ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Дети войны

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Жены и дети царя Ивана Грозного

Автор иконка Вова Рельефный
Стоит почитать Отцовский капитал

Автор иконка Роман SH.
Стоит почитать Читая,он плакал.

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Марсианский дворник

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Любовь Скворцова
Стоит почитать Пляжные мечты

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать В город входит лето величаво

Автор иконка Сергей Прилуцкий
Стоит почитать От добрых дел и мир прекрасней

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Как будто пленники дома

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Любившая мыслить экзистенциально

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

СлаваСлава: "Именно таких произведений сейчас очень не хватает. Браво!" к произведению Я -

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогой Слава!Я должен Вам сказать,что Вы,во первых,поступили нехо..." к произведению Дети войны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Валентин Максимович, стихотворение пронизано внутр..." к стихотворению Гуляют метели

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогая Светлана Владимировна!Вы уж меня извин..." к рецензии на Луга и поляны

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Как я покупал цветной телевизор
просмотры575       лайки2
автор Владимир Капитан

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




12.Русские идут


Симин В.И. Симин В.И. Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
2919 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
12.Русские идутЭта книга о русских. Русские – широкое понятие. Есть русские татары, русские башкиры, русские евреи, русские украинцы, русские белорусы, русские удмурты, русские чеченцы, русские казахи и т.д. Все кто живет в России и за ее пределами, кто говорит, делает и думает по-русски. Книга о том, почему именно русским выпало почетное право быть избранными Богом и встать во главе новой Шестой Расы человечества. Книга написана в 2010-2011 г.г. Издана в г. Москва 2015 г.

решения час. Но если уж решение принято, то отступать нельзя, до конца, до завершения задуманного. Так в космосе творится все. И русские близки именно к такому методу решения задач. Осторожность не помешает. Даже спать нужно чутко. Русский человек скажет: «Наперед не загадывай». Мало ли как могут обернуться обстоятельства. В мире все движется, все изменяется. И нет ни одного одинакового времени и события. И это не фатализм, а понимание процессов космического развития.

«Судьба» для русского человека играет большую роль. Судьбе он повинуется. А это совсем не означает, что надо сидеть, сложа руки, и ничего не делать. Но русский наперекор судьбе не идет. Он знает, что каждый рождается в этой жизни для определенной цели, и многое уже определено. Нет, он может и влияет на свою судьбу и делает ее сам. Но все, что он сам сделает, то и получит потом. Он не знает, что потом произойдет, но верит в чудо и счастливую жизнь. Вера в сказочные сюрпризы, когда проблемы разрешаются как бы сами собой, в характере русского. Он доверяет сильным духом людям, которые способны изменить обстоятельства.

Русский человек без ропота со смирением переносит удары судьбы. «Ничего, и это пройдет», - говорит русский. Через суровость климата, через все хозяйственные трудности, через все военные и исторические испытания русские идут своим путем и справляются со всем этим благодаря силе своего духа. Смирение и выносливость – яркие качества русского характера, издавна удивлявшие иностранцев. Русский человек приспосабливается не уступая, не сгибаясь, не ломаясь. Он накапливает силы сопротивления постепенно, готов умереть легко в каждую минуту, но не умирает, а побеждает. Он герой победитель там, где любой другой бы не выдержал.

Жизнь в России всегда была не легкой, а сейчас – особенно. Чтобы выжить в трудных условиях, обойти судьбу, не пасть духом, всегда нужно быть осторожным, терпеливым, стремиться экономно расходовать свои силы. Русский человек трудолюбивый, но в меру. Он знает, что своего труда можно лишиться вмиг. Он на ментальном плане понимает, что ничего в этом мире ему не принадлежит. Даже плоды его труда ему не принадлежат. Отсюда и выработанное годами и столетиями отношение к собственности. Русский человек больше ценит душевные отношения, чем богатство. Он экономно расходует свои силы и не отличается большим рвением к наживе богатства.

Для русского посвятить свою жизнь накопительству считается крайней глупостью, ведь с собой в могилу ничего не возьмешь! Надо жить в этой жизни, здесь и сейчас. И этой жизнью творить свое будущее. Потому русский человек нетороплив и терпелив к любым тяготам жизни. «Тише едешь, дальше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «От спеху наделаешь смеху», - говорят русские пословицы. Но работа горит, когда русский человек увлечен ею, когда она творческая, даже если он и не получает за нее достойную зарплату.

Осторожность русских дополняется смелостью, решительностью. Порой кажется это безрассудством, но задуманное «безрассудство» оборачивается славною победою. Русский человек скажет: «Волков бояться – в лес не ходить», «Нет дела без риска!», «Двум смертям не бывать, а одной не миновать!». Смелость русского человека известна. Смелость города берет. Смелость строит города. Только бесстрашием и смелостью можно вознестись. Русский человек обладает этим качеством. Это качество и нужно для Нового Мира. Порой русского тяжело расшевелить. «Пока жареный петух не клюнет, мужик не перекреститься», - гласит русская пословица. Но в критической ситуации русский действует смело и решительно, выбирается из всех перипетий жизненных, выживает и побеждает.

Любовь русского человека к свободе общеизвестна. Высшее выражение свободы – свобода внутренняя, свобода в духе. И это подчеркивает, что русский человек ближе других подошел к реализации понятия «свобода». На ментальном плане он понимает, что свобода или есть или ее нет. Никакие слова о свободе не могут человека сделать свободным. Главная свобода внутренняя. Можно сидеть в тюрьме и быть внутренне свободным. И наоборот, можно купаться в роскоши и быть рабом.

Идеи покорности и рабства не имеют ничего общего. Часто декларируемая свобода как раз и приводит к рабству. А покорность ведет к внутренней свободе и творчеству. Свобода, о которой так много твердят, граничит с анархизмом, что ведет к разрушению и хаосу. Свобода – это когда тебе хочется, но ты этого не делаешь, потому что знаешь, это может принести вред. А когда ты делаешь, что тебе хочется, это не свобода, а рабство у своих чувств. Управлять человеком должен сам человек, его мысли, а не животные чувства. Некоторые путают высшие чувства, которые и есть разум, с чувствами животными, которые следует изживать. Разум – это понятие, выраженное определительными: мысль, чувство, воля. Потому русский человек лучше других, на ментальном плане воспринимает это.

Не рабская покорность, а сознательное повиновение, без которого не обойтись, отличает русского человека. Иерархия правит Миром. Закон Иерархии главенствует в Космосе. У каждого Иерарха есть свой Иерарх, и так в бесконечность. Вот откуда у русских на ментальном плане заложена покорность высшему и почитание власти. Без власти не обойтись, таков закон Природы. Без власти анархия, разрушение и смерть. И в самые сложные и тяжелые времена нужна сильная власть. Русский человек чувствовал всегда это интуитивно.

Когда русский человек видел, что «плетью обуха не перешибешь» и «выше головы не прыгнешь», он уходил искать счастья на стороне, в другом месте. История России полна такими примерами. Так русский человек уходил на восток и север, селился вдоль бесчисленных рек. И казачество возникло на Руси, как результат бегства смелых и предприимчивых людей. Появлялись новые села и города, а государство каждый раз с этим вынуждено было считаться и признавать это как свершившийся факт. Так постепенно образовалась обширная территория России. Если бы русский народ был рабски покорным, то Россия навеки бы осталась в границах Московского царства. Тогда она, возможно, развивалась бы как все европейские страны.

Много на Руси было народных восстаний, крестьянских войн и городских бунтов. Они возникали на почве несправедливости  и нетерпения. Масштабы и формы этих столкновений были огромными. Русские терпеливые и миролюбивые люди, но долго мириться с ненавистным, соглашаться с тем, что противоречит их принципам, не станут. Потому не стоит говорить о русской слепой покорности, как не стоит и говорить о природном русском анархизме. Ни того ни другого у русского человека нет. Есть золотая середина, так и не понятая на Западе.

Веками в русском народе жила бытовая демократия. Русских отличает неприязненное отношение к условностям, надуманным тонкостям этикета, вежливым и пустым улыбкам, неприязнь к официальному обращению по званию и положению. Русские привыкли уважительно обращаться по имени и отчеству. В русских семьях размыты социальные границы, что говорит о свободе от сословных предрассудков и бытовом демократизме. Подобное отношение русского выходит за пределы семьи. Везде для русских малосущественны социальные барьеры. Дружеские отношения могут возникнуть между людьми из разных социальных и имущественных групп, если есть общие интересы и увлечения, или воспоминания о детстве и юности. Эти связи у русских ценятся выше, чем принадлежность к одному сословию.

 

1.5.

 

Русские всегда отличались коллективизмом. Этот коллективизм приобретал формы русского братства. «Доброе братство – дороже богатства», - говорят на Руси. Русский человек влюблен в ее культуру, он ценит в ней больше всего «дух братства». Это качество русской ментальности, уходящее корнями в далекие времена. Исторически коллективизм вырабатывался как культурная норма, требующая подчинения мыслей, воли и действий человека требованиям общества. Стремление к сообществу и коллективу присутствовало в сознании предков русских в самые древние времена, до христианства.

Для русский всегда более важны общественные поступки, общественный интерес, подчинение личного общественному. А именно это качество будет особо востребовано в Новом Мире. Поэтому при принятии важного решения русский будет исходить не только и не столько из личного интереса, а прежде всего из интереса общественного, государственного. Русские говорят: «Один в поле не воин», «Одна рука и в ладоши не бьет», «Даже лес шумит дружнее, когда деревьев много». Потому не столь уж важными становятся качества, которые не представляют государственного интереса. Это лишь людские слабости. А вот изворотливость, воровство, зависть, строптивость и предательство – социально вредные качества, так как они, прежде всего, могут вредить государственности. Это уже настоящие пороки.

Коллективизм древняя черта русского характера, унаследованная с дохристианских времен. Патриотизм и внимание государственным делам, стремление  к единству и общности всегда отличали русского человека. «Быть как все», «Быть вместе со всеми», - так говорит русский. Но совместная деятельность группы людей еще не всегда коллектив. Настоящий коллектив предполагает сотрудничество, взаимопомощь, признание ценности коллектива и каждого его члена. «В хорошей артели – все при деле!», - говорят русские. Это особый дух, когда человек чувствует себя членом общества, а свои усилия  - частью коллективного дела, когда его личная цель совпадает с целями каждого из членов коллектива.

«Двое – не один, маху не дадим», «Один ум хорошо, а два – лучше», - гласят русские пословицы. Русские понимали всегда, что каждому нужно иметь рядом родственную душу, близкого человека, друга, с которым делить пополам и радость и горе. Эгоизм, уклонение от сотрудничества, противопоставление себя коллективу, нежелание поддержать ближнего, всегда воспринимались русскими как неуважение, высокомерие. И самым худшим было, когда ты один, «как месяц в небе».

Дух коллективизма проявлялся при грандиозном строительстве в годы первых пятилеток Советского Союза, массовом героизме в годы Великой Отечественной войны. Русские люди проявили чудеса героизма и беспримерного самопожертвования во имя победы над фашизмом. Они не жалели сил, восстанавливая страну после войны. «Что есть – вместе, чего нет – пополам», «Вместе и горе легче переносится», - говорят русские. Русский человек всегда ощущал себя частью великого целого. Он верил в свое великое предназначение. Он всегда обладал сознанием, что без него не будет это целое существовать.

Но для русского и индивидуализация, склонность быть самому по себе, стоять на своих ногах, иметь обо всем свое мнение тоже характерны. Именно из индивидов и состоит общее целое – мир. Яркие индивиды составляют его бесценное ядро. Как грани алмаза сверкают их души, наполняя жизнь живительной силой. Не может без индивидов и их развития существовать мир. Развитие индивидуальности, ее совершенствование и составляют цель развития всего целого. В центре цивилизации стоит человек, его развитие и совершенствование. Именно этим путем идет эволюция.

Технократический путь развития – тупиковый путь для человечества. Развитие самого человека, его аппарата – следующий этап эволюции. Аппарат человека столь совершенен, что все технические новшества и машины отпадут сами за ненужностью. Они станут не нужны как детские игрушки взрослому. А пока они облегчают жизнь, было бы не разумно их не использовать.

Широкие просторы России позволяют жить широко и вольно русскому. А суровый климат учит шевелиться. Уважать и помогать друг другу тоже учит тяжелая жизнь, ведь вместе легче выжить. Как и прежде на Руси несовершенство законов компенсируется их неисполнением. Русские везде предпочитают действовать вместе и сообща. Жизнь общинная для русского человека всегда была привычной. Русских отличает удивительная способность приспосабливаться к самым тяжелым и невыносимым условиям своего существования. Другой человек, возможно, многое не выдержал бы, пал духом и сломался, а вот русские выдерживают, выживают, приспосабливаются. Когда складывается тяжелая ситуация, русский человек по телефону всех обзванивает, кого можно. В конце концов находит какой-то приемлемый выход, ведь «свои не оставят в беде», помогут.

Ощущение важности государственных проблем всегда для русского человека были характерны. Личная заинтересованность, важность их для каждого были всегда. Русские – люди политизированные. Независимо от своего рода занятий, образования русские следят за тем, что твориться в «коридорах власти» и мире, непосредственно связывая это со своей судьбой. Страха перед государством у русских нет, скорее надежда, которая никогда не убывает. Добровольное подчинение государственной власти у русских заложено на ментальном уровне. Ведь тяжелая жизнь научила, что вместе прожить легче, что сильное государство дает возможность и лучше жить. А в иных обстоятельствах сильное государство есть единственное спасение для выживания.

С давних времен государство у русских воспринималось, как Бог и Царь. Это верховный судья здесь на Земле. Государство – есть защитник и покровитель. Русские всегда были сверхнацией и суперэтносом. Это как бы «проткана основного многонационального ковра». Российское государство никогда не было чисто национальным. Даже среди царей в России было много иноземцев. И только государственная власть обеспечивала сохранение единства и целостности такой огромной страны.

Изначально для русского человека была важна государственная, а не национальная идея. Исторически сознание русского человека складывалось как государственное. В русской культуре государственная власть наделялась особой силой. Во все времена в России государство имело сильную власть над человеком. Государство было сильно, ибо это был способ самовыживания людей. Большую часть своей истории Россия жила, как осажденная крепость. Постоянные венные нападения. С.Соловьев писал, что в период с 800 по 1237 год каждые четыре года на Русь нападали волчища врагов. С 1240 по 1462 годы было 200 нашествий врагов. С 1368 по 1893 (период в 525 лет) было 329 лет войны. За весь период существования Руси на каждые два года войны приходится один год мира. И нападала не Русь, а на нее нападали. Но она выстояла.

Не назвать другую такую страну, которая бы пережила подобный опыт. России на протяжении всей истории приходилось отстаивать свою независимость и суверенитет. Из века в век в России была забота не о том, как лучше устроиться, а о том, как просто выжить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность. Главная задача была, как врага одолеть и несчастье пережить. Эти особенности сказались на государственности России. Укреплялась функция мобилизации и защиты внешних границ.

Князь на Руси был первым среди равных. Ему надлежало быть строгим и справедливым. Царей выкликали. Кого выкликнут большинство, тот и царь. Великий князь и есть царь. Уже с древних времен в сознании русского народа жил идеал строгой и справедливой власти. Если князь не исполнял эти условия, то его осуждали и отказывались от него. Идея верховной власти была привнесена на Русь по нашествии татаро-монгольского ига. Несколько веков не на всей, но на большей части Руси правили монгольские ханы. С тех пор появилась на Руси власть монархическая. В сознании русского народа самодержавная власть – это не юридическое право, не условность, а милость Божия. Царская власть на Руси воспринималась как религиозное понятие.

В XV веке московские князья стали называться царями. В 1547 году Иван Грозный венчался на Царство. Царь считался наместником Бога на земле. Власть его была беспредельна. Кроме этого Царь Петр Первый возложил на себя функции патриарха. Государственная власть традиционно оставалась всегда очень сильной. И с каждым критическим периодом, пережитым народом России, она становилась все сильнее. В течение многих веков она была важнейшим компонентом русской культуры и влияла на русскую ментальность.

Государственная власть представлялась народу как единственная защита от врагов, гарант порядка и безопасности в обществе. Отношения власти и населения по традиции понимались как патриархально-семейные: «царь-батюшка» - глава русского рода, «дети государевы» - народ. Народ должен был исполнять указы государевы, иначе род погибнет. Царь, хотя и грозен, но справедлив. Вера в это прочно осела в сознании народа. Беды народа от чиновников, бояр, да дворян. Они обманывают народ, государя и искажают его волю. Так русские люди считали всегда.

Люди на Руси привыкли к мысли, что их жизнь зависит от воли царя, а чтобы найти правду, надо идти на поклон к царю. Но «До Бога высоко, до царя - далеко», надо терпеть. Так было до октября 1917 года. Порядок в городе поддерживал городовой. Градоначальник правил в городе, в губернии – губернатор, и далее по всходящей к царю. Власть традиционно на Руси связывалась с барином, господином. Всегда было: «Закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Что на практике это означало, что из любой ситуации можно найти выход, не обращаясь к закону, а находя нужных людей.

Русские люди в идеале хотят такое государство, которое бы заботилось обо всех людях, а не только о чиновниках и служащих госаппарата. Государство помимо силовых функций должно заниматься еще и социальными вопросами, устройством жизни людей. Ведь главная цель любого государства создать условия для жизни людей. Вот и надо государству эту функцию выполнять сполна.

Патриархальный тип отношений, который веками закреплялся у русских, требует, чтобы к государству относились не только с почтением и смирением, но и имели право требовать от государства помощи, защиты и справедливости, компенсации утерянного. Люди справедливо требуют от государства своей зарплаты, наведения порядка, борьбы с преступностью, ремонта жилья в многоэтажных домах, протестуют против закрытия предприятий, и выдвигают другие на их взгляд справедливые требования.

Модель государства в виде пирамиды была привнесена еще Конфуцием в VI веке до н.э. Вверху пирамиды - царь, правитель. Внизу – народ. Средние слои занимают чиновники разного уровня. Уровней управления может быть много. Количество подчиненных в цепи управления в идеале – 7, но не более 12, и не менее 3. То есть у каждого начальника должно быть 7 непосредственно подчиненных, но не более 12 и не менее 3. Если более 12, то структура становится уже плохо управляемой. Если менее трех, то громоздкой, дорогостоящей, с большим числом начальников. Пирамида – самая устойчивая конструкция власти. Такая традиционная модель устройства государства усвоена русскими с молоком матери. Все остальные модели не устойчивы и при сложной обстановке не устоят.

Государство на сегодня остается основной формой общности людей. Потому его укрепление первейшая задача. Ячейкой общества и его основой остается семья. Потому укрепление семьи – также главнейшая задача государства. Государство создает необходимые условия для жизни людей, создания и жизни семьи, обеспечивает защиту от внешних врагов и поддерживает общий порядок. Все остальные функции государства прикладываются к этим основным задачам.

Не страх, не принуждение, а необходимость, осознанная русскими веками, научили русских исполнять свои обязанности в государстве. В основе этого лежит чувство собственного достоинства, самодисциплина, взаимное уважение и доверие. Доверие народа к власти, а власти к народу является основой процветания. Если это доверие рушится, то не устоять такому правлению. Так было на Руси не раз. Удельные раздоры и татарское иго, многочисленные народные восстания, бунты, беспрерывная череда дворцовых переворотов, революционное движение – все это нарастало на тот особый склад души, который можно охарактеризовать как славянскую вольницу и тягу к справедливости, равенству, свободе.

В русском народе вырабатывалось такое сознание, которому импонирует только сильная власть, справедливое и строгое начальство. Слабая власть всегда вызывала, и всегда будет вызывать чувство вседозволенности, деградацию и распад. В русском народе редко выражается восхищение от прямолинейности и законопослушности человека. «Ехал прямо, да попал в яму», «Прямо только вороны летают, да и те крылья ломают», - гласят русские пословицы. В них житейская мудрость, согласно которой прямой путь не всегда самый короткий.

«Семь бед – один ответ», - говорит русский человек, решаясь на совершенно безрассудный шаг. «Смелость города берет», - скажет он после успешного завершения. «Хуже не будет», - скажет он после не столь удачного завершения дела. Всякому терпению бывает предел, и дисциплина хороша лишь в меру. Русь велика и обширна, всегда можно куда-то убежать и укрыться. Всегда на Руси искали жизни свободной. Люди уходили «на волю», леса, степи. Вот откуда эти «вольные люди», о которых писалось в летописях и пелось в былинах. Это люди без оседлости, без особой привычки к хозяйственной жизни, но выжившие и накопившие богатый жизненный опыт.

Именно качества постоянного перемещения, опыт кочевников, пришедший с востока, накопившейся опыт жизни выживания в суровых условиях и будет востребован в будущей жизни. Много ли знает тот, кто прожил всю жизнь на одном месте? Может ли он вместить все то, новое что несет с собой сантана? Годен ли он для жизни в Новом Мире? Ответ очевиден. Тот, кто перемещался и выработал в себе опыт приживаться, и быстро адаптироваться к новым условиям, более пригоден для жизни новой. Именно эти качества будут востребованы в Новом Мире.

«Вольный – как птица», - говорят русские. Вольность души – то качество, которое нужно в будущей жизни как воздух. Не может раб духа созидать творчески. Нужен дух свободный. Свободные духом и станут новыми строителями, новой жизни. Но свобода духа подразумевает, прежде всего, высокую самодисциплину. Ибо дисциплина начало всего. Без дисциплины нельзя ничего построить. Свобода духа – это не анархия, которая разрушает, а ее антипод. Нужны новые люди сильные и смелые духом, свободные и вольные, но с высокой самоорганизацией. Это строители Нового Мира. Ближе всего к ним русские.

В России всегда нужны были не просто хорошие законы, а хорошие их исполнители, обличенные властью. «Начальник всегда прав», - в шутку говорят русские. Бесправие людей и бессилие судов всегда было характерно для России. Там где мораль и нравственность не защищены правосудием, они деградируют. Где отсутствует справедливое правосудие, там процветает, богатеет и приходит к власти только тот, кто менее всего обременен моралью и нравственностью. К сожалению, так в России было не раз. А где мораль и нравственность в упадке, там государство не может долго продержаться. Развалу всех империй предшествовало моральное разложение общества.

Важнейшей характеристикой русской ментальности во все времена было преобладание морального сознания, моральных представлений над всеми другими: политическими, правовыми, экономическими. Любой акт власти оценивается русскими с точки зрения его морали. Прежде всего, справедливо ли это. Что касается права, то это для русского второстепенно. В России для успеха любого дела люди должны вступить в личные доверительные отношения. Бывает трудно найти четких профессиональных правил и критериев. Русский всегда считает, что для успеха дела нужно найти необходимых людей и договориться.

Это качество русского человека и востребовано в новой жизни, как никакое другое. Ведь в основе жизни лежит нравственное начало. Мораль и нравственность определяют все в космосе. Законы морали и нравственности и есть законы космические. Справедливость и есть определение этих законов. Морально все, что соответствует эволюции. Так гласит закон Космоса. Потому русские ближе других подошли к Новому Миру.

Чувство собственного достоинства у русских развито веками. Гордость, но не гордыня, характерна для русского характера. Уверенность в себе, умение самому строить свою жизнь, решать собственные проблемы, делать самому свой выбор и действовать в соответствии с ним – все это характерно для русского человека. Гордые духом люди будут строить Новый Мир. Всем миром, общиной, люди будут строить свою жизнь. Только сообща, только в коллективе при полном доверии. Только так можно его построить.

Исторически отношение русского человека к собственности было не понятным для западного человека. В русском быте не сложилось твердое представление о различии «мое – не мое (чужое)». Русские знают, что «как помрешь – ничего с собой не возьмешь». У русских не разделялись такие понятия, как право владения, право пользования и право распоряжения. Здесь сказалось влияние крестьянской общины. Издревле русский человек мог присвоить себе чужую вещь без особых угрызений совести. Это объяснялось бедностью. При этом русский человек рассматривал это как только нанесение материального, но не морального ущерба. По принципу, что у богатого можно взять, от него не убудет.

Бывало так, что взявши в долг, он вовсе и не собирался отдавать. Коллективное сознание сложило понимание того, что богатые должны делиться с бедными. И если богатый сам этого не делает, что у него можно и взять просто так. При этом на Руси говорили: «Не пойман – не вор». С точки зрения житейской это вроде не воровство, и даже справедливо. За столь многие века русский человек так много трудился на «чужого дядю», что отношение к собственности у него выработалось особое. Он привык жить «сегодняшним днем». Потому муравьиная хлопотливость, создание достатка, накопление и преумножение материального богатства – для русского человека часто вещь бессмысленная.

Русские всегда отличались широкими жестами в растрате денег. Приоритет общественных отношений над личными стал для русского человека обычным. Все это складывало отношения к собственности, столь необходимого для Нового Мира. Ведь собственности то не существует. Это иллюзия. Действительно на «тот свет» с собой ничего не заберешь. Даже плоды твоего труда тебе не принадлежат. Не важно, кто, какой собственностью владеет, важно отношение к ней. Человек трудится на общее благо, выполняя свой долг. Если он владеет собственностью его задача ее сохранить и преумножить. Растрата и разбазаривание ведет к негативным последствиям как моральным, так и материальным. Ведь на создание всего было затрачено столько энергии. В Космосе даже былинка ценится. На ее создание тоже была затрачена космическая энергия. Ничто не должно пропасть.

Наша задача созидать. Разрушение нужно предоставить мудрости Космоса. По отношению к собственности оцениваются люди. Это как лакмусовая бумажка. По нему можно сразу понять, что собой представляет человек. Отношение к собственности у русских ближе других к тому, что будет востребовано Новым Миром. Потому неразличение понятий «мое/не мое» не стоит воспринимать грубо и прямолинейно, как воровство. Это действие гораздо шире. Ведь русские могут не только взять в долг и забыть про это. Они точно так же могут дать в долг и забыть про то. Они без колебания могут  отдать последнее, поделиться, оказать, в том числе и материальную помощь в трудной ситуации.

«Отдать последнюю рубаху» - русская традиция. Можно отдать нуждающемуся, а можно просто раздать все от избытка радости, и желания ею поделиться. Русские всегда отличались «щедрой душой». Люди Запада не могли это никогда понять. Это не просто доброта, а порыв ничем не прикрытой радости, который не сдерживается ни разумом, ни заботой о своем будущем, ни чем-то другим. В то же время русские постоянно выражают свое презрение к бесхозяйственности.  «Что плохо лежит, то вору принадлежит», «Не там вор крадет, где много, а там – где лежит плохо», - говорят русские пословицы. Народной мудростью осуждается тот, кто потакает вору, кто глуп и неосмотрителен.

Русских всегда отличало отстраненное, равнодушное отношение к позитивизму и практицизму, невнимание к материальной культуре и материальным ценностям. Как и водится, недостатки русских есть продолжение их достоинств. В древности на Руси сложились весьма демократические традиции отношений между простыми людьми и теми, кто обладал властью. После татаро-монгольского ига с сознание русского вошло чинопочитание. Привычка терпеть до определенного предела, выработанная русским человеком на протяжении столетий, позволила развить и такое качество, как стремление к устойчивости состояния. Условия жизни в России часто бывают экстремальными, а жить хочется всегда. Вот русский человек и старается приспособиться к любым жизненным условиям, терпит, «затягивает потуже пояс» в надежде на то, что как-нибудь все устроится. Русский не делает резких действий, чтобы не было еще хуже. Эти качества также востребованы Новым Миром.

Проявление единого порыва перед лицом серьезных трудностей у русского человека проявляется крайне редко, только перед лицом всеобщей катастрофы, войны, большого катаклизма. Апатия и разнобой в действиях русских могут вызывать порой сожаление, но нельзя не чувствовать уважение к огромному их терпению и разумному спокойствию. Разве можно устраивать какие-то массовые недовольства в стране, если это может для людей обернуться еще большей бедой. Нельзя и забывать о суровых русских зимах. Ведь одна авария или поломка систем жизнеобеспечения может зимой поставить на грань жизни людей  всего населенного пункта.

Русских всегда отличало безмерное терпение, умение образовать устойчивое состояние, разумное спокойствие, способность выжить в самых невероятных условиях, умение найти выход там, где никто другой просто не выживет, умение отстаивать общественные интересы, способность переносить трудные условия без гнева, образованность и развитые интересы. Эти качества будут востребованы в Новом Мире.

«С кем поведешься, от того и наберешься», - говорит русская пословица. Жизнь в многонациональном государстве выработала у русских терпимость к чужим нравам и обычаям. Эта терпимость в поздние времена выявилась в привычку, и даже необходимость культуры различных народов в повседневной жизни. Трудно русскому человеку бывает порой без песен и танцев других народностей. Как будто что-то не хватает. Эта привычка стала хорошим началом для будущей жизни в общине. Ведь в общине нет различия в классах, сословиях и национальностях. Там все равны. Общие и равные права, как и обязанности. Взаимное доверие и труд на общее благо. Русский человек – не националист, не расист, он легко принимает все иностранное.

Часто русский перерабатывает чужую оригинальную идею до неузнаваемости. Всем широко известна русская рубаха с расшитым воротом, расписные лаковые шкатулки, и любовь русских к чаю – это от Китая. Русская государственность, шапки, сапоги, русская тройка – это от татар. Русская «гжель» - от Голландии, русские матрешки – от Японии. Русский самовар – от Ближнего Востока. Православное христианство, письменность, архитектура, живопись и двуглавый орел – от Византийского Запада. Многое развивалось в тесном контакте с западноевропейской культурой.

Это не просто толерантность русского характера, но и его гибкость, деловитость практицизм. Русские умели быстро схватывать и преобразовывать себе на благо все, что «любо сердцу» и может принести практическую пользу. Во всем этом русские проявляли смекалку, практичность и точный расчет. Русские всегда были открыты новым народам, рядом с которыми или вместе с которыми приходилось жить. «Немец» по русски – «немой человек». Когда не знали языка иностранцев, то приходилось изъясняться на «понятийном» языке. Тогда многие немцами называли и поляков, и голландцев, и французов.

Открытость и восприимчивость ко всему иностранному у русских была всегда. Этому учила жизнь и суровые испытания, необходимость выживать учила общежитию. Но для Запада русские всегда были дикими варварами, живущими по непонятным законам. В контактах с иностранцами русские стремились научиться чему-то, перенять новинки. Эта открытость к внешнему миру, переимчивость привлекательных черт других культур, при сохранении и развитии своего, создала условия для своеобразной и многоплановой Культуры России. Культура развивается и складывается тысячелетиями. Все, что было перенято и включено, потом в Культуру России, было воспринято духом и духом же русских переработано.

Подобное магнитное притяжение было и по отношению к малочисленным народам России. Благодаря этому Культура России только обогатилась и сохранила около 200 других народов. Но одни народы притягивались, а другие отталкивались. Таковы законы космические. Иллюзорное представление о заграничной жизни быстро было развеяно у русских в постсоветское время. Однако осталось почтительное отношение к западной материальной культуре и технике. Русский человек любопытен. Он старается проникнуть в сложную суть западной жизни. Однако остается пропасть непонимания во всем, что касается образа жизни и стереотипов поведения.

 

1.6.

 

Русский человек особо воспринимает время. Он более склонен обсуждать прошлое, чем строить планы на будущее. Для него характерно воспоминание о детстве, юности, первой любви, мест, где жил раньше. В прошлых фактах русский человек ищет подоплеку для будущих действий, моральную опору, резон для выбора решений. Русский более осмотрителен, чем предусмотрителен. «Наперед не загадывай», «Иди вперед, а оглядывайся назад», - говорят русские пословицы. Приоритетность выполнения задач у русских определяется не столько логикой, сколько их настроением, эмоциями, субъективными переживаниями, самим потоком жизни.

Распределение времени у русских подчинено человеческим чувствам. Прежде всего, это относится к личному времени. Это результат особого отношения к жизни, умение выйти за границы привычного и размеренного бытия. Русский вполне искренне дает обещание и верит, что исполнит. Но оказавшись в новой жизненной ситуации, он с головой уходит в новые проблемы. Изменилась ситуация, изменился эмоциональный фон, следовательно, и приоритеты. Прежние обещания, обязательства блекнут под напором новых обстоятельств.

«Жизнь прожить, не поле перейти», - говорят русские. Всех проблем избежать невозможно. Однако к рабочему времени русские относятся по-другому. Основная масса людей выработала у себя отношение к работе, как к своему долгу, долгу государственному. Это конкретный вклад каждого в общее дело. Важна для русского и цикличность времени. Сама идея времени в русском сознании связана и идеей повторяемости, цикличности. Потому прошлое для русского – подоплека, контекст и основа любого решения. Русские не так самонадеянны в своих планах на будущее, так как уверены, что будущим невозможно управлять, оно определено судьбой.

Судьбу можно облегчить, это русский понимает интуитивно, надо жить в гармонии с природой, а главное с окружающими людьми. Потому русский не ищет сиюминутного решения, а подумает, «прикинет», «семь раз отмерит», прежде чем решиться на что-то. Но лучше отложить решение на утро, ибо «утро вечера мудренее».

И в отношении русских ко времени сказывается их большая пригодность для жизни новой. Ведь время не существует. В Космосе есть сроки, последовательность событий, а времени нет. Это люди его создали для удобства. Любой скажет, что когда интересное дело, то время просто летит. А когда тоска и скука – время тянется. В Тонком Мире время и вовсе отсутствует. Прошлое, настоящее и будущее находятся в одном месте. При этом настоящее есть лишь черта между прошлым и будущем. Это известное философское утверждение. Русские интуитивно это чувствуют, понимают цикличность в природе, потому и отношения свои строят подобно этому.

Известна русская религиозность. Более того на протяжении тысячелетий религиозность составляла основу на Руси. Много концессий на Руси, и так было всегда. Здесь и христианство, причем в разных его проявлениях, и ислам, и буддизм, и иудаизм. Есть и другие направления религий, скажем, сохранилось язычество у отдельных народов севера. Но при всем при этом традиционно доминирует православие. Русские верующие люди. Так было всегда. Лишь короткий период атеизма принес не лучшее понимание действительности. Сейчас к вере возвращаются даже те, кто был истинным атеистом ранее. И это правильно. Ибо безверие, как показывает практика, приводит к самым крайним формам сатанизма. А это уже опасно для общества и государства.

Православная церковь в России имеет большое значение в жизни общества. Она располагает высоким уровнем общественного доверия. Русские люди носят крестик на шее. Их крестят в церкви, они венчаются и ходят молиться. Молитва – это связь с Высшим. Без связи с Высшим человек прожить не может. Так устроен мир. Потому нужно возвращать людей к вере, при этом вера должна быть сознательная. Нужны знания, которые бы позволяли верить сознательно. Каждому же понятно, если есть Разум, то есть и Бог. Если человек верит в Разум, он должен верить и в Бога.

Если русский говорит «спасибо», это значить дословно «спаси Бог», что раньше произносилось, как «спаси тебя Бог». «Побойся  Бога», «Креста на тебе нет», - скажет русский не честному человеку. Сильные эмоции русский выражает словами: «Господи, Боже мой!». «На бога надейся, а сам не плошай», - говорят русские, когда нужно и самому действовать. Почти половину дней в году русские православные едят постную пищу, то есть без мяса. А накануне Пасхи в течение шести недель следует особо строгий пост. Многие понимают эти посты и следуют им, не только из чисто религиозных, но и медицинских соображений.

И в этом русские значительно ближе других к Новому Миру. У Е.Гусева в поэме «И Ангел вострубил…» есть такие слова:

Возможно многим догадаться,

Что дети станут нарождаться

С младенчества умней, чем деды,

И все уже... не мясоеды.

Употребление мяса досталось человеку от животного мира. Нужно уходить от мясной пищи, очищаться от нее. Причина проста, ведь трупы не едят. Почему же тогда мясо принято есть? Какая в этом разница? Мясо быстро разлагается. Именно разложение продуктов и вредно для человека и его развития. Лучше есть то, что изначально Всевышним предназначалось для человека. Всем нужно советовать пищу мучную, молочную и растительную, где меньше разложения.

Лучше свежие растения или сушеные на большом жару. Хлеб лучше пресный без жиров. Достаточно жировых веществ в коровьем и растительном масле. Отделение пищи должно быть по существу, а не по принципу, поэтому наименование вегетарианство, неудачно. Надо помнить, что еда дважды в день достаточна. И долго за столом не следует сидеть. Так что в Новом Мире мясоедов не будет совсем.

Алкоголь на Руси был востребован всегда и стал традиционным горячительным напитком. Прежде всего, это было связано с холодным климатом, поскольку алкоголь ощутимо согревает в холод. Так как виноград в России почти не растет, то пили медовуху, пиво, хлебное вино. Водка в России появилась позднее, когда ее стали продавать с Запада. При этом на продажу водки в России первоначально был строгий запрет, это каралось смертной казнью, конфискацией имущества и высылкой всей семьи и соседей.

Пить вино было древней русской традицией. Князь обычно трапезничал (т.е. ел) со своей дружиной. Этот ритуал скреплял дружбу князя с воинами, усиливал их взаимное доверие. Славяне на Руси привыкли к хмельным напиткам, так как они снимают усталость и стресс после походов, согревают. Ритуал княжеских пиров был строгий и не допускал буйства во хмелю. Пьянство для развлечения русскими всегда строго осуждалось, а умение сохранить ясный ум после распития горячительных напитков высоко ценилось, как достоинство.

В X веке князь Владимир принял православие. «Веселье Руси есть питии…, и нам без того не житии», - так было сказано. Веселье и питье в русском сознании не разделимы. Из глубокой древности эти традиции перекочевали в новые времена. Однако во всем есть норма. Алкоголь нужно рассматривать как лекарство и только. Следовательно, и употреблять его нужно лишь в меру, как лекарство. Известна зависимость человека от алкоголя при чрезмерном его употреблении. Это болезнь уносит многие жизни русских людей, часто талантливых и способных. Болезнь лечится разными способами, но главное среди них – воля самого человека. Без воли не справится с болезнью окончательно.

Особо губительно действие некачественного самодельного алкоголя. От него погибает много людей. Русские традиции гостеприимства, согласно которым стол не мыслим без алкоголя. Сказывается и суровый климат, когда после дороги для замершего путника чарка особо желанна. Она же помогает снять неловкость первых минут знакомства, «развязать» язык для душевного разговора. Без компании русский человек не пьет. Тот, кто пьет в одиночку, считается алкоголиком. Таких не уважают. Да и пьет такой обычно дома, не на виду, скрываясь от чужих глаз. Алкоголь на каждого человека влияет по-разному. Но в общем русские алкоголь переносят стойко, оставаясь при этом «в здравом уме». Однако такая стойкость может быть губительна, так как быстро попадаешь в алкогольную зависимость, сам того не осознавая.

Алкоголь – это и хорошее анестезирующее. Порой в рюмке русский человек находит забвение своих проблем. Но эта иллюзия ненадолго. Наступает похмелье, и снова становишься один на один со своими проблемами. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», - говорит русская пословица. Алкоголь хорошо «развязывает» язык. Многие этим пользуются. Чтобы быть успешным, говорят русские, надо знать: где, с кем и как пить.

Сознание русского человека более приспособлено к Новому Миру. Русских волнует, какое у него мировоззрение, мировосприятие, отношение к государству, общим интересам. Гостеприимство, открытость, искренность, дух товарищества и взаимопомощи, готовность помочь другому в беде, способность пожертвовать собой и своими интересами во имя любви или дружбы, доверчивость, терпеливость, миролюбие и незлопамятность – составляют основу характера русского человека. Русская культура творит чудеса превращения людей, делая их добрее, терпеливее и душевнее по отношению к другим. Люди становятся менее мелочными и суетливыми, не так рвущимися к карьере и успеху, и более простыми в общении.

После безвластия 90-х Россия, как птица Феникс вновь восстает из пепла. Каждый раз, когда кажется, что на ней поставлена точка, она возрождается вновь и вновь. Так будет и сейчас. Академик И.Арнольд в газете «Известия» (16.01.1998 г.) писал: «Сокращение средней продолжительности жизни на 10 лет эквивалентно в масштабах России единовременному эффекту от расстрела – порядка 40 миллионов граждан». А она понизилась более чем на 10 лет и достигла для мужчин отметки в 59 лет. Население России ежегодно уменьшается на один миллион человек (СМИ.ru, «Мегаполис-экспресс», №58, 2002).

Исследования РАН с 1991 по 2001 г. показали, что деградация страны наблюдается почти по всем показателям. Резко возросли преступность и бандитизм, причем они стали носить такие формы, которых ранее не было и близко. Появилось ощущение неуверенности в будущем, а это для русского человека хуже, чем катастрофа. Все чаще стали проявлять себя национальные конфликты. Расцвела коррупция и взяточничество. Повеяло бездуховностью. Тяжелое экономическое положение породило безработицу и социальную несправедливость. У русских появился стыд за нынешнее состояние страны. Появилось ощущение несправедливости всего происходящего вокруг. Русских людей тревожит тот факт, что Россия постепенно перемещается на периферию мирового развития. Это русский человек не может принять и с этим русский человек не может согласиться.

Общество в России буквально раскололось на группы, имеющие полярную направленность по всем политическим, экономическим и социальным вопросам. Стало ясно, что общество в России переходного периода, трансформационного типа. На Руси издревле говорили: «Не зная броду, не суйся в воду». Часто стали говорить о проблеме безопасности. Но надо понимать, что безопасности вообще как таковой не существует. Это обман, иллюзия. Каждый миг для каждого человека опасен. Мир устроен так, что мы живет в постоянной опасности. Потому нужно вырабатывать настороженность. Выработка внимательности будет первым шагом к настороженности. Даже спать нужно чутко.

Но все же так как раньше вечером по улице не походишь, опасно. Распоясалась преступность. Отношения в обществе изменились не в лучшую сторону.  Но преступность растет во всем мире. Это общая проблема. Россия эту общую тенденцию усилила специфическим положением последних 20 лет. Самое нехорошее в этом то, что положение ухудшается. Стала разрастаться наркомания. Граждане России теряют веру в способность государства навести порядок, в справедливое и действенное наказание. Не стало доверия к милиции, прокуратуре, судам. Все органы власти захлестнула коррупция, мздоимство чиновников превышает все допустимые пределы.

Растет число чиновников в России. Самые развращенные сферы коррупции – это здравоохранение и образование. Выдача разных разрешений и справок покрыла все сферы, их количество постоянно растет. «Теневая экономика» получила массовое распространение. Появился «серый бизнес». Стало невозможным вести какую-то деятельность, не нарушая законов. Власти со всем этим просто смирились. Морально-этические ценности для молодых людей становятся пустым звуком. Налицо падение морали и нравственности.

Целое поколение уже выросло в России после развала СССР. Это поколение не вселяет радужных надежд на будущее. Однако русский человек всегда остается русским. Он гордиться победой в Великой Отечественной войне, он стремится к душевной гармонии и хочет жизнь прожить с чистой совестью. Для него важно равенство возможностей для всех и во всем. Справедливость он ставит на первое место. Он остается приверженцем свободы. Русская культура никуда не исчезла и продолжает влиять на жизнь в России и за ее пределами. Сохраняется чувство общей судьбы и понятия: «мы - русские».

Новое поколение переживает не лучшие времена, кто-то даже сравнивает их с годами войны, а кое-кто считает это время хуже войны. Ведь есть же время хуже войны. Жизнь в России изменилась не в лучшую сторону. На первый план вышли деньги. Советская эпоха сформировала такой запас идей и понятий, представлений, что он остается уже 20 лет базовым, и будет еще долго оставаться таковым. Этот опыт служит «меркой должного», именно по этой шкале будут оцениваться события, политика, экономика, социальная сфера, жизнь в целом и будущем.

Жизнь настоящая в России воспринимается как «ненашенская», как «вынужденный боковой ход». Люди интуитивно верят, что в будущем все придет к «нормальному положению вещей». Огульное охаивание советского периода лишь подчеркивает недальновидность взглядов тех, кто это делает сейчас. Как говорил известный сатирик М.Жванецкий: «Дураки раньше кричали – у нас все хорошо, сейчас эти дураки кричат – у нас все плохо». Если, конечно, это не целенаправленная деятельность наших врагов.

«Советская парадигма» в сознании современных русских не только не разрушилась, но даже не поддается вытеснению из массового сознания. У русского человека осталось чувство сопричастности к «советской жизни». Дух патриотизма русских остается во все времена очень сильным. Большинство русских хочет видеть Россию не только страной своего проживания, но и чувствовать себя жителем богатой, свободной и пользующейся уважением в мире державы. Понятие Родина, Отечество не потеряли для русского человека смысла.

Русским не нравится, когда об их стране говорят негативные вещи, прежде всего, не нравится тональность говорящего, высокомерие, ироническое или критическое отношение к их стране. Русский человек на ментальном уровне всегда помнит, что Россия была и будет великой страной, что у нее великое будущее. В сознании россиян чувство патриотизма, осознание ими общности своей судьбы и судьбы страны – широко распространены и не зависят от возраста, материального положения, и социального статуса.

За 20 лет реформ в России предпринимательство не стало всенародным делом. Реформы так и не превратили его в обычный род занятий. Оно хлопотно и даже экстремально, им могут заниматься только люди, не страшащиеся риска. Некоторые вообще не хотели бы заниматься предпринимательством. Русские люди говорят: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Как и раньше в представлении русских богатые люди – это, как правило, преступники, только не пойманные за руку из-за отсутствия порядка в стране. Многие предприниматели охотно бы бросили это занятие, но «из-за угрозы безработицы вынуждены им заниматься».

Остаются загадкой для многих как действуют внутренние механизмы в России. Русские живут трудно. «Не до жиру, быть бы живу», - говорят русские. Своим положением в подавляющем большинстве россияне не довольны, и для этого есть основания. Особо удручающе положение сельских жителей. Не в лучшем положении находятся военнослужащие, работники милиции и члены их семей. Они стали малоимущими. Бедствуют учителя и врачи. Весь штат инженерно-технического состава практически изведен. Значительно понизился статус старшего поколения. С учетом падения стандартов жизни, их состояние можно назвать уже не просто бедностью, а глубокой нищетой.

Русские утратили привычный образ жизни. Психологически россияне оценивают свое положение неоднозначно. Произошла утрата уверенности в завтрашнем дне, утрата чувства защищенности. Население страны вот уже 20 лет не может приспособиться к новым условиям реформ. Русские люди не любят конкуренцию. Ситуация соревнования не активизирует, а наоборот, угнетает, раздражает, вгоняет в депрессию. Русский человек не хочет стать богатым ради самого богатства, а лишь для того, чтобы получить образование, иметь интересную работу, реализовать свои возможности.

Большой разрыв между бедными и богатыми русскими воспринимается как вопиющая несправедливость, крах жизненных ценностей. Представители ранее престижных профессий утратили свое положение, в том числе и материальное. Расслоение единого ранее общества произошло и по психосоциальным параметрам. Российский бизнес характеризуется своей криминализацией. Отсюда и постоянная не стабильность в экономической сфере, она попросту и не может быть стабильной.

Русские не особенно стремятся быстро разбогатеть. И ситуация не измениться со сменой поколений. Для русских очень важно как были заработаны деньги, очень важно, чтобы человек трудился, напрягался. Не менее важно, чтобы заработанные деньги он тратил «с умом», не бросая на ветер, а использовал на «пользу обществу». Несоизмеримые заработные платы людей раздражают и возмущают. Существующие перекосы и огромные разрывы в социальном положении россиян не благоприятствуют социальной гармонии в обществе, вызывают справедливое недовольство.

Иерархия на Руси всегда строилась одинаково: народ - коллектив (производственная или сельская община) – семья – человек. Графический символ русского мироощущения – устойчивая пирамида, которую венчает лидер (царь, правитель), а в низу - народ. Граждане России всегда ценили свою принадлежность к большой, державно-народной общности. 20 лет реформ перевернули как реальную жизнь, так и многие моральные ценности в сознании граждан. В советские времена ценились творческие профессии гуманитарной интеллигенции. Социальным «успехом» считалось получение диплома о высшем образовании, возможность творчества и самореализации. Постсоветская Россия оценивает личность не по интеллектуальным способностям или возможностям, как это было раньше, не по критерию служения обществу и государству, а по имеющейся в ее распоряжении собственности и наличия денег.

Как и ранее решающую роль в жизни россиян играет здоровье и семья, друзья. При любом кризисе глобальных общностей ближайшее окружение человека становится той нишей, куда человек стремится уйти, чтобы укрыться от бурь и потрясений внешнего мира. Вторую по значимости группу составляют товарищи по работе и учебе, люди, разделяющие те же взгляды на жизнь. Как и прежде меньшую роль играет национальная принадлежность, политические взгляды, соседство, материальный достаток и богатство. Значительную роль русские уделяют такой ценности, как порядочность, честность, честь и достоинство.

Из всех приоритетов внешность стоит на одном из последних мест. Чем старше люди, тем более важными для них становятся духовность, стабильность, мир и порядок. Остается высокой политизированность граждан, важную роль они уделяют мировоззренческим и политическим взглядам. И совсем скромную роль отводят имущественному достатку. Причем имущественный достаток менее волнует тех, кто образован.

В постсоветской России появилась целая группа безработных паразитов, которые и работать то совсем не хотят. Такие были и раньше, но сейчас для них созданы идеальные условия для паразитирования на теле общества. Отношение к ним чуть ли не восхищенное. Это такие «мосяни», достающие деньги без особого труда. В личной жизни россияне хотели бы больше всего жить в гармонии с собой и окружающими, обрести настоящее счастье, избавиться от неуверенности в жизни, сделать правильный выбор духовного пути, гораздо реже улучшить финансовое положение.

Как и раньше россияне твердо осуждают моральную распущенность, пренебрежение своим долгом, нечестность и предательство, пренебрежение к быстроразбогатевшим людям. Особо в сфере семейной жизни россияне придерживаются традиционных взглядов. Россияне продолжают верить, что государство должно занимать лидирующие позиции не только в политической и социальной сфере, но и в экономике. Граждане все проблемы видят в ослаблении роли государства.

Смешанную экономику с сильным государством большинство россиян видят идеальной моделью общества. При этом все чаще звучат предложения о централизованном планировании. И уж совсем немногие поддерживают либеральную модель правления. Популярность либерально-экономических идей в России резко снизилась. Традиционное российское сознание, независимо от возраста людей, поддерживает сильный госсектор в экономике. Идеалом для россиян, как и раньше, является сильное социальное государство, в основе которого лежит идея «общего блага». И это еще раз подчеркивает, что русские люди ближе других подходят по чертам характера для будущего. Новый Мир востребует «общее благо» как приоритет.

Большинство россиян, как и раньше, считают, что СССР был первым государством в истории человечества, которое обеспечило достойную и справедливую жизнь для простых людей. Люди желают повышения качества жизни и наведения порядка в стране. Все остальные цели уступают этим двум. В современной России всеми силами пытаются привить западные ценности, а они не прививаются. Получаются лишь уродливые создания, порождения неких безобразных форм с хорошими идеями при плохом исполнении. Все надеяться на то, что в стране вот, вот появится хороший правитель, сильная власть и все изменится в лучшую сторону. Все революционные средства и при этом категорически отвергаются.

Полная неудовлетворенность от всех проводимых реформ у русского человека за последние 20 лет. Экономики и села не стало, армию развалили, медицину и образование загробили, взялись за развал семьи. Люди считают себя не только проигравшими, но и обманутыми. Люди считают, что слабое государство в России просто не возможно! К социальным гарантиям государства люди относят, прежде всего: оплату труда в соответствии с его количеством и качеством; занятости для всех; оказание материальной поддержки семьи.

Россияне считают, что частный сектор и частные предприятия не могут быть полностью самостоятельными, и не зависимы в своей работе от государства, что государство должно активно влиять на их работу. Россияне, как и раньше, считают, что государство должно обеспечить семью минимумом доходов. Они не согласны решать все свои проблемы своими силами, для чего же тогда нужно государство. Государство должно выполнять свои основные функции – создавать условия для нормальной жизни людей. Русские люди считают, что государство должно активно вмешиваться в экономику и ее регулировать.

Граждане России желают видеть смешанную экономику с сильной регулирующей ролью государства. При этом под контролем государства должны находиться все стратегические отрасли (сырье, энергетика, связь, железнодорожный транспорт), а также социальная сфера, гарантирующая здоровое и благополучие нации (пенсии, здравоохранение, образование, наука и культура). Доминирование государства вовсе не означает возврат к прежней экономике. Частный сектор должен существовать рядом с государственным, в отраслях не стратегического характера. Все это вырисовывает совершенно другую модель отношений государства и личности, отличную от Запада. Как раз это и было давно предсказано для России. Именно этого и не могут понять те, кто стоит у власти сейчас. В России отправной точкой выступает общество и его выразитель – государство, а не личность.

Подобное отношение россиян подтверждено многими опросами, опубликованными в СМИ. Это показывает не только отношение россиян к современной ситуации в стране, но и перспективы будущего развития. «От старого отстали, к новому не пристали», - говорят русские. Но «Москва не сразу строилась», так что основное строительство новой России впереди. Русский человек не является противником рыночной экономики, он противник несправедливости, разбоя и грабежа. Он, как и раньше считает, что «без труда не вынешь и рыбку из пруда». Надо трудиться. Только трудом можно достичь чего-то. Сегодняшняя Россия держится на трудовом народе.

Более других ненавистны в современной России не чистые на руку политики. Они не любят Россию, а этого русский человек допустить не может. Русский человек Россию любит и делает все, что от него зависит, чтобы она процветала. Большой вред видят россияне в непрофессионализме руководителей, особенно работающих в органах власти. Русские считают, что мешают жизни и сильное негативное влияние западных стран на российскую власть, и неуплата налогов, и ухудшение экологической ситуации из-за деятельности промышленных предприятий и властных структур. Русские люди сильно не доверяют Москве. Недоверие власти стало преобладающим. Считают, что в Москве «жируют», не замечают бед и проблем во всей России (Абульханова К.А., Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы, М., РАН, 1997).

Неожиданным образом нахлынувшая «свобода» в 90-х годах принесла рядовым гражданам страны множество проблем, в том числе и выживания. Нахлебавшись досыта «свободы» люди хотят порядка, так как эта самая «свобода» на деле была недалеко от произвола и анархии. Люди стали думать, как пристроиться к новым условиям жизни, как выстоять, выжить, уберечь своих детей и поднять их на ноги. Люди в большинстве своем считают, что россияне должны работать, а не жить за счет других, паразитируя, по принципу: «Кто не работает, тот не ест». Русские не могут согласиться с тем, что свобода – это вседозволенность и анархия.

В понятии демократия для россиян важнее всего правовая основа государства на деле, а не только декларированная на словах, или несущая «гуманитарные» бомбы и устраивавшая ковровые бомбардировки мирных городов по образцу Запада. Россияне считают демократические процессы Запада пустой видимостью, так как власть у тех, кто имеет больше денег. Русские понимают, что освободить человека внешне еще не значит сделать его внутренне свободным. Поскольку не подготовленный человек может превратить свободу во вседозволенность. Давать не готовому человеку неконтролируемую свободу – это безумие.

Россияне относятся к демократии чисто прагматически. Для них демократия не самоценность, а как бы часть, один из атрибутов государства, причем не всегда самый важный и полезный для общества. Для большинства русских гораздо важнее проблем демократии и свободы интересы общества, народа, решение социальных задач. Важнее коллектив, как сознательное ограничение своих прав для общего блага. Русский человек жертвенен. Русский человек выбирает государственность, где гарантируется общий порядок и интересы общего блага. В атмосфере роста преступности он без колебаний предпочитает твердую власть, которая бы навела порядок, путь даже в ущерб определенным демократическим правам.

При опросе россиян, что они больше предпочитают – демократические свободы или материальное благополучие, выяснилось, что материальное благополучие они ставят на последнее место. Для русского человека материальное благополучие играет не самую важную роль. Конечно, каждый человек хочет быть материально обеспеченным, жить достойно, дать хорошее образование и воспитание своим детям. Но для большинства россиян: «Не в деньгах счастье», «Деньги приходят и уходят, как вода», «Счастье не купишь». Русский человек испытывает чувство общности скорее с теми, у кого сходные взгляды на жизнь, чем с людьми одинакового достатка или одного социального статуса.

Русский выбирает общество социального равенства. Большинство россиян негативно воспринимают западную модель общества. При этом социальное равенство русский человек воспринимает не как равенство доходов или условий жизни, а как равенство возможностей. Равенство возможностей россиянами воспринимается как критерий социальной справедливости. Идею равенства русские предпочитают идее индивидуальной свободы. Это все отражает специфику российской культуры в самом широком смысле слова, особые ценности и цели существования общества и человека.

Для россиян приоритетом является справедливость, равенство и братство, а уж потом свобода. Под свободой русские понимают самостоятельность в принятии решений, а уж никак не политические институты. Политические права и свободы для русских не имеют безусловного приоритета. При этом общие интересы должны выражать не политические силы или партии, а государство. Оно должно принимать во внимание интересы отдельной личности, каждого человека, социальных групп, и таким образом проводить политику на благо всего народа.

 

1.7.

 

Среди русских в обществе не принято говорить о деньгах. Это вызывает у них чувство неловкости и даже стыда. Останавливаться на этой теме неприлично, как и на теме секса. «Не в деньгах счастье», «Не с деньгами жить, а с добрыми людьми», «Уговор дороже денег», - говорят русские. Россияне в большинстве своем плохо относятся к богатым людям, считая их источник богатства нелегитимным, то есть присвоенным воровски из государственной казны, из общенародного достояния. Русские привыкли, что «делать деньги – нехорошо», деньги надо зарабатывать. Заработанная плата – не грех. Русские считают, что надо больше работать, чтобы больше получать. Богатыми же хотят быть многие, но честным путем. На умеющих зарабатывать смотрят с уважением.

Но при этом русские считают, что всех денег не заработаешь. «Деньги - что вода, пришли и ушли», - говорят русские. Русский человек не привык брать в кредит, он копит деньги: на покупку жилья, на автомобиль, на детей, на образование, на отдых, на черный день, на похороны и т.д. Однако накопить желанную сумму удается далеко не всем. Большинство россиян живет от получки до получки. Их деньги уходят на питание, скромную одежду, детей, лечение, и совсем немного на отдых. Современная жизнь оттолкнула русских от чековых книжек и кредитных карт. Иронически они относятся ко всяким чекам, облигациям, акциям и т.д. Сколько раз русский человек был обманут и ограблен до нитки! Нет веры в ценные бумаги у русских. А наличные деньги дают психологическое спокойствие и уверенность.

Тайны «русской души», так и остались тайнами. Никому на Западе не понятно, как выживают сейчас русские. Как они могут при этом преуспевать. Русские у себя чаще оценивают положительные качества, реже отрицательные. Русский может рассказать, что большинство русских – это душевные и приветливые люди, щедрые, доверчивые и смелые. Что для них характерны жизнерадостность, доброта, скромность, честность, терпение, гостеприимство, дружелюбие и религиозность. Что они в равной степени актины и инертны, трудолюбивы и ленивы, уверены в себе и преклоняются перед авторитетом, уравновешены и вспыльчивы. Русские так же скажут, что не хватает пунктуальности, дисциплинированности, мешает пьянство, неаккуратность и халатность.

Самооценка русских будет вполне объективной. Традиционные черты русского человека не изменились за последние 20 лет. Русский народ еще молодой. Все самые выразительные этапы у него еще впереди. Русская культура мягкая, в ней на первом плане – неформальные, «душевные» отношения. Русский человек добродушный, отзывчивый на чужое горе, гостеприимный и щедрый. В нем есть терпение и высокие адаптивные способности. Отношения у русских строятся на общительности, доверии и взаимной помощи.

Русский человек с гордостью говорит: «Я русский». За границей русские не очень-то торопятся расстаться с русским гражданством, так как время от времени, «для души», они все же возвращаются на родину. Существующим положением в стране большинство россиян недовольно. Их возмущает несправедливость творящегося вокруг. Российскую специфику большинство русских считают ценностью, а западные ценности и экономические рецепты возрождения России воспринимаются русскими как чуждые, не подходящие для нее, и даже вредящие (Абульханова К.А., Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы, М., РАН, 1997).

Идет процесс русской консолидации. Русским чужда дискриминация по национальному признаку. Нормально воспринимаются межнациональные браки. Здесь русские не видят никаких ограничений. Все народы рассматривают Россию, как «общий дом». В своем доме все народы должны обладать равными правами. Русский – это всегда российский. Но российский не всегда русский. Большинство русских не ищет для себя никаких преимуществ. Но русский человек всегда берет на себя ответственность за Россию. Русские сохраняют традиционно доброжелательные отношения с соседями.

Русские уже уверились, что рецепты Запада по выведению страны из глубокой ямы неприемлемы, так как они служат для обогащения олигархов и власть имущих. А в конечном итоге обогащению самого Запада. Поняли это все, кроме тех, кто стоит у власти. Их лично подкармливают, и они ничего не видят и ничего не слышат. Вернее не хотят этого делать. Большинство россиян критически оценивает положение России, их возмущает, что ее уже стали относить к слаборазвитым странам. Русские люди считают, что по культуре они занимают промежуточное положение между Востоком и Западом. По экономике им ближе Восток, а самая чужая страна Америка. По национальному характеру русские себя относят также к положению между Востоком и Западом.

Конкуренция рынка не приживается в России и принимает уродливый криминальный характер. Невмешательство государства в экономику русские считают глупостью, так как это противоречит исконно русским традициям. В «европейский дом» русские не стремятся. В сознании русских постепенно укрепляется отстраненность по отношению к Западу. Русские говорят: «Вы уж там сами по себе, а мы как-нибудь сами по себе». Русские традиционно ощущают в себе «всечеловеческое призвание». Русские всегда обращались ко всем, кто нуждается в их помощи. Традиционно внешняя политика России опиралась на искренние порывы «русской души» помочь нуждающимся странам. Русские искренне считают, что Россия всегда служила всему человечеству.

Обобщенный образ Запада для русского негативен. Они против давление на них извне. Их не может устроить абсолютная «бездуховность общества потребления». Русские испытывают недоверие к «добрым» намерениям по отношению к ним западных политиков. Высокий уровень экономического развития За... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


28 ноября 2015

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«12.Русские идут»

Иконка автора Екатерина МюнхгаузенЕкатерина Мюнхгаузен пишет рецензию 30 ноября 13:32
Причины в русской исключительности, которые предлагает автор, представляют собой не более, чем фантазии. Кто нашел Атлантиду, чтобы утверждать, что существовали атланты? Кто беседовал с планетой, чтобы создать астросоциологию? Где сообщения об этом в журналах, вроде nature или science? Очень надеюсь, что читатели не будут всерьез воспринимать подобные сказания, какими бы занятными и красивыми они не выглядели.
Ну и у русских никакой особой избранности я не вижу. Люди везде люди.
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер