ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Марсианский дворник

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Подлая провокация

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Жены и дети царя Ивана Грозного

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Стихи к 8 марта для женщин - Поздравляем...

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Лошадь по имени Наташка

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Попалась в руки мне синица

Автор иконка Сергей Елецкий
Стоит почитать ЧИТАЯ Б.ПАСТЕРНАКА "ЗИМНЯЯ НОЧЬ"

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Без тебя меня нет

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать И один в поле воин

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Женщина любит сердцем

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




12.Русские идут


Симин В.И. Симин В.И. Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
2907 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
12.Русские идутЭта книга о русских. Русские – широкое понятие. Есть русские татары, русские башкиры, русские евреи, русские украинцы, русские белорусы, русские удмурты, русские чеченцы, русские казахи и т.д. Все кто живет в России и за ее пределами, кто говорит, делает и думает по-русски. Книга о том, почему именно русским выпало почетное право быть избранными Богом и встать во главе новой Шестой Расы человечества. Книга написана в 2010-2011 г.г. Издана в г. Москва 2015 г.

ри дворе короля Артура. Особенностью этого действа было не то, что герой после странствий, лишений и мук, как аргонавты, сказочные дураки и царевичи, добывал Грааль, а то, что после всех мытарств и смирения гордыни в зените громкозвучной славы рыцарь удостаивался чести лицезреть Грааль и Святое копье! Бродил, бродил мужик, дрался, сражался, свою и чужую кровь ведрами проливал, наконец приблизился и... поцеловал пробой (запертую дверь. - Ред.); после чего пошел домой - сподобившийся и умиротворенный!

По утверждениям авторов средневековых рыцарских романов, посвятивших всю жизнь этой тематике, Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха, Терра де Сальвеш и ее столица - славный замок Монсальвеш были святой неприкосновенной землей (название, видимо, происходит от французского «mons salvaiges», что означает «дикая гора». - Ред.). Но где эта загадочная земля - Терра де Сальвеш?

Выскажем предположение: а не идет ли речь о Владимиро-Суздальской земле. Ее в середине XII века все - и простолюдины, и знать - называли Земля Залесская (вспомним там же обретающийся город Переславль-Залесский). Монсальвеш - матушка Москва. Стояла она, родименькая, на холме, поросшем лесом, и вокруг нее леса были самые что ни на есть дремучие и дикие. Такие непроходимые, что самый верный путь был вдоль по матушке Москве-реке. Старая Москва стояла именно на острове: река Москва - река Неглинка - болота.

Первое посещение Монсальвеша - Москвы Парцифалем блестяще описано Вольфрамом фон Эшенбахом (время создания «Парцифаля» - 1198—1210 гг.). Подчеркнем: герой пробирается сквозь засыпанные снегом хвойные леса, выходит на берег реки, где его подбирает таинственный король-рыбак. Вместе на ладье (корабле) они добираются до Монсальвеша, где в торжественные дни выносят для показа Грааль и Святое копье сотника Лонгина.

Немецкий ученый-мистик Отто Ран упорно идентифицировал Монсальвеш с Монсегюром, а Терра де Сальвеш с Лангедоком. Все у него здорово, сам даже поначалу поверил было. Потом пораскинул мозгами. Не растут ели в Лангедоке, глубокий снег на юге Франции, если выпадет, то долго не лежит - тает. Вблизи Монсегюра нет судоходных рек. Ближайшее озеро в одном дне пути. Другое дело Москва. Леса - прямо по автору «Парцифаля»: все чаще сосны, чаще ели. Снега лежат с ноября по апрель включительно - полгода в общей сложности. Герои рыцарских преданий и романов добираются до Грааля от Бретани несколько месяцев, а то и лет. Тогда как от Бретани до Лангедока всего за несколько дней можно доползти по-пластунски. Самое же удивительное в том, что артуровский цикл не миновал Московской губернии, где по сей день существует деревня Мерлино (мудрец и волшебник Мерлин - духовный наставник короля Артура).
    Огненная Москва.

Год 1147 от Рождества Христова - вовсе не дата основания Москвы. Сия дата - всего лишь первое официальное упоминание богохранимого града в летописях. Причем в тот знаменательный год в Москве сосредотачиваются два феодально-рыцарских ополчения для похода на столицу Руси того времени - Киев. Что стоит за этой датой? Сами представьте себе, к примеру, такую картину: где-то в каком-то месте надо собрать несколько тысяч человек; предположим даже, что эти люди будут размещаться в палатках. Представили? Хорошо. Продолжаем: эти люди пребывают на указанном месте несколько дней, развлекаются, затем отправляются в дальний вояж. Отсюда следует, что Москва 1147 года располагала не только территорией для размещения двух рыцарских ополчений конца первой половины XII века, но и достаточными ресурсами для удовлетворения потребностей этих военных соединений.

Как утверждают многие исследователи, Москва была родовым владением боярина Стефана Ивановича Кучки. Ростовско-Суздальский князь Георгий (Юрий) Долгорукий как-то осерчал на сего злополучного боярина, пустил его в расход, а Москву на себя переписал. Вроде все понятно, но уж больно удачно расположена Москва - в самой что ни на есть середине Северо-Восточной Руси. Да и кто же это такой - боярин Стефан Иванович Кучка? Точно и конкретно его локализировать не представляется возможным. Между тем определить самого Стефана Ивановича по его социальному статусу титулованной знати можно безошибочно. Бояре Руси того времени прямые потомки князей (королей, кёнигов) дорюриковского времени. Природные государи, в силу перехода на службу к потомству Рюрика, по существовавшим нормативам публично утратили свой природный статус.

Между тем эти ребята, не входившие в клан Рюрика, но бывшие природными государями (во всяком случае, для населения их владений), продолжали оставаться таковыми, и, не исключено, как могли гадили Рюриковичам, а между собой продолжали считаться старыми родовыми счетами и преданиями. Скажем так, прежде чем войти в ареал империи Рюриковичей, Москва была столицей племенного королевства, которое располагалось крайне удачно и, судя по всему, имело еще и какое-то культовое, сакральное значение. Недаром же, будто бы создав московское укрепление, Долгорукий назвал его кремник, и только столетия спустя его окрестили Кремлем.

Обычно кремник переводят как крепкий - якобы от кремень. Но кремень - это горючий камень, тот, из чего высекают искру. Правильнее: зажигательный. Кремль и крематорий - слова одного корня и содержания: места ритуального трупосожжения, еще дохристианского. Место получается издревле святое! Будь по-иному, то Андрей Боголюбский вряд ли отдал бы Москву митрополиту и Богородице. Не имея данных, не могу рассуждать о дохристианском времени, но, судя по всему, уже во времена Юрия Долгорукого и Грааль, и Святое Копье были в Москве. Передавая Москву митрополиту и Богородице в 1157 году, Андрей Боголюбский всего лишь легализовал иммунитет издревле почитаемого святого места.

Цитадель российской государственности.

Любознательный читатель волей-неволей задаст себе вопрос: какое же значение все это имеет для вопроса об имперской короне, Третьем Риме и Новом Израиле? Сразу ответим: прямое. Со времени передачи Москвы митрополиту и Богородице она стала убежищем для осиротевших принцев крови. Так, младший сын Боголюбского, высшей милостью любящего папочки посвященный службе Христу и Богородице, отсиживался в Москве, пока его не востребовали в Абхазию на предмет бракосочетания с царицей Тамарой (сильно смахивающей на Репанс де Шой у Вольфрама фон Эшенбаха). В Москве отсиживался и внук Всеволода Большое Гнездо - Михаил Ярославович Хоробрит (Храбрый).

Так же и четвертый сын Александра Ярославича Даниил тихо отсиживался в Москве, ожидая часа, когда он окажется востребованным. Ждать-то ему было особенно нечего: четвертый сын - по боярско-баронскому штату: конь да покрут, более никаких претензий (почти как младшие сыновья в сказке про Кота в сапогах). Прямо скажем - не светит. Вдруг в 1283 году Иоанн Переславский еще при жизни завещает свое княжество Даниилу! Законный претендент на всю Русскую землю Андрей Городецкий за недосугом узнал об этом двадцать лет спустя. Собрался было воевать, но преставился. Так же (лишь с незначительными изменениями) завершил свой жизненный путь Святой мученик Михаил Ярославич Тверской, имевший глупость попытаться перевести спор о выморочном владении - Переславском княжестве - в рамки существующего феодального законодательства.

Сын четвертого сына Александра Невского Георгий стал при поддержке хана Узбека Великим князем всея Руси. Брат его Иоанн Калита умудрился выйти из безнадежного положения, сделать Москву столицей митрополита и раз и навсегда закрепить за своим потомством право высшей региональной власти над всем наследием Рюрика. Причем именно при Иоанне Калите митрополит Петр перенес митрополичью столицу в Москву, где она и продолжает (с перерывом на имперскую эпоху) пребывать по сей день, оставаясь столицей патриарха.

Выходит, что ранее существовавшее на Руси право преемственности великокняжеского стола при Данииле Александровиче утратило силу. Сам Даниил и его наследники законным путем получили нечто такое, что полностью защищало их легитимное право высшей региональной власти от любых притязаний братии - точно таких же потомков Рюрика, как и они. Скажем больше: турки еще не взяли Константинополь, а Москва уже объявила себя Третьим Римом!

Московские правители, начиная с Василия II Темного, приглашаются возглавить крестовый поход против турок для освобождения града святого Константина - Keiserburg. Вася Темный вроде как бы еще ничего, великий князь Рязанский его в страхе держит. Перед святым Мортирием Боровским великий князь Московский со слезою на глазах на коленях стоит. Ничего, апостолик Римский в то же время ему пишет: не угодно ли Вам будет, богоизбранный благодетель (Hospodar - русск. государь), возглавить воинство Христово для приятия отчины и дедины своя, под пятою безбожных агарян изнывающую.

В конце-то концов, когда от Пап приходили аналогичные послания Иоанну III, Василию III и Иоанну Грозному, все ясно и понятно: все они были могущественные повелители. Но Вася Темный... Что же случилось такое, что святой князь Даниил Александрович Московский - сын вдовы - ни с того ни с сего вдруг оказался впереди планеты всей? Как удалось выяснить, предания начинают историю Московского царства-государства с 1282 года - времени основания Свято-Даниловского монастыря Богородицы. То, что тогда Даниил, которому исполнилось 20 лет (время посвящения в рыцари), как следует из повести «Об убиении Даниила Суздальского и основании богохранимого града Москвы», был по всем правилам посвящен в третью степень по обряду тамплиеров, не вызывает сомнений. Между тем тамплиеры при всей их амбициозности больше, чем на Новый Израиль и Иерусалим, никогда не претендовали.

Даниил же и его потомство претендуют ни много ни мало - на мировую державу! Что же, кроме Свято-Даниловского действа, произошло в 1282 году? Событие, случившееся тогда, меняло все ранее сложившиеся отношения в Европе и на Востоке, подготовило почву для образования национальных государств.

Шапка Мономаха упоминается во всех духовных грамотах московских князей, начиная с великого князя Ивана Калиты, как «шапка золотая». В 1572 году в завещании Ивана Грозного названа «шапкой Мономаха». Возможно, подарена ханом Узбеком московскому князю Юрию Даниловичу или его младшему брату Ивану (Калите); Венчание на царство князя Иоанна Васильевича (Ивана IV) в 1457 году. На старинном рисунке на голове государя видна корона, хотя современные историки упоминают шапку Мономаха.

(Статья «Корона империи», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, ОАО «РЖД» Электронно-научная библиотека. http://10.132.70.40/2009-2010).

 

4.5.

 

Много чудного говорят о царе Иване Грозном. Но более всего скверного и несправедливого. Вот статьи о грозном времени и великом царе. (Статья «Иван Грозный: Разгром крымской орды» и «Иван Грозный: мифы и правда», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, ОАО «РЖД» Электронно-научная библиотека. http://10.132.70.40/2009-2010). 

Проект создания в Ливонии вассального королевства рухнул после неудачной осады Ревеля. Автор проекта опричный боярин Таубе изменил царю и возглавил мятеж в Юрьеве. Воеводы подавили мятеж в течение двух часов, после чего Таубе укрылся в Литве. Царь потребовал от короля выдачи изменника, но получил отказ и велел казнить многих ливонских пленных. Эти события не оказали длительного влияния на внешнеполитическую ориентацию России.

Угроза со стороны Крыма побудила Москву искать мира с Речью Посполитой. Через литовского посла царь передал в Краков предложение о союзе против турок и татар. Смерть короля Сигизмунда помешала реализации подготавливавшегося соглашения. Мирная инициатива царя связана была также с крушением русско-шведского военного союза и возобновлением военных действий в шведской Ливонии. Считая Юхана III своим личным врагом, Иван направил ему послание, составленное в заносчивых и высокомерных выражениях. Он потребовал, чтобы шведский король признал себя вассалом русской короны и немедленно уступил  Ревель. Дипломатический  нажим  был  подкреплен военной демонстрацией на шведской границе. Под предлогом войны со шведами царь в 1572 году покинул столицу, несмотря на угрозу татарского нападения, и прибыл в Новгород в сопровождении двора и стрельцов.

Русское командование планировало после отражения татар перебросить армию из-под Москвы в Новгород и изгнать шведов из Ливонии. Но сражение на южных границах затянулось. В войне с татарами армия понесла тяжелые потери, ввиду чего поход в Ливонию был отложен. Грозный направил шведскому королю второе бранное письмо. Я надеялся, писал царь, "что уже ты и Свойская земля в своих глупостях познаетесь", но обманулся: "ваше воровство все наруже, опрометывается, как бы гад, разными виды". Царь предупредил Юхана III, что вскоре наведается в его владения, и сдержал свое слово. В конце 1572 года он с большой армией вторгся в шведскую Ливонию и овладел замком Пай да. При штурме Панды погиб Малюта Скуратов.

Между тем на южных границах события развивались своим чередом. После сожжения Москвы в 1571 году Иван IV уведомил хана о том, что готов уступить ему Астрахань ради мира. Но в Крыму взяла верх военная партия, под влиянием которой мирные предложения Москвы были отвергнуты. Россию опустошали голод и чума. Царская армия понесла тяжелые поражения под Ревелем и Москвой. Русская столица казалась татарам легкой добычей. Ее старые укрепления были уничтожены пожаром, а новые, наспех возведенные, не могли полностью их заменить. Военные неудачи поколебали русское владычество в Поволжье и Прикаспии. Ногайская орда окончательно порвала вассальные отношения с Москвой и примкнула к антирусской коалиции.

Покоренные народы Поволжья пришли в движение и попытались сбросить власть царя. Союзниками Крыма выступили многие адыгейские князья с Северного Кавказа. За спиной крымцев стояла крупнейшая в Европе военная держава - Османская империя. В такой ситуации хан надеялся не только отторгнуть от России Среднее и Нижнее Поволжье, но и захватить Москву и тем самым восстановить давнюю зависимость Руси от татар. Накануне вторжения Девлет-Гирей приказал расписать между мурзами уезды и города России. Султан направил в Крым специальную миссию для участия в завоевательном походе на  Русь.

В ожидании нового нашествия русские к маю 1572 года собрали на  южной границе около   12 000 дворян, 2035 стрельцов и 3800 казаков. Вместе с ополчениями северных городов армия насчитывала немногим более 20 000. На стороне татар был численный перевес. Во вторжении участвовало от 40 000 до 50 000 всадников из состава Крымской, Большой и Малой ногайских орд. Хан имел в своем распоряжении турецкую артиллерию.

Русское командование расположило основные силы под Коломной, надежно прикрыв подходы к Москве со стороны Рязани. Но оно учло также возможность повторного вторжения татар с юго-запада, из района Угры. На этот случай командование выдвинуло на крайний правый фланг в Калугу воеводу князя Д. И. Хворостннина с передовым полком. Вопреки традиции, передовой полк по численности превосходил полки правой и левой руки. Хворостинину был придан подвижный речной отряд для обороны переправ через Оку.

Татары вторглись на Русь 23 июля 1572 года. Их подвижная конница устремилась к Туле и на третий день попыталась перейти Оку выше Серпухова, но была отбита от переправ русским сторожевым полком. Тем временем хан со всей ордой вышел к главным серпуховским переправам через Оку. Русские воеводы ждали противника за Окой на сильно укрепленных позициях.

Натолкнувшись на прочную оборону русских, хан возобновил атаку в районе Сенькина брода выше Серпухова. В ночь на 28 июля ногайская конница разогнала две сотни дворян, охранявших брод, и захватила переправы. Развивая наступление, ногайцы за ночь ушли далеко на север. Под утро к месту переправы татар подоспел Хворостинин с передовым полком. Но, столкнувшись с главными силами татар, он уклонился от боя. Вскоре полк правой руки попытался перехватить татар в верхнем течении реки Нары, но был отброшен прочь. Хан Девлет-Гирей вышел в тыл русской армии и по серпуховской дороге стал беспрепятственно продвигаться к Москве.

Татарскими арьергардами командовали сыновья хана с многочисленной и отборной конницей. Передовой полк следовал за царевичами, выжидая благоприятного момента. Когда такой момент наступил, воевода Хворостинин обрушился на татар. Бой произошел в районе деревни Молоди, в 45 верстах от Москвы. Татары не выдержали удара и бежали. Хворостинин "домчал" сторожевой полк татар до ханской ставки. Чтобы поправить положение, Девлет-Гирей вынужден был бросить на помощь сыновьям 12 000 крымских и ногайских всадников. Сражение разрасталось, и главный воевода Воротынский в ожидании татар приказал установить подвижную крепость - "гуляй-город" близ Молодей. Большой полк укрылся за стенами крепости, изготовившись к бою.

Троекратное превосходство сил противника вынудило Хворостинина отступить. Но при этом он осуществил блестящий маневр. Его полк, отступая, увлек татар к стенам "гуляй-города". Залпы русских пушек, стрелявших в упор, внесли опустошение в ряды татарской конницы и заставили ее повернуть вспять. Поражение при Молодях вынудило Девлет-Гирея приостановить наступление на Москву. В течение дня татары простояли за Пахрой, ожидая подхода русских. Но те не возобновили атак. Тогда татары повернули вспять от

Пахры к Молодям. Воеводы добились бесспорного успеха, вынудив хана отойти от Москвы и принять бой на избранной ими позиции.

Центром русских оборонительных позиций служил холм, на вершине которого стоял гуляй-город, окруженный наспех вырытыми рвами. За стенами города укрылся большой полк. Остальные полки прикрывали его тыл и фланги, оставаясь вне укреплений. У подножия холма за речкой Рожай стояли 3000 стрельцов, чтобы поддержать воевод "на пищалях".

Татары быстро преодолели расстояние от Пахры до Рожая и всей массой обрушились на русские позиции. Стрельцы полегли на поле боя все до единого, но засевшие в гуляй-городе воины, отбили атаки конницы сильной пушечной и ружейной пальбой. Обеспокоенный неудачей, главный татарский воевода Дивей-мурза выехал на рекогносцировку и приблизился вплотную к русским позициям. Здесь его захватили в плен «резвые» дети боярские.

Кровопролитное сражение продолжалось до самого вечера 30 июля. Потери татар были исключительно велики. Погибли предводитель ногайской конницы Теребердей-мурза и трое знатных крымских мурз. Не добившись успеха, хан прекратил атаки и в течение двух дней приводил в порядок свою расстроенную армию.

В сражении русские одержали победу, но успех грозил обернуться неудачей. Когда поредевшие полки укрылись в "гуляй-городе", запасы продовольствия у них быстро иссякли, и в армии "учал быти голод людям и лошадем великой".

После двухдневного затишья Девлет-Гирей 2 августа возобновил штурм "гуляй-города", направив к нему все свои   конные  и   пешие   полки. Атакой  руководили  ханские сыновья, получившие приказ во что бы то ни стало "выбить" у русских Дивей-мурзу. Невзирая на потери, татары упорно пытались опрокинуть неустойчивые стены "гуляй-города", "изымалися у города за стену руками, и туг многих татар побили и руки пообсекли бесчисленно много". К концу дня, когда натиск татар начал ослабевать, русские предприняли смелый маневр, который и решил исход сражения.

Воевода М. И. Воротынский с полками покинул "гуляй-город" и, продвигаясь по дну лощины позади укреплении, скрытно вышел в тыл татарам. Оборона "гуляй-города" была поручена князю Д. И. Хворостинину, в распоряжение которого поступили вся артиллерия и немногочисленный отряд немецких наемников. По условленному сигналу Хворостинин дал залп изо всех орудий, затем "вылез" из крепости и напал на врага. В тот же самый момент с тыла на татар обрушились полки Воротынского. Татары не выдержали внезапного удара и бросились бежать. Множество их было перебито и взято в плен. В числе убитых были сын хана Девлет-Гирея и его внук. В руки воевод попало много знатных крымских и ногайских мурз. На другой день после победы русские продолжали преследование неприятеля и разгромили арьергарды, оставленные ханом на Оке и насчитывающие до 5000 всадников.

Согласно укоренившейся традиции, славу победы над татарами приписывают обычно главному воеводе князю М. И. Воротынскому. Подобное мнение кажется неверным. Назначение Воротынского главнокомандующим объясняется отнюдь не особыми военными дарованиями или заслугами удельного князя, а в первую очередь его знатностью. Подлинным героем сражения при Молодях был не он, а молодой опричный воевода князь Д. И. Хворостинин, формально занимавший пост второго воеводы передового полка. На его исключительные заслуги в войнах с татарами указывал осведомленный современник Д. Флетчер. За два года до битвы при Молодях Хворостинин нанес сильное поражение крымцам под Рязанью. Но в полной мере его военный талант раскрылся во время войны с татарами в 1572 году. Именно Хворостинин разгромил татарские арьергарды 28 июля, а затем принял на себя командование "гуляй-городом" во время решающего сражения 2 августа.

Сражение при Молодях 1572 года относится к числу значительнейших событий военной истории XVI века. Разгромив  в открытом  поле татарскую  орду, Русь нанесла сокрушительный удар по военному могуществу Крыма. Гибель отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 году и разгром крымской орды под Москвой в 1572 году положили предел турецко-татарской экспансии в Восточной Европе. Блестящая победа объединенной земско-опричной армии над татарами оказала определенное воздействие на внутренние дела государства, ускорив отмену опричнины. http://bibliotekar.ru/polk-10/27.htm

Правда об Иване Грозном.

Безусловное большинство историков, публицистов, писателей и т. п. рассматривает его, как заведомо "беспрецедентного", в сущности, патологического тирана, деспота, палача. Нелепо было бы оспаривать, что Иван IV был жестким правителем. Историк Скрынников, посвятивший несколько десятилетий изучению его эпохи, доказывает, что при Иване IV Грозном в России осуществлялся "массовый террор", в ходе которого было уничтожено около 3-4 тыс. человек.

Но зададимся вопросом: сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX? Оказывается, они самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Так, например, именно во время, синхронное правлению Ивана Грозного - с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, "число жертв... доходило до 100 тыс.". Из них было "сожжено живьем 28 540 человек".

Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное "личное" участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито "более 3 тыс. гугенотов" только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму; таким образом, за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время террора Ивана Грозного! "Ночь" имела продолжение, и "в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов". В Англии Генриха VIII только за "бродяжничество" вдоль больших дорог "было повешено 72 тысячи бродяг и нищих". В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек.

И все же, как это ни странно и даже поразительно, и в русском, и в равной мере западном сознании Иван Грозный предстает, как ни с кем не сравнимый, уникальный тиран и палач. Нечто подобное происходит и с другими примерами ивановой жестокости, которые необходимо рассмотреть без привычной предвзятости и опираясь на документальные свидетельства и просто логику.

Миф 1. Беспричинный террор

Наверно, это самый главный аргумент против Ивана. Мол, исключительно ради забавы резал грозный царь ни в чем не повинных бояр. Хотя периодическое возникновение широко разветвленных заговоров в боярской среде не отрицает ни один уважающий себя историк, хотя бы потому, что заговоры - обычное дело при любом царском дворе. Мемуары той эпохи так и пестрят рассказами о бесчисленных интригах и изменах. Факты и документы - вещь упрямая, а они свидетельствуют, что против Грозного были составлены несколько следовавших один за другим опасных заговоров, объединявших многочисленных участников из царского окружения.

Так в 1566-1567 гг. царем были перехвачены письма от польского короля и от литовского гетмана к многим знатным подданным Иоанна. Среди них был и бывший конюший Челяднин-Федоров, чей чин делал его фактическим руководителем Боярской Думы и давал ему право решающего голоса при выборах нового государя. Вместе с ним письма из Польши получили князь Иван Куракин-Булгачов, три князя Ростовских, князь Бельский и некоторые другие бояре. Из них один Бельский не вступил с Сигизмундом в самостоятельную переписку и передал Иоанну письмо, в котором польский король предлагал князю обширные земли в Литве за измену русскому государю. Остальные адресаты Сигизмунда продолжили письменные сношения с Польшей и составили заговор, ставящий своей целью посадить на русский престол князя Владимира Старицкого.

Осенью 1567 года, когда Иоанн возглавил поход против Литвы, к нему в руки попали новые свидетельства измены. Царю пришлось срочно вернуться в Москву не только для следствия по этому делу, но и для спасения собственной жизни: заговорщики предполагали с верными им воинскими отрядами окружить ставку царя, перебить опричную охрану и выдать Грозного полякам. Во главе мятежников встал Челяднин-Федоров. Сохранился отчет об этом заговоре политического агента польской короны Шлихтинга, в котором он сообщает Сигизмунду: "Много знатных лиц, приблизительно 30 человек... письменно обязались, что предали бы великого князя вместе с его опричниками в руки Вашего Королевского Величества, если бы только Ваше Королевское Величество двинулись на страну".

Состоялся суд Боярской Думы. Улики были неопровержимы: договор изменников с их подписями находился в руках у Иоанна. И бояре, и князь Владимир Старицкий, постаравшийся отмежеваться от заговора, признали мятежников виновными. Историки, основываясь на записках германского шпиона Штадена, сообщают о казни Челяднина-Федорова, Ивана Куракина-Булгачова и князей Ростовских. Их всех, якобы, жестоко пытали и казнили. Но, достоверно известно, что князь Иван Куракин, второй по важности участник заговора, остался жив и, более того, спустя 10 лет, занимал пост воеводы города Вендена. Осажденный поляками, он пьянствовал, забросив командование гарнизоном. Город был потерян для России, а князь-пьяница был за это казнен. Вроде не скажешь, что наказали ни за что.

И с многими казненными боярами случилась подобная волокита, не говоря уже о том, что нескольких бояр, наподобие братьев Воротынских, умертвили исключительно историки, а не Грозный. Исследователи-историки немало веселились, находя документы о жизни многих бояр, как ни в чем не бывало продолжавшейся и после того, как им будто бы отрубили голову или посадили на кол.

Миф 2. Разгром Новгорода.

В 1563 году Иоанн узнает от служившего в Старице дьяка Савлука о "великих изменных делах" своего кузена князя Владимира Старицкого и его матери, княгини Ефросинии. Царь начал следствие и вскоре после этого в Литву бежал Андрей Курбский, близкий друг Старицкого семейства и активный участник всех его интриг. В то же время умирает родной брат Иоанна, Юрий Васильевич. Это приближает Владимира Старицкого вплотную к трону. Грозный вынужден принять ряд мер для обеспечения собственной безопасности. Царь заменяет всех ближних людей Владимира Андреевича на своих доверенных лиц, обменивает его удел на другой и лишает двоюродного брата права жить в Кремле. Иоанн составляет новое завещание, по которому Владимир Андреевич хотя и остается в опекунском совете, но уже рядовым членом, а не председателем, как раньше.

Все эти меры нельзя назвать даже суровыми, они были просто адекватной реакцией на опасность. Уже в 1566 г. отходчивый царь прощает брата и жалует его новыми владениями и местом в Кремле для постройки дворца. Когда в 1567 г. Владимир вместе с Боярской Думой вынес обвинительный приговор Федорову-Челяднину и остальным своим тайным сообщникам, доверие к нему Иоанна возросло еще больше. Однако в конце лета того же года близкий Старицкому двору новгородский помещик Петр Иванович Волынский сообщает царю о новом заговоре такого масштаба, что Иоанн в страхе обратился к Елизавете Английской с просьбой о предоставлении ему, в крайнем случае, убежища на берегах Темзы.

Суть заговора, вкратце, такова: подкупленный Старицким князем царский повар отравляет Иоанна ядом, а сам князь Владимир, возвращаясь в это время из похода, ведет за собой значительные воинские силы. С их помощью он уничтожает опричные отряды, свергает малолетнего наследника и захватывает престол. В этом ему помогают заговорщики в Москве, в том числе и из высших опричных кругов, боярская верхушка Новгорода и польский король. После победы участники заговора планировали поделить Россию следующим образом: князь Владимир получал трон, Польша - Псков и Новгород, а новгородская знать - вольности польских магнатов. Было установлено участие в заговоре близких к царю московских бояр и чиновников: Вяземского, Басмановых, Фуникова и дьяка Висковатого.

В конце сентября 1569 года царь вызвал к себе Владимира Старицкого, после чего князь уходит с царского приема и умирает на другой день. Заговор был обезглавлен, но еще не уничтожен. Во главе заговора стал новгородский архиепископ Пимен. Иоанн двинулся к Новгороду. Наверное, никакое другое событие того времени не вызвало такого количества гневных выпадов против царя, как так называемый "новгородский погром". Известно, что 2 января 1570 года передовой отряд опричников выставил заставы вокруг Новгорода, а 6 или 8 января в город вошли царь и его личная охрана.

Передовой отряд арестовал знатных граждан, чьи подписи стояли под договором с Сигизмундом, и некоторых монахов, виновных в ереси жидовствующих, которая служила идеологической подпиткой сепаратизма новгородской верхушки. После прибытия государя состоялся суд. Сколько было приговоренных к смерти изменников? Историк Скрынников, на основании изученных документов и личных записей царя, выводит цифру в 1505 человек. Примерно столько же, полторы тысячи имен насчитывает список, посланий Иоанном для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский монастырь. Много это или мало для искоренения сепаратизма на трети территории страны? Не понимая того времени и не зная всех сопутствующих обстоятельств, на этот вопрос можно дать только какой-нибудь праздный ответ, ничего не объясняющий по существу. Но, может, все же правы те, кто сообщает о десятках тысяч "жертв царской тирании"? Ведь дыма без огня не бывает? Не зря же пишут о 5000 разоренных дворах из 6000 имевшихся в Новгороде, о 10.000 трупов, поднятых в августе 1570 года из братской могилы близ Рождественского храма? О запустении Новгородских земель к концу XVI века?

Все эти факты объяснимы и без дополнительных натяжек. В 1569-1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000 жителей России. В самой Москве в 1569 г. умирало по 600 человек в день - столько же, сколько, якобы, ежедневно казнил в Новгороде Грозный. Жертвы чумы и легли в основу мифа о "новгородском погроме".

Миф 3. "Сыноубийца"

Есть одна "жертва" Иоанна, о которой наслышаны все от мала до велика. Подробности убийства Иваном Грозным своего сына растиражированы в тысячах экземпляров художниками и писателями. Отцом мифа о "сыноубийстве" был высокопоставленный иезуит, папский легат Антоний Поссевин. Ему принадлежит и авторство политической интриги, в результате которой католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции поставить Россию на колени и, воспользовавшись ее тяжелым положением, вынудить Иоанна подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу. Однако царь повел свою дипломатическую игру и сумел использовать Поссевина при заключении мира с Польшей, избежав при этом уступок в религиозном споре с Римом.

Хотя историки и представляют Ям-Запольский мирный договор, как серьезное поражение России, надо сказать, что стараниями папского легата фактически Польша получила обратно только свой же собственный город Полоцк, отнятый Грозным у Сигизмунда в 1563 году. После заключения мира Иоанн даже отказался обсуждать с Поссевиным вопрос об объединении церквей - он ведь и не обещал этого. Провал католической авантюры сделал Поссевина личным врагом Иоанна. К тому же, иезуит прибыл в Москву через несколько месяцев после смерти царевича и не мог быть свидетелем происшествия.

Что касается истинных причин события, то смерть наследника престола вызвала недоуменную разноголосицу у современников и споры у историков. Версий смерти царевича было достаточно, но в каждой из них основным доказательством служили слова "быть может", "скорее всего", "вероятно" и "будто бы". Но традиционная версия гласит так: однажды царь зашел в покои сына и увидел его беременную жену одетой не по уставу: было жарко, и она вместо трех рубах надела только одну. Царь стал бить невестку, а сын - ее защищать. Тогда Грозный и нанес сыну смертельный удар по голове.

Но и в этой версии можно увидеть ряд несоответствий. "Свидетели" путаются. Одни говорит, что царевна надела лишь одно платье из трех полагающихся из-за жары. Это в ноябре-то? Тем более, что женщина в то время имела полное право находиться у себя в покоях только в одной сорочке, служившей домашним платьем. Другой автор указывает на отсутствие пояска, что, якобы, и привело в бешенство Иоанна, случайно встретившего невестку во "внутренних покоях дворца". Эта версия совершенно недостоверна хотя бы потому, что царю было бы очень сложно встретить царевну "одетой не по уставу", да еще во внутренних покоях. А по остальным дворцовым палатам даже полностью одетые дамы тогдашнего московского высшего света не расхаживали свободно.

Для каждого члена царской семьи строились отдельные хоромы, соединенные с другими частями дворца довольно прохладными в зимнее время переходами. В таком отдельном тереме и проживала семья царевича. Распорядок жизни царевны Елены был таким же, как и у других знатных дам того века: после утреннего богослужения она отправлялась в свои покои и садилась за рукоделие со своими прислужницами. Знатные женщины жили взаперти. Проводя дни в своих светелках, они не смели показаться на людях и, даже сделавшись женою, не могли никуда выйти без позволения мужа, в том числе и в церковь, а за каждым их шагом следили неотступные слуги-стражи. Помещение знатной женщины находилось в глубине дома, куда вел особый вход, ключ от которого всегда лежал у мужа в кармане. На женскую половину терема не мог проникнуть никакой мужчина, хотя бы он был самым близким родственником.

Таким образом, царевна Елена находилась на женской половине отдельного терема, вход в которую всегда заперт, а ключ находится у мужа в кармане. Выйти оттуда она может только с разрешения супруга и в сопровождении многочисленных слуг и служанок, которые наверняка позаботились бы о приличной одежде. К тому же, Елена была беременна и едва ли ее оставили бы без присмотра. Выходит, что единственной возможностью для царя встретить невестку в полуодетом виде означало выломать запертую дверь в девичью и разогнать боярышень и сенных девушек. Но такого факта история в полной приключениями жизни Иоанна не зафиксировала.

Но если не было убийства, то от чего умер царевич? Царевич Иван умер от болезни, чему сохранились некоторые документальные подтверждения. Жак Маржерет писал: "Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла... и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье". На примере этой фразы мы можем видеть, как ложная версия, популярная среди иностранцев с "легкой" руки Поссевина, переплетается с правдой о смерти царевича от болезни во время поездки на богомолье. К тому же, продолжительность болезни состовляла 10 дней, с 9 по 19 ноября 1581 года. Но что это была за болезнь?

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении Грозного. Ученые обнаружили, что содержание мышьяка, наиболее популярного во все времена яда, примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.

Насколько случайно такое совпадение? К сожалению, о болезни царевича известно только то, что она длилась 10 дней. Место смерти наследника - Александрова слобода, расположенная к северу от Москвы. Можно предположить, что, почувствовав себя плохо, царевич выехал в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы там принять перед смертью монашеский постриг. Понятно, что если он решился отправиться в такой далекий путь, то не лежал без сознания с травмой черепа. В противном случае, царевича постригли бы на месте. Но в дороге наступило ухудшение состояния больного и, доехав до Александровской слободы, наследник окончательно слег и вскоре скончался от "горячки".

Миф 4. "Иван-многоженец"

Практически все историки и литераторы, писавшие о Грозном, не могут обойти стороной тему его супружеской жизни. И тут на сцену выступают пресловутые семь жен Ивана Грозного, созданные больным воображением западных мемуаристов, начитавшихся сказок о Синей Бороде, а также помнивших о реальных, трагически заканчивавшихся судьбах нескольких жен английского короля Генриха VIII. Иеремия Горсей, много лет проживший в России, не постеснялся записать в царские жены "Наталью Булгакову, дочь князя Федора Булгакова, главного воеводы, человека, пользовавшегося большим доверием и опытного на войне... вскоре этот вельможа был обезглавлен, а дочь его через год пострижена в монахини".

Однако такой дамы вообще в природе не существовало. Это же самое можно повторить и по отношению к некоторым другим "женам" Иоанна. В своем "Путешествии по святым местам русским" А. Н. Муравьев указывает точное число Иоанновых жен. Описывая Вознесенский монастырь - место последнего упокоения Великих княгинь и русских цариц, он говорит: "Рядом с матерью Грозного четыре его супруги...". Конечно, четыре супруги это тоже немало. Но, во-первых, не семеро. А, во-вторых, третья супруга царя, Марфа Собакина, тяжело заболела еще невестой и умерла через неделю после венца, так и не став царской женой. Для установления этого факта была созвана специальная комиссия, и на основании ее выводов царь получил впоследствии разрешение на четвертый брак. По православному обычаю разрешалось жениться не более трех раз.

Миф 5. "Разгром немецкой слободы"

В 1580 году царь провел еще одну акцию, положившую конец благополучию немецкой слободы. Это тоже используется для очередной пропагандистской атаки на Грозного. Померанский историк пастор Одерборн описывает это события в мрачных и кровавых тонах: царь, оба его сына, опричники, все в черных одеждах, в полночь ворвались в мирно спящую слободу, убивали невинных жителей, насиловали женщин, отрезали языки, вырывали ногти, протыкали людей добела раскаленными копьями, жгли, топили и грабили.

Однако, историк Валишевский считает, что данные лютеранского пастора абсолютно недостоверны. Тут надо добавить, что Одерборн писал свой пасквиль в Германии, очевидцем событий не был и испытывал к Иоанну ярко выраженную неприязнь за то, что царь не захотел поддержать протестантов в их борьбе с католическим Римом.

Совсем по-иному описывает это событие француз Жак Маржерет, много лет проживший в России: "Ливонцы, которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие лютеранскую веру, получив два храма внутри города Москвы, отправляли там публично службу; но в конце концов, из-за их гордости и тщеславия сказанные храмы... были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были изгнаны нагими, в чем мать родила, они не могли винить в этом никого кроме себя, ибо... они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды - столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс... Основной барыш им давало право продавать водку, мед и иные напитки, на чем они наживают не 10%, а сотню, что покажется невероятным, однако же это правда".

Подобные же данные приводит и немецкий купец из города Любека, не просто очевидец, но и участник событий. Он сообщает, что хотя было приказано только конфисковать имущество, исполнители все же применяли плеть, так что досталось и ему. Однако, как и Маржерет, купец не говорит ни об убийствах, ни об изнасилованиях, ни о пытках. Но в чем же вина ливонцев, лишившихся в одночасье своих имений и барышей?

Немец Генрих Штаден, не питающий любви к России, сообщает, что русским запрещено торговать водкой, и этот промысел считается у них большим позором, тогда как иностранцам царь позволяет держать во дворе своего дома кабак и торговать спиртным, так как "иноземные солдаты - поляки, немцы, литовцы... по природе своей любят пьянствовать". Эту фразу можно дополнить словами иезуита и члена папского посольства Паоло Компани: "Закон запрещает продавать водку публично в харчевнях, так как это способствовало бы распространению пьянства". Таким образом, становится ясно, что ливонские переселенцы, получив право изготовлять и продавать водку своим соотечественникам, злоупотребили своими привилегиями и "стали развращать в своих кабаках русских".

Как бы ни возмущались платные агитаторы Стефана Батория и их современные адепты, факт остается фактом: ливонцы нарушили московское законодательство и понесли полагающееся по закону наказание. Михалон Литвин писал, что "в Московии нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имение конфискуется, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму... Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами, которые, посылая нам деревянные чаши... седла, копья, украшения и различное оружие, грабят у нас золото".

Конечно, царь встревожился, когда узнал, что в немецкой слободе спаивают его подданных. Но никаких беззаконий не было, наказание соответствовало закону, основные положения которого приводятся у Михалона Литвина: дома преступников разорили; имущество конфисковали; прислуга и соседи были наказаны плетьми; и даже было оказано снисхождение - ливонцев не заключили пожизненно в тюрьму, как полагалось по закону, а только выселили за город и разрешили построить там дома и церковь. Как видно из выше приведенных фактов, фигура Ивана Грозного была изрядно демонизирована, хотя, конечно, во время правления Грозного были темные страницы, но ничего такого, что выходило за рамки политической культуры и нравов того времени, за царем найти трудно.

Причем за явно искаженным образом Грозного многие исследователи не замечают положительных сторон правления Ивана Васильевича. А ведь их тоже немало. При Иване Русь поднялась с колен и расправила плечи от Балтики до Сибири. При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое - до 5,4 млн. кв. км - чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек.

В 1547 году Грозный венчался на царство и принял титул царя, равнозначный императорскому. Такое положение дел было узаконено Вселенским Патриархом и другими иерархами Восточной Церкви, видевшими в Иоанне единственного защитника Православной веры. При Иване окончательно были уничтожены остатки феодальной раздробленности, а без этого не известно, пережила бы Россия смутное время или нет. Именно при Иоанне IV были проведены церковные Соборы 1547, 1549, 1551, 1553 и 1562 годов, заложившие основы церковного строительства Руси. В правление этого царя прошла канонизация 39 русских святых, тогда как до него (за шесть веков христианства на Руси!) прославили всего 22.

По велению Ивана Грозного было возведено свыше 40 каменных церквей, украшенных золотыми куполами. Царь основал 60 монастырей, подарив им купола и украшения, а также пожертвовав им денежные вклады.

Иоанн IV, под именем Парфения Юродивого, написал Канон и молитву архангелу Михаилу, назвав его именно Грозным Ангелом. Канон подчеркивает священный страх, исходящий от архангела, здесь он описан, как "грозный и смертоносный". Царь Иоанн писал еще и стихиры, о которых очень высоко отзываются знатоки нашей древней письменности. Взято: http://dkr.com.ua/index.php?new=1094

(Статья «Иван Грозный: Разгром крымской орды» и «Иван Грозный: мифы и правда», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, ОАО «РЖД» Электронно-научная библиотека. http://10.132.70.40/2009-2010). 

 

4.6.

 

Много сейчас искажено в истории Руси. Искажено умышленно. Настает пора очистить налеты и наветы. Вот еще одна статья о истории. (Статья «Россияне хотят, чтобы их прошлое оценивали объективно», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, ОАО «РЖД» Электронно-научная библиотека. http://10.132.70.40/2009-2010). 

Как известно, Россия - страна непредсказуемого прошлого. Пророков в своем Отечестве мы тоже искать не привыкли. Зато об истории спорили, спорим и будем, видимо, спорить, чем дальше, тем жарче. Менталитет такой. Социологи решили проверить всю эту дисгармонию своей собственной "алгеброй".

Социологический центр Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) обнародовал итоги недавнего исследования "История государства в оценках россиян". Называть нас "иванами, не помнящими родства", не рискнет никто. Социологи подтверждают: по их собственным словам, 76,9% наших сограждан интересуются историей Российского государства и его народа.

Зачем нам надо лезть в исторические дебри? Примерно половина людей хочет таким образом расширить свой кругозор, узнать и понять собственные "корни". Почти каждый четвертый ищет в истории ответы на вопросы сегодняшнего дня ("чтоб до истины докопаться"). Правда, не надо обольщаться: интерес этот в значительной степени пассивный. Рыться в архивах - удел ученых. Остальным россиянам хватает просмотра фильмов и телепередач на исторические темы (78,3%), разговоров с друзьями (41,8%), наблюдений за полемикой в СМИ (35,8%), чтения исторических романов (34,9%), посещения музеев или выставок (31,8%), знакомства с научной исторической литературой (20,9%). От 3 до 5 процентов сказали, что участвуют в военно-исторических фестивалях, краеведческих исследованиях и т.п.

Свыше трети опрошенных сказали, что содержание учебников их не устраивает. Но к собственным знаниям россияне тоже относятся с изрядным скепсисом: оценку "хорошо" по истории России поставили себе только 20,3% опрошенных, по истории своей области или края, то есть "малой родины" - 18,5%. Историю своего народа "хорошо" знают, по их словам, 17,4%.

Очень показательны ответы тех, кто в предмете должен разбираться по долгу службы: учителей и преподавателей истории. Они были крайне самокритичны. Лишь каждый десятый из них сказал, что знает историю России "хорошо". Зато "посредственно" - 71,3%. Честно признали, что их познания практически на нуле, 17,8%. Совсем плохо с историей "малой родины": ее хорошо знают только 3% педагогов, половина осведомлена плохо, а другая - "посредственно". Чего тогда ждать от нерадивых учеников? Социологи в общем-то знают ответ на этот риторический вопрос. Сон разума рождает чудовищ. Очень легко манипулировать историческим прошлым, когда люди его не знают. Например, внушать им ненависть к "чужим". Или делать ставку на общее равнодушие...

Парадокс: интерес к истории у россиян есть, знаний о ней - крайне мало. Но даже их людям хватает, чтобы судить о различных исторических персонах. Подтвердил свою репутацию "нашего всего" Александр Сергеевич Пушкин: его знают почти все (97,5%). Девять из десяти не спрашивают, а кто это, при упоминании Дмитрия Менделеева и Михаила Ломоносова. Хорошо известны россиянам военачальники и полководцы прошлого: Александр Невский, Александр Суворов, а также Александр Колчак и Феликс Дзержинский. Хуже всего дело обстоит с историческими деятелями, связанными с религиозной культурой.

Об Андрее Рублеве знают 68,8%, о Сергии Радонежском - 57,6%. Не повезло Емельяну Пугачеву. О нем по сравнению с 2003 годом знают теперь почти вдвое меньше (уже не 70,8%, а лишь 45,5%). При этом 31,1% опрошенных еще и ошибаются, пытаясь объяснить, что это за персона. Надо все-таки внимательнее читать общеизвестного Пушкина, что ли. Или нелюбимые учебники истории. Социологи не устают объяснять: история и "историческая память" - вещи разные. Первое - объективные факты, документы и цифры. Второе - "собственные мнения" людей, всегда окрашенные эмоциями.

Помните скандал вокруг интернет-голосования в телепроекте "Имя России". Социологи еще тогда объясняли, что никакие подобные "срезы" объективной картины дать не могут: нужны научные методы. А "по науке" все гораздо более логично. Наибольшую симпатию у населения страны вызывают те ее правители или полководцы, во времена которых Россия пережила расцвет, совершила "рывок" и достигла "величия".

В первую очередь, по мнению россиян, это времена правления Петра I и Екатерины II. Так, 82,6% респондентов отметили, что реформы Петра I ускорили прогресс, 85,1% в основном положительно относятся к его персоне (правда, в 2001 году таких было еще больше - 90,2%). В лидерах списка - Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков. А вот у Сталина в 2009 г. было 39,4% "сторонников" и 32,3% "противников" (напомним, что оценивалась роль той или иной персоны в судьбе России). К Брежневу с симпатией отнесся лишь каждый четвертый. К Горбачеву и Ельцину - примерно каждый пятый.

К политикам советской эпохи люди стали относиться более терпимо. 90-е годы, когда об СССР написать или сказать что-то хорошее было "моветоном", прошли. Люди же по-прежнему гордятся достижениями советских времен - победой над фашизмом, полетом Гагарина в космос, спортивными рекордами... Но вообще, отмечают социологи РАГС, процесс формирования достоверных исторических знаний идет у нас в стране "болезненно и противоречиво".

И люди постоянно жалуются, что им не хватает информации для объективных оценок прошлого (это отметили почти 60% ). 78,8% населения уверены, что ряд исторических периодов освещается необъективно. Причем выборочно. По мнению россиян, честнее всего пишут и говорят о Великой Отечественной, более-менее правдиво - об истории России до 1917 г. А вот про Октябрьскую революцию, про Гражданскую войну и про советский период, по их мнению, судят слишком тенденциозно. Кто виноват в "передергиваниях"? По мнению группы экспертов, опрошенных учеными РАГС, искажения выгодны различным политическим силам, а также отдельным персонам. Очень часто о событиях истории судят люди некомпетентные или недобросовестные, стремящиеся везде найти "жареное".

Люди в этом отношении высказали и немало критики (особенно те, кто всерьез интересуется историей, имеет высшее образование и относится к старшему поколению). Две трети россиян не одобряют передачу исторических памятников от государства в частные руки. Зато люди считают жизненно важным, чтобы власти уделяли проблемам сохранения и развития исторической памяти как можно больше внимания, привлекали к этому благому делу всех, кто обладает для этого желанием и возможностями.

(Статья «Россияне хотят, чтобы их прошлое оценивали объективно», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, 2009-2010). 

Русская тоска о величии и милосердии власти в России особо проявляется в отношении к периоду правления Екатерины II. Вот статья Виктора Егорычева: «Нужна ли нами сегодня Екатерина Великая?». (Статья «Нужна ли нам сегодня Екатерина Великая?», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, 2009-2010). 

Любострастие не мешало императрице править страной железной рукой. Об авторе: Виктор Васильевич Егорычев - кандидат искусствоведения, действительный государственный советник РФ 2 класса, генеральный директор Государственного музея-заповедника "Царицыно" в 2001-2006 годах. Одно потомство вправе судить меня. Только перед ним я отвечаю: я смело могу сказать ему, что я нашла и что после себя оставлю. В мае текущего года (2009 г. прим. автора) исполнилось 280 лет со дня рождения императрицы Екатерины Второй (1729–1796). Этот очередной юбилей «матушки-государыни» не только заметили, но кое-где даже шумно праздновали. В Одессе, Симферополе и Севастополе прошли «екатерининские марши» и митинги. «Слава Великой Екатерине!» – гремело на тамошних улицах и площадях. С какой стати?

Одна из пяти.

Первым (по хронологии русской истории) назовем киевского князя Владимира. Именно он привел на Русь православное христианство. Невозможно представить русскую идентичность и национальную культуру без православной воцерковленности или по крайней мере лояльности к православной вере. Вторым (по той же хронологии) упомянем князя Александра Невского. Благодаря своим громким победам над шведскими и немецкими «псами-рыцарями» он стал символом неустрашимости и непобедимости русских в военных испытаниях. Непобедимости любой ценой, какую наш народ готов заплатить в борьбе с врагом…

Третьим окажется царь Иван Грозный. Его 51-летнее царствование с печально знаменитой опричниной породило в русском народе неистребимый страх перед всякой властью. И поныне мы трепещем перед непредсказуемым произволом и жестокостью начальственной воли, способной в раже снести любую голову. Сколь бы ни мечтали в России о народовластии, но только командиров в погонах и слушаются…

Четвертым выступит Петр Великий. Именно он соблазнил русский народ идеей, что Россия способна претендовать на роль великой державы в мировой политике. Но он же отравил нас комплексом неполноценности перед Западом и страстью подражать западноевропейским (а сейчас и американским) стандартам жизни. Вольно или невольно Петр раздвоил русские мозги: вроде и сами можем по многовековой смекалке, но вроде еще и учиться надо у «цивилизованных стран». Как соединить одно с другим – мучимся до сих пор.

Пятой же в этом славном ряду правителей России назовем императрицу Екатерину Великую. Она талантливо усвоила уроки своих предшественников на Олимпе власти и выполнила особую миссию в развитии русской ментальности и государственности.
«Я хотела быть русской и чтобы русские меня любили», так говорила Екатерина II. Екатерина была немкой по рождению и лютеранкой по первому религиозному опыту. Воспитанница атеистической европейской философии века Просвещения, она довольно равнодушно воспринимала пышную обрядность русской Церкви. Однако ее государственный принцип – православие «от князя Владимира» да будет в России вовеки! «Это дуб с глубокими корнями», – заявляла Екатерина.

Екатерина концептуально обобщила взаимоотношения государства и Церкви в послепетровской России. «Уважать веру, но никак не давать ей влияния на государственные дела, изгонять из совета все, что отзывается фанатизмом» – вот ее позиция. Сформулировала царица и политику веротерпимости для многонациональной страны с массой мусульманских народов. Ее взгляд на эту проблему был не столько философским, сколько хозяйственно-демографическим. «Заставьте кишеть народом наши обширные пустыни, – декларировала императрица. – Для достижения этого не думаю, чтобы полезно было заставлять наши нехристианские народности принимать нашу веру. Многоженство более полезно для умножения населения».

Именно в екатерининскую эпоху в России был впервые издан Коран. Воодушевленная перспективами территориального расширения и хозяйственного процветания Российской империи, матушка-государыня еще и не догадывалась о возможных угрозах исламского экстремизма и этнического сепаратизма в границах даже ее державы… Гром победы, раздавайся… Екатерина очень уважала военные и дипломатические успехи Александра Невского. И действовала примерно в том же духе. «Я желаю от всей души, чтобы весь мир пел и хохотал, а о битвах не было и помину, – писала она философу-пацифисту Вольтеру. – Но когда дело доходит до драки – лучше побить, чем быть побитым».

Турки, крымские татары, шведы, поляки, персы, кавказские народности – все поняли, что окончательная победа будет за русским оружием. Сама логика развития Российского государства двигала Екатериной, когда она кнутом и пряником расширяла границы империи до Черного моря, Закавказья, новых европейских и азиатских рубежей… Екатерина не упускала из рук приводных ремней народного страха перед властью. «Всех в одни сутки так приберу к рукам, что любо будет, – грозилась она в минуту откровенности. – Дай по-царски поступать – хвост отшибу». И отшибала без долгих колебаний! Любопытно тут весьма глубокое высказывание Екатерины: «У нас были царствования жестокие. Но мы с трудом переносим лишь царствования слабые. Наш образ жизни, по своему складу, требует энергии. Когда ее нет, недовольство делается всеобщим, и вследствие этого, если дела не идут лучше, вспыхивают революции».

Петра Великого Екатерина боготворила. Но петровского «окна в Европу» ей было мало. Требовались «двери», которые Россия могла бы открывать без стука. И Екатерина их проломила! «Без нашего ведома ни одна пушка в Европе выстрелить не может», – гордилась русская правящая элита в екатерининскую эпоху. Это было, конечно, преувеличением. Но для нас ведь важна самооценка! «Мне хочется, чтобы народ наш славился всеми военными и гражданскими доблестями и чтоб мы во всех отношениях превосходили других», – без обиняков провозглашала Екатерина. – Вся моя жизнь была посвящена поддержанию блеска России». А блеск и экспансия – это как раз то, что мы, русские, ценим и любим.

После грандиозного расширения просторов Российской империи в екатерининскую эпоху русский народ прочно усвоил, что называется, «имперскую психологию». Даже после распада СССР она довлеет над нашими мозгами. Нас и теперь хлебом не корми, а дай погордиться самими собой – обширностью территории (она велика и без утраченных «национальных республик» бывшего СССР), военными триумфами (включая ныне и пятидневную войну с Грузией), немереными запасами нефти и газа, а заодно гениями литературы и искусства, успехами в космосе, спорте, балете и пр.

«Если события, совершившиеся в XVIII веке, покрыли Россию славой, то причину этого следует искать не в чем ином, как в интригах и происках врагов этой империи, которые, желая причинить ей большие бедствия, поставили ее в необходимость развить те средства, существование которых никто в ней не подозревал», – теоретизировала императрица. Именно Екатерина сформулировала для России своего рода «национальную идею» – стать сверхдержавой, экономически и идеологически. Вот как она описывала свои геополитические мечты: «Соединить Каспийское море с Черным и оба их с Северными морями, направить торговлю Китая и Ост-Индии через Туркестан.

И что могло бы сопротивляться неограниченной власти самодержавного государя, управляющего воинственным государством?»

Человечье лицо власти Екатерина привнесла нечто совершенно новое в образ правителя России. Главное в этом образе – приветливая улыбка как символ милосердия и открытости власти. Впервые в истории нашей страны Екатерина явила образ верховной власти «с человеческим лицом»! Перед портретами большинства других правителей России тянет в страхе вытянуться по струнке. С Екатериной же, судя по ее известным изображениям, хочется безбоязненно пообщаться – поболтать, пожалиться, посоветоваться, попросить. Весь ее облик и светские манеры рождали у подданных надежду на понимание их повседневных забот…

«Я очень весела от природы, и, даже когда мне не совсем здоровится, я люблю заставлять смеяться окружающих», – рассказывала Екатерина. Веселую простоту как привлекательную черту царского поведения начал культивировать еще брутальный Петр Первый. Но стиль Екатерины не превзойден, пожалуй, до сих пор. Самое главное – Екатерина старалась не запугивать своих подданных ни свирепостью внешнего облика, ни излишней ученостью.
Огромную роль в популярности Екатерины сыграл тот факт, что она была женщиной. Дело тут не во внешней ее миловидности, хотя женственность начальственной дамы всегда смягчает грубые мужские нравы и жесткие политические игры.

Екатерина была по-женски осторожной и расчетливой во всем, что касалось ее, как она любила говорить, «маленького хозяйства», то есть внутреннего жизнеустройства России. Смолоду она романтически увлекалась реформаторскими идеями западноевропейских просветителей XVIII века. И тоже считала Россию «нераспаханной страной» и отличной «почвой» для применения всяких «прогрессивных» лозунгов. Но вот что она вспоминала потом о своих беседах с французским философом Дени Дидро: «Если бы я послушалась его, мне пришлось бы все перевернуть в моей империи вверх дном, чтобы очистить место для невозможных теорий». Государыня сказала своему прославленному собеседнику: «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо. Вы трудитесь только на бумаге. Между тем как я, несчастная императрица, тружусь для простых смертных, которые чрезвычайно чувствительны и щекотливы».

Да, добрые намерения и медоточивые словеса «просвещенной монархини» часто расходились с ее реальной политикой. Она осуждала, например, крепостное право как сущее варварство, но в одночасье его не отменила. Даже и вольных прежде крестьян Украины закрепостила! Выступала за «свободу речи», а запрещала невинные печатные издания.

Письма Екатерины влиятельным иностранцам второй половины XVIII века и многие другие ее сочинения есть не что иное, как пропагандистское продвижение так называемого позитивного образа России. На все коварные вопросы западных интеллектуалов у Екатерины находились остроумные ответы, а, главное, наступательные вопросы в духе: «А судьи кто?!» А взять ее беседы в Петербурге с Дидро. Все правители, как и их подданные, не были и не будут лишены, так сказать, «отдельных недостатков», обусловленных природой, воспитанием и особыми обстоятельствами жизни. Одни отпугивают своей жесткостью, другие огорчают мягкотелостью, третьи кажутся на вид слишком плюгавыми, чтобы командовать обширной страной. Многие злоупотребляют алкоголем. Свой особый недостаток был и у Екатерины. Ее отличало, как говаривали в XVIII веке, любострастие. Да, простой русской душе ближе скромники, нежели любострастники.

Все памятники Екатерине были разрушены (кроме одного-единственного в Петербурге перед Александринским театром). Многочисленные Екатерининские улицы, площади, скверы, набережные и бульвары переименованы. Но к началу XXI века все переменилось. Она все больше воспринимается ныне олицетворением российской государственности и символом актуальных общественных потребностей. Когда мы говорим «Екатерина Великая», то подразумеваем не что иное, как величие, могущество и милосердие власти. Мы явно тоскуем сегодня и о том, и о другом, и о третьем. И мечтаем о правителе, который был бы лучше своих предшественников, в том числе и Екатерины Второй…

(Статья «Нужна ли нам сегодня Екатерина Великая?», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, ОАО «РЖД» Электронно-научная библиотека. http://10.132.70.40/2009-2010). 

 

4.7.

 

Россию во все века хотели покорить. Войны шли одна за другой. Но Россия стояла. Она закалилась в войнах и постоянных не дружественных выпадах. Устоит она и на этот раз. Но кто наживался на войнах? Вот статья Андрея Кузьмина 01.02.2010 «Как покоряли Россию». (Статья «Как покоряли Россию», в сокращенном варианте, на FOREVER WITH.NET библиотека, ОАО «РЖД» Электронно-научная библиотека. http://10.132.70.40/2009-2010). 

История России – это череда кровопролитных войн. Описание этих войн имеется в многотомных трудах историков. Но есть отдельная линия, которая слабо воспринимается общественным сознанием. О чем речь? Русская императрица Екатерина II отказала английскому королю Георгу III в посылке карательного экспедиционного корпуса (20 тыс. казаков) на подавление восстания в колониях. На эту просьбу откликнулся принц Вильгельм I Саксонский, который за 8 млн. фунтов, выплаченных казначейскими бумагами, предоставил наемников. Его управляющий, А.М. Ротшильд, принял бумаги со скидкой, которую и присвоил. Так начинался взлет семейства Ротшильдов к вершинам финансовой власти.

А.М. Ротшильд участвовал и в финансировании подготовки французской революции. Сын Екатерины II, император Павел I 28 ноября 1798 года принял звание «великого магистра державного ордена святого Иоанна Иерусалимского». Наполеон Бонапарт в 1801 году начал переговоры с Павлом об изъятии совместными усилиями «жемчужины английской короны» - Индии. 18 января 1801 года атаману Войска Донского Василию Петровичу Орлову был отправлен секретный приказ: 30 тысячам казаков с артиллерией двинуться через Казахстан на Индус.

Сторонники Англии – военный губернатор Санкт-Петербурга Пален и граф Панин – организовали переворот в пользу Александра I. Россию втянули в войну с Наполеоном на территории Европы: первая война 1805 года – поражение русско-австрийских войск при Аустерлице; вторая война 1807 года - поражение русской армии в Восточной Пруссии. В 1807-1812 годах Россия уже в союзе с Наполеоном осуществляет континентальную блокаду Англии в морских войнах. Однако в Англию Наполеон не пошел – все закончилось для России войной 1812 года и взятием французами Москвы.

Наполеоновские войны послужили прекрасным механизмом для производства денег международными банкирами. Семья Ротшильдов извлекла немалые выгоды из создания банковской сети (Лондон – Париж — Франкфурт-на-Майне – Вена – Неаполь), покрывшей большую часть Европы, а также системы обмена информацией. К окончанию эпохи наполеоновских войн только французская ветвь семейства стоила 600 млн. франков и на 150 млн. превышала капитал всех остальных банков Франции. Натан Ротшильд привел Банк Англии (который еще с 1694 года был частным банком) под семейный контроль - банк стал главным агентом их последующей международной экспансии.

Сражение при Ватерлоо позволило устранить чрезвычайную угрозу для дальнейшей деятельности международных банкиров. Дело в том, что император Наполеон в конце осознал, что он, французский народ и французская армия выступили расходной пешкой по обеспечению финансового могущества семьи Ротшильдов. Ему принадлежат такие слова: «Деньги не имеют родины; финансисты не имеют ни патриотизма, ни честности; их единственная цель – нажива». Он попытался ввести свою «континентальную систему»: денежная политика направлялась на развитие сельского хозяйства и промышленности. Он стремился к тому, чтобы внешняя торговля не управляла государством. Он закончил ссылкой на безлюдный остров.

В 1816 году Англия демонетизировала серебро и приняла золотой стандарт. К этому времени Ротшильды контролировали значительную часть ... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


28 ноября 2015

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«12.Русские идут»

Иконка автора Екатерина МюнхгаузенЕкатерина Мюнхгаузен пишет рецензию 30 ноября 13:32
Причины в русской исключительности, которые предлагает автор, представляют собой не более, чем фантазии. Кто нашел Атлантиду, чтобы утверждать, что существовали атланты? Кто беседовал с планетой, чтобы создать астросоциологию? Где сообщения об этом в журналах, вроде nature или science? Очень надеюсь, что читатели не будут всерьез воспринимать подобные сказания, какими бы занятными и красивыми они не выглядели.
Ну и у русских никакой особой избранности я не вижу. Люди везде люди.
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер