ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать День учителя

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Берта

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать День накануне развода

Автор иконка Роман SH.
Стоит почитать Читая,он плакал.

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать На даче

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать В синих сумерках

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Всё с нами случилось — отнюдь не случайн...

Автор иконка Арсенина Наталья
Стоит почитать Памяти Юлии Началовой

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Всё не просто, и не сложно

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Монологи внутреннего Париса

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Это было время нашей молодости и поэтому оно навсегда осталось лучшим ..." к рецензии на Свадьба в Бай - Тайге

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "А всё-таки хорошее время было!.. Трудно жили, но с верой в "светло..." к произведению Свадьба в Бай - Тайге

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

kapral55kapral55: "Спасибо за солидарность и отзыв." к рецензии на С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Со всеми случается. Порою ловлю себя на похожей мы..." к стихотворению С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Как вырастить читателя


galinaraikhert galinaraikhert Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
146 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
вид для чтения
Как вырастить читателяНастоящего читателя можно вырастить только в семье. Школа здесь не поможет.

Постижение звуков и речи. Познание знаков. Две тысячи дней. С самого нежного возраста! – Приучение к чтению. Опыт автора. –  Преимущества раннего чтения. – Условия воспитания будущего читателя.–  Пусть читает, что хочет. В школе этому не научат.

 

                                                                                       «Поистине ребенок есть величайший  

                                                                                   умственный труженик нашей планеты,   

                                                                                   который, к счастью, даже не подозревает

                                                                                   об этом».

 

                                                                                                К.Чуковский, «От двух до пяти»

 

Ребенок способен научиться читать только потому, что его мозг генетически обладает возможностью изменяться. И каждый проходит тот же путь, что и наши предки тысячелетия назад: распознает загадочные буквы-символы и догадывается, что они означают звуки…

Человечеству для перехода от устной речи к письму и чтению понадобилось 2000 лет. На усвоение всего объема знаний, нужных для того, чтоб научиться читать, у ребенка уходит около 2000 дней (иногда меньше)! Поэтому ни один из дней не должен пройти впустую.

…Он выучил буквы и уверенно их называет. Первая маленькая победа, первый шаг на пути к чтению!

 «Бабушка, я уже умею вязать?» – спрашивает девочка шести лет, научившись набирать петли на спицу. Нет, учение  впереди, постижение нескольких десятков хитросплетений, из которых получается и нежное дырчатое, и плотное тяжелое, и пушистое косами, и мягкое рыхлое, и легкое узорное…Все-то, все рождается из кропотлиого соединения петелек… А из букв, слогов, слов, строк, страниц складывается КНИГА!

Не надо, чтоб ребенок «знал все буквы» и долго не умел их складывать, это расхолаживает и его, и родителей.

Приучать ребенка к чтению надо задолго до того, как он начнет учить буквы. Вернее, это –обучение слушать, воспринимать богатство звуков и речи.

Возможно, главное не то, что именно читают младенцу, сидя рядом или  (лучше!) держа его на коленях: он ощущает тепло, защиту, ласку, и это связано с голосом, звуками, словами. Поэтому можно  читать и свои любимые стихи, серьезные романы, да хоть журнальные статьи!

Песенки-баюки матери всегда пели детям с первых дней жизни. Ребенку шесть-восемь месяцев? Можно показывать ему большие яркие книжки и читать выразительно, четко, ритмично короткие стишки и даже сказки. Можно  в меру сил изображать действие: строить смешные рожицы, лаять, мяукать, кукарекать, смеяться, хлопать в ладоши…Примерно так развлекают маленьких детей, только эффективней и интересней это делать с книжкой.

Это не просто развитие речи, памяти – ребенок запомнит, что есть Игрушки, а есть Книга, которая еще интереснее игрушек, потому что говорящая… Раннее развитие речи обычно обеспечивает и раннее чтение.

Не думайте, что ребенок до года ничего не понимает. Вы сами удивитесь, когда потом он быстро выучит и перескажет вам давно прочитанное.

Возможно, с помощью первых книг дети быстрее начинают осознавать себя. Впоследствии у ребенка возникнет интерес к умению читать – захотел, и прочел книжку, когда родители заняты…

Кто-то спросит: а как же в прошлом детей приучали к чтению, когда не было детских книг? Как развивали мышление и речь?

Тогда дети в колыбели слышали песни, заговоры, молитвы, прибаутки и припевки…Подрастали – в крестьянском быту поступали на попечение старших сестер и братьев, которые играли и разговаривали. Все вместе, дети и взрослые, слушали сказки и рассказы бабки и деда, иногда чтение вслух. Читателей, конечно, вырастало меньше, зато настоящих.

Если вы против раннего чтения – поступайте, как наши предки: постоянно пойте ребенку песенки, рассказывайте сказки, вспомните старинные «ладушки», «сороку-белобоку», скороговорки и потешки… Сможете?..

Автору этих заметок повезло – читать научили в три года. Не потому, что родители задумались о раннем развитии. Просто ребенка в три года положили в инфекционное отделение больницы вместе с мамой. Мама была читающая, а дочь надо было как-то занимать. Поэтому показала буквы. Они не сразу сложились в слоги и слова – но по газетным заголовкам получилось! Однако и вслух мать продолжала читать – например, сказки из десятитомника А.С.Пушкина, картинок там не было, и в это не верилось! До этого времени помнились редкие эпизоды детства, а потом больше запоминались самостоятельно прочитанные книжки…

Известен такой пример. Ребенку полутора лет прочитали басню «Ворона и лисица», показали картинку. На следующий день он взял кусочек сыру и понес угощать ворону… А ведь басни – чтение не для самых маленьких! Значит, можно читать детям книги посерьезнее, не особенно считаясь с возрастом. Кроме того, развить и сохранить у ребенка в жизни любознательность и ТАКОЕ живое воображение – значит, сделать для него ярче не только чтение, но и саму жизнь. В наше время ученые уже подтвердили, что опыт, полученный из хороших книг, для нашего мозга во многом равнозначен действительному, тому, что пережито и прожито в реальности.

Давно известна проблема АУТИЗМА, таких детей пытаются адаптировать, реабилитировать разными способами, с большим или меньшим успехом.

Раннее, очень раннее обучение чтению могло бы помочь в этом: хорошая художественная литература улучшает социальные навыки, закладывает основы реального жизненного опыта, готовит к восприятию внешнего мира. Ребенок-аутист будет развивать навыки общения, начиная с героев книг.

Очень важно сознательное отношение взрослого к обучению ребенка чему бы то ни было. Считается, что нельзя принуждать детей ни к каким действиям и занятиям. В чем проявляется принуждение чаще всего? Когда ребенок плохо ест, его заставляют, не видя в том ничего плохого. Это – одна из самых главных ошибок. Пусть лучше не доест, ничего с ним не случится, нежели он приобретет стойкую привычку сопротивляться!

ВНИМАНИЕ! Тогда и пищу духовную вы в него будете впихивать с трудом, когда придет время, а потом с ним намучаются учителя.

В семьях, где разумно пользуются интернетом и гаджетами, не позволят себе и ребенку заменить книгу даже мультиками, не говоря уже о якобы «развивающих» играх. Чем позже обратитесь к этим спорным благам цивилизации  – тем лучше. По крайней мере – сохранится зрение.

В целом замена картинками текста, восприятие изображений вместо считывания, расшифровки знаков-букв оставляет в бездействии ответственные за это участки мозга.

Но задуматься надо о более важном: нейробиологи не торопятся рассказывать нам, каковы последствия других способов восприятия информации, нежели чтение. Достаточно понаблюдать за знакомыми (и за собой!), поспрашивать, и выявится, например, странное ухудшение памяти у молодых людей, рассеяние внимания… Зачем же подвергать таким испытаниям растущий мозг?

С этой проблемой непосредственно связано и чтение электронных книг, чтение с экранов. Мало того, что тексты хуже воспринимаются и усваиваются, так еще и страдает зрение. Если этого невозможно вовсе избежать, то надо стараться все же отдавать предпочтение обычным, НАСТОЯЩИМ КНИГАМ![1]

***

Преимущества раннего чтения очевидны, вот хотя бы некоторые:

- ребенок станет более внимательным, сосредоточенным и усидчивым, а у вас высвободится время;

- ребенок рано приобретет хорошую скорость чтения (не факт, что она легко разовьется в более старшем возрасте!), сможет предварительно просматривать книги;

- навыки чтения останутся на всю жизнь как бесценное упражнение для мышления и памяти;

- хороший вкус, привитый с детства, позволит легко отличать настоящие книги;

- «книжный» язык, усвоенный ребенком, обогатит его речь.

- возможно, ребенок приобретет так называемую «врожденную грамотность», будет писать и говорить без ошибок, не заучивая (!) правила.

Любой ребенок живет жизнью семьи, окружен ее бытом и укладом, подражает привычкам взрослых… Поэтому вырастить читателя среди людей нечитающих вряд ли получится. Хотя и возможно, по той же причине, когда у пьяниц вырастают дети-трезвенники…

Условия надежного приучения к чтению примерно такие:

- дома есть книги и книжные полки;

- ребенку читают вслух;

- ребенка рано учат грамоте (чтению);

- ребенку (и друг другу) дарят книги (!);

- ребенка водят в библиотеку с раннего возраста, где он сам выбирает книги;

- родители читают сами, в том числе и НАСТОЯЩИЕ книги.

Ребенок сам должен читать вслух. Первое время он так и будет делать, но потом его вполне захватит чтение «про себя», да и взрослые часто просят, чтоб не бубнил…Считается, что это более продуктивная работа. Правильно, но читательский опыт многократно улучшается, лучше развивается речь, когда ребенок читает вслух для семьи. Да и как хочется поделиться хорошей книгой!

 Автора этих заметок в детском саду усаживали перед детьми и давали книжку. Дети слушали, воспитатели могли отлучиться по своим делам. Уже в школе история повторилась, только ученики не были такими смирными… Зато интересно было читать вслух бабушке на каникулах, когда она возилась в огороде. А самые интересные книжки (Фенимор Купер, например!) просто пересказывались! Пометки коротенькие делались мелким почерком, чтоб не забыть что-то, поскольку возить за три тысячи километров туда-обратно толстенные тома родители отказывались… Бабушка слушала!

Наконец, не надо ограничивать ребенка: пусть ему будут доступны самые разные книги, в том числе и «взрослые», за исключением, конечно, порнографии и прочей дряни. Все пометки «+16», «+18» появились как раз потому, что расплодились сомнительные печатные издания, которые не были никогда у открытом доступе.

Так что собрание русской и зарубежной классики, книги приключенческие и романтические, сказки и поэзия станут настоящим открытием для ребенка, который поймет в них ровно столько, сколько сможет, а потом вернется…Только поначалу будет удивляться отсутствию картинок! 

Личный опыт автора: удручающее впечатление произвели в детстве рассказы Л.Толстого, написанные как раз для детей! Может, Л.Н. детей не любил… Неприятие осталось на всю жизнь.

Ребенок, прочтя в шесть-восемь лет рассказы, например, А.Чехова, И.Тургенева, М.Зощенко многое запомнит наизусть, научится не только читать, но и перечитывать книги. ХОРОШАЯ КНИГА – как раз та, которую хочется сразу ПЕРЕЧИТАТЬ, не расставаться с ней. К ней возвращаются порой всю жизнь.

Так перед новым читателем откроется великий МИР КНИГИ.

Важно, чтобы родители не теряли времени и не жалели сил. В школе не вырастают читателями.

P.S. Автор не педагог и не биолог. Зато есть собственный удачный опыт раннего чтения. Дочь читает с пяти лет и остается читателем.

 

Сентябрь 2021 г.

 

[1] Автор подразумевает здесь не просто хорошие, а напечатанные в типографии книги, которые сегодня цинично и пошло именуют «бумажными». Прим. автора.


23 сентября 2021

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Как вырастить читателя»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер