивановичу написать данную книгу с целью рассказать стране и народу «о наших талантах в технике, которых немало, но мы их мало знаем. Он это сделал, и получилась… картина развития нашей передовой техники за многие столетия. Мы, по-видимому, мало представляем себе, какой большой кладезь творческого таланта всегда был в нашей инженерной мысли… обычно мы недооценивали своё и переоценивали иностранное». И далее академик справедливо пишет, что «один из главных отечественных недостатков», - по его мнению, - это «недооценка своих и переоценка заграничных сил. Ведь излишняя скромность – это ещё больший недостаток, чем излишняя самоуверенность. Для того чтобы закрепить победу (в Великой Отечественной войне - авт.) и поднять наше культурное влияние за рубежом, необходимо осознать наши творческие силы и возможности. Ясно чувствуется, что сейчас нам надо усиленным образом подымать нашу собственную оригинальную технику… Успешно мы можем это делать только когда будем верить в талант нашего инженера и учёного… когда мы, наконец, поймём, что творческий потенциал нашего народа не меньше, а даже больше других… Что это так, по-видимому, доказывается и тем, что за все эти столетия нас никто не сумел проглотить»

На Сталина это письмо Капицы, как представляется, произвело очень сильное впечатление - хотя бы потому уже, что и сам он, скорее всего, приблизительно в том же духе в последнее время думал. Свидетельством чему может служить такой, например, красноречивый факт, что стареющий и предельно перегруженный многочисленными послевоенными делами и проблемами Иосиф Виссарионович, до этого на послания Петра Леонидовича никак не реагировавший, не принимавший их вероятно всерьёз, на этот раз нашёл время и самолично ответил автору, поблагодарил его. «Тов. Капица! - лаконично написал он в ответе. - Все Ваши письма получил. В письмах много поучительного… Что касается книги Л.Гумилевского «Русские инженеры», то она очень интересна и будет издана в скором времени».

Сталин, как хорошо известно, потому и был велик как политик и руководитель, что слов на ветер не бросал и умел отличать зёрна от плевел. Книга Гумилевского вышла в свет уже в начале 1947 года - оперативность издания высочайшая.

Суть книги (как она была изложена П.Л.Капицей в письме вождю) заключалась в следующем:

«1. Большое число крупнейших инженерных начинаний зарождалось у нас;

  2. Мы сами почти никогда не умели их развивать (кроме как в области строительства);

  3. Часто причина неиспользования новаторства в том, что обычно мы недооценивали своё и переоценивали иностранное».

Капица приводил в письме и примеры. Так, со знанием дела писал он, А.Ф.Можайский ещё в 1881 году сконструировал прообраз самолёта, а Б.Л.Розинг в 1911-м осуществил первую лабораторную телепередачу. Но практическая реализация этих открытий произошла позже в США… Были и другие примеры крупнейших русских инженеров-изобретателей, опередивших западных коллег: Попов (радио), Яблочков (вольтова дуга), Лодыгин (лампочка накаливания), Доливо-Добровольский (переменный ток), Пирогов (гипс и наркоз), Бенардос (сварка металлов), Котельников (современный ранцевый шёлковый парашют), Пороховщиков (первый конструктор танка и вездехода). Но России это, опять-таки, славы и пользы никакой не доставило: всё это прямиком ушло на Запад, было там быстренько запатентовано и внедрено, а мы, русские, вынуждены вечно перед западными дельцами кланяться и покупать у них собственные же изобретения. С такою порочной практикой надо было кончать! Хватит-де славить Запад: мы как минимум не хуже и не глупее. Таков был главный вывод письма, отправленного лидеру государства академиком Капицей.

Мудрого Сталина долго уговаривать было не надо в этом вопросе. Он хорошо знал, прожив достаточно длинную уже жизнь, прочитав не одну сотню книжек, как хищнически и пренебрежительно относится Запад к России. Менделеев и Павлов, Толстой и Чехов уж никак не уступали западным деятелям по масштабу содеянного и таланту, а если совсем начистоту - заметно превосходили многих. Но престижной Нобелевской премией там наградили только одного Павлова (1904). Толстого же по какой-то непонятной причине отвергли, заменив его никому не известным норвежцем, а великого Менделеева, творца Периодического закона, и Чехова того же, которого в Европе с успехом на сцене ставили, просто-напросто «не заметили». Да и внутри страны, видел Сталин, отношение к собственным гениям было не лучше. Наблюдалась катастрофическая «недооценка» собственных возможностей и способностей, длившаяся со времён Петра I, который и сам перед Западом низко кланялся и расшаркивался, и заставлял кланяться и расшаркиваться всю страну. С подобным низкопоклонством и лизоблюдством действительно надо было кончать, своим умом начинать жить и своими силами.

Письмо учёного, таким образом, стало толчком, катализатором тех внутренних процессов, которое зрели внутри самого вождя, звали его к решительным действиям и переменам. Поэтому, помимо оперативного выпуска книги Л.И.Гумилевского, рекомендованной Генсеку Капицей, уже 28 марта 1947 года в СССР начинается кампания борьбы с «антипатриотизмом», когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации».

К середине 1947 года борьба с «низкопоклонством» перед заграницей (борьба с «антипатриотизмом») становится уже одним из главных идеологических направлений. 13 мая Сталин встречается с руководителями СП СССР, Фадеевым, Симоновым, Горбатовым, и неожиданно говорит им (по воспоминаниям Симонова): «А вот есть такая тема, которая очень важна, которой нужно, чтобы заинтересовались писатели… Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров… у них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя ещё несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников… Почему мы хуже? В чём дело? Бывает так: человек делает великое дело и сам этого не понимает… в широких кругах интеллигенции не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия… Надо бороться с духом самоуничижения у многих наших интеллигентов».

С этого момента, с мая 1947 года, в советской печати начинается широкое и громкое прославление гениальных творцов отечественной науки и техники - как прошлого, так и настоящего, - сиречь восстанавливается утерянная было с патриотическим прошлым связь, прерванная Революцией. В издательстве «Молодая гвардия», в серии ЖЗЛ, одна за другой издаются блестящие биографии русских изобретателей и учёных, которым авторами сыпались заслуженные похвалы и выставлялись самые высокие оценки. Этими сталинскими биографиями, ставшими теперь библиографической редкостью, зачитывалась вся страна, особенно - молодёжь, которая заражалась волей и мужеством своих гениальнейших соотечественников, завидным упорством их, силой духа, талантом, энергией творческой. До середины 50-х годов в СССР вышли в свет по отдельности или в сборниках жизнеописания М.В.Ломоносова - основоположника всей русской современной науки; А.Нартова - изобретателя токарно-винторезного станка с механизированным суппортом; П.Фролова - основателя российского и мирового железнодорожного транспорта как магистрального, первые рельсы из чугуна; И.Ползунова (паровая машина); Ефима и Мирона Черепановых (паровозостроители); Е.Никонова (первая в мире подводная лодка); Л.Шамшуренкова («самобеглая» коляска - прототип современного автомобиля); Ф.Блинова (первый в мире гусеничный трактор); Д.Менделеева (Периодический закон, исследования упругости газов, первая теория растворов, великолепный учебник «Основы химии»); Б.Якоби (электродвигатель, буквопечатающий телеграфный аппарат, гальванопластика); Н.Бенардоса (электрическая дуговая сварка и резание металлов, аккумулятор и амперметр); П.Шиллинга (изолированный электрокабель); Б.Бызова (технология получения синтетического каучука из нефти); Ф.Пироцкого (трамвай на электрической тяге); И.Романова (подвесная электрическая дорога, первый электромобиль); С.Лебедева (промышленный способ получения синтетического каучука); С.Проскурина (цветной диапозитив); В.Гассиева (фотонаборная машина); И.Тимченко (пишущий ртутный барометр); А.Столетова (первый фотоэлемент); Н.Кибальчича (схема реактивного летательного аппарата); И.Болдырева (гибкая фоточувствительная плёнка); В.Зворыкина (телевидение, кинескоп, иконоскоп); А.Понятова (первый видеомагнитофон) и многих-многих других выдающихся русских деятелей-творцов - разве ж всех их упомнишь и перечтёшь, как очень того хотелось бы. Всё это был мощный фундамент начатой Сталиным (по подсказке академика П.Л.Капицы) борьбы с «низкопоклонством» перед заграницей, на котором потом с успехом было построено величественное здание первоклассной советской науки и техники, что надолго опередили мир в своих изысканиях и позволили советской стране пожить независимо и спокойно аж до 1993 года включительно, то есть после смерти самого Иосифа Виссарионовича аж 40 лет. Так фантастически долго в тишине и согласии наша страна ещё никогда не жила! Потому что этого делать нам, при нашей-то всегдашней слабости и нищете, наши соседи западные и восточные прежде никогда не давали!

Конечно же, перегибов в этой борьбе (с «антипатриотизмом», с «низкопоклонством» перед заграницей), как и в любой общегосударственной кампании, было немало наверное - кто спорит? Но в целом она была и насущно необходимой, и чрезвычайно плодотворной для разорённой войной страны, была рассчитана на длительную перспективу, - уж это-то не полежит никакому сомнению. Если бы тогда не свершилось «осознание отечественных творческих сил», если бы не поверили русские люди в себя, не узнали из истории прошлого, что все они - гении, оказывается! - едва ли спустя всего каких-то 7 лет, в 1954 году, в СССР была бы создана первая в истории человечества атомная электростанция; а в 1957-м едва ли наша страна первой осуществила бы выход в космическое пространство, запустив первый искусственный спутник Земли и введя это русское слово, спутник, во все языки мира; а в 1961 году навряд ли с успехом отправила бы в космос первого землянина-земляка, русского космонавта Ю.А.Гагарина. Жажда интеллектуального первенства, мирового научного господства даже было в сущности совершенно новым для России явлением, которое породили письмо заслуженного академика и сталинская кампания.

Следствием той кампании стали и другие заметные открытия в нашей стране, которые непременной стоит здесь перечислить, мимо которых невозможно пройти ввиду их особой ценности и важности для мировой науки. Так, в 1953-54 годах в СССР группа советских физиков-ядерщиков во главе с академиком Сахаровым в лабораторных условиях впервые на планете Земля осуществляет реакцию термоядерного синтеза, понимай - “зажигает” крохотное солнышко на Земле, на основе чего в нашей стране создаётся первая в мире готовая к практическому применению водородная бомба мощностью в 100 мегатонн, надолго остудившая воинственный пыл США, для которых наша независимая Держава как кость в горле и которые, не будь у нас подобного оборонительного оружия, с удовольствием нас проглотили бы. В 1954 году советские академики Басов и Прохоров изобретают и пускают в промышленность лазерный луч. В 1957 году советский же инженер-радиотехник Л.Куприянович создаёт и демонстрирует журналистам работу первого в мире беспроводного телефона, простодушно описывает его устройство во многих советских научных журналах («Наука и жизнь», «Юный техник»), которое бессовестно слизывают американцы и через 10 лет создают у себя нечто похожее и становятся “первооткрывателями”. В середине 1960-х годов группа советских учёных во главе с выдающимся академиком-математиком В.М.Глушковым разрабатывает первую в мире персональную ЭВМ «МИР-1», прототип современного персонального компьютера («МИР-1» потом выкупят у нас американцы из IBM на выставке в Лондоне в 1967 году за 1 млн. долларов и создадут на её основе первый ПК). Она же, группа Глушкова, осуществит первую передачу информации для ЭВМ на большие расстояния, то есть создаст современный Интернет по сути, мировую электронно-информационную паутину. И если б ни козни Хрущёва и его еврейского окружения (учёных-экономистов Либермана, Белкина, Бирмана и других, многие из которых потом эмигрировали в Израиль и США на сытные иудины хлеба), СССР был бы лидером в этой важнейшей области. В 1960-х годах группа советских микробиологов с успехом клонирует мышку Долли, подробно описывает этот научный эксперимент в печати. На Западе - молчок. Будто бы там ничего не видят и не слышат. А через 20 лет англичане проделывают тот же самый эксперимент с овцой, которую цинично называют Доли по советскому образцу - и объявляют себя первооткрывателями в микробиологии. И таких фундаментальных научных и инженерных открытий (и связанного с ними же плагиата) из славного советского прошлого можно привести сотни, если не тысячи! И все они вышли из семилетней сталинской борьбы с «низкопоклонством» перед заграницей по сути. Вся передовая советская наука оттуда вышла, которой до сих пор поражается мир.

И как в этой связи не вспомнить известный девиз славянофилов:

 «Познай самого себя, углубись в прошедшие судьбы страны своей и своего народа, и узнаешь свой дух в его духе и свою силу почерпнёшь из него», - который умница Сталин попробовал воплотить в жизнь и получил изумительные результаты.        

И другое хочется здесь вспомнить, что сразу же приходит на ум и тоже будет по теме. Незадолго до смерти Федора Ивановича Тютчева поэт Майков написал стихотворение «Ф.И.Тютчеву», которое на удивление созвучно начатому разговору:

«Народы, племена, их гений, их судьбы

Стоят перед тобой, своей идеи полны,

Как вдруг застывшие в разбеге бурном волны

Ты видишь их насквозь, их тайну ты постиг,

И ясен для тебя и настоящий миг,

И тайные грядущего обеты…

Но грустно зрячему бродить среди слепых.

«Поймите лишь, - твердишь, - и будет вам прозренье!

Поймите лишь, каких носители вы сил, -

И путь осветится, и все падут сомненья,

И дастся вам само, что жребий вам судил!»

Говорят, последние слова особенно нравились Достоевскому, ценившему данное посвящение. «Да, да, поймите лишь! Именно, именно, только бы поняли!.. Да нет, не поймут…», - всегда бубнил он будто бы после чтения, и безнадёжно махал рукой…

Вероятно, знал и Сталин про это стихотворение, как знал он и многое такое, что неведомо было по разным причинам многим нашим высоким руководителям. Во всяком случае, ему удалось показать народу через патриотические биографии, носителем каких он, народ, необъятных является сил, какими грандиозными талантами обладает. И посмотрите, какими чудесами невиданными разродились воспрявшие русские люди при нём, духовную мощь и разум великий от предков своих почерпнув!!! Благодаря сталинской кампании по борьбе с «антипатриотизмом» Советская Россия впервые в своей истории (после Московской Руси) «обогнала» другие страны в грандиозных технологических свершениях, стала мировой законодательницей научно-технических мод! Представляете себе, фокус!... Отсюда - и такая жгучая и не умолкающая до сего дня ненависть к Вождю, затронувшему самые чувствительные струны русской души, умело сыгравшему на них, Великой Россию сделавшему! Либералы наши продажные, что живут на западные подачки и гранты, от одного лишь упоминания Сталина бесятся как черти на сковороде и видят в той кампании 1947 года только лишь одни перегибы и “варварство” - видят “соломинки” то есть и не замечают “брёвен”…

И наконец, мы подходим к главному, для чего собственно и затеян был данный исторический экскурс, немного перегрузивший читателя вероятно. В 1949 году свершается чудо: в СССР в серии «Деятели русской агрономии» выходит книга ещё совсем молодого тогда аспиранта сельскохозяйственной академии А.П.Бердышева «Андрей Тимофеевич Болотов – первый русский учёный-агроном», ставшая первой полноценной биографией великого русского деятеля-самородка в своей стране за прошедшие двести с лишним лет со дня его рождения. После упомянутых статей Е.Щепкиной и А.Блока разумеется. Написана биография качественно и профессионально, с большой любовью к герою повествования, что было уже хорошо. Несмотря на то даже, что сельскохозяйственная сторона жизни Болотова в ней преобладает. Да и опиралась она на богатый фактический материал, поэтому до сих пор злободневна и актуальна. Честь и хвала её автору, верному сыну и патриоту России! Побольше б таких!…

 

6

 

После смерти И.В.Сталина и прихода к власти Н.С.Хрущёва обстановка в стране поменялась кардинальным образом. Хрущёв был троцкистом, как хорошо известно, единственным уцелевшим троцкистом в послевоенном окружении вождя, то есть сугубым революционером и упырём, кто ненавидел всё великое, русское лютой ненавистью! Поэтому с первого дня патриотизм строго-настрого запретил и стал революционный дух насаждать во всех сферах жизни, и одновременно рушить великую сталинскую Державу на пару со своей камарильей. Борьба с «антипатриотизмом» была им сразу же свёрнута, естественно, сталинские биографии изымались из библиотек и уничтожались. Связь с патриотическим прошлым резалась на корню: осиротевших советских граждан сознательно лишали опять прежней в собственные богатырские силы веры. Зато лихорадочно восстанавливалась другая связь - с лихим революционным прошлым, про которое в послевоенные годы в СССР старались не вспоминать, жирный крест на котором поставили… Власть над умами и душами народными захватили тогда пресловутые «шестидесятники» с полупомешанным Солженицыным во главе, которые были в общей массе своей, как и сам их благодетель и опекун Хрущёв, революционерами по духу и убеждениям, евреями по крови. Поэтому, захватив все электронные и печатные СМИ, они принялись остервенело рушить великое сталинское патриотическое наследство, грязь обескураженным советским людям в души лить, мутить что называется воду… и лихорадочно строчить одну за другой иные совсем биографии: декабристов - вечных любимцев своих, Радищева с Герценом и Огарёвым, Белинского, Добролюбова, Чернышевского и других милых их сердцу деятелей дореволюционного прошлого, ярых ненавистников и противников Великодержавной православной России, её уникальности, самобытности и самодостаточности, независимости и особого её пути, которые должны были наших «шестидесятников» авторитетом своим поддержать, своими идеями и программами в их разрушительном деле.

Понятно, что сугубому патриоту А.Т.Болотову в этом интернациональном ряду и при таких разрушительных веяниях не нашлось места. И про него опять надолго забыли, вычеркнули из всех списков и из истории. Так, например, в вышедшем в 1961 году академическом издании «Н.И.Новиков и его современники» (М., 1961) имя его даже не было упомянуто!!!

И такое безобразие в СССР продолжалось до второй половины 1980-х годов, до горбачёвской “перестройки” то есть, когда начал трещать и рушиться Советский Союз, а вместе с ним - и Агитпроп советский, всесильным некогда деятелям которого уже не до Болотова стало, не до травли его: самим бы, что называется, выжить и не пропасть, и в новую жизнь худо ли, бедно вписаться…. Неудивительно, что в 1988 году, к 250-летию Андрея Тимофеевича, в ВО «АГРОПРОМИЗДАТ» всё тот же Александр Петрович Бердышев (уже престарелый доктор сельскохозяйственных наук, оставивший Москву и семью и переехавший на жительство в Дворяниново, поближе к своему давнишнему кумиру и обожателю) выпустил про своего героя ещё одну замечательную книгу «Андрей Тимофеевич Болотов – основоположник русской сельскохозяйственной науки». Добрый почин его поддержали тогда и другие достойные писатели патриотической ориентации: В.Н.Ганичев «Тульский энциклопедист», О.Н.Любченко «Андрей Тимофеевич Болотов».

Но первыми в этом славном ряду тружеников-просветителей поздней советской эпохи, умудрившимися какими-то невероятными способами пробить стену молчания вокруг имени Болотова ещё в конце 1970-х годов, во времена слабеющего Л.И.Брежнева, были всё-таки В.Лазарев со статьёй «Возрождение в Богородицке» (1977 г.), А.Гулыга со статьями «Андрей Болотов. Он писал о себе для нас» (1979 г.) и «Искусство истории» (1980 г.), а также С.Новиков с монографией «Болотов» (1983 г.).

Здесь особо хочется Гулыгу упомянуть, кто приложил немало стараний, используя личный авторитет и связи, чтобы добиться в СССР третьей по счёту публикации болотовских «Записок» в 22 частях, пусть и с изрядными сокращениями первоначального мемуарного текста, что за сто лет до него выпустил в свет М.Семевский. Произошло это в 1986 году в московском издательстве «Современник» в серии «Память»; и только лишь благодаря личной настойчивости и упорству Арсения Владимировича, как это теперь представляется, который сопроводил «Записки» большой вступительной статьёй «Андрей Болотов. Он писал о себе для нас» (в сильно урезанном виде опубликованной популярным советским журналом «Знание - сила» (№11, 1979 г.)), а также многочисленными комментариями.

Вступительная статья Гулыги уже хотя бы тем хороша и правильна, на скромный авторский взгляд, что не страдает патологической классовой (и расовой) ненавистью Шкловского и Ронского, их оголтелым упёртым материализмом. Гулыга видит в Болотове не пассивного безвольного индивида, затюканного сына своего «ужасного времени», плывущего-де по течению и впитывающего в себя весь негатив эпохи, выплёскивающего этот негатив на других, на подневольных крестьян в первую очередь, а удивительно цельного и одарённого человека, человека-творца и кудесника слова, у которого слова не расходились с делом, с поступками, который всегда знал, чего хотел и до последней минуты твёрдо отстаивал свои жизненные, творческие и моральные принципы.

К описанию личности своего героя, таким образом, Гулыга подходит с идеальных позиций, как и должно к таким неординарным деятелям подходить, утверждая в статье, что не общество, не эпоха влияла и гнула Болотова как пластилин, а Болотов так или иначе влиял на эпоху, на дух времени; что Андрей Тимофеевич был из той редкой и малочисленной породы людей, небесных посланников и светильников, которые с рождения находятся под Божьей всемилостивейшей опекой и поэтому сами выстраивают и формируют свою судьбу, да ещё и указывают и расчищают путь будущим поколениям.

Итак, в издательстве «Современник» «Записки» третьим изданием вышли в 1986 году. А следом за этим, в 1988 году, уже и Приокское книжное издательство в Туле выпускает болотовские мемуары в 2-х томах под редакцией В.Н.Ганичева. А это уже более 1000 страниц текста! Читателю было, где любопытство удовлетворить и словом болотовским насладиться…

В 1996 году происходит и вовсе знаменательное событие: в МГУ им.Ломоносова, на историческом факультете, молодая аспирантка Щеблыгина Ирина Васильевна с успехом защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук «А.Т.Болотов и его система ценностей», которая становится, таким образом, первой научной биографией Андрея Тимофеевича в России за долгие 250 лет. Диссертация написана грамотно и умно, с привлечением огромного фактического материала и документов. Всем, кто любит и ценит Болотова, верит в его непреходящее значение для страны, она понравится, придётся по вкусу и по душе. И очень надеяться хочется, что эта замечательная диссертация - не последняя в списке, что богатейшему наследию болотовскому, «как драгоценным винам, настанет свой черёд»

 

7

 

А теперь давайте опять вернёмся назад, дорогой читатель, в шестидесятые годы XVIII столетия, когда Екатерина II, как уже отмечалось, решила обзавестись усадьбою на южной окраине тогдашней Московской губернии, по соседству с Куликовым полем, в неописуемых по красоте местах, обласканных Господом Богом. О чём и заявила решительно и недвусмысленно сопровождавшему её в ту первую ознакомительную поездку по стране Г.Г.Орлову, который душку-Катеньку в сём начинании поддержал и принял на первых порах в строительстве и обустройстве её имения самое живое участие. Мы с этого, собственно, повествование и начали. Да отвлеклись, потратив Ваше внимание, читатель, на жизнеописание главного героя, о чем ни сколечко не жалеем…

 

Итак, летом 1773 года на остатках земляных валов старой сторожевой крепости архитектором И.Е.Старовым закладывается первый камень в основание Богородицкого дворца. А поскольку заказчицей того строительства выступила сама императрица, новоиспечённая хозяйка Богородицкой и Бобриковской волостей, - то ей, женщине достаточно мелочной и скупой на собственное добро и деньги, понадобился преданный и порядочный управляющий её имений, на которого бы она могла положиться как на саму себя, который из её императорского кармана копейки лишней не вытянул бы.

И таким управляющим стал в итоге А.Т.Болотов, которого порекомендовал ей сам Г.Орлов вероятно, подружившийся и хорошо изучивший Андрея Тимофеевича ещё в Кёнигсберге, поручившийся за его порядочность головой.

Но даже и после такого ручательства Андрею Тимофеевичу не сразу доверили руководить двумя волостями императрицы: в 1774 году, для проверки его деловых качеств по-видимому, а заодно и агрономических навыков и способностей, которыми он после отставки со службы уже успел блеснуть в родном Дворяниново за прошедшие 12 лет (1762-1774 гг.), его назначили управляющим небольшого имения в Киясове (Серпуховской р-н), довольно запущённого и малодоходного. Пусть, мол, поработает, покажет себя, - подумали высокие должностные люди из Петербурга, - а мы поглядим, что получится. Тогда и решим.

Поглядели. Получилось. Со всех сторон - хорошо. Даже, можно сказать, отлично. За 2 киясовских года Андрей Тимофеевич успел показать себя в новом деле не только отменным и очень трудолюбивым руководителем, крайне порядочным - что было особенно важно, а не законченным плутом и казнокрадом, каковых было пруд пруди, но и талантливым агрономом, врачом и писателем плюс ко всему, то есть преуспел ещё и на тех поприщах, которые в его прямые обязанности не входили и за которые он доходов не получал, работал факультативно что называется. Как агроном он привёл в порядок существовавшие здесь два парка и разбил новый небольшой парк, который с успехом прижился. Как врач он занимался здесь врачеванием на добровольной основе, ибо в Киясове некоторое время не было госпиталя. Как литератору в этот период ему удаётся закончить и опубликовать свою первую книгу - «Детскую философию» в 2-х частях, что было большим успехом.

И вот, по достоинству оценённый, в конце октября 1776 года Андрей Тимофеевич получает наконец предложение вступить в должность управляющего Богородицкой и Бобриковской волостями императрицы со всеми вытекающими отсюда последствиями - возможностями почти запредельными, финансами неограниченными, людскими ресурсами. Под его началом оказалось сразу же около 20-ти тысяч народонаселения двух волостей. А это - огромная сила. С таким количеством трудолюбивых и талантливых русских крестьян при желании можно было горы свернуть, большую память по себе оставить. Только твори - не ленись, соображай, выдумывай, пробуй.

И Андрей Тимофеевич, засучив рукава, с жаром взялся за дело. На момент его прибытия Богородицк, как следует из его записей, был «ни село, ни город, а некий междуумок между ними». Повсюду царили хаос и запустение… Бардак свирепствовал и на самой стройке, которому потакали прежние вороватые управляющие, успевшие хорошо нажиться за несколько прошедших со дня начала строительства лет на завышении цен и приписках.

Быстро поняв и правильно оценив это всё, прирождённый хозяйственник Болотов сразу же берётся именно за строительство, самую криминальную во все времена сферу деятельности, самую ресурсозатратную. Он наводит порядок в волостной канцелярии, где её чиновники скупали втридорога стройматериалы у подрядчиков, а разницей делились с прежними управляющими. Наместник Московской губернии князь С.В.Гагарин, непосредственный начальник А.Т.Болотова, только диву давался, видя по новым отчётам, как его объегоривали и надували раньше, водили за нос как пацана!

Вообще, надо сказать, что хозяйственная деятельность в первые 10 лет работы Андрея Тимофеевича на новом и чрезвычайно ответственном посту стала для него приоритетной: наука, литература и агрономия ушли пока на второй план. Помимо наведения порядка в волости, он ещё и активно помогает в эти годы И.Е.Старову в постройке и отделке самого дворца, в обустройстве прилегающей территории. Так, например, он добивается разрешения от князя С.В.Гагарина завести в Богородицком Большом пруду карпов. Они отлично прижились и размножились, что стало началом рыбоводства в Тульской и соседних губерниях. Под его же непосредственным руководством был перестроен «Путевой дворец» Екатерины. Его стараниями и усилиями были открыты пансион для благородных детей и волостное училище.

В 1777 году происходит заметное событие в жизни государства, которое повлияло самым существенным образом на круг обязанностей и полномочий Болотова как управляющего Богородицкой волостью: правительством Екатерины проводится реформа местного управления. Вместо 20-ти огромных губерний на просторах нашей страны создавалось 40 более мелких и компактных, удобных для управления. Появляется Тульская губерния, бывшая до этого провинцией Московской... В результате реформы Богородицк вновь приобретает статус города, каким был век назад, а год 1777-й становится таким образом годом его современного основания. Появляется и Богородицкий уезд (район - в советское время).

Отныне всё, что было расположено на высоком берегу Большого пруда рядом с усадьбой стало именоваться волостным селом Богородицким, а на противоположном отлогом берегу Уперты начал формироваться уже сам город Богородицк, сохранившийся до наших дней.

И Андрей Тимофеевич сыграл ключевую, решающую роль в облике формирующегося города, был первым и единственным его архитектором: Екатерина II здесь ни при чём. Рассказанная выше легенда про её упавший будто бы веер - всего лишь сказка, или исторический анекдот, который до сих пор люди упорно муссируют и пересказывают друг другу из-за его необычности… ну и для предания большего веса своим местам, будто бы самой императрицей Екатериной задуманным и спроектированным. В действительности же, единственный автором и творцом веерной городской застройки является именно Болотов. Ему и только ему одному принадлежит уникальная планировка современного Богородицка, которую специалисты сравнивают с амфитеатром, спускающимся к Большому пруду. Теперь документально уже установлено, что сделанный им во второй половине 1770-х годов проект одобрил сначала наместник Калужской и Тульской губерний, а затем и сама Императрица, которая, как говорят, «была настолько довольна планом, что сравнила его с сущим цветником и повелела точно таким образом городу и расположиться».

Екатерине было отчего порадоваться и поразиться: её талантливый молодой управляющий и впрямь предложил ей редкое по красоте решение, которое заключалось в следующем. Из полукруглого выступа-центра обращённого к Большому пруду фасада строящегося дворца он как бы провёл пять исходящих лучей, явившихся основой будущей городской планировки. Пять улиц, продолжая эти лучи, расходились веером, поднимаясь вверх по пологому склону противоположного дворцу берега, по виду и впрямь образуя амфитеатр, только с жилыми постройками вместо кресел. Дворец же, что сцену издали напоминал с величественными декорациями, становился центром всей планировки, душою будущего города, светским его алтарём, хотя и был отделён от него широкой гладью пруда. Первоначальные болотовские улицы-лучи впоследствии соединялись между собой многочисленными пешеходными переулками-хордами, с годами расширившимися до размера улиц, паутинку напоминающими с высоты. И неизвестно, есть ли ещё подобный город в России, имеющий схожую планировку? Или же эта придумка болотовская единственная в своём роде, аналогов в нашей стране не имеющая?...

 

 

Но не только городским планированием и строительством занимался Болотов в конце 1770-х годов, когда работы над возведением усадьбы были в полном разгаре. Под его наблюдением готовилась к освящению и открытию Казанская церковь в селе Богородицком, расположенная неподалёку от башни-колокольни дворца с восточной его стороны. Причём Андрей Тимофеевич сам с увлечением помогал оформлять её интерьер, отделывал иконостас как заправский изограф!

 

Но ему и этого было мало - такой уж неуёмный и сверхплодовитый был этот удивительный человек, душа, мозг и руки которого требовали всякий раз нового и неизведанного. И в 1779 году Андрей Тимофеевич, по собственному почину по сути, превращает бесхозный лесок на севере от двора в замечательную рощицу, которую он назвал «Церерина роща» (Церера, напомним, - римская богиня плодородия). Эта работа - жемчужина садово-паркового искусства, - помимо её красоты, стала для него пропуском к главному делу жизни как ландшафтного дизайнера - потому что очень понравилась наместнику Тульской губернии, прямому начальнику Болотова. После неё Андрею Тимофеевичу было предложено рассадить уже большой парк для Богородицкой усадьбы Екатерины по собственному проекту. А для любого художника это - и лучшая награда, и большая честь…

 

Его регулярный парк в Богородицке - это особая тема, шедевр в своей области, лебединая песня автора как ландшафтного дизайнера, инженера-гидравлика и агронома, ибо являет собой одно из лучших сочетаний архитектуры, природы и человеческих способностей. Это во-первых. А во-вторых, это был первый по сути истинно русский парк в послепетровской порабощённой России, где презиралось и высмеивалось всё русское, национальное, до небес превозносилось западное, и при создании которого автор руководствовался одной-единственной мыслью и целью:

«Не было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Англинские, ни Французские, а наши собственные и изобретённые самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими».

Теперь его недруги, наши либералы пустоголовые, что у евреев под каблуком и на содержании, утверждают с ухмылкой, что Андрей Тимофеевич создал свой парк не с чистого, так сказать, листа, а на основе книг английского учёного Гиршфильда, которого-де он много и усердно читал до этого и изучал; что творение его вторично… Может, это и так, и с трудами учёных английских архитекторов и агрономов он и был знаком, - он вообще был грамотным и очень начитанным человеком. Но только это не помешало ему ни сколько оставаться русским, творить русское и для русских же - раскрывать перед современниками и потомками удивительный мир русской природной красоты и русского же пейзажа. При чём здесь Англия-то?!

С таким же сугубым национально-патриотическим настроением и Ломоносов до последнего вздоха жил, первый наш академик, который тоже ведь где-то и чему-то учился, и кого-то читал, - но творил-то потом в России и для России же. И по своему образу и подобию. Какое отношение к его зрелому первоклассному творчеству имеют европейские учителя, пигмеи и бездари по преимуществу?

Поэтому-то, здесь больше права И.В.Щеблыгина, как кажется, написавшая в своей диссертации, что «А.Т.Болотова можно с полным основанием считать одним из первых русских ландшафтных архитекторов и теоретиков садового искусства… Его деятельность тесно связана с историей формирования русского парка… Болотов был в числе тех, кто стремился придать садово-парковому искусству в России национальные черты»…

Возводить свой парк Андрей Тимофеевич начал в 1784 году, когда строительство усадьбы заканчивалось, и создавал он его два года по сути - 1784-й и 1785-й. После 1786 года он уже почти ничего нового в парке не строил и не садил. Только поддерживал.

На строительство им было приглашено множество народу - человек 200 крестьян, безвестных героев стройки, которым предстояло проделать огромную работу - создать императорский парк на практически голом, да ещё и безводном месте.

И тут Андрей Тимофеевич выступил как первоклассный инженер-гидравлик, протянув к усадьбе водопровод длинною в несколько километров, обеспечив и сам дворец и будущие насаждения постоянной питьевой водой.

Вода - это жизнь всему, в том числе и растениям. Поэтому неудивительно, что в короткое время безлесные холмы, спускающиеся к Большому Богородицкому пруду, преобразились до неузнаваемости: покрылись живописными рощами, перелесками, которые чередовались со светлыми полянами. Всего было посажено несколько десятков тысяч деревьев! Масштабы и для нашего времени потрясающие!

И вокруг усадьбы Болотов создал ряд дивных, изумительных по красоте мест, любовно отделывая каждую деталь, специально подбирая растения. Так, с севера дворцовый холм ограничивала знаменитая «Эхотическая долина», которая не сохранилась, но которую, в первоначальном виде, можно хорошо рассмотреть на достаточно качественных авторских рисунках.

В парке огромное место уделялось устройству прудов, каналов и искусственных каскадов-водопадов. Так, на северной же его стороне был создан великолепный Большой каскад, который с рёвом сбегал по береговому откосу, как это происходит в горах, возле которого хорошо думалось и мечталось, дышалось густо-насыщенным влагой воздухом.

Жаль, что эти романтические пейзажные шедевры болотовские не сохранилось до наших дней в первозданном законченном виде: ни Большой водный каскад (от которого теперь с пяток заросших земляных “ванн” и осталось только, чередой спускающихся к зеркалу Большого пруда), ни «Церерина роща», ни «Эхотическая долина» та же. Одно утешает только: желая навсегда запечатлеть своё детище, таким, каким оно было на момент завершения, Андрей Тимофеевич, будучи незаурядным художником и великим тружеником плюс ко всему, вместе с сыном Павлом создали прекрасные акварели всех важнейших пейзажей парка и собственноручно сшили всё это потом в альбом. И этот их альбом под названием «Виды имения Бобринских, Богородицк, 1786» ныне хранится в Государственном Историческом музее, где при желании можно его поглядеть и хоть так порадоваться за земляка, или просто за великого соотечественника.

 

 

Восстановить прежний, первоначальный облик Богородицкого парка помогают и автобиографические записки Андрея Тимофеевича, и сохранившийся план Богородицкой усадьбы. Так что имеется достаточное представление о том, каким был этот парк в лучшие свои годы, что уже хорошо. Есть надежда, по крайней мере, что когда-нибудь найдутся люди, которые парк в точности восстановят, и тем окажут великую услугу и жителям города Богородицка, и всей национально-патриотической России.

А созданный за два года Богородицкий парк без преувеличения стал значительным явлением отечественного садово-паркового искусства. Современники были о нём очень высокого мнения и называли его жемчужиной здешнего края. В современном путеводителе «230 лет рода Бобринских» про него сказано так:

«Классическая архитектура молодого Ивана Старова, оправленная гениальным Андреем Болотовым в романтический пейзажный парк, превратила «ни село, ни город, а некий междуумок между ними» в «чудо здешнего края», диковинами которого можно было «в прах разлюбоваться»…»

8

 

Время 20-летнего управления волостью А.Т.Болотовым (1776-1796) было ярким периодом в истории современного Богородицка, временем его подъёма - хозяйственного, строительного и культурного. Немалое значение на статус города оказывал и появившийся на его территории дворцово-парковый ансамбль императрицы Екатерины, привлекавший в уездную казну достаточные средства.

Но 6(17) ноября 1796 года Екатерина Вторая умирает, и во владение имением, по завещанию, вступает новоиспечённый граф А.Г.Бобринский, её незаконнорожденный сын (от Г.Г.Орлова), проживавший до этого в Ревеле (ныне Таллин).

«Новая метла по-новому метёт» - это общеизвестно. И в 1797 году Болотов оставляет службу и пост управляющего и навсегда покидает Богородицк, возвращается в родовое Дворяниново, где и доживает последние годы, встречает глубокую старость и смерть. Его парк, оставшийся без хозяина, постепенно начинает хиреть и чахнуть, приходить в запустение.

Богородицкой усадьбе Бобринских с тех стародавних пор поочерёдно довелось пережить много пренеприятных и счастливых моментов: видела она иноземные нашествия, пожары и разорения, после которых успешно возрождалась вновь. Так, во время Отечественной войны 1812 года  лихие богородицкие партизаны прославились тем, что недалеко от города отбили у наполеоновских войск бронзовую статую Наполеона, которую тот готовил для установки в Москве в честь своей виктории. У французского императора, как известно, было традицией устанавливать во всех столицах захваченных государств собственное бронзовое изваяние, что было сродни печати или автографу на акте о безоговорочной капитуляции. Но в России у него произошёл неслыханный сбой: «…не пошла Москва моя к нему с поникшей головою». И захваченную партизанам статую поверженного властелина доставили во дворец Бобринских в Богородицке, где она какое-то время и находилась. Сейчас её можно увидеть в Тульском музее оружия на территории Тульского Кремля…

После смерти А.Г.Бобринского в 1813 году усадьбу постиг жесточайший пожар, на долгое время остановивший жизнь в родовом гнезде внебрачных отпрысков Екатерины, которое восстанавливал уже внук первого хозяина, Алексей Павлович Бобринский, пожалуй что самый выдающийся представитель этого молодого дворянского рода, флигель-адъютант Императора Александра II. К 1875 году он полностью отстроил дворец, да ещё и сделал к 100-летнему дедовскому дому северную и южную пристройки, не поскупясь на роскошный ремонт.

Немало поработал Алексей Павлович и над запущенным парком. Болотовский пейзажный парк был заметно расширен, к северо-востоку от дворца выросли липовые и лиственные аллеи, диковинка здешних мест, которым была дана прямоугольная планировка, а между ними были сделаны открытые солнечные площадки - будто бы для принятия солнечных ванн, для игрищ и забав различных. До сегодняшнего дня эти аллеи и поляны Бобринские являются лучшим уголком парка, приютом городских жителей и ребятни, что с удовольствием отдыхают тут, набираются сил и здоровья.

Алексей Павлович, мир праху его, одним лишь парком не ограничился, а развёл ещё и самый обширный в уезде фруктовый сад в 16 тысяч плодовых деревьев, превратив таким образом дедовское имение, до этого обслуживавшее лишь владельцев, в крупное сельскохозяйственное предприятие. Он же сумел превратить в крупное производство и Богородицкий сахарный завод, вырабатывавший в лучшие годы до 70 тысяч пудов сахара-песка.

 

При А.П.Бобринском получает путёвку в жизнь и другое важнейшее начинание - промышленная добыча угля в Богородицке, первая в Подмосковном бассейне. А его пребывание на посту министра путей сообщения способствовало включению уездного Богородицка в структуру железных дорого России. Городская железнодорожная станция открылась в конце 1874 года и получила первоначальное название «Богородицк». Позднее, в 1905 году её переименовывают в станцию «Жданка», которая существует и поныне. Железная дорога принесла немалые выгоды городу: многократно увеличила товарооборот, способствовала развитию производства и освоению залежей бурого угля, которым оказался богат Богородицкий уезд и которым обогревали впоследствии, в Великую Отечественную войну в особенности, Тульскую и соседние области.

 

 

 

В ту пору, во времена бурной хозяйственной деятельности А.П.Бобринского по приведению в порядок родового имения, в Богородицкой усадьбе побывал Л.Н.Толстой, много про её красоты слышавший. И усадьба с парком так понравились ему, такое оказали на великого писателя-земляка небывало-возбуждающее впечатление, что Лев Николаевич не удержался и запечатлел увиденную красоту в романе «Анна Каренина» под видом имения Вронского Воздвиженское. Запечатлел мастерски, надо сказать, и достаточно точно. Читая его описание, зримо представляешь и сами липово-лиственные аллеи, пением птиц и жужжанием шмелей наполненные, и белый красавец-дворец вдалеке в золотисто-солнечных бликах.

А сорока годами ранее, летом 1837 года, другой великий россиянин, поэт В.А.Жуковский, сопровождая в путешествии по России будущего Императора Александра Второго, также решил посетить Богородицк и имение Бобринских, которых хорошо знал, в петербургском салоне которых был частым гостем. И тоже не разочаровался увиденным, о чём и сообщил потом в своих воспоминаниях, предельно, как и у Толстого, восторженных.

Вообще же, надо сказать, не древний и не многочисленный род Бобринских успел дать России достаточное количество умных и достойных людей, внёсших посильный вклад в дело общегосударственного строительства. Были тут и министры, и депутаты, и Московского Университета профессора, и даже члены Государственного Совета...

 

9

 

Революция 1917 года прошлась по Богородицку что называется стальным катком: в нём, помимо прочего, были поочерёдно уничтожены Покровская церковь, Троицкий собор и башня-колокольня возле дворца. Соседнюю Казанскую церковь большевики хотя и не тронули, но превратили в склад, посбивав с куполов кресты, разбив и переплавив колокол себе на бюсты. В городе до середины 1990-х годов продолжала действовать одна лишь Успенская церковь (с 1998 года - собор).

Великая Отечественная война довершила разруху. Деревянный по преимуществу Богородицк после ухода немцев напоминал пепелище, а от некогда величественного графского дворца, национализированного советской властью, осталась лишь полуразрушенная коробка. Погибла и Церерина роща, а экономика города была в полном упадке: отступая, оккупанты уничтожали всё, что нельзя было увезти в Германию.

 

После войны положение было не лучше: усадьба лежала в руинах, и не находилось средств и желания у местных и московских властей её восстанавливать - были дела поважней. Поредел и стал быстро приходить в запустение парк. Гордость Богородицка, дворцово-парковый ансамбль графов Бобринских, находился, таким образом, под угрозой полного уничтожения…

 

И как это всегда бывает в подобных случаях, сработал инстинкт самосохранения на подсознательном уровне - прозвучала команда свыше ответственным городским мужам, что было сродни озарению: «народ честной, давай просыпайся, мол, и на защиту святыни своей вставай поскорей, на защиту Родины!!! А то поздно будет!!!»… И из толщи народной, словно бы сказочные пушкинские витязи из морской воды во главе с дядькою Черномором, появились недюжинные герои, энтузиасты-подвижники из неравнодушных местных жителей, которые самоорганизовались в спешном порядке и мужественно встали на защиту бесценного народного достояния и красоты. «Началась борьба, - как лаконично пишут теперь про это рекламные буклеты, вручаемые посетителям Богородицкой усадьбы-музея на входе, - за восстановление ансамбля, которую организовала группа энтузиастов. Позднее горисполком создал совет по реставрации дворцово-паркового комплекса. Нужно было убедить власти в возможности реставрации дворца, который уже готовился к сносу, получить поддержку московских и областных организаций. Огромную роль в этой работе сыграли: Н.В.Ломакин, В.С.Подрезова, П.А.Кобяков, С.А.Потапов, П.С.Оскользина и др. К счастью, необходимая поддержка была получена, были выделены средства, значительную часть которых предоставило Всероссийское Общество охраны памятников истории и культуры. На помощь пришли специалисты из Москвы и Ленинграда: Л.В.Тыдман, М.П.Корнеев, Е.М.Караваева, Н.А.Малеванов и многие другие. Л.В.Тыдманом был составлен проект реставрации дворца, а М.П.Корнеевым – проект восстановления парка».

Итак, пошагово если, восстановление порушенного происходило следующим образом. В мае 1950 года была восстановлена плотина. Осенью 1959 года общими усилиями горожан был заново очищен и наполнен водою городской пруд, «барский берег» которого благоустроили местные власти, обставили его купальнями и местами отдыха.  

И, наконец, 1 июля 1967 года началось восстановление уже и самих «графских развалин». А в 1975 году было принято решение создать в возрождённом дворце музей.

В результате общих усилий дворец был поднят из руин, восстановлена (благодаря рисункам и акварелям Болотова) Въездная башня-колокольня, разрушенная в 1929 году большевиками. Была вновь передана Московскому Патриархату и начала действовать отреставрированная Казанская церковь, которых стало в городе две.

 

Немало было сделано и по приведению в порядок старого парка: его восстановили в прежних границах, убрали с его территории лишнее, к парку не относящееся, облагородили, от завалов и гнили избавили, железной оградою обнесли с восточной и южной стороны. Силами общественности была вновь посажена «Церерина роща», которая хорошо прижилась. Так что уже по одному этому посетителям и туристам теперь можно будет достаточно ясно понять, что же это было за чудо такое - екатерининская усадьба, переданная роду Бобринских. Она и раньше-то была, а после реконструкции и подавно стала этакой тульской культурной Меккой, вожделенным приютом влюблённых всех возрастов, самых верных и прочных ценителей красоты, самых на красоту падких, что очень тонко и точно подметил когда-то В.Брюсов, помните: “За городом был парк, развесистый и старый, с руиной замка в глубине. Туда под вечер приходили пары - “Я вас люблю” промолвить при луне”. Всё это именно так и было в их Богом и Болотовым обласканном месте, точно так! Из года в год и из поколения в поколение происходили и происходят в парке в разных местах тайные встречи влюблённых, священными жаркими клятвами сопровождаемые, страстными и долгими поцелуями, заверениями в верности и преданности на века, в обоюдной умопомрачительной любви до гроба. Брюсов был молодец - знал, что писал. Сам, по-видимому, в таких же вот старорусских парках и рощицах вырос и прекрасно ведал атмосферу и обстановку их.

 

 

В конце 1980-х годов случилось событие, которого почитатели Болотова ждали 250 лет: в Богородицком парке, что по праву получил его имя, бронзовый памятник Андрею Тимофеевичу поставили во весь рост на народные пожертвования - чтобы охранял он и мёртвый сию красоту, приглядывал за ней как раньше, был вечным здешних природных чудес и прелестей управителем… Правда, памятник этот в таком неудачном месте расположили, что его тяжело и найти заезжим случайным людям. Но пусть будет хоть так: и за это, как говорится, спасибо. Это лучше, чем совсем ничего, безусловно лучше…

 

Есть и ещё одна существенная недоработка: надписи на памятнике нет - одни лишь голые инициалы с фамилией и даты рождения и смерти. Жалко. Неплохо было бы что-нибудь и написать для тех же путешественников и туристов. Такие, например, слова, что когда-то оставили посетители его родового имения в Дворяниново:

«В садах и дубравах, на картофельных полях, в тиши библиотек и кабинетов творил Андрей Тимофеевич Болотов – писатель, естествоиспытатель, историк и журналист. Слава ему - человеку Дела, Защитнику природы, Творцу красоты на нашей земле».

 

 

 

Или чуть подлинней, что написал про своего кумира Бердышев А.П. в послесловии последней книги:

 «Он человек особенный, подлинный энциклопедист, не претендовавший при жизни на широкую известность и тем паче на славу, но она всё больше приходит к нему с годами!... один из крупнейших специалистов по сельскому хозяйству, чьи открытия намного опередили творческую мысль современных ему зарубежных учёных. Неплохой архитектор, по проектам которого были построены прекрасные сооружения и разбиты изумительные по красоте парки. Искусный художник, оставивший множество реалистически исполненных портретов и пейзажей. Историк, написавший правдивые, насыщенные богатым фактическим материалом автобиографические записки. Фармаколог, обобщивший опыт народной медицины и создавший новые лекарственные препараты. Литератор -  автор ряда интересных и поучительных пьес, пользовавшихся в своё время большим успехом… Перечисление лишь основных научных открытий и разработок этого учёного убеждает в правоте тех, кто считает, что его имя необходимо занести золотыми буквами в книгу истории человечества».  

 

Приложения

 

 

Приложение №1

В доказательство этого можно привести, например, известный гимн деятельного масона екатерининской эпохи М.М.Хераскова “Коль славен наш Господь в Сионе”, - гимн, который с воодушевлением распевался на собраниях масонских лож в 1770-е и 80-е годы нашей продажной знатью и который был тогда чуть ли не гимном России. Так вот, он точно и недвусмысленно указывает место, откуда “уши масонов” растут, кто ими, безмозглыми, с первого дня верховодит и управляет.

А ещё хочется напомнить читателям, что все символы и масонские ритуалы имеют чисто еврейское происхождение.

Так, описывая в своей “Истории французской революции” работу масонов во время революции 1789 года, Луи Блан, который и сам принадлежал к масонам, по этому поводу говорит следующее:

«Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы».

Это же подтверждает и российский антимасонский писатель А.Д.Философов.

«Первое, - пишет он в книге “Разоблачение великой тайны франк-масонов”, - что поражает каждого, входящего в масонскую ложу, - это имя Иеговы, окружённое лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающие экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство. Известно, что франк-масоны шотландского ритуала прямо признают себя служителями Иеговы, и это не как Бога христианского, а как бога иудейского, освобождающего их от новых обязанностей, налагаемых учением Христовым».  

                                                             

                                                                                                <июль 2002; декабрь 2016>

 

 

 

 


28 августа 2017

2 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Болотов и Богородицк (2 редакция)»

Иконка автора ЧитательЧитатель пишет рецензию 28 августа 17:41
Достойный труд!
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер