ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Шуба

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Это была осень

Автор иконка Эльдар Шарбатов
Стоит почитать Юродивый

Автор иконка генрих кранц 
Стоит почитать В объятиях Золушки

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать День учителя

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Александр Кузнецов
Стоит почитать Памяти Майкопской бригады...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Эта кончится - настанет новвая эпоха

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Знаешь, а это – точка!...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Возможно, это и честней...

Автор иконка Вера Сыродоева
Стоит почитать Поздняя осень

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Серёжа: "Справедливо. Да и Арцыбашев "не так уж и плох", рассказывая в романе "..." к произведению "Санин" не так уж и плох

СлаваСлава: "Браво автору!" к произведению Погибшие вместе

СлаваСлава: "Браво автору!" к произведению Парадоксальные рассказы

СлаваСлава: "Спасибо за рассказ!" к произведению свечка,свечечка,свеча

СлаваСлава: "Благодарю за интересное чтение! Очень понравилось!" к произведению не уходи!

СлаваСлава: "Спасибо за интересную статью!" к произведению День Святого Валентина

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Валентина ПанинаВалентина Панина: "Спасибо!" к рецензии на Ожидаемый рубеж

ЦементЦемент: "Вам спасибо!" к рецензии на Проекция ужаса

СлаваСлава: "Спасибо за стихи!" к стихотворению Проекция ужаса

Франц НахтигалФранц Нахтигал: "Благодарю вас за внимание!" к рецензии на Лето сибирское

Игорь СебежскийИгорь Себежский: "Благодарю!" к стихотворению Три брата

СлаваСлава: "Браво автору!" к стихотворению Голос поры отшумевшей...

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




8.1.Книга об этике. Часть 1


Симин В.И. Симин В.И. Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
2226 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
8.1.Книга об этике. Часть 1В основе жизни лежит нравственное начало. Мораль и нравственность из сферы отвлеченной переходят в сферу реальную, и становятся действенным фактором жизни людей. Книга призвана помочь взглянуть на вопросы марали и нравственности как на насущную необходимость. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Книга написана в 2003-2005 г.г.

внутреннему убеждению, люди добровольно берут на себя всю полноту нравственной ответственности за их результаты. При этом убежденность вызывает потребность в трезвой самооценке, самоконтроле, самовоспитании. Даже тяготы и страдания, вызываемые трудностями борьбы строительства нового мира, не воспринимаются людьми как непосильное бремя, не подламывают их, а лишь закаляют волю. Настроения самоотверженности и духовной раскованности, охватывающие народы хорошо  знакомо из истории. Мораль не только выражает определенную ситуацию общественной жизни, но и объективные условия всех перемен. Она выступает как сила, которая материализуется в поведении народов и способна до известной степени перестраивать саму ситуацию и формировать новую, при этом, создавая такие благоприятные условия, которые не могли бы возникнуть в результате стихийного развития событий. В этом выражается творческая суть морали в переустройстве общества. Известно, что на практике разорвать порочный круг проблем нищеты, голода, разорения, обнищания людей, нужды можно лишь переломом их настроения, героической инициативой отдельных групп, альтруистической работой руководителей в этом. Героизм и самоотверженность, порыв и стойкость – это и есть мораль в действии, ее влияния на эволюционные преобразования.

Оскудение источников нравственной жизни приводит к нравственному застою и непринятию всего нового, что несет эволюция постоянно. Непринятие нового обычно смыкается с реакционностью и образует такую систему нравственных ценностей, которая внутренне враждебна инициативе масс, пафосу свободы, идеалам справедливости. Такая система приводит к крайне реакционным режимам в государстве, так было когда к власти пришли фашисты, так происходит сейчас, где исламский фундаментализм выражается в самых диких формах, неся миру, разрушение и хаос, возникла новая угроза человечеству – международный терроризм. Фашизм пробивал себе путь моральным развращением масс, раздуванием реакционного политического активизма толпы путем манипулирования массовым сознанием. Теперь это делает международный терроризм. Целые страны и народы вовлечены в это безумие. Тратятся огромные деньги, нажитые нечестным, грязным путем, в орбиту вовлекаются целые страны и даже континенты. Вместо нравственной убежденности – фанатичное послушание, вместо сознательности – культовая взвинченность толпы, подчиняющейся манипулированию с помощью воздействия на нее иррациональные импульсы, предрассудки, иллюзии. Эта эпидемия приобретает страшные размеры. Нравственная деградация принимает характер широко распространенного явления и совершается с устрашающим ускорением.

Нужно строить общество, в котором будут разрешены основные противоречия между личностью и коллективом, между обществом и личностью. Человек в коллективе получает условия для своего личностного развития и свободы. Нравственное совершенствование  в коллективе происходит как совместная воспитательная деятельность, где каждый вносит свою лепту в формирование гуманных межличностных отношений. Это общество должно провозгласить всестороннее гармоничное развитие личности, как высшую цель. Это откроет новые возможности для нравственных взаимоотношений людей, их духовного совершенствования. Живая этика – это этика творчества, этика возвышенных моральных отношений. Она не просто выдвигает принцип любви и уважения к человеку, обеспечения его достоинства, но и реальные пути для воплощения его в действительность – через взаимную деятельность людей, через практическое изменение обстоятельств жизни. Гармоничное единство личного и общественного, соблюдение нравственных принципов, высокие моральные качества – бескорыстие, самоотверженность, готовность помочь и поддержать товарища, не имеют ничего общего с унизительным призрением человека к самому себе. Борьбу за идеал люди прямо связывают с представлением о счастье как полноценном творческом раскрытии всех способностей человека. Нужно утвердить совершенно новое представление о счастье, противоположенное состоянию застывшей удовлетворенности и безмятежного личного благополучия. Новая мораль выражает постоянное стремление к лучшему будущему, преодоление препятствий на пути его достижения, полное развитие творческих способностей личности в борьбе за это будущее. Жить с идеалом, жить с нравственно осмысленной высокой целью – вот заповедь новой этики.

Нравственный смысл переустройства человеческих отношений может быть выражен словами: «Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть. Тогда человек не боится ни страданий, ни боли, ни горя, ни нужды. Тогда человек перестает бояться смерти, хотя только тогда он учиться по-настоящему любить жизнь. Лишь тогда человек будет ходить по земле с открытыми глазами, и все увидит, услышит и поймет, тогда только он выйдет на свет узкой скорлупы, и будет ощущать радости и страдания всего человечества и только тогда будет действительно человеком» (Ф.Э.Дзержинский). В настоящее время невиданно возросли возможности кардинального преобразования мира, увеличилась личная моральная ответственность, расширились ее границы. Преобразования общества поднимут мораль на уровень новых требований – активного, сознательного участия каждого в строительстве новых общественных отношений, в борьбе со всем старым и враждебным, высокой бдительности, наращивания темпов экономического и научного прогресса, неустанного нравственного самоусовершенствования. Люди должны дойти до свободного, самостоятельного творчества нового мира, покоящегося на чисто человеческих, нравственных жизненных отношениях. Нравственное самоутверждение, рост чувства ответственности, сознания долга – взаимообусловленные явления. Всесторонне развитая, гармоническая личность как нравственный идеал этики предполагает высокое развитие ее самосознания, ее моральное самосовершенствование. Полноту жизни, простор творческому началу в жизни личности нельзя обеспечить, ориентируясь на догмы, жесткие нормы, стоящие над человеком как чужая, враждебная ему сила. Новое общество должно поставить человека в новые условия труда и быта, выдвинуть задачу самостоятельности и творчества. Этика всегда оптимистична в оценке творческого, нравственного развития человека. Человек может стать несравненно выше того, что он есть, достигнуть большего совершенства, обрести новые, одухотворяющие его жизнь ценности. Человек не должен падать низко, доходя до гибельного разложения, духовного распада. Ответственность за нравственное развитие личности не только на самом человеке, но и на обществе. Это развитие не мыслимо без творческих усилий, без исканий, без социальной и моральной активности. Задача морального совершенствования человека в условиях построения нового общества одна из самых насущных. Решать ее следует с такой же настойчивостью и энергией, с какой создается экономическая основа государства. Каждый шаг на этом пути принесет и экономические выгоды, а каждый срыв обернется болезненным ущербом.

Мораль и нравственность исторически меняются, остается неизменной лишь их сущность. Эта сущность определяется основным законом – следовать путем эволюции. Геродот в свое время говорил, что каждый народ имеет свои нравы и почитает их наилучшими. Поэтому часто встает вопрос: какую нравственность считать верной? Есть ли среди различных нравов нечто общее? У разных народов проходят инициации – обряды посвящения молодых во взрослые, полноправные члены общества. При подготовке к посвящению молодые люди овладевают практическими навыками, закаляют свою волю, тренируют ум, выносливость. Молодые люди приучаются к правилам и принципам совместной жизни. Сам обряд посвящений – это определенный ритуал, где посвящаемые демонстрируют все свои лучшие качества. При посвящении они могут получить новое имя, познакомиться с тайнами, до сих пор не ведомыми. Эти инициации помогают утвердить здоровую морально-нравственную основу молодежи, приобщить их к великому делу строительства нового общества, побуждают к решению новых до сих пор еще не ведомых задач. Когда понятия «доброе», «прекрасное», «правильное», «истинное» слиты в едином чувственно-конкретном восприятии жизни, тогда человек начинает воспринимать нормы и принципы морали как нечто живое и осязаемое. Способность к оценкам, анализу и самоанализу позволяют ему осознать происходящее в жизни с этих позиций. А синтез дает возможность собрать воедино по крупицам из великого множества, данного природой, в единое целое картину праведной жизни, предначертанную человеку. При этом сам человек выступает активным строителем этого мира, творя прекрасное, и доходя до небывалых высот. Эти высоты уходят в бесконечность. Нескончаемость творческого развития и дает ту полноту счастья, которая издавна заповедана людям. Сказания, мифы, песни, ритуалы, искусство и культура в целом закрепляют в сознании людей обязательность и необходимость соблюдения морально-нравственных норм, ибо художественно-образное отношение к миру непосредственно содержит эстетическое и этическое.

Важнейшее правило жизни человека – равенство. Это общее социальное установление. Равенство не знает эксплуатации и угнетения. В таком обществе все трудятся и имеют равное отношение к результатам труда. Нормы и правила такого общества исключают ссоры, конфликты и столкновения. Здесь все свои. В переходные периоды человеческое общество подтачивают самые низменные побуждения – воровство, насилие, коварство, измена. Падение нравов характерно для переходных периодов. Именно такой период сейчас переживаем мы, наша страна и человечество в целом. Ослабление моральной регуляции общества показывает, что развитие нравственности имеет прогрессивный характер. Развитие нравственности нужно считать как единый восходящий процесс совершенствования, восходящий по спирали. В основе жизни лежит нравственное начало. Это начало и определяет прогресс.

Государство, определяя мораль в обществе, тем самым устанавливает единые правила поведения, взаимоотношений в обществе. Какова цель этих правил, таково и общество, таково и государство. Смена общественного уклада, смена строя в государстве характеризуется и обновлением, очищением морально-нравственного климата. Как бы сбрасывается ненужная шелуха и люди возвращаются к первоначально известному. Вновь появляются лозунги: «Свобода», «Равенство», «Братство». Сами эти понятия не меняются, меняется лишь осознание их людьми. Если застой в общественной жизни, экономике, системный кризис в обществе характеризуется и упадком морально-нравственных норм, то возрождение и обновление жизни ведет к очищению моральных ценностей, повышается личное достоинство и моральная значимость каждого человека. Так эволюция по спирали вновь и вновь возвращает человеческое общество к обновленной морали, очищенной от наслоений старого застойного периода. Новые представления о ценности человека начинают распространяться на всех людей. Представление об общечеловеческом равенстве развивает и стимулирует борьбу против несправедливости. До сих пор труд, который вроде бы и считается добровольным, но все же по сути своей является в большинстве случаев безрадостным и принудительным, то есть насильственным. Труд, который, является залогом преуспеяния, творческий труд, который несет созидание, пока еще остается формой необходимого принуждения. Это уже не рабский труд, и не труд крепостного крестьянина, но это до сих пор труд рабочего, продающего свою рабочую силу, хотя и имеющего возможность завести свое дело. Труд надо понять широко, только творящий труд ведет к победе. Надо уметь  призвать новых на постройку. Трудиться надо на объединение. Трудолюбие – это добродетель. Во все времена добродетелями считались – мудрость, мужество, храбрость, стойкость, верность Родине, воинская доблесть. Во все времена поднимались проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, судьбы и свободы, добродетели и порока. Осуждались такие пороки, как жажда наживы, стремление к роскоши, невежество, ложь и обман, тщеславие, разврат, злословие. Эпикур советовал людям: «Нечего бояться богов. Нечего бояться смерти. Можно переносить страдания. Можно достичь счастья». Сенеки говорил: «Человек для человека – вещь священная». Все люди равны перед нравственным законом. Наивысшей свободой, которой может достичь человек, есть нравственное совершенство и уравновешенность духа, наградой за добродетель – сама добродетель. Гордыня и неповиновение издревле считались большим грехом. Превращение богатства в главный стимул жизнедеятельности человека разрушает духовное предназначение человека. Государство должно принимать как моральные, так и правовые ограничения «экономических аппетитов» человека. Богатство должно соответствовать его внутреннему содержанию, ведь человек живет не для богатства. Жадность есть смертный грех. Богатство не хорошо и не плохо само по себе. Искусство приобретать деньги имеет подчиненное значение по сравнению с искусством их тратить. Для каждого человека существует своя мера богатства, она определяется его внутренним содержанием и отношением к этому богатству. Паразитический, праздный, расточительный образ жизни, независимо от сословия, с его пирами, гуляньем, развратом всегда осуждался.

Труд ценился всегда, вот только труд надо понимать широко. Некоторые деятели до сих пор видят труд только грубый, киркой и лопатой. А все остальное блажь. Между тем творческий умственный труд нуждается в значительно больших затратах энергии. Низшие сословия в различные эпохи, в силу своей низшей развитости, могли заниматься только более грубой работой. Им был недоступен творческий труд поэта и художника, ученого и деятеля культуры. До этого уровня им еще предстояло дойти. Но и среди них встречались талантливые поэты и писатели, и даже ученые, правда, их было не так уж и много. Труд вполне можно оценивать, как средство спасения души. Но как это понять тем, кто и душу то отрицает. Отрицатели, как светогасители, служат темному. Благотворительность состоятельного сословия всегда была поощряема, важно чтобы она была искренней. Не нужно рассматривать  всю историю с точки зрения угнетения одних (нехороших), другими (хорошими). В трудолюбии нужно находить свою нравственную опору, ценность своей жизнедеятельности. Но многие до сих пор не могут воспринимать изнуренный подневольный труд иначе чем проклятие и мука, все же сам труд не может не вызывать чувства удовлетворения.

Хозяин должен быть добрым отцом своих подданных: феодал своих крестьян; король, царь – всех своих людей  в королевстве; господин – отец своих слуг; мастер – подмастерьев; учитель – учеников. И все люди – дети одного, верховного отца – Бога. Эта простая истина не многими сейчас понимается правильно. Но ведь законы Космоса гласят – низшее должно служить высшему, но не на оборот. Тот, кто пытается все повернуть наоборот, несет разрушение. Уже в феодальном Китае мораль отцов и детей была расписана до подробных мелочей. Все общественные связи там уподоблялись отношениям отца – сына, государя – подданных, старшего брата – младшего брата, мужа – жены. Сын почтителен, послушен – отец любит своих детей; государь справедлив – подданные верны; старший брат относится к младшему, как к сыну, младший к старшему – как к отцу; муж относится к жене как к слабому человеку, жена покорна и верна. Такая мораль феодального Китая воспитывала покорность и терпение. Такая мораль рассматривала покушение на жизнь, как страшное преступление.

Идеи вольности и жизни по правде всегда витали в умах людей. Если они ложились на благодатную почву, то приносили прекрасные плоды, но если попадали на неподготовленную почву, они несли лишь разрушение и хаос. Низкое сознание людей, проповедующих свободу, но не умеющих правильно ей распорядиться, не понимающих, что всякая свобода это, прежде всего высокая ответственность, толкало людей к злу. Борьба за свободу, во все времена ковала высокий дух, но часто результатами этой борьбы пользовались люди с корыстными и низменными целями. Те, кто приходил к власти, манипулируя понятиями морали, на деле искажали существо, и несли уже совсем другое. И все же справедливость, доброта, взаимопомощь, мудрый совет, терпение всегда будут требованиями морали независимо от времени и волн борьбы за справедливую жизнь. Наступает время, когда правящие круги настолько разлагаются в своих моральных устремлениях, что неминуемо вспыхивают бунты и революции, появляются новые робин-гуды. И опять встают вопросы о правде, свободе, равенстве, справедливости, и они несут моральный смысл.

В разные времена нравственность состояла из ряда основных норм и установлений. Это честь и верность, воинская храбрость и слава, щедрость и милостивость, гостеприимство, вера в бога. Первоначально особо почитались воинская доблесть и физическая сила. Мужество, удаль, презрение к смерти, воинская верность и удача – воспевались в народных сказаниях и легендах. Честь и верность были основными принципами сознания. Честь всегда связана с исполнением долга, следованием идеалам добра, добродетели. Честь предполагает и верность – учителю. Верность обеспечивает сплоченность.

Современные страны Запада проповедуют мораль, где главенствует частный интерес, успех в предпринимательской деятельности, подчас своекорыстный, или эквиваленты такого успеха в других областях. Эти ценности открыто провозглашаются высшей целью и мотивом, ведущей ценностной ориентацией деятельности и всех связей между людьми. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы главные требования их морали. Для реализации этого человек должен обладать определенными чертами характера, волевыми качествами. Их набор представляет собой определенный круг добродетелей, обеспечивающих в целом достижение высоких результатов в предпринимательской деятельности и осуществлении личных целей. Эта мораль не может нести социальное равенство, она санкционирует отношение к другим людям как к потенциальным противникам, конкурентам. Она способствует развитию цинизма, черствости, мелочной расчетливости, фарисейства, честолюбия и тщеславия. Она допускает захватнические войны, колониальный разбой, подавление социального недовольства, политическое интриганство. В последствии она становится, и стала уже во многих странах выражением аморализма. Стремление к частному интересу на определенном этапе развития общества, безусловно, становится залогом общественной активности, и в конкретных исторических условиях цементирует человеческие связи, создает стимул для материального и духовного развития и всего общества, и человека. При такой морали общество строится на вещественных отношениях. И на определенном этапе развития человечества такие отношения были прогрессивны, поскольку открывали человеку возможности  для более свободного развития. В согласовании интересов людей бизнеса и остального населения страны заключается одно из предназначений морали стран Запада. Отсюда и раздвоение морали, так называемый двойной стандарт. С одной стороны «добродетели» отражающие фактические нравы власти, с другой стороны парадная, официальная ее мораль. Официальная мораль в странах Запада предполагает равенство прав и возможностей каждого члена общества на деятельность, ведущую к частному успеху. На деле же взаимное использование людьми друг друга ради выгоды каждого оказывается лишь иллюзией. Равенство в отношениях получает более или менее прочное обеспечение только в пределах небольшой группы людей, и то лишь частично в силу материального неравенства и средств социального влияния. Большинство же людей в обществе не располагают сколько-нибудь твердыми гарантиями на этот счет.

В своем развитии общественная и личная мораль проходит различные этапы развития, которым соответствуют определенные состояния сознания и отношений. Противоречия морали стран Запада проявляются, прежде всего, в их двойственности. Предписания фактической и официальной морали не совпадают, различные степени их обязанностей, неодинаковы  санкции при их нарушении. Все это ведет к процветанию морального лицемерия. Моральная регуляция человеческой деятельности в этих странах предстает перед каждым в отдельности человеком, как ограничитель его деятельности, влечений и желаний. Не каждая личность может добрить их как свои, поступать добровольно в соответствии с ними, осознавая необходимость именно таких поступков. Это усугубляет раздвоение морали в этих странах. Там мирно сосуществуют: группы официальных и неофициальных требований и оценок, рушатся согласования между правами и обязанностями, моральными обязательствами человека и гражданина. Вступает  в действие циничное правило: «успеха достоин тот, кто его добился». Расширяется разрыв между скрытыми и декларируемыми побуждениями, тайными и гласными молениями сердца. Оказываются несовместимыми целесообразность и моральность поведения, требования общественного мнения не согласуются с велением совести, нарушается единство оценки и самооценки. Моральные отношения людей далее предстают, как отношения вещей. В моральном смысле они выступают как нейтральные. Человек, как любая вещь, становится предметом функционального использования. Его ценность измеряется размером услуг, которые он может доставить, пользой, которую может принести. С холодным безразличием люди стремятся использовать друг друга. Они и себя используют как средство достижения, по существу, чуждых им целей. В результате человек погружается в засасывающую топь противоречивых моральных требований и оценок, которые дезориентируют ее. Сказочная ситуация на развилке дорог, каждая из которых не предвещает ничего хорошего, лишь в слабой мере воссоздает ситуацию морального выбора в обстановке отчуждения. Раскол добирается до сознания человека, способствуя разложению личности.

Так называемая «корпоративная мораль», широко распространенная в странах Запада, требует безусловной преданности интересам компаний, приспособленчества и слепой исполнительности, ориентирует на отрешение от установок на бережливость, вовлекая состоятельных людей в соревнование затрат, в потребительскую гонку, направленную на завоевание престижа. В результате человек запада оказался в эпицентре тяжелейшего кризиса нравственных идеалов и ценностей. Об этом свидетельствуют рост жестокости, безразличия к чужим страданиям, утрата отзывчивости, эпидемическое распространение преступности и насилия в самых различных проявлениях. Бок о бок с насилием развиваются страх, подозрительность, ощущение одиночества, ненадежности связи с другими людьми, падение престижа труда, а вместе с тем и уважение к творениям человеческих рук. Растет коррумпированность должностных лиц, даже в высших эшелонах государственной власти. Обнаруживается падение престижа семьи, родительского авторитета, различных сплачивающих объединений, которые обеспечивали человека общением, поддержкой и услугами. Чрезмерно обостряется конфликт поколений. Желание восполнить пустоту и однообразие жизни, найти забвение от изматывающего чувства социальной бесполезности толкает людей на поиски возбуждающих и отупляющих развлечений. Нарастает различная социальная дезорганизация – наркомания, социальная распущенность и т.п.

Все это в той или иной степени стало присуще и нашему обществу с переходом на рыночные отношения. Сейчас, как никогда нам нужны такие морально-нравственные устои, которые бы не дезориентировали человека в современном мире, а отвечали бы потребностям прогрессивного движения общества, всестороннего развития личности, гуманизации отношений между людьми.

Резкое падение морали в странах Запада делает актуальным для правящих кругов необходимость манипуляции массовым сознанием. Эта манипуляция проявляется, прежде всего, в насаждении идеалов потребительства, идей и настроений, определяющих стиль жизненных отношений,  в которых ведущей смысловой установкой выступает стремление к частному успеху, престижному потреблению и максимализации наслаждений. Путем рекламы, пропаганды через средства массовой информации разжигаются потребительские страсти. Естественное стремление к повышению жизненного уровня людей становится основополагающим фактором в ущерб другим более важным целям в жизни человека, подчас в ущерб морали и нравственности. В морали появляется ориентиры на наслаждения и вещепоклонничества, вытесняя все иные интересы, подчиняя этим стремлениям любые порывы и личные планы. Так утверждается «карнавальная версия» жизни, а «экономический человек» превращается в «человека развлекающегося». Потребительская мораль погружает человека в болото мещанских интересов, а личность, провоцируема ею на «сладкую жизнь», не испытывает устойчивого морального равновесия. Ее постоянно терзают заботы, так как расточительство, погоня за вещами и удовольствиями ведет к росту задолженности, а всякий достигнутый уровень удовлетворенности оказывается мимолетным, постоянно отставая от быстро  меняющихся стандартов потребления, навязываемых рекламой, модой. Временное моральное равновесие достигается путем снижения ответственности личности, ограничением применения моральных оценок лишь в семейной и приятельской сферах.     

Развитие нравственности идет, как и все сущее, по спирали. В процессе развития нравственности меняется представление о добре и зле, разрешив одни нравственные проблемы, люди сталкиваются с новыми проблемами, непредвиденными. Противоречивость и сложность развития нравственности нередко вызывает скептическое отношение. Между тем требования нравственности должны быть законом всех сфер жизни. Мораль заключает в себе бесценный опыт человеческих отношений, знание особого рода – ценностей и целей жизни. Нужно максимально плодотворно – как для общества, так и для самого человека – выбирать такую линию поведения, которая даже в самых противоречивых, конфликтных ситуациях соответствует гуманным, творческим принципам. С ростом познавательного содержания отмирают религиозные догматы, предрассудки, невежественный фанатизм. Объективное знание дает рост сознания. Убежденное следование нравственным нормам, сознательное отношение к их применению в каждой конкретной, неповторимой ситуации становится общим условием поведения людей. От человека уже требуется не простое выполнение своих нравственных обязанностей, а самостоятельность в постановке и осуществлении нравственных целей. Расширение возможностей нравственного выбора повышает моральную ответственность личности за поступки, поведение. Возрастает роль самовоспитания. Непрестанными усилиями поколений, сменявших друг друга, борьбой передовых социальных сил создавались новые, более благоприятные для нравственных взаимоотношений людей условия, формировалось новое сознание, такой нормативно-ценностный склад мышления, который все более соответствовал духовному совершенствованию личности. Каждая последующая ступень развития нравственности оказывается более высокой, ибо в ней более зрело решаются сложные человеческие проблемы, обогащается внутренний мир самого человека.

Изменяются, становятся более гуманными, сами моральные проблемы, которыми приходится заниматься людям, те ситуации морального выбора, с которыми они обычно сталкиваются. В труде и быту складываются уважительные и заботливые отношения к человеку: честность, требовательность к себе и другим, доверие, сочетающейся со строгой ответственностью, дух настоящего товарищества и братства. Полнота и самобытность индивидуальной судьбы каждого достигается через духовное взаимообогащение личностей, гуманизацию, рост солидарных, товарищеских начал, через преодоление эгоизма и замкнутости. Одним из признаков развития личности является рост потребности в общении, не связанном с чисто вещественными отношениями. Самоцелью деятельности выступает не вещественное богатство, а жизнь самого человека, насыщенная созиданием добра во взаимоотношениях с людьми, нацеленная на всемерное развитие творчества, позволяющая наиболее полно раскрыть самобытные способности, таланты, наклонности каждого.

Разнообразны определения и сущностные характеристики морали и нравственности. В разные времена ее называли по-разному: как опыт житейской мудрости; как школу воспитания человека, научения его добродетели; как исполнение божественных заветов, обеспечивающих гармоничное развитие личности; как высшую гармонию, обеспечивающую согласованность поведения со своим внутренним «Я»; как наикратчайший путь к обретению счастья; как возвышенное служение чести; как исполнения своего долга; как инструмент сохранения порядка в обществе; как обеспечение честности во взаимоотношениях людей; как требование общественной пользы; как служение идеалу и утверждение справедливого жизнеустройства; как средство взаимопонимания и сплоченности людей; как личное самовыражение, умение быть всегда самим собой, следуя внутреннему голосу совести; как внешнее общественное установление, накладывающее на человека необходимые обязанности; как особый прием познания; как институт, обуздывающий животные инстинкты человека; как определение смысла человеческой жизни и т.д. Сложно, оказывается, однозначно очертить сущность морали. Ведь любое из пониманий морали обычно фиксирует какую-то одну ее особенность, черту, свойство. Мораль обладает всепроникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере – на работе, в быту, семье, в проведении досуга. Одно и тоже физическое действие может оказаться моральным или аморальным, все зависит от сущностных целей этого действия. Мораль способна решить самые разнообразные общественные задачи, ей объективно присуща многофункциональность. Мораль многолика, так как на каждом этапе развития общества ей приходится решать разные по содержанию задачи. Вместе с тем мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии. Мораль  является таким способом осознания действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения добра и зла. Проблема нормы поведения в морали является центральной.

      Нравственность выполняет для человека незаменимую роль «компаса» поведения, позволяющего эффективно ориентироваться в общественной жизни, особом мире человеческой культуры. Через систему ориентаций, норм, запретов, оценок, идеалов она регулирует поведение людей. Моральная оценка – это особый, ориентирующий индивида акт, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и повелевающий действовать в соответствии с ней. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрешения которых она от него требует, - это вопросы мировоззренческие. Она требует определять ценность человека, его место в мире, смысл его жизнедеятельности, его отношение к обществу, его ответственность и определение своего предназначения в жизни. Мировоззренческие решения в морали выглядят как выдвижение желательных целей, которые необходимо достичь. Именно мировоззренческая направленность нравственности служит основой ее единства, превращает ее не просто в совокупность тех или иных норм и запретов, но и во внутренне цельную, упорядоченную систему. Теоретическим же выражением мировоззренческого содержания морали является этика.

Нормы морали должны подкрепляться силой социальных институтов и, прежде всего, государства. В истории это было уже не раз. Так в древнеиндийском государстве существовала должность министра морали. Правовое регулирование может быть только моральным. Аморальное право ведет к загниванию и разрушению. В различные периоды жизни человечества, в зависимости от уровня развития сознания и особенностей жизненного уклада Учителями человечества давалась та мораль, которая соответствовала эволюционному процессу и была единственно верным путеводителем в необъятном просторе жизненных проблем. Эта мораль и определяла право и все остальные области человеческих отношений, и сама была высшим правом. Но часто сами люди искажали существо моральных требований, и это отражалось на всех сторона жизни людей.

Чистота, возвышенность мотивов – важный элемент поведения человека. Самоотверженность, героизм, дисциплинированность всегда были высокоморальными качествами людей. Нравственные отношения в обществе – это «скелет», который скрепляет и поддерживает само общество, выступает как единая, внутренне организованная, соподчиненная связь норм поведения, как определенная система. Система нравственных отношений, утвердившихся в обществе, определяет и само общество. Нравственные отношения – это особые отношения. Они затрагивают интересы других людей, они выражают побуждения, предпочтения, вытекают из велений долга и совести. Поступок, имеющий моральное значение, отличается от простого действия тем, что в нем выражается ценностное отношение к другим людям, признание значимости их интересов, их достоинства как личностей.

Моральные ценности выступают как ориентиры поведения в обществе. Они позволяют человеку поступать в повседневной жизни положенным образом. Когда ценности сталкиваются, требуя от человека противоположенных поступков, возникает нравственный конфликт. В этом случае человек несет ответственность за свой моральный выбор. Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества, преломляясь в мировоззренчески-философских концепциях, просвечиваясь в произведениях искусства, провозглашаясь в воспитании подрастающего поколения, закрепляясь в типичном для данной эпохе  строе нравственного  сознания, общепринятых моральных кодексах, образе мыслей и переживании людей.

В странах Запада сложились такие отношения, при которых деньги стали социально-нравственной ценностью. Обладание деньгами стало свидетельством преуспевания в жизни и нравственной приспособленности в жизни. Обыденный моральный рассудок наделяет обладателя богатством не только социальным, но и моральным престижем. Эта иллюзия господствующего рассудка, наделяющего добродетельностью тех лиц, которые распоряжаются признанными в обществе социальными ценностями (богатством, властью и т.п.). В здоровом обществе моральный авторитет, достоинство, престиж личности определяются в зависимости от ее дел, мотивов и поступков, от его морально-деловых качеств. Реальные стремления личности, его усилия, отношения к труду, к общественному интересу, его творческая активность раскрывают действительные достоинства, степень его моральности.

Нравственные отношения в обществе характеризуются сложившейся системой ценностей; исходной нравственной позицией каждого человека или социальной группы, которую они занимают в моральном выборе; различными ситуациями этого выбора; различного рода стилями жизни; стереотипами поведения социальных групп; ставшими традицией правилами поведения и этики; путями информации о моральных нормах и требованиях, способами их воспитания, приемами передачи опыта от поколения к поколению; определенной расстановкой норм в общественном мнении, предопределяющей совокупность типичных нравственных оценок, применяемых к поведению людей; общественными санкциями (одобрение или осуждение) обеспечивающими моральность поведения отдельного человека.

Санкции, которыми общественное мнение охраняет мораль, могут быть самыми различными: от общего презрения до восторженного поклонения, окружения того или иного поступка ореолом славы, героизма. Санкции должны обладать определенной степенью строгости: от однозначно-непреклонных требований до призывов, носящих характер мягких советов, пожеланий. Состояние нравственной жизни людей каждого общества характеризуется определенной системой санкций и их взаимодействием с другими регуляторами поведения – правовыми, политическими, административными и т.д. Страны Запада все больше опираются на насильственные санкции права, государственных органов, направляя их на подавления творческой инициативы, идущей в разрез с устоявшимися правилами и нормами поведения, главенствующими ценностями этих стран. Но в динамично развивающемся обществе должны умело сочетаться методы принуждения и убеждения. Более того, по мере развития этого общества методы принуждения должны уступать место методам убеждения, все больше открывая гуманистическую перспективу повышения его роли, возрастание значимости самовоспитания и взаимовоспитания людей. И все это должно носить не декларативный характер, а на практике служить интересам общества.

Многие элементы системы нравственных отношений в обществе переходят в сознание человека, его психику. Каждый общественный уклад характеризуется некоторыми привычно повторяющимися ситуациями, в которых людям приходится делать моральный выбор, принимать решения. К таким ситуациям общественное мнение прикладывает общезначимую оценку, рекомендует тот или иной готовый образец решения. Моральные примеры, авторитет тех или иных эталонов поведения в обществе играют важную роль в воспитательном процессе, формируя у молодежи определенные ценностные ориентации жизнедеятельности. Образцы поведения отдельных выдающихся личностей, образы героев служат эталонами, критериями моральности поведения.

Моральные кодексы в обществе создают определенную моральную атмосферу, непосредственно влияющую как на поведение, так и на ориентации, предпочтения людей в межличностном общении. В странах Запада люди строят свои отношения по меркам рынка, по канонам «купли-продажи». Моральный выбор здесь порой направляется по эгоистическим расчетам, заботой о своем собственном интересе. Торгашеский смысл такой нравственности представляет во многом ее лицемерный, двуличный характер. А нравственные отношения в обществе должны выражать единство общественных и личных интересов. Всестороннее развитие личности должно стать потребностью, а коллективистские основы нравственных взаимоотношений должны создавать благоприятную основу для гуманизации всей жизнедеятельности людей. Должно происходить сближение исходных нравственных позиций людей, принадлежащих к разным группам. Морально-нравственное единство общества создаст новые стимулы для самосовершенствования личности. Система нравственных отношений, сложившаяся в том или ином обществе, обуславливает тот или иной характер сознания, проявляясь в своеобразии его функционирования, в особенностях его структуры.

Особый уклад жизни вызывает у человека и особый склад сознания, в котором выражается его отношение к окружающему миру, самому себе. Моральные нормы – это элементы сознания. Людям свойственно оценивать отношения и поступки через призму сложившихся моральных норм, регулирующих их поведение. В нормах аккумулируется полезный опыт многих поколений людей. Осознанная совокупность норм и принципов определяется как моральный кодекс. Однако принято различать моральные нормы и нравственные принципы. Под нормами понимаются такие предписания, которые регулируют определенную сторону поведения, а под принципами – более общие нравственные требования, относящие ко всей линии поведения человека. Все многообразие нравственных норм в обществе должно быть упорядочено.

Содержание норм морали и нравственности в обществе определяет и ее значимость. Одна и та же норма может нести различное значение в зависимости от времени и самого общества. В странах Запада в период первоначального накопления капитала и свободной конкуренции видное место отводилось бережливости. Бережливость служила увеличению капитала, увеличению богатства. Потому рядом с бережливостью гнездились скупость, эгоизм, холодное безразличие к судьбам других людей. А нужно чтобы в обществе бережливость во всем служила как средство улучшения жизни, умножению общего достояния. Она определяет степень уважения к труду каждого человека. Ведь для создания каждого предмета, каждой вещи затрачивается энергия разума, воля и усилия человека и это надо ценить и беречь. Это ничего общего не имеет с жадностью и скупостью, как порой пытаются представить все это расточители. Кроме того, нужно уважать труд всего коллектива, создавшего это. Такая бережливость не разъединяет людей, стимулируя ненасытную жажду богатства, а объединяет общим делом, позволяющим непосредственно улучшать условия жизни и творчества каждого. Таким образом, казалось бы, одна и та же норма получает разное значение в зависимости от того, в какой системе моральной взаимозависимости она находится, с какими функциями нравственного сознания связана.

В обществе, в зависимости от этапа его развития, одни и те же нравственные установки в сознании людей меняют свое содержание, причем порой резко, скачкообразно. Они как бы очищаются от наносного, ненужного и приобретают свой первоначальный смысл. Так меняются представления о справедливости, патриотизме, личном достоинстве, смысле жизни, счастье, идеале общества и человека. Обогащаются и укрепляются в общественном сознании нормы и правила, имевшие общечеловеческий смысл – сочувствие, благодарность, правдивость, скромность, вежливость, дружелюбие, искренность, великодушие, деликатность. Происходит изменение сознания. Из истории мы знаем людей, подчинивших все свои замыслы, надежды, чувства одной возвышенной цели: освобождению своей родины от чужеземного ига; борьбе против неравенства и угнетения; облегчению страданий больных; воспитанию подрастающего поколения. Целенаправленность всей жизни этих людей говорит о их духовном мире. Каждый человек, наверняка, встречал в обыденной жизни людей, всецело посвятивших себя какому-то делу: овладению тайнами природы, решению важных научных проблем, поисками такой сферы жизнедеятельности, где бы лучшим образом раскрылись его таланты. За каждой целью стоит та или иная моральная ценность, на которую человек ориентируется как на высшую. Причем различные практические ориентации могут служить одной цели – служить  людям, испытать и проявить свои способности. Целенаправленность, устремленность в достижении целей служить людям всегда была высоко чтима.

Многообразие, внутреннее богатство духовного мира людей выражается в разнообразии конкретных жизненных ориентаций. Индивидуальные особенности людей, их склонности, таланты, надежды, мечты – все это вызывает их конкретные предпочтения. Все эти предпочтения объединяются общностью высших моральных ценностей. Всестороннее развитие личности через реализацию коллективного интереса – вот смысл ценностной ориентации. Служение обществу, созидающему новую жизнь, должно стать высшей ценностью для человека, утверждающего свое достоинство и честь через общественно полезную деятельность. Ценностная ориентация сознания – это устойчивое, глубинное выражение его морального содержания. В общей направленности сознания она реализует ту исходную нравственную позицию, которую занимает личность, проявляясь во всей линии поведения. Пронизывая все этажи психики человека, ценностная ориентация позволяет человеку мгновенно, зачастую интуитивно, выбрать веерную линию морального поведения. Она объединяет все компоненты нравственного сознания, подчиняя их единой цели, цементирует волю человека, придавая ей целеустремленность и последовательность. Мировоззренческое осознание ценностной ориентации во много крат увеличивает ее мощь, повышает способность человека к нравственному предвидению целей своего поведения. Объединенная в строгую, связанную мировоззренческую систему взглядов, ценностная ориентация становится осознанным выражением содержания моральной убежденности личности. Она воплощается во всей системе поступков, в жизни значительных масс людей, в их устойчивых моральных устремлениях, предпочтениях и оценках.

Ценностные ориентации могут быть направлены как на подлинные ценности, высокие, так и на ложные низменные, даже на антиценности. Человек может с той или иной степенью глубины осознавать или вообще не осознавать свою ценностную ориентацию. Порой действительные ориентации прикрываются декларативными, призванными, чтобы оправдать поведение человека. Бывает и так, что человек усваивает некоторые социально важные ценности формально, тогда и ориентация на них будет носить формальный характер. Установить подлинную ценностную ориентацию человека сложно, чаще всего ее можно определить по поведению за длительный период. Человека судят по делам.

Каждому человеку приходится мотивировать свои поступки, обосновывая, оценивая их как перед лицом общественного мнения, так и собственной совести. Мотивация, оценка и самооценка – важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив – это нравственно осознанное побуждение поведения. Мотивация же – система определенным образом связанных, мировоззренчески соподчиненных мотивов, сознательное определение человеком линии своего поведения. Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведение человека, или целых социальных групп, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства признательности, восхищения или неприязни, негодования. Самооценка – это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесным образом связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Моральная мотивация человека зависит от его сознания, ценностной ориентации, уровня его общей культуры, способности критически осмысливать поступки, волевых качеств. При положительной реакции окружающих человек испытывает чувство удовлетворения, возрастает его уверенность в правильности избранной линии поведения. Человек несет ответственность не только за то, чтобы его мотивы поведения отвечали определенным принципам, нормам и идеалам, но и за характер избранных его идеалов и принципов. Имея мировоззренческий смысл, моральная мотивация несет в себе верное или ложное, передовое или реакционное содержание. Поэтому о мотивации поведения человека судят по его мировоззрению. Мотивация помогает человеку определить свое отношение к людям, нравственно осознать свою ответственность перед коллективом, семьей и самим собой. Мотивация включает в себя моральную оценку поступков и самооценку человека. Мотивация служит не только оправданию поведения человека, но и определяет его связь с моральной нормой, позволяет прогнозировать нравственный смысл деятельности, находить единственно веерные решения в моральном выборе. Мотивация позволяет воспитывать убежденность, нравственные представления о долге и ответственности личности. Мотивация позволяет человеку сознательно регулировать свое поведение, осуществлять разумный самоконтроль за состоянием своего сознания, помогает человеку в самовоспитании, в сохранении нравственной чистоты мотивов. Ведя внутреннюю борьбу против недостойных намерений и помыслов, отбрасывая эгоистические, низменные мотивы, человек проходит курс самовоспитания и перевоспитания. Возрастание роли мировоззренчески обоснованной и гуманной моральной мотивации – важнейшая тенденция совершенствования личности в новом обществе.

Гоббс сравнивал этику с математикой, Спиноза - с геометрией, Гельвеций утверждал, что ее следует трактовать как экспериментальную физику, Гольбах предлагал утвердить в ней арифметику, а Фейербах уподоблял ее медицине. Это подчеркивает всеобъемлимость морали. Развитая способность к нравственной мотивации еще не обеспечивает морально достойного поведения. Она может служить и прикрытием низменных, своекорыстных интересов и целей. Рациональная мотивация, присущая рассудку людей стран Запада, порой превращается в цинично-конъюнктурную, где даже для порока подыскиваются оправдательные моральные мотивы, а жестокости и своекорыстию придается привлекательный лоск. Встречаются люди, умеющие неплохо мотивировать свое поведение, но не способные активно действовать, претворять свои моральные принципы в жизнь.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В.А.Сухомлинский. Цельность и гармоничность нравственной жизни складываются при возвышенных мыслях, воплощенных в мотивах, проникновенных чувствах и практической деятельности, опирающейся на стойкость и твердую волю человека. Познанию нравственного мира других людей служит моральная оценка, самопознанию – самооценка. Оценка позволяет путем одобрения или осуждения установить соответствие или несоответствие поступка нормам и требованиям общественной нравственности. Нравственные оценки, сочетаясь с принципами мировоззрения, оказывают большое влияние на формирование моральных качеств человека.

Самооценка – как определение человеком морального смысла, значения собственных поступков и их мотивов, может быть как завышенной, так и заниженной. Потому так важна золотая середина, объективная оценка своих способностей, поступков и мотивов. Если человек оценивает поступки других по заниженной шкале, а свои – по завышенной, то создается благоприятная почва для развития высокомерия, зазнайства, нетерпимости, самомнение. Это нередко приводит к конфликтам между людьми, создает напряжение в отношениях с окружающими. Вредна и заниженная моральная самооценка собственных способностей, мотивов поступков. Она порождает неуверенность, мягкотелость, угодничество, пассивность. Заниженная оценка ведет и к скрытности, беспринципности в отношениях с другими. Она может привести к агрессивности.

Верная самооценка, как правило, близка тем оценкам, которые дают поведению человека в коллективе. Но при этом коллектив должен быть сам морально здоров. Кроме того, редко в коллективе понимают того, кто перерос общепринятые понятия и смотрит на мир особо. Это тот случай, когда один может идти «в ногу», а остальные «не в ногу». Конечно, важно воспитывать в человеке повышенную способность к восприятию оценок своего поведения со стороны окружающих, к трезвой самопроверке своих достоинств и недостатков через призму общественного мнения. Но нельзя, как и учеников в школе, всех нивелировать по средней планке. Моральная самооценка тесно связана с нравственно-психологическими механизмами самоконтроля человека, среди которых важнейшую роль играют  совесть и долг.

Совесть вместе с чувством долга, чести и достоинства позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой, другими людьми, обществом в целом. Разнообразие ситуаций, в которых оказывается человек, не позволяет предусмотреть, как ему действовать в каждом конкретном случае, не может быть готового рецепта морального выбора. Моральным регулятором поведения во всех случаях выступает совесть. Она нравственный страж поведения личности в самых разнообразных ситуациях. Она заставляет человека быть морально последовательным. Совесть – это моральный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир. Совесть противостоит эгоизму и аморальным побуждениям. Человек, лишенный угрызения совести, неполноценен. Он не способен на прочные человеческие отношения, и превращается в существо асоциальное, а потому опасное для окружающих. Совесть, как сплав рационального осознания и чувственного переживания, наиболее остро выражает  ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности. Глубокие эмоциональные переживания человека (угрызения совести) схожи с чувством стыда, моральным ощущением позора и вины перед другими людьми и собой, которые охватывают человека, совершившего нехороший поступок. Совесть – это живой механизм самооценки человека. Суд совести, ее угрызения вызывают самочувствие моральной виновности, непреодолимого несогласия с самим собой. Совесть выступает перед человеком как внутренний голос собственной моральности. Руководствуясь ею, человек судит свои поступки. Совесть – инструмент самопознания и нравственного самоконтроля человека.

Общественные требования морали предстают перед человеком в виде разумно осмысленной обязанности, ответственности за свое поведение. Концентрированным выражением этого является долг. Осознание долга очень важно для человека. Долг – это высоконравственная обязанность, ставшая внутренним источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения и сохранения тех или иных моральных ценностей. Понимание своего долга связано с предпочтением определенным ценностям жизни, оно предполагает осознанный выбор человеком той или иной мировоззренческой системы, той или иной совокупности ценностей и норм. Долг – это механизм самосознания, он тесно связан с волевыми побуждениями, совестью, с внутренними ориентациями, переживаниями, устремлениями человека. У нравственного человека долг находится в гармонии с совестью, не иссушает ее нравственную жизнь, не сковывает ее активности цепями долговых обязательств. Следование долгу дисциплинирует всю нравственную жизнь человека. Долг не сводится только к элементу принуждения. В тех случаях, когда долг для человека не является внутренне необходимым, добровольным, он вступает в противоречие с велениями совести и общей ценностной ориентацией, наступает состояние душевного разлада. В долге закрепляются высшие, нравственные обязанности человека не только перед обществом, но и перед самим собой. Соподчинение этих обязанностей – важнейшая забота нравственного сознания. Долг выражает осознание высшей нравственной ответственности человека, ставшей ее внутренним достоянием. Не даром говорят о долге перед родиной, коллективом, семьей, о родительском и супружеском долге. Следует отличать от долга исполнение частных обязанностей, правил и требований. Долг и совесть – важнейшие регуляторы охраны чести и достоинства, честности человека.

Моральный выбор – определенный вид целесообразной человеческой деятельности. Ситуация морального выбора требует от человека ответственного и самостоятельного решения и действия, в которых реализуются его нравственный долг, убеждения, представления о нравственном и безнравственном. Предпочтение одного поступка другому обязывает соотнести выбор с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие не только достижение цели, но и органическое единство мотива и последствий поступка. Формальное многообразие вариантов всегда ограничивается социальными обстоятельствами. Моральный выбор всегда совершается в пределах добра и зла. Наличие объективной возможности поступать так или иначе, возможность выбирать, знание моральных альтернатив и предпочтение одной из них в соответствии с нравственной необходимостью обеспечивают свободное моральное решение лишь в том случае, если оно является добровольным и совершается по личному убеждению. Свобода морального выбора – это свобода намеренно преобразовать обстоятельства во имя прогрессивных нравственных целей.

В жизни каждого человека возникает необходимость выбора такого поведения, которое бы сочетало стремление к добру с обстоятельствами в жизни. Как вмешаться, какие выбрать средства для достижения успеха? – вот вопросы, которые встают перед человеком в моральном выборе. Каждый человек должен обладать способностью делать правильный выбор и умением принимать решение со знанием дела. Нравственная оценка успеха активного выбора не тождественна понимаемой эффективности. Иногда долгое время отделяет «посев от жатвы». Свобода морального выбора и форма активности человека предполагает ответственность за это.

У каждого человека есть свободный выбор, и каждый человек отвечает за свой свободный выбор. Он отвечает за то, что мог бы сделать и за то, что должен был сделать. Меру ответственности определяет возможность и способность выбора, а также нравственный долг человека. Разные ситуации требуют от человека решения, соответствующего нравственной необходимости. Имея возможность поступать так или иначе, человек должен действовать определенным образом. Выбор человека и является условием разрешения ситуации. Человек несет ответственность не только за слабость воли или откровенное предательство, но и мировоззренческую незрелость. Мера ответственности человека возрастает с увеличением диапазона свободы морального выбора.

Сознание человека, которому предстоит решение, порой сталкивается с ситуацией, когда осуществление каждой из выбранных возможностей во имя какой-нибудь нравственной нормы ведет к нарушению другой нормы. В такой ситуации человек должен совершить выбор в пользу одной из них. Существует целая иерархия ценностей и норм. Требования нравственности должны сочетаться с социальной целесообразностью, а используемые средства соответствовать выбранной цели. Нельзя оправдать любые средства целью, как и со злом нужно всегда бороться. Для достижения высокой цели необходима строгая последовательность в выборе средств. Целесообразность средств связана с их нравственным качеством.

Наиболее сложный и тонкий акт морального выбора – моральный компромисс. В нем особо велик риск уничтожения нравственного характера цели в процессе ее достижения. Выходом их опасений за моральный характер компромисса должно быть определение и соблюдение меры его. Компромиссный моральный выбор – это выбор вынужденных средств, без помощи которых нельзя разрешить ситуацию мирным путем. Вынужденные средства оцениваются как меньшее зло. Когда не будет социальных и нравственных антагонизмов в обществе, тогда и не будет необходимости в компромиссах.

Порой бывает так, что один и тот же мотив приводит к различным последствиям и, наоборот, разные мотивы способны вызвать тождественные результаты. Цель является реализацией мотива. Она указывает на то, что предстоит сделать, а мотив говорит о том, во имя чего надлежит стремиться к данной, а не иной цели. Мотив внутреннее побуждение к поступку, заинтересованность в его совершении. Мотив – это осознанное человеком побуждение, причем в такой степени, что оно превращается в цель деятельности. Мотивы, цели, средства и результаты внутренне связаны друг с другом, они стремятся к единству. Связь мотива с целью и, через средство, с последствиями поступка позволяет определить значение мотива в общей структуре поступка. Но само действие зависит не только от мотива, но и от объективных факторов.

Детальный анализ того или иного поступка возможен лишь тогда, когда он рассматривается через призму оценки всего поведения человека, его направленности, морального облика. Единство мотива и последствия достигается, закрепляется и обнаруживается не столько в одиночном поведении, сколько в целой серии поступков, скрепленных в систему. Один поступок и даже целую группу поступков не всегда удается однозначно оценить, сопоставляя с нормами морали. Очень часто поведение человека оказывается непоследовательным, да и само поведение порой может быть осмыслено и оценено лишь с переменами в  общественной морали. Существуют поступки, которые являются узловыми, решающими в жизни человека.

Представления о смысле жизни, идеале, счастье формируются у человека на протяжении длительного времени, и получают истолкование с точки зрения его духа, благодаря чему открывается возможность творческого применения моральных предписаний и оценок. Эти представления позволяют прояснить человеку свое собственное отношение к действующим моральным принципам, предписаниям и шаблонам оценок. Формируя критическое отношение к миру и себе, эти представления позволяют воспринять даже те моральные предписания и оценки, которые еще не стали массовыми, не воплотились в обычай. Одобряя их в качестве осознанной необходимости, человек в своем образе мыслей и действий предвосхищает новый этап социального развития, предстоящую смену моральных систем или их переход в новую фазу. Это может явиться предупредительным сигналом о том, что какая-то давно устоявшаяся часть моральных предписаний и оценок утрачивает свою былую целесообразность.

Представления о смысле жизни показывают ценность того способа деятельности, ее общей направленности, которые предписывают человеку моральные нормы. Представления об идеале создают образ максимально полного воплощения положительных моральных качеств, задают тип морального совершенствования. Если нормы или обычаи говорят об обязательном или допустимом, то идеалы указывают на желательное поведение. Представления о счастье фиксируют степень осуществления стремления к идеалу и осмысленной жизни, служат формой самооценки всей жизнедеятельности. От представлений о смысле жизни человек получает представления и о добре и зле, благе и ответственности. От представлений об идеале – представления о свободе, справедливости, долге. От представлений о счастье – представления о совести, чести, достоинстве. Человек – творец самого себя. Сущность человека задается его божественной природой, но в то же время его деятельность определяет и его судьбу. Сама деятельность многогранна и включает в себя мысли, слова и действия непосредственно. Человек находится в постоянном самоизменении в ходе творческой предметной и духовной деятельности по изменению мира. В служении общему благу и следует искать свое назначение и смысл жизни. Человека отличает сознательная целевая деятельность. Не следует забывать, что сам человек является частью природы, которая на него, как и он на нее оказывают непосредственное воздействие. Но роль человека в этом процессе неимоверно велика. Как микрокосм макрокосма он обладает в потенциале всеми способностями, всеми энергиями Космоса. Эти способности ему предстоит развить, научиться управлять энергиями на общее благо. На него и возложена особая ответственность за эту природу. Он один на земле обладает самосознанием и отвечает за свои мысли, слова и действия. Нужно понять свою ответственность за мысли, ибо за одно слово десять мыслей рождаются. Каждый сам ставит перед собой цели и добивается их достижения.

Человек, являясь частью природы, властвует над ней. Он не стал еще благоразумным и рачительным распорядителем, и все еще хищнически относится к природе. Он поступает  как грабитель, которого мало беспокоит тот неизбежно приближающийся момент, когда грабить и расхищать будет нечего. Он еще не возвысился до понимания специфического характера единства с природой. Но человек должен поступать не как расхититель, а как преобразователь, устроитель природы, согласовывая свои перспективные интересы с ее состоянием и законами, гармонизируя силы и части природы, чтобы не жить во враждебном природном окружении. Он может помочь природе, сделав ее всю миром человека.

Очень  много  непонимания вносит ошибочное представление о божественном замысле, потустороннем мире и первородном грехе. Религиозный догмат создал видение не реального мира. Между тем и ортодоксальная наука не ушла дальше примитивного и ошибочного представления о сотворении человека и всего живого, ибо до сих пор считается, что человек произошел от обезьяны. Пора понять, что человек, как и все живое на земле, создано Высшими Силами, Теми, кого мы называем Богом, способом, который пока не может быть понят и осознан людьми ныне живущими. Человек был создан, как известно, по образу и подобию божьему. Он частица божества, микрокосм в макрокосме. Божественное начало, которое он получил восемнадцать миллионов лет тому назад, дало ему возможность саморазвиваться, он стал обладать самосознанием. Он имеет в своем потенциале все энергии Космоса. Способность саморазвиваться, свободная воля, наложили на него  и ответственность. По спирали развития можно как подняться, так и опуститься. Человек ответственен за свои мысли, слова и действия. Человек, как частица божества, по замыслу божьему, должен в процессе саморазвития подняться до такой ступени, когда он станет человеком, достичь ступени сверхчеловека, затем полубога и бога, чтобы слиться воедино с божественным Абсолютом. Человеку даровано место царя на Земле, царя природы – минерального, растительного и животного царства. Потусторонний мир или Тонкий Мир является составляющей жизни человека. В нем он живет, когда спит, на протяжении всей жизни с ним соприкасается и уходит в него, когда покидает эту бренную землю – умирает. Для человека потусторонний мир не потусторонний, а родной – в нем он проводит значительно большую продолжительность своего существования, большую в десятки раз. Давно пора вернуть человеку веру в Бога, общение с Высшими Мирами, без этого общения он слеп, глух и беспомощен. Но от этого реальный мир не обесценивается, а наполняется вполне конкретным содержанием. Каждый человек на этой земле имеет свое предназначение, свою цель в жизни. Надо уметь ее правильно понять и следовать предначертанным путем к этой цели. Это  не всегда просто, это и постоянные испытания, и страдания, и лишения, но вместе с тем это и неимоверная радость – когда делаешь свое дело. Испытания  человеку даются не для искупления первородного греха, как утверждает религиозный догмат, а для совершенствования человека, ибо весь мир на испытании. Жизнь человека имеет смысл, если он, преодолевая преграды и трудности, достигает  своей цели, тем самым поднимается по спирали развития вверх, а не опускается вниз, прожигая ее бездельем, беспутством и развратом. Великомученик, страстотерпец может быть идеалом, но сейчас этого не достаточно. Ибо сейчас время действий. За идеал нужно сражаться. Страдания и мучения нужно преодолевать, но при этом действовать, а не смиренно ждать. Аскет уже не может отвечать требованиям времени. Мораль святого может служить критерием, если она направлена на созидание и борьбу за новое общество, общество будущего. Не сознание вины ведет, а уверенность  в правоте своего дела, осознание своего участия в творческом труде на общее благо. Это и создает ту неописуемую радость, которую испытывает человек, когда делает свое дело. Каждый творческий человек знаком с минутами неописуемого восторга, эйфории, радости, когда ему хочется петь, кричать, ибо эта радость переполняет его. Такое чувство возникает у всех по-разному: когда художник закончил писать картину; скульптор творить изваяние; ученый сделал открытие; писатель завершил новую книгу. Но у всех творческих людей это ощущение одно, оно схожее – это ощущение исполненного долга – великой радости. Земное счастье это не тяга к самоуслаждению, а великая радость сотворенного, чувство исполненного долга, радость ближнего. За радостями земными будут и радости того света, если это радости об общем благе. Здесь на земле нужны и покорность, и смирение, и готовность к всеобщей любви и дисциплина, но осознанные во имя чего все это. Нужны не абстрактные представления о смысле жизни, идеале и счастье, а осознанное понимание греховности, искупления, воздаяния, спасения.

Человек ищет разрешения уже осознанных противоречий между гуманным идеалом и бесчеловечной действительностью, разумом и совестью, свободной сущностью человека и его несвободным существованием. Между тем идеал может быть только гуманным, если это не идеал негодяя. А действительность она разная, бесчеловечной ее делают эти негодяи, против которых добрый человек должен бороться. Человек должен уметь защищать себя, своих близких, свое правое дело, всех кто нуждается в его защите. Это и есть служение общему благу, ибо эта борьба есть борьба добра со злом. Причем в этой борьбе нужно суметь выстоять и победить. Между разумом и совестью не должно быть противоречий, ибо совесть есть язык Тонкого Мира, где неправду говорить невозможно. Стало быть, совесть есть голос истины, а если разум засорен, то это лишь от недопонимания и неосознания человеком отдельных вопросов. Надо покопаться и постараться разобраться в сути вещей и все встанет на свое место. Что касается свободной сущности человека, то это надуманное понятие. Известно, что всякая свобода есть понятие относительное. Мы зависим от многих людей, множества факторов, обстоятельств, условий. Мы, в конце концов, живем не в изолированном пространстве, а в единой и цельной системе жизни, где всё и все друг от друга взаимозависимы. Поэтому говорить о свободной сущности человека, значит отделять его от всего окружающего мира, это глупо и вредно. Речь нужно вести о предоставленной человеку свободе выбора, о самосознании. В этой связи человек отличается от всех и всего живущего на земле, так как обладает свободной волей и самосознанием. Это дает ему право властвовать над всеми царствами природы, но не безнаказанно, ибо всякая свободная воля и самосознание имеет и другую сторону – ответственность за свои мысли, слова и действия. И он отвечает, за добро ему воздается добром, за плохие мысли, слова и поступки соответственно. Поэтому вряд ли можно назвать существование человека абсолютно свободным, хотя он и сам творит  свою судьбу.

В странах Запада создается видимость, будто люди выступают равноправными участниками обмена, связанными отношениями «купля-продажа», «спрос-предложение». У людей Запада сформировано мировоззрение, которое отожествляет счастье с благоприятным случаем, фортуной, везением, с обладанием богатством, властью, удобствами. Такое представление о счастье умерщвляет бесконечное разнообразие жизненных проявлений человека, сводящееся к их погоне за богатством. Труд был всегда средством формирования мира человека, источником его самоизменений, способом производства его культуры. Быстрое развитие науки и техники ведет к быстрой смене технологии, стандартов, форм потребления, разносторонними становятся информац... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


28 ноября 2015

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«8.1.Книга об этике. Часть 1»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер