ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать КОМАНДИРОВКА

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Никто не узнает

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Новые жанры в прозе и еще поиск

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Марсианский дворник

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Атака

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Толпу засасывают ямы

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать На веселых полях зазеркалья

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Было скучно, но в конце недели...

Автор иконка Alex Til
Стоит почитать И как могла ты полюбить?

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

СлаваСлава: "Именно таких произведений сейчас очень не хватает. Браво!" к произведению Я -

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогой Слава!Я должен Вам сказать,что Вы,во первых,поступили нехо..." к произведению Дети войны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Валентин Максимович, стихотворение пронизано внутр..." к стихотворению Гуляют метели

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогая Светлана Владимировна!Вы уж меня извин..." к рецензии на Луга и поляны

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Ничтожество меня за гробом ожидает


Лев  Триб Лев Триб Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
874 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Итак, мой друг и оппонент Конискор, личность в полном смысле не заурядная, в одном импровизированном, но дружеском споре на тему, отчасти инициированной мной,- о боге, духовности и смысле жизни, в качестве не опровержимого довода об отсутствии чего-либо после смерти и всякой там посмертной жизни, сослался на авторитет Александра Сергеевича Пушкина, зачитав по памяти строку из его стихотворения: -Надеждой сладостной младенчески дыша... ничтожество меня за гробом ожидает...

(Ctri/Cmd+V)

 

       Ctrl|Cmd+V    Ничтожество меня за гробом ожидает

                                       / в поисках истины /

 

Ctrl|Cmd+V     

       Ctrl/Cmd+V Ничтожество меня за гробом ожидает

     / в поисках истины /

 

К уже сказанным размышлениям о жизни после смерти хочу добавить спонтанно написанный очерк, как ответ на категорическое утверждение Константина Николаевича Скорупского, которого для краткости я буду называть Конискор, подобно Викниксору ( Виктор Николаевич Сорокин) основателю школы имени Достоевского ( ШКИД) в надежде, что он без обиды воспримет такое обращение и только в формате этого очерка. Итак, мой друг и оппонент Конискор, личность в полном смысле не заурядная, в одном импровизированном, но дружеском споре на тему, отчасти инициированной мной,- о боге, духовности и смысле жизни, в качестве не опровержимого довода об отсутствии чего-либо после смерти и всякой там посмертной жизни, сослался на авторитет Александра Сергеевича Пушкина, зачитав по памяти строку из его стихотворения:

 -Надеждой сладостной младенчески дыша... ничтожество меня за гробом ожидает...

 Мне следовало догадаться, что Пушкин и,соответственно, Конискор, под "ничтожеством" понимали "небытие", второе, устаревшее значение "ничтожества", которое редко, но все ещё было в обиходе во время Пушкина.В 1863 году, Владимир Иванович Даль, в первом издании своего " Толкового словаря русского Языка", первого словаря в России, дал слову "ничтожество" новое толкование,как «крайней незначительности,бессодержательности,крайнего убожества кого либо и т.д.», которое и стало основным до настоящего времени.Кстати, В.И.Даль был знаком и даже дружен с А.С.Пушкиным, но вряд ли консультировал его по этимологии «ничтожества». На хитровато-победной улыбке Коникскора, тот спор был закончен. Однако, я не спешил признать себя побеждённым и предпринял небольшое исследование, которое предлагаю вниманию читателя. Разумеется, оно началось с поиска и прочтения  самого стихотворения. Привожу его полностью:

Надеждой сладостной младенчески дыша,

Когда бы верил я, что некогда душа,

От тленья убежав, уносит мысли вечны,

И память, и любовь в пучины бесконечны,—

Клянусь! давно бы я оставил этот мир:

Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,

И улетел в страну свободы, наслаждений,

В страну, где смерти нет, где нет

предрассуждений.

Где мысль одна плывёт в небесной чистоте...

Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;

Мой ум упорствует, надежду презирает...

Ничтожество меня за гробом ожидает...

Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!

Мне страшно!.. И на жизнь гляжу печален вновь,

И долго жить хочу, чтоб долго образ милый

Таился и пылал в душе моей унылой.

 

  Я не большой знаток поэзии, и в частности поэзии Пушкина, хотя для меня он был и остаётся самым любимым поэтом, наряду с М.Ю. Лермонтовым. Посему я не могу решиться полностью на самостоятельный анализ стихотворений, тем более его лирических творений, к которым относится стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша». Но поскольку в нашем диспуте с моим другом Конискором без анализа размышлений Пушкина о жизни земной и смерти не обойтись, я привлеку на помощь пушкиноведа С.А.Кибальника и приведу выдержки из его статьи в которой дан анализ рассматриваемого нами стихотворения,  написанного в  Одессе в 1823г, когда поэту было 24 года.                                                    Слово Кибальнику:  " Поэтическая мысль во всех стихотворениях (в том числе и в "надежде сладостной...,прим моё), вращается вокруг темы бессмертия человеческой души. «Пушкин начинает с темы посмертного бытия, или точнее, с темы небытия:

      Ты сердцу непонятный мрак,

      Приют отчаянья слепого,

      Ничтожество! пустой призрак,

      Не жажду твоего покрова...

Эта тема небытия («ничтожества») получает свое развитие в дальнейших стихах и вызывает противоположную тему, которую Пушкин рассматривает не как религиозный догмат, а как создание поэтической фантазии. Пушкин развивал романтическое представление о победе любви над смертью, о том, что бессмертная душа и за гробом сохранит «память милой».Наиболее пессимистический вариант темы получил развитие в стихотворении «Надеждой сладостной младенчески дыша». Иное бытие рисуется в романтическом плане, как идеальный мир «свободы, наслаждений», но разум лирического героя подсказывает, что за гробом его ожидает «ничтожество"; это рождает в герое желание жить, чтобы сохранить в себе образ любимой.Но уже в стихотворении «Надеждой сладостной младенчески дыша» поэт отказывается верить в бессмертие души: «мой ум упорствует, надежду презирает». Но главным оказывается даже не само бессмертие, а сохранение душой ее прежних, земных ощущений, без которых бессмертие не имеет смысла.Близкий к пушкинскому ход мыслей представлен даже в знаменитом монологе Гамлета из шекспировской трагедии, начинающемся словами «Быть или не быть?...:

  Какие сны в том смертном сне приснятся,

  Когда покров земного чувства снят?

  Кто бы согласился кряхтя под ношей жизненной    плестись,

  Когда бы неизвестность после смерти,

  Боязнь страны, откуда ни один

  Не возвращался, не склоняла воли

  Мириться лучше со знакомым злом,

  Чем бегством к незнакомому стремиться.

 У Шекспира также речь идёт о снятии «покрова земного чувства в смертном сне», но далее следует мысль о том, что только страх перед этой неизвестностью останавливает многих «мириться» со своей земной долей".

 Я благодарю Кибальника за его, сокращенный мной, анализ и подведу его итоги применительно к контексту темы моей работы. Первый вывод, который, как я думаю, с удовлетворением отметит мой друг Конискор, тот, что Пушкин действительно говоря о "ничтожестве" имеет ввиду "небытие" и, как отмечает Кибальник, развивает его в дальнейших стихах. Однако, о чем не говорит пушкиновед: попытки поэта заглянуть в небытие, то с надеждой, то с отчаянием, отнюдь не означают, что Пушкин, также, как и его гениальные собратья по перу Гёте и Шекспир, начисто отрицают возможность существования посмертного мира. Другое дело, что они все, в образах лирических героев своих поэтических творений, как правило, молодых влюблённых романтиков, испытывают сильную привязанность к земле, на которой живут их возлюбленные, где "где вечный свет горит, где счастье верно, непреложно...", и в то же время, не имея представления о том, как выглядит тот мир "небытия" боятся его. Об этом хорошо сказал Гёте устами Фауста, который, как и безымянный герой у Пушкина, полон устремления в «мир новой жизни неизвестной»:

              Но две души живут во мне,

              И обе не в ладах друг с другом

              Одна, как страсть любви, пылка

              И жадно льнёт к земле всецело,

              Другая вся за облака

              Так и рванулась бы из тела.

              О, если бы не в царстве грёз,

              А в самом деле вихрь небесный

              Меня куда-нибудь унёс

              В мир новой жизни неизвестной!

В то же время Фауст сознает свою связанность только с земным миром: лишь в нем он способен испытывать какие-либо чувства:

-Но я к загробной жизни равнодушен.

В тот час, как будет этот свет   разрушен, с тем светом я не заведу родства.

Я сын земли. Отрады и кручины

Испытываю я на ней единой.

В тот горький час, как я ее покину,

Мне все равно, хоть не расти трава,

И до иного света мне нет дела,

Как тамошние б чувства ни звались,  

Не любопытно, где его пределы

И есть ли там, в том царстве, верх и  низ.

 Верно подметил Шекспир-страх перед  неизвестностью посмертного мира, неопределённостью  небытия останавливает многих «мириться» со своей земной долей.

 Другой гениальный собрат и преемник Пушкина тоже говорит о "ничтожестве", и я не могу отказать себе в искушении привлечь к нашему литературно-интерактивному дискурсу Мишу Лермонтова в качестве альтернативного эксперта в нашем исследовании. Не спешите обвинять меня в фамильярности по отношению к Михаилу Юрьевичу Лермонтову, родившемуся в 1814г и пережившего А.С.Пушкина всего на четыре года. В то время (1829г),в которое Лермонтов участвует в нашем исследовании в качестве самого себя, ему было всего лишь 15 лет отроду. В этом возрасте совсем ещё юный отрок написал стихотворение " Монолог", которое я предлагаю вниманию читателя, вместе с приложенной к нему выдержкой из анализа стихотворения (автор анализа не указан).

              Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем  свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем.

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит. 1829г

 

"Лермонтова поражало то, что представители благородных фамилий, так увлечённо рассуждающие о высоких материях, не обладают и малой долей тех благодетелей, которые декларируют. Именно поэтому поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность. Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете», и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задаётся вопросом: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?».

Как видим слово "ничтожество" употреблено уже в новом значении, указанном в словаре Даля. Не трудно заметить, что и в сарказме Лермонтова, определившего "ничтожество, как благо в здешнем свете", так и у Пушкина, продолжавшего в свои 24 года " младенчески дышать сладостной надеждой" и которого только отсутствие веры в то, что его душа "От тленья убежав, уносет мысли вечны, и память, и любовь в пучины бесконечны,"— спасла  от "сокрушения жизни, уродливого кумира"-есть что-то общее, связующее два альтернативных понятия одного слова "ничтожество".

Проведём мысленный эксперимент: заменим в стихотворении "надеждой сладостной дыша" слово  "ничтожество" на устаревшее "небытие" и прочтём его. Строка, вызвавшая у меня недоумение, звучала бы так:- Небытие меня за гробом ожидает. На первый взгляд, в таком прочтении стихотворение в целом было бы более убедительным и доходчивым для понимания теми, кто забыл или вообще не знал устаревшего значения слова "ничтожества", или  такими,как я, кто воспринимают слова буквально в их  прямом, общепринятом значении. Однако Александр Сергеевич, который бы за словом не то, что в карман не полез, но и в словарь тоже, тем более, что первый словарь его друга Даля, появился лишь спустя более, чем двадцать лет после смерти Пушкина,- знал слово "небытие" и его значение, но использовал именно "ничтожество", превосходно понимая его истинное значение, которое было лишь записано Далем, но не придумано им. Свои соображения по этому поводу я оставлю на потом, а пока продолжу эксперимент с заменой этого слова в "монологе" юного Лермонтова. Тогда бы начало его стихотворения звучало бы так:     

- Поверь, небытие есть благо в здешнем свете -

Согласитесь, что и эта строка и все последующие потеряли бы всякий смысл, и уж точно тот смысл, который по мнению аналитиков творчества  молодого поэта(и по моему мнению тоже) он в него вложил. Пока повременим с итогами нашего исследования и прочтём ещё одно стихотворение Пушкина, написанное им в 1828г, в день своего рождения-26 мая, но опубликованное в 1830г, в то время когда, он уже был признан мэтром русской словесности.           

             Дар напрасный, дар случайный,

             Жизнь, зачем ты мне дана?

             Иль зачем судьбою тайной

             Ты на казнь осуждена?

             Кто меня враждебной властью

             Из ничтожества воззвал,

             Душу мне наполнил страстью,

             Ум сомненьем взволновал?..

             Цели нет передо мною:

             Сердце пусто, празден ум,

             И томит меня тоскою

             Однозвучный жизни шум.      

  Как видим спустя пять лет после написания  "надеждой сладостной  младенчески  дыша" Пушкин, хотя и вышел из младого для поэта возраста, был по прежнему во власти трепетных раздумий и печали, очевидно усугублённых декабрьскими событиями 1825 года и обескураженный тем, что кто-то, наделённый враждебной властью, вызвал его из "ничтожества", на время, наполнив его былой страстью и возродив в нем прошлые сомнения. Разочарование пришло быстро. Вновь он не видел пред собой цели, ощутил пустоту в сердце, праздность ума и удручающую тоску однообразия того мира из которого он ушёл в небытие.  И здесь, продолжив наш эксперимент и заменив "ничтожество" на "небытиё", я остаюсь в том же недоумении, что и прежде, которое, как мне кажется вполне разрешимо, если мы обратим внимание на то, что ни у Пушкина, ни у Лермонтова в стихах нет слова "небытие", несмотря на то, что, пусть и не часто, этот устаревший синоним "ничтожества" можно было услышать в разговорной речи. Вопрос: в каком значении оно (небытиё)участвовало в разговоре. Дело в том, что во всех словарях, начиная со словарей Даля, это слово стоит особняком,  без указания какой-либо этимологической связи со словом "ничтожество" и везде толкуется как: несуществование, отсутствие бытия, или просто- как ничего.

................................................................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................................... 

Эти пунктирные линии означают то, что весь дальнейший текст - плод довольно плотной трёхдневной работы, оказался стёртым в результате отсутствия у меня элементарной компьютерной грамотности. Было тем более досадно, что именно последнюю треть  исследования я набирал на клавиатуре, как говориться в чистую, без каких-либо предварительных рукописных намёток. В конце концов, смирившись, я сделал несколько попыток восстановить  утраченное по памяти, но увы...Перечитав сохранённый текст, я понял, что пора закругляться, иначе говоря-подвести итоги(синоним слова "закругляться") моему, с позволения сказать, исследованию. Просмотрел вновь и те уцелевшие, зафиксированные в компьютерной памяти, выдержки из статей профессиональных исследователей творчества Пушкина. Одна из них показалась мне на глаза весьма вовремя, поскольку являлась развитием тех мыслей, к которым я пришёл самостоятельно, но содержала новое для меня наблюдение, ценное тем, что дополняло итоговое заключение этого очерка. Именно эту выдержку из статьи Владимира Цивунина:"Пушкин. Я  хочу понять тебя" читайте сразу после моего пояснения.

"Не напрасно, не случайно  Жизнь от Бога мне дана, - поправлял ошибки Пушкина дотошный митрополит Филарет. Пушкин сокрушено вздыхал, мялся и оставался при своём интересе. Круги поэзии и религии к тому часу не совпадали".    (Абрам Терц, "Прогулки с Пушкиным").

Таким своеобразным эпиграфом автор предварил свою статью, в которой высказал "Ещё несколько мыслей по поводу стихотворной переписки между Пушкиным и митрополитом Филаретом". Речь идёт о стихотворном ответе московского митрополита Филарета на стихотворение " Дар напрасный, дар случайный"...............................

  - "Кто меня враждебной властью

    Из ничтожества воззвал,

    Душу мне наполнил страстью,

    Ум сомненьем взволновал?.. 

   Это даже не ропот, это, казалось бы, настоящий бунт! Конечно, можно увидеть в этом стихотворении ропот на самого Творца (дающего жизнь), в чем и упрекнул поэта митрополит. И не поленился составить стихотворный же отзыв. Сочинительством это, конечно, не было - просто переделкой пушкинских строк: 

   Не напрасно, не случайно

   Жизнь от Бога мне дана... 

   Сам я своенравной властью

   Зло из темных бездн воззвал... 

Точно ли - против Творца? Так выходит, если под словом "ничтожество" подразумевается небытие. Попадается у Пушкина именно такое значение. Но встречается и другое, кстати, более привычное для нас: "ничтожество" - нечто малое, мало значащее, неценное, не стоящее внимания. Именно в таком значении употребляется это слово, например, в пушкинской заметке "О ничтожестве литературы русской".

Отчего не предположить, что под "воззванием из ничтожества" Пушкин имел в виду не жизнь как таковую, а обретение им (обнаружение в себе) таланта - обретение, сопряжённое со многими искушениями? Не будь этого - и, глядишь, удалось бы прожить жизнь тихую, как, к примеру, жизнь добрейшего Ильи Ильича Обломова, не терзая себя сомнениями по поводу того, как именно дoлжно ему, Пушкину, своим талантом распорядиться."-

Далее, я вновь беру слово и, наконец,  перехожу к заключению. Итог этого импровизированного исследования в том, что Пушкин и Лермонтов употребляли слово "ничтожество" в том значении,которое указано в словарях Даля. Поскольку оба стихотворения Пушкина написаны им от первого лица, есть все основания полагать, что поэт говорит о себе, и его страшит поджидающее за гробом "ничтожество", в  котором нет ни мысли, ни любви. Но он также боится возвращения в жизнь, появления, по словам Лермонтова, в "здешнем свете", который представляется ему "уродливым кумиром". Но в отличие от Лермонтова, который с юношеским максимализмом, с горькой иронией даёт описание ничтожества этого света, через перечисление его "благодеяний", "источённых ядом злобы", Пушкин не столь категоричен, он осторожен в выражениях и, употребляя дважды, в обоих стихах, одно и тоже слово "ничтожество" он делает так, что стихотворения не теряют смысла от понимания его в устаревшем значении, "небытия". Такое двойственное толкование не даёт мне морального права считать себя победителем в нашем виртуальном споре с Константином Николаевичем, но и нет оснований считать себя побеждённым, тем более, что я имею косвенное подтверждение своей правоты от самого Александра Сергеевича Пушкина, сказавшего:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

                                                   Послесловие.

 Я написал этот очерк не для того, чтобы переубедить или доказать свою правоту в споре, которого не было, но для того, чтобы руководствуясь идеей, овладевшей мной в последнее время, использовать материал "исследования", положенный в его основу, для развития этой идеи, состоящей, как сказано в подзаголовке всей работы в целом,- "в поисках истины". Познав её человек обретет способность выбора своего жизненного пути в жизни и, тем самым, фактически определит область посмертного существование своей духовной сущности(души). От правильности выбора во многом будет зависеть попадет ли его душа в «ничтожество»,где будет обречена на полное забвение в трясине «небытия», которое не только лингвистически, но и физически выражают сущность двух определений одного понятия. Либо его "душа от тленья убежав, унесёт мысли, память, и любовь в пучины бесконечны,—в область бессмертия, в обитель вечного бытия.

                                                                               конец


26 июля 2018

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Ничтожество меня за гробом ожидает»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер