Получается загадка. С одной стороны, современная программа школьников насыщена самыми разными предметами, которых в свое время не было в расписании не то что у их бабушек и дедушек – у мам с папами. С другой стороны, общий уровень образованности детей оставляет порой желать… даже не лучшего, а хотя бы просто хорошего.
Мои родители учились в обычных сельских школах. После уроков они успевали дойти до родной деревни, помочь матерям по хозяйству, а только потом при свете керосиновых ламп делали домашнее задание. Рефераты, проекты, презентации – они даже таких слов не знали, но... Папа помогал мне с математикой вплоть до старших классов. Прекрасно помнил теоремы, которые не задерживались у меня в голове дольше пяти минут после контрольной. Мама проверяла мои домашние сочинения на грамотность и логичность изложения. И оба они сильны в географии, помнят центральные события истории страны.
Поколение тех, кому немного за тридцать, уже обучалось по хорошо обновленным программам.
Многие уже застали и мировую художественную литературу, и информатику, и латынь, и много чего еще. Школьный уголок для домашних занятий, полки с книжками, телевидение – есть где информацию раздобыть. Но уже среди них было не редкостью ходить к репетитору, чтобы наверстать пробелы в знаниях для поступления на бюджет в вуз.
Современные дети учатся по навороченным программам, приобщаются к иностранному языку с первых классов. Волшебный Интернет дает возможность не корпеть над книгами в библиотеках. А репетиторов иные родители для своих чад нанимают уже с начальной школы. Просто для того, чтобы школьную программу освоить. А уж для подготовки в вуз без платных учителей и вовсе не обойтись.
Когда размышляешь об этом, то невольно на ум приходят рассуждения Шерлока Холмса, сравнивавшего человеческий мозг с чердаком, куда можно принести все что угодно. Один тащит нужное и ненужное. А другой бережно складывает самое важное. Современное образование заваливает детские чердачки кипами разной информации. И даже если усилиями педагогов, родителей и самих учеников каждая новая стопочка аккуратно укладывается на некое видное место, то со временем все пространство начинает напоминать кухню бабушки из книги «Похороните меня за плинтусом». Когда любое видное место пропадает с глаз, стоит только отнять руку от поставленного на него предмета. И получается полнейшее безобразие. Школьная программа пройдена, хорошие оценки получены, ЕГЭ благополучно сдан. Налицо куча обрывочных знаний из самых разных областей. Но простое сложение-вычитание без калькулятора не выполнить, нужный город на карте с лупой не отыскать. И кто его знает, что за закон открыл Ньютон, кто такие Минин с Пожарским и почему Анна Каренина попала под электричку?
Согласна, далеко не каждый находит применение в жизни знаниям об инфузории-туфельке, законах термодинамики, да и классическую литературу для души читает не всякий.
Тем не менее знания, выстроенные в четкую систему, а не полученные по принципу «шоб було», помогают человеку сформировать систему ценностей, жизненных принципов, собственное мировоззрение. То есть получить ту самую индивидуальность, которая неизбежно теряется вследствие простого заполнения памяти информацией. Индивидуальность позволяет человеку лучше ориентироваться и в мире, и в событиях собственной жизни. Да и важность полноценной системы знаний для профессионального успеха еще никто не отменял.
Наверное, поэтому многие современные родители, стремясь обеспечить детям нормальный старт взрослой жизни, не только образовывают их дополнительно, но и учат более легко и даже с юмором относиться к той информации, которая захламляет мозг. И это, кстати, вовсе не сегодня придумано. Сколько поколений студентов, изучавших кучу непрофильных предметов помимо ценных для специальности и общего развития, знали принцип главный учебы ненужного: знал, сдал, забыл.
9 сентября 2015
Иллюстрация к: Почему Анна Каренина попала под электричку?