ПРОМО АВТОРА
Вова Рельефный
 Вова Рельефный

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Вова Рельефный - приглашает вас на свою авторскую страницу Вова Рельефный: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Дмитрий Выркин - приглашает вас на свою авторскую страницу Дмитрий Выркин: «"Вы любите читать прозу и стихи? Вы любите детективы, драмы, юморески, рассказы для детей, исторические произведения...Тогда Вы обязательно должны посетить мою творческо- литературную страницу!!!"»
Прохор Озорнин - приглашает вас на свою авторскую страницу Прохор Озорнин: «Если эти мысли полезны кому-то - они станут моими крыльями.»
Вадим Векслер - приглашает вас на свою авторскую страницу Вадим Векслер: «Нонконформизм, гос.измена и провокации»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

стрекалов александр сергеевич - меценат стрекалов александ...: «Я жертвую 50!»
стрекалов александр сергеевич - меценат стрекалов александ...: «»
стрекалов александр сергеевич - меценат стрекалов александ...: «Я жертвую 100!»
Андрей Жеребнев - меценат Андрей Жеребнев: «Я жертвую 100!»
Андрей Жеребнев - меценат Андрей Жеребнев: «Я жертвую 100!»

ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
Ноябрь-Май

Автор иконка Андрей Штин
Хроника 9. Враг не дремлет!

Автор иконка Редактор
Поздравляем с Новым годом!

Автор иконка Андрей Штин
Хроника 7. Интервью министра здравоохран...

Автор иконка Редактор
Литературному сайту Руиздат два года!...

Автор иконка Виктор Заводинский
Фехтовальщики

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
Ноябрь-Май

Автор иконка 4osa
Лето в твоих глазах.

Автор иконка Виктор Любецкий
Как пленительны жизни моменты...

Автор иконка Олесь Григ
Закат. Не видно дна...

Автор иконка Andersen
моему другу

Автор иконка Ахаев Анатолий
Это – просто стихи.

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееИтоги конкурса фантастического рассказа
ПоследнееПоздравляем с Днем защитников Отечества!
ПоследнееАнализ литературного текста
ПоследнееВопрос к авторам и читателям
ПоследнееБорцам за правду посвящается
ПоследнееЧитатели рекомендуют или Что почитать
ПоследнееИзобразительно-выразительные средства языка

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Дмитрий ВыркинДмитрий Выркин: "Довольно емкие и заставляющие анализировать поднимаемые темы строки.Сп..." к произведению Быть и казаться 1

ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА: "Дьявол, это часть, природы. Природа, не враг, человека. Также и Сатана..." к рецензии на Дьявол обитает в деталях.

НадеждаНадежда: "Будем стараться улучшать в дальнейшем, спасибо за объективную оценку..." к рецензии на Paranoia

Дмитрий ВыркинДмитрий Выркин: "Спасибо большое Вам Алексей. Благодарю, Дмитрий Выркин." к рецензии на 30 МИНУТ ОТДЫХА

Дмитрий ВыркинДмитрий Выркин: "Спасибо." к рецензии на КОМПЛИМЕНТ

БоксерБоксер: "Интересные факты. Написано отлично,слог легкий. Спасибо. Алексей" к произведению 30 МИНУТ ОТДЫХА

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЗояЗоя: "Спасибо Вам большое,наш добрый критик и журналист." к рецензии на учись летать

Николай ЧапуринНиколай Чапурин: "Замечательный стих! Мне эти степные просторы ..." к стихотворению СТЕПНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ СЕРДЦА...

Николай ЧапуринНиколай Чапурин: "Ах, какие чудные желания!!! Нашим свет..." к стихотворению МОИ ЖЕЛАНИЯ...

Г.Дергатев "БАРСИК": "Г. ДЕРГАЧЕВ «БАРСИК» Бумага, цветной карандаш. 200..." к рецензии на Поэма про Барсика, которому мы вчера хотели отрезать яйца

БоксерБоксер: "Супер!!! Легко,красиво и глубоко. Мне ..." к стихотворению Будто не было меня

Дмитрий ВыркинДмитрий Выркин: "Благодарю Вас Николай. Удачи в вашем интересном тв..." к рецензии на Мамины глаза...

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

...И БЫЛИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТИ...
Просмотры1897       Лайки80
Автор Сергей Елецкий

ПОЛЕЗНОЕ

СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Читать подробнее »

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

О ЛИТЕРАТУРНОМ САЙТЕ РУИЗДАТ

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".

Читать подробнее »

Жертва Николая Рубцова

Публицистика

1144 просмотров
0 рекомендуют
5 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Жертва Николая РубцоваХристианство в поэзии Николая Рубцова. Расшифровка стихотворения "Я умру в крещенские морозы..." Поэт и советская власть.

Поэт – это творец! Человек, обладающий даром творить не только стихи, но и представления, которые возникают в воображении после их прочтения. Эти представления – в зависимости от их силы – могут определять ход мыслей и характер действий человека. Поэт творит не только при жизни, его стихи действуют на людей и после его физической смерти. Вспомним Державина:





В могиле буду я, но буду говорить...





Представим себе время, в котором начинал творить Николай Рубцов. Смерть Сталина и XX съезд Коммунистической партии, осудивший культ личности, потрясают советское общество. Впервые с момента своего зарождения коммунистическая идея начинает подвергаться сомнению. Ошибся сам «вождь народов»! Не является ли вся советская система большой ошибкой? Люди начинают задумываться, но высказываться вслух еще опасно – повсеместная борьба с инакомыслием по инерции еще идет. 





Выражением «поэт Божьей милостью» определяется творец, отмеченный Всевышним. Это человек, который не просто рифмует строчки, но своей поэзией способен донести до людей истинную, а не только внешнюю, красоту Земли и Неба. Николай Рубцов, благодаря чистоте своей души и внутреннему благородству, оказался таким человеком. Вот что пишут о поэте.





Друг детства Сергей Багров: «...в квартире, где жили Рубцовы, случился скандал. Хозяйка куда-то девала свои продуктовые карточки. Не признаваться же ей, что она потеряла их, будучи пьяной. Потому и свалила на первого, кто попался ей на глаза. И это, к несчастью, пало на Колю. Потрясенный таким беспощадно-бессовестным обвинением, мальчик тут же сбежал неизвестно куда. Возвратился через неделю, весь ободранный и голодный. Когда спросили его: “Где ты был?” Ответил: “В лесу!” – “А чем питался?” – “Дудками и корнями”».





Учительница Александра Меньшикова: «От многих других отличала мальчишку исключительная честность. Однажды в школьном коридоре разбил он стекло. Никто этого не видел – другой бы умолчал, а он сразу ко мне пришел. Рассказывает, а у самого слезы на глазах, испуганно смотрит на меня». 





Флотский друг и студент Литинститута Валентин Сафонов: «Даже в нашей бесшабашной литинститутской вольнице Коля никогда не входил в чужую комнату без стука. И тем отличался от многих других...», «...Если лекция случалась скучной, малоинтересной, Рубцов не ждал, когда зевота сломает скулы: поднимался и, презирая гнев маэстро, покидал аудиторию. Не терпел фальши, не мог смириться с ней. И если в студенческом кругу, где каждый из поэтов норовил поразить товарищей невиданной рифмой, неслыханной строчкой, кто-то начинал петь не своим голосом, читал откровенно бездарные вирши, вставал Рубцов и, простирая руку, показывал на дверь:


– Выдь немедля отсюда! Тебе нет места среди настоящих».





Сосед по общежитию Кировского горно-химического техникума Николай Шантаренков: «Я им всегда любовался. У него было врожденное благородство движений, красивые руки, пальцы...» Встречаясь в Москве, Рубцов скажет ему: «Я знаю, что я – аристократ духа».





Мы помним, что Бог не только милостив, но и строг. Если Он наделяет человека талантом, то обязательно спросит о его реализации. Николаю Рубцову удалось стать «поэтом Божьей строгостью» и четко исполнить доверенное ему дело – осуществить поэтическую проповедь христианского учения в атеистическом СССР. Благодаря ей очень многие советские граждане вернулись в христианство. А самые «волевые и неустрашимые» в конце ХХ века смогли опрокинуть «бездарный режим» и приступить к восстановлению православной веры. 


Кто-то удивленно скажет: откуда такой невероятный вывод? Рубцов ничего не проповедовал, он просто писал красивые, волнующие людей стихи. Нет, уважаемые скептики, именно красота рубцовского стиха, нацеленного на идеалы Святой Руси, волновала людей и заставляла искать то, что в свое время было потеряно. А потеряли многие – под давлением атеистической власти и ее атакующей пропаганды – ни много ни мало, веру в Бога. 





Но что же помогло поэту, с пеленок находившемуся в советской безбожно-агрессивной среде, обрести твердую христианскую веру в Воскресение после смерти и Вечную жизнь? Как с неба «правил» его Иисус Христос или его ангелы, мы по понятным причинам доподлинно знать не можем, а вот свидетельств земных соприкосновений христианского учения с душой Рубцова достаточно много. 


В самом раннем детстве (до пяти с половиной лет) помогло влияние матери и, возможно, старшей сестры Галины. Невзирая на попреки партийного мужа и отца семейства, мама – Александра Михайловна – пела в церковных хорах в родном селе и в Вологде, после смерти ее хоронили церковные люди, а Галя некоторое время жила в семье архиерея – мыла полы и работала в огороде.


Помогли храмы Вологодского края, помог Спасо-Прилуцкий монастырь, в котором похоронен поэт Константин Батюшков. Наверное, совсем не случайна воля Рубцова найти свое последнее успокоение в этом монастыре.


Помогло стремление отыскать настоящий смысл жизни и следовать ему в творчестве. Рубцов не боялся ставить перед собой сложнейшие вопросы: 





Как узнать, из чего я возник 


И для чего предназначен в мире?





Как выбрать путь, где нет обмана? 


Как выбрать путь, который тверд?





Мы знаем, что всякого ищущего истинный путь человека Бог хотя бы один раз в жизни ставит перед выбором, открывая ему Истину. И нет более сильного призыва, чем слова Иисуса Христа, называющего себя камнем, то есть твердым: «Я есть путь, истина и жизнь!»


Помогло Рубцову и чтение, которому он безгранично предавался с раннего детства. Больше всего он любил отечественную, пронизанную христианским учением, классическую литературу и христианскую историю нашей родины – Святой Руси. 





Но обрести веру и ее реализовать – две разные задачи. Тем более реализовать в тогдашнем СССР, когда кремлевские мечтатели все еще грезили мировой революцией. Во время становления поэта Советский Союз был огромной, отгороженной ракетами от всего верующего мира резервацией для искусственного выведения людей-атеистов без каких бы то ни было начатков нравственности. Призыв Коммунистической партии «Будь готов!» и звонкий пионерский ответ «Всегда готов!» со школьной скамьи насильно закладывались – буквально вживлялись – в память каждого, чтобы этот безликий «каждый» в нужный момент мог выполнить любой приказ. Все, что мешало коммунистической доктрине, особенно в идеологии, разрушалось «до основания». Не допускалось никакого самостоятельного поиска, никакой свободы мысли, тем более мысли о Боге. Найти в книжном магазине, в открытом доступе Библию или другую христианскую литературу было практически невозможно.





Но каким образом поэт все-таки выполнил поставленную Богом задачу? С помощью ассоциативного поэтического иносказания. С помощью метафор, употребления слов в переносном значении. Ассоциация – это связь между представлениями, в силу которой одно представление вызывает в сознании другое – тождественное, похожее. Говоря о любви к родной земле и ее истории, с помощью умелых ассоциаций можно вызвать интерес и любовь к идее, которую земля когда-то олицетворяла. 





Вот что пишет Ольга Гладышева о мощных ассоциативных способностях Николая Рубцова: «Он словно будит в душе что-то знакомое, что ты знал в детстве, а потом забыл, занесло жизнью, как песком… Ты, может быть, никогда не был в тех местах, о которых пишет Рубцов, но ты их знаешь, ты ими пронизан, пронзен в сердце – ведь ты русский!»





Но почему именно Святую Русь Рубцов ассоциирует с наибольшей силой? А не, к примеру, христианскую Грецию, коей увлекались многие поэты? Или Израиль – родину Христа? 





Ответить поможет юношеский диалог, запомнившийся Сергею Багрову: «...осенней порой 1950 года учащийся первого курса Тотемского лесного техникума Коля Рубцов стоял на крыльце деревянного дома и, глядя на ропщущий в шепоте чутких черемух Кореповский ров, на резвых козлят во дворе, на скамейку под окнами и белеющую дорогу, по которой тащился гнедой, везя на телеге бочку с возницей, взволнованно говорил: 


– Как много здесь русского! Как я люблю эту местность! Откуда все это? И для кого? Ты не знаешь? 


– Не знаю, – ответил я. 


– Значит, мне предстоит. 


– Что предстоит? 


Рубцов показал на двор, огород, улицу, ров и ропщущие деревья: 


– Узнать: почему все это так сильно действует на меня...» 





Не сам Рубцов выбирал то, что должен будет воспеть – Русь выбрала его, действовала на него, как магнит. Тянула к себе. Ведь именно на Святой Руси учение Христа сохранилось в своей первозданной чистоте и не обросло никакими человеческими дополнениями. Именно русские люди безоговорочно и безоглядно поверили в Вечную жизнь и выразили эту веру в архитектуре православных храмов и монастырей, в песнях, в монашеском подвижничестве, в мирном деревенском быте и в доблестных воинских подвигах. «Материал» для проповеди в буквальном смысле лежал под ногами. 





Людмила Дербина пишет: «Николай Рубцов нес в себе Россию, он душу свою изорвал за нее, печалился и плакал о ней, размышляя далеко не оптимистично о ее будущем». 





Какую Россию? Понятно, что не советскую, не дворянскую, не петровскую. Рубцов невероятным образом видел и любил былую, ныне спящую Святую Русь. Русь времен Андрея Рублева, Дионисия, Ферапонта… Русь монастырей, белоколонных храмов, лесных скитов, иноков, старцев, 


божьих людей – юродивых, молитв и чудес. Настоящую, корневую, исконную, православную Русь. Ее он и хотел разбудить – а может быть, и восставить – своими молитвами и стихами-проповедями.


Мы можем представить, каково было поэту, внутренним взором все время всматривающемуся в эту святую жизнь Руси, жить в невежественном, безнравственном СССР – стране без имени, среди человеческой тупости, пьянства, вранья власти и ее прихвостней, среди разрушенных и поруганных храмов и монастырей. И терпеть эту советскую реальность. 





Слышится возглас: а зачем вообще проповедь? Она нужна была в первые века новой эры, когда язычники еще ничего не знали о Христе. Но за две тысячи лет христианство достаточно широко распространилось по земле. И как учение, и как религиозная практика... Если человек сильно захочет, он самостоятельно – при любой господствующей идеологии – найдет способ познакомиться с Библией, с Евангелием. 


Отвечаем: в любые времена проповедь нужна именно для того, чтобы человек «захотел». 


Николаю Рубцову удалось восстановить в оглупляемом властью советском народе это желание. Своими тончайшими ассоциациями, намеками, недосказанностями расшевелить воображение людей, заставить их думать, искать и в конечном счете приходить к Истине. 


Чтобы понять, как он это делал, нужно не просто читать его стихи и прозу, но вчитываться, вдумываться в каждую строчку, в каждое слово и даже в каждую букву. У великих поэтов нет и лишней запятой. 





Именно таким образом внимательно вчитаемся в пророческое стихотворение 1970 года, которым многие составители рубцовских сборников любят завершать эти сборники: 





Я умру в крещенские морозы.


Я умру, когда трещат березы.


А весною ужас будет полный: 


На погост речные хлынут волны!


Из моей затопленной могилы


Гроб всплывет забытый и унылый,


Разобьется с треском,


и в потемки


Уплывут ужасные обломки.


Сам не знаю, что это такое…


Я не верю вечности покоя!





Ключ не в первой, многими уже многократно и с разными целями повторенной строчке, а в последней. В последнем слове. А точнее – в последней букве. Почему эта буква «я», а не «ю»? Ведь в нашем обиходе гораздо более употребительно словосочетание «покой вечности», чем «вечность покоя». 


Если бы Рубцов не верил покою (в значении слова – незыблемость, недвижимость, устойчивость, стабильность) вечности, было бы «Я не верю вечности покою!». В покой вечности он, как видно, верил. 


Не верил он в вечность (в значении слова – неумираемость, неистребляемость, постоянность, неизменяемость) покоя (в значении слова – неподвижность, нежизнь, смерть). Другими словами, не верил в постоянность смерти, в ее неизменяемость. Поэтому «Я не верю вечности покоя!» 


Если человек не верит в вечность неподвижности и смерти, во что же он верит? В вечность движения и жизни. Именно поэтому «гроб (как вместилище смерти) всплывет забытый и унылый, /Разобьется с треском, и в потемки/ уплывут ужасные (страшные и ненужные поэту) обломки». Зачем, почему уплывут? Чтобы не мешать поэту жить дальше. Когда уплывут? Весной, когда после зимней спячки воскресает к жизни природа и все живое в ней. 


Почему поэт честно признается, что «не знает, что это такое»? Потому что в момент написания стихотворения он еще живет на земле, в нашем мире, еще не перешел границу жизни и смерти и действительно не может в точности знать, что за ней. 


Мы знаем, что неверие в постоянность и неизменяемость смерти (неверие в вечность смерти) – суть христианской веры в Воскресение после смерти (вера в Вечность жизни). 


Кто еще сомневается в христианстве Николая Рубцова? 





Уместно вспомнить, что образ «всплывшего гроба» сохранился в памяти поэта с раннего детства. Вот что об этом рассказывает Сергей Багров: «До кладбища он не дошел. Остановился – весь выжидательность и тревога. Там как будто кричали – негромко, однако настойчиво. Мне показалось, что кто-то оттуда передавал ему свой привет – живому от неживых. Он возвратился и закурил. 


– Ужасное место! – невесело хохотнул. – Чего бы там делать? А вот, иду, будто кто приказал. 


Я показал ему обломки: 


– А это чего? 


– Гробы, – ответил Рубцов. – Их все время тут вымывает. Вода по весне – винтом! Иногда зальет весь погост. Помню, когда я был вот таким, – Рубцов показал ладонью где-то чуть выше уровня живота, – что здесь творилось! Лед и вода! И ливень! С громами! Кресты шатаются и трещат! Гробы, что тебе настоящие крокодилы! Всплывают! Мечутся тут и там! Много ушло по воде...»





Отметим очень важный момент – действие Рубцова, как бы вопреки своей воле: «...иду, будто кто приказал». Об этом же его строчка: «О чем писать – не наша воля...» И напомним, что к Богу человек приходит, конечно, самостоятельно, через отрицание навязываемых идеологических стереотипов господствующего мировоззрения, но – главное – не без помощи, а может быть и по приказу, самого Бога. 


Как говорит Иисус Христос: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и я воскрешу его в последний день. У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышащий от Отца и научившийся приходит ко Мне» (Ин. VI, 44, 45). 


В другом месте: «Ибо не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал…» (Ин. XV, 16).





Яркое свидетельство того, что Бог привлек к служению Николая Рубцова – стихотворение «Взглянул на кустик». Внимательно прочитаем его:





Взглянул на кустик – истину постиг. 


Он и цветет, и плодоносит пышно,


Его питает солнышко, и слышно,


Как в тишине поит его родник.





А рядом – глянь! – худые деревца.


Грустна под ними скудная лужайка,


И не звенит под ними балалайка,


И не стучат влюбленные сердца. 





Тянулись к солнцу – вот и обожглись!


Вот и взялась нечаянная мука.


Ну что ж, бывает... всякому наука,


Кто дерзко рвется в солнечную высь. 





Зато с куста нарву для милых уст


Малины крупной, молодой и сладкой,


И, обнимая девушку украдкой,


Ей расскажу про добрый этот куст...





О том, какой девушке, «обнимая ее украдкой», Рубцов «расскажет про добрый этот куст...» и зачем «расскажет», можно догадаться сразу. Вчитаемся в первые строфы стихотворения. 


Может показаться, что в них речь идет об обычном кусте малины в окружении обожженных деревьев. На самом деле в основе сюжета лежит библейское чудо «Неопалимой купины». По свидетельству Дербиной, одна из икон, стоявших на столе у Рубцова, была посвящена «Неопалимой купине». Не на нее ли глядя, писал поэт это стихотворение?





Вспомним текст Священного писания: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Модиамского. Однажды повел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот, я (Господи). И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал (ему): Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога. 


И сказал Господь (Моисею): Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет м... Читать следующую страницу »

     Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8


Владимир Хохлев Владимир Хохлев

24 апреля 2015

Похоже, что произведение было кирпичом, наш скрипт принудительно расставил абзацы.

5 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Жертва Николая Рубцова»

Иконка автора Серж ХанСерж Хан пишет рецензию 30 июня 10:08
Забавная писанина. По принципам "чем меньше факты подходят для моей концепции - тем хуже для фактов", а также "чем больше налито воды - тем легче поглощается".
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад




© 2014-2017 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерПоддержка, ведение и развитие сайта - вебмастер persweb.ru