ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Никто не узнает

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать КОМАНДИРОВКА

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Боль (Из книги "В памяти народной")

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Возвращение из Петербурга в Москву

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Володин Евгений Вл...
Стоит почитать Маме...

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Ода-хвалилка своему кумиру

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Вредные советы №1

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать На веселых полях зазеркалья

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Прости, что я была

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Тень
просмотры835       лайки0
автор Crazygamer

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




ПИСЬМА О РЕФОРМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кубасов Юрий Кубасов Юрий Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
553 просмотров
0 рекомендуют
1 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Современная система образования – это система образования либеральной цивилизации.

огромная по своей сложности задача – воспитать у молодых людей правильное отношение к труду, к беспрестанно изменяющемуся окружающему их миру. Рост коммунистического самосознания трудящихся должен опережать рост материальных ценностей в стране.

В своём отчётном докладе на ХХV съезде КПСС Генеральный секретарь нашей партии Леонид Ильич Брежнев сказал: «Очевидна, в частности, необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь – средней школы. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации».

Основной принцип современной школьной системы – ОДИН УЧИТЕЛЬ ПО КАЖДОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ НА НЕСКОЛЬКО КЛАССОВ – целиком заимствован из школ буржуазного общества, сущность которых полостью раскрыл основатель нашей коммунистической партии Владимир Ильич Ленин: «В школах России… не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для неё пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы её покоя и безделья». (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. 5 изд., т. 41, с.303.)

Этот принцип сам по себе исключает доверие учителя к ученикам, исключает возможность установления положительного эмоционального контакта между ними. Учитель всегда господин для учеников – взаимные отношения между учителем и учениками в той школе отражали общественные отношения того времени.

Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, старые общественные отношения были сметены прочь, Советский Союз приступил к созданию нового общества. Тогда молодое государство объективно не могло ещё произвести замену основного принципа буржуазной системы образования потому, что это повлекло бы за собой создание миллионной армии учителей, не обладающих знаниями, необходимыми для производства. А в стране ощущалась острая нехватка образованных кадров. Нужны были профессиональные работники, инженеры, учёные и ВУЗы страны выпускали таких учителей, которые, при необходимости, могли бы заменить их и быть профессионалами на производстве. Проблемы восстановления народного хозяйства требовали этого. Кроме того, знания росли ещё так медленно, что получив в школе определённую их сумму, человек мог спокойно прожить с ней всю жизнь, лишь по случаю прибегая к их обновлению. Тактическая задача учительства была ясна – передавать ученикам свои знания современного мира.

Прошли десятилетия трудной и упорной борьбы. Советский Союз уже не слабая аграрная страна, а мощная социалистическая держава, во многих отношениях стоящая первой в мире. Резко возросший поток информации, научно-техническая революция – вот отличительные черты нашего времени. Современные дети стали развиваться быстрее своих сверстников даже десятилетней давности и перед школой всё острее ставится задача помочь молодому человеку правильно разобраться в огромных, иногда противоречивых, потоках информации, чтобы он не «захлебнулся» в них, не стал бы верхоглядом, примитивным потребителем.

В рамках нынешней (буржуазной) системы среднего образования мы успешно справились с задачей достижения в стране 100% грамотности. Но сейчас перед школой стоит задача не столько дать ученику определённую сумму знаний, сколько воспитать у него стремление самому добывать эти знания. И старая система образования уже не успевает за быстрым бегом времени, уже не справляется с нуждами общества. Она не может научить человека разбираться в потоках информации, следствием чего является падение уровня общей подготовки учеников, падение их культурного уровня, хотя по отдельным вопросам они бывают очень компетентны за счёт бесконтрольной информации. Появился специальный термин – информированность. Дети очень информированы, но действительно нужные им для взрослой жизни знания у них малы.

Школа в разное время по-разному реагировала на изменения. Появилась внешняя дифференциация, классы и целые школы, специализированные по той или иной группе дисциплин. Но всё это не решает проблему и не решит её – это последние попытки старой системы образования ужиться с новым веком, с его потребностями. По существу, старая система уже исчерпала себя, её историческое время подходит к концу. Прямо и косвенно говорят о том и ранняя специализация и падение учительского авторитета и страшная текучка учительских кадров.

Как можно мириться, например, с такими цифрами: «В школы страны ежегодно вливается 350 тысяч молодых учителей…» и «…за последнее пятилетие количество учителей у нас возросло на 400 тысяч человек». (H. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. Введение в педагогику. М., 1975, с.3, с.14.) За пошедшее пятилетие прирост учителей должен был составить около 1.500 тысяч человек, что увеличило бы армию педагогов до 4 миллионов человек. Но из школ за тот же период ушло (или до школы не дошли) более миллиона учителей. Эти цифры красноречивее всяких слов говорят о положении дел в школе. Такая текучесть кадров недопустима! Лучше выпускать меньшее число учителей, но лучшего качества, чтобы абсолютное большинство из них оставалось в школе. Ведь и промышленность несёт убытки из-за того, что в неё ежегодно вливаются 200 тысяч так и не ставшими учителями выпускников педагогических ВУЗов; ведь всем ясно, что лучше бы получить 200 тысяч инженеров из технических институтов, чем столько же педагогов.

Новой системе среднего образования, по самым скромным подсчётам, хватило бы 1.500 тысяч новых учителей на существующее сейчас количество школьников, чтобы справиться с делами просвещения.

В будущем, путём простого увеличения числа учителей, мы сможем постоянно уменьшать число школьников в одном классе, увеличивая тем самым время личного общения с учителем. А с развитием техники работа педагога получит ещё большее облегчение.

С появлением в каждой семье видеомагнитофонов лекции по каждому предмету школьник сможет получать в видеозаписи. В школе же дети, под руководством одного учителя, будут лишь повторять услышанное и увиденное ими накануне по телевизору дома, и разбирать трудные места нового материала. Задача учителя будет заключаться в том, чтобы всякая информация занимала в голове ребёнка соответствующее ей место. Учитель будет как бы организатором поступающей к ребёнку из внешнего мира информации.

Современная школа рано или поздно сама придёт к системе образования с новым принципом организации обучения – это объективный процесс её развития. «Не только химик, физик, биолог, математик, в равной мере учитель истории, иностранного языка, физкультуры сегодня не в праве не знать основных факторов вселенной… Столь же обязательны для учителя современные представления о строении вещества, о молекулах, атомах, элементарных частицах… Учитель – каждый учитель должен представлять себе, что означает современный технический прогресс…» (В. А. Амбарцумян. Быть с веком наравне. – Учительская газета, 5 ноября, 1967.)

         Требования В. А. Амбарцумяна к учителю-предметнику фактически совпадают с требованиями к новому учителю. Вот, когда существующая ныне школьная система заставит каждого учителя знать всё, люди вдруг увидят, что проще и полезней, когда один человек, раз уж он уже достаточно подготовлен во всех областях школьных знаний, поведёт одни класс через все годы обучения.

«…воспитание общественного сознания всех граждан – одна из важнейших составных частей процесса коммунистического строительства». (Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. т.4, с.95.) Только новая система среднего образования, вобрав в себя всё лучшее, что создано в рамках старой системы,

сможет справиться с этой задачей.

===========================================================

 

 

ПИСЬМО ВТОРОЕ. «Социальный прогресс и школа».

 

Прождав несколько месяцев ответ Академии педагогических наук, я подумал, что, вероятно, педакадемики несколько озадачены свалившейся на них вдруг проблемой, и они не могут ничего внятного сказать только потому, что решение вопроса о радикальной реформе среднего образования в стране может быть принято только на самом верху. И тогда я принялся за новую статью, которую решил отправить почтой прямо Леониду Ильичу Брежневу, понимая, что предложенные мною кардинальные решения в системе образования необходимо делать как можно скорее, потому как «враг не дремлет» и общественная нравственность сама собой лучше не становится.

И осенью 1976 года в Кремль, на имя Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза пришло заказное письмо из Свердловска. В письме находилась статья «Социальный прогресс и школа», в которой обосновывалось предложение коренной реформы системы среднего образования. Переживая за благополучное развитие страны, автор статьи предупреждал об опасных для страны процессах, происходящих среди советской молодёжи, и предлагал способ противодействия этой угрозе.

Статья, таким образом, состояла из двух частей.

В первой части статьи автор подробно говорил о том, что в век быстрого развития технических средств распространения информации, идеологическая борьба двух мировых систем, капитализма и коммунизма, будет необходимо обостряться. Будет возрастать степень воздействия на советскую молодёжь западной пропаганды, усиленно распространяемой всеми технически возможными способами.

В заключение первой части статьи, автор делал важное предостережение, что с появлением и широким распространением видеомагнитофонов в стране, поток антикоммунистической информации резко возрастёт и усилится степень её влияния. Западный видеоряд станет более активно внедрять в массы капиталистические ценности, развращая советского человека потребительской психологией. 

Вторая часть статьи целиком была посвящена реформе системы среднего образования в СССР.

Высылая свою работу на имя Генерального секретаря, автор рассчитывал на высокий интеллектуальный уровень коммунистического руководства страны. Там, наверху, наверняка должны были видеть приближающуюся угрозу. Наверняка там знали о нарастании идеологического противостояния, поэтому верхи должны были бы внимательно рассмотреть предложение реформы и начать работу по проверке теории и претворению замысла реформы в жизнь. Следовало как можно скорее начать работу в этом направлении, а какие формы примет реформа будет ясно со временем.

Вот текст моей второй статьи (с минимальными изменениями).

 

===========================================================

СОЦИАЛЬНЫЙ  ПРОГРЕСС  И  ШКОЛА.

Свердловск, осень 1976.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Средства массовой информации в идеологической борьбе.

I.  Психологическая война.

II. Вторжение насилия.

2. Современная система среднего образования

I.  Основной недостаток.

II. Основное противоречие.

3. Новый принцип образования.

I.  Новая школа.

II. Философия и история основного принципа.

Литература

 

 

1. Средства массовой информации в идеологической борьбе.

 

Научно-техническая революция, происходящая в мире, не может не наложить отпечаток на характер и методы ведения идеологической борьбы двух систем: капиталистической и социалистической. НТР предоставляет империализму новые возможности усиленно влиять на психику людей с целью навязывания им своих установок. Поэтому мы должны ясно представлять себе пути научно-технического прогресса в различных областях, чтобы иметь возможность контролировать то воздействие, которое может быть с его помощью оказано на общество. В связи с этим рассмотрим вопрос о развитии средств массовой информации и о влиянии этого процесса на противоборство двух мировых общественно-экономических систем.

 

I.  Психологическая война.

С первых же дней существования нашего социалистического государства капиталисты всех стран мира начали злобную клеветническую кампанию против него. Подвластные им средства массовой информации стремились всячески извратить, оболгать всё, что делалось в нашей стране. Они пытались настроить общественное мнение народов против Советской республики, лишить нас поддержки со стороны международного рабочего движения. Но клеветническая кампания не принесла желаемого результата. Более того, во всех странах ширилось и крепло рабочее движение, возглавляемое коммунистическими партиями, росла его поддержка молодому социалистическому государству.

Буржуазия, поҷувствовав нарастание революционных настроений уже внутри своих собственных стран, усилила борьбу против опасных для её существования тенденций.

В политике это проявилось тем, что в некоторых странах к власти были допущены фашисты: пусть диктатура – лишь бы не социализм!

В области философии разрабатывались и появлялись новые декадентские теории, призванные «научно» обосновать капитализм, как единственно возможное общество при сохранении принципов демократии, а все извращения этого общества, как следствия той же демократии: пусть копаются в собственных заблуждениях – лишь бы не социализм!

В области культуры буржуазная киноиндустрия обрушила на головы людей нескончаемый поток фильмов. Бездумные комедии, пустые мелодрамы, леденящие кровь ужасы – всё это возбуждало в людях те или иные чувства, «бетонируя» при этом мозг, «топя» мысли в потоках ненужной информации. Пусть содрогаются от страха, рождённого собственным воображением, пусть льют слёзы по судьбам экранных героев, пусть смеются до помешательства, до колик в животе – лишь бы не социализм!

Средства массовой информации работали на полную мощность: миллионными тиражами выпускалась бульварная литература, уводившая мысли человека от действительных проблем; миллионами штук выпускались грампластинки с записью модных песенок, мешавшие человеку думать; миллионами часов в год крутили в кинотеатрах фильмы, отучавшие человека думать. И всё это по-прежнему сопровождалось безудержной чёрной клеветой на социализм. Таков был социальный заказ буржуазии, который её средства массовой информации добросовестно претворяли в жизнь.

Поглощённые этими заботами и не заметили, как подкралась II мировая война, унёсшая с собой 50 миллионов жизней.

После её окончания общепризнанным центром, определяющим стратегию и тактику ведения борьбы против международного коммунизма, стали Соединённые Штаты Америки. Под их руководством страны Запада начали вскоре мощную пропагандистскую кампанию, направленную на социалистический лагерь.

Возможность воздействия на широкие массы в СССР появилась у империалистов впервые с I917 года, со времён «свободы печати», когда различные буржуазные партии могли открыто вести в народе свою идеологическую пропаганду. В 50-х годах это стало возможным в связи с быстрым развитием средств массовой информации и, в первую очередь, с резким ростом количества радиоприёмников в стране.

Печать также продолжает использоваться в идеологической войне, но при этом возникают большие трудности с доставкой информации, её тиражированием и распространением среди населения. Радиопропаганда  хороша тем, что безнаказанно ведётся с территории своей страны или страны-посредника. Такая пропагаңда не связана с риском перехода границы человеком, распространяющим её: радиокомментатор работает в полной безопасности, в комфортабельных условиях студии. Большим плюсом радиопропаганды является и широта тем охвата, и оперативность в оценке текущих событий. Самое же главное её достоинство в том, что радио позволяет информировать многомиллионные аудитории. По сравнению с печатью недостаток радиопропаганды лишь тот, что напечатать можно что угодно – бумага всё стерпит, то есть печать, в некотором роде, безлична. Но это очень маленький минус, ведь до широкого распространения радио ведение массовой пропаганды на Советский Союз вообще было невозможно.

«Определённые цели внешней политики могут быть достигнуты скорее путём контакта непосредственно с населением иностранных государств, чем с их правительствами. Использование современной аппаратуры и информационной техники создаёт в настоящее время возможность информировать большую или влиятельную часть нации, действовать на ее поступки, а иногда стимулировать действия определённого рода. Эти группы населения впоследствии способны оказать значительное, в конечном счёте, решающее давление на свои правительства». (1)

Благодаря подобным «идеям», на первых порах пропаганда на социалистические страны носила ярко выраженный антикоммунистический характер: открыто критиковались правительства социалистических стран, раздавались призывы «к борьбе за демократию» и т.п. Некоторым горячим головам на 3ападе казалось, что стоит только тому или иному «голосу» бросить петушиный клич, как народ в странах социализма, недолго думая, возьмётся за оружие. Но очень скоро вздорность и нелепость подобных мечтаний стала очевидной.

Теоретики от идеологической войны начали понимать, что одной лишь критикой, чёрной клеветой на социализм многого не добьёшься. А выкрикивать антикоммунистические лозунги – всё равно, что метать зёрна в необработанную землю. Призывы к борьбе и клевета не переубеждают, они способствуют только ещё большему размежеванию уже определившихся сил.

Задача работы западных пропагандистов постепенно вырисовывалась несколько иначе: нужно попытаться сначала создать аудиторию в социалистических странах, которая бы воспринимала антикоммунистические идеи. В первую очередь нужно воздействовать на молодёжь, ибо она легче поддаётся влияниям. Со временем дети станут взрослыми, займут соответствующие посты и задача пропагандиста в том, чтобы взрослый человек, если не придерживался бы прозападной ориентации, то, по крайней мере, занимал бы по этому вопросу нейтральную позицию.

«Наше идейное богатство необходимо исподволь психологически искусно внедрять в общественную жизнь коммунистических стран с помощью всех средств современной пропаганды… Люди в коммунистических странах станут, таким образом, сознательными или бессознательными носителями идей Запада, будет создана атмосфера всеобщего недовольства, что явится предпосылкой для ненасильственных внутренних преобразований и перемен в этих государствах. Непрерывной деятельностью, которая утомит противника, необходимо ускорить этот естественный процесс… Обстановка в Европе создаёт возможности успешного ведения психологической войны со стороны Запада». Это сказал Франц-Йозеф Штраус. (2)

Психологическая война пришла в практику радиопропаганды из военной области. Психологическая война во время войны обычной – это систематическое информационное воздействие на армию противника с целью понижения её боевого духа, с целью добиться морального превосходства своих солдат над солдатами противника. Психологическая война довольно успешно применялась воюющими сторонами во II мировой войне. Психологическая война сейчас – это «планомерное использование нацией или группой наций пропагандистских или соответствующих информационных мер, направленных на вражеские, нейтральные или дружественные группы с тем, чтобы повлиять на точки зрения, эмоции, позиции и поведение в интересах поддержки и целей данной нации или группы наций». Ю. Арбатов. (3)

Перебравшись из военной сферы в область идеологии, психологическая война стала методом обработки сознания слушателей западных радиостанций. Теоретик психологической войны Пол Лайнбаджер, так писал о роли психологии в ней: «Что может дать психолог для психологической войны? Во-первых, психолог может указать на такие особенности человеческого разума, которые обычно остаются незамеченными. Он может сказать, каким образом страх можно превратить в негодование, личную находчивость – в массовую трусость, трения – в недоверие, предрассудки – в ярость. Психолог достигает этого обращаясь к подсознательным ҷувствам человека, которые служат ему исходным материалом». (4)

Этот «исходный материал» в странах социализма посредством психологической обработки нужно сделать восприимчивым к последующему идеологическому воздействию. Психологическая война, таким образом – это своеобразный инструмент, которым готовят почву для успешного внедрения и произрастания зёрен – идей антикоммунизма.

Чтобы достигнуть этого, в своей практике западная пропаганда без зазрения совести вторгается во внутренний мир человека, в его эмоциональный мир. Действуя на эмоции, пропагандисты пытаются привить людям идеи «в обход» их разума. Диапазон эмоционального воздействия при этом весьма широк.

«На какие эмоции прямо или косвенно пропаганда может воздействовать? На любые. На простые эмоции, вроде страха, на сложные – такие, как сострадание или самоуважение, на эгоистические эмоции, вроде честолюбия, или альтруистические, такие, как любовь к семье. Все человеческие эмоции и инстинкты в то или иное время давали пропагаңдистам средства влиять (или пытаться влиять) на поведение тех, кто служит для них мишенью». Л. Фразер. (5)

Избрав своей мишенью народы социалистических стран западные пропагандисты стремятся, как минимум, лишить их интереса к социальным и политическим проблемам мира, стремятся навязать им общественную пассивность. «Используя национальные различия, религиозные предрассудки, а также человеческие слабости, как, например, зависть, любопытство, женское тщеславие, жажду удовольствий – следует развивать безразличие к целям коммунистического государственного руководства». «Ауссенполитик», ФРГ. (6)

Со временем, постепенно, характер ведения пропаганды на страны социалистического лагеря меняется. «В пропагаңце речь идёт уже отнюдь не о том, чтобы открыто писать в газете или говорить в радиопередаче, что именно, согласно желанию пропагандиста, иңдивид должен думать или чему он должен верить. Фактически проблема ставится так: заставить такого-то и такого-то думать то-то, или, точнее, заставить определённую группу людей действовать определённым образом. Как этого достигают? Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а не иначе», но находят психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию. Этот психологический трюк называют «стимулом». Как видим, пропаганда, таким образом, уже не имеет ничего общего с распространением идей. Речь теперь идёт не о том, чтобы распространять идеи, а о том, чтобы распространять «стимулы», то есть психологические и психоаналитические трюки, которые вызывают определённые действия, определённые чувства, определённые мистические порывы». Й. Эллюил. (7)

Говоря грубо, пропагандист должен уметь обмануть, одурачить, так запутать реципиента, чтобы тот стал послушной марионеткой в его руках.

Далее на Западе появилась идея о деидеологизации пропагаңды, но предназначалась она исключительно для подавления пропаганды коммунистической. Разговоры о деидеологизации не заслонят главного: конечная цель психологической обработки – навязывание идеологических установок. Точнее, психологическая война – это просто одна из форм ведения идеологической борьбы.

«Под психологической войной было бы правильнее понимать предпринятое в глобальном масштабе идеологическое наступление империализма против стран социалистической системы, против национально-освободительного движения народов, против передовых идей современности…» (8)

Цель западной пропаганды осталась прежней – подрыв социализма, но изменились методы её ведения. Если в идеологической пропаганде прямо говорят о том, что социалистические страны – это враги, которые должны быть уничтожены любой ценой, и народ в них призывали к «протесту и борьбе против режимов», то в психологической пропаганде объявляется «идеологический мир». Живите, мол, при социализме, мы не имеем ничего против, только вот живёте вы скучновато, но ничего, мы вам поможем, слушайте нас ежедневно и вам будет легче. Психологическая война – это качественный скачок в ведении антикоммунистической кампании Запада.

         Психологическая пропаганда не призывает человека к борьбе открыто, но пытается заронить в его душу зёрна недовольства, неудовлетворения – недовольство рождает гнев, а когда люди разгневаны, на них легче влиять. Психологическая война – это маска идеологической борьбы, которая необходима для подготовки реципиента к восприятию её лозунгов. К этому буржуазия вынуждена была прибегнуть потому, что «идеи» капитализма уже не привить людям, чьё сознание первоначально не затуманено тонкой психологической обработкой.

В странах Запада это делается просто – все средства информации направлены на «…переключение интереса различных слоёв населения от социальных проблем к сексу, интимной жизни кинозвёзд и гангстеров, к уголовным сенсациям, а также к различным формам пустого времяпрепровождения». (9)

В странах социализма это сделать намного сложнее. Основной вопрос практики радиопропаганды сводится к тому, чтобы привлечь молодого человека к прослушиванию западных радиостанций. Как это можно сделать?

В качестве своеобразной приманки стало выступать западное искусство и, в первую очередь, музыкальное, песенное. Музыка, которую постоянно «крутят» западные радиостанции служит, образно выражаясь, в качестве огня, на который летят в ночной мгле насекомые. Её главная роль – приучить человека к культурным ценностям Запада. Музыка западных рок групп – это блестящая, красивая упаковка гнилого товара – психологически искусно поданной антикоммунистической пропаганды. Самое главное, чтобы молодой человек, заинтересовавшись, подсел к своему радиоприёмнику и настроил его на нужную волну, а дальше, как говорится, дело техники – всё в руках пропагандиста. В перерывах между исполнением музыкальных номеров сознание слушателя будет подвергаться той психологически выверенной обработке, о которой говорил Штраус.

Итак, для того, чтобы молодой человек подсел к своему приёмнику, его надо заинтересовать музыкой, которую он сможет прослушивать по нему.

Следующий вопрос в том, как донести музыку до слушателя. Можно, конечно, переправлять через границу грампластинки с записью музыкальных произведений, но при этом возникают те же трудности, что и с печатью, и главная – тиражирование.

Проблема была решена сама собой: процесс развития средств тиражирования информации привел к созданию и массовому производству магнитофонов. Магнитофоны – вот способ тиражирования музыкальной информации грампластинок. Тандем проигрыватель-магнитофон должен теперь обеспечить аудиторию для радиопропаганды.

Многие, наверно, хорошо помнят первые шаги распространения в нашей стране магнитофонов. Купив такой аппарат, человек, восхищённый открывшейся перед ним возможностью запечатлевать звуки мира, в первые часы так и поступал: записывал на плёнку всё подряд – всё, что издавало звук. Но эти эксперименты быстро кончались, и плёнка заполнялась музыкальными записями.

Однажды, кто-то принёс в дом кассету с музыкой, никогда ранее не слышанной. Странная манера исполнения, необычная инструментовка, простота и доступность композиций – всё это очень привлекает молодёжь. Современное же положение таково, что число кассет в стране, на которых записана популярная рок музыка, не пропагандируемая нашими средствами информации, то есть распространяемая среди молодёжи бесконтрольно, в 5 – 10 раз превышает численность магнитофонов у населения. Практически, почти у каждого владельца магнитофона в нашей стране есть, как минимум, одна кассета с записью рок музыки, которую мы никогда бы не услышали, не будь магнитофонов.

Я не хоҷу сказать, что каждый человек, кто хоть раз слушал подобную музыку, сейчас же садится за радиоприёмник и настраивается на «Голос Америки» – нет, но один из ста это делает. Но и это не столь уж страшно, если слушает он только рок музыку, но один из тысячи слушает все передачи подряд. Один из тысячи – это слишком мало, чтобы затормозить наше развитие, но вполне достаточно, чтобы испортить настроение, а социальное настроение – это уже кое-что.

Благодаря магнитофонам музыкальное образование советской молодёжи частично лишилось контроля со стороны общества и государства. Магнитофоны дали возможность западным средствам пропагаңды приучить некоторую часть нашей молодёжи к образцам буржуазной музыкальной культуры. Пусть даже в прослушивании подобной музыки нет ничего плохого. Страшна не музыка сама по себе, страшна она как приманка к западным источникам информации.

Так или иначе, но широкое распространение различных западных музыкальных течений началось в СССР лет I5 назад и уже заметны кое-какие результаты этого проникновения: вслед за музыкой – моды, вслед за модами (в некоторых случаях) – жизненные установки, образ жизни.

В настоящее время общая задача работы средств массовой информации Запада на страны социалистического лагеря складывается из следующих этапов: 1. приучение людей к культурным ценностям Запада с целью привлечения их к западным источникам информации, 2. психологическая обработка сознания слушателей с целью создания необходимых условий для 3. идеологического воздействия.

 

II. Вторжение насилия.

Каково будущее идеологической борьбы? Ответить на этот вопрос невозможно, не ответив на другой вопрос: как будет развиваться техника тиражирования информации, скажем, в ближайшие 5 лет?

«Сибиряки впервые в стране создали малогабаритный кассетный переносной видеомагнитофон для записи и воспроизведения цветного изображения на экране телевизора. …Теперь с помощью комплекта «Томск» вы сможете по своему желанию записывать с экрана телевизора любые интересующие вас передачи, концерты, фильмы, спортивные матчи…» (10)

В настоящее время видеомагнитофон проходит испытания перед внедрением в серийное производство. Вообще, по мнению специалистов, в текущей X пятилетке начнётся серийный выпуск видеомагнитофонных приставок и цветных лазерных телевизоров с размером изображения два квадратных метра.

Повлияет ли такое событие, как внедрение в повседневный быт видеомагнитофонов, на характер и методы ведения идеологической борьбы? Несомненно! Если простому магнитофону мы обязаны распространением среди нашей молодёжи западной музыкальной культуры, то видеомагнитофон создаст необходимые и достаточные условия для широкого распространения «достижений» западной массовой культуры в области кинематографии.

Так ли это? Распространение любого товара зависит от спроса и предложения. Если западная музыка привлекает внимание почти исключительно молодёжи, то западные фильмы заинтересуют все возрасты. К примеру, серии о Тарзане с удовольствием посмотрят и пожилые люди (этот фильм, демонстрировавшийся в наших кинотеатрах в 30-х годах, напомнит им о днях молодости) и дети. Подростки, юноши и девушки удовлетворят, наконец, свою страсть к Фантомасу и Анжелике. А кто откажется приобрести кассету с записью фильма «Крёстный отец»? Фильмов, которые не допускаются на наши экраны, очень много, но всех их объединяет одно: «В фильмах, предназначенных для детей и юношества, преуспевают те же герои, совершаются те же преступления, что и в фильмах, которые с содроганием смотрят взрослые». (11)

«Нужно иметь в виду, что в подростковом возрасте могут наблюдаться и нездоровые увлечения и интересы. Относительно безобидное из них – это, например, бездумное и беспорядочное «глазение» (иначе не назовёшь) на экран телевизора – просмотр телепередач без разбора, всех подряд». (12)

«Относительно безобидное» постольку, поскольку «относительно безобидны» передачи нашего телевидения: идейное и нравственное содержание распространяемой информации зависит от того, в чьих руках находятся средства информации. Наш зритель не знаком ни с фильмами ужасов, ни с сексуальными картинами, ни с прочей гнилью. Не знаком потому, что государство, в гуманных целях, не допускает их на экраны наших кинотеатров, не транслирует их по телевидению.   

Но с появлением видеомагнитофонов в нашей стране, исчезнет тот контроль, который осуществляет сейчас государство относительно содержания просматриваемых населением фильмов, исчезнет барьер, что разделяет затхлый пруд от чистого озера. Произойдёт постепенное превращение телевизора из милого доброго друга и учителя в развращающего преступника. Если подросток вместо детского фильма студии имени Александра Довженко будет по нескольку раз в день смотреть какую-либо работу Альфреда Хичкока, вся «безобидность» телевизора растворится словно дым.

Опасность подобных фильмов очевидна: «Механизм сопереживания лежит в основе психологического воздействия искусства. Сопереживание может привести к дальнейшей идентификации, но не обязательно. Зритель может сопереживать, скажем, герою кинофильма, но это совершенно не означает, что он обязательно воспримет и его систему ценностей (впрочем, у детей и подростков иногда случается именно так и в этом кроется известная социальная опасность некоторых, так называемых кассовых фильмов, закупаемых за рубежом)». (13)

Подростки, в большинстве своём, «не знают меры» в просмотре кинофильмов. Сильные увлечения – это естественная черта их возраста, но при этом, к сожалению, их вкус ещё недостаточно разборчив к содержанию фильмов. «Современные же подростки в среднем смотрят до 100 фильмов в год (вместе с телевизионными – до 200 в год). 0бследования психологов показали, что многие московские подростки по 4 раза в неделю смотрят кинофильмы, а с телевидением – вдвое больше и тратят в неделю 26 часов на зрелища. …Особое значение имеют кинофильмы, которые показывают людей смелых, решительных. Подросткам (и не только мальчикам) нравятся запутанные ситуации, сложные коллизии, занимательная фабула, напряжённое действие, острые сюжеты. Отсюда нездоровое увлечение низкопробной зарубежной кинопродукцией типа «Анжелики – маркизы ангелов», «Железной маски», «Фантомаса».

Эти кинофильмы производят на подростков очень сильное впечатление. Они стремятся много раз посмотреть полюбившиеся фильмы. Опрос и наблюдения показали, что некоторые ребята по 15 – 20 раз смотрели «Фантомаса». Один из подростков, рекордсмен в своей области, смотрел этот фильм 24 раза! Иначе, как кинонаркоманией, это не назовёшь». (14)

И здесь ещё раз нужно подчеркнуть, что «телевидение может стать рычагом величайшего социального прогресса, но с не меньшим успехом может способствовать всеобщему одичанию. Всё зависит от того, какие программы оно предлагает своему зрителю». (15)

Программы нашего телевидения служат высоким идеалам гуманизма, они помогают развивать всё лучшее, что есть в человеке. Их работа – это осуществление на практике человеколюбивой политики нашей партии и правительства. Но, с появлением в быту видеомагнитофонов, на домашних телеэкранах могут появиться такие «произведения», которые служат совершенно иным целям. Они развращают, запугивают, приучают к насилию, в общем, стараются «превратить молодого человека в раба низменных страстей, погасить в нём пламя высоких смыслов об общем благе, утвердить общественную пассивность…» (16)

Для того, чтобы составить более полное впечатление об опасности, угрожающей нашему обществу в связи с появлением видеомагнитофонов, посмотрим на тот эффект, который производит демонстрация психофильмов на население стран Запада.

Сначала немного о «репертуаре». В 30-х годах киноэкраны стран мира захлестнула волна фильмов ужасов. «Психологический эффект картин серии о «Франкенштейне» – чудовище-роботе и ряда других им подобных фильмов был безусловен. Необычный сюжет, извращенная психика героев сковывали страхом даже человека с железными нервами, внушали пессимизм, неверие в свои силы, пассивное ожидание». (17)

Но это было всего лишь только началом. После II мировой войны получило большое развитие новое направление – «чёрный фильм».

«Чёрный фильм», подобно фильму ужасов, имеет социальную направленность – отвлечь зрителя от волнующих его вопросов, увести в сторону, заронить в душу неуверенность, враждебность к людям, отгородить человека от реального мира, убедить его в слабости перед злом и насилием.

Психологическое воздействие «чёрного фильма» намного больше, чем фильма ужасов. Он более правдоподобен, он более реалистичен. Здесь главное действующее лицо не робот или какое-либо ҷудовище, а живой нормальный человек, которому свойственно всё человеческое. Герои фильмов наделяются умом, привлекательной внешностью, силой.

Однако основным содержанием фильмов этой серии является насилие, жестокость, садизм, психические и психологические извращения. Преступление, психическая неполноценность человека, насилие над душой и телом человека преподносятся как нормальные проявления человеческого бытия. Человек окружён злобной средой. Он может существовать только замкнувшись в себе и отвечая агрессивностью на любое проявление внешней

среды. Деньги, высокое положение в обществе достигаются только в том случае, если человек идёт к ним, не считаясь с чувствами, мнением, страданиями его окружающих.

Отличительной чертой «чёрных фильмов» является не просто проповедь насилия, но насилия над «неполноценными» людьми.

Кинопромышленность пытается убедить человека, что расизм – в натуре человека, это его биологическая сущность. И не следует вмешиваться в эту проблему, пытаясь поднять негра до уровня полноценного человека». (18)

В настоящее время кино и телеэкраны капиталистического мира буквально забиты кинопродукцией, действующей разлагающе на человеческую психику. «Франк Орм свидетельствует, что 70% всех детских передач Лос-Анджелеса – это демонстрация и пропаганда зла, насилия, вульгарности и пошлости». (19)

«…средства массового общения превращаются в источник растления человеческой психики, становятся настоящей школой преступности и разврата. Ведущая роль в этом отношении в CША принадлежит телевидению, за ним следуют кино и дешёвая литература. …Ковбойские и гангстерские боевики вытесняются историями, повествующими о похождениях невропатов, психопатов, вампиров, вурдалаков, роботов, суперменов и т. д. …Такого рода «искусство» выполняет определённого рода социальную и политическую функцию, воспитывая в людях агрессивность, приучая их к жестокости и бесчеловечности». (20)

         «Рост преступности, особенно среди молодёжи, становится в наши дни бичом многих капиталистических стран. И целый ряд исследователей связывает это в какой-то мере с содержанием телевизионных передач. С этим нельзя не согласиться, если вспомнить тот шквал фильмов ужаса, насилий и убийств, которые ежедневно обрушиваются с голубого экрана на телезрителей США или Западной Европы». (21)

«…информация о насилии, апеллирующая к чувству страха реципиента, отнюдь не проходит бесследно для сознания аудиторий. Обращение буржуазной прессы, радио и телевидения к информации этого рода фактически деперсонализирует личность, а в обществе оно создает тот моральный климат, ту психологическую ущемлённость, которая в состоянии извратить всё – и быт, и воспитание, и школу». (22)

Результаты не заставляют себя ждать. «В докладе, опубликованном Международной ассоциацией школьной безопасности, приводятся цифровые данные, говорящие о драматическом росте преступности в американских школах. За период с 1970 по 1973 г. случаи насилия и оскорбления действием увеличились в школах США на 58%, грабежей – на 117%, нападений с целью

изнасилования – на 62%». (23)

Конечно, эти цифры вызваны не одной пропагаңдой насилия средствами массовой информации, но недооценивать силу влияния подобной пропаганды – значит, серьёзно заблуждаться.

«Во всех капиталистических странах сейчас очень популярны сексуальные кинокартины… Есть и комедии, и драмы, и мюзиклы. Вы думаете, что все эти картины бездарны? Ничего подобного. То-то и отвратительно, что среди них есть и талантливые фильмы, безусловно, имеющие силу огромного эмоционального воздействия на зрителей. А образная память куда сильнее механической, и соединятся эти образы с чьими-то личными эмоциями, искривят их, разрушат, покалечат, и проникнут в семью, в чьи-то до этого ничем не загрязнённые отношения. И запакостят всё, что только можно запакостить». (24)

«…подобная «духовная пища» не проходит бесследно для подрастающего поколения. Она оказывает разрушающее воздействие на психическое здоровье детей и подростков. «У моей шестилетней дочери я никогда ранее не замечала отклонений в психике, – отмечала в своём письме в редакцию американского журнала «Ю.С. ньюс энд уорлд рипорт» Маргарет Боннефил из Калифорнии. – Но по мере того, …как она стала смотреть телевизионные передачи, моё беспокойство по этому поводу усилилось. Теперь моя дочь страдает бессонницей, а когда засыпает, её мучают кошмары…» Специалисты утверждают, что нарушения психики, вызванные телевизионными передачами, дают себя знать и в более старшем возрасте. …социально опасным последствием прославления насилия на телеэкране является изменение поведения людей, увеличение их агрессивности, склонность разрешать все жизненные ситуации по теле- и киносценариям. Австрийский социолог К. Розенблюм установил прямую зависимость между

демонстрацией американских гангстерских фильмов и количеством уголовных преступлений. Он даже ввёл специальный термин «криминальная киноволна», означающий совершение преступлений по рецептам голливудских теле- и кинофильмов». (25)

Важнейшую роль в психооболванивании масс на Западе играет реклама. Этот вид кинопродукции также может быть распространён с помощью видеомагнитофонов. «Вот, например, что говорит Джон Майерс, профессор Калифорнийского университета: «Не вызывает сомнения тот факт, что реклама, учитывая силу её воздействия, наглядность и возможности создавать символические ценности, играет большую роль в конфликте идеологических перспектив капитализма и социализма».

…За последние два десятилетия реклама из простой информации о товаре, его качествах и цене превратилась в изощрённую систему психопрограммирования масс, в систему, не только поддерживающую, но и активно участвующую в создании так называемого «общества потребления», в систему насаждения потребительской психологии. Под психопрограммированием в данном случае следует понимать систематическое воздействие на сознание масс, главным образом на эмоциональные и подсознательные факторы. Психопрограммирование – это форма воздействия на психику масс. …Следует отметить, что подобное психопрограммирование самым непосредственным образом вызывает определённые социальные последствия, в первую очередь повышение конформизма общества, унифицирование мировоззрения широких масс, их политическую пассивность». (26)

Сила воздействия рекламы огромна. «Сбыт сигарет, сопровождаемый рекламой по телевидению с включением телевизионных фильмов эротического содержания, увеличился за год вдвое. Криминальный телефильм поднял сбыт другого сорта сигарет на 75% … по данным «Штутгартен цайтунг» (27)

«Одна двенадцатисекуңдная передача «Пейте чай и смотрите» за год утроила потребление чая». (28)

«Всю дорогу нас преследовал минутный фильм. На рельсах стоит чемодан. Пуская дымок, мчится к нему паровоз. Удар! Чемодан летит под откос, но остаётся ниҷуть невредимым. Крупная надпись – название фирмы, выпускающей чемоданы. Дело сделано. Если бы нам пришлось покупать чемодан, мы бы спросили именно тот, стоящий на рельсах». (29)

Правда, в нашу страну будут засылать не рекламу чемоданов или чая, а рекламу алкоголя, табака, наркотиков, половой распущенности и тому подобное. Для империалистов было бы радостно слышать, что в нашей стране увеличивается потребление сигарет, спиртных напитков… Логика проста: чем больше люди будут пить спиртное, тем больше будет разрушенных семей, тем меньше счастья будет доставаться детям, тем хуже будет нравственное здоровье нации, тем хуже будет социализму вообще. Денег господа капиталисты на этом не заработают, зато попытаются навязать нам свои болезни, чтобы затормозить наше развитие.

Было бы большой ошибкой недооценить грозящей опасности. Да, такого у нас сейчас нет и, можно быть в том уверенными, никогда бы не было, если бы не появились видеомагнитофоны. Вспомним, что с рок-н-роллом наша молодёжь близко познакомилась не по официальным каналам связи. И если в повседневный быт войдут видеомагнитофоны, то кто поручится, что в стране не будут распространяться фильмы, проникающие к нам неофициальными путями. И кто поручится за то, что эти фильмы на нашу молодёжь не будут действовать столь же трагичным образом.

Со стороны же правительств Запада не будет чиниться никаких преград потоку разлагающих душу фильмов. Напротив, Запад в этом прямо заинтересован. Даже в случае заключения международных соглашений, препятствующих распространению психофильмов, всё равно, западные правительства найдут способ обойти эти соглашения. Будут созданы фиктивные фирмы, которые займутся производством и распространением фильмов специально для социалистических стран. Они будут готовы оплатить все издержки, бесплатно рассылая фильмы, лишь бы те доходили до зрителя. Капитализм прямо заинтересован в разложении нашего общества, ведь от психического состояния нации непосредственно зависит и её экономика, и её положение на международной арене.

Исходя из всего вышесказанного, следующий этап в идеологической борьбе капитализма против социализма можно с полным правом назвать психовойной. Если психологическая война использует различные трюки с целью навязывания психологических установок, то психовойна будет иметь в качестве ближайшей цели моральное развращение нации, повышение её психической возбудимости в целом.

Недаром говорят: «Чтобы посмеяться над человеком, Господь сначала затуманивает его разум». Задача будущей психовойны – с помощью фильмов, воздействующих на психику, сделать так, чтобы разум уменьшил свой контроль над чувствами и страстями. Превратить человека в легко возбудимого, развращенного, легко поддающегося влияниям неврастеника- вот цель и задача психообработки. Психовойна с помощью и посредством видеомагнитофонов – последний шанс капитализма в борьбе за будущее и уж он то, надо думать, постарается использовать его полностью.

Может возникнуть мнение: так давайте тогда не будем производить эти видеомагнитофоны, раз такое дело. Но всё не так просто. Видеомагнитофоны принесут с собой и ни с чем несравнимую пользу.

Во-первых: шедевры мировой культуры, записанные на магнитную плёнку, стаңут доступны для любого уголка страны, где есть источник электроэнергии, что, безусловно, будет способствовать развитию общества.

Во-вторых: с появлением видеомагнитофонов должно резко повыситься качество образования. Рассмотрим это подробнее.

Студенты дневного отделения слушают свои лекции днём, студенты вечернего – вечером, студенты заочного – вообще не слушают. Да и качество чтения лекций для студентов дневного и студентов вечернего отделений различное: студенты и преподаватели устают за день и к вечеру работоспособность падает. Кроме того,  качество чтения лекций по одному и тому же предмету в разных вузах разное.

А теперь перенесёмся в эпоху видеомагнитофонов. Студенты дневного отделения, студенты вечернего отделения и студенты заочного отделения приходят в вузовскую фильмотеку, и там каждый получает запись лекции наилучшего преподавателя страны. Студент приходит домой, ставит кассету на видеомагнитофон и с экрана телевизора воспринимает лекцию. Причём, запись он может повторять столько раз, сколько необходимо для того, чтобы понять всю лекцию до мельчайших подробностей. Исчезнет, таким образом, разница в качестве преподавания теоретического материала студентам различных вузов и отделений. Студенты всех вузов страны, всех отделений (но одинаковой специальности) будут знакомиться с одной и той же лекцией по данному предмету – наилучшей в стране, а, может быть, и в мире. Роль преподавателей тогда фактически сведётся проведению практических занятий и разбору сложных положений лекции.

Это лишь два примера применения видеомагнитофонов, а какая польза от его внедрения будет народному хозяйству в целом, и представить трудно. Перспективы открываются огромные и всё было бы хорошо, если бы… Если бы в мире не было фильмов насилия, порнографии и прочего, если бы не было капитализма.

 

Итак, с распространением видеомагнитофонов перед обществом открываются великолепные перспективы увеличения темпов социального прогресса, и возникает ряд сложных проблем морального порядка, в первую очередь проблема правильного воспитания подрастающего поколения. С одной стороны – неизмеримые выгоды, с другой – столь же неизмеримые опасности. В этом диалектика развития общества. Опасаясь последствий, мы можем, конечно, не производить видеомагнитофоны, но характер социального развития нашего времени таков, что та страна, которая быстрее других внедряет в использование новейшие достижения науки и техники, получает и большие выгоды. Поэтому, рано или поздно, но мы столкнёмся с поставленными перед нами проблемами, значит, нужно уже сейчас думать об их успешном разрешении.

 

 

2. Современная система среднего образования

 

Психоинформация западных фильмов отрицательно влияет на зрителей всех возрастов, но наиболее опасна она для детей и подростков. Вследствие этого перед школой возникнет ещё одна задача: попытаться, по крайней  мере, нейтрализовать губительное влияние психофильмов. Но сможет ли современная школа справиться с такой задачей? Существующая система среднего образования построена на основе следующего принципа: «один учитель на один предмет и на несколько классов». Анализируя этот принцип можно выделить из него две коренные причины, по которым школа не только не сможет в будущем нейтрализовать разлагающее воздействие западных фильмов, но уже и сейчас не вполне удовлетворяет общество эффективностью своей работы.

 

  • Основной недостаток.

Из основного принципа следует: раз «один учитель на один предмет», значит, учеников своих учитель знает только со стороны этого предмета. Но, как говорил об этом ещё К. Д. Ушинский, чтобы правильно воспитывать ученика нужно «прежде узнать его тоже во всех отношениях». (30)

Могут возразить, что учитель всегда может узнать об ученике путём опроса других учителей. Конечно, но при этом он узнаёт не человека, а мнения о нём, а человека, каким его видят другие.

Кроме того, «один учитель на несколько классов». Преподавая 200 ученикам в неделю свой предмет невозможно знать каждого со всех сторон из-за того, что, попросту, нет времени на всех. Нельзя сейчас узнать каждого со всех сторон в принципе, поэтому у школы всегда будет оставаться какой-то процент «неблагополучных детей». А с распространением психофильмов этот процент может быстро возрасти.

Сколько времени учитель может уделить каждому ученику в среднем за урок, в день, в неделю? Учебный час длится 45 минут. Пусть в нашем классе учатся 45 детей. Тогда время возможного непосредственного общения учителя с каждым учеником за урок будет равно ОДНОЙ минуте. То есть, если бы учитель захотел поговорить лично с каждым учеником данного класса, он смог бы уделить каждому не более одной миңуты. Мы не учли здесь время, затрачиваемое учителем на объяснение нового материала, мы просто определили количество академического времени, приходящегося на одного ученика. Если бы школа была не школой, а, скажем, клубом, где каҗдый вдруг захотел переговорить с нашим учителем по душам, то у каждого было бы всего по одной минуте, чтобы начать и кончить свой разговор. А много ли можно сообщить за одну минуту?

Таким образом, учитель, в принципе, может общаться с каждым учеником данного класса лишь по одной миңуте в день. Если же у него два урока в данном классе, то две минуты в день. Если наш учитель преподаёт математику или русский язык и литературу, то время возможного личного общения составит в неделю 6 – 7 минут на каждого ученика, а в год максимум 4 часа. Если же наш учитель биолог или историк, то его возможности личного общения значительно меньше: примерно 2 – 3 минуты на ученика в неделю и час-полтора в год.

«Задача воспитания учащихся в процессе обучения требует конкретного изучения и мыслей, чувств и переживаний. Необходимо систематически и чутко изучать внутренний мир каждого ребёнка, подростка, юноши». (31)

«Наблюдать и изучать» учащихся наиболее плодотворно учитель может лишь общаясь с ними, то есть тогда, когда они отвечают на вопросы, у доски. Если половиңу времени урока преподаватель отводит на объяснение нового материала, то время действительного общения у учителя математики составит за год, в среднем на каждого ученика, максимум 2 часа, а у учителя истории 0,75 часа. На «систематическое и чуткое изучение внутреннего мира каждого» ученика выделяется, таким образом, 0,5 – 2 часа в год. Чтобы узнать, как зовут ученика, какой его любимый цвет, каков его характер за 2 часа в год, пожалуй, можно. Но чтобы за эти же 2 часа, что ученик проводит у доски за год, учитель смог бы не только полностью раскрыть его для себя, но и попытался бы ликвидировать неправильные установки в его душе – этого времени несколько маловато.

Не слишком ли многого мы требуем с учителя? Ведь учитель – «явление» в классе временное, он не может оказывать на психику детей постоянное, длительное воздействие, закрепляющее в поведении ребёнка какой-либо принцип, значит, и не может успешно воспитывать их.

Нужно прибавить, что каждый учитель преподаёт, в среднем, от 4-х до 8-ми классах, то есть, число детей, которых ему приходиться «систематически и чутко изучать» еженедельно составляет 1,5 – 3 сотни. Но «…рост интенсивности общения уменьшает устойчивость и психологическую глубину большинства межличностных связей, вызывает необходимость «торможения эмоций» (32), что отнюдь не способствует выполнению возложенных на учителя задач.

Итак, основной недостаток существующей ныне системы среднего образования заключается в недостатке времени общения учителя с учеником. Это недостаток основной, так как он вытекает непосредственно из основного принципа данной системы. От этого недостатка происходят все другие и, следовательно, от этого недостатка можно избавиться лишь преобразовав саму систему образования.

Дефицит времени делает невозможным установление тёплых эмоциональных отношений между учителем и каждым учеником. Отсутствие постоянного положительного эмоционального контакта между ними отрицательно сказывается на воспитании детей. «Ребёнок… сам стремится к эмоциональному контакту. …Но, когда он невозможен, тогда ребёнок пытается обратить на себя внимание любым доступным ему способом. Это явление имеет особое значение при современной культуре, когда интерес к детям пробуждают скорее их выходки, а не их примерное поведение… Контакт, который осуществляется как положительный, то есть, не причиняющий неприятности, не вызывающий неприятных переживаний, таких, например, как при наказаниях, наиболее полезен с точки зрения развития личности…» (33)

         Положительный эмоциональный контакт необходим, прежде всего, потому, что он позволил бы учителю правильно формировать внутренний мир молодого человека. Но для того, чтобы установить эмоциональный контакт с учеником, необходимо, чтобы прежде вы узнали бы друг друга досконально, «во всех отношениях». Возможно ли это за 2 часа в год?

Воспитывать гармонически развитую личность – этому должен посвящать себя каждый учитель. Как это сделать? «В воспитании главное – контакт с воспитуемым, а контакт с молодёжью лучше всего устанавливать на её «психологической территории». (34) Всё правильно, не ясно одно – где взять время на установление этого психологического контакта.

Что важнее – воспитание или образование?

«Ушли в прошлое дискуссии о том, что первично – обучение или воспитание детей: два эти процесса слиты в один поток». (35) То, что «два процесса слиты в один поток» – это факт, но то, что при этом воспитание оказалось «придонным течением» – это другой факт. Принцип «обучать воспитывая и воспитывать обучая» говорит лишь о неотделимости одного процесса от другого, но сейчас у преподавателя практически нет времени, чтобы «ещё и воспитывать». Ему бы новый материал успеть рассказать, спросить троих-четверых, а воспитание при современной системе – это «побочный продукт процесса обучения».

И позволим себе не согласиться, что дискуссии о первичности образования и воспитания ушли в прошлое. В настоящее время от психологического состояния одного человека зависит физическое состояние гораздо большей группы людей, чем, скажем, 30 лет назад. И это социальное значение человека постоянно повышается. Именно в связи с бурным научно-техническим прогрессом последнего времени, с постоянным повышением социальной значимости человека, проблема его воспитания, хотим мы этого или нет, выходит на первое место.

И как же обстоят дела с решением этой проблемы в современной школе? Три главных воспитующих фактора начинают действовать на ребёнка с приходом его в школу: семья, учитель и класс (компания сверстников). Роль семьи в воспитании ребёнка с этого момента постепенно снижается, уступая место воспитующему влиянию компании и, в меньшей степени, учителей.

Наибольший эмоциональный контакт у подростка существует со сверстниками, затем с семьёй и уж совсем мизерный эмоциональный контакт существует с учителями. «Особенно сильное стремление к близости с «группой равных» наблюдается в период с 14 – 18 лет. Близость с родителями и учителями в этот период значительно меньше. По данным одного из исследований, 99% ленинградских старшеклассников предпочитает проводить свой досуг вне школы и 93% вне дома; в свои любимые занятия ребята охотно посвящают сверстников (79%), реже – родителей (15, 5%) и совсем редко – учителей (3,5%)». (36) Поэтому и воспитующий эффект воздействия на ребёнка семьи, а, тем более, компании сверстников, огромен и не идёт ни в какое сравнение с воспитывающим воздействием учителей.

Приведённые данные хорошо иллюстрируют соотношение сил, принимающих участие в воспитании молодёжи. Именно в тот период, когда происходит становление человека, наименее эмоционально близкими людьми для юношей и девушек становятся учителя. Получается, что основная тяжесть воспитания детей ложится на их родителей, которые, не являясь в абсолютном большинстве своём педагогами, сами нуждаются в нравственном воспитании.

Возникает ситуация, напоминающая своего рода пинг-понг: родители всю ответственность за воспитание детей возлагают на школу, учителей. «Мы их кормим, одеваем, обуваем и отдаем в школу, чтобы та их учила и воспитывала, поэтому грешно спрашивать с родителей больше того, что они в состоянии дать». А учителя обвиняют родителей в их нежелании заниматься воспитанием своих же детей и предлагают «разделить ответственность» между семьёй, обществом и школой. Вот уж поистине «У семи нянек – дитя без глаза».

Не потому ли так живучи «неистребимые» человеческие недостатки, что люди, призванные обществом воспитывать подрастающее поколение, не могут этого сделать из-за простой нехватки времени и общество, тем самым, почти интуитивно, «воспитывает» само себя. Бывшие «недовоспитанные» ученики становятся родителями и воспитывают своих детей, как могут, не подозревая, что это и есть одно из двух наиглавнейших воспитаний, наряду с «воспитанием» компании, которое даст человеку жизнь.

Нужно, необходимо, наконец, настала пора создать в школе такие условия, чтобы между учителем и каждым учеником возникал и существовал постоянный положительный эмоциональный контакт. На его базе учитель мог бы досконально изучить все индивидуальные особенности ученика и, зная их, используя свои знания, выбирать тот метод воздействия, какой наиболее благоприятен для данного подростка. Только таким путем можно воспитать нравственного человека – человека коммунистического общества.

 

  • Основное противоречие.

Основное противоречие также непосредственно вытекает из основного принципа. Какими общество желает видеть выпускников школ? Если мы хотим, чтобы они были развитыми во всех отношениях, то для этого должны дать им сначала этого развитого во всех отношениях человека – учителя. Сейчас получается, что общество хотело бы всех выпускников видеть «отличниками», а в качестве образца для подражания даёт учителя только и знающего, что свой предмет. С каждого ученика требуется успеваемость по всем предметам, а знает ли, к примеру, учитель математики курс школьной истории хотя бы на «троечку»? Либо мы не должны требовать с ученика успеваемости по всем предметам, либо должны дать ему другого учителя.

Основное противоречие существующей системы среднего образования – это несоответствие между тем, какими общество желает видеть выпускников школ, и тем, каких людей оно даёт подрастающему поколению в качестве преподавателей.

«Способный учитель знает предмет не только в объёме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведёт хотя бы очень скромную исследовательскую работу. Учителю следует достичь такого капитального уровня знаний по своему предмету, компетентности, чтобы суметь удивить, восхитить, зажечь учащихся. Но этого мало, …учитель должен быть человеком очень высокой общей культуры, разносторонне содержательным человеком, с широкой эрудицией». (37) Кроме того, с учителя требуется ещё ряд способностей, с помощью которых он смог бы успешно передавать свои знания детям. Не слишком ли много? Да и так ли нужно «капитально» знать квантовую механику, чтобы объяснить детям законы Ньютона?

Как же общество готовит таких учителей?

Педвузовская программа не рассчитана на то, чтобы удержать знания студента по всем предметам школьной программы хотя бы на том уровне, что был у него после окончания школы. Студент всё своё время отдает получению специальных знаний по своему предмету и изучению педагогических дисциплин. У него нет времени, да и нужды, обновлять школьные знания по всем предметам.

Точно также и в школе, учитель сейчас настолько перегружен психически и физически, что у него не остаётся времени не только на поддержание уровня «человека очень высокой общей культуры, разносторонне содержательного человека, с широкой эрудицией», но и на углубление специальных знаний по своему предмету.

С точки зрения учеников получается, что каждый из них знает гораздо больше, чем любой учитель, так как учитель лишь свой предмет знает на «отлично», а по другим вряд ли сможет поспорить с учеником. То есть, общий уровень образованности школьника много выше, чем учителя.

Несомненно, учитель обладает специальными знаниями своего предмета, которые не идут ни в какое сравнение со знаниями ученика. Но эти знания лежат в его голове «мёртвым грузом» – их негде применить. Ученик ими не интересуется потому, что еще и не знает о существовании многих сложных вопросов в данной науке (а если знает, то на самом примитивном уровне). Если же интересуется, то всё равно огромное большинство специальных знаний учителя ему ни к чему, так как он еще так мало знает, что его воображение можно «удивить, восхитить, зажечь» и теми знаниями, которые в высшей школе считаются элементарными. Школьников, решающих дифференциальные уравнения, так мало, что ради них не стоит, право, заставлять всех учителей математики быть «компетентными» в самых высоких областях математических знаний.

В школе учитель не может реализовать большинство полученных им в ВУЗе специальных знаний своего предмета. И, вместе тем, специальные знания учителя настолько малы, к тому же у него так мало времени, что это не позволяет ему проводить какую-либо научную работу, не связанную непосредственно с учебным процессом в школе, при условии добросовестного отношения к педагогической деятельности. Трудно встретить учителя, обладающего такими знаниями, которые поставили бы его в один ряд с людьми, сделавшими данный предмет своей профессией. Современная наука настолько сложна, что «ведение хотя бы очень скромной исследовательской работы» требует неимоверных затрат труда и времени, что не под силу любому учителю. Всё, что может педагог в школе, так это только «постоянно следить за открытиями в своей науке» с помощью научно-популярных журналов.

Таким образом, окончив институт, со временем учитель потеряет большую часть своих знаний, так как нет стимулов, с помощью которых он стремился бы поддерживать тот уровень образованности, что был у него после окончания школы и не снижать уровень специальных знаний, полученных им в институте. Ведя свой предмет в нескольких классах, он поставлен в такие условия, что ему негде применить ни специальные свои знания, ни свою «широкую эрудицию».

В принципе, никто не против того, чтобы учитель знал все предметы школьной программы хотя бы на «хорошо», а в своей области был бы на уровне специалиста-профессионала. Но если учитель истории не будет знать закон Архимеда, то его не прогонят из школы, не заставят, под угрозой выговора, изучить элементарную физику. Не кажется ли ложной система, при

которой учитель литературы, к примеру, имеет полное право совершенно не знать химии и вообще другие предметы? Грубо говоря, ему платят деньги за тот предмет, какой он ведёт.

С каждого учителя требуют, чтобы в классах, где он преподает, по его предмету была полная успеваемость. Для достижения этого учитель начинает требовать с детей, чтобы они больше внимания уделяли его предмету, сам старается улучшить методы преподавания. Это приводит к тому, что учителя, поглощенного заботой о своём предмете, мало интересует успеваемость учеников по другим дисциплинам – пусть у других учителей болит голова за свои предметы, а ему хватает забот и со своим. Сама система среднего образования заставляет педагога вести себя так.

И чем взрослее становится школьник, тем меньше он склонен уважать учителей вообще, каждый из которых «вызубрил один предмет и гоняет нас по нему, а мы должны знать всё». Учитель начинает представляться как недоучка, как человек, у которого не хватило сил и таланта стать специалистом. Авторитет учителя падает, и пренебрежение к его профессии сохраняется на всю жизнь и передаётся молодому поколению.

Современный учитель знает слишком мало и совсем не то, чтобы иметь авторитет у учеников и у населения. Каждый «отличник» знает больше и шире учителя (без учёта его специальных знаний), каждый специалист знает больше и глубже учителя (без учёта его педагогических знаний). Из-за этого учитель и не пользуется авторитетом ни у школьник... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4 5 6


23 марта 2020

1 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«ПИСЬМА О РЕФОРМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Иконка автора Данила ДёминДанила Дёмин пишет рецензию 23 марта 23:49
Однако, автор выбрал занятную тему и отлично ее расписал в своем, можно сказать, реферате. Для студентов будет очень полезно почитать для общего ознакомления. В дискуссию вступать не буду из-за малого знания на тему среднего образования, но возьму многое на заметку и будет чем аргументировать. Спасибо автору!
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер