ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Боль (Из книги "В памяти народной")

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Никто не узнает

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Лошадь по имени Наташка

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Солёный

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Ося Флай
Стоит почитать Я благодарна

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Возможно, это и честней...

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Вот и все

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Свежо, прохладно, молчаливо...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Блюдо с фруктовыми дольками

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Сергей Минаев: "Вы готовы попеть со мной?" https://www.youtube.com/wat..." к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Какая простая мысль! Отчего она никому не приходила в голову? Ведь..." к произведению

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

СлаваСлава: "Знакомое состояние. Благодарю за стихи!" к стихотворению Ночная грусть

СлаваСлава: "Борис, спасибо за звучные и актуальные строки!" к стихотворению И небо качнулось, и гром с неба грянул

СлаваСлава: "Именно сейчас всем нужны такие стихи! Я благод..." к стихотворению МОНОЛОГ У МОГИЛ РУССКИХ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ В СПЕЦОПЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ

СлаваСлава: "Именно сейчас всем нужны такие стихи! Я благод..." к стихотворению МОНОЛОГ У МОГИЛ РУССКИХ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ В СПЕЦОПЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ

СлаваСлава: "Замечательные строки! Браво автору!" к стихотворению Грустное

СлаваСлава: "Спасибо за жизненные стихи! Очень понравилось." к стихотворению Я вас прощал

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Джокер
Просмотры:  123       Лайки:  0
Автор Натка

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Краткий курс древнейшей русской истории (от мезолита до Рюрика).


анатолий овчинников анатолий овчинников Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
310 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Краткий курс древнейшей русской истории (от мезолита до Рюрика).Славяне, арийские народы, археологические культуры древности, предки славян, Новгород и Киев, Олег и Рюрик.

Сокращенный вариант опубликованной ранее книги «Откуда есть пошла русская земля – 2,0».

1.Введение.

«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет»

(Повесть Временных Лет).

Русские, Русь, Россия... Эти слова (понятия) сопровождают нас от колыбели и до последнего вздоха. Они настолько нам привычны и обыденны, что мы мало задумываемся об их изначальном наполнении и смысле, о том, что за ними сокрыто, какие тайны и загадки...

Со школьной скамьи мы еще можем кое-что вспомнить (если сильно напряжемся) о Киевской Руси, о каких-то варягах, о Вещем Олеге и Рюрике. Еще мы знаем, что русские – это славяне и что славян еще, кроме нас, много - где-то там, но мы, разумеется, главные. Из учебников истории и из энциклопедий можно узнать об образовании русской народности из славянских (и не только) племен Восточной Европы со странными для нашего уха именами кривичи-вятичи-дулебы-уличи-радимичи, чудь-меря-весь... И что процесс этот происходил только в конце I-го–начале II-го тысячелетий Новой Эры. И что славяне сперва (в середине I-го тыс.н.э.) появились на Днепре, а уже потом ближе к концу того же тысячелетия на Оке, Ильмене и на Ладоге. А до того предки этих славян каким-то неведомым образом возникли в Висло-Одерском междуречье (а это сегодняшние Польша и Германия) и затем уже оттуда начали расселение на юг к Балканам, на юго-восток к Карпатам и оттуда на Днепр.

Все так или почти так, или вовсе не так? Ведь, как и откуда появились предки славян в данном междуречье – уже нигде не сообщается. Разве что доступна такая информация: сформировались из индоевропейских племен. Все! Далее и глубже во времени мы свою историю не знаем, будто не было ее вовсе, в отличие от других народов. Да и к официальной общепринятой истории Руси накопилась масса вопросов без ответов.

В данной работе нам предстоит разобраться со следующим проблемами:

1. Последовательность формирования (генезис) современного русского этноса (во времени и в пространстве);

2. Кто же есть таковы прародители, предки славян вообще и русских, в частности;

3. Откуда взялись соседние с Русью народы;

4. Как так получилось (если верить всем источникам и учебникам), что славяне, пришедшие в 7-9 веках Новой Эры с Днепра на Новгородские земли (с юга на север, с благодатного южного чернозема в леса и болота приильменья), с удивлением обнаружили там местных таких же славян, говорящих с ними на одном языке?;

5. Если расселение восточных славян шло от Среднего Днепра на северо-восток, начиная примерно с 7-8-х веков н.э., то как уже в 9-м веке некие новгородцы, - называвшие себя «словене», но никак не «русью», - призывают на княжение Рюрика со дружиною (так как сами не смогли управиться); где в таком случае Старгород и когда он был основан и, главное, кем?;

6. В чем коренное различие (от которого теперь никуда не деться) московитов и малороссов.

Следы наших далеких предков мы начнем искать с незапамятных времен, когда еще не было египетских пирамид, когда человечество еще не овладело секретами металлургии и пользовалось только каменными орудиями – с мезолита.

В этом расследовании мы будем опираться на анализ десятков археологических культур Евразии, начиная с X-VIII тысячелетий до н.э., а главное на достижения биологической науки последних десятилетий, позволивших расшифровать так называемый геном человека. Опорой в наших исследованиях и умозаключениях служат работы основателя ДНК-генеалогии профессора Клесова А.А., чьи многочисленные статьи (со ссылками на его же книги и работы других ученых) опубликованы на сайте www.pereformat.ru.

2. Небольшой экскурс в тайны человеческой (и не только) клетки.

Начиная со второй половины XX-го века ученым-биологам удалось окончательно установить, что за передачу наследственной информации от родителей к потомкам отвечают особые молекулярные соединения, заключенные в ядрах каждой клетки организма – или же хромосомы. Хромосома – это сложная органическая молекула, состоящая из двух нитей белковых соединений, скрученных (для компактности – так кем-то задумано) в спираль с помощью азотистых оснований кислоты ДНК (дезоксирибонуклеиновой), или же нуклеотидами. Каковых всего четыре: это гуанин, цитозин, тимин и  аденин, которые, в свою очередь, имеют сложную формулу из азото-фосфорно-кислородо-водородных составляющих. ДНК – это элементы хромосом, несущие наследственную информацию, и которые обитают в каждой клетке человеческого организма (в почках, в крови, в слюне, даже в волосах), также, как и у всех млекопитающих.

Под микроскопом хромосомы похожи на букву «Х», и таковых всего 22 пары (двойных спиралей ДНК), но вот 23-я имеет усеченный вид, подобный букве «Y», без одного «хвостика». Вот эта Y-хромосома присутствует исключительно в мужских клетках, в женских ее нет – так можно пол определять и никакие операции спрятать его не помогут.

«Фишка» в том, что при оплодотворении происходит слияние мужской (отцовской) и женской (материнской) клеток, и из родительского набора хромосом выстраивается их новая комбинация. От отца и от матери ребенку переходит по половине (по одной ветви, по одной спирали) каждой хромосомы, а в итоге их все равно остается 23 пары. А если будет лишняя – то это уже болезнь Дауна, увы, бывают в природе ошибки.

Участки хромосом, или же определенное количество пар нуклеотидов – это и есть те самые гены, отвечающие (вернее, передающие наследственную информацию) за внешний вид потомка и даже его наклонности и черты характера, за свойства личности. Уму непостижимо как это комбинация химических элементов делает то Эйнштейна, а то Васю Пупкина. До конца этот механизм непонятен и регулировать его, к счастью, пока не получается (а то можно бы штамповать людей с определенными характеристиками). Но нам, в рамках данного исследования важно совсем другое.

В процессах исследования генома человека было установлено, что в хромосомах среди миллионов пар нуклеотидов есть участки, остающиеся при передаче от предков к потомкам неизменными буквально тысячи, десятки тысяч лет. И они, вроде как, не отвечают более ни за что, как вначале казалось - бессмысленны. Строго говоря, пока остаются неизвестными предназначение еще сотен тысяч участков ДНК, здесь наука, как говорится «на марше». Но стабильные, практически без мутаций во многих-многих поколениях людей (мутация здесь – это сбой повтора нуклеатидов с гуанина-цитозин на, например, гуанин-тимин, или вовсе смена пары) куски ДНК навели ученых на мысль определять по ним происхождение того или иного рода человечества.

Эти характерные, выбранные в качестве тестовых участки ДНК оказались, все же, не полностью подобными у всех обитателей планеты Земля. При передаче наследственной информации, как и при любом копировании даже офисного документа на ксероксе неизбежны ошибки, сбои – вопрос только во времени, а когда этого времени десятки и сотни тысяч (!) лет, то вот они – ловите! Между прочим, эта ситуация где-то сродни с мутациями коронавируса: он постоянно мутирует, то есть, в его ДНК (там, правда, РНК) тоже идут регулярные сбои в копировании (при воспроизводстве-размножении), но его жизнь по сравнению с человеческой – мгновение, только успевай вакцинироваться, а у людей этот сбой раз в тысячу поколений. Но это у одного человека (мужчины), а если их два – то мутация проскочит у одного из них в среднем через 500 поколений, а если испытуемых тысячи – то уже по статистике, может, и каждый год.

Так вот, по выявленным «ошибкам» природы в копировании ДНК человека установлено всего 20 (двадцать!) основных родов населения нашей планеты, всех Homo sapiens. При этом надо иметь в виду, что этот «гамбургский счет» ведется только по мужской Y-хромосоме, как более стабильной в смысле мутаций, поэтому более информативной. Или же так: отец передает сыну свою Y-хромосому, а тот своему, а следующий... и так далее, и ее внутренняя схема остается неизменной от поколения к поколению. Но когда-то неизбежно произойдет маленький такой сбой в копировании, этот сбой будет замечен специалистами, и тогда появляется новое ответвление в данном роду или же гаплогруппа-субклад. Родовая принадлежность определяется природой по отцу – так заложено эволюцией (феминисткам на заметку). В Y-хромосоме выделены специальные участки-маркеры (от шести до тысячи с лишним) со стабильной повторяемостью пар нуклеатидов, по мутациям в которых (по изменению числа пар при передаче наследственной информации от родителя потомкам) вычисляют не только родовую принадлежность индивида, но и время, прошедшее от такого сбоя-мутации, или же время жизни общего предка той или иной линии-ветви какого-либо рода, правда, с огромной погрешностью в 10-30%. Здесь вступают в дело законы химической кинетики, математической статистики и теории вероятностей. Собственно, современные методы определения родства по ДНК, методы криминалистики основаны тоже на этом банальном подсчете пар нуклеатидов в характерных участках хромосом, но теперь уже необязательно мужских Y, но и женских, так называемых митохондриальных. ДНК каждого человека – это его паспорт, его уникальные «отпечатки пальцев».

Повторим: в это трудно поверить, но все почти 8 миллиардов людей Земли от пигмеев до европейцев и папуасов обязаны своим происхождением всего двадцати первопредкам! Их было неизмеримо больше, когда-то, но выжили и здравствуют потомки только этих двадцати. Остальные, увы, когда-то сгинули, не оставив потомства по различным причинам. Или же пока не нашли (или не смогли идентифицировать) ископаемые останки неизвестных доселе родов-племен.

Этим первородам была присвоена начальная классификация из латинских букв от А до Т с дальнейшим расширением при ответвлении родов с помощью дополнительных индексов. На схеме 1 показаны предполагаемые районы происхождения тех или иных родов Евразии и направления их дальнейших миграций (надо понимать, что все это достаточно условно и предположительно, показаны некие усредненные, по мнению различных источников зоны происхождения первопредков), причем речь идет о временах от 65 до 25 тысяч лет назад. Считается, что во времена 70-65 тысяч лет назад на Земле состоялась какая-то вселенская катастрофа, в результате которой выжили лишь единицы людей, давшие все же ростки новым поколениям своих потомкам.

 

Схема 1. Предполагаемые районы зарождения первородов человечества и направления древних миграций (составлено автором – Овчинников А.Н.).

3. Современные русские в плане принадлежности к той или иной гаплогруппе (роду).

По данным различных источников усредненный, интегральный показатель по принадлежности русских мужчин к различным родам следующий: гаплогруппа R1a - до 50%, гаплогруппа N1a - от 15 до 20%, гаплогруппа I2a - от 12 до 15%, гаплогруппа R1b до 6% и далее по несколько процентов гаплогрупп G2a, E,Q, и остальные в долях процента.

Теперь подробней.

1. Гаплогруппы R1a и R1b . Предковой для них является гаплогруппа R, которая в свою очередь является потомком гаплогруппы P. Древнейшая известная гаплогруппа R была обнаружена в останках мальчика с южносибирской стоянки Мальта с археологической датировкой 24 тысячи лет назад, но возникла она на несколько тысяч лет ранее. Примерно 26 тысяч лет назад в роду R произошла мутация в Y-хромосоме и появилась гаплогруппа R1. И вот уже в этой линии где-то 24 тысячи лет назад снова произошел сбой в передаче наследственной информации, и возникла новая линия, субклад R1a. Еще через две тысячи лет в роду R1 происходит новый характерный сбой, который порождает новую линию в этом роду – субклад R1b. Ныне потомки родов-носителей меток R и R1 в своих Y-хромосомах, проживают, в основном в Южной Азии и Индии.

 В истории сложилось так, что потомки субкладов R1a и R1b со временем расплодились и заселили огромные пространства Азии и Европы, продвинувшись в Новое время и на другие континенты. На схемах 2-3 даны так называемые гаплокарты для этих гаплогрупп: видно, что R1a превалирует в Восточной Европе и в Центральной Азии, а R1b в Западной Европе. По сути оба этих рода являются двоюродными братьями, но у которых за века накопилось очень много претензий друг к другу.

 

Схема 2. Гаплокарта для гаплогруппы R1a –современное состояние (составлено автором –Овчинников А.Н.).

 

Схема 3. Гаплокарта для гаплогруппы R1b – современное состояние (составлено автором – Овчинников А.Н.).

2. Гаплогруппа N1a. Ее принято называть финно-угорской, хотя данное понятие не этническое, а, скорее, лингвистическое, то есть имеется в виду принадлежность носителей данной метки в своих Y-хромосомах по языку к данной языковой семье. Это, скорее, уральская, или же зауральская гаплогруппа. Считается, что гаплогруппа N появилась «всего» 20-15 тысяч лет назад в Юго-Восточной Азии, благодаря мутации в предковой для нее гаплоруппе NO. Потомки рода N постепенно мигрировали от Северного Китая в основном, в сторону Урала, а уже оттуда в Восточную и Северную Европу. Субклад N1a1, определяемый у 15-20% этнических русских, появился 12-8 тысяч лет назад где-то на Среднем Урале. В Поволжье носители этой гаплогруппы появляются 7,5 тысяч лет назад, а в районе Балтики-Финляндии и на русском Севере только 3-2,5 тысяч лет назад. Гаплокарта представлена на схеме 4.

 

Схема 4. Гаплокарта для гаплогруппы N1a – современное состояние (составлено автором – Овчинников А.Н.).

3. Гаплогруппа I2a. Считается палеоевропейской, автохтонной, то есть «местным» чисто европейским субкладом, возникшим 27 тысяч лет назад от мутации в роду I. Особенно распространена в том числе, среди балканских славян, у украинцев ee до 20%. Гаплокарта представлена на схеме 5.

 

Схема 5. Гаплокарта для гаплогруппы I2a – современное состояние (составлено автором – Овчинников А.Н.).

4. Миграции древних народов.

Род R1a с незапамятных времен (как, впрочем, и все другие прародители человечества), начинает движение с исторической прародины где-то в районе Алтая на восток, юг, юго-восток. В основном, на «закат солнца». Что двигало древними племенами охотников и собирателей с кремниевыми копьями – мы точно не знаем, но, вероятней всего, они шли за ускользающей добычей, или же соответственно меняющемуся климату. За тысячелетия потомки первопредка рода R1a добираются, по так называемой «южной дуге», от центра Сибири через Центральную Азию, Иранское нагорье, Ближний Восток до Малой Азии (Турция), затем заселяют южную часть Балкан и к V-IV тысячелетию до Новой Эры появляются в восточной и центральной части Европы. Отдельные отряды этого беспокойного народа, вместе с тем, направлялись на восток в сторону нынешнего Китая и на юг, достигая даже Коморских островов вблизи Мадагаскара (современное мужское население которых носит в своих Y-хромосомах эту отметку).

Но это что касается относительно массовых перемещений групп людей, оставивших на маршрутах своего пути заметные археологические культуры. Отдельные семьи, небольшие племена проникли в Европу гораздо ранее основной массы соотечественников, вернее, сородичей. Выглядит как дальняя разведывательная экспедиция, если бы не временной лаг в тысячи лет от первых колонистов рода R1a (как, впрочем, и прочих родов) до уже масштабного вторжения групп племен, говорящих на одном языке в незаселенные, как правило, районы. Чем они, эти районы, и были, собственно, особо привлекательны.

Основных волн миграций рода R1b было две: более древняя - прямо на закат солнца через Урал, до Волги и до Дона; и через временную паузу в тысячи лет, когда потомкам этого рода становится тесно на освоенных пространствах, и когда основная их часть начинает, опять-таки тысячелетнее, движение по огромной дуге от Северного Причерноморья, Нижнего Поволжья через Кавказ на Ближний Восток и в Малую Азию и далее через Северную Африку до Гибралтара и уже оттуда на Пиренеи и в Западную Европу. В этих немыслимых, казалось бы, гигантских перемещениях по Евразии обоих родственных родов на самом деле нет ничего необычного для палеоэтнографии. Еще больший «крюк» закладывают носители гаплогруппы Q, которые, где-то с периода 35-30 тысяч лет назад, начинают масштабное, растянувшееся также на тысячи, десятки тысяч лет, переселение, но уже на восток и северо-восток – до Чукотки и Берингова пролива (который на ту пору был, очевидно, сушей). Оттуда они распространяются по всей Америке, вплоть до Огненной Земли. Сегодня американские индейцы – это потомки тех переселенцев. А уж как и на чем добирались носители гаплогрупп О и С до бесчисленных архипелагов Тихого океана то загадка еще на века! Кстати, эти древнейшие гаплогруппы также происходят из центра Евразии – вот где получается колыбель человечества!

5. Арийские народы, протоарии, арии, эрбины.

Наступила пора разобраться с терминологией. Род, гаплогруппу R1b проф. Клесов остроумно обозначил как «эрбины» по простому созвучию с русским «эр-один-бэ». Забегая вперед, скажем, что потомки рода R1a со временем доберутся от Восточной Европы до пределов Индии и Иранского нагорья, где оставят нам свои рукописные поэмы «Авеста» и «Ригведа», из которых мы и узнаем об их самоназвании – арии, и что так они называли себя, по крайней мере, с середины II-го тысячелетия до н.э. и, несомненно, еще гораздо ранее. Иран – это транскрибированное от «арий», высшие касты Северной Индии на 70% состоят из носителей гаплогруппы R1a - ариев. Царь персов Дарий в свое время с гордостью велел высечь в камне: «Я Дарий - арий, сын ария». Завоеватели как назначили себя «первым сортом» еще 3,5 тысячи лет назад, так им и остаются поныне. Итак, далее у нас так и пойдет: род, гаплогруппа R1a – это арии или протоарии в зависимости от периода и эпохи (кстати, совпало и по созвучию - «эр-один –а»).

Заметьте, арии, но не арийцы! Фюрер и его идеологи жестоко ошибались относительно родовых корней немецкого населения. Дело в том, что на ту пору в науке существовала убежденность, что арии пришли в Европу со своей восточной прародины и принесли нам индоевропейские языки и некоторые блага той цивилизации. Но потом оказалось все наоборот: прародина ариев была именно в Европе и, причем Восточной, что и подтвердили исследования ДНК, как современного населения, так и ископаемых образцов. К потомкам ариев в Германии относятся только их онемеченные наследники в Восточной Германии и в Восточной Пруссии, мужское население которых во многом относится к гаплогруппе R1a, но при этом является этническими немцами.

К IV-му тысячелетию до н.э. потомки сибирских мигрантов рода R1a широко распространились по всей северной части Европы – от предгорьев Альп до юга Скандинавии и по широте от берегов Северного моря до верховьев Волги. Группу археологических культур, образованных ими, принято называть культурно-историческим сообществом (КИО) культуры шнуровой керамики-боевых топоров (по обычаю сопровождать покойного в захоронении каменным топором ладьевидной формы) – в дальнейшем КШК – №2 на схеме 6. КИО боевых топоров не только была крупнейшим подобным догосударственным образованием древних племен всех эпох, но и существовала также рекордно долго – более тысячи лет. По эпохам это конец энеолита - начало бронзового века.

 

(составлено автором – Овчинников А.Н.).

На схеме 7 показаны направления основных миграций из Сибири племен гаплогруппы R1b (эрбинов), начиная еще с каменного века, и основанная ими в Европе культура колоколовидных кубков (ККК), которая расширялась от мест высадки первых отрядов завоевателей на Иберийском (Пиренейском) полуострове примерно 2800 лет назад в сторону севера и северо-востока. Расширялась, пока не уперлась в сопротивление протоариев КИО боевых топоров на территории Восточной Германии. Тогда же в конце II-го тысячелетия до н.э. состоялась известная, первая в истории, массовая битва народов – битва на реке Толлензе (есть в любом поисковике). Эрбины, продолжая завоевание Европы, начали тогда свой первый «дранг нах остен», сотни воинов сошлись в кровавой схватке... Клесов по особенностям расположения останков погибших и анализу их гаплогрупп сделал вывод, что, раз эрбины были брошены в болото, а арии захоронены со своими топорами, то победителями были они.

 

(составлено автором – Овчинников А.Н.).

Эрбины в течение жизни нескольких поколений становятся доминирующей силой в Западной и Центральной Европе (сегодня там до 60% мужчин принадлежат к этому роду). Старую Европу ждала цивилизационная катастрофа: захватчики, продвигаясь вглубь материка, уничтожали мужское население, захватывая женщин. Так носители автохтонной для Европы гаплогруппы I, ее отдельные выжившие представители, нашли свое спасение только на севере, в Скандинавии (они со временем станут викингами), породив новую ветвь-cубклад I1; другие бежали на Балканы и в Британию, где зародилась ветвь-субклад I2a. Древнеевропейский субклад G2 нашел свое спасение на Кавказе, где сегодня большинство мужчин относится к этому роду. Как уже говорилось, досталось и ариям – им пришлось отступить от Ла-Манша до Восточной Германии. Такие вот «партнеры» и так уже 4 тысячи лет.

6. Археологические культуры Европы и Русской равнины в эпоху бронзы.

Далее на помощь к гаплогруппам и гаплокартам вызываем «основных свидетелей» - археологические культуры. Если археологов интересуют, в основном материальные признаки культур, такие как керамика (это основное), предметы быта, труда и вооружения, то мы, помимо этого остановимся на таком ключевом для каждого рода-племени обстоятельстве как похоронные обряды. Обряды эти являются наиболее стабильной и консервативной меткой, не меняющейся в десятках поколений, а главная из них - это способ расположения тела или же метод его «утилизации». Вариантов немного: покойный располагается на спине, на боку (правом либо левом), с подогнутыми ногами или выпрямленными, с руками вдоль тела или у лица (иначе, поза адорации, или эмбриона). Еще кремация. Есть еще ряд экзотических обычаев, но они не характерны и не для слабонервных.

Так вот, в культуре шнуровой керамики-боевых топоров (КШК) удалось идентифицировать по гаплогруппам несколько ископаемых останков, большинство из них оказались R1a, R1a1, еще два-три это G, I, E – то есть это гаплогруппы обитателей Старой Европы, или же палеоевропейские. Напомним, что обе наиболее распространенные на сегодня европейские гаплогруппы (R1a и R1b) – это бывшие мигранты из центра Сибири. В погребальных обрядах КШК известно о захоронениях мужчин на правом боку в позе эмбриона – с подогнутыми коленями - и женщин на левом боку. Далее мы будем постоянно встречаться с подобным обычаем уже на Русской равнине.

Для захоронений культуры колоколовидных кубков гаплогруппы R1b точных данных по похоронным обрядам не существует, несмотря на сотни археологических раскопов в данной культуре. Это, как правило, коллективные захоронения в мегалитах или под курганами (что интересно, здесь покойного сопровождает не боевой топор, а медный широкий нож), в индивидуальных могилах просматривается положение «на боку», но это, как правило, вблизи соприкосновения с культурой КШК и возможно, обусловлено ее влиянием. Так что пока на прощальном телоположении в культурах эрбинов зацикливаться не будем.

Около 5000 лет назад где-то в восточной части культуры шнуровой керамики в роду R1a (европейский субклад R1a-M17 он же R1a-M198) отмечена мутация (сбой в копировании нуклеатидов в Y-хромосоме), после чего далее продолжают свое счастливое будущее уже два братских субклада этого рода: северно-евразийская ветвь R1a-Z283 и юго-восточная R1a-Z93. От первой через несколько поколений «ответвится» будущая ветвь славян – субклад R1a-Z280, а от второй - непосредственно арийская ветвь ведических ариев R1a-L342.2 он же R1a-Z94. Нам все это обилие индексов в таком числе не потребуется. Впредь будем оперировать только славяно-арийским субкладом R1a-Z283/Z280 и южным, юго-восточным-восточным арийским субкладом R1a-Z93/Z94.

На время отвлечемся от процессов становления этносов наших непосредственных предков – праславян – и обратим свой взор к судьбе и развитию близкородственных славянам арийских и постарийских народов: это киммерийцы, скифы, сарматы (возможно), непосредственно ведических и авестийских ариев. Опираться будем, опять же, на характерные особенности археологических культур и данные генетических исследований ископаемых останков и современного населения соответствующих регионов Евразии.

Восточная часть культуры шнуровой керамики-боевых топоров со временем расширяется на восток до Средней Волги. Начиная с середины III-го тысячелетия до н.э. здесь археологами выделяется Фатьяновская культура – схема 8 – как локальный вариант культуры боевых топоров. По имеющимся нескольким ископаемым образцам определены гаплогруппы R1a-Z280 и R1a-Z93. Положение тел в захоронениях: мужчины скорченно на правом боку, женщины, на левом (как бы в гендерной противофазе). В прошлом многие известные исследователи и ученые определяли Фатьяновскую культуру как далекую предковую для славян. Как видим, данные палеогенетики это подтверждают.

 

Схема 8. I – культура шнуровой керамики; II – Фатьяновская культура (составлено автором – Овчинников А.Н.).

К концу III-го тысячелетия до н.э. арийские племена начинают свои дальнейшие миграции по просторам Евразии. Отсюда одна их ветвь (субклад) направится на юг к Черному морю и в сторону Кавказа, образовав здесь срубную культурно-историческую общность (о ней позже), и со временем они станут киммерийцами и скифами; еще одна ветвь уйдет на восток и юго-восток в сторону Индостана, Ирана и Ближнего Востока – это уже легендарные арии (схема 6). А кто же тогда, как в анекдоте, «в лавке остался», в смысле здесь, на Русской равнине? – а они и остались – праславяне-русы. Их более беспокойные сородичи отправились на своих колесницах навстречу солнцу, а наши предки так и засели здесь, в будущей Московии.

Историческая родина ведических и авестийских ариев находится где-то здесь, у нас, в северной части Русской равнины, на территории Фатьяновской культуры. Открытия впереди и это не мифическая Гиперборея, а вполне реальная наша с ними общая прародина. Именно об этом говорят потрясающие совпадения большинства ключевых слов в словарях древнего санскрита и современного русского языка (кстати, и литовского), гидронимики и топонимики Северной Индии и русского Севера, а также сходства в народных орнаментах, включая повсеместное употребление свастики как солярного символа.

7. Основные археологические культуры на пути миграций ариев.

Непосредственно по времени и территориально с Фатьяновской соседствует Абашевская культура, определяемая по времени существования с 2150 по 1750 годы до н.э. (определено по данным радиоуглеродного анализа образцов культуры). Ее западная часть включает современные Калужскую, Липецкую, Воронежскую области и не только. Восточная часть – Среднее Поволжье. Некоторые ученые относят к Абашевской культуре обширные пространства Среднего Урала и даже Зауралья. Считается развитием и продолжением Фатьяновской культуры, некоторые известные ученые так ее прямо и называют: «арийская» (Кузьмина И.Е.). Гаплогруппы не определены, положение тел в могилах смешанное – и на спине, и на боку.

Южнее Абашевской культуры в период 2200-1800 лет до н.э. формируется Бабинская культура. Гаплогруппы не определены, но трупоположение в могилах на боку скорченно. Считается «сформированной северными племенами», а северней на ту пору была только Абашевская культура. Бабинская культура послужила как бы промежуточным этапом, трамплином для формирования в Севером Причерноморье на месте катакомбной культуры срубной культурно-исторической общности (по обычаю хоронить покойных в отделанных деревом могилах). Для срубной КИО есть данные по гаплогруппам и это ожидаемая арийская R1a-Z2123/Z93. Положение покойных в срубах-могилах на боку скорченно. Но отмечено, что на левом боку. Возможно, это женские захоронения - не уточняется. Срубная культура послужила базовой для формирования киммеро-скифских культур Северного Причерноморья и Северного Кавказа и для дальнейшей экспансии племен скифов на восток Евразии. Ареал указанных культур будет показан далее на соответствующих схемах.

7.1. Археологические культуры на пути миграций ведических ариев с исторической прародины на севере Русской равнины в сторону Центральной Азии и Индостана.

На схеме 9 показаны наиболее значимые археологические культуры, оставленные ариями (протоариями, непосредственно ариями и постариями-скифами) на просторах Евразии. На схеме 10 для наглядности обведен внешний контур этих культур, показаны границы распространения арийских культур, начиная с середины III-го тысячелетия до н.э. и до середины I-го тыс. до н.э. Видно впечатляющее практически двухтысячелетнее доминирование арийских племен на просторах от Рейна до Алтая. Здесь и далее для удобства ориентации в двух-, а то и трехтысячелетней истории арийских племен предлагается следующее временное разделение (обозначение) субкладов гаплогруппы R1a. Протоарии – это носители гаплогруппы R1a до выделения праславянских R1a-Z280 и арийских R1a-Z93/94 субкладов в рамках Фатьяновской культуры, что произошло, напомним, в середине III-го тыс. до н.э. Арии – это племена, непосредственно участвовавшие в миграциях с Русской равнины в сторону Урала, Каспия, в Центральную Азию и далее в Индостан и Иран (авестийские и ведические арии). Это период от середины III-го до середины II-го тысячелетий до н.э. Постарии, или, по терминологии автора, киммеро-скифы - это носители субклада R1a-Z93, образовавшие Бабинскую и срубную (и последующие) археологические культуры в Северном Причерноморье и Прикаспии и участвовавшие в миграциях на восток континента вплоть до Байкала, но уже гораздо позднее ариев. Это эпоха от начала II-го тыс. до н. э. и до середины I-го тыс. до н.э.

 

Схема 9. Археологические культуры на пути миграций ариев с Русской равнины в Центральную Азию.

Схема 10. Очертания протоарийских, арийских и постарийских культур Евразии III-I тыс. до н.э.

(составлено автором – Овчинников А.Н.).

Не забываем, что с середины III-го тысячелетия до н.э. еще в рамках культуры шнуровой керамики-боевых топоров, а затем Фатьяновской и Абашевской культур в общем арийском (еще протоарийском) потоке выделяется праславянский субклад R1a-Z280. Территориально это современные Восточная Германия, Польша, Русская равнина по меридиану от реки Ока и «выше». То есть, это группы племен, которые не ушли ни с ариями в Азию, ни с постариями на юг и юго-восток, а остались на своей, ставшей теперь «исторической» родине – то есть там, где их мама родила.

К нашим родным праславянам мы, конечно, еще не раз вернемся, но сейчас для общего, так сказать, развития, проследим кратенько пути миграций непосредственно ариев, оставленные ими культуры, а также развитие культур киммеро-скифского круга. Все таки, «какая ни есть, а все ж родня»!

Итак, арии... Вернемся к схеме 9, где показаны культуры ариев на пути их миграций от Русской равнины. Это Фатьяновская (2000-1500 лет до н.э.), Абашевская (2100-1700 лет до н.э.), срубная (2000-1500 лет до н.э.), Синташтинская (2200-1700 лет до н.э.), Петровская (1700-1600 лет до н.э.), Андроновская (1700-900 лет до н.э). На схеме 6 под №8 показана относительно небольшая культурная общность в самом юго-восточном «углу» Каспийского моря, так называемый Бактриано-Маргианский культурный комплекс (БМКК), откуда, по мнению большинства ученых на рубеже 1500 лет до н.э. осуществлялось непосредственное вторжение ариев в Афганистан-Индостан и в Иран.

Синташтинская культура (Южный Урал) – своеобразный металлургический центр древнего мира с развитыми технологиями производства и обработки бронзы, именно здесь обнаружен знаменитый город-поселение Аркаим (в числе прочих относительно небольших укрепленных поселков древних ариев), считается, что со времен Синташты колесницы ариев из культово-религиозных символов становятся тем самым грозным атрибутом завоевателей новых пространств – боевыми колесницами. Похоронные обряды синташтинских ариев – положение покойных преимущественно на левом боку скорченно. Встречаются костяки и на правом боку и даже на спине. В отряды воинов могли входить представители и прочих, особенно местных племен. Но основная метка – тело на боку скорченно – сохраняется.

Андроновская культура – по всем признакам подобна Синташтинской, несколько ископаемых образцов были отнесены к гаплогруппе R1a, то есть сама культура – это еще один этап на пути продвижения ариев дальше на юг и юго-восток.

Интересна Афанасьевская культура. По времени существования (3500-2500 лет до н.э.) она значительно древнее соседних арийских культур. Ну, а поскольку, у нескольких ископаемых образцов определена гаплогруппа R1b, то, получается, что обитатели, насельники этой культуры, затерянной в сибирской глухомани - эрбины, оставшиеся здесь со времен древнейших миграций этого рода еще с каменного века. Возможно, именно от них прошли современные многочисленные носители эрбинской гаплогруппы среди башкир и волжских татар (которые на самом деле волжские булгары).

Теперь о судьбах постариев, или же, по терминологии автора, киммеро-скифов. В течение примерно всего II-го тысячелетия до н.э. на базе срубной культурно-исторической общности развиваются культуры «предскифского периода», даже, скорее, предкиммерийского, если по Геродоту киммерийцы в Причерноморье появляются только где-то в 1200 году до н.э. Это Бабинская культура (2200-1800 лет до н.э.) – см. схему 9, Покровская (1800-1500 лет до н.э.), Сабатиновская (1800-1200 лет до н .э.) – см. схему 11, Кобяковская (1400-1000 лет до н.э.), Белогрудовская(1100-750 лет до н.э.), Чернолесская (900-700 лет до н.э.), Бондарихинская (1100-900 лет до н.э.) – см. схему 12. Данных по ископаемым гаплогруппам нет, но во всех указанных культурах применяется сходный похоронный обряд: размещение покойных скорченно на боку, в основном, на левом – характерная метка постарийских, киммеро-скифских племен.

 

Схема 11. Культуры Евразии периода 1500 лет до н.э.

Схема 12. Культуры Евразии периода 1000 лет до н.э.

(составлено автором – Овчинников А.Н.).

Но! В Чернолесской культуре данный обычай в конечном этапе культуры сменяется традиционным для славян трупосожжением. Многие ученые, такие как Б.А.Рыбаков и М.Гумбутас считали Чернолесскую культуру «концентратором будущего славянства». В этом отношении еще более «перспективна» Бондарихинская культура, где погребальным обрядом на всех этапах было, как правило, кремация-трупосожжение. Но упомянутые мэтры истории и археологии относили бондарихинцев к неким балтам. Хотя достаточно просто посмотреть на карту – где Бондарихинская культура (Днепро-Донское междуречье) и где Балтика?! К племени балтов мы не раз еще будем вынуждены вернуться.

Вслед за ариями и их ближайшие родичи постарии киммеро-скифы постепенно мигрируют на восток, образуя за тысячелетия следующие культуры: Приказанская (1600-900 лет до н.э.), Черкаскульская (1500-1200 лет до н.э.), Карасукская (1400-800 лет до н.э.) – см. схему 12, Тагарская (800-300 лет до н.э.), Пазырыкская (600-300 лет до н.э.) – две последние культуры географически – это Алтай и Западная Сибирь.

Все культуры и по характерным приметам «скифской триады», и по имеющимся отдельным ископаемым данным по ДНК, и по похоронному обряду (скорченно на левом боку), по принадлежности современного мужского населения по большей части к гаплогруппе R1a «скифского» субклада Z2123/Z2124 относятся к культурам сибирских и азиатских скифов. Или, что то же самое, потомкам причерноморских скифов, которые мигрировали на восток.

8. Древнейшие праславянские и славянские культуры.

«Царство славян» - именно так звучит название первой в истории книги, посвященной славянской проблематике. Автор – славянский писатель, ученый, гуманист Мавро Орбини. Книга впервые была издана в ... 1600 году (!!!). Приступаем к нашему описанию этого царства. Хотя о славянах за полторы тысячи лет до Орбини упоминали античные писатели, а за тысячу лет до него византийцы и готский историк Иордан, именно у Орбини картина зарождения славянства, их расселение по  Европе, деяния славян еще со времен Римской империи изложена наиболее полно и емко.

Напомним читателю, что задача данного краткого курса истории Древнейшей Руси – определение истоков происхождения именно русского этноса как части общеславянского европейского потока, установление времени и места появления первых еще проторусских племен на нашей земле.

Выше было показано, как первые праславянские племена выделились из общего арийского потока мигрантов гаплогруппы R1a. Событие это состоялось еще в середине III-го тысячелетия до н.э. на территории культуры шнуровой керамики, в ее восточной части. С той поры праславянский, а позднее славянский субклад Z280/283 рода R1a вот уже более 4,5 тысяч лет постоянно обитает на территории Восточной Европы и Русской равнины. Сегодня этот субклад является доминирующим (до 50%) среди мужского населения Польши, Чехии, Словакии, Восточной Германии, Белоруссии, Украины и России. И это, несмотря на прошедшие тысячи лет, несмотря на орды азиатских завоевателей и участившиеся перекрестные браки последнего столетия. Сильна оказалась первичная сибирская «прививка»!

 Обратимся к схемам 13 и 14 (составлены автором – Овчинников А.Н.), где изображены районы расположения праславянских, или протославянских, или же предславянских культур II-го тысячелетия до н.э. Здесь ЯГК – это зона рапространения культуры ямочно-гребенчатой керамики, существовавшей по археологическим признакам с V-го по II-е тыс. до н. э. (территория огромная: от Балтийского Поморья до Белого моря), считавшаяся до последнего времени финно-угорской, но, идентифицируемые здесь ископаемые останки показали все ту же гаплогруппу R1a и полное отсутствие «финских» N, N1, N1a. Не было финно-угров в Прибалтике до середины 1-го тысячелетия до н.э.: не дошли они еще сюда от Урала.

 

В поисках предков западных славян могут оказаться перспективными культуры Мержановицкая и Унетицкая (и ее локальные варианты). А также, и, скорее всего, Тшинецко-Комаровская. О них чуть подробнее. Мержановицкая считается локальным вариантом культуры шнуровой керамики-боевых топоров КШК (арийской), похоронные обряды – на боку скорченно, причем мужчины на правом боку (праславянская метка субклада R1a-Z280), женщины на левом. Тшинецко-Комаровская культура (современные Польша-Белоруссия) считается продолжением КШК и Мержановицкой, и в последнее время территорию ее принято «растягивать» от Восточной Германии до запада России, а по времени ее верхний предел «удревляют» до 1900 лет до н.э.

 

В период от 2000 до 1500 лет до н.э. в Восточной Европе продолжают существовать все вышеперечисленные праславянские культуры: Унетицкая (частично праславянская), Мержановицкая и Тшинецко-Комаровская. К 1500 году до н.э. Унетицкая культура  сменяется Сосницкой (1500-1100 лет до н.э.) – это центр Восточной Европы, Белоруссия, запад России. По похоронному обряду (на боку скорченно) относится к праславянской, но, что характерно для всех последующих славянских культур к рубежу II-го и I-го тысячелетий до н.э. обряд положения покойных в могилах или под курганами на боку сменяется на кремацию, трупосожжение. Этот обычай становится превалирующим по всей тогдашней Европе: и Западной, и Восточной. То есть, меняется культурологический «код» народов. Объяснение тому пока за пределами настоящего исследования. Но отметим факт сам по себе.

На территории Русской равнины с 1500 года до н.э. возникает Поздняковская культура – как развитие западного кластера более древней  Абашевской культуры – №2 на схеме 14. Отмечена на территориях современных Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Ярославской и Костромской областей – то есть, ареал довольно обширный, а, главное – это основные земли будущей средневековой Московии. Культура очень знаковая, захоронения под небольшими курганами в скорченном (!) положении. На керамике отмечена «ветвящаяся свастика» - солярный символ ариев. Поздняковская культура позднее перейдет в «предславянскую» Городецкую (7 век до н.э. – 2 век н.э.).

Перейдем к временному этапу от 1500 до 1000 лет до н.э. Унетицкая культура исчезает, развивается Сосницкая, и на территории современной Польши появляется предславянская (праславянская) Лужицкая (1300-400 гг. до н.э.) - №4 на схеме 13, которую многие ученые называли славянской. Тшинецко-Комаровская культура «растворяется» в Лужицкой и, возможно, в Белогрудовской-Чернолесской. По крайней мере, академик Б.А.Рыбаков относил Чернолесскую культуру к праславянской. На Русской равнине продолжается Поздняковская культура, южнее ее в лесо-степях Придонья и Поднепровья возникают ранее упомянутые культуры Белозерская (1200-1000 гг. до н.э.), Бондарихинская (1100-750 гг. до н.э.) - №4 на схеме 14 - и Белогрудовская-Чернолесская (1100-750 гг. до н.э.) – схема 12.

«Букет» из Тшинецко-Комаровской, Лужицкой, Сосницкой,Чернолесской, Поздняковской и Бондарихинской культур подозревали на праславянскость ученые с мировыми именами, но не весь «куст» разом, а по отдельности. Так, Рыбаков за таковые принимал Тшинецкую и Чернолесскую, но другие авторы, тем не менее, числили их как финские или балтские (зачастую по одним и тем же признакам). Также «тасовали колоду» из перечисленных культур и прочие авторитеты от истории: если какая-то культура определялась как праславянская, то соседние должны быть при этом непременно балто-скифо-финские. А все разом праславянскими они быть не могли ни в коем случае!

9. Праславянские культуры I-го тыс. до н.э.

Далее мы будем последовательно рассматривать основные археологические культуры Восточной Европы и Русской равнины временных диапазонов от 1000 до 500 лет до н.э., от 500 лет до н.э. до смены Эр, от начала Новой эры до середины I-го тыс. н.э. и, наконец, завершающий период – канун формирования древнерусского государства в конце I-го тысячелетия н.э. Культур этих, в дополнение к уже упоминавшимся, наберется несколько десятков и читать долгие рассуждения автора об их происхождении со ссылками на авторитеты, о племенах, обитавших на тех или иных территориях весьма утомительно. Поэтому, в основной части данного повествования оставим только необходимые выводы, схемы и диаграмму (древо) расхождения культур, а в Приложениях 2-4 для любопытствующих дадим краткое (только краткое) описание культур указанных эпох (а также упомянутых выше культур Поздняковская, Мержановицкая, Тшинецко-Комаровская, Сосницкая, Лужицкая, Бондарихинская – в Приложении 1) с необходимыми комментариями. Более полно этот раздел представлен в книге «Откуда есть пошла Русская земля – версия 2,0» - на ЛитРес (того же автора).

На схеме 13 под №№ 1-4 показано расположение предславянских культур блока ДДЮГД (Днепро-Двинская, Юхновская, Городецкая, Дьяковская). Здесь же абрис культур Сосницкой (№6) и Бондарихинской (№7). Почему и на каком таком основании автор отнес их к предславянским или праславянским – см. в Приложениях 1-2.

На схеме 15 представлено «древо» (диаграмма) расхождения культур арийского круга от времен  Фатьяновско-Абашевской цивилизации и до появления первых славянских культур середины I-го  тыс. н.э. Левая, «западная» сторона – цепочка развития праславянских культур западного кластера, правая сторона – цепочка восточного кластера. Первая – это Фатьяновская (Абашевская) – Мержановицкая – Тшинецко-Комаровская – Лужицкая – Поморская – Милоградская – Зарубинецкая. Вторая – это Фатьяновская (Абашевская) – Поздняковская (Сосницкая) – Бондарихинская – Городецкая (Юхновская, Днепро-Двинская). В нижней части «древа» показано как от общего протоарийского ствола (культуры боевых топоров-Фатьяновская) отходит «ветвь» ведических ариев.

 

Схема 15. «Древо культур» - диаграмма расхождения (разветвления и происхождения) постарийских, арийских, постарийских, праславянских и славянских культур. Слева – шкала времени (составлено автором – Овчинников А.Н.).

На схеме 16 показаны два кластера – западный и восточный – праславянских культур на период конца Старой и начала Новой Эры. Какие культуры и на каком основании автор отнес к этим кластерам – смотри все там же, в Приложениях. Получается несколько иная картина расселения славянства по Русской равнине и по Восточной Европе, чем это принято считать во всех источниках по этому вопросу. А именно: западные славяне (лужицко-поморские) начинают на рубеже Эр миграции с территории современной Польши на юг и юго-восток, при этом одни (венеды) достигают Адриатики, другие (будущие балканские славяне) появляются на Дунае и начинают тревожить римские владения, третьи достигают берегов Днестра и Среднего Днепра (у авторов VI-VII веков – это анты).

 

Схема 16 (составлено автором – Овчинников А.Н.).

Одновременно восточный кластер славянских (хорошо, еще праславянских) культур остается в целом на месте своего зарождения – северная часть Русской равнины – и смещается со временем в сторону северо-востока вплоть до берегов Ледовитого океана. Предвосхищая наши будущие выводы о двойственном характере населения древнейшей (еще докиевского периода) Руси, отметим высказывания одного из наиболее ярких исследователей древнерусской истории из эмигрантской среды С. Лесного (Парамонова): «Существование двух славянских государств – северного и южного – к моменту появления Рюрика не подлежит ни малейшему сомнению, несомненно также и то, что южное уже называлось Русью». В данной цитате речь идет о 8-9 веках н.э., но началось формирование этих двух «конкреций» одного этноса гораздо раньше, а именно в рассматриваемую нами эпоху I-го тысячелетия до н.э.

Касательно блока предславянских культур ДДЮГД мы обязаны, как это ни прискорбно, указать на его общую архаичность в развитии относительно более «продвинутой» в культурном плане лужицко-поморской славянской группы. Это общепризнанный факт и никуда от него не деться. Еще автор «Повести Временных Лет» сетовал на бедность кривичей, радимичей, древлян, выделяя родных ему киевских полян в лучшую сторону. А что вы хотите: жизнь в диких лесах в отрыве от морских коммуникаций, а, значит торговли и соответствующего развития производительных сил, неизбежно приводит к застою. Не зря Иван Грозный и Петр Великий пытались рубить окна на Запад на Балтике, Каспии и Черном море – без этого мы бы так и застряли в средневековье.

9.1. Тайна балтских племен.

Мы подошли к пределу, за которым «скрывать личину» таинственных балтов более не имеет смысла. Пора им разоблачиться. Согласно академической науке вся огромная территория первых тысячелетий до и после Р. Хр. от Киева на юге до верховьев Волги и Чудского озера на севере, от Балтики и до Средней Волги благодаря стараниям нескольких поколений ученых отведена именно «балтам». Причем понятие это из лингвистической изначально плоскости перешло постепенно в сознании мирового научного сообщества уже и в этническую. Балты соседствуют в сознании историков и археологов наравне с финно-уграми и скифами. Если под Муромом находят пуговицу из янтаря, то, понятное дело, три тысячи лет назад здесь обитали эстонцы. Но вот какая штука: если через тысячу лет археологи будущего покопаются в современных славяно-русских останках, они придут к безусловному выводу: в России 21 века жили сплошь китайцы с американцами – так как родных, натуральных признаков культуры и быта у нас практически не осталось – все импортное. Широко представленную в данном труде культуру шнуровой керамики - а это 3 (!) тысячи лет до н.э. - определяют в некую питательную среду, первооснову для формирования со временем германского, славянского и ... балтского этносов. Но от всего былого приписываемого этим «балтам» исходного величия на сегодня остались только лишь латыши и литовцы на своей законной и довольно ограниченной территории в Прибалтике. Куда же делись остальные? - ответ дается следующий: были ассимилированы славянами и частично финно-уграми. То есть, растворились в соседних этносах.

Смотрим генетический состав по мужской Y-хромосоме ДНК современного населения упомянутых стран и европейской части России. Действительно, для латышей и литовцев налицо взаимоассимиляция с финнами (вернее, с уральцами, но так уж исторически в науке сложилось считать прибывшие из-за Урала племена финскими): и там, и там примерно по 40% мужского населения относится к арийскому субкладу R1a и финно-угорской гаплогруппе N1а. Для России в ее северной части эти пропорции соответственно 50 к 20 (остальное – минорные значения десятка прочих родов человечества). И где тут поместиться «балтам» с учетом прибытия изначально зауральских финских племен к Балтийскому побережью только в I тысячелетии до н.э.? Что за народ жил здесь до того предыдущие тысячи лет? Что есть балты?

Здесь единственно возможный ответ: это все те же постарийские племена гаплогруппы R1a, они же – осколки от деления первичного материнского ядра КШК-боевых топоров в ее восточной Фатьяновской части. О генетическом составе населения до последнего десятилетия не было известно практически ничего, поэтому, продвигаясь «наощупь», ученым приходилось все, что не попадало под определение скифов и финнов относить к балтам. Их просто пришлось выдумать.

Спасительная соломинка: топо-гидронимика под Киевом схожа с прибалтийской – да, это балты! Керамика и женские украшения под Ярославлем и Ригой подобны – это опять балты! Да потому и подобны, что это некогда был единый народ, одного культурно-исторического пространства, но начавшего расходиться еще 5000 лет назад и процесс этот мы зрим по сию пору, когда последние «балты» ушли в зону влияния германо-англо-саксов. Здесь нельзя не привести говорящую цитату из Википедии насчет прославянской Тушемлинской культуры (о ней речь пойдет в следующем разделе – это Смоленская обл., Минская и Могилевская): «...культура интересна тем, что хорошо иллюстрирует процесс трансформации балтов (выделено авт.) в славян». То есть авторы поста просто вынуждены были по простоте душевной констатировать очевидные вещи, не подозревая о проблеме тысячелетней якобы «балтоязычной балтности» всего русского Севера, о которую вот уже лет двести ломаются научные копья. Ведь, если «балты» стали славянами, то сами-то они, получается, были предками славян! Праславяне – вот расшифровка термина «балты» (балты - в том смысле, в каком его понимает весь ученый мир – кроме непосредственно современных прибалтов).

9.2.  Выводы к главе 9.

1. Балты есть наследники арийской культурной общности III- II тысячелетий до н.э. – КШК-боевых топоров и Фатьяновской цивилизации, наследники, как в культурном плане, так и в физическом, генетическом смысле.

2. Праславяне = балты.

3. Установлено два центра формирования Древней Руси, начиная с середины-конца I-го тысячелетия до н.э.: это юго-западная часть славянства региона Карпаты-Средний Днепр (мигрировавшая с территории Польши – Лужицкая культура), и автохтонное северо-восточное славянство (будущая Московия).

4. Праславянские племена северо-востока и центра Русской равнины не были пришлыми, а обитали здесь исстари, еще с III-го тысячелетия до н.э.

5. Оба славянских центра – это развитие культур КШК-боевых топоров и Фатьяновско-Абашевской цивилизации.

6. Объединение двух проторусских славянских центров в единое государство Древняя Русь происходит на рубеже I – II тысячелетий н.э.

7. Этот процесс историки ошибочно назвали славянизацией и ассимиляцией славянами местных финно-угорских племен и мифических балтских племен Верхнего Поволжья-Почудья-Поонежья.

8. На самом деле с Поднепровья на рубеже I- II тысячелетий н.э. в направлении север-северо-восток происходила не славянизация, а постепенное распространение южного названия «Русь» на весь будущий союз родственных племен.

9. В конце 9-начале 10 веков новгородские земли словен, вятичей, кривичей, радимичей, чуди попадают под власть киевских князей (при этом первые из этих князей появляются в Киеве именно с территории Новгородчины), происходит русификация окраин совместно с христианизацией юного государства (во многом насильственными методами).

10. Этногенез племен будущих Московии и Малороссии в I-м тыс. н.э.

На схемах 13 и 14 очерчены археологические локации блоков культур, существовавших от середины III-го тыс до н.э. и до начала Новой Эры, и которые по  мнению автора и многих уважаемых ученых имеют отношение к праславянским археологическим культурам. В основном, они уже были упомянуты в предыдущих разделах. Схема 13 посвящена западному кластеру (блоку, кусту) культур, схема 14 – восточному.

На диаграмме схемы 15 показаны векторы, цепочки расхождения рассмотренных ранее праславянских и славянских культур от древних постарийских культур Фатьяновской и Абашевской.

В Приложениях 2-4 представлены описания двух десятков культур I-го тысячелетия до н.э. и первого тысячелетия Новой Эры, которых автор подозревал на «славянскость» вкупе со многими учеными авторитетами (и обосновано, почему именно). И как в процессе исследования вновь проявилось из исторического небытия существование двух блоков славянских культур: западного и восточного. На схемах 17 и 18 соответственно представлены контуры этих культур.

 

 

Схемы 17 и 18. Западный и восточный блоки предславянских и славянских культур (составлено автором – Овчинников А.Н.).

Вернемся немного назад от конца означенного периода, лет этак на 300-500, в середину I-го тысячелетия. Для начала ознакомимся со знаковой (и затяжной) цитатой из капитального 20-томника «Археология СССР». Хотя издан он был еще в 80-е года XX-го века, но, смеем заверить, в ментальности основного учено-археологического сообщества с той поры мало что изменилось. Итак, стр.39: «Описанные далее культурные группировки... колочинскую, тушемлинско-банцеровскую и мощинскую (вот так и пишут, с маленькой буквы – авт.) – некоторые исследователи считают целиком или частично славянскими. Однако, как показано ниже, их носители ... в этот период ещё не были славянами, а принадлежали к близкородственной балтской языковой группе. Через некоторое время это население в результате внутрирегионального взаимодействия со славянами вошло в состав восточных племенных союзов и древнерусской народности. Таким образом, племена, составившие колочинские, тушемлинско-банцеровские и мощинские древности были прямыми предками части восточного славянства». Конец цитатам.

«Славянами не были, но были предками славян» - как это?! Просто диву даешься, на какие выверты приходилось идти уважаемым академикам, лишь бы взрастить и выхолить свое любимое балтское детище. Попытаемся понять их логику: некий народ не был славянским (а был балтским), но в результате таинства «взаимодействия» (так в оригинале – авт.) со славянами стал таковым. При этом абсолютно замалчивается, а откуда эти-то взялись, которые «взаимодействовали», причем так качественно, что неславяне быстренько стали славянами, без сопротивления, по обоюдному, надо полагать, согласию. Сам этот процесс нигде не описан. Обратим внимание на такую казуистику: «... не были славянами, а принадлежали к ... балтской языковой группе». Здесь путаются понятия лингвистические и этнические. Так, испаноязычные жители Гондураса, никоим образом не являются испанцами: принадлежность к какой-то языковой группе и принадлежность к этносу – совершенно разные вещи. Экваториальная Африка говорит на французском, но где они и где Франция!

Согласно нашей академической науке (а приводятся цитаты из сборника академичней некуда) жили-были балтоязычные племена неизвестной этнической принадлежности (хорошо, допустим, они говорили на каком-то «балтском» языке, ныне никому неизвестном), потом в один момент они начали «взаимодействовать» (то есть, действовать сообща, по смыслу глагола) с внезапно нахлынувшими славянами и чудесным образом в них обратились. Вот этот момент «обращения» неславян в славян в любом учебном пособии размыт за туманом квазиученых оборотов, причем настолько, что до сих пор «проблема происхождения славян ... остается одной из самых сложных в науке».

В данной работе мы отследили процесс формирования славянства от рубежа еще IV-III тысячелетия до н.э. и далее вплоть до начала Новой эры. Для восточного кластера славянских культур (племен) вырисовывается самостоятельное, независимое от западных и южных соплеменников автохтонное развитие, начиная с середины II-го тысячелетия до н.э. На этом пути славянизации культуры Колочинская, Тушемлинская, Мощинская, Псковских курганов, Новгородских сопок и Роменско-Борщевская (схема 18) являлись центрами формирования восточнославянских русских племен вятичей, кривичей, северян, радимичей, дреговичей. Но не благодаря какому-то мифическому «взаимодействию» с «истинными» славянами (славяне со славянами – да это просто счастливый брак!), а сами по себе – они были здесь всегда, до «взаимодействия», еще со времен распада Фатьяновской КИО и образования на ее базе культур Поздняковской, Бондарихинской и так далее во времени – смотри схему (диаграмму) 15.

Сам термин «славяне» нуждается в дополнительной расшифровке и уточнении. Практическое осмысление и наполнение этого понятия и распространение его на народы Центральной и Восточной Европы состоялись не ранее 16-17 веков. До того столь обобщающего этнонима не было (за исключением отдельных племен и народов). Здесь большую роль сыграла упоминавшаяся ранее знаменитая книга балканского славянина Мавро Орбини «Царство славян», в которой автор относил к славянам также и вандалов, древних болгар и даже гуннов. Нам подобное диковато слышать, но монах-подвижник пользовался источниками, недоступными нам сегодня.

Пора бы установить более четкие границы между частями некогда единого целого, тогда как сегодня славян разделяют только и исключительно по языку на три большие группы западных, южных и восточных славян. Но, как видим, дело не ограничивается только дифференциацией диалектов праязыка, а проблема гораздо глубже – она в самом изначальном происхождении отдельных групп так называемых славян. Разность в менталитете русского и, например, украинского народа настолько ныне очевидна, что нуждается в более глубоком объяснении, чем ссылка на рассечение единого этноса монголо-татарским мечом в 13 веке и раздельное после этого существование в различных культурологических координатах.

Как известно, вернее, как принято считать (например, у Иловайского в книге «Начало Руси» этому вопросу посвящена целая глава), само слово «Русь» изначально принадлежало славянским племенам Среднего Поднепровья, в основном, полянам. В письменных источниках впервые Русь упоминается у византийцев («Беседы патриарха Фотия») в форме «руссы» и «Рось» в 866 году. Затем по мере распространения власти киевских князей на остальные славянские (и не только славянские) земли Восточной Европы, наименование «Русь» было воспринято и новгородцами, и вятичами, и кривичами и всеми остальными – но процесс этот растянулся во времени лет на двести-триста и более. Попробуем разобраться и с этим вопросом, а также установить, что было первичным: Киев или Новгород в деле образования Древнерусского государства.

11. Новгород и Киев – два источника и две составные части русизма (двуединая Русь).

Мы определились с одной из поставленных в заголовке проблем «Откуда есть пошла Русская земля», проследили на протяжении тысяч лет этапы зарождения русского этноса. Осталось разобраться с тайнами появления русской государственности, образования государства Древняя Русь, которую только с 19 века принято называть Киевской Русью.

Дело в том, что начальная русская история, сам, так сказать, момент её зачатия, фиксация первых вздохов и криков новорожденного государственного образования сопряжены со значительной тайной и покрыты завесой мифов и легенд. Наша начальная «нулевая точка» отсчета государства российского, равно как и все наше «непредсказуемое прошлое» блуждают в историческом мраке, не располагая точными координатами во времени и пространстве. Основным документом, «свидетельством о рождении» нашей страны считается одна из Начальных русских летописей, так называемая «Повесть Временных Лет» (в дальнейшем ПВЛ). Авторство её приписывается монаху Нестору, в свое время канонизированному РПЦ, чей образ (обобщенный лик монаха-подвижника и затворника) воплощен во многих  монументах от благодарных потомков. Но есть и другие варианты авторства.

Само по себе оно (авторство ПВЛ) не имеет особого значения для целей настоящей работы – просто, таким образом, мы пытаемся подчеркнуть мысль о зыбкости самого фундамента нашей исторической науки. И дело касается не только летописей. В предыдущих главах автор неоднократно обращался к теме так называемых балтов – мифического этноса, придуманного ученым сообществом для заполнения этнического вакуума на огромных пространствах Восточной Европы. На территориях, где не полагалось быть ни славянам, ни киммеро-скифам, ни финно-уграм вынуждено были рекрутированы из небытия балты с их балтоязычной гидронимикой и искусственно выстроенным «балтским миром».

Нам предстоит задача уяснить технологию объединения древнерусских (и не только) племен в единое целое, в древнерусское государство, которое только в 19 веке получило в научном мире свое столь известное с тех пор наименование «Киевская Русь».

11.1. Особенности Повести Временных Лет.

Битва норманистов и антинорманистов в вопросе о происхождении государства российского длится со времен Ломоносова и «его немцев» без малого 300 лет, но перевес пока остается за первыми, за норманистами. Несколько слов о самой летописи, о ПВЛ. Писалась она - как это определено по прямым указаниям в тексте и по косвенным данным – в 1116-1119 годах (хотя не все с этим согласны, есть довольно компетентные мнения по более позднему времени создания летописи, а именно в начале 13 века [3]). Даже, принимая в расчет первые цифры, очевидно, что составлялась она через 250 лет после событий, связанных с призванием Рюрика в 862 году. При этом составитель в своих изысканиях однозначно располагал так называемом византийским «Хронографом Амартола», откуда практически дословно были перенесены в ПВЛ все известные свидетельства о взаимоотношениях греков с Русью [4]. Из письменных источников нам более не известно ничего, на что мог бы опереться автор летописи. Но хуже всего то, что сама первая (Начальная) летопись дошла до нас не в оригинале, а только в позднейших копиях-списках, расширенных и дополненных следующими поколениями переписчиков и их заказчиками и происходило это не ранее середины 14 века, а то и в более поздние времена. То есть, еще через 250 лет после начального составления.

Хотя нам в данном повествовании проблема сами ли славяне «слепили» себе русское государство, или им помогли какие-то норманны – не суть важна, но, тем не менее, нельзя не отметить при этом несколько странных обстоятельств в норманнской версии происхождения Руси. Вкратце она такова (согласно буквальному пониманию текста ПВЛ). Новгородские словене 9 века и окрестные финские племена, враждовавшие между собой и друг с другом, никак не могли добиться консенсуса – всяк тянул одеяло на себя и в менеджменте неизбежно наступил раздрай. Собрались они на очередной «курултай» и решили, что без посторонней помощи не обойтись. А перед этим их какое-то время угнетали некие варяги (кто такие эти самые варяги – то, как говорится, отдельная песня - есть множество гипотез об их славянском, а не скандинавском, происхождении), силой, очевидно, установив в этих краях свою гегемонию и наложив на жителей дань «по беле и веверице с дыма». Новгородцам с соседями удалось скинуть это ярмо (очевидно, какой-то своей военной силой, превзошедшей иноземную). И вот, общее собрание представителей племен решает в целях наведения порядка обратиться опять все к тем же, только что изгнанным, оккупантам с просьбой вернуться, но уже в качестве официально признанной, или же, по-нашему, легитимной, руководящей и направляющей силой в лице княжеской власти со всеми ее атрибутами (суд, правеж, полюдье).  Странность такого фортеля в сознании наших предков просто поражает, как если бы в 1945-м Сталин обратился к выжившим немцам с воззванием: вернитесь! – при вас хоть какой-то порядок был...

ПВЛ (или же Начальная летопись) в ее, так называемом, варианте «Лаврентьевского списка», или же «Книги Рождественского монастыря Володимерского» считается самым древним из сохранившихся списков, где сама «Повесть» составляет около половины всего текста, посвященного как тем же событиям, что описывает ПВЛ, так и более поздним. И получается, что только в этом, ставшем каноническим, варианте большинство переводчиков склоняется к «норманнской» интерпретации знаменитой и знаковой для последующего, пограничной между норманистами и их оппонентами, фразе из ПВЛ о призвании варягов («Земля наша велика и обильна ...» и т.д.). Здесь отдельная тема – кто такие варяги в представлении летописца и в понимании обитателей Новгородской земли 9-го века. В других летописях (Несторовский список, Ипатьевский список, Радзивилловский список) те же события, даже одна и та же ключевая для нашей истории фраза представлены и звучат несколько иначе. Да что там фраза! Одна единственная буква, вернее, прочтение слова «русь» в именительном или дательном падежах (Русь или Руси) – уже проводят глубокую борозду между норманистами и их оппонентами.

Продолжим толкование «русской библии». Итак, собрались как-то чудь, словене, кривичи и весь (обратим внимание – на первом месте летописец ставит не «титульную нацию» словене-кривичи, а «чухонцев» - типа эстов и финнов, что очень странно) и определили, что - далее следует то самое, сакраментальное - «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». Заметим, не порядка, как это отпечаталось в наших головах, а именно НАРЯДА. Наряда в нашем современном понимании, понимании какого-то предписания, обязательного к исполнению, подобно армейскому «наряду на службу», «наряду вне очереди». Еще одна странность нашей Начальной летописи: летописец перечисляет двенадцать славянских племен, которых он относит к Руси – это волыняне, уличи, тиверцы, древляне, поляне, северяне, хорваты, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, словене; при этом только словене и кривичи упомянуты в качестве просителей к варягам и более, получается, их добровольно никто не призывал.

Летописец утверждает, будто Новгород к тому времени уже стоял, хотя археологически самые древни... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3


28 марта 2022

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Краткий курс древнейшей русской истории (от мезолита до Рюрика).»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер