ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Роман SH.
Стоит почитать Читая,он плакал.

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Шуба

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Рыжик

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Гражданское дело

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Адам и Ева. Фантазия на известную библей...

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Понимание

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать То игриво, то печально...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Пробегают облака перебежками

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Прости, что я была

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Мышь шуршит, дышит ночь, цветом виски

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Серёжа: "Справедливо. Да и Арцыбашев "не так уж и плох", рассказывая в романе "..." к произведению "Санин" не так уж и плох

СлаваСлава: "Браво автору!" к произведению Погибшие вместе

СлаваСлава: "Браво автору!" к произведению Парадоксальные рассказы

СлаваСлава: "Спасибо за рассказ!" к произведению свечка,свечечка,свеча

СлаваСлава: "Благодарю за интересное чтение! Очень понравилось!" к произведению не уходи!

СлаваСлава: "Спасибо за интересную статью!" к произведению День Святого Валентина

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Валентина ПанинаВалентина Панина: "Спасибо!" к рецензии на Ожидаемый рубеж

ЦементЦемент: "Вам спасибо!" к рецензии на Проекция ужаса

СлаваСлава: "Спасибо за стихи!" к стихотворению Проекция ужаса

Франц НахтигалФранц Нахтигал: "Благодарю вас за внимание!" к рецензии на Лето сибирское

Игорь СебежскийИгорь Себежский: "Благодарю!" к стихотворению Три брата

СлаваСлава: "Браво автору!" к стихотворению Голос поры отшумевшей...

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

50- 8 марта.
Просмотры:  8       Лайки:  0
Автор Владимир Вязовский

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




8.1.Книга об этике. Часть 1


Симин В.И. Симин В.И. Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
2226 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
8.1.Книга об этике. Часть 1В основе жизни лежит нравственное начало. Мораль и нравственность из сферы отвлеченной переходят в сферу реальную, и становятся действенным фактором жизни людей. Книга призвана помочь взглянуть на вопросы марали и нравственности как на насущную необходимость. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Книга написана в 2003-2005 г.г.

ионные потоки. Для того чтобы справиться со всем этим, обществу нужна целеустремленная личность, интеллектуально, морально и физически развитая, способная самостоятельно организовывать и управлять всей своей жизнедеятельностью, готовая подчинить свою деятельность возвышенным и содержательным целям, согласованными с общественными целями, обладающая необходимыми знаниями. Общественно необходимой оказывается целостная, гармонически и всесторонне развитая личность. Новый человек будет свободным, универсальным, способным стать творцом, сознательным преобразователем мира.

Другой крайностью в понимании законов общественного развития является установка конечной цели. Даже коммунизм не может быть конечной целью, ибо в конечности смерть. А жизнь не может остановиться, и окончание одного этапа будет началом нового – так в бесконечность. Нужно настойчиво говорить о беспрерывности жизни, что человек не умирает, а, пройдя свой земной путь, вновь рождается в Тонком Мире, чтобы потом родиться опять на земле. И так бесконечно. Говорить и спорить нужно не об одной жизни человека, а о цепочке жизней. Человечеству нужно еще нужно выжить, а то одичание стало характерной особенностью нашего времени. Человеку нужно стать Человеком, а уж потом он должен достичь уровня сверхчеловека и полубога. Потенциальные возможности этого у него заложены, только надо их развить. Для этого и надо трудиться, стремиться, творить. Нужно творчество духа. Идеалом личности  должен стать последовательный борец за преобразование жизни, общества, своим самоотверженным трудом приближающий построение этого высоконравственного общества. В таком обществе не будет ни войн, ни междоусобиц, а сам человек не будет болеть. Исчезнет преступность, будут изжиты основные пороки и грехи человека. Он не будет пить, курить, сквернословить, труд его будет добровольным и творческим. В основу этого общества будут положены общечеловеческие ценности. Не о таком ли обществе мечтали все поколения людей?

Человека должно отличать творческое отношение к труду, а сам труд должен быть общественно полезным; развитое чувство ответственности и долга; целеустремленность в достижении цели; неутомимая борьба со злом; и вся его деятельность должна быть направлена на общее благо. «Не навреди!» - должно стать неотъемлемым движущим принципом деятельности каждого. «Не причини человеку страдания!» - должно быть определяющим в выборе способов и методов действий. Даже форма и та должна быть подчинена этому принципу. Развитие человека в обществе должно стать высшей целью общественных усилий. Убежденный в правоте и необходимости своих идеалов, человек видит смысл свой жизни в борьбе за торжество этих идеалов, и черпает в этом высшую удовлетворенность жизнью. Форма деятельности человека должна постепенно превращаться в свободно выбранную форму самодеятельности, становясь средством применения и беспрепятственного развития его творческих дарований. Умственная и физическая деятельность не должны существовать как обособленные сферы. Труд не должен существовать как принуждение, насилие в любой форме должно быть исключено. Потребность в творческом труде должна стать жизненной необходимостью, приносящей радость и счастье созидания. Равенство должно войти в жизнь во всех его проявлениях. Не  должно быть различия в отношениях к людям. Все должны быть равны как в отношении к закону, так и в возможностях достичь высот в жизни. Пока еще существует власть денег, различия в сфере распределения, социальное неравенство людей и даже отдельных групп. Нет должного открытого контроля в различных сферах деятельности людей.

Трудности в сфере быта, экономики и других сферах деятельности человека будут существовать всегда. Это те камешки на пути, которые лишь служат ступеньками восхождения. Благословенны препятствия – ими мы растем. Нет законченности – в законченности смерть. Сочетание общественных и личных интересов должно обеспечивать ту внутреннюю гармонию человека и то равновесие общества, которые создают необходимый ритм. Часто бывает так, что внутренняя дисгармония человека не дает ему возможности должным образом учитывать общественные интересы. Понимание их значимости и чувство долга поможет ему побороть и внутренний дискомфорт. Осознание человеком своего места в жизни, своей ответственности перед обществом, чувство долга и сила воли помогут ему жить с чистой совестью, в гармонии с самим собой и обществом в целом.

Смысл жизни определяет не одну ее изолированную сторону, а общую направленность всех сторон в единстве, которую предписывают принципы и нормы общечеловеческой морали. Также и идеал дает образ целостного совершенствования человека, а не отдельных его качеств. Счастье – интегральная самооценка деятельности, зависящая от меры достижения в ней главных замыслов человека. Утверждения, так распространенные сейчас, что смысл жизни, идеал и счастье стоят вне компетенции науки, делают бессмысленной жизнь человека, так как сознание бесплодности идеалов обрекает его на бездеятельность, социальную пассивность, отвлекает от участия в борьбе за социальную справедливость и общее благо. Индивидуальное мировоззрение – продукт усвоения человеком самой жизни, его опыт. Каждый человек сам для себя открывает истины, овладевает ими лишь тогда, когда добыл их собственным трудом, в жизненном опыте выстрадал. Выстрадать – значит, самому произвести выбор замыслов, реализовать их, проявляя инициативу и новаторство, волевые и моральные качества, мужество и самоотверженность. Выстрадать – значит обосновать свои взгляды, не позволяющие уживаться со старыми, унаследованными от прошлого стереотипами восприятия жизни. Выстрадать – значит претворить передовые представления о смысле жизни, идеале и счастье в ценностные ориентации деятельности, умело применяя их к анализу конкретных ситуаций, то есть понять свое место в жизни во всей его конкретности. Человека должно отличать активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела.

Важна уверенность в правильном выборе пути. Осознание осмысленности своей жизнедеятельности, ее свободного подчинения высшему придает человеку достоинство, вселяет в него ощущение собственной значимости, позволяет ему жить с чистой совестью. Нужна критическая оценка результатов собственной деятельности, достигнутого уровня самосовершенствования. Это служит импульсом к постановке новых жизненных задач, коррекции целей, побуждает к развитию творческих сил человека, продвижению к идеалу. Критическая оценка является антиподом болезненной неудовлетворенности собой, которая характеризуется крайней неустойчивостью психики и приводит к упадку настроения, утрате целеустремленности и оптимизма.

Известна поговорка, что каждый кузнец своего счастья. Но многим непонятна вина ребенка родившегося больным. Гибель близкого человека может стать причиной несчастья, в нравственном отношении казалось бы безупречного. Неизлечимая болезнь может много принести страдания, а значит несчастья в понимании людей. Транспортная авария, подлый выстрел бандита и другие на первый взгляд случайности могут стать причиной несчастья. Но как же можно стоить свое счастье, если происходят в жизни подобные случаи? На долгие годы становятся несчастны родители, у которых появился на свет неполноценный ребенок. Несчастьем может оказаться неразделенная или разрушенная любовь. Но не бывает ничего случайного, случайность это неизвестная закономерность. И сам человек, следовательно, должен пройти через выпавшее ему испытание, через страдание, ибо страдание очищает. Сам человек заслужил этого, именно по этому на его долю выпало пройти подобное испытание, чтобы суметь показать лучшие человеческие качества и еще выше подняться в своем развитии. Счастье не может рассматриваться как состояние безоблачного спокойствия духа, как размеренность и безмятежность существования. Как бы человек не старался ограждать себя от беспокойства, оно все же вторгается в его жизнь. Счастье и не может быть состоянием непрерывной радости, бесконечного настроения праздничности, вечно длящегося наслаждения. Обычно счастьем считают состояние, переживаемое в момент особой радости. Но счастье не может состоять из таких состояний. В нем присутствуют и будничные стороны, оно включает и противоположенные состояния – грусти, печали, сожаления. Счастье заключается в способности преодолевать трудности, сопротивляясь неблагоприятным обстоятельствам, в готовности и умении не только вынести мелкие неприятности, справится с отрицательными эмоциями и настроениями или же отказаться от удовлетворения каких-то потребностей, но и пойти на риск, мобилизовать силы. Счастье состоит и в способности бороться с собственными слабостями, эгоизмом, податливостью неокультуренным желаниям, стремление капитулировать перед любым напором. Счастье люди находят и в борьбе. Нужно уметь быть счастливым человеком. Страдания и невзгоды сопровождают и счастливого человека. Самоориентация человека на высшие общественные ценности состоит в способности к самоотдаче, творческому горению. Такое стремление в сочетании с активной деятельностью и даст счастье.

Нравственный человек не всегда в этой земной жизни бывает счастливым. Верность идеалу и моральным нормам может потребовать от человека жертв, побуждить его идти на риск счастьем. Самопожертвование может быть единственным способом отстаивания нравственных норм. Если страдания и даже смерть в тяжелых обстоятельствах были свободно выбраны героем, то это не означает, что он так планировал свое счастье. Хотя героический человек черпает свою моральную удовлетворенность в сознании выполненного долга, и терзался бы мучительными угрызениями совести, если бы смалодушничал в обстоятельствах, когда требовалось самопожертвование. Но надо и знать, что вне нравственного поведения нет счастья. Прочное и глубокое счастье может быть только заслуженным. Человек должен быть нравственно  достойным своего счастья.

Надо устранить моральное отчуждение, двойственность моральной регуляции, антагонизм счастья и долга, условия, которые принуждают человека стремиться только к собственному благополучию, личному успеху за счет общества и других людей. Нормы общечеловеческой морали требуют поведения, реализующего общественный интерес. Но вместе с тем они не требуют от человека (за исключением чрезвычайных ситуаций) поведения, заведомо уводящего его от счастья, препятствующего удовлетворению ее потребностей и интересов. Общечеловеческая мораль побуждает - не только нормами, но и принципами, представлениями о смысле жизни, идеале, счастье – к такому типу поведения, который обеспечивает благоприятные материальные и духовные условия для развития человека, указывает человеку на моральную сторону его жизненных целей и планов, на выбор достойных средств их достижения. Тем самым она позволяет человеку максимально полно удовлетворять его высшие социальные потребности, свободно и добровольно согласовывать идеалы, жизненные устремления с общественными идеалами, целями и потребностями, добиваться их осуществления в обстановке сотрудничества и взаимопомощи. Стремление принести людям счастье должно превратиться в глубокую личную потребность, тогда моральные обязанности будут выполняться без принуждения.

Не все еще люди счастье и благополучие связывают с нравственной стороной их деятельности. Превратно истолковывается роль денег в обществе, кое-кто рассматривает счастье напрямую с обладанием деньгами. Ведь это позволяет располагать модными вещами, услугами и всяческим комфортом, удовлетворять свои прихоти, потакать дурным страстям. Развивается приспособленчество, карьеризм, честолюбие, интриганство, жадность, лицемерие и наглость. Но такие представления об идеале и счастье противоречат принципам и нормам общечеловеческой морали, влекут за собой отклонения от них или прямое их нарушение в практической деятельности.

Счастье включает в себя и умение переносить страдания, не давать отдельным жизненным неудачам разрастаться. Каждое страдание очищает. Но добровольное аскетическое самоистязание уже ушло в прошлое и не может быть сейчас полезно. Самоотверженное поведение людей может быть и эгоистичным и безнравственным. Суть определяет мотивация и цели. Безрасчетный культ гибели должен быть осужден как безнравственный, самопожертвование ради самопожертвования является таким же безумием как умышленное убийство. Страдания нужно оценивать исходя из их конкретной сути: чьи страдания, каков их источник, в чем их назначение. Есть муки темных и низменных страстей (страдания зависти или возмездия), а есть муки преодоления собственных недостатков, муки нравственного восхождения, муки творчества или оскорбленной невинности.

Каждый человек смертен, и отношение к смерти во многом определяет и взгляды на жизнь. Пессимисты утверждают, что только осознание того, что человек рано или поздно умрет, делает его несчастным. Они определяют человеческое бытие как путь к смерти, охваченный страхом перед концом своего существования. Жизнь, говорят они, только прелюдия смерти. Такая жизненная установка толкает человека либо к безучастному существованию и полной покорности судьбе, либо полному противостоянию судьбе, презрения к жизненным ценностям, идеалам счастья. В первом случае наступает духовная смерть, как особая форма самоубийства, которая в последствии ведет и к физическому самоубийству. Во втором случае дело обстоит не лучше. Но нравственная жизнь человека не возможно без веры в Надземный мир, веры в Высшие миры. Знания того, что жизнь человека не заканчивается его физической смертью меняет и все его отношение к жизни. Стремление человека к саморазвитию, как составной части единого целого Бытия, делает его нравственно неуязвимым. Человек начинает понимать, что ему придется рано или поздно отвечать за все свои действия, слова и мысли. С исчезновением страха перед смертью исчезает и страх перед невозможностью преодолеть какие-то свои недостатки. Вместе с тем сама жизнь должна цениться как возможность неиссякаемого творчества по совершенствованию самого себя и Бытия в целом. Надо ценить жизнь как величайшее благо.

Никто не может оспаривать, что жизнь есть величайшее благо. В этом смысле человеческий дух не может примириться со смертью. Человек хочет продления жизни. Но каким путем? Большинство людей считает, что благом будет увеличение продолжительности самой жизни. А еще лучше, если человек станет совсем бессмертным. Но  будет ли благом увеличение продолжительности человеческой жизни сейчас, когда мир сотрясают распри и войны. Будет ли целесообразным продлевать жизнь подлеца и негодяя, ведь он за более длительную жизнь сделает еще больше гадостей и пакостей. Видимо, с точки зрения общего блага, будет, наоборот, целесообразным сейчас уменьшить продолжительность жизни человека, тем самым, увеличив число и частоту его воплощений на земле, чтобы процесс очищения проходил быстрее. Но пока это человечеством воспринимается тяжело. Надо рассматривать жизнь как цепочку, череду жизней на земле, тогда многие вопросы будут более понятны и поступки человека более осознаны. Общечеловеческая мораль диктует изменение отношения к смерти человека на Западе, и изменение отношения к жизни на человека на Востоке. Не нужно страшиться смерти, как это делают на Западе – это естественный процесс, но нельзя и недооценивать значение самой жизни на земле, как это делают на Востоке. Человек может стремиться раздвинуть пределы жизни на основе доверия к ней, жизнелюбия, восприятия ее как счастья. Счастье человека достигается в процессе развертывания сил  человека, в ходе успешно протекающей и  верно направленной его деятельности.  Чем сильнее узы, связывающие человека с делом, которому он посвятил себя, с людьми, которые продолжают начатое дело и перед которыми он несет ответственность за свои поступки, тем меньше испытывает он страха перед естественным концом, тем меньше у него основания видеть в смерти силу, способную обессмыслить его реальную деятельность. Человек должен понимать, чтобы прожить достойно, он должен стремиться приложить максимум усилий для общего блага, для будущего.

 

Часть 2

 

Принципы морали занимают исключительно важное место в ее структуре. Они представляют собой один из ее главных элементов, дают ориентацию поведения человека, формулируют нравственные требования в наиболее общем виде. Они выражают  сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения, своеобразной программой деятельности человека. Принципы воспринимаются человеком как безусловные нравственные требования, следование которым обязательно во всех жизненных ситуациях.

Борьба за утверждение социально-нравственного идеала в жизни должна стать центром и средоточием морального развития общества, нравственных устремлений каждого человека. На это ориентирует принцип преданности общечеловеческим ценностям, предписывая отдельным людям, коллективам, обществу в целом такую линию поведения, которая ставит во главу угла интересы общего дела. Мораль начинается тогда, когда к тому, что есть подходят с точки зрения - что должно быть. Общечеловеческая мораль начинается тогда, когда поступки и внутренний мир человека освещены светом общечеловеческих ценностей. Речь идет об особом видении мира. Преданность общечеловеческим ценностям предполагает такую глубину осознания стоящих задач, когда коренные интересы каждого человека и общества в целом становятся фактором, непосредственно ориентирующим их поведение, то есть когда каждый действует от имени коллектива, организации, нации во имя определенных и каждый раз конкретных интересов всего человечества. Эти интересы, отражающие потребности эволюционного развития, должны совпадать с целями и задачами конкретных обществ, состоянием массового сознания и человек должен избирать их в качестве содержания собственной деятельности. Человек должен избирать их, не взирая на возможное противодействие внешних обстоятельств, в силу осознанной необходимости, то есть сознательно. Нравственная позиция каждого человека должна быть позицией критического отношения к непосредственным условиям бытия с точки зрения основных, сущностных задач человечества.

Общечеловеческая мораль нацелена на будущее, ведет вперед, помогает обществу стать выше, лучше, чище, она учит видеть перспективы, а не замыкаться на непосредственных запросах дня. Необходимо чтобы общечеловеческая мораль была усвоена не только теоретически, а и практически, чтобы она стала мотивом деятельности человека. Преданность общечеловеческим ценностям является своеобразным главенствующим принципом. В нем выражена суть морали, ее содержание. Этот принцип пронизывает собой все содержание общечеловеческой морали, придавая ей целостность и стойкость.

Добросовестный, честный, самоотверженный труд должен быть величайшей нравственной ценностью. Подневольный труд не может доставлять радость, а именно в радости кроется основной смысл созидания. Труд должен быть наполнен нравственным содержанием, он должен быть направлен на общее благо. Антиподом беспринципности должна стать идейность, приверженность общему идеалу. Идейность должна противостоять личному корыстолюбию, социальному безразличию. Идейность должна стать нравственно-положительным качеством, она должна означать приверженность гуманистическим, общечеловеческим идеалам. Преданность общечеловеческим ценностям вовсе не означает, что надо отказываться от личных интересов во имя общих, а настоящее приносить в жертву будущему. Не надо уходить от жизни, это сейчас неправильно и даже вредно. Надо жить этой жизнью и стремиться делать ее лучше. Лучше не только и не столько материально, сколько духовно. При этом нельзя, и даже вредно, пренебрегать материальным, нужно делать жизнь хорошо устроенной, а труд счастливым. Личную жизнь нужно наполнить глубоким и передовым содержанием, а настоящее поднимать до уровня будущего. Нужно не успокаиваться на достигнутом. Расцвет личности  достигается в ходе борьбы за интересы общечеловеческие.

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность, человеческое начало) в решающей степени определяет само развитие нравственности. Осознание важности живых связей между людьми, того, что объединяет их, признание за каждым человеком права на счастье, необходимость соучастия, уважения и любви к людям неизбежно приводит к осознанию нравственности как особого способа видения и освоения мира. «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» - это правило стало золотым правилом общечеловеческой нравственности. Гуманизм нужно понимать как уважение и любовь к людям, как сознание необходимости сделать человечными формы общения между ними.

Идеи равенства, уважения, самоценности человеческого индивида существовали всегда. Человеколюбие не должно только демонстрироваться в форме помощи нищим, или помощи ограбленному. Все люди имеют право на человеческое счастье. Подачки оказывают нравственно разлагающее воздействие как на тех, кто принимает милостыню, так и на тех, кто ее дает. Все во имя человека, все на благо человека – лозунг гуманизма. Увеличение заработной платы, стипендий, коренное улучшение жилищных условий, введение достойного бесплатного образования, бесплатное, но высокое медицинское обеспечение – это должно быть естественным в обществе условием развития, а не рассматриваться как подачки государства. Это должно быть зримым выражением его гуманной природы. Потребность гуманизации общественной жизни вытекает из объективных законов развития общества. Однако для реализации этой потребности необходима всесторонняя сознательная деятельность этого общества, направленная на то, чтобы наполнить гуманистическим смыслом все формы сознания и общения между людьми, все социальные механизмы и институты.

Нужно провозгласить принцип: человек человеку – друг, товарищ и брат. Гуманизм должен быть всеобщим, общечеловеческим. Он требует уважения, активной помощи, любви по отношению ко всем людям. Равенство в практических взаимоотношениях людей формирует такие требования, которые могут стать и становятся общеобязательными для всех. Гуманизм должен стать не только всеобщим, но и действенным. Он должен не просто определять право каждого человека на счастье, но и утверждать стремление к такому счастью. Он должен не просто признавать право за человеком на жизнь, но именно на достойную человека жизнь. Гуманизм должен стать борьбой за человека, за его свободное и всестороннее развитие, борьбой против всего, что уродует его жизнь. Такая борьба предполагает не только любовь к человеку, но и борьбу непосредственно со злом. Ненависти к врагам не должно быть, ибо ненависть рождает встречную ненависть, ведь зло порождает новое зло. Так как месть рождает другую месть и это  обоюдоострый  меч, так и  ненависть рождает новую ненависть. Получается клубок, выхода из которого трудно найти. Врагов надо любить, но за свое дело бороться и отстаивать, со злом бороться и отстаивать добро.

Нужно вести беспощадную борьбу с человеконенавистничеством. Насилие в любой форме нужно исключить. Но это вовсе не означает, что не нужно бороться со злом, защищать свою Родину, защищать слабых, помогать бедным и обездоленным, проявлять сострадание. Все это  нужно делать обязательно. Нужно отвергнуть теорию непротивления злу насилием, как вредную. Нужно сказать, что милостыня деньгами не отвечает требованиям общечеловеческой морали, ее нужно исключить. Помогать нужно словом и делом, продуктами питания, вещами, но не деньгами. Ибо от не заработанных денег пороки только множатся. Не нужно стыдиться заработной платы, она заработана честным трудом, главное, чтобы она была еще справедливой. Если воин погибает на поле брани за свою Родину – он герой и достоин славы и чести. Но все же лучше бороться и не погибать. Лучше ковать славу, доблестью и честью для Родины, города, семьи и себя, совершать героические поступки и оставаться живым. Нельзя уходить от жизни. Нужно идти путями жизни, делая ее прекрасной.

Человек должен быть готов и с оружием в руках отстаивать свободу и независимость своей Родины в случае открытой агрессии. Он должен вести последовательную борьбу с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, деятельности организаций и учреждений различных форм собственности. Разлагающие общество вредные привычки, бюрократизм, коррупция, воровство, национализм и другие виды антиобщественных явлений порождают паразитизм, стремление жить за счет других. Бескомпромиссная борьба с этими явлениями – важнейшее требование морали.

Эгоизм стал часто встречающимся пороком. Он  становится на пути решения многих проблем в обществе. От эгоистического отношения человека страдают другие люди те, кто находятся рядом. «Эгоизм» как слово образовано от латинского «ego», что означает «Я». Эгоизм может быть не только индивидуальным, но и коллективным (семейным, территориальным, национальным и т.д.). Эгоизму надо противопоставить альтруизм и самоотверженность. Именно сейчас не хватает руководителей альтруистов. Как герои двигают историю, так и альтруисты закладывают основу государственности, создают новое общество. Без самоотверженности, без самопожертвования невозможно пробить стену косности и застоя и начать поступательное движение вперед на общее благо. Альтруизм подразумевает и коллективизм, но только не доведенный до абсурда, как это имело место ранее. Коллективизм подразумевает и свободное развитие индивидуальности, причем коллективизм должен быть добровольным, иначе получится опять одно насилие, а, следовательно, и опять искривления и искажения, доводящие до разложения и распада.

Надо уйти от индивидуалистской морали Запада к общечеловеческой морали, которая по существу является коллективисткой. Коллективизм – один из принципов общечеловеческой морали. Пора уходит от правила - «каждый за себя», и приходить к правилу – «один за всех и все за одного». Коллективизм это и сострадание, и сочувствие, это слияние десятков сотен и тысяч воль в единую волю. И эта воля должна быть направлена на общее благо.

Преданность общему делу, верность интересам коллектива, стремление жить коллективной жизнью, внося свой личный вклад, воспитание в себе черт, необходимых для осуществления совместных действий (дисциплинированность, организованность, требовательность, готовность оказать помощь другим) – все эти качества должен вырабатывать в себе человек, живя в коллективе. Не может быть коллектива без свободы обсуждения, без форм организации, которые позволяют каждому выявить свое ответственное и заинтересованное отношение к состоянию общих дел. Его не может быть без лидера, руководителя, учителя. Единство в коллективе сознательного и добровольного волеизъявления и добровольного и сознательного подчинения – образуют основу дисциплины как нравственного явления. Дисциплина эта отвергает как анархиствующий индивидуализм, так и тоталитарно-бюрократический подход к нивелировке личности.

Нужно научиться подходить к делам конкретного коллектива с точки зрения более общих интересов, а в случае нарушения этого уметь противостоять общему мнению. Нередко работники во имя успехов своего предприятия идут на аморальные и даже противозаконные действия. Это тоже форма эгоизма, через противопоставление общественным интересам стремиться утвердить себя, свой престиж, благополучие. Принцип коллективизма не вредит, а напротив способствует всестороннему расцвету личности. Именно коллективизм выступает формой и необходимым условием расцвета личности. Только в коллективе человек получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. Коллектив дает возможность систематического, разнообразного и плодотворного общения. Сотрудничество, состязательность, взаимопомощь, критическое отношение к себе и другим – все это является источником интеллектуального и эмоционального роста. Коллективных усилий требуют многие дела, один человек не может решить многих вопросов. Только когда человек ощущает себя причастным к общему делу, вносит свой достойный вклад в него, он может жить счастливо. Всестороннее развитие одного человека является условием развития всех остальных. Тайна освобождения одного  индивида из рабского плена пороков иллюзий и нищеты состоит в создании равных возможностей для развития всех людей. Развитие возможностей каждого человека должно быть делом не только самого человека, но и заботой всего общества. Коллективизм – форма развития человеческой индивидуальности. А расцвет личности ведет к углублению коллективности. Каждый человек уникален, неповторим, представляет собой целый особый мир, особую вселенную. И он будет тем богаче, чем с большим количеством оригинальных и особых миров он будет общаться.

Цементирующей основой социальной деятельности человека является общественно полезный труд. Ориентация на общественные интересы, умение влиться в общий процесс коллективной жизни реализуется в добровольном отношении к труду. Известно, что труд является необходимым условием всей человеческой жизни. Всегда люди осуждали паразитизм и безделье. Но надо уходить от труда подневольного и тем более рабского. До сих пор труд является необходимостью, порой очень тяжелой. Нужно стремиться к труду, приносящему радость, а такой труд может быть только творческим. Только творческий труд может приносить радость жизни, причем творческий труд на общее благо. У людей всегда в почете было трудолюбие, бережливость, аккуратность  человека. Труд закаляет характер, формирует многие полезные качества, в широком смысле он является основной сферой человеческой деятельности.

Критерием общественной деятельности человека в странах Запада выступают деньги. Полнота бытия мыслится как нечто лежащее по ту  сторону труда. Труд человека должен занять качественно новое место. Принцип ранее провозглашавшийся – кто не работает, тот не ест – лишь примитивно отражает сущность равноправного отношения к труду. Ибо в нем нет главного, – какой это труд? А труд должен быть общественно полезным, а работа – работой на общее благо. Кроме того, есть – значит удовлетворять лишь примитивные животные потребности человека, главная же забота человека должна быть о духовном развитии. К пище же нужно относиться если не с призрением, то равнодушно. Два раза в день есть для человека достаточно, и долго за столом не сидеть. Пора уходить от животного состояния. Труд должен быть творческим и приносить радость, ибо радость есть особая мудрость.

В этой же связи необходимо сказать о наследстве. Справедливо ли, если кто-то получает наследство и паразитирует на нем? Нужен ли обществу такой человек, который вместо сохранения и улучшения прожигает нажитые чужим трудом деньги, имущество? Каждый человек должен развиваться, совершенствоваться, прежде всего, духовно. Должен быть прогресс, а не застой и регресс. В этой связи справедливо будет уходить от принятого порядка наследия, а законом закрепить требование к наследству – наследство отдается человеку способному его сохранить и приумножить и то на пробное трехлетие. Кто будет это решать? – закон определит. Наше законодательство, глядя на страны Запада, лишь усугубило положение в этом вопросе.

Нужно в стране установить всеобщую необходимость и обязательность личного общественно полезного труда. Каждый должен трудиться, паразитизму должен быть объявлен бой. Для этого следует разработать программу занятости населения. А тех, кто трудиться не хочет, привлекать к труду обязательному, опыт у нас в этом вопросе есть. Тунеядство, социальный паразитизм и другие источники морального разложения должны уйти в прошлое. Надо установить ценность и общественную значимость всех видов трудовой деятельности. Труд должен стать критерием оценки деятельности человека. Социальная ценность человека, его общественное положение должно стать в прямую зависимость от его личных качеств, инициативы и активности. Критерием общественной оценки человека должна стать его собственная деятельность. Человек должен быть способен и обязан брать на себя ответственность за свою биографию, социально-нравственное содержание своей индивидуальной жизнедеятельности, свои действия, слова и мысли. Человек должен иметь возможность раскрыть свой созидательный, творческий потенциал – как источник общественного богатства, как средство совершенствования самого человека. Творческий труд должен стать подлинным властелином нового общества. Нужно способствовать утверждению нравственной ценности труда. Отношение к труду должно быть творческим, труд должен быть добровольным.

Следует восхвалять не вообще труд и не всякий труд, а труд на общее благо. Важны, конечно, материальные и моральные стимулы труда. Они утверждают необходимость добросовестного, самоотверженного отношения к любому труду, даже тяжелому, монотонному, грязному, если он социально необходим. Самым высоким проявлением труда является труд творческий. Он побуждает работника, стимулирует его активность, возбуждает интерес к самой деятельности, захватывает богатством его содержания. Творческий труд становится потребностью самого человека. Нужно  умело сочетать моральные и материальные стимулы.

Рыночные отношения в экономике стран Запада породили армии безработных, а, следовательно, нищих, обездоленных, не уверенных в завтрашнем дне людей. В завтрашнем дне никто при таких отношениях не уверен. У человека отнимают будущее, это становится страшной трагедией личности. Безработные как бы вынужденно пополняют преступный мир, и зло захлестывает общество с новой силой. С приходом в нашей стране рыночных отношений все эти проказы появились еще в более чудовищных формах. Надо вернуть человеку уверенность в будущем, вернуть радость жизни и счастье. Корень зла лежит в безработице, надо ее ликвидировать. Но возможно ли это при рыночных взаимоотношениях, частных предприятиях? Возможно, если ввести элементы управления этим процессом со стороны государства. В идеале это будет выглядеть так – количество рабочих мест должно быть равно количеству работоспособного населения. На практике это количество постоянно будет колебаться, но  если этим процессом управлять, то колебание можно будет свести к минимуму. Скажем, установить допустимые 10% превышения, как с той, так и с другой стороны. Надо на деле обеспечить конституционное право каждого на труд. Там где уровень безработных велик – создавать новые рабочие места, где большая нехватка работников – стимулировать их работу жильем, зарплатой, хорошими условиями труда. Для этого нужна развернутая программа занятости населения страны. Будет ли в этих условиях конкуренция? – будет. Первой заботой государства в экономике должно стать качество товаров. Нужно также следить и не допускать большого перепроизводства товаров, ибо это разлагающе действует на общество и человека. Следовательно, нужно вводить элементы плановой экономики в управлении страной. Опыт в этом у нас есть, только подход должен быть несколько иной. Развитие экономики должно идти по курсу исключения безработицы и перепроизводства. Это два бича современного человечества. Вести борьбу нужно и со спекуляцией, ибо человечество больно спекуляцией. Спекуляция развращает человека, отучает его работать, способствует развитию у него низменных качеств. Но как это сделать в условиях рыночных отношений? Ответ очевиден – контролем со стороны государства за этим вопросом. Но тогда не будет рыночной экономики? – будет, будет новая экономика, более чистая и справедливая, более жизнеспособная.

Творческие виды труда должны быть и престижными, и высокооплачиваемыми. Творческий труд, стимулируемый пользой общества, в то же время является и здоровой потребностью здорового человека. Люди заинтересованы не только в личных, но и в совокупных, в масштабе всего общества результатах труда. Без сознания общественной пользы труда общественная форма производства невозможна. Важную роль здесь играет  сознательная дисциплина труда. Следствием систематического творческого труда будут такие качества как трудолюбие, дисциплинированность, терпение и выдержка, настойчивость и упорство. В этой связи нельзя в семье снимать с детей все обязанности по дому. Ребенок не должен расти капризным и эгоистичным. Человек должен трудиться – это нравственная аксиома. Но сам труд должен быть общественным. Трудолюбие человека должно дополняться еще и уважением ко всем видам общественно полезного труда. Потребность в труде нужно формировать. В этом смысле стремление получить образование является показателем интереса к более содержательному, интересному и творческому труду, в котором одинаково заинтересованы: и человек, и общество. Правда и само образование должно быть нравственно, ибо знания в руках негодяя могут причинить много вреда. Труд должен стать источником творческого совершенствования личности. Отношение к труду человека – показатель осознания им своего общественного долга.

Люди живут не изолированно друг от друга, а, объединившись в социальные сообщества, где складывается определенная политическая, культурная и социальная среда, которую принято называть отечеством. Сознание человека давно установило единство  человека и отечества, и выражает его в требовании патриотизма. Патриотизм способствует сплочению, единению людей. Он не совместим с национальной узостью, проповедующий благо одного народа в ущерб другому, и всему человечеству. Мораль устанавливает такие отношения между народами, которые основаны на человеческом принципе равенства. Нужно отвергнуть любые формы национального угнетения и великодержавных привилегий. Недостаточно одного признания равноправия наций, нужно еще систематическое, неуклонное сближение и слияние людей всех наций в строительстве нового общества. Нужно думать не только о своей нации, а выше ее ставить интересы всех, их всеобщую свободу и равноправие. Нужно в личном общении, реальном поведении,  семейных отношениях осуществлять идею дружбы народов. Нужно не дать чувству национальной гордости перерасти в национальную узость. Национальные различия должны восприниматься как выражения богатства человеческой индивидуальности, они не должны быть препятствием для взаимопонимания и сотрудничества.

У каждого человека есть Родина. Это – ценность особого свойства. Она священна. Каждый человек по-разному понимает и проявляет любовь к ней. Та страна, где родился человек – его Родина. Если ему было суждено родиться в этой стране, значит, он и должен выполнять свой долг, исполнять свое предназначение в жизни там. Те, кто покидает свою родину, испугавшись трудностей, не заслуживают уважения. Быть патриотом своей родины это значит:

  • любить свою Родину, быть готовым в любой момент с оружием в руках, а при необходимости и ценой собственной жизни защищать свободу и независимость своей Родины, честно выполнять свой воинский долг;
  • добросовестным и самоотверженным трудом, словом и делом способствовать  повышению престижа, приумножению богатства и могущества своей Родины;
  • укреплять дружбу народов, моральное единство общества;
  • активно бороться против любых проявлений национализма и шовинизма.

Наверно можно прожить на свете и, не следуя принципам общечеловеческой морали. Но как прожить? Боком на периферии бурно  протекающих общественных процессов, по мещанским критериям, словно хищник урвать побольше, выделиться за счет других, с безнадежно дремлющим духом, услаждая свои похоти и прихоти, смотреть в прошлое, не участвовать в улучшении и обновлении жизни – так можно обойтись без морали. Но жалка такая жизнь. Рано или поздно жизнь заставит сделать  выбор. Законы природы не терпят застоя, либо прогресс и восхождение, либо загнивание, разложение, регресс и падение. Каждый волен выбирать.

Общество  должно быть предельно заинтересовано в развитии человека, поэтому общественное благо должно быть необходимой предпосылкой блага личности. Необходимость сознательного согласования интересов разного уровня определяет потребность в моральной регуляции поведения людей. Нужно создать принципиально новую в истории нравов целостную и устойчивую систему идеалов и принципов, норм и оценок, представлений и чувств, потребностей и мотивов. Нужно создать такую мораль, которая бы создала своеобразный тип сознания и отношений, духовно-практического осмысления мира, способствующего мировоззренческому обоснованию нового общества, регуляции поведения людей в целях создания такого общества. Эта мораль должна побуждать к общественно полезной  деятельности. Быть моральным в рамках нового  нравственного сознания – значит, содействовать общественному благу, активно и сознательно участвовать в строительстве нового общества. У человека нового общества коллективистская направленность мышления и действий должна служить сильнейшим источником активности и его регулятором. Она должна быть для человека самодостоверной движущей силой и мотивом, повышающим степень ее свободы и инициативности, обеспечивающим общественное признание, престиж, достоинство и моральное удовлетворение. Нужно уйти от деспотии общественной жизни людей к их естественной жизни. Вовсе не обязательно каждый раз жертвовать личными интересами ради единого целого. Человек должен рассматривать эти требования морали как свои, идущие от его разума и совести и выполнять  их добровольно. Тогда мораль из бессильного принципа станет практическим принципом регуляции поведения людей.

Нельзя подобно хамелеону менять моральную «окраску» своего поведения. Не могут быть разнохарактерные масштабы моральных оценок и самооценок. Индивидуализм хорош, если он не идет в разрез с целями общества. Частнособственнические устремления не должны противоречить задачам коллектива. Но не должно быть у человека потребительского отношения к жизни, равнодушия и безответственности в исполнении общественного долга, не гуманного отношения к людям, нужно исключить ханжество, грубость, черствость, жестокость и цинизм. Преступность как крайнее выражение аморализма должна быть изжита.

Заработная плата в зависимости от количества и качества труда дает единство личной и коллективной материальной заинтересованности в общественном вознаграждении за труд с моральными побуждениями к нему. Таким образом, человек своей добросовестной деятельностью способствует общественному благу, участвует в построении нового общества, и в то же время это дает ему возможность удовлетворения личных жизненных потребностей. Это позволяет избежать застоя и разрушения производства, привлечь людей к строительству нового общества, гибко оценивать общественно полезную деятельность, стимулировать труд, защищать интересы общества и самого человека от возможного ущерба со стороны недобросовестных людей. Нужно призывать не только к исполнению обязанностей, но и созиданию более совершенного типа нравственных отношений, к реализации не только зафиксированного в моральной норме должного, но и идеала, морально высшего, которое пока может быть лишь желательным, а не обязательным. Высоко должно оцениваться такое отношение к общественно полезной деятельности, которое свободно от ожидания вознаграждения. В таком отношении можно усмотреть ростки будущего.

Гуманистические нормы общечеловеческой солидарности оберегают безопасность и достоинство человека, регулируют отношение к детям, старикам, больным, пострадавшим от стихийных бедствий, регулируют поведение в местах общего пользования, отношение к естественным ресурсам, реликвиям, художественным ценностям. Они регулируют правила, призванные защищать от различного рода антиобщественных действий, регулируют нормы, оберегающие здоровье и безопасность людей (от противопожарных до санитарно-гигиенических), нормы человеческого общения. Эти нормы общечеловеческой морали существуют и развиваются, будучи вплетенными в ткань в систему морали общества. На базе простых норм нравственности, выработанных на протяжении длительной истории, складываются общечеловеческие моральные идеи и ценности.

Необходимо понять, что успех всех экономических, политических и культурных преобразований, их прочность непосредственно зависят от существующей в обществе морали, которая обеспечивает активность людей, их вовлеченность в строительство нового общества, то есть от решения собственно нравственных задач. Сильное влияние на строительство нового общества оказывает характер сложившихся нравов в стране, степень влияния морального самосознания людей, укорененности в них общедемократических моральных ценностей и традиций (или напротив частнособственнической психологии, потребительской или националистической идеологии), масштаб отрицательного воздействия кризиса моральной системы на нравственную жизнь страны. Именно поэтому необходимо в стране создать такие нормы, которые бы максимально отвечали общечеловеческой морали и сложившейся на данном этапе обстановке, то есть максимально бы приближали к будущему идеалу. Идеал этот нужно четко определить, чтобы каждый мог его видеть и как бы внутренне ощущать. Нужен кодекс морально-нравственных норм, закрепленный законодательно, лучше, если это произойдет через референдум. Обладая высшей юридической силой, кодекс морально-нравственных норм сможет реально влиять и на исполнение положений конституции, и всех законов и всех подзаконных актов. А главное он сможет влиять на их исполнение в повседневной жизни. Так мораль должна войти в жизнь каждого дня как хозяйка, и стать живой – живой этикой.

Мораль не только обнаруживает противоречия общественного развития, но и принимает деятельное участие в их разрешении, пробуждая социальную энергию, инициативу в коллективном и индивидуальном действии. Мораль выступает главным регулятором человеческих отношений. Морально психологические качества человека вливаются в комплекс индивидуальных способностей, его  пригодности к труду и оказываются не менее важными, чем его опыт, навыки, умения. В своей деятельности человек нередко сталкивается с противоречиями между новыми моральными запросами и требованиями старой моральной практики. Возникают конфликты, противоборство различных моральных позиций, формирование общественного мнения, нравственные сдвиги, которые происходят как в сознании отдельных людей, так и целых коллективов. Эти противоречия связаны или с прямыми нарушениями норм общечеловеческой морали (крупные или мелкие хищения, приписки, взяточничество, бесхозяйственность, прогулы и пьянство и т.п.), либо косвенные нарушения таких норм (выпуск некачественной продукции, обмен сомнительными услугами, использование служебного положения в корыстных целях, рвачество, слепое исполнительство, казенное отношение к делу и т.п.). Борьба с такого рода нарушениями требует не только использования государственно-правовых средств, усиления регулярности контроля и учета, повышения уровня организованности, но и создание обстановки нетерпимости вокруг нарушителей моральных норм, неотвратимости наказания, его морального санкционирования. Не всегда помогает критика, чаще она оказывает негативное воздействие. А вот дружеский совет, совет учителя – полезны. Моральные противоречия порой имеют сложные запутанные формы, не всегда легко принять верное решение. Нравственно или безнравственно выполнять старые отжившие инструкции? Как определить отжили они свое или нет? Кто должен определять это? Перед человеком встает в подобных ситуациях задача обеспечения общего блага, как воплощение высшей целесообразности.

Мягкотелость в отношении к приспособленцу, сочувствие расхитителю, покровительство  дебоширу, злостному прогульщику – все это проявления ложного гуманизма, который расцветает на фоне демагогических заявлений различного рода деятелей, проповедующих  мораль Запада. Соображения «пользы дела» нередко у них переходят в лицемерное прикрытие «личной пользы», а утверждение правил «круговой поруки», карьеризма – в аморальную защиту «чести мундира» и, в конце концов, оборачиваются коррупцией, а иногда и должностными преступлениями. Последнее время все больше различного толка, так называемые, правозащитные организации выступают прикрытием самых крайних форм бандитизма, сепаратизма и терроризма. Черный нал грязных денег от продажи наркотиков, торговли людьми и оружием, нефтедоллары в совокупности с деньгами аморального бизнеса – все это идет на создание бандформирований, проведение террористических актов, подкупа и свержения правительств различных стран. Транснациональный наркобизнес, сросшийся с грязным бизнесом в других сферах, встал  на путь передела мира самыми дикими варварскими методами. На службе у них демагогические заявления о демократии, свободе слова и печати, гуманитарной деятельности, различного рода правозащитные организации, специально созданные суды и парламенты – все это только для того, чтобы создать  прикрытие своей человеконенавистнической деятельности. Аморализм их деятельности очевиден, надо только вовремя снять маску с их лица.

От каждого человека требуется умение и готовность бороться и побеждать свои страсти, эгоистические влечения и побуждения. Невозможно законодательством установить нравственность, но любое изменение этого законодательства на практике оказывает определенное влияние на мораль. Управлять не значит командовать, навязывать, манипулировать. Управлять – значит создать условия для свободного творческого развития личности. Обществу нужен независимый в суждениях, обладающий богатым внутренним миром человек, а не безликий и жалкий, считающий себя ничтожной пылинкой индивид.

Управление нравственным развитием требует тщательного анализа нравственной деятельности. Такой анализ предполагает изучение эффективности действующих социальных институтов, системы действующей морали, сложившихся форм ее признания, поощрения, ограничения, усвоения и соблюдения. Он предполагает глубокое исследование массовых форм и методов нравственного воспитания, распространения новых форм утверждения моральных ценностей, отстаивания их, творческого подхода к этому. Процесс нравственного воспитания человека продолжается непрерывно на протяжении всей ее жизни, это увеличивает степень ответственности общества за человека. Управление нравственным развитием должно включать и организацию этического просвещения людей. Это просвещение должно вестись как в детских садах, школах и Вузах, трудовых коллективах, так и в быту в повседневной жизни, через средства массовой информации – телевидение, радио, газеты, журналы, книги. При этом сам воспитательный процесс должен отличаться нравственной культурой.

Известно изречение, что не только каждое общество, но и каждая профессия имеет свою мораль. Те, кто делает то, что не умеют другие, оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к пользующимся их услугами. В ряде случаев могут быть выработаны особые кодексы, правила, поддерживающие престиж профессиональных групп в обществе, которые внушают им доверие и обеспечивают благоприятные нравственные предпосылки для их развития. Но эти правила и кодексы не должны идти в разрез с кодексом морально-нравственных норм страны, всего общества, а могут лишь дополнять и развивать его. Не нужно клятв, пусть будет кодекс чести врача, работника правоохранительных органов, судей, прокуроров, чиновников, военнослужащих, журналистов, учителей, деятелей искусства. Что может быть хуже врача, вставшего на путь преступления, который не  лечит людей, а делает их инвалидами и убивает своими особыми методами? Что может быть хуже убийцы в белом халате? Что может быть хуже преступника в погонах, при исполнении служебного долга, который вместо того чтобы бороться с преступностью, сам переступает черту дозволенного законом и совершает преступления? Что может быть хуже охранника, который ворует? Что может быть хуже продажного судьи, прокурора, члена правительства, депутата, представляющего высшую власть страны? А такие есть. И их сейчас становится все больше и больше. Аморальная система безнаказанности, отсутствия всякой морали и нравственности рождает таких с неимоверной быстротой. Их число растет, кто остановит этот процесс? Никакие законы, будь то самые хорошие, не в состоянии даже остановить рост этого аморального вала. Выправить положение может лишь хорошо отлаженная система исполнения моральных норм и ценностей, принятых в обществе. А сначала эту систему нужно разработать, создать и повсеместно применить на практике. Эти морально-нравственные нормы должны быть обязательными для выполнения всеми членами общества. В основе этих норм должна лежать справедливость и целесообразность. Эти нормы морали должны иметь силу закона. Все законы должны строится с учетом морально-нравственных ценностей. Но кроме ответственности по закону должна быть и моральная ответственность перед обществом, коллективом, должны быть меры морального воздействия.

Нельзя сказать, что в настоящее время нет профессиональных кодексов. Есть кодексы врачей, юристов, учителей, журналистов, архитекторов, ученых, даже государственных служащих. Но они столь противоречивы, провозглашая принципы служения человеку и человечности, они на практике выражают эгоистические корпоративные интересы или же попросту игнорируются. Рост знаний способствует преодолению суеверий и фанатизма, благоприятствует объективному подходу к человеческим поступкам и положительно влияет на моральное развитие. Но нельзя допустить кастовость, иначе профессиональные знания станут на службу антигуманным целям. В то же время к некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования. Это вызвано либо особым доверием к ним (военнослужащие, правоохранительные органы, все силовые структуры, здравоохранение, воспитание, право распоряжаться материальными ценностями, право решения в сфере управления, транспорта, услуг т.п.), либо тем, что характер труда рождает потребность в высокой солидарности и согласованности действий. Профессиональные моральные кодексы должны находиться в тесном единстве с общей моральной системой, они должны лишь в более конкретизированной форме (применительно к данной профессии) воплощать общие принципы и требования общечеловеческой морали. В основе общечеловеческой морали должно лежать человеколюбие – гуманизм. Она должна стать заслоном на пути нарастающего потока человеконенавистнических отношений, несущих хаос, разрушение и гибель.

За внешней простотой и доступной понятностью норм общечеловеческой морали, которых должен придерживаться человек в повседневной жизни, стоит необходимость достойно, ответственно и с честью выполнять свой долг, свое предназначение в жизни. В профессиональной деятельности предъявляются особые требования. Так этика ученого предполагает сочетание научной добросовестности с личной честностью исследователя. Научная истина требует доказательства и только тогда утверждается. Поэтому в науке должно осуждаться всякое приукрашивание фактов в угоду конъюнктурным требованиям или официальным авторитетам, догматизм, начетничество. Ученый не должен быть и фанатом, он должен быть готов пересмотреть свое, даже основанное на доказательстве убеждение, если появились новые данные и аргументы его опровергающие. Истина, добытая ученым, может войти в противоречие с мнением общепризнанных авторитетов и осложнить его положение в привычном и хорошо обжитом мире. Профессиональный кодекс ученых должен осуждать гонения на инакомыслящих, забвения интересов научной истины ради чьих-то интересов.

Мало чем изменились каноны медицинской этики со времен клятвы асклепиадов и гиппократа. «Женевская клятва», принятая на Всемирной ассоциации врачей, тоже утверждает заповедь: «не вреди». Нравственность  должна предполагать в человеческих отношениях высокую степень правдивости, принципиальности, честности. Это, однако, не противоречит такому положению медицинской этики, что врач не должен всегда сообщать больному об опасном для жизни диагнозе. Требования врачебной этики обязывают бережно  и заботливо относиться к больному, использовать все средства для сохранения и поддержания его жизни даже тогда, когда положение больного безнадежно. Врач обязан всегда прийти на помощь  больному, не считаясь с любыми трудностями. Медицине известно много случаев, когда врачи испытывали на себе действие новых препаратов, подвергая опасности свою жизнь ради будущего спасения жизни других людей.

В судебной этике адвокат связан неразглашением тайны своего подзащитного. Известные ему обстоятельства, отягощающие подсудимому вину, он в праве не сообщать суду. Такова устоявшаяся практика. С точки зрения морали, действия адвоката не всегда оправдано. Ибо, вступая в сговор с преступником, он становится соучастником преступления, во всяком случае, укрывателем его. Где здесь та грань, которую нельзя переступать? Так же как свобода Запада есть свобода для жуликов и негодяев, так же и практика действия адвокатов есть официальная форма преступников творить беззаконие и произвол. Как можно творить беззаконие законно? Мораль требует справедливого решения вопроса, а при существующей адвокатской практике оно невозможно. Действия адвоката должны быть ограничены законом, и способствовать раскрытию преступления и причин его порождающих, следовательно, искоренения преступности как таковой. Адвокат должен защищать подсудимого от произвола чиновников, а не от правосудия. Сокрытие сведений, способствующих раскрытию преступления, мешающее правосудию - недопустимы. А уж тем более не допустимо противодействие правосудию. Сейчас это сплошь и рядом в адвокатской практике. Все это аморально. Если к этому еще добавить подкупность судей, или хотя  бы их лояльность к преступлению, то получаются методы судопроизводства путем оправдания преступлений. Тогда преступления только поощряются и растут как снежный ком. Нужно справедливое судопроизводство. Адвокат не должен лгать и лицемерить.

Уникальность ситуаций, в которых приходится действовать ученому, врачу, учителю требует высокого уровня моральной ответственности, принципиального определения своих нравственных позиций, своего отношения к духовным ценностям. На предприятиях и в организациях было бы  хорошо учить правилам взаимоотношений в коллективах, начальника с подчиненными и подчиненных с начальником. Надо быть внимательным к чужому мнению, даже если оно неверно, иметь бесконечное терпение, быть вежливым и никогда не раздражаться. Надо быть справедливым, особенно с подчиненными, лучше не делать замечания подчиненным в присутствии третьего лица. Надо всегда благодарить подчиненного за хорошую работу. Лучше самому не делать того, что могут сделать подчиненные, если это не связано с какими-то особыми обстоятельствами. Если то, что делают твои сотрудники в корне не расходится с твоим мнением, то пусть у них будет полная свобода деятельности. Не надо бояться того, что подчиненные способнее тебя, надо гордиться такими подчиненными. Лучше не спорить по мелочам, мелочи только затрудняют общую работу. Лучше не использовать своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, но и в этом случае применять нужно ее в минимально возможной степени. Если распоряжения оказались ошибочными, то нужно признать свою ошибку. Эти правила должны быть не спущены сверху и просто заучены, а выражать внутреннюю сущность отношений в обществе, руководителя и подчиненного. Власть должна оцениваться как жертва, а не как способ обогащения. Тогда начальник и подчиненный будут лучше понимать друг друга, подчиненный не будут стремиться сместить начальника и занять его место, а начальник будет лучше понимать подчиненного, его трудности и запросы. Подчиненные должны относиться к начальнику как к учителю, с почтением, уважением, и любовью. Начальники же к подчиненным должны относиться как к равным. Кто лучше может делать, тот и должен становиться начальником.

В условиях строительства новой России особую роль играет журналистская этика. Кроме таких очевидных требований, как честность правдивость изложения материала, объективность, повышается ответственность за однобокое и ложное изложение материала, искажение действительности в публикациях, заказной характер статей, книг и целых изданий. В условиях, когда газеты, журналы, телевидения и радио стали частными как никогда важна ответственность за качество издаваемого, его моральный общечеловеческий характер. Степень ответственности общественного деятеля должна определяться по аудитории – на телевидении и радио ответственность журналиста определяется по количеству телезрителей и радиослушателей; для газет и журналов, книг – определяющим является их тираж. Недопустимость плагиата, незаконное присвоение чужих материалов должны осуждаться, так же как и тлетворное аморальное влияние изданий на аудиторию.

Чувство любви  знакомо почти каждому. Между тем любить может не каждый. Это чувство богато и разносторонне по своему содержанию, индивидуально по форме своего  выражения. Из всех, кто любит, каждый любит по-своему. Неисчерпаема эта тема для человеческого познания. В любви трудно давать  советы. Между мужчиной и женщиной любовь зависит от их индивидуальных особенностей, но не только. Немалую роль в этом играют и социальные условия.

Равенство между мужчиной и женщиной должно выражаться в равных возможностях. Женщина как полноправных член общества должна вовлекаться в тот же круг интересов и стремлений, который имеет мужчина. На деле должна осуществляться общность социальных идеалов, которая необходима для укрепления чувства любви и всей системы семейно-брачных отношений. Любовь между мужчиной и женщиной в своем развитии предполагает создание семьи, материнство, отцовство, поэтому общество не должно стоять в стороне от этой области личной жизни людей. Вряд ли  дружба может быть предметом законодательства, а вот отношения между полами должно регулироваться не только морально, но и законом. Во всем мире такая практика издревле и существует. Любовь не терпит грубое, назойливое вмешательство, мелочной опеки, но в то же время недопустимы безразличие, нейтралитет и пассивность. Высокий идеал любви для человека становится и лучшим средством регулирования интимной жизни. Проявления чувства любви должно носить красивый и возвышенный характер. Надо помнить, что любовь в процессе развития человека так же далеко ушла от инстинктивного полового влечения, как и сам человек от своих животных предков. Духовный мир человека, его нравственный облик играют,  в конечном счете, решающую роль в отношениях между мужчиной и женщиной. Дружба и любовь никогда не требовали банальной похожести людей, скорее гармонии душ, а эта гармония может быть не только совпадением, но и взаимным дополнением и даже контрастом. Надо помнить, что никакое равенство между мужчиной и женщиной не сотрет таких различий между ними, которые являются выражением природных особенностей полов. Характеристика сердца не всегда согласуется с характеристикой разума. В любви человек не всегда выбирает лучшего из окружающих людей по общему представлению. Но все же любовь – это стремление к идеалу, а, следовательно, нетерпимость к слабостям и недостаткам того, кому она адресуется. В борьбе почти всегда неизбежна борьба за облагораживание любимого человека, стремление помочь ему освободиться от свойственных ему недостатков. Настоящая любовь активизирует личность. Когда человек любит, он стремиться заслужить ответную любовь, это побуждает в нем творческую энергию, лучшие человеческие качества, побуждает его к непрерывному росту, совершенствованию, полному раскрытию душевной щедрости. Человек становится более требовательным к себе, реализуя все то доброе, хорошее, что заложено в его характере. Любовь поднимает человека на новую нравственную высоту, усиливает, обостряет в нем чувство ответственности за свои действия и поступки. Духовная близость мужчины и женщины усиливает, облагораживает естественное физическое влечение, которое в этом случае проявляет себя как эстетическое наслаждение человеческой красотой, такой красотой, которая не сводится лишь к простой совокупности физических качеств, а воспринимается в их единстве с внутренним духовным миром. Чем культурнее человек, чем выше, совершеннее он в интеллектуальном и эмоциональном отношении, тем богаче, красивее, нравственнее его любовь, тем больше она доставляет радости и наслаждения. Люди же, которые удовлетворяются лишь физиологической стороной любви, до предела обедняют и выхолащивают это высокое чувство. Такая любовь унизительна для того, на кого она направлена, скучна и бескрыла, она не обогащает, а скорее, опустошает человека, порождает легкомысленные, случайные связи. Такое отношение к любви может привести к серьезным и трудно поправимым ошибкам в личной жизни людей.

Чаще всего любовь начинается с чувства симпатии, но не всякое увлечение может перерасти в настоящую любовь. Подлинно нравственное отношение к любви предполагает не только пылкость и романтизм чувств, но и сознание ответственности, стремление не довольствоваться малым в личной жизни, а испытать настоящее, большое чувство, серьезно его проверить в жизни. Примитивно-физиологическое отношение к любви в современной жизни склонно рядиться в новые одежды. Это характерно для людей, ведущих праздный образ жизни, пресыщенных развлечениями и удовольствиями, ищущих острых ощущений. Те, кто ратует за примитивно-физиологическое отношение к любви, фактически действуют во вред себе, обществу. Свобода любви в странах Запада на деле превращается в половую распущенность и аморальное разложение. С другой стороны ханжеские взгляды в отношении любви становятся препятствием в развитии межличностных отношений, свободы выражения, мешают развитию. Психика человека очень сложна, запретный плод как известно сладок, поэтому ханжество развращает сознание людей не меньше, чем порнография. Настоящая любовь в высшей степени целомудренна. Новая жизнь должна нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и жизнеспособность.

Любовь часто сравнивают с огнем, она может гореть ярким пламенем, может быть путеводным огоньком, огнем костра, обогревающим человека в дождь и стужу, очистительным пламенем, сжигающим в человеке все плохое, эгоистическое, мелкое. В то же время стесненная трудностями быта, любовь может быстро угаснуть или потерять свой возвышенно-романтический ореол. Это происходит у людей, когда их любовь не подкрепляется другими нравственными чувствами: чувством долга, чести, совести, когда эти чувства слабы или совсем не развиты. Единство любви и долга составляет нравственную основу брака. Нередко любви угрожает и другая опасность – ревность. Чем гуманнее и культурнее общество, тем безнравственнее выглядит в его глазах ревность, тем нетерпимее оно относится к таким проявлениям первобытной дикости. Ревность в браке является одним из проявлений эгоизма собственника. Такая ревность следствие не любви и даже не животной страсти, а самого факта брака, который рассматривается как одна из форм владения. Человек  в этом случае приравнивается к вещи, его свобода и достоинство беззастенчиво попираются. Боязнь потерять свое счастье порой принимает  крайние формы ревности, которые выражаются в посягательстве на личную свободу, деспотизме, подозрительности. Чем культурнее, нравственно более зрелее человек, тем более тонко, деликатно проявляется у него чувство ревности, тем меньше взаимных обид оно может принести. От уровня морального развития зависит не только то, насколько он свободен от животной собственнической ревности, но и в каких формах проявляется тесно связанная с любовью человеческая ревность. Нравственное сознание человека играет важную роль в сохранении и укреплении семьи. Каждому возрасту в жизни супругов свойственны определенный тип отношений, определенное содержание чувства любви. Страстная любовь не продолжается всю жизнь, она сменяется другим видом любви, которую люди называют привязанностью, на первый план выходит долг и забота и о ближних, которые наперекор требованиям естественных инстинктов цементируют брачно-семейные отношения. Каждый этап в семейной жизни открывает перед человеком все новые стороны любви, все новые источники радости и счастья. Для того чтобы видеть и ценить супружескую любовь в единстве ее физической и нравственной сторон, человек должен обладать соответствующими моральными качествами. Долг не может быть антиподом супружеской любви, он лишь ее дополняет и служит ей подспорьем. Смысл супружеского и семейного долга состоит в сохранении не только семьи, но и того чувства, в результате которого эта семья создалась. Что же касается чувства чести и достоинства применительно к брачно-семейным отношениям, то их содержание определяется моралью. Еще в глубокой древности возникли понятия о чести и достоинстве женщины. Долгое время женщине отводилась подчиненная роль, она сильно зависела от мужчины, а материальный расчет порой играл главную роль при заключении брака. Обязанность жены заключалась в необходимости блюсти интересы супруга. Права и обязанности мужчины и женщины должны быть равны на деле, а не только декларативно. Должно быть не равноправие, а полноправие мужчины и женщины. Высококультурную женщину всегда отличал  такт, развязность  и вульгарность всегда осуждались. За развязностью всегда скрывается угодливость и малодуши... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


28 ноября 2015

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«8.1.Книга об этике. Часть 1»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер