Взрослые «дети» в своих проявлениях очень похожи на детей по возрасту.
Взрослые «дети» – это вечные воспитанники «Детского сада», за которыми нужен глаз да глаз. Они обаятельны и привлекательны своею непосредственностью и простосердечием.
Взрослые «дети», как и дети по возрасту, обращают на себя внимание тем, что ведут себя удивительно бестактно, назойливо и непосредственно. Причем, свою назойливость тщетно пытаются скрывать. И это плохо у них получается. Они сначала что-то делают, а потом думают о том, что натворили.
Дети охотно берутся что-то делать, помогать, хлопотать. Будут много суетиться, изображать деловитость и занятость, но в итоге либо ничего не сделают, либо сделают наполовину или кое-как. И при этом у них все от души, искренне и открыто. Если они любят, то всей душой и сердцем, если ненавидят, то так же, от всей души. Они легко привязываются к людям, доверяют и доверяются настолько, что обмануть, обидеть или предать их – просто грех. Вот уж поистине за кого нужно быть всегда в ответе: за детей. Это к ним, прежде всего, следует отнести высказывание: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручаем».
В периоды нестабильной обстановки, кризисов, реформ, катаклизмов больше всех страдают дети, в том числе и взрослые «дети». Смутные времена больнее всего и прежде всего бьют по взрослым «детям», потому что они не в состоянии переориентироваться, сконцентрироваться и перестроиться так, как это умеют люди других возрастных уровней.
Они уязвимы, ранимы и доверчивы и совершенно не умеют приспосабливаться к новым ситуациям и порядкам. Поэтому они крайние консерваторы и всегда держатся старых и устоявшихся правил. Им так легче держаться на плаву.
Вместе с тем, они добродушны, жизнерадостны, полны оптимизма и задора. Если, конечно, чувствуют себя вполне здоровыми физически и душевно. Своею энергией и верой в добро и справедливость они заражают окружающих, в кругу которых им комфортно. В некомфортной обстановке они вялы, апатичны, плаксивы и инертны, поэтому заняты поисками какой-нибудь спасительной ниши или отдушины, где можно было бы укрыться и спастись от реальных проблем. Они не любят и не умеют ориентироваться в непривычной обстановке, поэтому стремятся создать вокруг себя привычный мир, в котором склонны придерживаться определенных и четко установленных правил. Чужих правил, как показывает их поведение, они не принимают. Относятся подозрительно и враждебно, какими бы разумными и оптимальными эти правила ни были.
Им легче жить, когда им все ясно, четко, сформулировано и подконтрольно. В связи с этим они постоянно ищут для себя авторитетов, которые могут точно и конкретно указать путь и установить правила, Подчиняются им до тех пор, пока авторитеты авторитетны. Принятые безоговорочно от какого-нибудь авторитета нормы и правила могут моментально разрушить, если авторитет перестал им быть. Как принял, не анализируя, так и выбросил без раздумий.
Взрослые «дети» отличаются парадоксальностью и противоречивостью. У них прекрасно уживаются совершенно противоположные вещи. Да и весь мир ими рассматривается через противопоставления: «да» и «нет», «черное» и «белое», «хорошее» и «плохое».
Взрослые «дети» любят опекать, заботиться, командовать и при этом стремятся все время держать под контролем все окружающее пространство – им так легче и безопаснее. Себя контролировать они не умеют, поскольку у них все восприятия и действия основаны на импульсах, эмоциях и чувствах.
Своими достижениями и достижениями своих близких гордятся, а в провалах ищут вину на стороне. И потому, если у них что-то не ладится, находят оправдания и виноватых. У них в таких случаях виноваты обстоятельства, окружающие, судьба, непогода, случай, «черт попутал», «кошка дорогу перешла» и т.д. и т. п.
Взрослые «дети» искренне и серьезно верят в приметы, гадания, прогнозы, целительства и прочие спасающие, или наоборот, «страшные» чудеса, которые влияют на судьбу и жизнь человека. Свою веру они стремятся навязать близким и знакомым. Если те сопротивляются обратиться в их веру, то бывают настолько недовольны, что могут вообще уйти от общения с тем, кто «не понимает своих благ». «Кто не с нами, тот против нас», - вот девиз «детей» в ситуации отстаивания своих убеждений. «Дети» всячески стремятся оградить и «спасти» себя и своих близких от сглаза, порчи, заговора, колдовства и прочих напастей. Всю свою неуемную энергию могут направить на спасение, охранение, сбережение и профилактику безопасности. Самые ревностные приверженцы всевозможных «спасающих» сект, объединений, организаций, маркетинговых компаний – это взрослые «дети», занятые идеей спасения себя и своей семьи. Целиком погруженные в свое «святое» дело, они не замечают и не хотят замечать обмана и надувательства, а часто и простого мошенничества, скрытые в недрах «спасательных» мероприятий этих структур. Аферисты и мошенники подобных организаций ориентируются именно на взрослых «детей» и используют их в своих целях.
Взрослые «дети», как и собственно дети, совершенно не злопамятны, не мстительны и не коварны. Им чужда жестокость и злонамеренность. Если они невольно совершают зло или дурной поступок, искренне каются: «Я не хотел, - или, - Я не буду больше».
И все-таки, при всех недостатках и прегрешениях взрослые «дети» в своем большинстве – чрезвычайно милые и привлекательные люди.
Ребенок олицетворяет себя со своим физическим телом и испытывает ощущения, выходя на исследования эмоций. Поле блаженства и импульсы у него присутствуют, как и у младенца, но на своих импульсах ребенок не зацикливается. Они не руководят ребенком. Он ими уже умеет управлять, а ощущения исследует. Предсознательно ребенок выходит на чувства. И только подсознательно выходит на рассудок. То есть ребенком уже владеют различные эмоции, он знаком с чувствами, которые овладевают им, и его можно вывести на разум, если грамотно с ним общаться. Сам поступить разумно ребенок не в состоянии. Действует ребенок, исходя из своих ощущений, а не чувств и мыслей, поскольку поступить так или иначе осмысленно и разумно он может только лишь с внешней подачи какого-нибудь авторитета, а объяснить то или иное состояние своих чувств он самостоятельно не может. Ребенок – хозяин только лишь ощущений. Тут он точно может осознать и сказать, что он ощущает, что его волнует, беспокоит или радует.
Как и младенец, ребенок занят стремлением продлить наслаждение и избежать страданий. Весь мир ребенок делит на: «Я» и «другие Мои»или «другие Чужие». Чужие могут быть опасны. «Мои» делятся на старших и младших. От старших ребенок зависит, младшими пытается управлять. Окружающее пространство взаимоотношений ребенок воспринимает как управляемую старшими систему. Поэтому у ребенка обязательно имеются непререкаемые авторитеты, которым он подчиняется. Если старший что-то решил, на что-то указал, куда-то направил – значит, нужно исполнять все в точности. Ребенок не анализирует, не оспаривает действия старших, если таковые являются для него авторитетами. Наоборот, если старший для ребенка не является авторитетом, то ребенок всячески пытается подвергнуть сомнению, критике или противодействию действиям взрослого.
Ребенок считает, что на все имеются свои правила. Главное их найти и выучить. Поэтому ребенок все время занимается тем, что ищет различные правила. И в окружающей действительности он не может ориентироваться, если он не получил достаточно правил, инструкций и норм. Ребенок должен четко знать, что можно, а что нельзя. Так живет и ребенок по возрасту, и взрослый ребенок.
Взрослый «ребенок», явившийся на консультацию к врачу, обязательно потребует: «Вы мне точно и конкретно скажите, что мне можно, а что нельзя». Чтобы слово врача было авторитетно, обязательно у него должно быть соответственное образование, корочки, имя. Даже самым разумным убеждениям и доводам ребенок не поверит и даже не прислушается, если убеждающий его человек не обладает титулами, признанием и должностью, то есть, любым свидетельством авторитета. И наоборот, ребенок будет выполнять любые бессмысленные и абсурдные действия, если совершить их посоветовал или заставил дипломированный, да еще и известный шарлатан. Если вас порекомендовали, и вы заслуженный, то ребенок вас выслушает, а если вы никто, то не обольщайтесь насчет какого-нибудь внимания со стороны ребенка. Он рассуждает так, что, если вы хотите чему-нибудь учить, то станьте «старшим», авторитетным, а пока вы такой, как все, то вы ни на что не имеете права.
Ребенок ощущает себя в этом мире очень небезопасно, настороженно, подозрительно. Со всех сторон он ждет какой-нибудь беды, несчастного случая, рокового стечения обстоятельств или неприятностей, от которых следует выстроить своевременную защиту. Причем, чем раньше и надежнее ребенок обезопасится, тем спокойнее у него будет на душе.
Распознает мир ребенок через противопоставления. «Да» и «нет». «хорошее» и «плохое», «черное» и «белое». Ему трудно отметить оттенки. У него постоянные крайности. Был хороший человек, с ним было приятно, легко. Вдруг этот прекрасный человек сделал что-то, с точки зрения ребенка, нехорошее – все, тут же этот человек стал плохой, ненавистный.
Абстрактное мышление у ребенка неразвито. По жизни ребенок занимается тем, что проверяет собственную независимость и авторитет каждого из окружающих, изучает правила, а потом проверяет их на прочность. Поэтому, познакомившись с каким-нибудь правилом, ребенок тут же пытается его нарушить. Вообще, нарушать правила – это тоже своеобразный закон для ребенка. Тем самым, он проверяет состоятельность этого правила. Здесь у него как нельзя лучше проявляется любопытство и интерес к игре: поймают, или нет? Накажут, или нет? Дети, вообще, большие игроки и авантюристы. Когда нарушившего закон ребенка ловят за руку, то он пытается всю вину возложить на обстоятельства: «черт попутал», «меня туда потянуло». Всеми негативными поступками ребенка руководит любопытство: ( что мне за это будет?)
Ребенок любит подражать «старшим». «Старшим» для ребенка может быть все, что авторитетно: близкий человек, книга, телепередача, киногерой, религиозный догмат, устоявшийся предрассудок или примета, суперизвестный мессия, «учитель» или «спаситель».
Подражая старшим, ребенок ищет их похвалы или благословения. Все любители грамот и наград, или чтоб начальство отметило – это дети. И потому дети стремятся быть благопристойными и хорошими в глазах окружающих, особенно старших.
Тех людей, которые отличаются от него или от его «своих», ребенок боится. То есть, тот, кто не вписывается в его «правила» - чужой, которого следует опасаться и избегать. По отношению ко всяким инакомыслящим, к представителям других национальностей или к людям иного вероисповедания дети непримиримы и агрессивны. Вот, кого легко поднять на любую межнациональную бойню. Обычно дети испытывают замешательство и беспокойство, столкнувшись с идеями или явлениями, на которых они не воспитаны.
В незнакомом обществе ребенок испытывает замешательство. Поэтому дети не очень любят новые знакомства, встречи, места. Путешествия предпочитают в компании авторитетных ему близких людей. Места путешествия у них, как правило, должны быть лишены всяких опасностей и непредсказуемости. Поэтому дети без сопровождения сильных и надежных партнеров не предпримут поездку в горы и в лес.
Ребенок не задает лишних вопросов в общении с малознакомыми людьми. Вопросы типа: «Почему нужно делать так, а не иначе» - не приходят в голову ребенку. Иными словами, дети – отличные исполнители, идеальные солдаты, если, конечно, их вовремя остановить от соблазна нарушить законы и предписания.
Взрослый «ребенок» отличается парадоксальностью суждения и представления. Например, умиленно крестится: «Возлюби ближнего своего!» и тут же заявляет: « Я тебя в порошок сотру!» Вообще, у него прекрасно уживаются совершенно противоположные вещи.
Дети по возрасту и взрослые «дети» – чрезвычайные болтуны. Вот уж кто любит поговорить много и ни о чем. В разговоре дети предпочитают говорить и постоянно задавать вопросы. Слушать не любят и не умеют. Собеседник принимается отвечать на вопрос, который ребенок только что задал, но ответ пролетает мимо, потому что ребенок переключился уже на другую тему, или его донимает другой вопрос. Если в компании двух взрослых людей беседа протекает таким образом, что каждый собеседник говорит о своем, совершенно не слушая другого, то беседуют «дети». Или, во всяком случае, один из собеседников – «ребенок». Второй, разумеется, напрасно потратил время на беседу.
Разговор у ребенка часто принимает хаотичный характер, состоит из несвязных фраз или коротких монологов, которых он не может увязать между собой. Он может говорить бесконечно много и о многом и ни о чем, постоянно перебегая от одной темы к другой, перемешивая понятия, события, теряя нить разговора, забывая о том, что сказал вначале, и о чем речь. Темы разговора и тон целиком зависят от настроения и от того ощущения, которое в настоящий момент ребенок испытывает.
Удивительно, но факт, что ребенок все-таки умеет очень хорошо слушать и слышать говорящего, если перед ним, во-первых, авторитет, во-вторых, если слушает в составе группы людей. Перед взором посторонних наблюдателей ребенок может быть послушным, чтобы не прослыть «плохим».
Поскольку ребенок целиком зависит от импульсов, движущих его поведение, то он легко меняется в лице. Лицо его все в движении: мигает, моргает, кривится, улыбается, морщится, хмурится и т.п. Своими эмоциями ребенок контролирует плохо, и всякое физическое состояние не проходит для него бесследно. Поэтому ребенок всегда чувствует, в каком состоянии находится его тело. Ребенок всегда озабочен состоянием своего тела и своим здоровьем: что там творится у него в желудке, кишечнике, сосудах? Любой непорядок не проходит у него незамеченным. Поэтому ребенок склонен избавляться от последствий стрессов физически: топать, хлопать, бегать, стучать кулаком, жевать и т.п. Вывести из себя ребенка проще простого. Свои душевные волнения ребенок будет проявлять эмоционально: плакать, рыдать, причитать, размахивать руками, биться о предметы и т.п. Свое состояние и чувства будет определять с трудом и совершенно не сможет объяснить, что с ним такое случилось? Почему он себя так вел? Зачастую ребенок сам не знает, чего он желает.
Желания и ценности ребенка чаще всего определены авторитетами, и живет ребенок большей частью стереотипами: он хочет то, что хочет большинство. Он живет так, как живет большинство. Хотя постоянно при этом борется за свою независимость. Вообще, борьба за независимость – любимейшее занятие ребенка. Если «младенец» ни о какой независимости не помышляет, потому что ему комфортно под чьим-нибудь крылышком, то ребенок постоянно свою независимость и самостоятельность декларирует и демонстрирует, хотя, по большому счету, независимым и самостоятельным быть не может. При смене авторитета желания и ценности у ребенка могут меняться. К тем, кто не признает авторитеты, ребенок относится подозрительно. Так же подозрительно он относится к чужим идеалам, верованиям, идеям, нравам и морали. Истина для него то, на чем он воспитан. Вообще, ребенок – консерватор. Он всеми силами будет стоять за устоявшиеся нормы, порядки, правила и системы. Он не любитель новых вещей, предметов, перестановки мебели, переездов, обменов, продаж и покупок. Он испытывает дискомфорт от всего нового и непривычного, поскольку все чужое вызывает в нем страх и подозрительность. Ребенок держится за все старое, рассуждая, что раз это всегда было, значит, это хорошо.
Ребенок живет эмоциями, замаскированными под мысли и слова, то есть, воспринимают сказанное эмоционально. Какая эмоция возникла у него в ответ на то, что он услышал, так он к сказанному и отнесется. В суть сказанного он не вникнет и не сможет проанализировать информацию. Реакция сработает адекватно тому, что сказанное у него вызывает: страдание или наслаждение. Если с ребенком разговаривать грубо, то ребенок будет слушать и думать: ругают его или хвалят? Вызывать ребенка на анализ при разговоре бесполезно. Кроме того, не следует забывать, общаясь с ребенком, какую роль он тебе отводит. Если желаешь внушить что-то ребенку, то сначала постарайся стать ему авторитетом.
Ребенок не мучает себя поисками смысла жизни и сути вещей. Жизнь кажется ему непредсказуемой только потому, что он не знает еще каких-то правил.
Ребенок не способен воспринять, что чувства и мысли могут влиять на состояние здоровья человека. Бесполезно объяснять ребенку, что его мрачные мысли, негативные чувства, постоянная раздражительность, мнительность или страх влияет на его самочувствие. Он будет требовать от вас не рассказов о причинах такого состояния, а рецептов, могущих вылечить его. Вместе с тем, ребенок очень сильно опасается микробов, вирусов. Он считает, что слишком чисто никогда не бывает. При этом, он постоянно озабочен стремлением найти побольше книжек и средств для уничтожения всяческих инфекций и заразы. Подростки безгранично верят различным экстрасенсам, знахарям, колдунам и гадалкам и применяют на себе всевозможные средства от напастей, болезней, порчи и сглаза.
На уровне ребенка начинают проявляться зачатки хитрости и утонченности. Поскольку дети – хозяева своего тела, значит, они могут сдерживать свои действия и движения. Это единственное, в чем они могут схитрить. Ребенку хочется дать кому-нибудь в лоб, но нельзя: тут он может сдержаться. Может отложить это действие до благоприятного момента. Однако на лице эмоции все равно будут написаны.
В интимных отношениях взрослые «дети», как и дети по возрасту, досексуальны. То есть, интим «ребенок» воспринимает либо как выполнение супружеского долга, либо как нечто недозволенное, постыдное, либо как нечто непонятное и неуправляемое, как и само тело. В любом случае, «ребенок» и на этот счет пытается выискать какие-нибудь инструкции. «Дети» чаще других покупают какие-нибудь книги на эту тему, смотрят телепередачи, копаются в Интернете, отыскивая сексуальные и порнографические материалы.
Чтобы говорить и общаться с ребенком, человеку более высокого уровня приходится опускаться до уровня ребенка, чтобы понять парадоксальность своей позиции по отношению к нему. Вы битый час будете убеждать ребенка в чем-то, потом, в конце концов, он будет утверждать то же самое (хотя вначале думал наоборот), и, наконец, он заявит: «Вот, видите, я был прав!» С ребенком тяжело в общении еще и потому, что с ним постоянно приходится опускаться на эмоции. Вы пытаетесь его в чем-то убедить, вы беретесь рассуждать, а он вас не слышит, его беспокоит ваш тон и мысль о том, что его не хвалят и не замечают, какой он хороший.
Сам ребенок методом убеждения не владеет, поэтому у него отсутствует гибкость в общении с людьми. В споре он резко и быстро переходит на грубость и повышенный тон. Ребенок не в состоянии поставить себя на место других. Судит всегда по себе, поэтому очень часто ошибается в людях. Также он не в состоянии охватить ситуацию целиком, разглядеть отдаленную перспективу происходящего, даже если и пытается это сделать.
Вокруг себя дети всегда пытаются создать привычный мир, и очень тяжело переживают оторванность от корней. Совершенно не могут понять и принять причины отказа от них тех людей, к которым они привыкли. Тем более, тех, от которых зависят. Это к ним, прежде всего, следует отнести фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». С детьми следует быть особенно осторожными: привыкнут, потом для них очень болезненно расставаться. Дети не выносят изгнанья. Они чувствуют себя в такой ситуации брошенными, воспринимают как предательство. Расходятся с бывшими партнерами, как правило, с большими упреками, обидами и скандалами. Обида ребенка – самая тяжелая. «Вы виноваты в том, что приручили меня. Не надо было приручать», - так рассуждает ребенок.
В нестабильной обстановке ребенку очень трудно обезопасить себя. В периоды различных переустройств, катаклизмов, реформ больше всех страдают дети. Взрослые «дети» – вот кто по привычке ходит на работу, хотя давно уже не получает зарплату. Дети не могут сразу переориентироваться. Они же делают все по правилам, хотя правила давно уже устарели. Смутные времена, когда происходит ломка всяких правил, бьет, в первую очередь, по взрослым «детям».
От своих детей взрослые «дети» требуют похожести на них: обучают тем же правилам, внушают те же принципы морали, добиваются неукоснительного исполнения требований, которые предписаны различными авторитетами. Родитель-«ребенок» будет всецело на стороне авторитарного учителя в конфликте между учителем и ребенком-учеником, потому что учитель всегда прав.
Поскольку ребенок сам занят эмоциями, он с трудом вылавливает чужие. О чувствах, охвативших другого человека, ребенок вообще не может иметь представления. Принимает ребенок только конкретные действия и словесные пояснения.
Также не в состоянии ребенок увидеть себя со стороны. И потому в непредвиденных ситуациях попадает в неловкое положение. Он часто делает что-то невпопад, и его легко застать врасплох. Не в состоянии дети определить уровень восприятия кого-либо, в том числе, и свой. Ребенок всегда теряется, когда у него выясняют, что он хочет, и чего добивается конкретно в той или иной ситуации.
Живет ребенок всегда здесь и сейчас и так, как ему хочется. Отдаленное будущее предлагать ребенку бесперспективно.
Как и дети по возрасту, взрослые «дети» – непоседы. Они чрезвычайно деятельны, и бывают неутомимы, если дело им нравится и получает одобрение «старших». При всей их консервативности, дети не любят однообразия, которое их утомляет физически. Им постоянно нужна смена впечатлений.
В еде ребенок разборчив. Он любит все вкусное, и будет есть только то, к чему привык, что полезно для здоровья и что ему порекомендовали «старшие». Если авторитет посоветовал ребенку принимать раздельное питание, есть тот или иной продукт, ребенок последует совету.
Всякую критику ребенок воспринимает трагично: раз меня критикуют, значит, я плохой, а не хороший, и меня будут наказывать. А любое наказание для ребенка – страдание, от которого он всеми силами стремится уйти. Если от страдания невозможно уйти в реальном мире, ребенок уходит в мир созданных им иллюзий. Взрослым «детям» иллюзии приходят вместе с алкоголем, наркотиками, различными сектами, экстрасенсорными спасителями, азартными играми и т.п. Чтобы спастись от жестокой реальности, «ребенок» готов поверить в любой бред, если он сулит ему какое-то блаженство.
В мире взрослых взрослые «дети» чувствуют себя неуютно, зато с детьми по возрасту отлично контачат, поскольку умеют прекрасно их понимать и находят много общего. Вот среди кого следует искать прекрасных нянь, сиделок, воспитателей и учителей начальных классов – среди взрослых детей. Никто другой не может так превосходно опекать и заботиться о младших, больных и немощных. Опекать младших, скрупулезно выполняя все инструкции авторитетов – это родная стихия взрослого «ребенка», как, впрочем, и ребенка по возрасту.
К животным взрослые «дети» относятся так же, как и дети по возрасту: животное для них – игрушка. Она хороша до тех пор, пока не испортилась или не надоела. Заведут щенка или котенка, потом животное принимается портить мебель, гадить на пол, скулить и шуметь по ночам. Еще хуже, если заболеет. Тут обнаруживается, что шерсть животного вызывает аллергию. «Дети» в таких случаях много не думают: просто выгоняют животное на улицу или поручают кому-нибудь животное завезти, усыпить, продать или подарить. Животных, которые не доставляют каких-либо хлопот, держат в доме охотно: рыбки в аквариуме, птички в клетках. Очень любят комнатные растения ( у некоторых это хобби).
Отношения в семье у «детей» могут быть доверительными, если между ними установились роли «старший – младший». Если такие роли не установлены, то неизбежны конфликты и поиски «старших» на стороне.
Дети и взрослые «дети» всегда теряются, когда у них пытаются выяснить, что они хотят и чего добиваются.
Дети и взрослые «дети» очень любят учиться, если учение, во-первых, приносит ощутимые плоды и удовлетворение от процесса обучения, во-вторых, тем или иным образом, благопристойно выделяет из окружения. Ребенок же стремится быть «хорошим» и весьма любопытен в силу особенностей восприятия. Он стремится узнать все, потому что ему любопытно и интересно. Поскольку ребенок сам стремится к познаниям, он легко обучаем. Важность состоит в том, чему обучать ребенка, потому что сам ребенок неразборчив в своих стремлениях к знаниям. Он с одинаковым любопытством и усердием будет учиться всему, на что наткнулась его пытливая натура: и полезному, и бесполезному, и откровенно вредному. Отсюда крайне важный вывод для взрослых более высоких уровней, которые взялись обучать детей: взрослые, будьте ответственны за все, что вы делаете с детьми, чему вы их обучаете!
Взрослых с восприятием ребенка можно встретить как среди малообразованных, так и среди академиков, поскольку образование, таланты и способности не мешают взрослому быть ребенком по уровню восприятия.
Акцентуация поведения взрослых «детей»
при наличии определенных черт характера
Покорные дети по возрасту и по уровню бездумно и беспрекословно полностью подчиняются авторитетам. Их будут обманывать, ими будут вертеть всевозможные мошенники и шарлатаны, «учителя» и кликуши, «вожди» и «заступники» - они всему и всем безоговорочно будут верить, следовать указаниям «сверху», терпеть и еще оправдывать своих кумиров.
Упрямые дети панически боятся всяких перемен, но постоянно демонстрируют свое неподчинение. Они действительно склонны противостоять «старшим» исподтишка и делать что-то по-своему, заручившись каким-нибудь оправданием, чьей-то поддержкой, или рассчитывая на то, что все как-нибудь само собой пройдет, или никто ни до чего не докопается.
Нетерпеливые дети много и громко кричат, грубят, буквально бьют по голове окружающих своей грубостью и дерзостью, причем, сами и не подозревают о том, что поступают грубо. Эти дети постоянно и ревниво требуют внимания прежде всего к себе. Все выскочки, неугомонные и назойливые болтуны – это нетерпеливые дети, готовые всех растолкать локтями ради того, чтобы успеть все узнать первыми. Эти люди совершенно не умеют слушать и способны заболтать кого угодно. Собиратели всевозможных сплетен и слухов, инициаторы разных интриг – это нетерпеливые дети.
Расточительные дети - это люди, которые как бы потерялись в этой жизни. Жизнь кажется им сводом правил, которые им не под силу усвоить. И потому они не могут ничто по-настоящему ценить: ни вещи, ни деньги, ни всевозможные жизненные блага, ни саму жизнь (как свою, так и чужую). Часто рубят сук, на котором сидят, и плюют в колодец, из которого пьют воду. В трудных ситуациях, не справившись с проблемами, пускаются во все тяжкие, прожигая и проматывая все и вся: время, деньги, здоровье. Способны объединяться в группировки, которые организовывают подростки или «младенцы».
Жадные дети, прежде всего, проявляются в еде, власти и богатстве. В еде (особенно сладкой) не знают меры. Отсюда ожирение и всевозможные болезни от чрезмерного употребления пищи. Вкусно и много поесть и попить предпочитают задарма, поэтому всеми правдами и неправдами стремятся попасть на всевозможные тусовки, вечеринки, банкеты и благотворительные мероприятия, где можно бесплатно угоститься. Жадность во власти их выражается в желании всеми командовать, везде совать свой нос и всеми силами выслуживаться перед начальством, чтобы получить от начальства одобрение. Эти люди непременно бывают в каждой бочке затычкой. Для достижения похвалы от начальства способны на все методы и средства, выжимая последние соки из подчиненных. Не дождавшись вожделенного, эти люди часто кидаются в расточительство.
Высокомерные дети – это мелкие бюрократы, сидящие в различных конторках и всевозможных «хлебных» местах, и умеющие морить людей длинными очередями за дверью своего кабинетика. Они любят волокитить любое пустяшное дело, напускать на себя важность и значимость. Не запоминают вашего имени и лица, вы вообще для них никто. Эти мелкие бюрократы буквально наслаждаются своей властью и вашей униженностью.
Самоуниженные дети почти открыто демонстрируют свою несостоятельность в жизни и раболепно подчиняются старшим в любом лице (причем, только пока старший – «старший». Как только старший стал таким же, как все, или «младший», тут же раболепие сменяется равнодушием или презрением). Самоуниженных «детей» чаще можно увидеть в секте, в пирамидальной структуре, на курсах какого-нибудь очередного «целителя», спасающего всех от жизненных невзгод. Жены пьющих и бьющих мужей страдают чаще всего именно этим искажением.
Восприятие подростка
Картинка из жизни
Взрослые «подростки» - самый деловой и предприимчивый народ.
Третьего соседа по палате по странному стечению обстоятельств тоже звали Егором. Правда, мы узнали об этом не сразу.
Он поступил к нам в палату позже всех. Уже богатырь без грыжи, словно молодой козлик, прыгал по отделению, я сам тоже вставал и, простите за подробность, самостоятельно мог осуществлять свои физиологические потребности, когда появился этот пижон.
Он был хорош собою. И лицом, и телом, излучающим самоуверенность и благополучие. На больного он как-то не смахивал. Ей-богу, на вид мог дать сто очков вперед любому здоровяку. Как оказалось потом, у него было ножевое ранение, и до хирургии он лежал в травматологии. Крещение получил, как он сам выразился, «защищая честь молодой дамы». Это похоже на правду: дамы были его слабостью (по-моему, единственной). Мы удостоверились в этом в первый же день нашего с ним знакомства.
Впрочем, рассказываю все по порядку. Появился он в дверях незадолго до обеда. Как раз все обитатели палаты были на местах.
-Всем физкультпривет! – поприветствовал он, широко улыбаясь. – Прошу любить и жаловать: Георгий Константинович собственной персоной.
Аудитория оживилась и с интересом уставилась на лицедея, который тем временем прошел к пустой кровати, смахнул со стула невидимую пыль и водрузил на него свой аккуратненький пакетик. Потом он развернулся к публике фасадом и продолжил:
- Да-да, господа, меня зовут Георгий Константинович. Я не Жуков, и маршалом, скорее всего, никогда не стану. Увы! Меня не влечет военная карьера. Я мирный гражданин и скромный служитель компьютерной техники. Кстати, если у кого проблемы с компьютером, могу помочь. Моя анкета чиста, как стеклышко. Женат, вредными привычками не страдаю. Впрочем, дальнейший обмен верительными грамотами считаю нужным перенести на более позднее время. Я вынужден откланяться и покинуть аудиторию: меня ждут великие дела, господа!
И он выпорхнул за дверь.
- Паяц! – резюмировал дядя Егор вслед ему и добавил, - Но забавный.
Во время обеда я увидел его в столовой. Он стоял, привалившись к стене, засунувши руки в карманы, и мило беседовал с медицинской сестрой. Я понял, что этот донжуан умеет пользоваться дамской благосклонностью. В доказательство моей догадки сразу же после обеда у Георгия Константиновича появились новенькие постельные принадлежности. Дядя Егор, увидев, как санитарка перестилает постель, недовольно буркнул: «Наш пострел кругом поспел, лошак двуногий».
Когда на следующее утро врач пришел с обходом, нашего «пострела», естественно, на месте не оказалось. Он сразу же после завтрака отправился на другие этажи соблазнять женский медперсонал.
- Здесь кто лежит? – спросил врач, указав на пустую кровать.
- Георгий Константинович, - ответил я.
- Какой еще Георгий Константинович? - он углубился в изучение медицинских карт. Нашедши и прочитавши нужную, удивленно вскинул брови:
- Откуда Георгий Константинович? Здесь значится Егор Константинович Бортник, 30 лет, инженер КБ, проникающее ножевое ранение в брюшную полость…
- А вот и я! – весело объявил инженер КБ, нарисовавшись в дверном проеме. – Кажется, слегка припозднился? Виноват, командир, прошу не казнить, но миловать!
- Вы что себе позволяете, больной! – вскипел доктор, уставившись на цветущего обладателя ножевого ранения. – Вы в больнице, или в цирке? Вас вытащили чуть ли не с того света, у вас температура зашкаливает за 38, из брюха течет всякая дрянь, а вы носитесь по больнице, словно лошадь!
(Дядя Егор хихикнул и заткнул рот ладонью).
- Так что же, командир, прикажете мне теперь ложиться и помирать? – недоуменно воскликнул наш герой.
- Где ваша бутылка? – неожиданно спокойно спросил врач.
- Вот! – ответил Егор-Георгий и вытащил из кармана брюк небольшую стеклянную бутылочку, в которую была засунута тонкая гибкая трубка, тянущаяся откуда-то из-под рубахи.
Врач задрал больному рубаху, и нашему взору открылся обклеенный марлевыми тампонами живот с торчащим катетером, вставленным в трубку.
- Ложитесь! – скомандовал врач. Он долго изучал Георгиев живот, тампоны, содержимое бутылочки и медицинскую карту. Потом выпрямился и категорически заявил:
- Сегодня весь день лежать! Завтра операция. – И удалился, не осмотрев даже всех остальных.
- Ну, что, ушел? – спросил Георгий, пролежав спокойно минут пять.
- Слушай, а что это ты вместо Егора Георгием себя возвеличил? – поинтересовался дядя Егор. – Эт чтоб под Жукова скосить?
- Да нет, - усмехнулся Георгий-Егор и пояснил. – Вообще-то это одно и то же: что Егор, что Георгий. Но Георгий – это кто? Победитель! А Егор так, деревня какая-то.
(Этот человек еще не знал, что собеседника Егором зовут).
- И много ты напобеждал? – ехидно поинтересовался дядя Егор.
- Да причем тут победы? – откликнулся Георгий. – Просто Георгий – это красиво. Я люблю, когда все красиво и внушительно.
Дядя Егор отвернулся к стенке, а Георгий поднялся и пошел в коридор.
- И чего ему не лежится? – удивился сосед с грыжей. – Завтра операция, а он мотается со своей трубкой. Того и гляди, выскочит из живота. И без того температура.
- Не хочет он себя слабым признать, - сказал другой сосед, кровать которого находилась прямо у окна. Пояснил:
- Есть такие мужики, что им краше в гроб сойти, чем обнаружить перед людьми свою слабость.
- Да что тут, перед кем кочевряжиться? – развернулся к народу дядя Егор. – Тут кругом больной контингент, травмированные люди. И собрались не олимпийские медали отвоевывать. Да и непорядок это: по всей больнице скакать. (Себя, конечно, дядя Егор в расчет не брал). А врачи, между прочим, за нас в ответе. И ежели всякие начнут болтаться туда-сюда и разводить амуры, то кого же тогда лечить станут?
Я усмехнулся про себя. «Чья бы корова мычала», - подумал. Интересно, надолго ли дядя Егор праведником заделался?
На следующий день нашего Победителя увезли на операцию, и двое суток его аккуратненькая и свеженькая постель скучала без хозяина, который вычухивался в реанимации. В палату то и дело подруливали Георгиевы гости и гостьи. Тумбочка пополнялась фруктами, соками, пакетами, коробочками. Принесли цветы. Одна из дамочек долго не хотела уходить. Остановилась посреди палаты, спросила сокрушенно:
- А он там долго будет?
- Никто не знает, - сказал я и утешил на всякий случай. – Да вы не волнуйтесь, этот парень все выдюжит.
Она обрадованно встрепенулась:
- Это правда. Я тоже считаю, что он сильный. Ведь совсем один был против кучи хулиганов. Он дрался, а кругом были люди, и никто не помог.
- Вы его девушка? – спросил я.
- Что вы? Я думаю, что он тоже в том баре был. Я и лицо-то его тогда разглядела, когда в «скорую» погружали.
«Поменьше бы ты по барам шлялась, - подумал я, - не калечились бы хорошие люди».
Не знаю, почему, но я зауважал этого самолюбивого человека. Я нетерпеливо дожидался его возвращения в палату и размышлял о его натуре.
Георгий-Егор – тип взрослого «подростка».
У таких людей, как он, жизнь – это сплошная борьба, а окружающий мир – арена для гладиаторских боев, где есть только победители и побежденные. Все люди для человека этого типа – соперники или публика. И в этом окружении следует, во-первых, успеть занять свое достойное место (желательно, в первых рядах) и, во-вторых, постараться удержать свой имидж. Во имя этой цели на алтарь победы кладется все: силы, энергия, здоровье, способности, время, средства и принципы. Такой человек руководствуется главным для себя принципом: для достижения цели все средства хороши.
Не достигший ничего в жизни человек взрослым «подростком» воспринимается неполноценным человеком и неудачником. Госпоже Удаче, а не Фортуне молится подросток, не полагаясь, однако, на Его Величество Случай.
Наглядно проявляет себя подросток демонстративной самоуверенностью и самовлюбленностью. Даже окончательно самоуниженные подростки с крайне заниженной самооценкой внешне будут пытаться демонстрировать, что у них все в порядке.
Подросток может быть жизнерадостным весельчаком или наоборот, угрюмым педантом, общительным или замкнутым, доброжелательным или коварным – каким угодно по характеру, темпераменту, способностям и убеждениям, но он обязательно будет деловым. Подростки все деятельны, неутомимы и целеустремленны, если впереди маячит победа и признание.
Жажда славы, любви, обожания обуревает его всегда, потому что без всего этого он вянет и чахнет и в итоге перестает вообще что-либо делать, опускаясь до положения риз. И тогда пускается во все тяжкие.
Взрослые «подростки», как и подростки по возрасту, даже самые необщительные, чрезвычайно любят общество, от которого сильно зависимы. Они умеют находить общество даже там, где, казалось бы, найти невозможно. В обществе у них есть возможность блистать и демонстрировать свою силу, свои способности и свою исключительность. Если «подросток» общителен, то нет более общительного и интересного приятеля и обаятельного любовника. Если «подросток» замкнут, то нет более загадочного и манящего своею тайной существа.
Подросток способен на жертвы и самоотречение во имя славы и любви. Он может быть бесстрашным и совершать немыслимые героические подвиги. Вот среди какой категории людей рождаются Александры Матросовы. Подросток презирает боль и слабость. Все ради самоутверждения и признания достоинств.
Но при всем при этом подросток чрезвычайно раним, уязвим и обидчив. Любое, даже вскользь брошенное слово осуждения, любое непризнание может погрузить подростка в глубокую депрессию. Обиды и оскорбления подросток помнит очень долго. Может всю жизнь носить план мщения обидчику.
Подростки не выносят отверженности. Быть брошенным, покинутым или обманутым для него крах и позор. Он сам предпочитает бросить и покинуть, уйти гордо и независимо, чтобы потом никогда не возвратиться.
Подростка никогда не застанешь врасплох. Он умеет страховаться, просчитывает свои действия и все планы противников. Он прекрасный стратег и тактик. Подросток предприимчив, находчив и неутомим
В благоприятной обстановке и при условии удачных достижений взрослые «подростки» чаще бывают вполне достойными и добропорядочными людьми. Они прекрасные партнеры в делах, изумительные добытчики, хозяйственники, организаторы. В то время когда взрослые «дети» хлопочут в основном болтовней, взрослые «подростки» делают дело.
Дружить и сотрудничать с таким человеком очень интересно и легко. Особенно, если дружба завязана на каких-либо общих делах, потому что подростки – прекрасные партнеры в любом деле. Разумеется, партнерство должно быть на равных. Хотя как раз таки с подростком быть на равных весьма проблематично: все время рвется в лидеры.
Подростки по возрасту и взрослые «подростки» испытывают чувства и желания. И создают свои собственные представления. Олицетворяют себя со своим физическим телом и с внешностью. Их жизненное кредо провозглашается, примерно, так: «Я - это мое тело, мои ощущения и потребности, но у меня есть еще и способности и желания. Какие они, как их удовлетворить и реализовать?» Правила действий и поступков мало волнуют подростков, а желания не зависят от авторитетов (в отличие от детей), поскольку желания им никто не навязывает. Поэтому авторитетов для подростков не существует, и старших подростки не признают. Они сами для себя авторитеты.
Подростки воспринимают мир как «Я» и «Ты». «Ты» - чаще всего – соперник по удовлетворению желаний, или по проявлению способностей. А жизнь у подростка – сплошное соревнование. Подросток стремится взять под контроль свои способности и желания. Тогда он чувствует свою независимость и уверенность. Дети свою независимость чувствуют через изучение правил, а подростки – через контроль над своими способностями и желаниями. Чувствуют и желают подростки на фоне ощущений, которые не проходят для него бесследно. Само по себе свое физическое тело подросток не чувствует до тех пор, пока в нем что-нибудь не заболит, поэтому обратит внимание на свое состояние только тогда, когда явно почувствует тот или иной дискомфорт. Свое тело подросток воспринимает как инструмент, пригодный или не пригодный для завоеваний выгодных позиций в обществе. Отсюда забота о своем здоровье и о состоянии своего тела – занятие не для подростка. Все это волнует его только лишь с позиций того, как внешне выглядит он сам в своем окружении. Если подростка убедить, что заниматься спортом нужно для того, чтобы выглядеть суперменом, он будет заниматься этим делом систематически. Спорт для него – средство для самоутверждения.
Подростки делят мир на победителей и побежденных, сильных и слабых. Поскольку мир у них разделяется на «Я» и «Ты», то они постоянно озабочены вопросом: «Я» - слабый или сильный, «Я» - победитель или побежденный? А кто ты по отношению ко мне?
Эмоции на лице у подростка не написаны. Он умеет скрывать свои чувства, желания и ощущения. Внешне он может не проявить свое физическое состояние и свое настроение (исключая экстремальную ситуацию, конечно). Ему обычно удается сдержать свою мимику, свой тон. Но внутренне подросток ощущает еще перепады настроения. Они также еще не способны контролировать выражение своих глаз. Подросток говорит не словами, а взглядом.
Поскольку чувства и желания у подростка не меняются так быстро, как у детей, то подростки способны преуспеть в жизни, потому что им легче сохранить целенаправленность. В связи с этим, очень важно вовремя указать подростку нужную цель, которую он примет со всей душой.
Подросток способен пользоваться людьми. Как правило, нижестоящими по уровню, т.е. детьми и младенцами. Способен на хитрость и изощренность, а значит, может быть очень дипломатичным и добиваться своего при помощи дипломатии.
Мысли подростка – дети его чувств и желаний, они же и слуги его чувств. Подросток часто направляет свои мысли на удовлетворение своих желаний и способен выстроить целую систему и программу, помогающую выполнить эту задачу. Подросток может видеть отдаленную перспективу и способен просчитать ходы. Ради отдаленной перспективы способен отказаться от временных выгод. Поскольку эмоциями подросток уже умеет управлять, то он редко прислушивается к голосу эмоций. На этом уровне человек – реальный практик, который ради достижений каких-то целей может и потерпеть неудобства.
Предсознательно подросток выходит на рассудок, которым уже хорошо пользуется, но только для того, чтобы обосновать свое желание или чувство. Если подросток разговаривает со взрослым и делится своими размышлениями, то только потому, что чувствует к этому человеку расположение. И наоборот, если подросток не будет чувствовать расположения к человеку, то никаким образом тот не сможет вызвать его на откровенную беседу, даже если этот человек – близкий родственник.
Внешность является основой, фоном жизни подростка, потому что подросток больше всего значения придает именно внешности. Внешность для подростка – имидж. Ради внешности подросток может пожертвовать здоровьем, поскольку он должен выглядеть максимально выигрышным, чтобы быть победителем.
Везде, всегда и во всем подросток старается проявить максимум самостоятельности.
У подростка все направлено на достижение победы в жизни. Или, наоборот, на уход от победы, в зависимости от типа подростка. Свои удачи подросток воспринимает, как победу, свои неудачи – как поражение. Подростки тщательно вникают во все, с чем имеют дело. Дети – не вникают, вопросов не задают, а выполняют указания – и все. А подростки подробно выясняют: как, что, где, почему, до какой степени? Любое учение подростки в состоянии понять и принять настолько, насколько оно может помочь в реальной жизни. Ему важно учиться не просто для того, чтобы учиться, а для какой-то практической выгоды. И от всякого учения он жаждет реального практического результата. Обучаясь, подросток занимается выявлением и реализацией своих способностей и талантов. На что я способен, и как мне себя проявить – вот, что занимает подростка.
Что бы подросток ни говорил, что бы ни делал, внешняя сторона жизни стоит у него на первом месте (в сравнении с внутренней). Только внешняя сторона заставляет его совершенствоваться. Ему важнее всего на свете, как он выглядит в глазах окружающих, особенно тех, от которых он зависит. Кстати, внутренняя сторона жизни для подростка – это практически тоже средство для самоутверждения.
В отличие от детей подростки любят путешествовать и проявляют гибкость в смене впечатлений, привычек, занятий, если это способствует продвижению в жизни, обещает рост в карьере и утверждает имидж.
Смерть подростки воспринимают как поражение. Она их не завораживает, как младенцев, не пугает, как детей, а толкает к действию. Характер действия зависит от того, чье поражение влечет за собой смерть. В любом случае, смерть, по мнению подростка, - итог восхождения или падения. В связи с этим, подростки любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми. Старость и болезни они презирают. Ради того, чтобы выглядеть «соответственно», подростки стремятся содержать свое тело: атлетические секции, аэробика, пластические операции и пр.
Подросток смотрит в глаза собеседнику. Взгляд не отводит с целью оказать давление на собеседника. Но на переходе на его личную тему чаще всего взгляд отводит.
К людям подросток относится как к удовлетворяющим или не удовлетворяющим его претензии. Если человек удовлетворяет его желания, то этот человек для подростка хороший, если нет, то этот человек – враг, или просто не достоин внимания. Однако подросток в состоянии оценить достоинство и способности другого человека, стремясь сравнить их с собственными.
Дикой природы, в отличие от детей, подростки не опасаются, но к растениям и животным относятся практически. Если у подростка есть в доме собака, то она заведена либо как средство защиты, либо для создания особого имиджа.
Все у подростка направлено на преуспевание в материальном плане. Из всех уровней подросток – наибольший материалист. Если он чего-то не добился в материальном плане, то может сломаться, приняв неуспех как поражение.
Подросток очень зависим от окружения, толпы, друзей – от всякого общественного мнения. Он будет носить только ту одежду, которая модна в кругу его друзей, он будет разговаривать так, как говорят в его кругу, будет посещать престижные клубы, слушать модную музыку. Свои желания и привычки он полностью подчинит желаниям толпы, даже вопреки здравому смыслу. Ребенок оденет тот костюм, который ему нравится, а подросток оденет то, что модно среди одноклассников, или что введет их в шок, заставит обратить особое внимание. Подросток одновременно стремится быть «как все», чтобы не отстать и не остаться одному, и стремится выделиться и обратить на себя внимание, подняться над всеми.
В еде подростки разборчивы в том смысле, что внешний вид и внешний антураж вокруг еды предпочитают качеству. Будут есть то, что не любят, но одобрено окружающими. Любители всяческой гастрономической экзотики, ресторанов, баров и кафе – это подростки. Еда и процесс поедания для подростка – тоже имидж. Подростку очень важно, чтоб все было красиво, богато и по первому классу.
Для подростка все вещи духовного плана – это средства. В церковь пойдет и будет демонстрировать свою религиозность, если это поднимет его престиж.
Во время спора подросток будет сильно горячиться, доказывать свое, совершенно не вслушиваясь в аргументы противника.
Подросток совершенно не видит себя со стороны. Оценить себя и свои поступки адекватно он не в состоянии, поэтому самооценка у него будет либо завышена, либо занижена в зависимости от того, какой период жизни он переживает: победу или поражение. Однако критику и советы старших по уровню абсолютно не выносит, поскольку это, как он считает, роняет его имидж.
Будучи очень общительным и зависимым от окружения, подросток, тем не менее, постоянно рвется к самостоятельности и к независимости. Причем, свое это стремление демонстративно декларирует. Но в силу того, что постоянно стремится соответствовать принятыми в его окружении условиями и нормами общения, старается «не выделяться» из толпы, «быть, как все», подчиняться требованиям бытующей в его среде морали и т.п. Иными словами, подросток не может быть самостоятельным, хотя к самостоятельности стремится. Отсюда все противоречия и сложности подросткового возраста и жизненные проблемы взрослых подростков.
Подросток постоянно видит перед собой не разрозненные события, а их череду. Жизнь для него состоит не из дней, а из периодов. Если ребенок во всем и от всего ищет рецепты, то подросток ищет методы и средства. В связи с этим, подростки могут быть особенно опасны. Подростки хорошо владеют импульсами и ощущениями, но представлениями и принципами они еще не владеют. Поэтому подростки с искаженным восприятием, как правило, бывают крайне беспринципными людьми.
Если нужно предпринять какое-нибудь дело с подростком, то, в первую очередь, следует определить, с чем этот человек связывает свой успех в жизни. При психологическом лечении подростка необходимо дать ему новое направление в жизни. Ребенку необходимо новое правило, а подростку – направление, которое сулит ему успех. Очень важно при этом заставить подростка отнестись к неудаче, как к опыту жизни, а не поражению. Наоборот, к своим победам ему следует относиться с осторожностью. Иными словами, следует осторожно смягчить его соревновательный пыл.
К учебе, процессу обучения и к приобретениям знаний отношение у подростков по возрасту и взрослых подростков очень сложное, потому что подростки ко всякому учению и к самосовершенствованию относятся практично и меркантильно. Подросток с большим усердием будет учить то, что, по его мнению, ему должно пригодиться в его будущей профессии, или то, благодаря чему он может достичь наибольшего успеха, причем, желательно, чтобы теперь или в ближайшей перспективе. Избрав для себя сферу деятельности или применения своих способностей, подросток устремляется к намеченной цели наиболее короткой дорогой. Ему же некогда ждать. Успех, слава, победы нужны ему сейчас главным образом. Поэтому, если подростку подворачивается случай «отметиться» на скрижалях истории прямо теперь, то он не упустит случая. К примеру, купит диплом, удостоверение, какой-нибудь отличительный знак, лицензию и т.п.
Подросток может учиться с большим удовольствием, легко и усердно, если успехи в обучении выгодно выделяют его из среды товарищей по учебе. В этом случае подросток готов учиться хоть всю жизнь до академика, делая на этом карьеру. И такой человек действительно добивается больших успехов в своем деле как специалист. При всем этом, такие ученые взрослые подростки не обладают широким энциклопедическим кругозором знаний. Их высокие познания распространяются только на ту область знаний, которой они посвятили себя. Общаться с такими людьми бывает всегда очень трудно, поскольку сами они считают себя большими учеными, которые знают все, и у которых на все и вся всегда имеется готовый ответ, но в действительности они оказываются довольно скучными собеседниками, неудобными и неприятными коллегами и партнерами в работе. В семье подобные субъекты бывают настоящими деспотами, отравляющими жизнь всем членам семьи своими притязаниями, нравоучениями, завышенными требованиями к окружающим и заниженными к себе, что вполне понятно, поскольку всякий «ученый» подросток искренне считает, что он сам знает все, а другие – ничего. Стало быть, всех надо учить, и все обязаны учиться у него и брать пример с него, такого умного и продвинутого.
Подростка можно определить по речи и манере вести беседу. Как и дети, подростки, в большинстве своем, (особенно подростки по возрасту) любят поговорить. В отличие от ребенка подросток умеет говорить связно, сохраняя в разговоре тему. Предпочитает говорить только на темы, в которых компетентен. Именно наличие некомпетентности с его стороны, обнаруженной в ходе беседы, или боязнь того, что его некомпетентность может быть обнаружена окружающими, побуждает подростка навязывать окружению свои темы. Подростки умеют блистательно «пудрить мозги», уводить тему разговора, забалтывать собеседника, «переводить стрелки», «вешать лапшу на уши», «заводить» собеседника или ставить в тупик собственной тупостью. Подростки вообще прекрасно умеют манипулировать людьми, добиваясь каких-то целей.
В семейных отношениях у «подростков» наблюдается то же соревновательное направление, что и в любых других отношениях. Однако на основе равноправия подростки могут установить и вполне мирные взаимоотношения.
При концентрации желаний и представлений у подростка, как правило, возникают конфликты с окружающими. И здесь у него могут быть два выхода: либо отказаться от части желаний и представлений и подняться на новый уровень, либо подчиниться своим желаниям и скатиться на уровень ниже, то есть, начать жить ощущениями.
Акцентуация поведения подростка
при наличии определенных черт характера
Покорные подростки – люди, сознательно изображающие себя мучениками и страдальцами, чтобы поднять в глазах окружающих ореол своей значимости, героизма или мученичества. «Мне ужасно трудно все достается, но я все-таки чего-то добиваюсь», - вот истинный мотив подобной демонстрации. Если внутренне подросток считает себя неудачником, то такая позиция помогает ему оправдать себя в глазах окружающих. Роль мученика часто сопровождается ролью жертвы. В случаях, когда подросток слишком уж «заигрывается» в своей роли, то он проваливается со своего уровня в «детство» или даже «младенчество».
Упрямые подростки чрезвычайно консервативны во всем. По отношению к окружающим, конечно. Они никогда не меняют своих решений, приказов, слов, даже, если всем, и ему самому, очевидна нелепость этих приказов и решений. «Я так сказал и все!» - вот обычная формулировка. Упрямые подростки невероятно тупы, непробиваемы и бестолковы в любых делах, потому что не желают учиться («Я сам все знаю!»), развиваться, прислушиваться к разумным доводам других («Не учите меня жить!»).
Нетерпеливые подростки несдержанны и торопливы в бешеной погоне за победой. Эти люди постоянно страдают отсутствием времени. Они вечно торопятся и вечно опаздывают, потому что, нахватав сразу тысячу дел, не умеют распланировать процесс работы, не умеют организовать свой и чужой ритм работы. Им вечно кто-то и что-то мешают. И потому они не достигают намеченных целей. Львиная доля их времени уходит на устранение препятствий в работе, а не на саму работу. Рабочее место у нетерпеливого подростка всегда будет беспорядочно захламлено орудиями труда. И в этой куче ничего невозможно сразу что-либо отыскать. Виноватыми во всех бедах у такого человека, как правило, оказываются все, кто попал под горячую руку.
Расточительные подростки – это те, кто, достигнув победы и успеха, тут же принимаются прожигать направо и налево все, что приобрели. Это происходит потому. Что за внешним успехом таится потеря смысла жизни. Ну, добился, накопил, приобрел, выиграл – а дальше что? Дальше после вершины – спуск. Кто-то остается на этой вершине, а расточительный тут же катится вниз, потому что поднимался наверх без оглядки на завтрашний день. Разрушаясь, такие подростки тянут за собой других. Конец трагичен: алкоголизм, наркомания, суицид – смерть.
Жадные подростки стремятся стать самыми, самыми. Власть, секс и деньги – вот их идеалы. Занятые постоянно процессом накопительства, достижения власти и успеха в сексе, они всего этого не ценят. Жадность подростка – это болезнь голодных глаз. Эти люди чрезвычайно ненасытны в получении наслаждений. В сексе очень страстны, потому пользуются особенным успехом у противоположного пола. Сами себя чувствами и обязательствами к противоположному полу абсолютно не обременяют. Получил желаемое – тут же охладел к предмету вожделения. Классический тип Дон Жуана.
Высокомерие у подростка гораздо изощреннее, чем у ребенка. Оно не написано на лице. Это едва прикрытое презрение к окружающим и упоение своею властью, если «подросток» наделен какой-то властью. Внешне высокомерный «подросток» может даже проявить внимание к человеку, но постольку, поскольку тот ему нужен. Обычно высокомерные «подростки» обладают высокой репутацией, так как добивались ее, «шагая по трупам». И очень дорожат своей репутацией. На пути к власти, оттесняя своих противников, высокомерные «подростки» стремятся не только предотвратить какие-то их поступки, но и лишить их такой возможности.
Свое превосходство перед людьми такие «подростки» любят демонстрировать и внешне. Но часто не прямо, а косвенно. И для этого, пользуясь положением, заставляют подчиненных (или дают им понять через доверенных лиц) сочинять хвалебные речи, поздравлять, произносить тосты, писать послания и т.п.
Самоуниженные подростки сознательно считают себя неудачниками, демонстрируя свое поражение, а всех окружающих, особенно близких, - виновниками этого поражения. Не состоявшись в карьере, в материальном положении, во внешности, эти люди объявляют себя гениями-одиночками, которых никто не может понять и оценить. Это злобные, завистливые и мстительные индивидуалисты-одиночки, которым никто не нужен, и которые никогда и ни с кем не могут найти общий язык.
Юношеское восприятие
Картинка из жизни
Взрослые «юноши». Их слабости и достоинства.
Его кровать находилась прямо посредине комнаты. Это было самое неудобное место, какое только можно было придумать. Но хозяин этого места, похоже, и не замечал никакого неудобства. Он был, казалось, довольным всем, что предлагала ему отечественная медицина.
Этот человек был самым молодым из всех нас, лет 25 –27. Его звали Ваня.
Ваня был чрезвычайно непропорционален и нескладен: длинный, худощавый, с большой и умной головой, увенчанной пышной русой шевелюрой. У него были длинные руки и широкие рабочие ладони.
Ваня поступил в больницу одновременно со мной. Правда, он пришел своими ногами, а меня привезли на каталке. За все время пребывания в больнице Ваня так толком и не установил со всеми соседями по палате дружеских контактов. Впрочем, со мной он был более откровенен и приветлив, нежели с другими. Задумчивость была, по словам поэта, его подруга. Целые дни он лежал на своей кровати, вокруг которой со всех сторон бурлила жизнь, и думал. Или читал.
Ваня очень много читал. За несколько дней он проглотил столько литературы, сколько другие и за всю жизнь не читают. Читал все подряд, что попадалось, и что приносили из дому. Когда в палате разгорались дискуссии, Ваня большей частью слушал (если, конечно, не читал). Но уж коль вступал в разговор, то говорил дельно, складно и по существу. Правда, очень терялся, выдавая речь. Как будто он стеснялся того, что вступил в разговор.
Знания у Вани были энциклопедически обширные и глубокие. Это мы почувствовали сразу. И потому дядя Егор мгновенно окрестил его Студентом. Он и действительно только что окончил университет. Собственно, потому и попал в больницу, что по окончании университета должен был отправиться в армию. Когда проходил медкомиссию, у него обнаружили желчно-каменную болезнь. С тем и направили в хирургию. Сначала врачи долго решали, что делать: удалять пузырь, вытаскивать или дробить камни? Обследовали, прикинули, наконец, сошлись на том, что надо вырезать. Ваня был согласен на все, и его прооперировали.
К операции Ваня отнесся философски спокойно. Гораздо тяжелее он переживал разрыв с девушкой, которую он, по-видимому, любил, и которая по телефону заявила ему, что ей не нужен мужчина-калека.
Дядя Егор по своему обыкновению резонно прокомментировал этот факт:
-Не горюй, парень, а радуйся, что она показала себя до свадьбы, а не после. А ты какой же калека? Подумаешь, пузырь! Да без него даже лучше. Без желчи человек добрый. А хотя ты и раньше был добрый, теперь еще добрее будешь.
- Это верно, - отозвался мужик с оперированной грыжей. – Моя жена 12 лет без пузыря живет, язви его в корень! И ничего. Меня лично устраивает.
Но Ваня страдал, считая себя неполноценным человеком.
- Мне сказали, что теперь даже в армию не возьмут, - сокрушался он, заявляя, что отсутствие какого-либо органа свидетельствует об ущербности.
- Дурак ты, Студент, - горячился дядя Егор, - другой, чтоб от армии откосить, готов не только пузырь заложить, но и более важный орган, а ты про пузырь сокрушаешься. Это тебя так девка настроила, небось.
Медсестрам, и особенно санитарочкам, Ваня нравился своею застенчивостью и неприхотливостью. Самой мучительной процедурой для Вани была манипуляция с уколом в ягодицу. Молоденькая сестричка прибежит в па... Читать следующую страницу »







Тихонов Валентин Максимович
: 202
: 1
Юлия Шулепова-Кавальони
Частный вебмастер