ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Жены и дети царя Ивана Грозного

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Дебошир

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать День накануне развода

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать ДОМ НА ЗЕМЛЕ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Вредные советы №1

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Я читаю — Дмитрия Шаронова...

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать В нашей Бане... Шуточное

Автор иконка Вера Сыродоева
Стоит почитать Поздняя осень

Автор иконка Ося Флай
Стоит почитать Я благодарна

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Государственное управление инвестициями в России


Батарин Влад Батарин Влад Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
1404 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Государственное управление инвестициями в РоссииГосударственное управление инвестициями в России

Содержание.

Введение

 

Часть 1. Государственное управление и инвестиции.

1. Общие положения государственного управления.

 

2. Государственное регулирование экономики:

 

  1. Понятие гос. регулирования экономики

 

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики

3.Основы осуществления инвестиционной деятельности.

Часть 2. Государственное управление инвестициями.

 

1.Средства (инструменты) гос. регулирования экономики

1.1Административные средства

1.2Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные

1.3Государственный сектор

1.4Муниципальная собственность

2. Инвестиционная деятельность государства.

 

3. Государственная поддержка малого предпринимательства.

3.1 Особенности малого предпринимательства.

3.2Опыт государственного регулирования малого предпринимательства в экономически развитых странах

3.3  Практика регулирования малого бизнеса в России

 

4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

  1.  Зарубежный опыт регулирования экономики переходного периода
  2. Радикально-либеральная концепция реформирования экономики России
  3.  Концепция активного государственного регулирования.
  4.  Анализ современных Российских условий

5. Изучение деятельности высокотехнологичной фирмы и разработка коммерческого информационного продукта ( инновационная и инвестиционная деятельность).

Часть 3. Государственные приоритеты инвестиционной политики.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения: таблицы и схемы.

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Российская экономика переживает в настоящее время глубокий кризис в связи с переходом на рыночные отношения. Ряд объективных трудностей и проблем, которые приходится решать государству, переносят центр тяжести инвестиционной активности на частный сектор, за счёт которого в рыночной экономике решаются вопросы долгосрочного развития производства. В этих условиях государство должно как можно быстрее на основе соответствующих мер регулирования создать условия, как для отечественного, так и зарубежного частного капитала с целью стимулирования развития инвестиционной активности.

         За прошедшие годы экономическая нестабильность, высокие темпы инфляции, заимствования на внутреннем рынке для покрытия дефицита бюджета сводили, на нет усилия для привлечения частных инвестиций. Это в свою очередь тормозило решение основной задачи проводимых реформ роста производства.

         В настоящее время эту тенденцию удалось преломить на основе относительной стабилизации макроэкономических показателей. Ряд принятых в целях стимулирования частных законов об инвестициях, укрепивших и развивших легальную базу, государственная поддержка и определение приоритетных направлений экономического развития постепенно преодолевают инерционность инвестиционного процесса.

         Оживление инвестиционной активности - основное условие выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития. Тем не менее, практические результаты в этой сфере пока далеки от достижения поставленной цели. Вопреки давно прогнозируемому росту инвестиционной активности спад капитальных вложений возрастает.

                   Задача состоит в том, чтобы раскрыть прямые государственные инвестиции и охарактеризовать инвестиционное кредитование, осуществляемое государством.

Сегодня острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе.

Во всех  экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

 

 

 

 

 

Часть1. Государственное управление и инвестиции.

 

1 Общие положения государственного управления

 

1.1 Регулирование рынка.

Рынок по-прежнему служит непременным элементом нормально действующей экономики. Ни один общественный строй не может обходиться без рыночной системы, которая неизменно демонстрирует  уникальные и ничем незаменимые возможности: без  всякого насильственного вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.(Более подробно «Государственное регулирование экономики»)

Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные последствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всём народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией, при работе в экстремальных условиях (в т.ч. климатических) и в неблагоприятных условиях решать вопросы инвестирования. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.

 

 

1.2. Роль государства в экономике.

 

1.Защита экономических свобод.

Людям любой страны для проявления стремления к активной хозяйственной деятельности и её осуществления необходимы:

1). свобода в распоряжении результатом своего труда;

2). свобода предпринимательства (право самостоятельно выбирать, что и как делать);

3). свобода заключения сделок (что требует чётко определённых правил владения собственностью).

В чём реально состоят эти свободы и каково их значение для хозяйственной жизни общества?

Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.

Иными словами, это та основа, на которой формируется личная и частная собственность. Страна, где такой экономической основы нет, это страна, где человек – человеку враг. Ведь если право распоряжения результатом своего труда человеку не гарантированно обществом, то этот результат у него может отобрать любой.

Свобода предпринимательства – это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить и куда инвестировать свои средства– решить это вправе лишь он сам (если это конечно не входит в противоречие с действующим уголовным законодательством). Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Свобода заключения сделок – это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли, поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления.

Любая свобода требует защиты, а иначе её отбирают силой. Такая защита свобод, в том числе и экономических, т. е. их гарантирование – главная и постоянная задача любого государства. Решения одной только этой задачи было бы достаточно, чтобы отнести государство к числу важнейших участников экономической жизни страны.

Но реально круг задач, которыми занимается государство, значительно шире. Это связанно с тем, что рыночные механизмы обладают несовершенствами. Эти несовершенства рынка порождают последствия, устранять которые надо государству.

Нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.

В соответствии с одной из высказываемых точек зрения роль государства, по крайней мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития.

1.Законность и порядок. Подлинным бичом многих стран являются преступность и межличностные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества от хозяйственных задач, ставящие под сомнение иностранное (да и собственное) инвестирование в экономику страны. Сильная и устойчивая государственная власть необходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.

2.Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накопить капитал и инвестировать его в производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.

3.Инфраструктура. Многие трудности общественного роста порождаются дефицитом общественного товара и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образование, орошение и охрана почв, сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных систем – все эти нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные побочные выгоды. Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг в достаточных количествах.

4.Принудительное накопление и капиталовложение. Вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накопление капитала в экономически-неблагополучных странах.

Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые (и часто неналоговые) меры, стимулирующие накопление капитала. Здесь принципиально возможны два альтернативных пути.

Во-первых, уровень накопления можно увеличивать с помощью налогов. Возросшие налоговые поступления направляются на осуществление наиболее важных капиталоёмких проектов (государственные инвестиции).

Второй метод состоит в принудительном стимулировании сбережений через инфляцию. Государство может финансировать накопление капитала, пуская в оборот или тратя дополнительную денежную массу или же продавая банкам облигации и тратя полученные доходы.

5.Проблемы, связанные с социальным устройством. Государство имеет самые широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия, вытекающие из характера социального устройства. Демографическая политика и земельная реформа (особенно в климатически-неблагоприятных странах)- важнейшие проблемы, решение которых немыслимо без широкого государственного вмешательства.

По  другим мнениям – во многих странах, исходя, прежде всего, из плохих климатических условий, разбросанности транспортных артерий (из-за крупности государства), что сильно влияет на издержки производства  государственное вмешательство в экономику  должно быть значительным всегда, особенно в области тяжелого и среднего машиностроения, химической промышленности, энергетики. При этом области торговли, сферы услуг, малого бизнеса должны однозначно оставаться в рамках рыночных отношений с незначительным вмешательством государства.

 

 

 

2.Несовершенство рынка.

Итоги долгого развития экономической теории сводятся к двум простым утверждениям:

1). рынок способен решать главные экономические проблемы;

2). рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.

Рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечества. Надо научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка. Слабость (несовершенство) рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом.

И тогда возникает необходимость во вмешательстве в экономическую жизнь общества государства.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берёт на себя решение нескольких задач:

1). устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2). смягчение неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения.

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:

1) возможности монополизации рынков;

2) трудности создания общественных благ на коммерческой основе;

3) возникновение внешних затрат;

4) образование социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан;

5) возможности сильного влияния климата на издержки производства и ,соответственно, на инвестирование.

 

 

 1.3. Экономические функции государства.

 

Известно пять экономических функций государства:

1.Обеспечивать правовую основу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики (системы).

Государство берёт на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государство также устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающих обмен товаров и услуг.

Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственности за соблюдение условий контрактов – все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всё более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов.

2.Поддерживать конкуренцию (если это не затрагивает национальные интересы государства).

При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов.  При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга.

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

3.Перераспределять доходы и материальные блага.

Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно.

Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретённого образования, и мастерства. Рыночная система влечёт за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными и домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.

Государство взяло на себя обязательство уменьшить неравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, пособия остро нуждающимся, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределение доходов путём рыночного вмешательства, т. е. путём модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы – наглядные примеры того, как государство фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения.

 

4.Регулировать распределение ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректировать побочные эффекты.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система производила «не те» количества определённых товаров и услуг, либо оказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан.

 

5.Стабилизировать экономику.

Самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Существуют две неблагоприятные ситуации:

Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае государство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объём расходов – частных и государственных – был достаточен для создания полной занятости. Каким образом государство может это осуществить? Ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод – государственные расходы и налогообложение, - какой государство использует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ.

Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

 

 

 

 2. Государственное регулирование экономики.

 

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать  влияние на рынок и рыночные отношения.

 

1.Понятие государственного регулирования экономики.

1.1Сущность государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики(ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

 В современных условиях невмешательство государства в экономику немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» (ГЭП) в наше время идентичны.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям 2-ой Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль,  особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

 

1.2Исполнители хозяйственных интересов

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный  банк.

В государствах с федеративным устройством (США, Россия, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; всё более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами – выразителями экономических интересов.

 

1.3Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов.

Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровне напряжённости, оценке ГРЭ средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет.

 

2.Объекты и цели государственного регулирования экономики.

 

Объекты – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ:

экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платёжный баланс, цены, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), условия конкуренции, социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственного регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса (что особенно важно для России в современных условиях), призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала (для дальнейших инвестиций). Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках (в том числе при помощи увеличения инвестиций в отечественное производство), заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное – опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления (и дальнейшие инвестиции), социальные отношения.

Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Ещё один из основных объектов регулирования – цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие  меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала – это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Объектами государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества – окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами (включая инвестиции), интеграционные процессы).

 

 

 

2.1Цели

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель – выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Положения отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном случае – оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель – оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели – привлечение капитала в страну (инвестиций), повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

 

 

       

 3  Основы осуществления инвестиционной

деятельности.

 

Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности,  вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

 

Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заёмных, привлечённых в форме инвестиции средств и обеспечивают их целевое использование.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

 

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:

  • вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;
  • ценные бумаги (акции, облигации и др.);
  • целевые денежные вклады;
  • научно- техническая продукция и другие объекты собственности;
  • имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
  •  

      Аналогичные объекты включают иностранные инвестиции. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путём:

  • долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами РФ;
  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
  • приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое по законодательству РФ может принадлежать иностранным инвесторам;
  • приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами;
  • предоставления займов, кредитов, имущества и других имущественных прав ( хотя в полной мере это не инвестиции, хотя многие ошибочно считают).

Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологическим, санитарно- гигиенических и других норм, установленным законодательством, действующим на территории РФ, или наносят ущерб охраняемым законом, правом и интересом граждан, юридических лиц или государства.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций.

 

 В состав инвестиционной сферы включаются:

  • сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей,
  • инновационная сфера, где реализуется научно- техническая продукция и интеллектуальный потенциал (ниже на примере высокотехнологичной компании мы покажем, как осуществляются инвестиции в эту сферу, и организовывается работа);
  • сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах);

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объёмы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Он по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе юридических и физических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, вправе контролировать и целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователем таких объектов другие права предусмотренные договором.

     Основным правовым документом, регулирующим производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

         Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности, законодательством, действующим на территории РФ, гарантируется защита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы. Инвестиции на территории РФ в некоторых случаях подлежат обязательному страхованию, что является гарантией их сохранения.

         Трудность осуществления инвестиционной деятельности в РФ усугубляется, помимо инфляции, практическим развалом единого строительного комплекса и суровым климатом по сравнению со всеми другими (кроме Монголии) странами.

         Реализация инвестиций в современных условиях определяется предприятием с учётом таких факторов, как инфляция  и ожидание роста цен на производственные ресурсы. Для снижения давления инфляционного фактора вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество, в финансовые активы и потребительские товары, в уставный капитал совместных  и акционерных предприятий.

         В условиях высоких темпов инфляций выбор таких объектов инвестирования определяется их способность сохранять стоимость и возможность получения запроектированной прибыли главным образом путём колебаний на разницах в ценах или курсах ценных бумаг. Это привело к обесценению собственных денежных накоплений, к усилению ажиотажного спроса на ресурсы, подкрепляемых кредитной экспансией коммерческих банков.

Но инвестиции - это не просто долг. Долги (кредиты) мы должны возвращать независимо от того, как и куда мы их потратили. Инвестиции - это "долгосрочные вложения капитала в отрасли промышленности". И только. Почему долгосрочные? Имеется в виду, что на эти инвестиции должно быть развернуто производство, оно должно начать выдавать продукцию, и лишь когда начнет поступать выручка за нее, только тогда инвестор начнет получать отдачу - сначала он возместит свои вложения, затем начнет получать и прибыль. Но главное отличие инвестиций от дачи денег в долг состоит в том, что инвестор рассчитывает только на прибыль от производства. Если прибыли не будет, то это проблемы инвестора, значит, он просто потерял свои деньги. Теоретически инвестиции можно застраховать, но сути дела это не меняет, просто риск перекладывается на страховую компанию. Если наше, российское предприятие уговорит иностранный банк выделить кредит - то это инвестиции? Нет. Кредит, он и есть кредит. Если у предприятия ничего не получится, банк получит деньги обратно, хотя бы и после распродажи имущества предприятия. То есть, вообще говоря, инвестиции - это долг, который мы не обязаны возвращать. Интерес инвестора заключается в получении прибыли от организованного на его деньги производства. И прежде чем осуществить инвестиции, инвестор оценивает ситуацию - удастся ему вернуть вложения с прибылью, или нет - и на основании оценки принимает решение. Более того - первоначально имелось в виду, что инвестиции должны обеспечить развертывание в нашей стране не просто конкурентоспособного производства, а такого, продукция которого должна была продаваться на мировом рынке и увеличивать поступление валюты в страну. Ради этого все начиналось! В Советском Союзе Госплан не только решал, какими деньгами оплатить строительство нового завода, но и где взять материальные и людские ресурсы для строительства и работы завода. В "мировой экономике" ситуация проще - достаточно поднять над головой пачку долларов - и со всех сторон сбегаются рабочие и менеджеры, волоча за собой станки и конторские столы. Резерв рабочей силы и других факторов производства в мире всегда есть. И при описании самого понятия инвестиций надо хорошо представлять себе следующее: просто покупка и эксплуатация нашего завода иностранцем - это еще не инвестиции. Это просто смена хозяина. То есть вовсе не любая пачка долларов, вброшенная в нашу страну, является инвестициями. Чтобы заслужить гордое звание "инвестиций", эти доллары должны быть использованы только на развертывание или расширение производства. Инвестиции - это не просто ввоз в страну некоторого количества долларов. Инвестиции - это не только и не столько деньги. Инвестиции в конечном итоге должны быть материальны - это строительство, закупка нового оборудования, смена технологий. Немаловажно и отношение к персоналу предприятий - проходит ли он обучение, делаются ли пенсионные вклады, вообще - заботится ли новый владелец о своей репутации, надеется ли он долго присутствовать на выбранном участке рынка. Если же новый владелец какого-нибудь купленного завода интенсивно использует здания и сооружения, а "инвестиции" свелись к установке линии по фасовке чего-то импортного, да еще с нормативным сроком эксплуатации 2-3 года, да еще, самое главное, прибыль не идет в производство, а уходит из страны - значит, дело сомнительное. Значит, наоборот, за счет износа наших основных фондов делаются инвестиции куда-то еще. Это обычное дело в мировой практике: если предприятие неконкурентоспособно, то, в преддверии его краха, руководители, если они уловили тенденцию, начинают эксплуатировать предприятие на износ - не вкладывают в него прибыль, а расходуют ее на расширение другого производства. Если присмотреться, то такое предприятие хорошо различимо - оно не расширяется, не внедряются новые технологии, ликвидируются работающие на перспективу подразделения, персонал не отправляется на повышение квалификации, работодатель не заботится о пенсионном обеспечении своих работников, значит, в него инвестиции не идут, на самом деле за счет такого предприятия инвестируется какое-то другое. Поэтому одного факта покупки какого-то завода иностранцами мало, чтобы считать это иностранными инвестициями - может быть, покупатели просто подсчитали, что окупят траты и даже получат прибыль фактически за счет ликвидации завода. Иногда вопрос с инвестициями намеренно или ненамеренно запутывается.

 

 

 

 

 

Часть 2 Государственного управления инвестициями.

 

  1. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

 

Средства государственного регулирования подразделяются на государственные и административные.

1.1Административные средства.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета,  разрешения и  принуждения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёв населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике, в условиях сурового климата. Наряду с административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое средство регулирования – правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, т. к. она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры.

 

1.2Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма ГРЭ – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдёт ниже.

Основные средства денежно-кредитной политики – это: а). регулирование учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным Банком); б). установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном Банке; в). операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении, повысить инвестиционную привлекательность отечественной экономики.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства, социальной стабилизации, целевого инвестирования. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ – это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

 

1.3Государственный сектор.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор  представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать Государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышение прибыльности частного хозяйства.

 Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

 Государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

 

1.4 Муниципальная собственность

Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления.

Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Законе «О собственности в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8).  В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,   государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также  наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

 

1). Состав муниципальной собственности и разграничение собственности по законодательству Российской Федерации.

1.Состав муниципальной собственности. Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Кроме вышеперечисленных  к ним относятся: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 29 Федерального  Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности.  Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения  настоящей власти.

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие  муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.

В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области), то есть непосредственные объекты для инвестирования. Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.   

2. Разграничение собственности.  Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ  и муниципальными образованиями.    Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности  субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности (объекты инвестирования). Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной  торговли, общественного питания и   бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.

В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы  о муниципальной собственности, решены.

Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

 

По субъектам. Субъектом государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

По объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности.

По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).

По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).

2) Управление муниципальной собственностью

 

Мы выяснили, что муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности   муниципальные образования.  То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление. Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью (и соответственно-инвестициями в объекты муниципальной собственности). «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно». Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав  и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета, привлекать инвестиции.

 В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона. Но в субъектах  ряде субъектов законы   имеют свои особенности. В качестве примера наиболее удачно можно привести Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении…», в котором статья 37 называется «Муниципальная собственность», а статья 38 – «Владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности». В статье 38 определены полномочия по распоряжению муниципальной собственностью для представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Вначале определяются права представительного органа местного самоуправления. Исполнительный орган в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности (но не распоряжается). Право распоряжения закреплено за представительным органом, который действует от имени всего населения муниципального образования. Такой подход позволяет избежать противоречий между представительными и исполнительными органами власти по этому вопросу.

 

 

 

 

 

 

  1. Инвестиционная деятельность государства

 

2.1. Прямые государственные инвестиции

 

        Повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе. Однако, что же происходит на практике.

         Провозглашавшийся год за годом курс на активизацию активности сочетался с явно не инвестиционной ориентацией федерального бюджета. Это проявляется не только в крайней недостаточности ресурсов, предусматриваемых на инвестиционные цели, их "размазывании" по различным статьям бюджета и внебюджетным инвестиционным фондам, но и в том, что инвестиционные статьи бюджета первыми попадают под сокращение, как только ставиться вопрос о необходимости "уложиться" в обязательные рамки бюджетного дефицита. Финансирование инвестиционных расходов из федерального бюджета осуществляется по остаточному принципу.

         Государство не может своевременно профинансировать даже отобранные на конкурсных началах инвестиционные проекты.

         В 1997 году большие надежды возлагались на так называемый бюджет развития, который  в сочетании со снижением ставки банковского кредита должен был обеспечить рост инвестиций в производственный сектор. Однако механизм реализации инвестиционной программы при этом не изменился. Инвестиционные программы и статьи бюджета по - прежнему самые незащищенные. В результате невыполнения Правительством обязательств по финансированию в первую очередь коснулось федеральных инвестиционных программ, а бюджет развития, преподносившийся как новое слово в правительственной бюджетной политике, оказался провален.

        

 

Чтобы изменить такое положение:

Во - первых: необходимо жесткое разграничение текущих и инвестиционных расходов в бюджетах всех уровней. Это означает, что каждый бюджет включает административную и имущественную часть расходов, предназначенных на текущие и инвестиционные цели. Дотации из вышестоящих бюджетов нижестоящим требуют чёткого разделения  и направления в соответствующий раздел расходной части бюджета. При этом необходим строгий контроль за целевым использованием средств административной и имущественной частей бюджета.

         Во - вторых, целесообразно использовать получивший международное признание германский опыт регулирования бюджетного дефицита в увязке с объектами инвестиций. На протяжении нескольких десятилетий в этой стране применяется к федеральному бюджету, так называемое "золотое правило", согласно которому финансирование бюджетного дефицита за счёт кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренного в бюджете. Косвенно это правило затрагивает и региональную инвестиционную политику, определяя возможности определения субсидий на инвестиционные цели бюджетам земель и общин. И вообще, лучше не смешивать кредиты (негосударственные или чужих государств нам)  и инвестиции

 

 

2.2 Инвестиционное кредитование

 

Важнейшей функцией государства в переходной экономике, наряду с прямым финансированием за счёт бюджетных ресурсов, является создание мотивационного механизма привлечения инвестиционных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе (причём самое лучшее-возврат не кредитов и процентов по ним, а части прибыли от взаимовыгодной деятельности).

         ... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7


23 мая 2017

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Государственное управление инвестициями в России»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер