- А ну-ка, вертай свой зад поживее!
Тут Ваня побагровеет до корней волос, испариной покроется и принимается потихоньку оголять поясницу и кусочек тощей ягодицы.
- Да что ты там все прячешь? – сердится медсестра, разворачивая одеяло.
Ох, как страдал Ваня сразу после операции, когда ему нельзя было вставать с постели. Разумеется, страдал не от боли. Он целый день терпел естественную нужду, стесняясь попросить утку. И терпел бы, небось, еще сутки, если бы заботливый дядя Егор не вмешался.
- Давай-ка, дружок, выключим свет, да я поставлю тебе потихоньку, а то ведь может и случиться что-нибудь непоправимое.
Через день после операции Ваня обходился без посторонней помощи. Сам ковылял в туалет и в столовую. И даже на перевязку поплелся сам. Он стеснялся свидетелей всяких интимных мероприятий.
По моим наблюдениям, Ваня был очень мужественный и гордый человек. Хотя и этих своих качеств он стеснялся.
Перед теми, кто хоть как-то выделялся из общей массы, он робел. С медперсоналом, особенно младшим составом, был предельно корректен и внимателен. И потому, можете себе представить, насколько мы все были поражены, когда наш робкий тихоня с возмущением отчитал ту самую санитарку, которую невзлюбил дядя Егор.
Это случилось тогда, когда известный вам Георгий Константинович двое суток «отдыхал» в реанимации, а к нему открылось несанкционированное паломничество из числа его множественных друзей и приятелей. Среди прочих даров природы и воздаяний на его осиротевшей тумбочке оказался чудесный букет из милых полевых ромашек, разносивших аптечный запах по всей палате.
Никто не знает, чем эти ромашки не пришлись по вкусу этой санитарке. А только она, вытирая пыль на тумбочке, вытащила эти ромашки из банки и бросила в мусорную корзину.
-Зачем вы это сделали? – тут же раздался возмущенный глас.
И санитарка, и остальные присутствующие оторопели от удивления. По-моему, санитарка не поверила сразу тому, что голос принадлежал Ване. Посмотрела на всякий случай в сторону двери: вдруг там какой врач объявился?
- Я спросил, зачем вы выбросили цветы? - снова спросил Ваня.
- Да кому нужен этот веник? – наконец ответствовала санитарка, недоуменно взирая на Ваню. – И потом, вовсе не положено в палате цветы.
- Кто сказал, что не положено? Вы покажите мне документ, где было бы написано, что близкий родственник не имеет права преподнести больному человеку цветы? – грозно вопросил Ваня и поднялся с кровати. Мы встревожились: ну, все, Ваня разбушевался! Что теперь будет!
Но он культурно, интеллигентно, хотя и очень возмущенно принялся втолковывать оторопевшей санитарке, что та не только нарушила конституционные права свободно болеющего гражданина, но и проявила нечуткость и бессердечие к беспомощному человеку.
- Эка невидаль: ромашки, - попыталась оправдаться санитарка. – Таких вон полон двор. Да и парня-то пока еще нету в наличии. А когда появится, то, поди, и завянут вовсе.
- Без разницы, - сказал правозащитник. – Я требую: немедленно верните цветы на место!
И санитарке пришлось подчиниться. Когда она, обиженная и оскорбленная в лучших своих побуждениях, удалилась, дядя Егор попенял Ване.
-Ну, что ты на нее накинулся? В самом деле, что это за ценность такая? Так, тьфу! Трава, да и только! Сказала ведь, что не положено. А Георгий-то когда еще возвернется? Завянут все одно.
-Не она принесла, не ей и расшвыриваться, - убежденно возразил Ваня. – Георгию Константиновичу, может, и эта трава дорога.
Я был согласен с Ваней полностью. И очень устыдился, что не смог восстановить справедливость, а за меня это сделал робкий и стеснительный тихоня.
Немного позже Ваня неожиданно спросил у меня:
- По-вашему, я дурно поступил, что накричал на женщину?
- Да ты вовсе и не кричал. А сказал правильно.
- Ну, хотите, я извинюсь перед ней?
И действительно, ходил извиняться, чудак.
Когда Георгия доставили из реанимации, он обрадовался, как дитя, увидев на своей тумбочке цветы.
- Слыш, Победитель! – обратился к Георгию богатырь с грыжей. – Там у тебя в банке ромашки.
- Ага, - тихо простонал Георгий.
- Слыш, старик, а наш Студент чуть ни драку затеял, когда твои ромашки выбросить хотели. Налетел, как петух: не смейте, кричит, чужое добро трогать!
- Ага, - повторил Георгий и добавил. – Это жена принесла. Бывшая, правда. – И он улыбнулся сам себе.
Я смотрел, как улыбался Георгий и думал: «Удивительный человек, этот Ваня. Мальчишка еще, можно сказать, а душевный».
Представители Ваниного племени – люди юношеских чувств и высоких устремлений. Они романтики и в двадцать, и в шестьдесят. Они постоянно в поисках любви и благородных отношений, которых редко находят, и потому пребывают в состоянии пессимизма и разочарования. Честь, достоинство и дружба для них превыше всего. В реальной жизни они выискивают себе кумиров, ориентируясь, чаще всего, на внешние признаки. И всегда ошибаются, а потому разочаровываются в человеке и в жизни вообще. Насколько очаровываются очередным кумиром, настолько и разочаровываются. Все разочарования и переживания в связи с этим переносят болезненно и долго.
Как и подросток, юноша жаждет любви и признания. Но в отличие от подростка, он мечтает о том, чтобы его любили не за деловые качества лидера, а просто потому, что он человек.
Душа и душевные переживания – вот, чем живет юноша. Физическое тело юноши – его враг, потому что тело несовершенно и уродливо, по его мнению. Не соответствует нарисованным в мечтах идеалам. Поэтому, погруженный весь во внутренние переживания, к своему телу юноша относится как к средству, способному привлечь или оттолкнуть обожаемый предмет мечтаний.
При общении юноши проявляют себя довольно скромно, и на первый взгляд кажутся необщительными. Однако свои убеждения и принципы во время полемики отстаивают горячо и страстно, если, конечно, убеждены в своей правоте.
Юноши – все бунтовщики и борцы за справедливость, честь, свободу и идеи. На всяческие баррикады первыми выступают юноши. Самые ярые правозащитники и сторонники оппозиций – юноши. Демократы и анархисты по своим убеждениям, они первыми хватаются за все новое, неизведанное и революционное. Предприимчивые политики, зная эту особенность юношества, для достижения своих целей, порой даже преступных и коварных, используют юношеский идеализм и революционность.
Юноши самые неуемные бродяги всех мастей, потому что их постоянно тянет в неведомые края к новым приключениям и подвигам. Поиск всего, что только можно искать – это жизненный принцип всех юношей. «Бороться, искать, найти и не сдаваться!» - это главный девиз юношей всех времен и народов.
При всей своей революционности и страстности юноши, между тем, весьма впечатлительны и робки. Стеснительность и самокопание – это вторая натура каждого юноши, считающего себя недостойным и несовершенным существом.
Юноши – самые верные друзья и товарищи, но как любовники заметно уступают решительным и инициативным подросткам. Как и дети, юноши любят много говорить, если есть слушатели. Из них бывают прекрасные ораторы. Но как деловые люди юноши заметно уступают все тем же подросткам, поскольку юноши склонны к сомнениям и колебаниям.
У юношей обыкновенно рождаются в голове самые гениальные идеи, самые выдающиеся изобретения. Но воплощают в жизнь эти идеи, как правило, подростки. Пока юноша, родив идею, будет тысячу раз эту идею проверять, прикидывать и сомневаться, подросток, подхватив идею, тут же пустит ее в дело. И при этом не забудет оформить на нее патент.
Короче, юноши по своему восприятию и проявлениям – настоящие идеалисты, а подростки – материалисты. И эти противоположные позиции всегда и везде, раньше и сейчас разводили указанных типов по разным комнатам. Причем, лучшая комната, естественно, всегда достается подростку.
Юноши по возрасту и по уровню восприятия – люди высоких чувств и устремлений. Они романтики и в двадцать, и в шестьдесят. Они постоянно в поисках любви и благородных отношений, которых редко находят, и потому пребывают в состоянии пессимизма и разочарования. Честь, достоинство и дружба для них превыше всего. Их кумиры – Дартаньян и Дон Кихот, Грей и капитан Немо. В реальной жизни они выискивают себе кумиров, ориентируясь, чаще всего, на внешние признаки. И всегда ошибаются, а потому разочаровываются. Все разочарования и переживания переносят болезненно и долго.
Юноша олицетворяет себя и свое тело со всеми своими эмоциями, чувствами, желаниями и состояниями. Мир делит на «Я» и «ТЫ» с нашими взаимоотношениями и акцентирует внимание на понимание других или самого себя. Он сознательно выходит на рассудок, которого исследует. У юноши высоко развита интуиция, он довольно хорошо способен к абстрактному мышлению, в состоянии назвать свои эмоции и чувства и задуматься над течением мысли. Юноша уже действительно мыслит на основе своих чувств, поэтому ощущения проходят для них незамеченными. Про импульсы уже и говорить не стоит. Про свое физическое состояние юноша может вообще забыть, погрузившись в мир чувств и мыслей. Свои эмоции внешне юноша способен прекрасно контролировать, но внутренне ощущает борьбу чувств и желаний.
Людей юноша судит не по их поступкам, а по их внутренним побуждениям, которые пытается отыскать. Также он пытается отыскать мотивы своего и чужого поведения. При этом не делает скоропалительных выводов. Если чувствует, что мотив у человека был позитивный, то может простить ошибки и негативные поступки.
С собеседниками юноши ведут связную беседу, сохраняя однонаправленность темы, но при отсутствии четкого общего взгляда на предмет. Разговор ведет в виде объяснений и вопросов. Ему очень важно: понимают его, или нет. Юноша непосредственно мыслит и думает вслух, когда говорит. В разговоре способен перейти к другой точке зрения, хотя она может меняться в зависимости от чувств и желаний.
Чувства и желания юноши более постоянны, чем ощущения. И с ними у юноши идет постоянная борьба, поскольку те чувства и желания, которые его одолевают, заставляют сомневаться, переживать, страдать, пересматривать свое состояние.
Как и подросток, юноша жаждет любви и признания. Но, в отличие от подростка, он мечтает о том, чтобы его любили не за деловые качества, а просто потому, что он человек.
Юноша отдает предпочтение внутренней жизни по сравнению с внешней. Душа и душевные переживания – вот, чем живет юноша. Физическое тело юноши – его враг, потому что, по его убеждению, тело несовершенно и уродливо. Не соответствует нарисованным в мечтах идеалам. Поэтому, погруженный весь во внутренние переживания, к своему телу юноша относится как к средству, способному привлечь или оттолкнуть обожаемый предмет мечтаний. Как правило, к своему телу относятся плохо. Часто просто не замечают, а порой ненавидят и страдают от физического несовершенства. Поэтому могут вообще махнуть рукой на свое здоровье и внешний вид, если чувствуют, что в своем внешнем облике они явно не на высоте.
Юноши - все бунтовщики и борцы за справедливость, честь, свободу и идеи. На всяческие баррикады первыми выступают юноши. Самые ярые правозащитники и сторонники оппозиций – юноши. Демократы и анархисты по своим убеждениям, они первыми хватаются за все новое, неизведанное и революционное. Предприимчивые политики, зная эту особенность юношества, для достижения своих целей, порой даже преступных и коварных, используют юношеский идеализм и революционность.
Для юноши все материальное имеет второстепенное значение. Одежда и окружающая обстановка предпочитается удобная, а не престижная. Хотя от престижа совсем уж он отказаться еще не может.
При споре внимание юноши направлено на понимание сути происходящего. Если приходит к выводу, что собеседник не понимает его, то тут же теряет интерес к спору. Во время разговора юноша не горячится, не переходит на повышенные тона, а быстро выдыхается (за исключением экстремальных ситуаций), логически обосновывает свои доказательства, не допускает грубости и брани по отношению к собеседнику, а пытается его понять, как говорится «влезть в его шкуру». При желании всегда может сказать, чего он хочет в данной ситуации конкретно. Юноша всегда конкретно знает мотив своих действий. Он уже способен определить свой и чужой уровень восприятия, чем он и занимается предсознательно. Человек, стоящий ниже его по уровню, практически для него предсказуем.
Посмотреть на себя со стороны для юноши является большим усилием. Он часто бывает неадекватен в своей самооценке: либо она у него слишком занижена, либо завышена.
Основанные на чувствах мысли зачастую идеалистичны у юноши и оторваны от жизни. Юноша ведь не занимается поступками, потому и становится непрактичным. Иногда чувства юноши становятся слишком интенсивными, и тогда юноша в своем восприятии выпадает на более низкие уровни. Юноша наиболее сильно подвержен таким выпадам, по сравнению с другими уровнями. Это делает его поведение нестабильным и сложным во взаимоотношениях с окружающими. Люди, стоящие ниже его по уровню, вообще его не понимают. В связи с этим, чтобы поддерживать отношения с такими людьми, юноша вынужден «понарошку» опускаться до их уровня, то есть, делать то, что делают родители и воспитатели с детьми: сами «становятся» детьми, чтобы играть, соблюдая все правила игры. Но при этом взрослые все-таки остаются взрослыми. А юноши, «заигравшись», могут и действительно скатиться «в детство».
Акцент поведения юноша обращает на установление взаимоотношений с окружающими и на попытках разобраться в своих и чужих чувствах.
Поскольку юноши способны часто менять свою точку зрения, они не являются столь целеустремленными, как подростки. Вот, отчего получается, что человек с более развитым уровнем восприятия и развитыми интеллектуальными способностями будет кое-как добывать себе средства для пропитания, а более целеустремленный, но находящийся на более низком уровне подросток оказывается преуспевающим. Он стал таким не потому, что умный, а потому, что настойчивый, упорный и целеустремленный, что гнул свою линию, добиваясь своего, не сворачивая с намеченного пути и умело обходил преграды. А высокоинтеллектуальный юноша в это время все сомневался, копался в себе, искал смысл жизни, скромно уступая дорогу, боялся кого-то обидеть, кому-то навредить и т.п. В результате более нахальный подросток отпихивает интеллигентного юношу и устремляется вперед. Очень часто подростки пользуются теми идеями, которые юноши не сумели внедрить. Чтобы юноша в данной ситуации мог догнать преуспевающего подростка, он должен подняться еще на уровень выше и стать взрослым, или опуститься до уровня подростка и заняться практической деятельностью. У юношей самой слабой стороной является то, что в результате многих раздумий они не реализовывают себя в жизни. Поэтому такие люди очень редко оказываются у власти. Чего не скажешь о подростках и детях. Часто юношу в обыденной жизни спасает тесный союз с подростком. Ведущий в таком союзе всегда оказывается предприимчивый и практичный подросток. Зато юноша всегда является мозговым центром. Если оба партнера хорошо понимают свои задачи, то теория с практикой дают превосходные результаты.
У юношей обыкновенно рождаются в голове самые гениальные идеи, самые выдающиеся изобретения. Но воплощают в жизнь эти идеи, как правило, подростки. Пока юноша, родив идею, будет тысячу раз ее проверять, прикидывать и сомневаться, подросток, подхватив идею, тут же пустит ее в дело. И при этом не забудет оформить на нее патент.
Юноша не очень сильно стремится к самостоятельности. Он ищет учителя среди людей старшего уровня. И если такого находит, то моментально находит с ним общий язык. У них получается превосходный союз и сотрудничество. Взрослый с «взрослым» уровнем восприятия прекрасно понимает юношу и ненавязчиво направляет его действия в нужную сторону. А юноша счастлив оттого, что его понимают. К тому же, юноша постоянно стремится к самосовершенствованию, к изучению чего-либо. Он ведь устремляется к высоким идеалам духовности, стремится понять закономерности в жизни и обосновать изучаемое. Взрослый в этом плане дает юноше с лихвой. При собеседованиях с взрослым юноша в состоянии понимать, что взрослый может дать ему направление мыслям, к решению которых он придет сам. У взрослого, ведь, уже сложилась система взглядов в его мировоззрении.
Свои чувства юноша стремится подчинить разуму, занимается развитием своего интеллекта для творческой самореализации. И здесь он способен решать задачи, требующие личной ответственности за результат. Очень остро переживает чувство стыда, если результат не соответствует желаемому. По большому счету, стыд больше всего присущ именно юноше.
Учиться юноши любят и умеют. Из всех форм образования они, как правило, предпочитают самообразование, поскольку при этом они могут самостоятельно выбирать способы, средства, пути. К тому же, юноши не любят, чтобы им навязывали учителей, справедливо опасаясь, что среди учителей могут оказаться (и, действительно, в большинстве своем оказываются) представители более низких уровней (подростки, дети, а то и младенцы), которых юноши интуитивно сразу же определяют. У учителей взрослого уровня юноши учатся много и с удовольствием. С учителями своего уровня часто становятся хорошими друзьями, с которыми любят вступать в полемику. Знания юноши стремятся черпать из любого источника.
Юноши опасаются применять свои знания на других, так как ощущают большую ответственность за происходящее. Трудятся юноши во имя принципов, а не во имя карьеры, как подростки, или, чтобы быть хорошими, как дети. В свои принципы юноши верят даже за скромное вознаграждение. Никогда не поменяют интересную работу на более высокооплачиваемую.
Юноши – саамы неуемные бродяги всех мастей, потому что их постоянно тянет в неведомые края к новым приключениям и подвигам. Поиск всего, что только можно искать – это жизненный принцип всех юношей. «Бороться, искать, найти и не сдаваться!» - это наипервейший девиз юношей всех времен и народов.
Юноши – самые верные друзья и товарищи, но как любовники заметно уступают решительным и инициативным подросткам. Юноши способны на глубокие и прочные отношения, поскольку людей ценят не по их поступкам, а по душевным качествам, и любые перепады настроения людей могут понять и простить. Они понимают внутреннее состояние человека. Как и дети, юноши любят много говорить, если есть слушатели. Из них бывают прекрасные ораторы.
Свою жизнь юноша воспринимает не как дни (что происходит с ребенком), и не как периоды (как у подростка), а как этапы своего развития. Он видит путь. Очередное внутреннее событие – шаг по пути. Внешние события особой роли в его жизни не играют.
Смерти юноша не боится. Боится не успеть понять чего-то в жизни.
Юношеский возраст и юношеский уровень восприятия – самый опасный из всех для самого юноши. Если уровень юноши перешел у человека и в зрелые годы, то жизнь этого человека необычайно сложна и тяжела. В его жизни никогда нет покоя, стабильности, ясности и удовлетворения. Его все время что-то мучит. Он не может найти взаимопонимания, и сам постоянно ищет ответы на неразрешенные вопросы. В материальном плане он тоже не достигает высот, поскольку его всегда опережают дети и подростки, а зачастую, на его порядочности паразитируют младенцы, живущие за его счет и манипулирующие им, как средством своих доходов. В связи с постоянным своим таким состоянием юноши очень часто болеют. По выздоровлении нередко поднимаются на уровень выше. Тогда их жизнь стабилизируется. Часто случается, что, перестрадав от неудач, юноша опускается на уровень ниже и разом уходит от внутренних переживаний, чтоб достичь внешнего благополучия. (По принципу: хватит страдать, нужно зарабатывать).
Самые лучшие взаимоотношения по всем параметрам у юноши складываются, конечно, с человеком, находящимся на уровне взрослого, который прекрасно понимает и принимает юношу таким, каков он есть.
С людьми подросткового уровня у юноши могут быть прекрасные деловые отношения, семейные и партнерские союзы при наличии общих дел, интересов и взглядов.
С людьми своего уровня юноши прекрасно уживаются только при наличии общих идейных взглядов или творческих интересов. Обоих абсолютно устраивает бытовая неустроенность, оторванность от реального бытия: было б только взаимное понимание. В случае, когда взгляды юношей расходятся, партнеры расстаются с большими нравственными мучениями и страданиями.
Детей юноши обожают наставлять на путь истинный, когда те слушают, раскрыв рот. Дети завораживают юношей только внешней привлекательностью, как и «младенцы». Однако с «младенцами» у юношей могут быть увлекательные сексуальные взаимоотношения. Кроме того, юноша наивно полагает, что своей опекой и покровительством он спасает «младенца» от превратностей злой судьбы, и самоотверженно содержит паразитирующего нахлебника. Жизнь с таким партнером у юноши превращается в сплошной кошмар, наполненный постоянными скандалами и выяснениями отношений. Жертвой всегда остается юноша.
Разрыв такого чрезвычайно обременительного для юноши союза практически невозможен, потому что «младенцу» совсем не выгодно терять бескорыстного покровителя, а юноша склонен к постоянным угрызениям совести.
Акцентуация поведения юноши
при определенных чертах характера
Покорные юноши сознательно и заранее считают себя мучениками в этой жизни. Они склонны объявлять себя жертвой непонимания и интриг, жертвами социальных или общественных перемен, хотя сами же, как правило, за эти перемены боролись. Именно эта категория людей чаще всего подвержена депрессиям, приводящим к нервным и психическим срывам и болезням.
Упрямые юноши будут всегда и во всех ситуациях заявлять: «Я сам» и стоять на своих позициях, искренне считая, что либо его никто не понимает и не принимает его позиций, либо он сам что-то не понял, а потому лучше всего держаться собственной точки зрения. Упрямый юноша часто бывает глух к увещеваниям и просьбам, если его убеждают пересмотреть свои взгляды и воззрения. Он стойко держится ранее сформированных убеждений. Если он убежден, что его жена его любит и верна ему, то он будет утверждать это даже тогда, когда сам воочию увидит ее в постели с другим, оправдывая ситуацию тем, что жену принудили, или что сам виноват, или что сам факт еще не доказательство неверности и т.п.
Упрямые юноши более всего не принимают критику в свой адрес или в адрес своих близких. Могут внимательно выслушать все критические замечания и, либо напрямую не согласиться, оставаясь при своем мнении, либо просто промолчать, но отношение с критикующим больше не поддерживать.
Жадные юноши все время жаждут проявления внимания и любви к ним или своего - к людям. Они вечно ищут и не находят задушевных собеседников, товарищей, партнеров – объектов любви и обожания, ожидая, конечно, от этих объектов взаимности. Встретив свой предмет внимания и обожания, такой человек сразу же рассчитывает на ответное чувство. В любви и дружбе жадный юноша ревнив и подозрителен. Терять предмет своего обожания он не согласен ни при каких обстоятельствах и будет поддерживать взаимоотношения при любых условиях, пока не разочаруется в партнере.
У расточительных юношей наиболее сильно проявляется разрушение вовнутрь. Они испытывают большую склонность к наркотической и алкогольной зависимости, к «улету» из реального мира в мир иллюзий, к суициду, поскольку считают, что жизнь полностью не удалась, и весь мир ополчился против них, а, стало быть, не стоит такую жизнь ценить.
Нетерпеливость юноши также всегда направлена вовнутрь, на самого себя или ситуацию, в какую он попал. Юноши нетерпимы к своей медлительности к своей медлительности или торопливости, неуклюжести, неспособности к чему-то – вообще ко всем своим недостаткам. Юношам кажется, что они что-то не успели, куда-то не попали, в чем-то не разобрались, а поэтому не стоит заниматься данным делом или проблемой в дальнейшем: все равно ничего не получится. Поэтому нетерпеливые юноши часто меняют характер своей деятельности, меняют партнеров или свои решения и цели.
У высокомерных юношей также действие направлено вовнутрь. Оно выражается в боязни оказаться не на высоте. Эти люди боятся возможной своей слабости в решении какой-то проблемы, а поэтому заранее вгоняют себя в роль этакого супермена, считая, что, если внешне будут выглядеть жесткими и непробиваемыми, то эта маска поможет им быть и внутренне жесткими и упорными.
Высокомерные юноши всегда стараются действовать в одиночку, самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, особенно лица, от которого юноша как-нибудь зависит. Ушедшие из дому нищенствовать отпрыски богатых родителей – это высокомерные юноши, которые живут мечтой как-нибудь выбиться в люди, разбогатеть и доказать всем, что они тоже что-то значат. Они считают, что их достоинства никто не в состоянии оценить, а благородные устремления понять.
Самоуниженные юноши больше всех страдают от сознания своей униженности. Они больше, чем кто-либо осознают свое униженное положение, ощущают непонимание со стороны окружающих и свою неполноценность. Особенно, если окружение состоит из «детей» и «подростков», то есть людей, сориентированных на внешнюю сторону жизни. Такие юноши постоянно оказываются не у дел, и им кажется, что они не знают и не умеют делать ничего стоящего. Но такие юноши очень охотно принимают чужую помощь, охотно учатся и совершенствуются как профессионально, так и внутренне. Поэтому их легко можно вывести из этого состояния и поднять на более высокий уровень. Либо они приходят к убеждению, что надо «не хныкать, а делать» и принимаются за дело, опустившись в своем уровне до «подростка».
Взрослое восприятие
Картинка из жизни
Все остальные взрослые.
Шестым обитателем палаты был мой ближайший сосед, кровать которого располагалась прямо у окна вдоль подоконника.
Этого спокойного седовласого человека звали Евгением Петровичем. В отделении он лежал со старым осколком, застрявшем в левом легком еще в период Великой Отечественной. По словам Евгения Петровича, этот осколок отличался весьма непредсказуемым характером. Мог годами сидеть тихо и спокойно, не привлекая к себе внимания. А мог будоражить своими выходками весь организм с левой стороны. И тогда Евгению Петровичу ничего не оставалось, как отправляться в больницу под наблюдение врачей. Они совершенно не знали, как обуздать буяна. Как-то чуть было ни вытащили из груди. Но осколок успокоился. Теперь опять разбушевался. И врачи снова принялись решать ребус: вытаскивать или не вытаскивать?
К ранению и ко всяким болезням Евгений Петрович относился довольно спокойно. Как мне показалось, он просто старался не думать о болячках и не тратить свою жизнь на суету вокруг них. «Надо вести здоровый образ жизни», - говорил Евгений Петрович.
Здоровый образ жизни по Евгению Петровичу – это продуктивная деятельность и обуздание дурных эмоций. Евгений Петрович не одобрял бесполезную суетню дяди Егора и пустую браваду Георгия. И то, и другое, по его мнению, движимо комплексом неполноценности и стремлением огородить себя некоей защитой на случай неблагоприятных обстоятельств, которых эти люди опасаются. «Жизни, как и смерти, бояться не следует, - рассуждал Евгений Петрович. – Ни к чему обольщаться ее счастливыми моментами и скорбеть по поводу несчастий. Нужно просто жить спокойно и мудро, постоянно занимаясь каким-нибудь полезным делом. И тогда всякие болячки, телесные и душевные недуги, а также бестолковые бредни, фантазии и страхи не будут донимать».
По профессии Евгений Петрович географ, а точнее, геолог. Последние годы посвятил преподаванию в колледже, где вел курс геодезии. Как я понял, в свое дело был влюблен и принадлежал к так называемым «трудоголикам». «Нет ничего благороднее, - убеждал он, - чем служить своей земле и людям, которые на ней живут».
Я очень быстро подружился с Евгением Петровичем. И мы подолгу потихоньку болтали, соседствуя подушками.
Евгений Петрович был единственным больным в палате, которого все величали по имени-отчеству, причем, не потому, скорее всего, что был в возрасте. К примеру, дядю Егора не называли по имени-отчеству, хотя он тоже был в возрасте.
Удивительно, насколько сильно различались эти два немолодых человека.
Дядя Егор был суетлив и беспокоен. Он вечно куда-то спешил и нередко опаздывал. Евгений Петрович не торопился никуда, производя впечатление невозмутимейшего человека. Движения его были неторопливыми и уверенными. И вместе с тем, он никуда и никогда не опаздывал. Все предстоящие свои действия он предпочитал готовить заранее, в то время как дядя Егор часто действовал по вдохновению.
Дядя Егор при всей его отзывчивости и доброжелательности не всегда был обязателен в своих намерениях и обещаниях, которые мог менять по несколько раз. Если забывал или не успевал выполнить чью-то просьбу, то искренне и трогательно извинялся, каялся и клял свою забывчивость и рассеянность.
Евгений Петрович никогда никому и ничего не обещал. Он вообще производил впечатление человека сухого и бесчувственного. Однако, если его о чем-нибудь просили, или он сам принимался хлопотать за кого-нибудь, то выполнял все в точности и в срок, не забывая о мелочах.
Как я заметил, оба они были увлекающимися натурами. Но увлечения дяди Егора были подобны вспышкам молний. Он деятельно и заинтересованно совал нос в любое дело и предприятие, загораясь всякой интересной идеей и зажигая этой идеей других. Как только интерес к делу пропадал, он без сожаления оставлял его и переключался на другое занятие.
Евгений Петрович, казалось, не интересовался ничем. Со стороны выглядел инертным и ленивым человеком. Когда же он выписывался, выяснилось, что за две недели он проделал месячную работу целой конторы. Ряду больных выхлопотал страховки, Георгию подготовил пакет исковых документов в суд на избивших его хулиганов. Одному больному совсем даже из другого отделения устроил встречу с родственниками, которые его потеряли.
Обращался Евгений Петрович ко всем только на «вы» и не допускал ни панибратства, ни заносчивости, ни фамильярности. Он был, пожалуй, единственный, кто величал дядю Егора по имени-отчеству.
- А зря вы, Егор Никитич, не пошли к стоматологу, - сказал Евгений Петрович дяде Егору, когда тот уж и забыл про свой больной зуб. – Сейчас самое время его вылечить. Во-первых, вам сделают обезболивание. Вы не будете чувствовать боли. Во-вторых, все сделают абсолютно бесплатно. А за стенами больницы за то же самое вам нужно будет хорошо заплатить. Еще ходить в кабинет далеко придется. А тут рядом, задарма, да еще и времени у вас предостаточно. А самое главное, вы сейчас принимаете антибиотики. Стало быть, угроза заражения какого-нибудь совершенно сведена к нулю. Ей-богу, подумайте и сходите полечиться.
Дядя Егор подумал и внял совету. Потом радовался и благодарил соседа по палате. Вообще, как я заметил, дядя Егор Евгению Петровичу доверял и очень его уважал. Слушал Евгения Петровича с нескрываемым интересом, часто задавал вопросы. Очень любил консультироваться по мелочам: можно ли употреблять тот или иной продукт, пить лекарство, стоит ли просить о чем-нибудь врача. Советы выслушивал, но поступал, как правило, по-своему.
С Ваней у Евгения Петровича были самые доброжелательные отношения. К молодому человеку старик обращался на «вы», хотя и называл просто Ваней.
- Я думаю, Ваня, вам не следует слишком серьезно относиться к тому, что эта девушка вас отвергла. Вы думайте о том, что вы сами счастливо избежали каких-то сложных проблем в жизни. Она ведь отвергла не потому, что вы плохой или неполноценный человек. Поверьте мне, голубчик вы очень достойный, мужественный и приятный юноша. А то, что она о вас думает, так это ее проблемы. У нее слишком искаженные взгляды. Возможно, когда-нибудь ее взгляды изменятся. Но вам не стоит быть в зависимости от ее или чьих-либо других взглядов и суждений. Будьте независимы и самодостаточны. Свобода придает человеку силы.
Как ни странно, однако доводы Евгения Петровича благотворно повлияли на состояние Вани. Он воспрянул духом. После он частенько вовлекал старика в разговоры о смысле жизни.
Компьютерного инженера Георгия-Егора Евгений Петрович тоже величал по имени-отчеству. Причем, именно так, как тот отрекомендовался. Общались они между собой мало. Да это и понятно: Георгий почти не бывал на месте. Но даже в редкие моменты общения между ними чувствовалось взаимоуважение. Во-первых, Георгий уважал недуг Евгения Петровича. Насколько я понял, Георгий всякие болезни не любил, мы с ним в этом союзники. Стоны, вопли и сопли он не терпел органически и считал не мужским делом носиться с различными хворями. «Нужно не по больницам болтаться, а ходить в спортивный зал и на стадион», - заявлял он категорично. Исключения он делал насильственным увечьям, какими считал всякие ранения. У Евгения Петровича была «мужицкая болезнь». Это было достойно уважения. Во-вторых, и тот и другой любили свое дело. А в-третьих, Евгений Петрович всегда мог дать дельный совет. Это было большое достоинство, по мнению Георгия. Ну, и, наконец, Евгений Петрович имел над людьми какую-то необъяснимую власть, которую не имел Георгий. Мы убедились в этом, когда Евгений Петрович в один миг поставил на место не в меру охамевшего богатыря с грыжей.
А произошло вот что. Богатырь готовился к выписке. Грыжа его не беспокоила. Он уж носился по отделению, как лось. Отсутствием аппетита, разумеется, не страдал. Всякую снедь в больших количествах ему доставляли из дома жена или мать. Больше всего этот лось любил молоко в пакетах «тетра-пак». Он опустошал их в один присест и складировал пустые пакеты в тумбочке. Когда он был лежачим, пакеты убирали ухаживающие за ним родственники. А когда они перестали бывать в палате, в тумбочке различных пищевых отходов расплодилось под завязку. Что и вызвало справедливое возмущение санитарки, когда она в очередной раз устроила генеральную уборку.
- Где это видано, чтоб больные убирали в палатах? – возмутился Богатырь, когда санитарка попросила его унести весь хлам в мусорный бак. – Тебе деньги за что государство платит? Чтобы ты гоняла увечного человека по мусоркам? Может, я еще и полы за тебя должен драить?
И тут перед кроватью, на которой возлежал «увечный человек», вырос Евгений Петрович
- Встать! – громко скомандовал он. Наглец приподнял голову:
- Это вы мне?
- Встать, я говорю! – почти крикнул старик.
- А что я такого сделал? – трусовато пробормотал верзила и, усевшись на постели, стал шарить глазами по комнате в поисках поддержки со стороны свидетелей. Но таковой не нашел.
- Немедленно извинитесь перед женщиной! – приказал Евгений Петрович, грубо приподнимая мужика.
- Да что вы, в самом деле? Я ведь пошутил.
- Извиняйтесь! И бегом убирать в тумбочке!
И этот «шутник» без возражений принялся выполнять приказ. К вечеру он выписался и убрался домой.
- Вот это мужик! – восхищенно вспоминал после Георгий. – Одним словом размазал по стенке! Ей-богу, я бы так не смог: дал бы в морду, и дело с концом.
- А тебе бы все кулаками размахивать, Победитель! – проворчал дядя Егор. – Что ли, Грыжа не человек? Может, он и не со зла, а по глупости своей, потому как молодой еще.
- Он не молодой, а хам! – отозвался Ваня. – Я бы тоже его побил. Только наверняка не смог бы.
Я уже говорил, что Евгений Петрович внешне производил впечатление человека равнодушного и бессердечного. Но это далеко не так. Он был весьма внимательный ко всем и ко всему.
Как-то днем, заступив на смену, в палату заглянула сестричка, которую мы все обожали за ее приветливость и безотказность.
- Пройдите-ка сюда, дочка, - попросил Евгений Петрович. Медсестра подошла.
- У вас сегодня какой-то необычный день? – спросил старик. – Вы выглядите торжественной и праздничной.
- Конечно, необычный, - засмеялась девушка. – Меня приняли в мединститут. Но откуда вы узнали?
- Про институт от вас узнал только что, а про то, что вы самая счастливая девушка на свете, мне сказали ваши глаза.
Вечером, разумеется , благодаря стараниям дяди Егора в отделении организовался праздник под названием: «Посвящение в студенты» Сам Евгений Петрович подарил студентке аметист – красивый кусок горной породы величиной с кулак. Этот камень, естественно, принесла жена Евгения Петровича по его указке.
- Нашел на Урале, - сказал бывший геолог. – Аметист – камень святых людей. Обладатель его благороден и чистосердечен. Будьте же и вы, дочка, всегда такой, какая сейчас.
Евгений Петрович выписался вскоре после больного с грыжей. Без старика мы будто осиротели. Он был, словно отец или учитель, вдохнувший за столь короткое время в наши огрубевшие души пример высокой человечности.
Я долго вспоминал наши с ним разговоры и размышлял о том, что он говорил и чему учил. Это он надоумил меня наблюдать за поведением окружающих, открыв мне суть психологии восприятия и поведения людей.
«Наше поведение, - рассказывал он, - всецело зависит от нашего восприятия, а точнее, от уровня восприятия. Мы воспринимаем мир таким, каким его видим и как к нему относимся. Соответственно своему восприятию строим поведение и свое отношение ко всему, что нас окружает. Иными словами,как понимаем, так воспринимаем, а что воспринимаем, то и проявляем».
Самый высокий в среде простых смертных уровень восприятия – уровень взрослого. Достичь его, конечно, могут лишь люди, дожившие до зрелых лет. Или очень уж одаренные юноши, которым Господь даровал особую мудрость.
Отличить взрослого от всех остальных чисто внешне в обычной будничной обстановке бывает довольно трудно, потому что взрослый никогда не стремится выделиться чем-либо в окружении коллег, знакомых, посторонних людей. В общении с людьми взрослый скромен, прост, открыт и доброжелателен. Всегда опрятный, подтянутый, уважительный со всеми, он не возводит между собой и окружающими психологические барьеры и преграды. Не допуская ни с кем панибратства, взрослый, между тем, устанавливает с окружающими настолько доброжелательную и простую атмосферу общения, что представители всех уровней восприятия как-то само собой проникаются к взрослому доверием и уважением.
Жизнь и мир взрослый воспринимает как «Я, ты, мы – это часть чего-то еще более высшего». К жизни взрослый относится не с точки зрения взаимоотношений, а воспринимает жизнь саму по себе такой, какая она есть. Поэтому в каждой ситуации, явлении или действии видит что-то поучительное. Взрослый не сопротивляется жизни, не пытается ее переустроить, не стремится навести в ней свои порядки. Он ищет возможности научиться самому жить достойно в гармонии с окружающим миром.
«У меня есть чувства, мысли и принципы, но как устроен мир?» - вот проблема взрослого, которую он решает сам для себя.
Взрослый, исследуя духовность, рассматривая проблемы о строении мироздания и о собственном месте в этом мироздании как частицы его, испытывает озарения, которыми щедро делится с окружающими. Он постоянно акцентирует свое внимание на совершенствовании себя и окружающих. Но при этом не занимается переустройством существующего по своему стандарту. Для взрослого важнее не действие, а само бытие. Жизнь ценна сама по себе, и он любит ее и дорожит каждым ее мгновением и проявлением.
Взрослый без труда применяет опыт, вынесенный из одной ситуации на другую, и никогда не попадается на одних и тех же ошибках, потому что без всяких усилий способен взять на вооружение закон о подобии подобных. Уроки жизни взрослый воспринимает сразу и не нуждается в повторении, а потому свои проблемы решает быстро. Имея за плечами богатый жизненный опыт, не отчаивается при появлении трудностей. Свои теоретические знания легко приспосабливает к сложным жизненным ситуациям.
Взрослый уже уравновесил свои эмоции с мыслями и действиями, поэтому поведение его стабильно и предсказуемо. При разговоре он полностью владеет собой. Свои мысли и идеи формулирует четко, связно, поскольку полностью владеет сутью высказывания. Через свои мысли и на фоне мыслей взрослый выходит на непосредственные знания.
Взрослый всегда знает, что он совершает. И уже в начале действия видит его результат. Он исследует разум, однако еще не в состоянии гарантировать стабильность выхода своего разума на высшую ступень. Поэтому взрослому трудно еще охватить открывшиеся ему знания в полном объеме и легко связать их в стройную систему (хотя он все время этим занимается). Именно это приводит взрослого к тому, что его, что называется, «несет».
Взрослый учит личным примером. Люди всех уровней тянутся к нему. Сам взрослый очень легко обучаем и чрезвычайно мобилен в приобретении знаний, поскольку ему не нужно много объяснять, а следует лишь только представить факт, предложить мысль или нарисовать ситуацию. Окружающим со стороны кажется, что у взрослого энциклопедические познания, настолько он компетентен в любом вопросе и в любой сфере. Да это так и есть: познания взрослого, действительно, чрезвычайно широки и глубоки, поскольку взрослый постоянно совершенствуется в приобретении новых знаний.
Взрослый любит хорошо поработать, и хорошо отдохнуть. Причем, и то, и другое делает весьма эффективно. Когда взрослый работает, то за ним трудно угнаться. За короткий промежуток времени он успевает выполнить большую работу. Зато когда отдыхает, то полностью.
Жизнь взрослого детям, подросткам и юношам почти не понятна. Им кажется, что взрослые ленивы или немощны, поскольку работают, когда вздумается, не суетясь и не проявляя бурной деятельности. Людям и в голову не приходит, что за внешней бездеятельностью взрослого скрывается огромная работа. Потому что взрослый способен работать всегда. Его мозг все время в действии: когда взрослый смотрит, наблюдает, слушает, ощущает.
Такое же обманчивое представление возникает у представителей низших уровней о состоянии здоровья и настроения взрослого, о его личных проблемах, бедах и заботах. Людям кажется, что у взрослого вообще в жизни нет никаких проблем, он вовсе не болеет, никогда не страдает, ничем не мучается – он счастливец, которому всегда везет. Такое представление о взрослом объясняется тем, что взрослый всегда держит себя благоприятно для окружающих. Он всегда в настроении, бодрый, приветливый, внимательный ко всем. Взрослый никогда прилюдно не станет жаловаться на жизнь, на родственников, на невыносимые условия работы, неприятности в доме и т.п. Все свои домашние проблемы взрослый оставит дома, а все проблемы, связанные с работой, оставит на работе. Постоянно контролируя себя в своем поведении и отношении ко всем, с кем общается, взрослый заботится о том, чтобы никому не навредить, ни на кого не перевалить своих проблем. Свои проблемы взрослый решает сам. Причем, всегда успешно.
У взрослых очень небольшой уровень озабоченности, а поэтому небольшие искажения. Обустраивая свой быт, взрослый старается избежать любой регламентации, всякое ограничение и какие бы то ни было рамки и пределы, мешающие его свободному существованию. Взрослый ищет такую работу, время и место которой он регулировал бы сам.
Поскольку все свои проблемы взрослый решает сам, то он обычно имеет свои деньги и средства и старается быть не зависимым от окружения. Ему безразлично, что думают и говорят о нем другие.
Дети и подростки взрослых либо боятся, либо влюбляются в них. Юноши взрослых обожают и стараются подражать.
Сами взрослые никогда не обвиняют и не осуждают других людей, и не предъявляют им счета. Свои проблемы связывают с собственными ошибками и недоработками. Ответы на все проблемные вопросы ищут в себе самих. Именно поэтому взрослые не нуждаются в утешениях. Они также не ищут спасения со стороны, например, от церкви. С духовным миром взрослые устанавливают контакт напрямую.
В неожиданных и трагических ситуациях взрослые не теряются, не проявляют слабости и, вообще, никак внешне не проявляют свои страдания, печали, болезни. Поэтому люди иногда приписывают им черствость, бездушие и «толстокожую» непробиваемость.
К смерти взрослые относятся спокойно, без страха и упрека, и воспринимают ее как естественную трансформацию. Они знают, что пока действительно совершенствуются, то будут жить.
Жизни взрослые радуются. Своему телу и душе благодарны. Они уважают все живое, ко всему живому относятся бережно и трепетно. И живое их понимает. Взрослый без труда находит общий язык с цветком, деревом, животным, ребенком – со всеми – равный с равными. С домашними или дворовыми животными взрослые всегда в самых дружеских отношениях, и животные отвечают им взаимностью. Взрослые вообще со всеми стараются наладить дружеские взаимоотношения. У них это весьма хорошо получается.
По витку уровневой спирали взрослый приближается к детям, только, разумеется, стоит на целую ступень выше. Однако именно эта близость позволяет взрослому особенно хорошо понимать ребенка и находить с ним общий язык. Никто так хорошо не поймет ребенка и его проблемы, как взрослый (по уровню восприятия, конечно).
Личные взаимоотношения взрослых лишены психических срывов, а потому глубоки и продолжительны. Людям более низких уровней кажется, что взрослые не способны любить, поскольку внешне взрослые не проявляют своих бурных чувств и не озабочены тем, чтоб удержать любимого человека рядом.
На самом деле взрослый испытывает все человеческие чувства, в том числе любовь и привязанность. Но, во-первых, свои чувства он не склонен афишировать, во-вторых, он способен всецело доверять. Расходятся взрослые с людьми очень легко, без конфликтов и выяснений отношений, поскольку ясно понимают причины разрыва. Разорвав отношения, не мстят, не злятся и уважают чужое мнение, а потому на разрыв идут сознательно и не страдают по этому поводу.
Взрослым очень нравятся люди, чем-то от них отличающиеся, поэтому они легко принимают чужое мнение, суждение, точку зрения и действительно очень рады чужому успеху. При этом взрослые, разумеется, всегда остаются верны своим мнениям и суждениям.
Взрослый всегда готов к переменам, и в любых обстоятельствах ориентируется моментально. Без колебаний принимает чужую помощь, не комплексуя, и не страдая вспышками самолюбия. При этом сам взрослый всегда и без колебаний охотно спешит на помощь нуждающемуся, не требуя и не ожидая за это какого-либо вознаграждения.
При разговоре взрослый всегда поддерживает зрительный контакт, смотрит собеседнику в глаза и стремится создать для собеседника комфортную, доверительную обстановку. Умеет внимательно слушать говорящего и направлять беседу в нужное русло. Вообще, взрослый без труда умеет разговорить человека и побудить его к откровенности. При этом, к чувствам и переживаниям собеседника всегда отнесется с бережным уважением. Об этом своем отношении взрослый непременно даст понять собеседнику, чтобы не только успокоить его, но и побудить всецело довериться. Доверие раскрывшего душу человека взрослый обязательно постарается сохранить. И будет верен, даже если взаимоотношения с этим человеком по каким-то причинам утратятся.
В экстремальной или тяжелой обстановке и взрослый все-таки может быть подвержен негативным эмоциональным вспышкам и приступам: гневу, ненависти, страданию, злости – и может на какое-то время «провалиться» на уровень (и даже больше) вниз. Но только взрослый (в отличие от остальных уровней) в состоянии мгновенно после вспышки или приступа трезво оценить ситуацию и свое поведение и вернуться на свое «взрослое» место. Свои ошибки впоследствии взрослый не повторяет, негативную ситуацию, вызвавшую вспышку, старается избегать.
В семье, в кругу друзей и приятелей, в коллективе даже один взрослый на десяток «младенцев», «детей», «подростков» и юношей в состоянии, рано или поздно, установит добропорядочный микроклимат взаимоотношений. Он ведь прекрасно понимает, как нужно себя вести с людьми. И свое поведение он строит не в связи со стремлением показать себя с лучшей стороны (ему в этом нет необходимости), а с позиции ответственности перед людьми. Он всегда чувствует свою ответственность за все, что делает, что говорит, как к нему относятся. К тому же взрослый всегда знает, как с кем нужно говорить, как воздействовать. Он знает, что ребенка можно привязать к себе, а подросток будет искать пути, и взрослый должен указать эти пути. А юноша будет ходить следом за взрослым в поисках смысла жизни. И этот смысл необходимо разъяснить. Поскольку взрослый все это знает и понимает, то он с успехом направляет каждого: «младенца» поставил на место, ребенку дал правило, подростка отрегулировал, чтоб не заносился, юношу успокоил, чтоб не занимался самокопанием.
Взрослый всегда знает, что он совершает, и уже в самом начале действия видит его результат. Поэтому взрослый работает быстро, продуктивно и качественно.
Жизнь взрослого на самом деле одновременно и сложна, и проста. Сложна потому, что, по большому счету, он не может рассчитывать (да и не рассчитывает) на чью-то помощь, поддержку, совет, участие. Он сам призван оказывать людям поддержку и помощь, давать советы и принимать участие. Будучи высоко ответственным человеком, взрослый прекрасно понимает, что обязан быть взрослым, а потому он не имеет права проявлять себя (даже в мелочах) так, как подростки, дети или юноши, не говоря уж о «младенцах». Он знает, что его жизнь не может полностью принадлежать только ему самому: он воспитывает своим примером, он ответственен за всех.
И в то же время жизнь взрослого проста потому, что взрослый не обременен такими лишними и бесполезными страстями, которые отравляют бренную жизнь и душу всякого смертного, как страх за свою жизнь, подозрения, зависть к чужим успехам и достижениям, обиды, презрение, мнительность, ревность, злость и т.п. Взрослый совершенно свободен от предрассудков и слепой веры в чудеса, от чьих-то злых козней, интриг и попыток отравить ему существование. Взрослый настолько далек в своем восприятии от всевозможных внешних воздействий, что чьи-то злые попытки поколебать его волю и его состояние просто не могут пробиться через крепкую броню философски мудрого отношения к мелким житейским неурядицам. «Ну что такое эта мышиная возня по сравнению с мировой революцией?» - иронически рассуждает взрослый, спокойно наблюдая со своей высоты всевозможные попытки недоброжелателей отравить его существование. Сломить взрослого духовно очень сложно, поскольку его дух недосягаем до тех, кто по уровню восприятия находится ниже его.
Однако и у взрослого все-таки имеются небольшие искажения, поскольку он тоже относится к простым смертным, и ему ведомы и радости, и печали, и болезни, и страдания, и сомнения, и чувства любви, тоски и боли в переживаниях о близких и родных. Не следует забывать, что взрослый стал взрослым, прожив все возрастные и уровневые периоды своей жизни. Вполне естественно, что все пережитое в той или иной степени оставило свой след и свою память. А потому в тяжелых или экстремальных ситуациях взрослый тоже способен «проваливаться» в поведении. Особенность взрослого состоит в том, что, «провалившись», он находит в себе силы моментально вернуться в свое взрослое состояние.
На земле не слишком много людей, достигших уровня взрослого. Во всяком случае, гораздо меньше, чем юношей, подростков, детей и младенцев. И совсем единицы людей, которые смогли в своем развитии дойти до уровня старца или мудреца. Поэтому описывать этот уровень не представляется необходимым.
Особенности поведения взрослого
при наличии определенных черт характера
Все взрослые на пути к «взрослости», как уже было сказано выше, когда-то переживали перечисленные выше периоды жизни и уровни восприятия. И все взрослые в течение жизни приобретали или утрачивали какие-то черты характера, причем, как позитивные, которые способствовали самосовершенствованию, так и негативные, которые мешали развитию совершенствования личности.
Однако природа человека за все время эволюционного развития, как человеческого сообщества, так и самого человека, совершенно четко определила непреложный жизненный закон развития человека: насколько совершенствуется уровень восприятия у человека в течение жизни, настолько совершенствуются его нрав и характер.
Взрослые, вышедшие на уровень взрослого, постепенно совершенствуясь в своем психическом и духовном развитии в течение жизни, сумели основательно почистить почти все искажения в характере, потому что уже на уровне юноши эти взрослые вышли на разум, обративши свое восприятие вовнутрь, в свое собственное отношение к окружающей действительности, а не наоборот. Взрослые на уровне «взрослого» вполне самостоятельны в своих проявлениях и совершенно не зависимы от окружения в психологическом и духовном плане. Поэтому среди взрослых нет покорных, самоуниженных, расточительных, жадных, самоуверенных, упрямых и нетерпеливых.
Если, скажем, в детском или подростковом возрасте человек был покорным или самоуниженным, то с годами, формируя свой характер и волю, он утратил эти качества и, ставши взрослым, обрел такие качества как отрешенность и скромность. (Отрешенность - сознательное психологическое самоустранение от внешних раздражителей. Человек спокойно воспринимает какие-то неприятные ситуации, которые другие на дух не переносят).
Если в молодости взрослый страдал расточительностью, то теперь он обрел щедрость и самоотдачу. И он готов свои знания, свой опыт, свои средства - всего себя отдать для благих дел.
Те, кто в детстве и юности склонен был к здоровому накопительству, на взрослом уровне становятся отнюдь не жадными, а жизнелюбивыми, поскольку эти люди сумели накопить достаточно мудрости и средств для того, чтобы всем этим делиться с близкими им людьми.
В критических, экстремальных, тяжелых ситуациях взрослые обычно проявляют себя отважно, в то время как представители других уровней могут проявить себя нетерпеливо и нетерпимо.
«Младенцам», «детям», «подросткам» и даже «юношам», достигшим каких-либо высот в жизни (например, в карьере), очень трудно бывает устоять перед соблазном проявить свою самоуверенность и высокомерие. Взрослые свободны от этого. Хотя они могут испытывать гордость.
Даже находясь на уровне взрослого, человек отнюдь не становится ангелом или неким божеством. Он человек. А, как известно, всякому человеку ничто человеческое не чуждо. Поэтому и взрослый способен на чувства и состояния, которые его не радуют(гнев, вспышки ненависти, раздражения, упадка сил и т.п.). Но эти чувства и состояния, как уже было сказано выше, во-первых, встречаются у взрослого лишь в тяжелых, экстремальных или неприятных ситуациях, во-вторых, взрослый отлично умеет их гасить и моментально приходить в свою норму. Чаще всего взрослого донимают различные сомнения в правильности и целесообразности каких-то своих действий. Поэтому взрослому свойственно заранее все просчитывать, продумывать, намечать пути по принципу: семь раз отмерь… . В связи с этим взрослый представителям других уровней часто кажется буквоедом и перестраховщиком. А он никакой не перестраховщик, он уже видит конец только что начавшегося дела, в то время, как другие еще и не представили себе самого дела.
Некоторые поступки, советы, предостережения и дела взрослого кажутся людям нелепыми или напрасными. На самом деле взрослый не станет говорить или делать что-то напрасно, потому что перед его взором всегда четко пролегает ясно намеченная цель или точный путь, ему ясен конечный результат. В этом взрослый очень близко подходит к уровню «мудреца».
Существенные дополнения к сказанному
Как уже было сказано выше, уровень восприятия определяет степень самостоятельности и самодостаточности человека в его зависимости от окружающей действительности.
Самые зависимые от внешних воздействий и от влияния со стороны окружающих – младенцы. Как по возрасту, так и взрослые «младенцы». Ну, несамостоятельность и зависимость младенцев по возрасту всем очевидна и понятна. Взрослые «младенцы» по уровню, несмотря на имеющийся жизненный опыт, умственные и физические возможности, наличие каких-то талантов и способностей, генетических предрасположенностей и других данных, имеющихся у всякого нормального взрослого человека, несамостоятельны, прежде всего, в мере и степени личной ответственности за свою и чужую жизнь.
«Младенцы» не умеют и не желают не только что-то самостоятельно делать, предпринимать и принимать решения, они, прежде всего, освобождают себя от любых усилий воли. По сути, ни воли, ни целеустремленности у «младенцев» нет. Все, что они в жизни имеют, и что умеют, - это сделано или достигнуто либо другими, либо с помощью других. Естественно говорить, что, коль скоро окружающие содержат и опекают такого человека, то они им в полной мере управляют. О свободе личности, о каких-либо равных правах здесь не может быть речи. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Управляя «младенцем», всякий «хозяин» способен делать с ним все, что угодно, ожидая от него только лишь повиновения, молчания и исполнения желаний и требований самого хозяина.
Немногим более самостоятелен в жизни ребенок. Он тоже сильно зависим от внешнего окружения, хотя в чем-то может проявлять и самостоятельность. К примеру, в выборе для себя авторитета. Ребенку легче вырваться на более высокий уровень, если он усердно работает над собой и самосовершенствуется. Иными словами, ребенок способен что-то делать сам. И это залог его успеха в будущем, это путь к обретению независимости. Однако большими препятствиями к обретению независимости у ребенка являются: быстрая утомляемость, неумение собраться и сконцентрироваться, неразборчивость в желаниях, повышенная эмоциональность, крайняя непоследовательность в стремлениях и отсутствие целеустремленности. Ребенок часто бывает зависим, потому что его используют в своих корыстных целях всевозможные бесчестные люди, а разобраться в том, кто есть кто, ребенок еще не в состоянии.
Сильно зависим от окружения и подросток, поэтому он тоже не может быть достаточно самостоятельным и свободным в своем волеизлиянии. Но у подростка, в отличие от младенца и ребенка, зависимость носит скорее внутренний характер, чем внешний. Подросток ведь сам стремится соответствовать толпе, быть таким, как все. Это его внутреннее желание - иметь тот или иной имидж. Освободись подросток от тех цепей, которыми он сам себя сковал, тут же появится самостоятельность. Ведь подросток может сам делать все возможное и невозможное. Подросток сам умеет управлять. Подростку мешает быть самостоятельным только сам подросток
Юноша, как по возрасту, так и по уровню, скорее всего, даже больше зависим от окружения, чем подросток. И вся его зависимость тоже кроется внутри себя самого, потому что он вечно копается в себе, сомневается, что-то пытается в себе усовершенствовать. Однако по уровню самостоятельности юноша, конечно же, стоит выше подростка, потому что юноша знает ответы на многие вопросы. Он может быть вполне самостоятельным, если внутренне освободится от всевозможных табу, которых нагородил на себя.
Несмотря на то, что юноши – это высоко ответственные люди, чаще всего они сознательно не стремятся освободиться от внутренней зависимости, а потому не вполне могут быть самостоятельными в выборе пути. И они принимаются советоваться, искать партнеров, что-то еще изучать и исследовать.
Вполне самостоятельными и вовсе независимыми от внешних воздействий могут быть только люди, стоящие на уровне взрослого. Мнения, суждения, отзывы, критика окружающих взрослого не тронут ни с какой стороны, потому что всякий взрослый сам в состоянии адекватно оценить свои и чужие действия и поступки. Взрослый всему найдет объяснение и самое верное решение любой проблемы. Взрослый достаточно умело регулирует обстановкой в окружающем его пространстве и не нуждается в каких-либо руководствах к действию.
Единственная проблема, с которой чаще всего сталкивается взрослый, это когда кто-либо оказывает на него давление с целью управления и руководства. Сам взрослый-то, по большому счету, ни в каком руководстве и управлении не нуждается. Но чиновники всех мастей, которые жить не могут без того, чтобы не употребить свою власть и величие, естественно, расточают свою «руководящую роль» на всех без разбору. Когда взрослый оказывается в подчинении, скажем, у подростка, ребенка, или, того хуже, у младенца, то руководитель принимается уничтожать мудрого подчиненного. Люди же по природе своей не выносят тех, кто выше по уровню.
Подчиненный, стоящий на уровне взрослого, никогда не «поведется» на провокации руководителя и не станет скандалить. Но и управлять собою не позволит. Он либо постарается найти способ благоприятного воздействия на руководителя, без труда выявив его уровень, либо навсегда распрощается с этим руководителем и его предприятием. Однако в том или другом случае взрослый может поплатиться состоянием своего здоровья, поскольку в подобных ситуациях он внутренне чересчур напрягается и расходует слишком много сил.
Со взрослым необходимо сотрудничать, принимая, как дар свыше, его умения мудро решать всевозможные проблемы.
Восприятие необходимо воспитывать и развивать
Свое восприятие каждый человек обязан воспитывать и развивать, как и характер, ум, свои природные способности и таланты. Восприятие на любом его уровне чрезвычайно мобильно и легко поддается трансформации в зависимости от устремлений и воли человека. То есть, если человек сознательно целенаправит свою волю на самосовершенствование и развитие каких-либо своих личных качеств и будет действительно совершенствоваться, то его восприятие непременно будет подниматься на более высокий уровень. И наоборот, человек, потерявший контроль над своими чувствами, эмоциями, желаниями и ощущениями, способен «провалиться» в своем восприятии до самого низкого уровня.
Как известно, чаще всего человек склонен терять контроль над собой в экстремальных и трудных ситуациях. Нет ничего удивительного в том, что именно в трудных или экстремальных ситуациях человек и показывает свою сущность. Он же утрачивает на какое-то время самоконтроль.
Разумеется, наиболее неприглядно в экстремальных ситуациях выглядят все «младенцы». Во-первых, они вообще не имеют над собой контроля, и потому им нечего терять. Во-вторых, у них низкий порог восприятия, и малейшие внешние неудобства и раздражители погружают их в ощущение дискомфорта. А в своей жизни они всегда стремятся к наслаждениям, избегая полностью всяческих страданий. Наконец, &laqu... Читать следующую страницу »







Тихонов Валентин Максимович
Юлия Шулепова-Кавальони
Частный вебмастер