© 2015 – Имя автора: Симин Владимир Иванович
Авторские права на данную книгу охраняются законодательством Российской Федерации.
Любое использование, воспроизведение материалов из книги возможно лишь с письменного согласия автора.
В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
Об авторе.
60 лет, занимаюсь проблемами будущего человечества. Мои книги – это новое мировоззрение и пути решения стоящих проблем.
О книге.
В основе жизни лежит нравственное начало. Мораль и нравственность из сферы отвлеченной переходят в сферу реальную, и становятся действенным фактором жизни людей. Именно в то время, когда положение в стране и мире характеризуется упадком морально-нравственных устоев, и заполнением пространства пошлым и низменным, когда забыты заповеди Христа, а лицемерие и ложь вошли в жизнь, обществу нужно, как свежий воздух, очищение от всего, что сеет смрад и разложение.
Книга призвана помочь взглянуть на вопросы марали и нравственности как на насущную необходимость. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Книга написана в 2003-2005 г.г.
Оглавление
1. Титульный лист -
2. Оглавление -
3. Введение -
4. Живая Этика
1) Часть 1 -
2) Часть 2 -
3) Часть 3 -
4) Часть 4 -
5) Часть 5 -
6) Часть 6 -
7) Часть 7 -
8) Часть 8 -
9) Часть 9 -
10) Часть 10 -
5. Школа Жизни
1) Часть 1 -
2) Часть 2 -
3) Часть 3 -
4) Часть 4 -
5) Часть 5 -
6) Часть 6 -
7) Часть 7 -
Литература
1. Марксистская этика. Москва. Издательство политической литературы. 1976.
2. Агни Йога, том 1,2,3. Самара, «Самарский дом печати», 1992.
3. Изменить сознание. Симин В.И. 1996.
4. Что такое хорошо и что такое плохо. Симин В.И. 1999.
Введение
Те, кто серьезно сегодня задумывается над процессами, происходящими в России, да и во всем мире, над перспективами духовного развития человека, не могут не видеть, какую огромную роль играют нравственные начала в жизнедеятельности людей. Ответственный выбор моральных ценностей и поступков, высокий уровень нравственных качеств человека, гуманизация его жизни – это те вопросы, которые с небывалой остротой встают сегодня перед человечеством. Мораль и нравственность из сферы отвлеченной переходят в сферу реальную, и становятся действенным фактором жизни людей. Мировоззрения людей, складывающиеся десятилетиями и столетиями, видоизменяются и уступают место базовым основам, существующим тысячелетия и даже миллионы лет, всего периода жизни человечества. Нельзя сказать, что разворачивается острая борьба идей, скорее положение в духовной сфере характеризуется упадком морально-нравственных устоев и заполнением свободного пространства пошлым и низменным, появлением целой индустрии удовлетворения низменных потребностей человека. Забыты заповеди Христа. Не убивай – одна из заповедей. Так еще было сказано древними. Но даже гневаться на брата своего напрасно является грехом, указывал Христос. А сейчас убийства превратились в доходный бизнес, сведения счетов, стали весомым аргументом в решении различных проблем, особенно экономических и политических. Убить человека стало делом простым, процветают заказные убийства, когда преступников не находят и не судят. Оскорбить человека уже не считается грехом и не осуждается, ругань и бранные слова вошли в обиход. А ведь человек – высшее существо на планете Земля – микрокосм – частица божества. Человек должен быть неприкасаемым, наказания за этот грех должны быть соизмеримыми с самим грехом. Кара небесная настигнет убийцу обязательно, но и здесь на земле мы должны учиться жить по небесным законам, законам космическим. Как на небе, так и на земле. Нужно учиться у природы, учиться у высших существ, учиться у космоса, а не создавать себе тяжелую жизнь. Жизнь уже и так тяжела, нужно строить новое общество. Нужно идти к новой жизни, очистившись. Убийства, насилие над человеком различного рода, грубость и оскорбления, гнев на брата своего напрасный, должно все это подлежать не только суду суровому и справедливому, но и осуждению общественному. Каждому поступку должна быть дана оценка общественная, по этой оценке можно будет видеть зрелость общества. Но если общество не зрело, то нужно создавать обстановку нетерпимости к таким порокам и греху. Не только явные и физические убийства должны быть наказуемы, но и неявные и психические, а таких убийств много, значительно больше физических. Психическим убийствам оценка вообще не дается, наказание за них не предусмотрено, а вред от них для общества необычайный. Особую опасность человечеству несут войны, массовое истребление людей. Это вроде бы и понимают большинство на планете, но все же международное право не создано должным образом. Нет механизма сдерживающего агрессора, пока в ходу кулачное право – право сильного, как в древнейшие времена.
Не прелюбодействуй – следующая заповедь. Так было сказано еще древними. Христос добавил, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Что мы видим сейчас. Газеты и журналы пестрят обнаженными и полуобнаженными женщинами – это стало фактором лучшей покупной способности изданий. Публичные дома, явный и тайный разврат, сожительство наполнили всю жизнь. Самые низменные чувства человека подогреваются вполне легальными изданиями, большую лепту в разложение и растление вносят и электронные средства массовой информации. Нарушать эту заповедь стало можно, модно и даже законно, осуждения общественного нет, да и государство если не заняло такую же позицию, то самоустранилось от решения этой проблемы вообще.
Древними сказано – не преступай клятвы. Христос же сказал - не клянитесь вообще, да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого. Но люди сейчас врут постоянно, это стало вредной нормой, обыденным делом. В семье, на производстве, в повседневном общении, в быту, на бытовом уровне ложь вошла в жизнь и стала естественной для большинства людей. В закон не вошли нормы, которые даже в древние времена существовали. Клятвоотступничество каралось всегда самым строгим образом. Всегда в законе была норма, строго наказывающая за лжесвидетельство на суде. Лжесвидетельство каралось так же строго, как и убийство. Это было справедливо, ибо лжесвидетельство могло привести к казни невинного и оклеветанного человека. Сейчас осуждение невинных стало частым явлением. Одна статья в Уголовном кодексе – «Клевета» не может решить этой проблемы. Размеры вреда клеветы несоизмеримы с наказанием за это, да и доказать клевету сложно. Нарушается принцип справедливости. Клятву дают многие, губернаторы, мэры городов, главы администраций различных уровней. Но многие ли из них эту клятву соблюдают? Выборы, демократия, так плотно вошедшие в нашу жизнь, кроме положительного принесли много отрицательного. Клятвы и обещания даются, но не выполняются, спроса за это нет, ибо механизм снятия выборного лица так сложен, что практически неосуществим. Поэтому все не честные, уголовные, воровские элементы и находят убежища и защиты в выборных органах власти. А сами выборные органы власти становятся рассадниками новых нарушителей закона, морали и нравственности. Какие законы могут быть рождены от таких депутатов? Лоббирование аморальных, антиобщественных, античеловеческих законов стало нормой. Кто может поправить такое искривление? Только мораль и нравственность, возведенные в ранг высшего закона.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки. … Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете», - «От Матфея», гл.7 ст.12-14. Что можно сказать еще проще? Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай и с людьми. Заповедь проста, но многими ли она выполняется. Часто советуют правильно, правильно указывают, и даже с возмущением духа, на ошибки, упущения и проблемы, но сами ни на шаг не продвигаются в этих вопросах на практике. Говорят одно, отстаивают правильно, но на деле сами не выполняют и малой доли этого. Не много стоят такие возмущения. Осуждения ближнего за глаза стали нормой быта. Осуждают так в семье, на работе в коллективе друзей. Лицемеры наполняют нашу жизнь. Много лжепророков появилось вокруг, узнать их можно по делам. Но примитивны их действия, подчерк один, в какие бы они одежды не рядились. Говорят все о скором конце света, а потом устраивают массовые убийства.
Не кради – еще одна заповедь Христа. Воровство осуждается сейчас, но воров все же много. Садят в тюрьму за ведро, мешок украденного, но остаются без осуждения те, кто ворует вагонами, десятками и сотнями тысяч тонн, миллионами. Такова стала наша реальная жизнь. Сущность греха воровства проста – вор вызывает у человека, у которого крадет, низменные чувства к собственности, которой не существует. Самому вору уже готов ответный удар судьбы, которого он не минует. Сейчас не отрубают руку у вора, не лишают его смерти за воровство, как в древние времена. Так называемый цивилизованный суд осуждает лишь мелких воришек, закоренелые воры для него недосягаемы. Кроме того, такие виды воровства и кражи, как кража идей вообще никаким законом не регламентируется. Лжесвидетельство – тяжкий грех, никак нынче не осуждается. Ни законы и суды, ни общественное публичное мнение этот вопрос не затрагивают. Между тем оно процветает сплошь и рядом. Грех этот плотно вошел в жизнь. Одна из заповедей Христа не соблюдается.
Почитай отца и мать – еще одна заповедь Христа. Но многие ли ее помнят. Как стали родители старенькими, как понадобилась им помощь при старости, забывают некоторые детки о почитании родителей. Родители нужны таким только тогда, когда они помогают своим детям материально. А как стали стары и немощны, так стали обузой, вот и стараются пристроить их в дома престарелых, или откупиться деньгами, пристроив сиделку. Мало осуждаются такие деятели публично, чаще всего такие дети руководители, при больших деньгах.
Люби ближнего своего, как самого себя – еще одна заповедь Христа. Людям заповедано любить, а что мы видим в быту, на производстве, в жизни? Даже простого доброжелательства трудно встретить порой. Ругань, склоки, интриги наполняют нашу жизнь и на производстве, и в быту. Причем в быту порой это еще обстоит хуже. Что же стало с людьми через две тысячи лет, как Христос дал человечеству эти заветы? Забыты заповеди, не соблюдаются они. Пора о них вспомнить, нужно очистить нашу жизнь от скверны, наполнить ее любовью, добром и уважением друг к другу. Нужно очищение морально-нравственного климата в обществе. Ни умножение, ни сложение, а очищение требуется миру.
Первая из всех заповедей: «…Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею», - «От Марка», гл.12 ст.29-31. Атеизм, безбожие, так усиленно вбивалось в умы людей за семьдесят лет Советской власти, что и сейчас, уже десять лет, как этой власти нет, а люди все еще не могут прийти к Богу. В истории человечества были лишь краткие периоды безбожия, и все эти периоды были отмечены кровавым следом и тяжелой жизнью. Как можно отделить себя от Высших Миров, от Космоса, ведь это единое целое? Нельзя противопоставлять себя единому Мирозданию. Сейчас в умах людей творится неразбериха, хаос. Большинство вроде бы и верит в Бога, но открыто стесняется это признать. Лишь отдельные упрямцы продолжают настаивать, что Бога нет. Государство отделилось от церкви, но зачем же оно отделилось от Бога? Нужно решительно и смело избавляться от безбожия – безбожие тяжкий грех. Никто не заставляет ходить в церковь, молиться можно и мысленно в любом месте. Только молиться нужно в духе, искренне. Нужно во всех детских дошкольных учреждениях, школах, вузах вводить обучение заповедей божьих. И первая заповедь будет – возлюби господа Бога твоего всем сердцем.
Любить врагов своих и благотворить ненавидящих нас – завещал нам Христос. Но извратили заповедь эту люди. В жизни появился лозунг – ненавидеть врагов. Это неправильно, ибо Христос завещал нам любить врагов наших. Ненависть от злого, а зло может родить только зло. Только любовь и добро может одолеть зло и преобразить мир к лучшему. Но это вовсе не значит, что не надо давать отпор врагам, отпор злу. Зло активно и коварно, а коварному врагу надо уметь противопоставить смелость, решительность и мужество. Против злого врага нужны герои. Враг воспитывает в нас много полезных качеств, создавая препятствия в жизни. Но благословенны препятствия, ибо ими мы растем. Именно поэтому нужно любить врагов наших, как завещал Христос. Эту заповедь нужно понять, осознать всем сердцем и принять в жизни к действию. Почему надо благотворить ненавидящих нас? Ненависть от злого, ненавистники, сами того не понимая, привязываются к тому, кого ненавидят, и начинают невольно ему подражать. Так происходит превращение. Благотворя ненавидящих, человек несет по жизни добро, которое есть животворящее начало. Посеянное добро обязательно прорастет.
Учил Христос и отношению к несуществующей собственности. «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. … и взаймы давайте, не ожидая ничего…», - «От Луки», гл.6 ст.27-38. Нужно понять, что собственности не существует. Все, что у нас есть не наше. Нам это дается на сохранение и улучшение. Еще ни один человек ничего из собственности не забрал с собой в могилу. Поняв это, осознав значение собственности, можно будет понять и заповеди Христа в полном объеме, ибо даже через две тысячи лет они полностью не понимаются многими, даже теми, кто христианство считает своей религией.
Христом заповедано милосердие. «Итак, будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам … ибо, какой мерой мерите, такою же отмерится и вам», - «От Луки», гл.6 ст.27-38. Так каждый человек готовит и отношение к себе. Много любителей осуждать и судить других людей, видят соринку в глазу брата своего, а бревно в своем собственном не замечают. Христос призывает нас прощать, этому надо учиться, к этому надо стремиться. Христос учит нас отдавать, ибо получает лишь отдающий. Прежде чем думать о получении, надо научиться отдавать. Закон отдачи главенствует в Космосе. Какой мерою мы мерим, такой мерою и отмеряется и нам. Закон соответствия, целесообразности и соизмеримости в действии. Во всем должна быть соблюдена соизмеримость, этой соизмеримости нужно учиться.
Эти заповеди Христа были даны две тысячи лет назад. Но не может человечество гордиться тем, что их даже сейчас оно соблюдает. Наоборот, всюду мы видим их невыполнение и не соблюдение. Всюду непонимание необходимости соблюдения этих законов жизни человечества. Какие потрясения и катаклизмы еще нужны человечеству, какой еще Мессия нужен, чтобы человечество стало жить по законам морали и нравственности, по законам космическим? Заповеди Христа есть закон, на котором строится вся жизнь и должны рождаться остальные законы жизни – писанные и не писанные. Невыполнение этих законов неизбежно приведет и приводит к печальным следствиям. Ответственность наступит обязательно. Только те, кто по незнанию или по неразумению страдают, как слепые не могут определить, в чем причина их несчастий. Именно поэтому нужна современная трактовка законов морали и нравственности, их государственная поддержка, обучение и воспитание на этих законах, нужно просвещение в этом. Именно сейчас в России нужен Кодекс морально-нравственных норм, соблюдение которых давало бы возможность обществу жить по законам общечеловеческим, по законам совести и чести, по законам божественным.
МОРАЛЬ [фр. morale лат. moralis нравственный]:
1) нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из форм культуры;
2) нравственный, поучительный вывод, напр. м. басни;
3) нравоучение, поучение, напр. читать м., прописная м. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).
Мораль – это стандарты, определяющие границы хорошей и плохой жизни. Это правила, которым мы следуем, совершая тот или иной поступок. Разные люди живут по разным законам морали, в зависимости оттого, что им кажется честным и правильным. Но только те принципы, о которых говорится в Библии, являются наилучшим руководством для всех людей во все времена. Бог обладает только одним законом морали, и хочет, чтобы только этому закону следовали все люди.
НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).
И так, если мораль – это совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, то нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Но мораль в переводе с латинского означает – нравственный (moralis). Следовательно, эти внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, и являются определяющими в его поведении, отношении к другим людям и обществу. Это так, как, правда и то, что у каждого свой индивидуальный внутренний мир, но законы морали и нравственности одни общие – это законы Божьи, законы космические. Многообразие индивидуальностей лишь делает этот мир более красивым и привлекательным, более жизнеспособным. Такое многообразие всюду встречается в природе. От этого мир только выигрывает, а общие законы ни как не могут пострадать.
Универсальные законы Космоса гласят:
- первый закон - «Нас много, но мы едины»;
- второй закон – «Взаимозависимости, взаимопроникаемости, пересекаемости»;
- третий – «Безупречного соподчинения множества Единому»;
- четвертый – «Как вверху, так и внизу»;
- пятый – «Сохраняя, развивай»;
- шестой – «Объединяя, совершенствуй»;
- седьмой – «Уходя, остаться».
Эти законы и дают объяснения многим непонятным, и, казалось бы, противоречивым понятиям. Единство Космоса в его многообразии. Но как сделать, чтобы внутренние духовные качества каждого человека стали бы едиными правилами поведения? В этом искусство. Государство, как форма объединения людей в организованное сообщество, должно определять, организовывать, контролировать и добиваться выполнения этих общих правил поведения для всех людей общества. Отсутствие таких правил, самоустранение государства от управления этими процессами неминуемо приведет к деградации, развалу и падению самого государства. И напротив четкое следование этим правилам даст государству процветание. До тех пор, пока государство остается в мире основной формой существования человечества, эти нормы должны быть государственными. Деление на моральный и аморальный поступок должно быть таким же, как и деление на белое и черное, или на доброе и злое. Только вот интерпретация этих норм сильно разница. Где судьи? А судьи кто? Как сделать так, чтобы эти нормы были общепринятыми и стали бы внутренним содержанием большинства людей общества? Что делать с теми в государстве, кто эти нормы грубо попирает? Как быть, если эти нормы не выполнятся большинством людей общества, если они не вошли в быт? Что делать, если на бытовом уровне эти нормы морально-нравственного поведения не соблюдаются? На эти и многие другие вопросы мы и должны дать ответы.
ГОСУДАРСТВО, -а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства. 2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, североамериканские, южно-американские, африканские государства. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой далее ТСОШ).
Но государство на сегодняшний день и основная форма существования человечества, поэтому и в отношении к нему должны применяться методы не разрушительные, а созидательные, направленные на упрочение государства. К сожалению, в последнее время в России в умах преобладают больше тенденции анархического плана – во всем виновато государство, во всем виновата власть. И мало кто себе представляет, к чему приводит отсутствие власти, устранение государства от управления процессами в обществе. Были времена, когда люди сами просили дать им закон, ибо жизнь без закона становилась ужасна. Из истории государства мы знаем, что оно не всегда существовало, не всегда и будет существовать. Да мало и кто выступает против государства вообще, другое дело, какое это будет государство? Какая будет власть в государстве? Сейчас время государств демократических, таких, где органы власти избираются населением страны на определенный срок. Такие государства слабые, не устойчивые. В истории человечества такие периоды демократических государств были не продолжительными, это были переходные периоды, такой переходный период переживает человечество и сейчас. Но уже и сейчас все развитые демократические государства усиливают свою роль в управлении экономикой, которая и считается рыночной. Таковы объективные законы развития. Усиление роли государства в управлении экономикой вывело из кризиса развитые страны в 30-х годах 20-го столетия, такая тенденция сохраняется и сейчас. Но неимоверно великой остается роль государства в решении других проблем общества и, прежде всего политической, социальной и морально-нравственной. Все переплетается в один клубок и одно без другого не может существовать, как это и должно быть в едином организме.
Так надо создать правила – морально-нравственные нормы общества, – следуя которыми общество будет динамично развиваться, жить весело и счастливо.
Десять заповедей Христа ортодоксальной церковью трактуются так (Библия для детей. Составил протоиерей Александр Соколов. Москва. 1990 год. Перепечатана с издания 1896 г. С.Петербург. Издание книгопродавца И.Л.Тузова. гостиный двор, 45):
Первая заповедь – «Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня».
Вторая заповедь – «Не делай себе кумира (изваяний из дерева и камня или отлитого из металла) …Смотри! не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы – не служи им».
Третья заповедь – «Не произноси напрасно имени Божия».
Четвертая заповедь – «Наблюдай праздничный день, чтобы свято хранить его; шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои; а седьмой день посвяти Господу Богу твоему».
Пятая заповедь – «Почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете».
Шестая заповедь – «Не убивай».
Седьмая заповедь – «Не развратничай».
Восьмая заповедь – «Не кради».
Девятая заповедь – «Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего».
Десятая заповедь – «Не смей и желать и жены ближнего твоего, или поля, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом, всего, что принадлежит ближнему твоему».
Трудно современному человеку понять некоторые вопросы, трактуемые ортодоксальной религией, ибо много извращено, а много не правильно понято. Отсюда и отношение и ко всем заветам такое прохладное стало. А заветы нужно строго соблюдать, ибо это законы Божьи. Вот только нужно убрать наносное. Посмотрим же на каждый завет в отдельности взглядом человека 21-го века, попробуем вникнуть и понять в чем их существо.
Первая заповедь изложена ясно и четко в гл.12 ст.29-31 «От Марка» и уже здесь приводилась – «Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Нужно согласиться, что это совсем не то, что написано в детской Библии и трактуется неправильно ортодоксальной церковью. Сейчас нужно направить мысль на общность идеи религий всего мира.
Вторая заповедь – не сотвори себе кумира, достаточно четко выражена. Она была направлена на изменение обычаев язычников - молиться различным богам в виде изваяний. А так как изваяния часто были терафимами, причем несли энергию, как правило, отрицательную, то и обычай язычников превратился в ужасное зрелище с негативными последствиями. Нужно было уйти от этих обычаев. Но даже и сейчас есть люди, кто преклоняется и даже молится изваяниям. Чаще всего это представители черной, самой дикой религии, несущие зло и служащие тьме.
Третья заповедь – не произноси напрасно имя Бога всуе, понимается правильно, но на бытовом уровне часто не соблюдается. Между тем важно строго соблюдать эту заповедь всем.
Четвертая заповедь – «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмый – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты» (Книги Ветхого Завета. Пятая книга Моисеева. Второзаконие. Гл.5 ст.12-14). Более всего недопониманий и сейчас вокруг этого завета. Как воскресенье или праздник – любой, особенно религиозный, то говорят работать нельзя. В подтверждение этого начинают рассказывать разные истории, когда кто-то работал, и с ним случались разные неприятности. Говорят грех работать в праздники. Между тем еще две тысячи лет назад сам Христос указывал на эти заблуждения. «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлеб предложения. Который не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» («От Марка» гл.2 ст.23-28). «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцати лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидел ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» («От Луки» гл.13 ст.10-17). «Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за ним. И вот предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И прикоснувшись исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его в субботу?» («От Луки» гл.14 ст. 1-5). Много лицемерия при трактовке и соблюдения этой заповеди. Нужно сказать всем, что позволительно работать и в воскресенье (суббота у евреев, как у нас воскресенье) и в праздничный день, если этот труд посвящать не себе а другим, на общее благо, Богу. Надо понять, что сам труд является благом, в какой бы день он не выполнялся, и сам человек должен решать делать ему что-либо или нет. Грехом является лень. Надо понять, что труд и плоды труда человеку не принадлежат, что труд не должен быть рабским, а Богу надо посвящать не только субботу или воскресенье, а каждый день. Радостный труд во благо общее принесет счастье всем, даже если он выполняется в праздничный день. Но не должно быть рабского изнурительного труда, нельзя и прерывать связи с высшими мирами, с Богом. Вот что заповедано людям.
Пятая заповедь – почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете. Эта заповедь не требует много разъяснений, она понимается большинством и выполняется. Но далеко не все почитают своих стареньких отца и мать. Как только родители становятся немощными для некоторых сынов и дочерей, особенно богатеньких, они стараются от них избавиться. Прискорбно видеть таких богатеньких и нищих духом людей. Но и родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Показателен в этой связи случай с Павликом Морозовым и трактовкой его в последние годы. Этот случай в дни, когда прятали зажиточные крестьяне зерно, старались лучше уничтожить, сжечь, но не дать другим. Открыто выступил против этого сын одного из крестьян, кто хлеб не сдавал. Отца забрали и посадили, а дружки отца, подкараули подло мальчика и зверски убили. В дни Советской Власти Павлика Морозова почитали как героя, в школах был на всех стендах его портрет с описанием подвига. Но рухнула Советская Власть, изменилось отношение ко всему, что было ранее, изменилось и отношение к поступку Павлика Морозова. Причем изменилось на противоположенное. Теперь в глазах новых русских зажиточный крестьянин, прятавший и сжигавший зерно, стал лишь просто хорошим хозяином, а Павлик Морозов негодяем, так как предал отца. А дальше вроде получается, что поделом его и убили. Так можно исказить и перевернуть любой поступок. Надо уважать своих отца и мать, уважать старших, но надо и активно выступать против зла. Зло во все времена, при любых условиях должно получать должный отпор. И если творят зло отец или мать, а сын наберется мужества выступить против этого, то честь ему и хвала. Павлик Морозов совершил геройский поступок и пострадал за это. А в какие бы одежды не рядили этих крестьян, прячущих и укрывающих зерно, чтобы не отдать другим, как бы не обеляли убийц 13-ти летнего мальчика, поступок Павлика Морозова останется ярким символом мужества и героизма, не побоявшегося сказать правду даже про отца, открыто выступившего против зла. Родители и сами должны показывать пример детям в том, как нужно вести себя. Дети же, почитая отца своего и мать, не должны брать с них дурных примеров. Никто не может оспорить то, что детям нужно слушаться родителей, учителей, старших, что нужно беречь своих родителей, помогать им, когда они станут старенькими, и будут нуждаться в помощи, ходить за ними, если они больны. Все знают, что большой грех грубить родителям, обманывать их. Эту заповедь полезно сейчас напоминать, как никогда.
Шестая заповедь – не убивай – не требует пояснений. Но нужно сказать, что речь идет не только и даже не столько о физическом убийстве, сколько об убийстве духовном, психическом. А таких убийств множится несчетно. Их никто не считает, не осуждает и не преследует. За них наказание никто не несет, здесь на Земле. А пора бы уже вникнуть в сущность происходящих процессов и установить соизмеримую степень ответственности. Средства массовой информации в России сплошь и рядом напичканы боевиками, фильмами ужасов и развратом. Дети теперь играют только в игры, где убивают друг друга. Это стало нормой, но это не может быть нормальным. В законодательстве государства должно быть предусмотрено суровое наказание не только за убийство человека, но и оскорбление, даже грубость по отношению к другому. Нужно создать обстановку исключительно бережную к жизни человека, его достоинству и даже настроению.
Седьмая заповедь – не развратничай – тоже не требует особых разъяснений. Однако эта заповедь особо свободно нарушается сейчас. Этому способствует атмосфера отсутствия каких-либо морально-нравственных барьеров в обществе, ни государство, ни церковь должного влияния на это не оказывают, средства массовой информации открыто и беззастенчиво культивируют все, что может этому способствовать. Нужны четкие морально-нравственные нормы, определяющие поведение мужчин и женщин в обществе, проявлений их страстей и физиологических потребностей. Эти вопросы может регулировать только мораль.
Восьмая заповедь – не кради – понятна всем. Но не изжито еще в человеке жажда собственности, которая у некоторых переходит в страсть наживы за чужой счет. Само воровство приносит вред тем, что вызывает у человека, который лишился какой-то вещи, чувство собственности. Это чувство еще довлеет над людьми. Но пора понять, что в этом мире ни что никому не принадлежит. Все дается на временное пользование, а человек должен лишь его совершенствовать и улучшать. Еще ни один не забрал в мир иной свою собственность. Тот, кто украл, уже себя покарал, ибо ответный удар ему уже готов. Тот, кто лишился чего-либо, должен сказать – пришла пора покупать новые вещи. Не стоит жалеть и печалиться об украденном.
Девятая заповедь – не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – забыта и не выполняется. Лжесвидетельство в судах и быту стало обычным делом. Законодательство не предусматривает строго наказание за это, как было ранее. Забыта мера ответственности за ложные показания. Появились целые касты неприкасаемых, которые могут не только ложно обвинить и сфабриковать дело, но осудить и посадить невинного, и даже приговорить к смертной казне по ложным свидетельствам. Наказание за лжесвидетельство должно быть соизмеримо с причиненным вредом.
Десятая заповедь – не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. И поныне есть такие соседи, что пытаются урвать клочок земли чужой, все норовят поживиться не своим. Тем они вызывают возмущение и негодование, даже гнев соседей. Делая ближнему своему плохо, вызывая у него низменные чувства, человек совершает большой грех. Это должно подлежать общественному осуждению.
ЭТИКА, -и, ж. 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. учёного. || прил. эти'ческий, -ая, -ое. Этические нормы (ТСОШ). Этические нормы поведения должны относиться не только к какой-либо группе людей в государстве, но и к быть для всего государства и всего человечества.
ЭСТЕТИКА [тэ'], -и, ж. 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. Курс эстетики. 2. Система чьих-н. взглядов на искусство. Э. Чернышевского. 3. Красота, художественность в оформлении, организации чего-н. Э. производства. Э. быта. Э. одежды. Техническая э. (дизайн). || прил. эстети'ческий, -ая, -ое. Эстетические теории (ТСОШ). Эстетика – как наука о прекрасном – не может быть не связана с этикой, но все же нельзя их и путать. Только прекрасное может быть истиной, может быть моральным, может быть нравственным и этическим. Только этическое может быть эстетическим. Этика всегда красива и прекрасна. Не может быть истинной этики безобразной. Создавая красоту, закладывая основы прекрасного, мы тем самым закладываем и основы истинной этики.
Убыстряется течение общественной жизни, непрерывно изменяются условия жизни и быта многих и многих миллионов людей. Динамичность жизни предъявляет повышенные требования к нравственности человека, который в самых сложных неожиданных ситуациях должен принимать справедливые решения, совершать достойные человека поступки. Остро встает вопрос морально-нравственного воспитания людей. Но прежде воспитания государство должно создать в обществе систему морально-нравственных отношений. Разнообразные производственно-экономические, бытовые, семейные, межличностные отношения, возникающие в обществе и требующие морального выбора, должны приковывать к себе пристальное внимание общественного мнения, средств массовой информации, быть предметом обсуждения в коллективах. Борьба с аморальным должна стать неотъемлемой составляющей всей жизни общества и государства. Нужно порождать у людей обостренную нетерпимость к аморальным явлениям, отравляющий нравственный климат общества, нарушающим жизнерадостное и оптимистическое восприятие окружающего. Изменяется сам человек, возрастает богатство его внутренних моральных качеств, тонких душевных восприятий. Этот процесс идет сложно, не бесконфликтно, он полон сложных нравственно-психологических исканий, отмечается проявлением ранее не известных нравственных проблем.
Представление о том, что можно создавать все более новые материальные ценности, обеспечивая потребности людей, не продвигаясь вперед в нравственном отношении, - вредное заблуждение. Нужен комплексный подход в постановке всего дела, то есть обеспечение единства нравственного воспитания с другими видами и формами воспитания, в том числе и с трудовым. Нужно создавать здоровый морально-нравственный климат в коллективах, обеспечивая единые правила поведения, и ответственности не зависимо от уровня материального обеспечения и социального положения человека. Одинаково справедливый подход создает равенство и позволяет сохранять человеку чувство собственного достоинства, которое так необходимо в свободном обществе. Важное место должна занять работа по повышению чувства личной ответственности за порученный участок, нравственное содержание поведения человека, самосовершенствование и самовоспитание. При этот неотъемлемым требованием становится отсутствие всякого формализма, непременное единство слова и дела, умение на практике организовать и сделать. Поручается дело тому, кто может лучше сделать. Деловые качества выдвигаются на первый план, но только в комплексе с требуемым высоким морально-нравственным содержанием. Нужно гармоничное единство высоких деловых и морально-нравственных качеств, прежде всего у руководителей.
От стран Запада к нам пришли взгляды, трактующие реальную жизненную практику и мораль как нечто противостоящие друг другу, как несоединимые противоположенности. Там реальные нравы, действительное поведение людей и требования, нормы общественной морали привыкли видеть в мучительном постоянном разрыве, несоответствии. Много существует и мрачных теорий о нравственном распаде личности, о ее жестокости, безысходном одиночестве и потери морального контракта с другими людьми. А мораль не только тесно связана с реальной жизнью, но является основной движущей силой ее. От полного утверждения в общественных отношениях морально-нравственных ценностей прямо зависит направленность и интенсивность развития человека. Надо оптимистично смотреть на перспективы нравственного совершенствования человека. Понимание процессов нравственной жизни определяет реальные оптимальные пути духовного совершенствования человек и общества в целом. Эти пути связаны с построением нового общества, общества будущего.
Этика, как учение о морали призвана занять определяющее место в реализации задач, стоящих перед нашей страной. Она составляет базу, фундамент любого построения общества, государства, а уж тем более для России, которой принадлежит по праву будущее человечества. Этика непосредственно связывает задачи стоящие перед страной с нравственной убежденностью, жизненным кредо и самочувствием каждого человека. Активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела должны стать повседневной нормой жизни. Такую позицию нужно вырабатывать, создавать. А для этого нужна в стране система морально-нравственного воспитания, которая пронизывала бы все сферы деятельности человека от повседневного быта до решения глобальных задач страны и человечества. Эта система должна охватывать каждого человека от рождения и до глубокой старости и ухода в мир иной. Система должны предусматривать права и обязанности в обществе, она должна определять ответственность. Именно ответственность за свои дела, слова и мысли должны лечь в основу ее жизнеспособности. Создание здоровых морально-нравственных отношений позволит каждому наиболее эффективно, безболезненно, с учетом опыта многих поколений борцов за социальную справедливость определять свое место в общем деле строительства нового мира.
Надо понимать, что одно только изучение и знание этики не может обеспечить морального поведения и помыслов человека. Нравственный облик человека, его моральные качества выковываются в жизненной практике, прежде всего в его трудовой и общественной деятельности под воздействием различных жизненных обстоятельств. Это вовсе не означает, что этическое просвещение, познание и усвоения теории морали не нужно. Оно должно способствовать практическому совершенствованию нравственной жизни человека, ибо без просвещения, без осознания необходимости тех или иных действий не может человек жить свободно и сознательно. Этика освещает процессы нравственной жизни, исследует их тенденции и противоречия, определяет формы воздействия на эти процессы, выявляет направление их развития. Затем, этика выливается в нормативные рекомендации, в ответы на жгучие проблемы нравственной жизни, она помогает каждому человеку сориентироваться в выборе социальных ценностей, отдав предпочтение возвышенным и реальным целям жизни, учит убежденно и мудро подходить к решению самых запутанных и трудных житейских коллизий.
Книга об этике призвана органически соединить теоретические выводы науки с решением конкретных проблем морального выбора, наиболее оптимальными решениями этических проблем. Книга об этике поможет разобраться в насущных проблемах нравственной жизни общества, и призвана стать опорой в решении других проблем.
ЖИВАЯ ЭТИКА
Часть 1
Хорошо знакомые всем понятия – добро, справедливость, счастье. Не всем понятна и легко уловима их природа, но они играют огромную роль в жизни каждого человека. Хорошо бы понять, почему добру в мире сопутствует зло? Можно ли проникнуть в глубину нравственных переживаний людей? Можно ли разобраться в их внутреннем мире? Можно жить, как получается. А можно стремиться прожить жизнь лучше, достойно. Какую жизнь человек считает достойной? Можно ли утолить жажду человека стать лучше, духовно богаче? На эти и многие другие вопросы даст ответ Книга об этике. Этика всегда была увлекательнейшей областью знания, она исходит из древности, с того самого момента, как человек стал обладать самосознанием. Этика исследует мораль и является наукой о морали и нравственности. Слово этика происходит от древнегреческого ethos – обычай, нрав, характер, образ мысли. Обычно его использовали для обозначения природы устойчивого характера физического морального, общественного или художественного явления. Аристотель разделил добродетели человека на этические (добродетели характера) и дианоэтические (добродетели разума). Наука, которая изучает этические добродетели была названа Аристотелем этикой. Латинским аналогом слова ethos является слово mos – нрав, обычай, характер, поведение; свойство, внутренняя природа; закон, предписание. Римляне образовывали от слова mos прилагательное moralis (относящий к нравам), а позднее от него возникает термин moralitas (мораль). Греческое слово ethica и латинское moralitas совпадают по смыслу и отвечают русскому слову «нравственность». В разговорном языке «этика» и «мораль» употребляются как взаимозаменяемые. Говоря о «профессиональной этике», «этике ученого», «этических нормах», речь идет об определенных моральных явлениях. Словарь современного русского языка дает два значения слова «этика»: философское учение и нормы поведения. С другой стороны употребляются выражения «моральная теория», «нравственная философия», здесь речь идет об этических концепциях. Таким образом в обыденном разговорном языке эти термины вполне допустимы.
Нравственное развитие общества при всей сложности, противоречивости, качественном своеобразии этапов выступают как единый процесс. Мораль исследует не только этика, ее изучают педагогика, психология, социология, социальная психология, логика, этнография и другие науки. Нравственность рассматривают как специфический способ социальной регуляции. Объективные потребности, отражаясь в нравственности, принимают форму ценностных ориентаций и норм поведения. Этика описывает качественные границы нравственности. Мораль не составляет особой сферы общественной деятельности, а пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения. Мораль органически сопутствует всякой социально значимой деятельности. Мораль заполняет собой все. Нравственность же есть не только совокупность фактов, поступков, действий, но и определенная их интерпретация. Житейский опыт и общекультурная традиция еще до этики вырабатывают устойчивые представления о морали, и о том, какое поведение считается моральным. Этика призвана воспроизвести нравственность идеально, обосновать ее необходимость, происхождение, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития. Способность этики решить эту задачу определяется состоянием нравственности на данном этапе развития общества. Этика должна проникнуть в сокровенную тайну нравственности, достичь такой глубины и основательности познания, которые делают возможным использовать ее как инструмент направленного воздействия на сферу нравственной жизни, как важный инструмент нравственного прогресса. Этика является способом осознания общественного бытия. Этические представления о нравственности рано или поздно вживаются в массовое сознание. Если этика ограничивается выработкой и формулированием норм поведения и ценностей, то она превращается в назидательность, морализаторство. В этом случае она лишается каких-либо строгих критериев разграничения добра и зла и становится формой проповеди реакционных идей, способом манипулирования нравственным сознанием масс. Что сейчас в стране и происходит. Если этика ограничивается только объяснением фактов, то она становится формальной, лишается действенности, оказывается неспособной влиять на нравственные процессы. Она выглядит в таком случае красивой ненужностью. Этика, не помогающая людям становиться лучше, чище, так же бесполезна, как медицина, не умеющая лечить. Таким образом, этика должна:
- описывать мораль;
- объяснять мораль;
- учить морали, то есть прививать определенные моральные представления и принципы, морально воспитывать.
История этической мысли удивительно разнообразна. Эта история отражает сложные и порой мучительные вдохновенные нравственные поиски общества. Но, не смотря на противоречивость, в своей сути и в основной тенденции история этики прогрессивна и оптимистична. На протяжении всей истории этика, изучающая нравственные процессы, привлекала к себе лучшие интеллектуальные, творческие силы. Это свидетельствует об огромном значении морали в жизни человека и общества.
Эвдемонизм (от древнегреческого eudaimonia – счастье) ставил стремление к счастью исходным пунктом и внутренней движущей силой нравственной деятельности человека, а достижение счастья - ее конечной целью. Эвдемонизм не отожествляет моральное благо с телесными и сиюминутными удовольствиями, а понимает его широко – как обладание всеми физическими и духовными ценностями, которые в своей совокупности составляют счастье человека. Это понятие ввел И.Кант для обозначения этической традиции. Можно отнести к представителям эвдемонизма Демокрита, Аристотеля, Сократа и Платона. Но люди, выставляя в качестве исходного основания своих понятий счастье, вкладывали в него различное содержание.
Этический утилитаризм, как направление этики, повсеместно культивируемое сейчас в странах запада, рассматривает пользу индивида, которая связывается с его естественным стремлением избегать страданий и добиваться наслаждений. Польза понимается утилитаризмом как выгода, своекорыстие, личный интерес. Но удовольствия бывают скоротечны и часто сопряжены со страданиями, разные удовольствия приходят в конфликт между собой. В результате следствие становится причиной. Человеческие представления о хорошем и плохом оказываются критерием для организации, различия полезного и вредного. Так мыслители этого направления неизбежно попадают в порочный круг. Надо понимать, что природа человека, если ее понимать правильно, уже включает в себя мораль. Не следует и сводить мораль только к естественно-природному началу. Гераклит рассматривал мораль как частный случай общего мирового закона – «логоса», пифагорейцы – «небесной гармонии», Конфуций – «небесного мира». Высшая цель нравственной деятельности человека должна заключаться в том, чтобы приблизиться, приобщиться, наиболее полно слиться с требованиями мировой законосообразности, придерживаться законов всеобщей гармонии. Нужно научиться сочетать личные интересы с общественными. Нужно понять своеобразие морали как практически ориентированного мировоззрения, поэтому необходимо плодотворное обобщение реальных нравственных механизмов и создание обоснованных нормативных выводов.
По Гераклиту:
а) всеобщая необходимость обладает по отношению к людям обязующей силой, нравственная жизнь в этом смысле есть частный случай единого мирового порядка;
б) люди чаще всего преследуют не общие, а частные цели;
в) для разрешения этого противоречия предлагаются определенные нормативные предписания.
Отсюда задача этики – индивидуальную жизнедеятельность нужно стремиться подчинить всеобщей необходимости. Иначе сказать – то, что люди делают на самом деле нужно стремиться приблизить к тому, что они должны были бы делать как носители всеобщего блага. Древние понимали мораль как способ совершенствования личности.
Аристотель рассматривал этику как практическую философию. Этика Аристотеля предусматривает, что личность должна:
- ощущать удовлетворение от своей собственной жизни;
- быть ответственной как за отдельные поступки, так и за общую направленность поведения;
- посвящать свою жизнедеятельность общей цели;
- формировать в себе такие качества, как мужество, умеренность, справедливость и др.;
- стремиться управлять своими страстями и стремиться разум признавать высшей инстанцией в споре различных частей души;
- рассматривать себя в живой связи с семьей, окружающими, государством и т.д.
Религиозные догмы утверждают, что человек не может сам, своей активной жизнью выйти из состояния греховности, показывая тем самым моральное бессилие и ущербность. Но именно религия (в лице Христа, Магомета и Будды) принесла людям заветы праведной жизни и испытывает верность людей к добру в этой земной «юдоли плача, страданий и искушений). Именно «Живая Этика» открывает сейчас путь в будущее, развенчивает религиозные догмы и заблуждения и показывает, что источник один, что мир один и что человек не может существовать отдельно от высшего мира, он органически связан со всем мирозданием и составляет часть его. Роль человека в этом мире велика, это не винтик, не безропотный наблюдатель, а активный строитель нового мира – микрокосм. Религиозный дурман не должен сковывать волю человека в борьбе за реальную справедливость и счастье. Нравственность в обществе и государстве выступает как гарант гармоничной жизни и порядка, как механизм, обуздывающий эгоистические желания и склонности отдельных ее членов. При этом закон справедливости, соответствия и соизмеримости выступают на первый план. Свобода, равенство, счастье всех людей и народов всегда были лозунгами в борьбе, за светлую жизнь. Идеализм и материализм, долгое время противопоставляемые друг другу, на самом деле являются одним целым, разными аспектами одного и того же. Ибо нет отдельно духа, как нет и отдельно материи, а есть одно целое духо-материя. Да и сама материя есть ни что иное, как одна из дифференциаций духа. Материя, как и дух, существовали всегда, всегда и будут существовать. Закон причино-следственных связей лежит в основе безусловного исполнения морально-нравственных норм человеком. Ибо что «посеет» он, то и «пожнет». При этом человек остается активным творцом своей жизни и истории всего человечества. Содержание морали выражает характер отношений в обществе. Как яркие ориентиры поведения, моральные ценности играют в жизни людей огромную роль, приспосабливая сознание человека, все его психическое состояние к сложившимся социальным взаимоотношениям в обществе. Мораль выступает как способ ориентации в мире ценностей, какая система ценностей выдвигается обществом, таков и уровень морально-нравственных отношений. Так как мораль регулирует поведение людей, она в немалой степени зависит от складывающихся государственно-административных, правовых, семейно-бытовых и прочих отношений. Мораль в обществе зависит от общественного мнения, которое во многом складывают средства массовой информации. Мораль в обществе испытывает на себе воздействие различных сфер духовной жизни. Сама мораль обладает способностью проникать в самые различные сферы общественной жизни: ее требования обнаруживают себя в экономике, политике, профессиональной деятельности, сексуально-брачных отношениях, обучении, воспитании и т.д. Конкретные требования и запреты, которые предъявляются к человеку в повседневной жизни, быстрее и непосредственнее влияют на изменение социальных отношений, чем нравственные идеалы и принципы. Однако нравственные идеалы и принципы более глубоко и всеобъемлюще сказываются на всей деятельности человека, определяют его направленность в мышлении, словах и поступках. Порой возникает у человека болезненное состояние раздора нравственного сознания, когда противоположенные нормы сталкиваются, вызывая конфликт в сознании и поведении человека, требуя от него противоположенных поступков. Различны пласты нравственного сознания. Человек, например, может следовать передовым нормам в общественной жизни, отношении к труду и одновременно быть отсталым в семейных взаимоотношениях. Следуя разнородным нравственным нормам, которые до поры мирно уживаются в человеке, в случаи их конфликта, он может полностью быть морально дезориентирован, и совершить антиобщественные поступки. Поэтому важным условием будет соблюдение каждым человеком всех требований и принципов морально-нравственных норм. В этом проявляется прямая социальная обусловленность морали. Нравственность в обществе обуславливается характером социальных отношений, поэтому в обществе с различными социальными укладами господствуют и различные системы морали. Учителя человечества, исходя из степени развития сознания, уклада жизни, психологии тех или иных народов давали основные направления их развития в виде норм, правил поведения и запретов. Это и есть нормы морали и нравственности. Но время идет, меняется жизнь, меняются условия и то, что раньше было сказано, уже нельзя применить непосредственно, появляется новое учение, которое не отменяет прежние заветы, а очищает их. В обществе нравственность обладает способностью либо ускорять, либо замедлять ход общественного развития. Мораль обладает повелительной особенностью, она обретает значение внутренней пружины активности человека, его социального творчества. Судьбы нравственной жизни человека не отделимы от судеб общества. Но и судьба общества неразрывно связана с судьбами отдельных людей, созидающих его своей жизнедеятельностью. Мораль объективно обусловлена, ее содержание имеет объективный социально-исторический смысл. Она же есть сфера субъективного, внутреннего побуждения человека к проведению в жизнь своих надежд, целей идеалов, творческого преобразования общества, вбирающего в качестве ориентиров эти идеалы. Здесь ценное в социальном смысле превращается в личную заинтересованность, осознаваемую как внутреннее, личное веление, как крик совести и голос долга. В этом и состоит тайна органической причастности морали к процессам активного совершенствования людьми отношений в обществе, самих себя, своего внутреннего психического мира. Человеколюбие должно стать в обществе азбучной истиной, непременным атрибутом морали общества в целом и каждого его отдельного представителя. Но общественная мораль и нравственный мир каждого человека этого общества – не одно и то же. Личная нравственность обуславливается множеством факторов, среди них и жизненные накопления самого человека, и психологические, индивидуальные, семейно-бытовые, социальные и другие факторы. Нравственное развитие человечества – это восходящее движение.
Каждая морально-нравственная система включает в себя элементы общечеловеческие. Надо понимать, что задачи общесоциального прогресса выше тех или иных частных интересов отдельных групп общества. Общечеловеческое содержание нравственности включает:
- нормы нравственности, данные Учителями человечества, основные правила всякого человеческого общежития. Это нормы необходимые для регулирования поведения людей в общественной среде. Они выражают отношения родителей и детей, старших и младших, здоровых и больных, утверждают заботу о материнстве. Это сострадание, сочувствие, поддержка слабого, великодушие, чуткость, правдивость, дружелюбие, вежливость. Эти моральные качества издревле ценились в общественной жизни. В тоже время, всегда осуждались лживость, вероломство, предательство, черствость, грубость, высокомерие, неблагодарность, зависть, чванство, малодушие. Эти простые правила нравственности составляют общий фон, в котором нуждается общение людей, без которого вообще немыслимо существование общества. Эти нормы следует сделать нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами;
- общие психологические формы морального переживания, игры страстей и чувств. Краска стыда, заливающая лицо опозоренного человека, угрызение совести, ощущение вины, раскаяния и т.п.;
- представления о достоинстве человека независимо от социального происхождения или занимаемого положения, об исходном моральном равенстве всех людей, о необходимости гуманных взаимоотношений в обществе, ценности коллективизма и товарищества, нетерпимости к угнетению, унижению и т.п.
Бережное отношение к простому и бесценному наследию нравственной культуры человечества, которое уходит своими корнями в глубь тысячелетий; всемерное развитие нравственно-психологических способностей личности к сопереживанию, взаимопониманию, верной самооценке и самоконтролю, к тонкости, чуткости мыслей и чувств, с помощью которых воссоздается моральный мир другого человека; благородное и гуманное содержание норм, принципов, идеалов творческого, гармоничного развития человека и справедливых социальных отношений, реализация которых составляет задачи нового переустройства мира, - таковы составные части, решающие перспективы в развитии общечеловеческого содержания нравственности, которым принадлежит будущее.
В вихре социальных изменений испытываются на прочность все нравственные ценности, накопленные человечеством. Велика роль морального фактора как стимула общественного и личного совершенствования. Необычайные взлеты нравственного энтузиазма масс, борющихся за новое общество, контрастно оттеняются моральными падениями, вспышками эпидемий аморализма и человеконенавистничества, присущими реакционным движениям (особенно профашистским и радикально исламистским). Все это обнажает огромную важность морали в современную эпоху, показывает внутреннюю связь нравственного мира каждого человека с происходящими социальными переменами.
Этика рассматривает мораль как внутренний фактор, мобилизующий людей на улучшение объективных условий жизни и самих себя, мира своих страстей, чувств, помыслов, мотивов, идеалов. Без духовного обновления общества немыслимо никакое построение Нового Мира. Построение же Нового Мира в свою очередь раскрывает новые горизонты, ценности и цели людей, воплощает их творческие усилия, устремления к лучшей, более справедливой, чистой и радостной жизни, к добрым гармоничным межличностным отношениям, то есть создает условия для быстрого нравственного прогресса общества и личности. Новые победы должны освещаться и защищаться нравственно. В огне преобразований сгорают отжившие формы, появляются новые. На смену разрушителям, бунтарям, которые видят в морали лишь постоянный протест и разрушение ценностей, которые отвергают всякую регулирующую роль морально-нравственных норм, приходят созидатели. Мораль не может вызывать только фейерверк страстей протеста и разрушений, она несет в себе всегда семена нового, более высоконравственного развития общества и человека. Если установившийся в государстве общественный строй, пережив апогей своего развития, становится тормозом социального движения вперед, то и нравственность этого общества теряет свой прогрессивный характер, превращается в духовные оковы развития личности, извращая потребность в гуманистических межличностных отношениях. Только стремление к бесконечному творческому преобразованию, улучшению нравственной жизни, способно породить и нравственность, стимулирующую и освещающую эти преобразования, такую нравственность, которая постоянно открывает перед человеком новые горизонты его духовного совершенствования. Преобразование человеческих взаимоотношений, нравственное совершенствование человека должно непрестанно продолжаться, ускоряясь успехами строительства нового общества. Ибо это составляет общее условие свободного развития. Не может быть строительство нового общества без живой души, творческого начала, светлого, радостного порыва, то есть без присущего ему нравственно облагораживающего смысла. Мужество и смелость, сознание собственного достоинства, чувство свободы и справедливости, творческого труда, равенства людей и братского отношения между собой должны быть присущи человеку нового общества. Только творческий труд на построение нового мира открывает меру сил человеку, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю. Человеческое благородство, стремление к саморазвитию, постоянное стремление к новому должно быть присуще человеку.
Важнейшим нравственным принципом является принцип солидарности людей различных народностей и вероисповеданий. Он основан на общности интересов и целей и обеспечивает единство убеждений и поведения, воспитывает потребность во взаимопомощи, поддержке, вызывает ощущение братства у борцов за общее дело. Убежденность в правоте своего дела развивает такие нравственные качества, как несгибаемую волю, мужество, стойкость, самообладание, инициативность, упорство в достижении поставленной цели. Такая убежденность вызывает радостное, оптимистическое самочувствие у многих людей, рост доброжелательности, симпатии, потребности во взаимном общении. Совершая моральный выбор по ... Читать следующую страницу »