Человек должен научиться различать многие слои мышления. Он не может легкомысленно судить по внешнему слою мышления, который подвержен ярым ураганам. Пусть человек испытывает себя на многих явлениях. Нередко человеку кажется, что он больше не думает о чем-то, но в сущности он именно погружен в эту мысль. Учение о мысли должно преподать различные ее виды.
Мыслитель настаивал, чтобы ученики испытывали себя о разные слои мышления: «Незримый дракон может овладеть человеком».
14.581. Урусвати знает, что Наши друзья не походят на некоторых так называемых оккультистов. Эти люди называются тайноведами, но сохраняют многие свойства, приличные лишь невеждам. Они злобны, недоброжелательны, грубы, завистливы и очень нетерпимы. В книгах тайноведения не допускаются такие позорные свойства.
Можно удивляться, что люди читают хорошие книги и не могут расстаться с низкими привычками. Учение добра предпосылает, что читатель, хотя бы в малой степени, применит преподанное, но в жизни – наоборот; читатель может пролить слезу восторга и немедленно же совершить нечто позорное. К тому же так называемые тайноведы любят щеголять таким наименованием.
Обратите внимание на подлинных друзей совершенствования. Они не будут навязывать свое убеждение. Они избегают титулов посвящения. Они прекрасно знают, когда полезно умолчать даже о самых замечательных встречах, и к тому же они добры и готовы оказать помощь. Так, первая задача истинного тайноведения будет сделать человека добрым. В таком состоянии он, подобно магниту, и привлечет доброе. Также тайноведение заповедует спокойствие. В такой гармонии человек может уловить тонкие вибрации, которые очистят его сознание.
Наши друзья не будут высокомерны и напыщенны, ибо простота есть идеал. У Нас ценят каждое возвышенное устремление, оно не только сближает с Нами, но и оздоровляет планету. У Нас печалуются о ложных тайноведах. Само это слово не близко Нам, ибо каждая наука уже есть тайноведение. Вчера мы не проникли в какую-то тайну, но сегодня мы достигли; это самый естественный процесс эволюции, и нечего гордиться им.
Мыслитель говорил: «Не считайте и не называйте себя мыслителями, ибо каждый человек должен мыслить».
14.584. Урусвати знает, как трудно с теми, кто уверяет, что незримое ими вообще не существует. Они полагают подобно своим прадедам, которые жили до микроскопа и телескопа; никакие аналогии их не убеждают. Они называют себя реалистами, материалистами и скептиками, остальных они зовут идеалистами и осуждают за предрассудки.
На деле оказывается наоборот, эти реалисты являются настоящими идеалистами, ибо они верят в идеи, ими выдуманные. Между тем, те, которых называют идеалистами, оказываются истинными реалистами. Они хотят изучать, и знание их основано на наблюдениях. Они не допускают суеверия и предрассудков, ибо они знают о неисчерпаемости проявлений Природы. Они поручились лишь свидетельствами достоверными. Они могут называться материалистами, потому что утверждают качества материи.
Можно ли называть себя материалистами лишь во имя ограниченности и невежества? Повсюду вам придется удостоверяться, как велико число людей невежественных и воинствующих своим невежеством. Не утешайтесь тем, что некоторые честные и пытливые наблюдатели заняты науками высшего реализма, число их мало и они, подобно древним христианам, принуждены скрываться в катакомбах. Нужно уважить этих исследователей, но им особенно вредят ложные начетчики. Также вредят те, кто не могут понять, отчего им недоступны некоторые постижения. Они способны осудить все сущее, кроме самих себя.
Мыслитель указывал на пса, говоря: «Он видит многое, что нам незримо, но человек может не хуже пса».
14.587. Урусвати знает, насколько вредоносно беспорядочное действие психической энергии. Вот известно, что мысленная энергия живет в пространстве, и никто не знает предела ее распространения. Но большинство земных мыслей слабо и вяло, потому они растворяются в пространстве легче, нежели мысли сосредоточенные.
Теперь представьте себе, что человечество в его настоящем состоянии получит возможность яркой мысли, которая будет жить в пространстве. Невозможно даже представить, какая опасная и губительная сумятица энергии получится! Нужно человечеству очиститься и ручаться за доброкачественность своих мыслей, тогда можно приблизить сроки эволюции.
Часто слышите жалобы на непередачу мыслей, но эти жалобы есть сетования на справедливые начала пространственного Равновесия. Лица, которые жалуются, могут проверить качество своих мыслей. Наверное, найдутся недоброкачественные. Также не забудем, что человек имеет различные слои мышления. Он не будет иметь ничего против, если некоторые его мысли станут общим достоянием, но многие помыслы человек желает сохранить в тайне. При беспорядочности мышления пространство напитывается самыми недопустимыми мыслями. Так, человек должен озаботиться чистотою мышления, это будет действием во благо человечества.
Мыслитель просил, чтобы и вдыхая, и выдыхая, человек оставался чистым.
14.588. Урусвати знает глубокий смысл древнего речения: «Ищите Друзей Невидимых». Соявление Друзей из Высшего Мира будет крепким ручательством. Иногда вы знаете Их, но большею частью Они безымянны, и только радость сознания указывает на близость Их. Не пытайтесь узнавать Их имен. Они давно отказались от земных прозвищ. Как время не существует для Них, так и земные отличия уже растворяются для тел Славы.
Пусть будет множество таких Покровителей. Они оценят каждое светлое устремление, и ничто не отклонит Их благоволения, когда Они убедятся в творимом подвиге. Они помогают там, где крепко доверие. Пусть будет с вами благодать Друзей Невидимых.
Путник получает указания и ждет оповещенных знаков, но путь долог и знаки не походят на предуказанные. Неужели ошибка? Неужели путник не на правильной тропе? Уже проникло сомнение, оно уносит силы и убивает мужество. Но засиял знак предуказанный, и путник изумлен – неужели срок наступил? Жаль, что мужество пострадало.
Но не об одних Надземных Друзьях говорим. И на Земле имеются Невидимые друзья. Нужно послать Им привет. Они бывают деятельнее, нежели некоторые знакомые друзья. Умейте улыбнуться этим земным сотрудникам.
Мыслитель говорил: «Не только зримые друзья помогают, но еще больше Незримые. Не будем заботиться о земных встречах с Ними, но пошлем Им привет сердца».
14.590. Урусвати знает, что только опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурностью. Истинное понимание сотрудничества, пламенность мышления, возвышенность деятельности, утонченность восприятий, любовь к красоте, каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением. Люди не могут думать, что мгновенное озарение может немедленно создать возвышенную природу человека. Озарение может открыть сокровищницу, но если она пуста, то и последствия не будет.
Вы знаете, что люди очень согласны, если перед ними не видна ответственная работа, но когда приближаются указанные сроки, то найдутся и поводы к раздорам. Можно удивляться, что люди читают полезные книги, но при возможности приложить прочитанное, они погружаются во тьму. Точно ничто возвышенное их не касается. Люди достаточно слышали об Армагеддоне, но когда он наступил, они считают его случайным несчастьем, которое можно бы избежать.
Пусть так судят невежды, но почему же и разумные люди легко впадают в смущение? Они не отдают себе отчета, сколько вреда наносят они и себе, и окружающим.
Ужель люди так боятся, что даже призрак сурового часа превращает их в трусов, и в своем бегстве они опрокидывают все ими созданное. Поистине, среди сладкого благополучия человек являет одну личину, но в опасности он надевает личину мерзкую. Но, милые люди, вы живете в постоянной опасности и сверху, и снизу. Каждый час ваше благополучие может разрушиться.
Мыслитель говорил: «Человечество делится на два вида: один преобладает Божественным Началом, но другой погружен в земное. Не знаем, как впоследствии назовут Божественное Начало, но такое деление человечества останется всегда».
14.591. Урусвати знает, что познание соотношений ведет к осознанию Надземного. Недавно люди метались между слепой верой и слепым отрицанием. Происходило это смятение по причине тоже слепого страха перед Неизвестным. Дети иногда боятся рассмотреть нечто и предпочитают закрыть глаза руками, лишь бы не видеть действительности. Так же и взрослые уверяют, что дальше кем-то положенной границы знать нельзя. Но разве существует запрет знанию?
Положим, что дикарь воображает какие-то неправдоподобные божества, а современный человек вообще пытается отрицать все сущее. Спрашивается – кто же из них будет больше прав? Но одно ясно, что в обоих случаях руководит страх. Дикарь высекает страшного идола и боится его жестокости, но отрицатель обуян тем же страхом и не признается в этом. Напомним древнюю сказку.
В крикливом, многолюдном доме происходили постоянные ссоры. Однажды отшельник принес два совершенно схожих ларца и бережно поставил их в угол, сказав: «Один содержит целебное средство, но другой полон самого губительного яда. Поберегите, пока я вернусь, но имейте в виду, что малейший шум может причинить самое ужасное разрушение». Отшельник ушел, но в доме воцарилась мирная тишина. Спрошу – ради которого ларца произошло такое превращение? Можете ответить, зная обычную человеческую природу. Точно такие же страхи приходят и в настоящее время.
Конец истории в том, что малыш, в отсутствие взрослых, открыл ларцы, и оба оказались пустыми. Но, тоже из страха, малыш не сознался в своем открытии. Не сделайте ложного вывода из этого, малыш мог и не заметить самого главного. Так пусть наука без боязни рассматривает даже Незримое.
Мыслитель говорил: «Не знаю, как впоследствии назовут божественную науку, но она будет существовать. Надземное станет зримым, но зато земная жизнь сделается надземною».
14.595. Урусвати знает, что злорадство есть дурное свойство. Можно печалиться или негодовать, но злорадствовать будет ниже человеческого достоинства. Кроме того, злорадство приносит и возлагает часть Кармы того, над кем злорадствуем – это нужно запомнить. Ведь между злорадством и клеветою граница мала. Каждый, кто злорадствует, когда-то получит такое же отношение. Люди могут заблуждаться, они могут поступать преступно, и они могут заслужить осуждение, но не злорадство.
Анализ качеств и свойств входит в Йогу. Размышление о добрых качествах и дурных свойствах будет приближением к входу, к продвижению. Мы много указываем на качества достойные, ибо так Мы даем намеки о Нашей Внутренней Жизни.
Не следует думать, что на известном духовном развитии можно уже не заботиться о преуспеянии качеств. Каждая ступень требует приспособления всех качеств. Нужно проверять себя неустанно. Нужно найти любовь к таким самоиспытаниям. Проверить доспех будет знаком готовности к битве. Символ битвы постоянно указывается в самых древних Учениях. Среди битвы произносятся слова мудрости. Не забудем, что соединение мудрости с мужеством будет крепким залогом удачи.
Мы среди жизненных опытов знаем, почему борьба и устремления проходят, как поток жизни.
Мыслитель учил: «Посмотрите на волны потока, сложен их узор, но они стремятся вперед. Ничто не остановит их. Итак, пусть спешит и душа человека».
14.597. Урусвати знает, как беспрерывно совершается работа в глубинах сознания, и как редко люди ощущают ее. Чуткий человек улавливает эти внутренние зовы, которые помогают ему в некоторых событиях. Ученые пытаются назвать это интуицией или подсознанием. Они боятся назвать этот процесс работою сознания. Если положить неведомые границы между сверхсознанием и подсознанием, то где будет сознание? Подобно сердцу сознание работает и днем, и ночью, но сердце есть земной удел, тогда как сознание есть орган трех миров. Накопление сознания следует за всеми оболочками.
Мы называем сознание подземным огнем. Много аналогий между этими феноменами. Огонь необходим для равновесия планеты, но кроме благотворных проявлений тот же огонь может быть и разрушительным.
Не то же ли самое можно сказать и о сознании? Оно двигает человека к совершенствованию, но оно же может при беспорядочности создать взрыв. Одурманенный человек готов к любому преступлению, теряется равновесие, и огненная природа сознания производит взрыв.
После неуравновешенных поступков человек тщетно пытается собрать уничтоженные частицы сознания, но иногда приходится начать новые накопления. Каким черным грузом ложатся шлаки сожженного сознания в Тонком Мире! Можно подобно поэту описывать нагруженных путников, пытающихся взобраться на гору. Каждый думает: «Зачем запасся я таким грузом?» Но стоило лишь слушать голос сознания, и груз был бы легким. Кроме того, и Мы могли бы легче помочь.
Нам доставляет великую радость помогать каждому в его области. Но часто самая лучшая посылка летит обратно не принятая. У Нас велики Архивы не принятых посылок, как на почте накопляются недошедшие письма. А ведь некоторые Наши корреспонденты могли бы быть уже осмотрительными. Зачем заслоняться сомнением и раздражением? Когда Мы говорим о Надземном, казалось бы, следовало насторожиться и ловить каждое слово.
Наша Внутренняя Жизнь полна психологическими моментами, когда каждое чуткое отношение к Нам вызывает Нашу признательность. Урусвати не однажды слышала эти слова признательности. Когда Мы зовем к еще большему спокойствию, значит, Мы предвидим напряжение, и нужно пережить дни бережно. Каждому не трудно выйти из равновесия, но какая же это будет находка? Не только нужно напрячь ум, но и прислушаться к голосу сознания.
Мыслитель говорил: «Мой бедный ум, куда ты пойдешь без руководительницы прекрасной, без души?»
14.598. Урусвати знает, почему некоторые Наши сообщения не должны быть широко оповещены до срока. Люди признают лишь следствия, но не желают думать о причинах. Мало того, они гневаются, когда им указывают заложенные причины. Они не допускают, что сказанная причина может породить именно это следствие.
Они скажут – что общего между событиями, от которых мы страдаем, и причинами, совершенно не похожими на происходящее? Так говорят те, кто не успел развить воображение и тем не расширил восприятие. Такие люди могут злотолковать истинные причины и, раздражаясь, лишь порождают зло.
Нужно миновать все побуждения, могущие усилить зло, которое и без того густо растет в человеческих селениях. Потому многие предвидения должны быть бережно сохраняемы в таких пределах, где они происходят из неизвестного источника. Поначалу эти слова могут показаться благодетельными, но после они же могут обернуться разрушительными. Человек твердый может исследовать все явления, но если он шаток, может получиться вред. Опять мы приходим к сопоставлению причины и следствия.
Так, нелегко усвоить, что кажущаяся малая причина может быть источником великих бедствий. Поэтому нужно уметь воображать, как малый ручеек преображается в мощный поток.
Мыслитель говорил: «Пусть Олимпийцы наставят меня усмотреть начало событий».
БРАТСТВО
часть третья
НАДЗЕМНОЕ
1938
14.600. Урусвати знает качества соучастников в познавании Надземного Мира. Они твердо понимают реальность этого мира. Они знают, что должны непрестанно учиться. Они сознают, что каждое человеческое действие вызывает созвучных жителей Надземного Мира.
Некоторые даже не понимают, как глубоко должны внедриться эти качества в природу человека. Они готовы щебетать о реальности незримых миров, но даже не утруждают себя помыслить и вообразить величие Беспредельности. Они же вовсе не желают постоянно учиться, и почетный титул ученика им кажется позорным. Они же не примут истину, что каждое их помышление вызывает множество невидимых сущностей, которые иногда способствуют, но чаще наносят вред.
Такие люди не признают научных аналогий, им ничего не скажет указание, что пространство полно микроорганизмов. Не будут они делать выводов из того, что наука каждый день приносит какое-то открытие. Эти открытия направлены не к отрицанию, но к положительному утверждению. Люди, не признающие действительности, лишают себя самой возвышенной радости.
Мыслитель говорил: «Где будет школа, которая научит людей радости?»
14.606. Урусвати знает, что Мы часто говорим о борьбе. Действительно, борьба как преодоление хаоса всегда прекрасна. Нет иного пути для продвижения, но и это простое понятие подвержено различным перетолкованиям. Ханжи восстают против, ибо превозносят какой-то свой мир, основанный на бездействии и безмыслии. Лицемеры скажут, что их свара и драка есть тоже борьба. Наконец, лукавцы подготовят самые нелепые сопоставления, чтобы оправдать свои злые попытки.
Действительно, для понимания великой борьбы нужно уметь соизмерять. Пусть человек возьмет все свои измерительные снаряды, чтобы вычислить, где великое и где малое. Нужно уметь приурочить малое к большому. Пусть попробует одинокая пчела просуществовать без роя. Разве не поучительно наблюдать, как малые шарики ртути притягиваются друг к другу и образуют одно целое? Так же и распыленный песок под воздействием ритма ложится в определенные узоры. Природа дает образцы притяжения, и в этих накоплениях сказывается борьба против хаоса. Так же нужно смотреть и на мировые события, иначе можно не заметить великие периоды истории.
Много ценных понятий искажается. Люди не понимают великого значения любви, этого вселенского магнита. Они судят от себя и подставляют свое эгоистическое толкование. Они понимают любовь как насилие, но этим лишь подсекают крылья прекрасной любви.
Мыслитель указывал на крылатую Победу и говорил: «Держите глаза открытыми и в чистоте, иначе не распознаете, где Свет».
14.611. Урусвати знает, как внимательно нужно прислушиваться к мыслям и ощущениям, возникающим мгновенно. Невозможно проследить причины их возникновения. Ни прошлое, ни случайное не помогут распознать, как образовались эти воздействия, но такие мысли бывают весьма значительны и направлены к Общему Благу.
Конечно, мы бываем в гармоническом состоянии, чтобы принять этих неожиданных вестников. Пусть каждый человек думает, как послужить Общему Благу. Каждый земледелец сеет и жнет не только для себя, но и для других, ему неведомых. Пусть он помыслит, что взращенное им зерно кому-то принесет добро. Каждая такая мысль принесет общечеловеческое взаимопонимание. Каждый труд несет кому-то помощь, особенно если сопровождается добрыми мыслями.
Может каждый мыслить о всем человечестве. Много условных преград сотрется этими добрыми токами. Мы прислушиваемся к посылкам мысленным. Мы радуемся, когда слышим мысль Общего Блага. Мы печалимся, когда чуем, что посланная мысль окрашена пристрастием. Нужно пытаться изгонять такие гадкие побуждения. Они как змеи обвивают и душат сердце.
Не замечали ли вы, как делается внезапное удушье? Может быть, откуда-то прилетела мысль удушающая? Будем собирать все знаки, которые ведут к Общему Благу, и Друзьям неведомым.
Мыслитель учил: «Мы строим жертвенники Неведомому Богу, не посвятить ли наши труды Друзьям Неведомым?»
14.617. Урусвати знает, что самое обыденное соображение может навсегда выбить прекраснейшую, тончайшую мысль. Скажут – «Возможно ли? и какая должна быть грубая сила, чтобы изгнать мысль надземную?» В этом лишь наглядное сопоставление плотного и надземного.
Можно поражаться, как надземная гостья улетает от грубого прикасания. Но люди мало ценят письма надземные. Они не представляют себе, сколько трудов положено Надземными Друзьями, чтобы протолкнуть мысль через плотные оболочки. Надземные Друзья искали наилучшие атмосферные условия, чтобы ничто не помешало их посылке. Они ждали часа, когда земные могут без раздражения открыть психическое ухо. Казалось бы, все условия предусмотрены и преодолены, но проходит базарный посланец, и тончайшая мысль изгоняется.
Человек отмахивается от нее, как от назойливой мухи. Он сетует, что лезет в голову какая-то небывальщина. Он не подумает, что Надземный Друг пытался спасти его от несчастья. Он не допускает, что кто-то старается для него решить сложную жизненную задачу. Не может житейский ум являть воображение о сотрудничестве за пределами Земли.
Трудно Надземным Друзьям посылать письма на Землю, особенно когда они срочны. К тому же насмешники злые спешат предупредить добрую весть. Они пытаются опередить, и человек, к несчастью, часто склонен слушать голоса лукавые. Сознание человека редко настолько расширено и возвышено, чтобы он мог различить качество посылки. Человек обуян житейскими заботами, и Голос Молчания не слышен. Так, трудно надземным Друзьям и Нам, когда явлено глухое ухо и базар предпочитается.
Мыслитель просил учеников: «Будьте на страже и днем, и ночью. Не знаете мгновения, когда прилетит весть надземная. Неужели отринете ее?»
14.620. Урусвати знает, как естественно нужно относиться ко всему Надземному. Слушайте, слушайте – пока Надземное будет для вас чем-то запретным или сверхобычным, сознание ваше не расширится. Уже можно замечать, как некоторые, обращаясь к Надземному, теряют равновесие. Для них земные соображения исключают всякое общение с Надземным.
Спросят – как же обратиться к Надземному, чтобы телесная оболочка не пострадала? Смешение земных эманаций с тонкими энергиями не будет ли разрушительным для обычного человека?
Ошибочно такое суждение. Земное и Надземное сплетены тончайшими узами. Невозможно представить, чтобы эти сочетания нарушились, такое потрясение означало бы гибель Земли. Но не нужно воображать, что познание Надземного свойственно лишь исключительным организмам. Каждый, кто начинает размышлять о Надземном, неминуемо просветится сознанием о прекрасной стороне жизни.
Спросите тех, для кого Надземное стало обычным. Скажут – как еще с малых лет они думали о небесах прекрасных, о звездах, о Неведомом Учителе, где-то живущем. Такие мысли были принесены на Землю, ибо дети не имели импульса в семье, так начинался великий процесс гармонизации двух миров.
Некоторые после семи лет отпадали от зачатков расширения сознания, и после второго семилетия погружались в низменную природу. Но другие умели сохранить сношения с Надземным, и тогда умножались знаки тончайшие. Не было насильственных упражнений там, где установилось общение естественное. Только такое общение будет соответствовать эволюции.
Мыслитель говорил, глядя на прекрасную звезду: «Если наши желания исполняются, пусть когда-то смогу оказаться в этом прекрасном мире».
14.625. Урусвати знает, насколько неверно понимается хаос и борьба с ним. Само понятие хаоса было осознано в глубокой древности. Классические мыслители определяли хаос как материю грубую и не поддающуюся преодолению. Затем проявилось символическое изображение проявленной точки в круге Непроявленного. Такое определение и начертание правильны, но все же они порождают заблуждения. По ним можно заключить, что непроявленное, иначе хаос, и проявленное совершенно отделены. Так думают многие и утешаются тем, что они живут вне хаоса.
На самом деле, каждый подвержен действию хаоса, который, как некий химизм, проникает в сердца человеческие. Нельзя сказать, чтобы такие воздействия были ведомы только низшим организмам. Все находятся под натиском этого незримого врага. Разница лишь в том, что низменный организм легко притягивает такие воздействия, но возвышенное сознание противится непрошеному влиянию.
Мы говорили, что жестокость, грубость и невежество суть питомники хаоса. Опасные эпидемии возникают вокруг таких очагов. Вы можете наблюдать, как во время войн изменяется самосознание человеческое. Открыты врата духовной крепости, и волны хаоса беспрепятственно вливаются и отравляют организм. Мышление меняется, логика исчезает и честность разрушается. Отдельные подвиги тонут в волнах хаоса. Человечество призвало гибельного союзника.
Можно сожалеть, что после миллионов лет люди не понимают, какую опасность они могут вызвать из пространства! Но даже в дни Армагеддона можно начать полезное усовершенствование. Если недостанет энергии изгнать злобность, жестокость и грубость, то все-таки можно обуздать их. Каждый может потрудиться в таком деле. Очень велико напряжение и пора отставить легкомыслие, оно есть пагубное невежество.
Мыслитель наставлял: «Каждый может объявить войну своему невежеству, почетна такая война, она есть залог преуспеяния и оборона родины».
14.629. Урусвати знает, насколько решительно звучит голос из глубин нашего сознания. Ясно, что в человеке происходят два рода психической работы. Одна подвержена плотным, земным условиям, другая уже относится к Тонкому Миру. Можно убеждаться, насколько решение этой второй работы выше и основательнее, нежели решение первой.
Нередко из глубин сознания рождается голос, отменяющий земное решение. Особенно поучительно наблюдать эти единоборства, происходящие в человеке. «Познай самого себя», – говорили философы, и они были правы. Только умеющий признать голос глубин сознания может считать себя на пути к познанию.
Нужно удивляться, насколько обдуманно и твердо действует сознание в своей глубине.
Могут сказать – зачем эти два часто противоположных рода психической работы? Но ответим – они лишь подтверждают различие между земными и надземными условиями. Конечно, тонкое сознание будет и справедливее, и дальновиднее, нежели земное, смущенное и устрашенное.
Счастлив, кто научился прислушиваться к жизненной борьбе. Он посмотрит вокруг глазом добрым и справедливым. Он найдет правильное определение многим качествам и почерпнет мужество. Пусть называют этот голос подсознанием или малым, или великим, не все ли равно? Но существенно, что в человеке происходит великая психическая работа.
Мыслитель говорил: «Услышьте голос ободряющий и предупреждающий. Судья и друг всегда с нами».
14.633. Урусвати знает, что каждое задание, приходящее из Надземного Мира, претерпевает некоторый ущерб в земных условиях. Не следует огорчаться этим, ибо различие тонких и земных условий поразительно, но нужно помнить Наше наставление – «шире широкого». Так Мы напоминаем о первичных заданиях, которые назначены в Тонком Мире.
Каждый житель Тонкого Мира получает по способности поручение. Не только великие поручения даются, но и в пределах обихода, где можно принести некоторую пользу. Но мало кто доносит воспоминание о таких заданиях, которые должны бы облегчить и карму.
Часто люди жалуются, что не могут чего-то выполнить, и сами не знают, о чем болит их сердце. Они пытаются нечто припомнить, но в плотном состоянии тонкая мысль как напуганная птица. Не могут люди продолжить путь правильный, пока не обратятся к Надземному Миру.
Нужно также обратить внимание на народные прозрения. Они могут иметь самые глубокие истоки. Правильно поступаете, отмечая народные предсказания. Можно убедиться, что в известные сроки такие указания выходят на широкую народную молву. Можно удивляться, почему самые различные голоса начинают утверждать то же самое. При этом называют убедительные сроки. Можно добавить, что сказанное так же верно, как под скалою Гума лежит пророчество. Нужно очень наблюдать связи земные с Надземными.
Мыслитель говорил: «Умейте понять голос народа, в нем звучит надземный Указ».
14.637. Урусвати знает, что человеческий организм реагирует на все окружающее гораздо больше, нежели принято думать. До сих пор люди полагают, что они живут как бы в пустоте, где нет никаких проводов. Даже открытие радиопередачи не внесло нового мировоззрения. Но сейчас хочу напомнить об одном весьма существенном обстоятельстве, именно о принятии чужой боли на расстоянии.
Уже знаете, как под внушением боль может быть передана присутствующим. Но также и без внушения силою воли можно принять чужую боль на самых дальних расстояниях. Нередко из добросердечия человек думает облегчить чье-то страдание и перенимает самую болезнь. Такое наследование болезни не может быть физическою заразою, но оно будет психическим со всеми телесными последствиями.
Можно назвать ряд примеров такой психической передачи. Она доказывает, насколько чуток организм человека и насколько мало наблюдают за такими чуткими проявлениями. Явление науки мало помогает множеству людей, ибо даже в лучшем случае она остается в тесном кругу ученых. Необходимо дать выводы науки в широкие массы. Не будем бояться популяризации, ибо многие новейшие открытия должны стать достоянием народа.
Мыслитель говорил: «Не вижу, почему поселянин должен знать меньше горожанина?»
14.642. Урусвати знает, что некоторые не понимают различия между Тонким Миром и Надземным. Им кажется, что оба понятия в Беседах чередуются лишь во избежание повторения. Но нужно помнить, что Мир Тонкий есть определенное и ограниченное понятие, тогда как в Надземном совмещаются не только разные сферы, но и мысленная энергия, упражняемая даже земными жителями. Так, нужно утверждать, что Надземный Мир, прежде всего, есть мир мысли. Она царствует как в Огненном, так и в плотном мире.
Нужно усвоить, что не случайно Мы связываем характеристику Нашей Жизни с Миром Надземным. Пусть люди приучаются к сознанию, что самое точное определение Внутренней Жизни Братства будет на основании течения мысли. Так и в каждой жизни мысль есть пробный камень. Сказано, что человек познает себя, следя за потоком своей мысли. Разнообразен такой поток, он непрерывен и редко бывает гармоничным. Нелегко уследить за своею мыслью!
Правильное жизнеописание должно отметить не столько внешние действия деятеля, сколько поток его мысли, только так можно исследовать сущность человека. Часто видим прискорбное заблуждение, когда даже опытные деятели полагают, что они только подумали и потому не ответственны за такие незримые помыслы, которые легли в основание явлений деятеля. Они ошибаются, думая, что мысли остаются без следствий. Трудно предвидеть, когда проявится такое следствие, может быть, оно совершится вовсе не в плотной оболочке. Множество кармических условий может влиять на ускорение или замедление сроков, но замечателен закон, что каждая мысль имеет следствие. Такие процессы справедливо относятся к Надземному Миру. Они основаны на психической энергии, что есть всеначальная сила, которая наполняет все сущее.
Мыслитель указывал: «Спасаемся нашими мыслями. Они наши паруса и наш якорь».
14.644. Урусвати знает, как мало ценят люди расширение сознания. Они уподобляются малым детям, которые за сладкий кусок готовы выучить урок, но без сладостей они не хотят усвоить даже очень существенное. Можно то же самое наблюдать и среди взрослых – за блаженство Рая они готовы кое-что прочесть, но без платы такие поденщики не будут совершенствоваться. Для них недостаточно утешения, что они получат новое сознание. Скажут – «к чему нам какое-то незнакомое сознание, лучше бы увеличить поденную плату». Таким образом Руководитель оказывается в положении благодетеля, строящего богадельни.
Невозможно представить себе, что лишь самое ничтожное число предано усовершенствованию не за плату, но ради расширения сознания. Пусть каждый постарается вспомнить - много ли в жизни он встретил истинных тружеников познания? Но зато он найдет многих, которые читали Учения Жизни, ставя свои условия вознаграждения. Кто ждал мзду через три года, кто через семь лет, кто через десять лет.
Поучительно наблюдать эти тайные договоры, которые должны быть выполнены Руководителем. При этом человек сам назначал плату по своему вкусу, не считаясь с истинным положением. Свои заблуждения и проступки не принимаются в расчет, но зато Руководитель находится под постоянным подозрением – не хочет ли Он удержать плату? Где же суждение о Надземном Мире, когда даже земная плата не увеличена? Можно вспомнить многие подобные земные тайные размышления.
Мыслитель говорил: «Щит очень ярко вычищен снаружи, но что он прикрывает?»
14.649. Урусвати знает, насколько ошибочно и вредно суждение о полном разделении трех основных миров. Много лестниц и мостов между всеми сферами. Человек в плотном состоянии носит в себе зерно Огненного Мира и тонкое тело, которое он может часто ощущать. Разве можно представить себе единое неделимое, если допустим непреодолимые преграды?
Каждое утончение чувств и расширение сознания открывает новую возможность общения. Не вина Мироздания, если люди не желают примечать, как приоткрывается дверь в следующий покой. Не только в минуту высшего экстаза, но и среди обиходной жизни человек получает тонкие касания. Но, вместо того чтобы полюбить их, человек отмахивается, как от назойливой мухи.
Явление Тонкого Мира тоже в своих слоях соприкасается с Огненным Миром. И в земном состоянии люди иногда получают огненную стрелу. И не напрасно полагается каждому человеку огненное зерно. Благодаря его присутствию огненные стрелы не убивают, но вызывают напряженную вибрацию.
Нужно усвоить эти истины, ибо большинство человечества не допускает их. Между тем, даже в признанных верованиях настойчиво указаны основные миры и даны намеки на возможность общения. Религии о том же говорят, но люди понимают это как-то отвлеченно и не допускают, что наука может говорить о том же своим языком. Такова великая трагедия человечества!
Мыслитель говорил: «О человек! Не слишком ли одарен ты, что так легко отвергаешь свое достояние?»
14.653. Урусвати знает, как многие обветшалые слова должны быть изъяты из употребления. Они те только утеряли первоначальный смысл, но и вводят людей в заблуждение. Среди таких слов нужно отставить «оккультизм». Сама история его показывает, как условно оно появлялось в средние века. Особенно теперь оно звучит бессмысленно. Наука постепенно завоевывает новые области, и слово о тайноведении уже звучит каким-то вызовом. Познавание двигается вперед успешно, но и костры инквизиции уже отходят в прошлое.
К тому же так называемые оккультисты являются в большинстве случаев комичными. Они воображают о каких-то своих сокровенных нахождениях, но при первом непонятном случае убегают в страхе. Пусть настоящие, честные исследователи займут место кичащихся оккультистов. Пусть и область тонких энергий будет изучаема учеными. Если уже в стенах университетов начинают проявлять внимание к тонким энергиям, то не нужны клички, которые только вносят смущение.
Также обветшало и наименование метафизики. Явления Природы от низших до высших принадлежат области физической. Невозможно вводить противоположения и разъединение там, где одна неделимая Основа. Также метафизика образовалась во время тайной алхимии. К сожалению, тогда исследователи должны были скрываться от нападок невежества и ханжества. Теперь же нет нужды загонять науку в подвалы.
Мыслитель говорил: «Врач, поспеши туда, где опасность здоровью. Не жди зова, но сам поспеши. Также и строитель мостов, устрой их там, где народ в них особенно нуждается».
14.654. Урусвати знает, что некоторые недоумевают, почему в новом Наставлении они находят нечто знакомое издавна? Новое, прежде всего, состоит из нового сочетания элементов, между ними будут и знакомые. Можно лишь радоваться, если люди найдут нравственные устои, которые были основами их жизни. Но были ли эти устои действительными основами, или они были лишь словесным щебетанием? Если так, то нужно эти миражи претворить в действительность. Только так можно понять новые сочетания.
Каждый видел звезды, но вкладывал ли в них понятие о Беспредельности? Часто найдем, что лицезрение звездного небосклона немногим отличается теперь от представления древних. Также все великие химизмы не получали полного значения без правильного размышления о Надземном. Также и значение мысли не будет осознано без понимания тонких энергий. Конечно, слово «мысль» давно существует, но следует подумать о содержании его.
Можно понять истинное значение нового лишь сопоставляя прежнее содержание с вновь приобретенным. Кто будет настаивать, что его прежние представления были шире новых? Нелегко прилагать к новому сознанию прежнее. Человек обычно забывает свой прежний уровень, ему кажется, что он знал многое, чего он еще не постиг. Полезно подумать о новом сознании. Мы говорили, что иногда поучительно посетить давно забытое место, чтобы почувствовать, насколько старое представление не отвечает новым воззрениям.
Мыслитель говорил: «Привратник, скорей отвори. Привратник, не знаю тебя, но знаю, почему эти врата должны быть открыты».
14.657. Урусвати знает, как тщательно должны быть исследованы так называемые электромагнитные явления. Недавно пронеслись такие бури, но опять не было наблюдений. Между тем необходимо наблюдать не только атмосферные проявления, но и воздействия их на человеческие организмы.
Конечно, царства животное и растительное тоже дадут поучительные показания. К тому же все противники энергетических начал будут еще раз посрамлены. Мало написать, что радиопередача, телефон и телеграф были нарушены, это еще не есть наблюдение, но лишь грубое следствие.
Пусть врачи, наблюдающие за большими госпиталями, скажут, насколько был подвержен человек разным аномалиям во время таких атмосферных бурь. Они протекали довольно долго, и нельзя отрицать, что достаточно было времени для наблюдений. Могли быть наблюдаемы хотя бы пульс и температура. Можно было заметить, как вибрировал организм на эти необычайные условия. Недостаточно замечать изменения в солнечных пятнах. И кто может утверждать, что эти взрывы были причиною космической бури? Может быть, какая-то энергия воздействовала.
Пусть не в земных силах изыскать Источник космической энергии, но человек может изучать ее воздействия на всем окружающем. Такое наблюдение уже будет изучением Надземного.
Мыслитель уже давно просил людей наблюдать все явления Природы: «Не только особые ученые, но весь народ может стать достоверным наблюдателем».
14.660. Урусвати знает, что наблюдательность образуется при постоянном устремлении, при зоркости, при готовности. Когда Мы говорили о несменном дозоре, некоторые полагали, что речь идет о чем-то необычном при каких-то особых обстоятельствах. Они не могли вместить, что наблюдательность есть самое обычное качество, по крайней мере, оно должно быть таким. Самое простое строительство нуждается в высокой наблюдательности. Невозможно думать, что такое качество требует какого-то высшего вдохновения.
Люди любят найти для любой ошибки оправдание. Они скажут – сегодня я был рассеян, они не вдумываются в значение такого жалкого состояния. Быть рассеянным – значит допустить к себе самые разрушительные влияния. Невозможно мыслить о Надземном, когда рассеяны мысли. Поражение ждет рассеянного вождя. Так мужество никогда не бывает рассеянно. Говорят о клинке мужества, но не сравнить мужество с горстью песка.
Нужно учиться наблюдательности. Никакое знание не приобрести без наблюдательности. Мы не можем подать знак рассеянному. Так, именно в беседах о Надземном нужно укреплять основное качество наблюдательности. Можно повстречать людей, уверяющих, что вследствие утомления они утеряли наблюдательность.
Мыслитель к этому говорил: «Птица и в клетке не разучится летать».
14.663. Урусвати знает тщетность спора с предубежденным противником. Надо понять, где граница полезного распространения Истины. Невозможно настаивать там, где каменное сердце не хочет воспринять.
Трудно почувствовать, где кончается восприимчивость. Опять лишь чувствознание может шепнуть: «Отойди, здесь не может быть понимания». Нужно оберечь правильное понимание, что лучше недосказать, нежели пересказать. Некоторые будут настаивать, что полученное ими знание должно быть передано дальше. В этом они правы, но на их ответственности остается кому. Учитель не должен преждевременно перегрузить сознание ученика.
Пусть все складывается целесообразно. Для этого знакомьте детей от раннего возраста с величием Мироздания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны малышам. Еще лучше, если их поведут в обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мысли. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что малыши будут потрясены зрелищем. Наоборот, зрелище семейных ссор может потрясти мировоззрение.
Также нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. У Нас очень огорчаются, когда видят унижение учителя. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?
Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. Нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений. Конечно, когда мы видим состояние многих деревень, то совет о телескопе представляется утопией. Но нужно начинать все-таки на Общее Благо.
Мыслитель говорил: «Скоро недостаточно будет глаза человеческого, чтобы увидеть уже сужденное».
14.664. Урусвати знает, что героизм многообразен. Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать – обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не понимают этого явления, но зато другие знают им сужденное и несут задание от малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут включены. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение подвига. У людей современных не принято говорить о героях и подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях, они пожимают плечами, говоря: «Нам не дано свершить подвига». Но можно ли утверждать свое невежество?!
Каждая эпоха дает место героизму от семейного быта до мировых выявлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела Общего Блага. Множества самых замечательных возможностей проявятся, и пусть люди не стыдятся слова «подвиг». Можно наблюдать поучительное сравнение: у какого народа чаще употребляется слово героизм? Спросим малышей назвать героев, они не затруднятся. Пусть им и в будущем удастся так же четко указывать любимых героев. В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали укорять, говоря: «Кришна – Бог». Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо, он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык животных. На это сказали – «Он играл и очаровывал диких зверей». Малыш настаивал – «Значит, Кришна знал и язык животных».
Мыслитель постоянно помнил миф об Орфее и напоминал, что Орфей был человек.
14.668. Урусвати знает, что мысленное творчество неразрушимо. Оно зависит от многих условий, но все же претворится и в плотном мире. Напоминаем это, ибо некоторые смущаются, помня, что в Наших хранилищах находятся многие неосуществленные предложения. Но нет противоречия в этом. Если задание не было претворено сегодня, это не значит, что оно не будет приложено завтра и даже в лучшем размере.
Так постоянно люди не могут вмещать противоположений. Можно указать многие примеры, когда люди сами ограничивали себя, но мысль уже зарождала плотное следствие. Опять мы касаемся вопроса о доверии, оно как цемент, связующий тонкое строение с плотным воплощением.
Нужно смотреть на этические основы как на самые практические разрешения. Мудрость не есть нечто сказочное, она возникает, прежде всего, от доверия, которое упасет от шатания. Так и целесообразность порождается от приложения высших мер; только так можно постигать противоположения. Не без причины Будда распознавал учеников именно по этому дару вмещения.
Мыслитель учил: «Невозможно идти по тропе лишь в одном направлении, надо уметь и вернуться к дому».
14.671. Урусвати знает, что космография должна быть введена во всех школах как один из самых увлекательных предметов. Именно она должна включать все области мироведения. Если хотят преобразовать сознание народа, они должны ознакомить его с основами Мироздания и сделать это научно и привлекательно.
Пусть эти ознакомления происходят в виде бесед, не требующих испытаний, которые могут отвращать любовь к предмету. Если сознание ученика сохранило осколки воспоминаний, он легко зажжется любовью к познанию основ. Поистине, Космография должна быть преподана увлекательно. При этом постоянно должны быть включены новые научные нахождения. Пусть и учебники будут составлены так, чтобы легко дополнить их новыми сведениями.
Многие предметы будут синтезированы в обозрении Космоса. Астрономия, астрохимия, астрология и народные верования – все найдут место в научном объяснении. Наверное, отживающее поколение найдет такой предмет неосуществимым, но Мы имеем в виду молодых. Так Надземное войдет в чуткое сознание.
Мыслитель напоминал, что отдельные науки когда-то будут верными сотрудницами.
14.675. Урусвати знает, что некоторые будут настаивать, что телесное участие в борьбе сильнее и труднее, нежели психическое борение. Такое заблуждение происходит от полного непонимания психической жизни. Невозможно даже сравнить телесное и психическое напряжение, настолько второе значительнее во всех отношениях.
Тонкие энергии сильнее всех мускульных, но люди и эту аксиому не могут принять вследствие неправильного жизненного оборота. Немало нужно твердить, что телесное поражение несравнимо со страданиями тонких оболочек. Самые большие телесные опасности не могут быть сопоставлены с опасностями психическими. И самые угрожающие телесные переустройства ничто в сравнении с психическими сменами миров.
Также и теперь, когда человечество напряжено в борьбе за переустройство мира, нужно уделить внимание психической стороне жизни. Но много препятствий на пути такой естественной эволюции. Люди будут всеми силами противиться, чтобы полезные познания не проникали в их скудные сознания. Будут своеобразные восстания против расширения сознания. При этом приняты будут самые недостойные меры, чтобы пресечь распространение необходимых знаний.
Даже поучительно наблюдать состояние умов таких повстанцев. Они изобретут разные доводы, чтобы осмеять и умалить психическую энергию.
Друзья, каждый из вас может привести примеры из своих наблюдений, когда приходилось встречать противоречия против очевидности.
Мыслитель учил: «Не страшитесь невежд, но ускорьте путь к познанию».
14.679. Урусвати знает, что Надземное может быть изучаемо с любой точки зрения, лишь бы познавание было не предрассудочно и не ограничено. Так каждая область науки может открыть свой доступ к Надземному. Астрономия превратится в познание обитаемости миров. Физика даст место астрофизике. Химия не забудет астрохимию. Явление надземное украсит философию и психологию. Можно видеть, как физиология установит связь человеческого организма с Космосом. История позаботится найти ценные указания среди древних писаний.
Можно предугадать, что радиопередача и телевизия откроют новые прогнозы о Надземном. Таким путем даже самые так называемые позитивные науки послужат расширению сознания.
Не нужно ожидать каких-то необычных смен эпохи, когда каждый неограниченный ум может немедленно углубить свое разумение. При этом будут подняты из праха оклеветанные науки, вроде астрологии и алхимии, и прочие познания тончайших энергий. Человечество может, не отвергая прежних достижений, обновить жизнь. Пусть только каждый скажет вместо слова «нельзя» слово «можно». Только таким самооткровением люди придут к изучению самых насущных областей. Даже геология даст напоминание о напластованиях, происходивших при воздействии надземных причин.
Мыслитель указывал на Землю, говоря: «И ты, Земля, напомни нам о Надземном Величии».
14.683. Урусвати знает, что человек, впавший в беспокойство, утрачивает оздоровляющие вибрации и впадает в вибрации разрушительные. Не только он сам претерпевает мучение, но становится очагом заразы. Такие распространители эпидемий должны быть под медицинским наблюдением, но, конечно, врачи должны прежде сами признать причину таких заболеваний. Они не должны отравлять организм наркотиками, ибо они могут временно притуплять сознание, но причина не будет устранена. Наоборот, когда наркотики теряют силу, возбуждение и беспокойство лишь возрастают. Они как бы аккумулируются, чтобы вдвойне напасть на незащищенный организм.
Можно наблюдать, что лишь психическое воздействие будет лучшим способом излечения. Можно направить силу издалека, но только в случае, если больной не противится. Многие мании развиваются от постоянного беспокойства. Из Тонкого Мира можно наблюдать и изумляться, какие ничтожные поводы выводят людей из равновесия.
Само время показывает, что призрак был не страшен, и люди отлично пережили смутный час. Но главное повреждение в том, что впавший в беспокойство не может мыслить о Надземном.
Мыслитель сказал заболевшему соседу: «Друг, стоило ли накликать болезнь из-за корабля с товаром?».
14.687. Урусвати знает, что авидия – неведение может быть легко обращена в ведение, если имеется хотя бы малая склонность к познанию. Насадители ведения называются светоносцами. Это наименование вовсе не символично, но определяет действительность. Истинно, растет излучение и сияет прекрасно, когда проявляется желание передать свое знание. Можно определить такое излучение как подобное ауре подвига. При каждом передавании знания происходит некоторый подвиг. Но если знание воспринимается с таким же рвением, то возгорается обоюдный костер превосходного света. Так можно видеть, что Наши определительные всегда основаны на действительности.
К сожалению, когда Мы скажем о невежестве, что оно есть мрак, это будет печальной действительностью. Человек, погрязший в невежестве и отрицании, гасит свое излучение. Он открывает себя самым опасным болезням, ибо его заградительная сеть ослаблена. Такие гасители Света неизлечимы, и только новый опыт в Тонком Мире может приоткрыть путь дальнейший. Рано или поздно такие люди поймут, что их поведение было нежизненно.
Во время бесед с друзьями устанавливайте точное значение упоминаемых понятий. Различие пониманий ведет к раздорам. Многие философские системы распадались именно вследствие неточных пониманий. Так, многие не понимают различия между неведением и невежеством. Они думают, что оба понятия синонимы, потому могут получаться печальные недоумения.
Нужно помнить, что в рассуждениях о Надземном особенно можно впасть во вредные недоумения. Один может толковать о церковности, другой же об астрономии, и не будет затронуто истинное обширное понятие.
Мыслитель после некоторых диспутов заметил: «Печально, когда люди в одних словах говорят о противоположном».
14.691. Урусвати знает, что даже при самом четком мышлении могут вторгаться какие-то неожиданные мысли. При напряженном мышлении они не могут приходить из глубин сознания. Действительно, такие явления будут лучшим доказательством пространственных посылок. Не думайте, что такие вторжения показывают несовершенство мышления. Вести могут быть спешные и величественные, и весьма обиходные; последнее доказывает созвучие вибраций.
Каждый опытный наблюдатель знает, что могут существовать схожие вибрации как в великих и обширных, так и в простых и обиходных мыслях. Потому при вторжении пространственных мыслей следует бережно прислушиваться к ним. Может быть, где-то просят о помощи или посылают полезный совет, – так может образоваться новое сотрудничество Надземное.
Великие следствия начинаются от малой искры. Тончайшее сотрудничество ткется не принуждением, но радостью. Во что превратился бы Наш труд без добровольного сотрудничества? Одинокий деятель не может поспеть во всех мирах. Прекрасно, когда без призыва друг спешит на помощь и продолжает спешную работу. Урусвати помнит, как Сестра Ю. являла помощь врачебную. Никто ее не просил и не понуждал, но истинное сотрудничество стооко и сторуко.
Кто может мыслить о Надземном, тот может понять значение тончайшего сотрудничества. К чему твердить целые десятилетия о сотрудничестве, если первое не вмещенное обстоятельство разрушает хрупкую проявленную прикрасу сотрудничества? К чему читать оболочку слов, если первое недоумение ввергает в сомнение? Нужно почувствовать, насколько сама ценность познания Надземного обязывает к разумному сотрудничеству.
Мы повторять готовы, ибо напитываем пространство, но пусть отступники подумают – целесообразны ли их действия?
Мыслитель, когда его покидал ученик, спрашивал остальных: не желают ли они присоединиться к уходящему? «Пусть мякина отделится от зерна».
14.695. Урусвати знает, что прикасание к тонким энергиям во многом подобно прикасанию к радию. Можно видеть, что лишь при бережном отношении радий не оказывает разрушительного следствия. Так же точно тончайшие энергии могут быть целебны или разрушительны. Они напитывают всю атмосферу, но не всегда люди умеют черпать из них оздоровление. Так, Мы принуждены указывать, насколько люди не желают с ними обращаться достойно.
Невежды предложат не общаться с опасными энергиями, но как же это возможно, когда человек окружен химическими и другими мощными воздействиями? Остается лишь научиться принять надземные посылки. Каждый уже знает ценность чистого воздуха и принимает меры в своем обиходе. Также нужно подумать, какие именно утонченные состояния организма отвечают таким энергиям.
Мы достаточно говорили об империле, и каждый должен понять, какое разрушение он сам носит в себе. Не может сердце воспринимать тонкие энергии, если оно будет поражаемо стрелами разрушительными. Также не может человек усвоить дары надземные, когда в нем уже гнездится зачаток болезни, потому много сказано о своевременной профилактике. Поистине, каждый может принять надземные энергии своим доброжелательством.
Мыслитель говорил: «Не может врач придумать лучшей панацеи, нежели доброжелательство».
14.699. Урусвати знает, как необходимо давать нарду оповещение о достижениях науки, искусства и всей культуры. Правительства должны рассылать по всем селениям небольшое издание, в котором также будут отмечены народные герои и вожди, народное врачевание, народные наблюдения и сказания. Такой «Друг народа» прилетит каждый месяц и принесет радость всем поколениям.
Радость труда Нами много раз указана, но она должна быть укреплена здоровым соревнованием. Именно «Друг народа» повестит, где и как работает народная смекалка. Самоучки, заброшенные в далеких окраинах, найдут живую связь с товарищами по ремеслу. Каждый ремесленник поймет, что он может стать мастером и бесконечно совершенствоваться. Знаете, как часто самоучки вносили полезные усовершенствования.
Стойко и радостно могут образовываться бесчисленные сотрудничества. Но стойкость должна основываться на мудром равновесии. Оно проявится, когда земной труд воспарит осознанием Надземного. Так Мы предлагаем, чтобы исследования земные сочетались с познаванием Надземного. Теперь эти области противополагаются, но они должны сочетаться в дружном сотрудничестве.
Понятие сотрудничества очень часто искажается. Люди воображают, что находясь под одною кровлею или телесно участвуя в одном деле, они уже становятся сотрудниками, но главное условие, именно гармония психической энергии, упускается ими из виду. Кроме того, здоровое сотрудничество являет для каждого участника возможность продвижения и совершенствования.
Можете встретить возражение против «Друга народа». Одни скажут, что синтезированное издание будет ненаучным, другие скажут, что народ не поймет научных выражений. Много скажут, но возражения эти будут ветхи. Синтез всегда полезен. Самые высшие научные соображения могут быть сказаны удобопонятно. Вообще следует назначать награды ученым, которые умеют выражаться удобопонятным языком.
Мыслитель говорил: «Сограждане, будьте собирателями, но не будьте собственниками». Никто не понимал совета и считали противоречием.
14.701. Урусвати знает, как легкомысленно люди толкуют о готовности. Можно подумать, что существует множество героев, готовых к самоотверженному подвигу.
Но на самом деле готовность бывает пламенная и бывает готовность прохладная. Такие прохладные люди обманывают не только окружающих, но и самих себя. Они не замечают, какую ложь они постоянно произносят, ухудшая свое положение. Поистине, лучше состояние того, кто признается в неготовности, по крайней мере он может совершенствоваться, но лукавец и хвастун закрывает себе путь к продвижению. Так Мы должны напоминать о качестве готовности, только оно даст мужество преодоления.
Многие говорят о готовности сотрудничать с Нами, но при малейшей трудности они трусливо отступают. Одной из главных причин будет непонимание смысла жизни. Они не задумываются о Надземной Беспредельности, они прикованы к миражу земному. Как конь в загородке теряет спешность бега, так и узник Земли утрачивает способность истинного продвижения.
Когда говорю о готовности, тем самым напоминаю о продвижении. Нужно быть готовым к подвигу. Нужно научиться мыслить о подвиге предварительно земному подвигу. Нужно уже совершить его мысленно, притом осмыслить подвиг с такой непоколебимостью, чтобы претворение его в жизни было уже неизбежно. Только так создается то живое сотрудничество, о котором произнесено столько слов.
Мыслитель говорил: «Не думаете ли вы, что прохладная готовность подобна капле Нектара, растворенной в целом море?»
14.704. Урусвати знает, что вдохновение, восторг, как и людьми называемый энтузиазм, должно поддерживать сознательно; но также терпение, и вмещение, и вся великая терпимость создаются сознательно. Ошибочно предполагать, что дары совершенствования придут извне; очаг пламенный живет в глубине сознания. Человек должен усмотреть его, должен любовно оберечь его и может призвать эти силы, тогда и внешняя помощь может быть приложена.
Даже простой механик понимает основы приложения энергии, тем более мыслитель должен усвоить применение своих качеств. Так говорим о Надземном, исходя из свойств человеческой природы. Так в беседах о совершенствовании жизни применяйте самые обыденные сравнения. Народ может быть лучшим слушателем, если ему сказать в простых словах. Простое слово есть великий дар.
Мыслитель говорил: «Найдите самое простое о Великом; только через простые врата входит любовь».
14.707. Урусвати правильно восстает против предрассудков и ограничения знания. Люди особенно любят говорить о свободе науки и, в то же время, сами стараются пресечь научное сотрудничество. Невозможно не напомнить о значении синтеза, ибо люди вообще не желают понять все важное значение этого понятия.
Нужно, чтобы в школах твердили, насколько все научные области связаны между собою. Нужно предостерегать от предрассудков, ибо даже ученые страдают от этой отвратительной болезни.
Не нужно забывать, что предрассудки бывают самой опасной преградой к постижению Надземного. Но приходит час и уже пришел, когда узнавание Надземного будет самой реальной наукой, к тому устремляет людей Армагеддон.
Не глупцы люди, чтобы не задуматься над многими поразительными проявлениями, которые наполняют жизнь сегодня. Не случайно происходит сочетание психических и физических условий; не было такого смятения в природе. Поистине человек есть царь природы, ибо он может производить потрясения, и мысль его, как стрела огненная. Потому наблюдайте последствия мысли человека. Помните, что молитва о разрушении не принадлежит истинному знанию.
Мыслитель говорил: «Знание имеет символом Беспредельность».
14.710. Урусвати знает, как различать разные слои мышления. Обычно полагают, что внешний слой мышления есть самый совершенный, ибо он легче выражается словами, но это неверно. Гораздо значительнее глубинный слой мышления, который выражаем чувством. Он гораздо сильнее владеет человеком; из него истекают поступки, влияющие на карму. Чуткое, возвышенное сознание умеет прислушиваться к глубинному мышлению, оно не нуждается в словесных изречениях и знает, что в очаге безмолвия куется восхождение.
Сосредоточение есть спутник верных постижений. Терпеливо и ласково призывается этот неизменный спутник. Внешние, случайные токи могут пресечь нарастание глубинного мышления. Вы замечали, что мышление толпы весьма первобытно не потому, что она состоит из глупцов, но потому, что внешние, случайные взаимопресекающие токи и разновидные ритмы убивают наиболее высокие выражения.
Не будет толпа выражаться о Надземном. Лучшие чувства будут погребены под нагромождением слов. Редко, очень редко массовое мышление будет действенно. В истории человечества почти нет указаний на массовые нахождения. Толпа вопит – «да» или «нет», но она не выражает высших понятий. Потому не огорчайтесь, если толпа не слушает о Надземном. Одинокие мышления сольются в особые потоки, их мощный химизм растворит скалы.
Мыслитель говорил: «Научи меня слышать Голос Безмолвия».
14.716. Урусвати знает, насколько даже в глубокой древности понимали значение человеческих излучений. Часто врачевали наложением рук или окружали больного здоровыми организмами. Но со временем люди не только не развили в себе таких целебных свойств, но даже забыли о них.
Так, когда месмеризм напомнил о таких воздействиях, люди признали его чем-то совершенно новым и необыкновенным. Говорю и об этом, чтобы напомнить, как часто человечество забывало свои достижения. Лишь кажется, что наука двигается беспрестанно, на деле познавание подобно скачкам и замираниям. Но люди не должны утешаться таким обычаем. Они когда-то смогут представить себе многие забытые достижения.
Полезно написать книгу о забытых путях. Они не будут касаться только сверхъестественных явлений. Они укажут на естественную историю, из которой много страниц было ведомо, но потом забыто. Нужно напомнить широким массам об их забытых достижениях. Препятствий будет немало, ибо на разных наречиях понятия выражаются различно. Нужно знать много языков и психологий народных, чтобы уследить связь познаний, разделенных веками.
При таком изыскании нужно обратить внимания и на надземные данные, щедро рассыпанные в хранилищах народной мудрости. Невозможно отринуть все достижения бывшие. Неразумно сказать: «Начнем от сегодня», – когда вчера уже были собраны сокровища.
Надземный Мир был много раз отражен в преданиях, и в каких прекрасных определениях! Так можно двигаться вперед, не бросая грязи в бывшее.
Мыслитель говорил: «Упаситесь от путей невежества, они грязны».
14.719. Урусвати знает, что человек в земном состоянии не может оценить качество своих действий. Нередко кажущиеся самые лучшие поступки затем меняются своекорыстием, а самые самоотверженные забываются в пыли обихода.
Утверждаю, что побудительные причины лежат в глубине сознания. Даже возвышенные духи не могут распознать причин действия. Конечно, в тонком теле такое распознание облегчено, но и то относительно.
Не нужно думать, что отсутствие истинной оценки – бедствие. К чему погружаться в рассудочную оценку, когда человеку дано творить добро? В каждом действии добра будет польза. Чем больше добра, тем больше накоплений полезных. Не следует допускать рассудок в области, где должно царить сердце. Рассудок может своекорыстно оправдать там, где сердце почует неправду.
Психическая энергия прежде всего живет в сердце. Не может преуспеть наука, которая не понимает основы психической энергии. Новый мир, о котором мечтает лучшая часть человечества, может образоваться лишь на правильном понимании психической энергии. Человек может жить в дружбе с нею или во вражде, но такое разложение недопустимо.
Можете услышать лукавые предложения, скажут: «Не лучше ли послать все рассуждения о психической энергии ученым? Когда наука выскажется об этой энергии, тогда обыватель может поговорить о ней». Но лукавые вредители отлично знают, что психическая энергия есть достояние общее.
Человечество должно отличать различные проявления психической энергии, и невозможно ограничить наблюдения лишь небольшой группой ученых. К тому же, среди них могут оказаться лица корыстные, с предвзятыми суждениями. Само развитие человечества стоит на той ступени, которая должна призвать решительно всех к сотрудничеству, ибо основа Бытия есть разумное сотрудничество и осознание психической энергии, иначе человечество ввергнется в хаос. Все внешние достижения не спасут от взаимного разрушения.
Невозможно представить, как может завершиться Армагеддон без понимания основ Бытия? Говорю так, чтобы люди знали, насколько Надземное есть решение земных событий. Не думайте, что Надземное может пребывать в покое, когда смятение земное разлагает все. Но Урусвати знает, насколько истинное воспитание может предотвратить опасность одичания. После всех изобретений люди обращаются к одичанию! Не считайте это преувеличением. К сожалению, судороги Армагеддона угрожают неисчислимыми бедствиями.
Мыслитель говорил: «Наступит час, когда люди должны будут подумать о беспредельности во всем».
14.722. Урусвати знает значение ритма постоянного общения с Высшим Миром. Долголетними трудами достигается ритм Высшей Энергии. Не следует думать, что озарение может утвердить такой ритм. Сначала требуются словесные обращения, потом они претворяются в безмолвные устремления и, наконец, они сливаются в ритм, который звучит в сердце постоянно и среди бдения, и среди сна. И явление одного основного качества усиливает вибрацию, назовем это качество экстатической Любовью, в ней и высшая преданность, и неугасимое доверие, и неустанная мощь. Такая степень восхождения очень велика, но во всем нет завершения.
Можно назвать высшим испытанием, когда творимая ступень совершается в земной жизни, не уходя от быта. Конечно трудно нести светильник среди грубых вибраций, среди злобы и невежества, но тем превосходнее достижения. Не уход от жизни, но стремление постоянное к Высшему Миру есть то вмещение, которое люди называют синтезом. И как редко можно найти в жизни тружеников, посвятивших себя служению Высшему Миру!
Люди иногда говорят об общем благе, но возможно оно лишь при вмещении Высшего Мира. Только так цепь совершенствования станет мудрой и может обобщить все искания человечества. Можно допустить путь различных странников, они пытаются идти по одной стезе, и только слова различны.
Мыслитель говорил ученикам: «Вместите, поймите и любите».
14.726. Урусвати знает, что мощь чувств является возбудителем психической энергии. Особенно сильна любовь, но почти так же сильна и ненависть. Спросят – значит, можно прожить и ненавистью? – можно, но не выгодно. Ненависть не только развивает империл и сокращает жизнь в болезнях, но главное – ужасно значение ненависти в Тонком Мире. Вы уже знаете, что в Тонком Мире все чувства усиливаются и также последствия. Теперь представим себе, насколько трудно ненавидящему оторваться от пагубной страсти. Не только он попадает в окружение зла, но все существо его наполняется ядом зла. Он страдает, ибо сам вызвал это мучение. Так скажем – выгодно жить в добре и любви. Такое состояние возрастает в Тонком Мире и будет источник... Читать следующую страницу »
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22