В России статистически проанализировали почитание россиянами христианских канонов. На словах каждый четвертый житель страны причисляет себя к православным, но следует христианским практикам не более 1% сограждан. «Обычное светское общество, которое насилуют традиционализмом», — комментируют эксперты
Посещаемость православных храмов на Рождество сократилась в России на 1 миллион человек с 2020 года и в этом году составила всего 1,4 млн, — официальные данные приводит МВД РФ.
Та же официальная статистика показывает, что количество прихожан, посещающих рождественскую службу, непрерывно сокращается последние два десятилетия.
Если в 2004 году храмы в Рождество посетило 3 миллиона человек; в 2014-м — уже 2,3 миллиона человек, в 2024 году, как уже было сказано — всего 1,4 миллиона.
На 99% светское общество
Что же получается? 99% россиян храмы не посещает даже в один из главных христианских праздников.
«Номинальное православие сменило столь же номинальную веру в идеалы социализма. Раньше не читали Ленина, сейчас не читают Библию. Обычное светское общество, которое насилуют традиционализмом, а оно смотрит на это со стоическим терпением и пофигизмом», — комментирует политолог, эксперт по региональной политике Александр Кынев.
Однако за пределами церкви Рождество в этом году отмечали как будто гораздо активнее, чем даже популярный Новый год.
«В год тревожных надежд большинство россиян призналось, что у них нет новогоднего настроения — 89% заявили, что не испытывают „того самого“ настроя, а к веселью было готово менее 10%. И практика подтвердила эти данные. На улицах тоже было не слишком празднично. В магазинах и ресторанах дежурно поздравляют с праздниками, но тоже без энтузиазма. Конечно, таков государственный тренд — отмена салютов, иллюминации. Риторика „тяжелых лет“, кажется, победила, праздник перестал быть праздником, скорее стал временем эскапизма», — делится своими наблюдениями политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Но вот с Рождеством как будто острой моральной дилеммы не возникает, и если в Новый год пышные отмечания и застолья уже ощущаются чем-то зазорным, то Рождество таких чувств не вызывает.
«По крайней мере, поздравлений в группах и личных сообщениях было больше, чем в новогоднюю ночь. Да и открыток в домовых чатах было больше. Общий фон поздравлений — по-христиански добрый: мира и любви», — добавляет эксперт.
Номинальное восприятие христианской традиции подтверждают и косвенные данные. Вслед за Рождеством не очень-то чтят россияне и каноны Великого Поста.
Россияне не снижают потребление мяса, рыбы и молока в Великий Пост
К примеру, не отмечается снижение потребления мясных, рыбных и молочных продуктов в постный период. Такие данные приводит Центр социального проектирования «Платформа», исследовавший потребительское поведение россиян во время Великого поста.
Православные россияне скорее реагируют самоограничением в закупках алкоголя (минус 7% продаж), но на этом всё — это единственная категория, в которой прослеживается более или менее заметное снижение потребления в пост.
«Судя по всему, мы наблюдаем ситуацию, когда общество в меньшей степени ассоциирует религию с внешними практиками и строгим соблюдением канонов. Религия все больше расценивается как сфера внутренней жизни, которая может не носить заметного отражения во внешнем поведении. Поэтому, кстати, наибольшие ограничения коснулись алкоголя, как продукта, влияющего на психическое состояние человека. В то же время отсутствие существенных изменений в пищевых привычках не отменяют возможного выполнения других правил поста: духовной концентрации, частоты посещения служб, ограничений в сексуальном поведении или развлечениях», — комментирует социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.
Исследование также показало, что в потреблении во время Великого Поста нет значимой разницы между регионами с преимущественно православным населением и преимущественно мусульманским (например, Ивановской и Псковской областями с одной стороны, Башкортостаном и Татарстаном с другой). Также нет устойчивых различий в динамике потребления между мегаполисами, средними городами и малыми территориями.
Кроме этого, данные не позволяют выделить значимых трендов для разных типов городов. В городах-миллионниках потребление мяса незначительно сократилось, а в малых городах (где традиции могли быть сильнее), напротив, выросло на 2,4%. А вот употребление алкоголя снизилось на практически равную величину.
70% россиян причисляют себя к православным, но у подавляющего большинства «вера в повседневности не укреплена»
Напомним, по данным исследовательских агентств, доля россяин, причисляющих себя к православной вере, составляет более 70%.
По результатам опроса ВЦИОМ (от 13 марта 2019 года), около четверти опрошенных среди взрослого населения, ответили, что соблюдает посты (25%).
Но, как видим, слова сильно расходятся с практикой. Либо у россиян собственное и эксклюзивное представление о «постных традициях».
«Разрыв между долей тех, кто говорит о соблюдении поста, и тех, кто по самооценкам следует ограничениям в питании может говорить о том, что вера часто не укоренена в повседневности, на бытовом уровне. При этом людям, даже не практикующим постные правила, важно ощущать сопричастность с православной традицией. На первое место выходят праздничные ритуалы — например, окраска яиц. Здесь находит отражение и современная культура потребления — человеку привычнее находить сопричастность с традицией, что-то делая, потребляя, чем отказываясь от привычных форм жизни», — комментирует кандидат социологических наук, доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ Мария Макушева.
-----------
Кураев: "Какая главная религия в России? Нет, не православие."Конфликт "между яростным, воинственным утверждением, что "Бог есть", и не менее воинственным, что "Бога нет", действительно, характерен для нашего времени, как утверждает Андрей Кончаловский?
Андрей Кураев: Мне кажется, что это раскаленное противоборство привиделось Андрею Сергеевичу Кончаловскому. Увы, сегодня излюбленная позиция большинства - и в России, и на Западе - потребительский пофигизм. Ему нет дела до того, есть Бог или нет. Современная ситуация скорее описывается сюжетом из романа Честертона "Шар и крест": в мир приходит Антихрист, и эта новость никому не интересна. Кроме двух человек - воинствующего атеиста и афонского монаха.
Но мы, по мнению, Кончаловского, исторически застряли в язычестве.
Андрей Кураев: Язычество - это отнюдь не замшелое прошлое, а вечный аспект религиозной жизни. Кончаловскому кажутся языческими огромные очереди к поясу Богородицы. А огромные очереди на Западе, которые собирает новая модель iPhone не из того же ряда? Консуматизм, потребительское отношение - это чистейшая магия: дай мне, Боже, вот это, это и это. Очередь к поясу Богородицы, на мой взгляд, гораздо интереснее…
Языческое сознание - огромная толща жизни, которая вбирает в себя и западные очереди за новой моделью iPhone, и косность нашей народной жизни, которая так возмущает Андрея Сергеевича. Но, возмущаясь косностью, он забывает поставить вопрос: а церковь - консерватор этой косности или, наоборот, бродило, дрожжи, которые ее раскачивают, меняют? Пастернак однажды сказал: "Вечность, быть может, опаснейший из мятежников".
lasercut.ru
Реклама
Лазерные металлорезы Wattsan мощностью 60кВт. В наличии!
Я думаю, что церковь - дрожжи и бродило.
Возьмем ту же историю с Pussy Riot, которая разделила общество. Только не на клерикалов и воинствующих атеистов-безбожников, как кажется Кончаловскому. На самом деле разделение произошло между разным пониманием христианства и Евангелия. В том числе, и в самой Церкви. Даже у священников в связи с этими событиями Евангелие открывалось на разных страницах. У меня на странице, где Нагорная проповедь, а у других моих коллег-служителей на тех страницах, где Христос берет в руки бич...
Заметьте, что и волна критики в адрес церкви из масс-медиа и блогов идет с христианских позиций: вы, попы, не соответствуете той морали, которой ваш Бог учит. Это наш внутрихристианский спор.
Андрей Кончаловский утверждает, что наша преисполненная язычеством цивилизация ближе к исламской, чем к христианской.
Андрей Кураев: Тут либо одно, либо другое. Быть одновременно схожим и с тем, и с другим невозможно. Потому что ислам - максимально развоплощенная форма религиозности: только Бог - и никаких вторичных святынь. А язычество - это вездесущий религиозный материализм: все полно богов.
Конечно, с исламом могут быть похожи какие-то частности, например, культура религиозно-социального протеста. Но Кончаловский же говорит не о частностях, а о главном - о том, как люди видят Бога. Вот в этом главном и от ислама, и от язычества мы далеки. Хотя я лично считаю, что православие, идя "царским путем", может быть схожим и с тем, и с другим.
---------
Преп. Серафим Саровский: «Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня» (Ср. Мф. 15:7-9)
... к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему Воскресению веровать уже не будут.---------
Живущие плотски» и плотское мудрование всегда в себе пребывающим имеющие, будучи совершенно плотяны, Богу угодить не могут, как «омраченные смыслом» и никаких лучей божественного света к себе не пропускающие. Ибо приналегшие на них облака страстей, на подобие высоких стен, отгораживают их от духовных светочей, и они остаются без света. Будучи расстроены и повреждены во внутренних чувствах душевных, не могут они воззреть на мысленные красоты Бога, видеть свет во истину истинной жизни и стать выше ничтожных видимых вещей. Но как бы оскотинившись и мiрским переполнившись чувством, привязывают ум к видимому, и все попечение и труд обращают на преходящие блага, друг с другом из-за них воюют, а бывает, что и души свои за них полагают, прилепившись к богатству, славе и плотским удовольствиям и великим лишением почитая неимение их. К ним праведно как от лица Божия пророческое оное слово: «не имать Дух мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (Быт.?6,?3).
Душевно живущие и потому называемые душевными суть какие-то полоумные и как бы параличом разбитые. Никакого никогда не имеют они усердия потрудиться в делах добродетели и исполнения заповедей Божиих, и только славы ради человеческой избегают явных укоризненных дел. Одержимы будучи самолюбием, сею питательницей пагубных страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти, от всякой же скорби, от всякого труда и всякого злострадания из-за добродетели оказываются, паче надлежащего питая и грея враждебное нам тело. Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к приятью мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли, и вся устремляется к мысленным глубоко-мыслящим небесам. Так страждут они, потому что обладаемы еще суть вещественным духом, по коему любят свои души и исполнение своих желаний всему предпочитают. – Будучи чужды Духа Святого, они непричастны и даров его; почему и плодов божественных не увидишь в них, – не только любви к Богу и ближнему, радости в нищете и скорбях, мира душевного, искренней веры и всестороннего воздержания, но и сокрушения, слез, смирения и сострадания: все в них полно надмения и гордости. В глубины Духа входить не имеют они сил: ибо нет в них света, который руководил бы их к тому и отверзал их ум к уразумению писаний, а других, когда они вещают о том, слушать неохочи они.
св. Никита Стифат-------------
Оккульти́зм – (от лат. occultus – тайный) – религиозная форма последования падшим духам через контакт с ними. Оккультизм пытается выдать язычество за научное знание, дать обоснование демонической мистике, различным суевериям.
К оккультизму относятся: магия (колдовство), спиритизм (вера в общение с духами мертвых), астрология (вера в воздействие небесных тел на судьбу человека) и прочие гадания, теософия (учение Е. Блаватской, Н. и Е. Рерихов), антропософия (учение Р. Штейнера), экстрасенсорика (паронормальные формы восприятия и способностей), уфология (вера в НЛО), эзотерика (учения о тайных знаниях, доступных узкому кругу лиц)
Почему оккультизм всегда окутан некоторой таинственностью?
Таинственность является ключевой составляющей оккультного мировоззрения и практики, что и отражено в названии: occultus (лат.) – тайный, сокровенный. Это особенно характерно для оккультизма, распространяемого в христианском мире. Ведь мало кто решится впрямую предпочесть погибель, тьму, бесовскую злобу – вечной благодатной жизни во Христе. А тайна прикрывает внутреннюю пустоту учений, единственная цель которых – уничтожить свидетельство Евангелия, помрачить светильник, обличающий дела тьмы. К тому же притягательность «тайных учений» состоит в том, что они обещают силы и знания, доступные лишь немногим, а значит и определенную власть, которая при отсутствии тайны теряет смысл. Ореол таинственности создается с помощью многочисленных экзотических слов и понятий, заимствованных из языческих религий, в особенности восточных. Часто повествования Нового и Ветхого Завета выборочно перетолковываются в иносказательном и туманном смысле, а также дополняются своими измышлениями, с целью смешать их с языческими баснями. Привлекают оккультисты и языческую философию с целью переосмысления и уничтожения сути христианского учения.
------В Израиле на законодательном уровне запретили упоминания Иисуса Христа . За его упоминание карается 2- мя годами тюрьмы. Я это от самих израитян услышала. Скоро будут разрушать христианские храмы и другие веры.
5 ноября 2025
Иллюстрация к: «Православие у нас номинальное». Эксперты — о следовании россиян религиозным канонам







Тихонов Валентин Максимович

Частный вебмастер