ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Берта

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Дворянский сын

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Дебошир

Автор иконка Александр Фирсов
Стоит почитать Прокурор

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Во имя жизни

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ВЕДЬ ЖИЗНЬ НЕ ЧЕРНОВИК...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Мышь шуршит, дышит ночь, цветом виски

Автор иконка Александр Кузнецов
Стоит почитать Памяти Майкопской бригады...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Пробегают облака перебежками

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Есть явление более грозное...

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Сергей Минаев: "Вы готовы попеть со мной?" https://www.youtube.com/wat..." к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Какая простая мысль! Отчего она никому не приходила в голову? Ведь..." к произведению

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

СлаваСлава: "Спасибо за стихи!" к стихотворению Заглянуть в душу

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "для настоящих смельчаков" к рецензии на Божественный сонет

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "мы подарим вам север и сердце бросим новые медвежь..." к рецензии на Божественный сонет

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "за Кола Бельды "Увезу тебя я в тундру" да скольк..." к рецензии на Божественный сонет

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "терпеть и молчать можем мы до поры, но потом дост..." к рецензии на Божественный сонет

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "обама не есть любовь.. он просто иксосос.. у него ..." к рецензии на Божественный сонет

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Где русские самые русские


анатолий овчинников анатолий овчинников Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
214 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Загадки происхождение русского народа, еще одна версия, основанная на многолетних изысканиях и предыдущих работах.

Где русские самые русские

Предупреждаю заранее мега-патриотов: выводы будут для многих шокирующими.

Данная работа основана на исследованиях и выводах автора, изложенных более подробно в книгах «Откуда есть пошла Русская земля – 2,0» и «Краткий курс древнейшей русской истории», в которых даны многочисленные ссылки на первоисточники и представлены необходимые карты-схемы. Книги есть в бесплатном формате на ЛитРес, автор – Анатолий Овчинников.

1. Арийское начало.

Древнейшие арийские племена, они же носители индоевропейского языка (который имеет полное право называться именно арийским), они же обладатели гаплогруппы R1a по мужской Y-хромосоме ДНК - характерной отличительной генетической метки этого рода человечества – за двадцать тысяч лет миграций по Евразии на пути от Южной Сибири через Центральную Азию, Ближний Восток и Малую Азию появляются на Балканах во времена порядка 6-5 тысяч лет до н.э. К рубежу IV-III тысячелетия до н.э. они распространяются по Центральной, Восточной и частично Западной Европе. За минувшие до того тысячелетия арии, вернее, еще протоарии, так как мы знаем, что ариями они стали называть себя только с середины II-го тыс. до н.э., оставили на пути своих кочевий следы-отметки в Y-хромосомах мужской части населения тех мест, чье присутствие (отметок) в ДНК явственно обнаруживается и поныне.

Свой индоевропейский (арийский), еще праиндоевропейский язык арии привнесли с собой и в Европу. По одним данным элементы индоевропейского языка (как части более общего ностратического) отслеживаются в Европе и в Малой Азии именно с рубежа IV-III тысячелетий до н.э. По другим (метод «глоттохронологии») первичный, предковый индоевропейский язык начал «ветвиться» около 6,5 тысяч лет назад, что согласуется с первыми цифрами и с предполагаемым временем первого появления ариев на Балканах.

Местные европейские (палеоевропейские) племена говорили на доиндоевропейских языках. Мы достоверно знаем о существовании к рубежу II-I тыс. до н.э. таких языков как мертвые ныне этрускский, иберский, лемносский и др. В какой-то предковой форме они существовали и за тысячелетия до того. Просто примем как данность, что до появления индоариев в Европе местное население говорило на каких-то доиндоевропейских языках, субстрат которых обнаруживается в протогерманских, протокельтских и прочих евроязыках.

Пока запомним: индоевропейцы, они же протоарии, они же носители гаплогруппы R1a по мужской Y-хромосоме появляются на Балканах в V-IV тысячелетии до н.э. Далее в течение жизни нескольких десятков поколений (за две тысячи лет) они постепенно распространяются по всей Европе – среди местных туземных палеоевропейских племен носителей гаплогрупп I, G2, E1b, J2... При этом во времена от IV до III тысячелетий до н.э. вся северная часть Европы от Ла-Манша до верховьев Волги заселяется протоариями. Они образуют на данных территориях археологическую мега-культуру (общность культур) – культуру шнуровой керамики-боевых топоров (3200-1800 лет до н.э. в максимальных временных границах по различным оценкам).

Практически одновременно с этим явлением в жизни старой Европы происходит еще одно глобальное событие: с рубежа 28-27 веков до н.э. со стороны Иберийского полуострова начинается вторжение племен гаплогруппы R1b («эрбины» –  по определению основателя ДНК-генеалогии проф. Клесова А.А.). Эрбины мигрировали также как и род R1a с территории Южной Сибири-Алтая, но начали они этот путь на несколько тысячелетий позднее. Поколение за поколением кочевья постепенно смещались на закат солнца, так они миновали Южный Урал, уральские и прикаспийские степи, Волгу и оказались к  V-IV тысячелетиям в Северном Причерноморье и на Нижней Волге. Ими основана Хвалынская археологическая культура (V-IVтыс. до н.э.) и ямная культурная общность (по обычаю располагать покойных в ямах на спине с согнутыми ногами). По различным оценкам время существования ямной культуры укладывается в диапазон от 3600 до 2300 лет до н.э., но проф. Клесов считает начало этой культуры более древним - на уровне Хвалынской - то есть, с V-IV тыс. до н.э.

Именно с последнего временного рубежа - по мнению проф. Клесова (с которым согласны многие исследователи) - эрбины начали массовые перемещения с территории ямной общности на юг к Кавказу, минуя Кавказ и Закавказье, через Ближний Восток и далее по Северной Африке к Гибралтару и через пролив в Иберию-Испанию. Не забываем: этот «прыжок» длился несколько тысяч лет на протяжении жизни сотни поколений.

Отсюда, с Иберийского полуострова по времени где-то с начала III-го тысячелетия до н.э. эрбины стремительно – в течение жизни всего нескольких поколений – распространяются по Западной Европе, уничтожая коренное мужское население континента. Это была первая всеевропейская цивилизационная катастрофа. Местные автохтонные племена гаплогрупп I, G2a, E1b, J2 спасаются от полного уничтожения в Скандинавии (гаплогруппа I1 – будущие викинги), на противоположных концах Европы – в Британии и на Балканах (гаплогруппа I2a), гаплогруппа G2a оказывается вовсе на Кавказе, где сегодня она является превалирующей у многих кавказских народов. Достается и протоариям: к середине III-го тысячелетия до н.э. ареал их обитания смещается под натиском эрбинов от Ла-Манша до Эльбы. С той поры так и существует эта линия разграничения двух основных гаплогрупп в Европе: слева от Эльбы – превалируют мужчины с меткой R1b, а справа -  R1a. Что характерно, оба рода – мигранты из Сибири. Сегодня до 60% мужского населения Западной Европы относится к роду R1b (эрбины), а вот в Восточной Европе до 50% мужчин принадлежит к роду R1a (арийский).

2. Праславяне.

Итак, начиная с середины III-го тыс. до н.э. прототарии, обитавшие в Западной Европе (культура боевых топоров) смещаются восточнее, теснимые нашествием эрбинов. При этом они вынужденно «поддавливают» своих же сородичей дальше на восток, подобно эффекту домино. Так на рубеже III-II тыс.  до н.э. в северной части Русской равнины на осколках культуры боевых топоров формируется Фатьяновская археологическая культура (2600-1850 лет до н.э.) и еще немного восточней и позднее Абашевская культура (2150-1750 лет до н.э.). В течение нескольких сотен лет в Европе устанавливается относительное спокойствие: эрбины осваивают новые земли, потесненные ими аборигены – тоже.

Фатьяновская культура, как и чуть позднее Абашевская послужили своеобразным инкубатором по «вызреванию» двух будущих мега-этносов: это ведические и авестийские арии и гигантское царство славян. Да-да, именно царство... Так назвал конгломерат славянских племен рубежа Старой и Новой Эры славянский просветитель и гуманист Мавро Орбини. В своей книге «Царство славян», впервые изданной еще в ... 1601 году (!) М.Орбини относил к славянам – как это нам сегодняшним не покажется странным – такие народы как готы, кельты, вандалы и многие другие. Но, как знать: ученый монах опирался в своих изысканиях на источники (и ссылался на них, как это и положено в научном труде), до нас не дошедшие. В данной статье мы не будем касаться этой глобализации этнонима и философского смысла самого понятия «славяне», а ограничимся вопросом происхождения современных нам славянских народов.

Доминирующий род (этнос) у фатьяновцев – это носители гаплогруппы R1a (среди мужчин, разумеется), если точнее, то его субклада  R1a-M198 (субклад – это дальнейшее разветвление рода или гаплогруппы). В середине III-го тыс. до н.э. в восточной части Фатьяновской культуры по причинам пока неизвестным происходит обособление части единого ранее этноса – это будущие авестийские и ведические арии и ... киммеро-скифы. Данное событие фиксируется, в том числе,  и по разделению единого ранее субклада М198 на субклады R1a-Z280 – это как раз будущая основа славян и субклад R1a-Z93 – основной субклад  скифов, ариев миттанийских, индо- и ираноариев.

Если верить соответствующим разделам Википедии, то индо-иранская группа индоевропейских языков «отслоилась» от общего «ствола» как раз 2600 лет до н.э., а вот балто-славянские только около 2000 лет до н.э. Только большой вопрос: какая группа языков от какой «произошла». По логике разницы во времени не должно быть практически никакой, но таковы условности и допущения филолингвистических наук. Похоже, «древо языков» нуждается в серьёзной «подрезке» (обновлении и коррекции).

В середине II-го тыс. до н.э. в Восточной Европе и на Русской равнине (в их центральных и северных частях) существовали следующие основные археологические культуры: Мержановицкая (2100-1600 лет до н.э.), Тштинецко-Комаровская (1900-1100 лет до н.э.), Сосницкая (1500-1000 лет до н.э.), Поздняковская (1500-1000 лет до н.э.). Это уже праславянские культуры, возникшие как «осколки» от деления материнского фатьяновско-абашевского ядра. Все они географически размещаются сегодня на территориях славянских стран Польша-Чехия-Словакия-Белоруссия-Украина-Россия. И вот именно где-то здесь на просторах праславянских культур в начале-середине II-го тыс. до н.э. от общего индоевропейского ствола начинает выделяться, обособляется веточка древнего праславянского языка.

К этому времени ведические и авестийские арии за тысячу лет предшествующих миграций по степям Евразии добрались на своих колесницах до Сирии, Ирана и Индии, привнеся туда с собой свои культуру и язык.

3. Индоевропейская проблематика.

Появление носителей индоевропейского языка в Европе принято связывать с так называемой «курганной теорией». Имеется в виду вот что. Во времена V-IV тыс. до н.э. в причерноморско-прикаспийских степях из глубин Азии и Сибири появляются кочевники – носители именно праиндоевропейского языка. Ими основана ранее упомянутая тысячелетняя Ямная культура. На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. эти племена вторгаются через Балканы в Европу (так по курганной теории), привнеся с собой на новые для них земли свой язык, который вместе с «ямниками» относительно быстро распространяется по Европе.

Именно так принято считать большинством «ученого совета». Но несогласное меньшинство приводит, тем не менее, убойные контраргументы. А  именно. Во-первых, ямники никак не могли пройти безболезненно и беспрепятственно через и сквозь высокоразвитую палеоевропейскую Трипольскую цивилизацию с многотысячными городами, существовавшую еще за две тысячи лет до того на огромных территориях от Азовского моря до Румынии. Хорошо, допустим, суровые кочевники Ямной культуры легко сломали сопротивление изнеженных трипольцев, но как тогда (и это, во-вторых) как бы индоевропейцы кочевники-ямники привнесли свой язык в Европу, если там – в ее северной, северо-западной и северо-восточной части – уже существовала длительное время культура шнуровой керамики-боевых топоров со своим индоевропейским наречием?!

А вот теперь главный контраргумент к курганной теории: ямники – это обладатели гаплогруппы R1b (по мужской Y-хромосоме), те самые эрбины, с заметными отличиями своей культуры от шнуровиков-носителей гаплогруппы R1a, хотя бы по керамике, а, главное по похоронным обрядам (эрбины хоронили своих на спине, а протоарии и арии на боку скорченно). При этом очертания древней западноевропейской культуры колоколовидных кубков во многом, несмотря на минувшие с той поры почти пять тысяч лет (!), повторяют современную схему расселения западноевропейской гаплогруппы R1b – эрбинов. Из рассмотрения предложенных двух схем очевидно, что вторжение эрбинов в начале III-го тыс. до н.э. шло со стороны Иберии и Пиренеев, но никак не стороны Причерноморья. Чему, кстати, нет и никаких археологических подтверждений.

К тому же экспансия эрбинов в Европу представлена субкладом R1b-L11 в то время как основной субклад ямников R1b-Z2123 и в Европе той поры этого субклада не отмечено. А значит, ямники не вторгались в Европу в начале III –го тыс. до н.э. через Балканы и Карпаты, а это сделали носители другого субклада эрбинов, а именно те, что ушли из Причерноморья-Прикаспия еще гораздо ранее времен Ямной культуры и за тысячи лет миграций через Кавказ, Ближний Восток и Северную Африку добрались через Гибралтар до Пиренеев, распространившись далее по всей Западной Европе.

Иная и более перспективная картина в деле поиска предковых народов-носителей праиндоевропейского языка складывается при рассмотрении культуры шнуровой керамики-боевых топоров (кстати, боевых топоров – это по обычаю сопровождать мужчину-воина в захоронениях каменным топором особой ладьевидной формы, а вот эрбины подкладывали своим ритуальную каменную палицу) с лингвистических позиций. Ведь этот огромный археологический мега-комплекс культур все исследователи относят к индоевропейской языковой группе. Следовательно, они и есть носители праиндоевропейского языка. Больше некому, если однозначно доказано, что индоевропейский язык был привнесен в Европу порядка 6 тысяч лет назад и именно со стороны Азии, и курганная теория при этом насчет эрбинов «хромает» на обе ноги.

Надо полагать, что на всем пространстве от Ла-Манша до верховьев Волги отдельные семьи и племена шнуровиков говорили к рубежу IV-III тыс. до н.э. на одном наречии. И так на протяжении тысячи лет, пока вместе с распадом всей общности КШК на отдельные постшнуровые культуры не произошла и соответствующая девиация диалектов. Имеется в виду период от 2500 до 2000 лет до н.э. - даты приблизительны и достаточно размыты. Происходит (произошло) постепенное разделение единого ранее праиндоевропейского или же праарийского языка на арийские (ирано- и индоарийские) и праславянские. Отсюда и потрясающее сходство современного русского языка (между прочим, и литовского) и древнего индийского санскрита, а также зачастую неотличимые образцы топонимики и гидронимики русского севера и северной части Индии (напоминаю, что все ссылки и доказательства приведены в упомянутых в начале статьи книгах).

Во времена 2500-2000 лет до н.э. (как это определяют археологи) из КШК выделяются и начинают отдельное существование Фатьяновская  и восточнее Абашевская культура (понятие «восточнее» достаточно условно, так как следы абашевцев явственно встречаются даже в не очень себе восточной Курской области). Далее уже от этих культур, вернее, в их развитие, образуются праславянские культуры Поздняковская (1500-1000 лет до н.э.), а в центре системы культур – Мержановицкая (2100-1600 лет до н.э.), Тштинецко-Комаровская (1900-1000 лет до н.э.) и Сосницкая (1500-1000 лет до н.э.).

Именно с восточной части КШК, с ее Фатьяновской локальной зоны начинают около 2500 лет до н.э. свои миграции на юг и юго-восток будущие киммеро-скифы и арии Ирана и Индии. Языковое разделение с оставшимися на месте бывшими сородичами происходит на фоне разделения родственных родов основной гаплогруппы ариев на субклады: R1a-Z93/94 – это арии и скифы и R1a-Z280/283 – это праславяне. По меткому выражению исследователя О.Грот: «Арии ушли, а русы остались».

Культуры Мержановицкая, Тштинецкая, Сосницкая и Поздняковская во многих источниках определяются как праславянские, вернее, их осторожно называют «предславянскими», поскольку  их основной составляющий контингент населения, или как сейчас принято говорить «титульная нация»  принадлежал к праславянскому субкладу R1a-Z280 (напомню, что по мужской Y-хромосоме, женщины – это отдельная «песня»). И эти племена говорили на тогда еще едином праславянском языке.

4. Праславяне.

По мере становления и развития предславянского мира вышеупомянутые культуры развиваются (трансформируются) в праславянские. Так, на месте культур Мержановицкая-Тштинецкая-Сосницкая появляются культуры Лужицкая (1300-400 лет до н.э.) и Поморская (7-3 века до н.э.), а из Лужицкой – Милоградская (700 лет до н.э.-100 год н.э) и далее Колочинская, Пражская, Пеньковская и Киевская вплоть до уже летописных времен конца I-го тыс. н.э. Но это касательно генезиса культур западного кластера славянского сообщества.

А вот из Поздняковской культуры через Бондарихинскую  (середина II тыс. до н.э. – 7 век до н.э.) и далее Городецкую (7 век до н.э – 2 век н.э.), Дьяковскую (7 век до н.э – 5 век н.э.), Верхнеокскую (6 век до н.э. – 1 век до н.э.), Днепро-Двинскую (8 век до н.э. – 4 век н.э.) состоялось формирование восточного кластера славянских археологических культур. К летописным временам из перечисленных культур зарождаются славянские культуры Мощинская (4-7 века н.э.), Тушемлинская (4-7 века н.э.), Псковских длинных курганов (5-11 века н.э.), Новгородских сопок (8-10 века н.э.), Роменско-Борщевская (8-11 века н.э.).

Вот и получается, что Новгород-Псковская земля племен кривичей и словен «выросла» из восточного блока (кластера) славянских археологических культур. А земля Киевская – из западного. Попрошу на это обратить внимание.

 5. О южных славянах.

На рубеже Старой и Новой Эры усиливается экспансия северного славянского мира в сторону Балкан и владений Рима. Поморские славянские племена вендов-венедов (возможно, это и есть приписываемые к германцам вандалы, коих Орбини прямо называл славянами) устремляются в сторону Карпат и Дуная (здесь «устремляются» - это не значит стремглав, а, опять, в течение нескольких поколений), вовлекая в это движение прочие племена, в том числе нахлынувших из Азии бесчисленных степняков. На Балканах из конгломерата вновь прибывших славянских племен и местных аборигенов зарождаются эмбрионы будущих народов Балкан: болгар (совместно с волжскими булгарами), сербов, хорват, македонцев, словенцев... Славяне привносят при этом на Балканы свой язык.

 Генетическая картина (гаплогруппы по мужской Y-хромосоме) у современных балканских славян заметно отличается от таковой же у поляков, русских, украинцев. Превалирующей здесь является палеоевропейская гаплогруппа I2a (до 35-40% и более), а вот арийской R1a всего-то до 20%. Финно-угорской N1c1, естественно, нет совсем. Поэтому мы и разные с «братушками» и по крови, и по менталитету, хотя по языку – славяне. Напомним, что у русских, поляков, украинцев среди мужчин потомков ариев до 50%, а вот палеоевропейцев гаплогруппы I2a у русских всего до 10%, а среди украинских мужчин до 20%. Вот вам и разница. Прошу отметить: славяне – это языковая общность, но не родовая. Так, например испаноязычные жители Гондураса никак не родственны испанцам. Или франкоговорящее население африканского Сенегала – никак не французы!

6. Южная Русь, анты.

Анты – славяноязычные племена приднепровских и причерноморских степей 3-7 веков н.э. В эти союзы временно могли входить гунны, авары, готы, хазары, булгары, равно как и сами анты. Самоназвание антов неизвестно (так их назвали греки), но они входили в разбойничьи шайки прочих обитателей степей при совместных набегах на греко-римские владения. Уж не отсюда ли пошла Черноморская Русь, совершенно неизвестная автору ПВЛ? Возможно, именно славяне-анты послужили основой при формировании в 8-9 веках н.э. начальной народности руссов-россов, о которой упоминается в арабских источниках 11-12 веков и у византийцев.

Именно эти русы-росы штурмовали в 865 году Константинополь -  событие, о котором рассказывается в «Посланиях Фотия» - константинопольского патриарха тех лет – первое письменное упоминание о народе русов. По ПВЛ получается, что русы в 865 году напали на Царь-град под водительством варяжских атаманов из Киева Аскольда и Дира – как бы «полевых командиров» Рюрика (Фотий имен вражеских вождей не приводит). Но сам Рюрик по легенде появился на новгородчине в 862 году, в Киеве никогда не был, а держал дружину на севере в Ладоге. Эту часть ПВЛ надо понимать так, что, получив власть от местных, варяг Рюрик тут же отправляет часть своих сил с экспедицией на юг по Днепру с задачей овладеть Киевом. Ладно, это еще можно как-то понять и допустить (хотя, откуда у пришлого варяга столько сил?). Но Фотий говорить о реально бесчисленной флотилии (порядка тысячи) судов с десантом, прибывших морем и захвативших окрестности Константинополя. Если это была только часть сил Рюрика, то какова же была вся армия?! Просто нереалистично, учитывая, что с Балтики на Новгородчину прибыло по призыву местного народного собрания едва ли более 3-5 тысяч легионеров-варягов.

Напавшие на Константинополь суда были не простые, а так называемые «моноксилы» - гигантские долбленые деревья (лодочки-долбленочки), куда помещалось до 40 бойцов с припасами и вооружением. Как эта армада (не говоря уже, откуда взялись деревья-гиганты) могла спуститься по Днепру (а пороги?), и пройти не очень тихим Черным морем? Откуда вдруг взялись опытные корабельные мастера и лоцманы для хождения по морям, откуда штурманы и команды матросов? Это сверхзагадка!

Попробуем разгадать. То были никакие не варяги с Балтики (совершенно не знакомые с условиями плавания по Черному морю), а те самые причерноморские славяне-русы, бывшие анты, наводящие ужас своими набегами на многие прибрежные территории, в том числе и на Каспии в 8-9 веках – на что есть четкие задокументированные свидетельства арабов. Южная Русь (еще никак даже не Киевская) существовала задолго до появления Рюрика на Новгородчине, или, строго говоря, задолго до появления даже самой легенды о Рюрике. Насельники страны, которую территориально можно очертить от Киева и до Черного моря по меридиану и от Карпат до большой излучины Днепра по широте, называли себя русами-росами и под этим именем их в 7-9 веках знали соседи, обладающие письменностью, – византийцы и арабы. На севере Русской равнины, на Новгородчине, по крайней мере до конца 9 века ни о каких русах не слыхивали, а жили там словене, кривичи, чудь, меря, весь, мурома, мещера, а чуть юго-восточней – вятичи.

7. Вещий Олег.

По Повести Временных Лет Олег (который Вещий) бы то ли ближайшим родственником Рюрика, то ли его лучшим воеводой. Олег, вроде как по заданию своего конунга Рюрика, в 882 году отправляется по Днепру в Киев. Там он по одной версии сам разбирается с местным вождем Аскольдом (сдается, что Аскольд-Осколод и Дир-Дирос – никакие не варяги, а местные предводители славян антов-русов, «держащие» путь по Днепру из варяг в греки). По другому варианту ПВЛ с киевскими разбирается 18-летний сын Рюрика Игорь. Но князем в покоренном Киеве безотносительно наличия Игоря назначает сам себя именно Олег.

О существовании Олега – кроме песен Бояна – мы имеем письменные свидетельства в виде договора Олега с Константинополем, в котором он позиционирует себя и сопровождающих дружинников (есть перечисление их имен) как: «...мы, от рода русскаго...». Договор это был составлен в 911 году. То есть, за 911-882=29 лет, минувших с вокняжения Олега в Киеве (а где же при этом Игорь - наследник Рюрика?), Олег считает себя совместно со всей дружиной русским.

Еще раз подчеркнем: если в 882 году Олег прибывает в Киев во главе войска из словен, кривичей, чуди, варягов, веси и мери (но никак не русов!), то через 29 лет это воинство считает себя русами – все это содружество (может, и не совсем добровольное) принимает местное самоназвание «русы». Видимо, чтобы не выделять себя среди среднеднепровских аборигенов, чтобы быть своими в ранее чужой местности, среди ранее чужих людей, но говорящих на сходном языке и, главное, поклоняющихся тем же богам!

Русью северные славянские земли кривичей, словен и вятичей становятся не сразу, этноним «Русь, русские» приживается здесь очень медленно. Лишь почти через полтора столетия (!) в 1016 году Ярослав Мудрый в своем своде законов «Русская правда» уравнивает в имущественных и гражданских правах русского и словенца-кривича. Так что подлинная Русь и изначальные русичи обитали в Поднепровье-Причерноморье, и только после вокняжения на киевском престоле новгородского варяга Олега, силой захватившего власть в Киеве в 882 году, этноним «Русь» начинает свое многовековое шествие по всей будущей большой Руси.

Князь Игорь (считается сыном Рюрика) и жена его Ольга уже после смерти Олега в середине 10 века подчиняют власти Киева соседних древлян и дреговичей с радимичами и те тоже становятся Русью, затем наступает черед вятичей. Позднее всего русь проникла в северные земли словен, пограничные с чудью и весью, а также к вятичам с рязанцами. Впрочем, как и христианство. Так, на Вологодчине язычество сопротивлялось кресту вплоть до монгольского нашествия.

Где-то на этой дороге «русизации» киевским князьям-рюриковичам  подвернулись и берега реки Москва, где в 1148 году Юрием Долгоруким (сын Владимира Мономаха) был основан некий одноименный городок. Князь был русский, в смысле, из русов, считался русом, а, стало быть, и все окрестные московские смерды тоже стали русскими, несмотря на голядское происхождение (голядь – полулегендарное небольшое племя, скорее всего того же славянского корня, что и вятичи).

8. О языках.

Наблюдается и языковая дифференциация различных уголков Киевской Руси. На поверхности, вроде как, естественны и неизбежны особые диалекты окраин большой языковой общности, но не все так просто. Начальный общий для всех протославян и протоариев праиндоевропейский язык (тот язык, с которым протоарии вошли в Европу 6-7 тысяч лет назад) начал дробиться вместе с разделением (обособлением) отдельных групп племен единого изначально рода. Так, праславянский язык становится одним из диалектов индоевропейского в начале II-го тыс. до н.э. – как это принято считать большинством специалистов. Еще через пятьсот-тысячу лет этот единый праславянский язык начинает дробиться на отдельные фрагменты, соответственно, как правило, дивергенции археологических культур (Мержановицкая, Тштинецкая, Поздняковская и т.д.).

Где-то с 7-го века н.э. начинает обособляться древнерусский язык – как наследие единого некогда общеславянского. Причем, опять же, древнерусский язык уже тогда заметно различался в меридиональном направлении, или, попросту, с юга на север - от Киева к Новгородчине. Древнерусский язык восточных славян существовал примерно с 7 по 15 века. Далее из него произрастают ветви русского, белорусского, украинского.

Но не следует путать древнерусский язык со старославянским (он же церковнославянский) – литературным языком, созданным теми самыми Кириллом и Мефодием на основе одного из диалектов балканских славян 9 века. Впрочем, церковнославянский оказал огромное воздействие на развитие русского языка (помните: паки-паки, вельми понеже, аз есмь царь...). В 14-17 веках развивается старорусский язык как уже непосредственный предшественник современного русского.

Приведем обобщающую цитату из Википедии: «Современный русский язык – это результат дивергентных процессов двух древних ареалов древнерусского языка: северо-западного (новгород-псковского) и северо-восточного (ростово-суздальского и части южного акающего, включая  рязанские говоры). От автора: последнее – это уже Москва-матушка. От себя еще добавим, что современный украинский язык состоит в более близком родстве с польским, чем с русским. Вот так-то!

Мы – разные во всем: и в истории происхождения, и в культуре, и в менталитете, и в языке... И еще одна не очень приятная для русского вещь: собравшись вместе, вполне смогут понять друг друга поляк, чех, словак, серб, болгарин, хорват, украинец, босниец, но никак не русский! Современный русский язык заметно отличается от прочих славянских, которые идут как бы одной группой. И от этого никуда не деться. Русский язык – отдельная от прочих славянских языков вещь в себе, хотя он и имеет с ними древние общие корни.

9. Выводы.

Самые русские из самых русских живут на самом деле, не подозревая об этом, в окрестностях Киева. Вот такой парадокс! Русы-росы, «роусьские» – это самоназвание даже не всего племени, а верхушки славянского племени полян Поднепровья, его князей, вождей и дружинников. При вокняжении в Киеве северной династии рюриковичей (может быть, что олеговичей) её представители, как бы дополнительно подчеркивая свою легитимизацию, сразу, с конца 9 века называют себя и ближайшее окружение русами («мы, от рода русскаго...»). В дальнейшем за несколько веков это обозначение верхушки днепровских славян распространилось на все подконтрольные киевским князьям территории. Появляется глобальное понятие «Русь», сохранившееся до сих пор, но при этом удивительным образом мигрировавшее с исторической прародины и утвердившееся далеко за ее пределами.

После избавления от азиатско-ордынской зависимости русские княжества соседи уже не называли Русью: были отдельные независимые земли-владения князей тверских, владимиро-суздальских, московских и т.д. Были и республики Новгород со Псковом, но единой Руси уже не существовало. Благодаря ряду причин поднялась именно Москва и уже по этому названию и саму страну, и ее жителей соседи ближние и дальние называли Московия и московиты. И так почти до Петра. Но в умах, в душах и в памяти народа сохранилось понимание, что они – русские и их родина – Русь (хотя бы и Московская).

Для справки: само же слово «Россия» впервые было применено в церковных византийских документах еще 10-го века для обозначения страны народа русов-росов. На самой Руси это название прижилось не сразу, а только в течение 15-16 веков и также через церковные греческие документы; официально страна стала называться «Российское государство» только с 1547 года.


23 июня 2022

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Где русские самые русские»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер