- Не отвлекайтесь... Закончите свой рисунок. Почему глаза закрыты?
- Таня спит.
- Спит? Почему вы решили изобразить ее спящей.
- Вспомнил одно наблюдение... Мы как-то гуляли в парке. Ходили, бродили – устали. Присели на скамейку-качалку... Сидим, я раскачиваю тихонько. Вокруг осень, кленовые листья. Солнце садится... В природе тихо так...
И вдруг я вижу, Таня уснула... Или притворилась спящей, глаза закрыла... Перестал качать. Спит. Дышит ровно, медленно... Я притих, всматриваюсь в ее лицо и не могу отвести глаз... Солнечные лучи над землей скользят... Но мы в тени... Однако, рассеянный свет до нас доходит... И ее лицо освещено так, что Рембрандт мог бы отдыхать... Смотрю, смотрю... Хотел зафиксировать мгновение, так фотоаппарата с собой не взял... Да и не передала бы фотография то состояние... Только память сохранила.
- Словами в стихах не пытались?
- Я не поэт... Хотя…
- А красками – не пробовали.
- Не захотел.
- Почему?
- Чтобы этот образ только во мне жил. Я его теперь внутренним зрением - как в вашей теории - рассматриваю.
- Эгоист... Лишил мир красоты. А еще - художник!
- Не эгоист... По правде, и я бы то состояние не передал...
- Трус!
- Как угодно. Откуда вы знаете, что я не пробовал?
- А-а! Значит, пытались... Но не вышло! Сколько раз подходили к холсту?
- Раз пятнадцать.
- Разрешите?
Доктор протягивает руку к рисунку, пациент отдает.
- Здесь похоже?
- Нет.
На белом экране - сосны. Заснеженный сосновый бор. Морозное утро. Солнечный свет пробивается между золотых стволов. Слепит... Как и белизна снега под соснами. Доктор и пациент ежатся от холода, жмурятся от солнца...
III
- Как вы познакомились со своей женой?
- Зимой, в Новый год... Я впервые встречал его не дома, без родителей... Она оказалась в нашей компании... За столом - в шуме, гаме - была не очень заметна... А вот когда вышли на улицу, привлекла внимание сразу... Одета как снегурка, в белой меховой шапочке, светлом пальто... Белых шерстяных рукавичках. Смеется, радуется... А потом, как побежит по сугробам... Быстро, быстро... Я за ней... Упали оба в снег... В снегу и познакомились... Носами столкнулись...
- Детский сад... Носами! И что теперь - любовь до гроба?
- Наверное... Я не загадываю.
- Она кто по профессии?
- Педагог.
- Чему учит?
- Русской литературе...
- А-а... Ну, тогда все понятно... Начиталась русских сказок и воплощает их в жизнь. Вы для нее, наверное, Иванушка-дурачок... Верный и преданный!
- Нет, у нас все по-другому...
- Как же?
- Не как в сказках. Все реально... Но эта реальность, такая мягкая. В ней так уютно... Как в свитере из ангоры...
- Да, вы еще и домашний... Художник не может быть таким... Вы должны мерзнуть на ветру, замерзать... И выбивать искусством теплую искру... Чем больше мы говорим, тем меньше я вас понимаю...
- Док, мне кажется, мы говорим не о том... Что вам моя жена? Я пришел с конкретной проблемой.
- К ней-то я и ищу подход...
- Не нашли еще?
- Пока – нет.
Доктор встает, запускает руки глубоко в карманы. Отходит, возвращается...
- Потому что, вы не типичный человек... Не такой, как все.
- Спасибо.
- В этом – проблема... Вы какой-то слишком правильный... Даже занудный в своей правильности... И эти ваши женщины в видениях... Они для вас – для того образа, который нарисовался в моем воображении – не должны быть характерными...
- Но, они есть!
- Может быть, вы все-таки сами их продуцируете... создаете?
- Да, нет же, док... Они приходят самостоятельно.
- Но зачем, черт возьми, они приходят. Вас же тягачом не сдвинуть. Вы же непоколебимы в праведности... Вас не взять ни одним соблазном... Ничем, вообще... Вы живете, будто по инструкции... Так можно, а так нельзя... И то, что нельзя, вам не интересно... Я в абсолютной прострации... Не знаю, что делать...
- Пока не придумали, расскажите вы о своей жене...
- Что о ней рассказывать... Видимся редко, иногда по выходным... Не видимся, бывает, по полгода.... У нее своя жизнь...
- Почему так?
- Видите ли, моя жена оказалась убежденной феминисткой. О чем я до свадьбы не подозревал. На волне отстаивания своих прав она боролась, боролась и доборолась до абсолютной независимости... У нее свой бутик, свои клиенты, свои заказы... И естественно – свои деньги... Она шарахается по миру, где ей вздумается... То едет на Бали, то в Австралию, то в Сан-Франциско... У нее везде друзья, ей везде рады. Когда ей думать обо мне?
Доктор, с руками в глубоких карманах, выходит на край сцены, прохаживается и говорит уже не с пациентом... То ли с залом, то ли сам с собой.
- Я часто задаюсь вопросом – почему так? И, в общем-то, нашел объяснение. Эмансипация привела к тому, что женщины вытеснили мужчин практически со всех ключевых постов. Еще немного и вытеснят со всех... Теперь дамы управляют производствами, губернаторствуют, пишут книги, ведут авторские программы на телевидении, ворочают деньгами и человеческими судьбами... А мужчины у них на побегушках...
Мужчина из любви к женщине, благодаря своей деликатности, не мешал ей идти вверх, к власти... уступал позицию за позицией. В результате – уступил все. Теперь молодые леди с голубого экрана учат мужчин правильному уходу за своим половым органом... Крутят в своих изнеженных и ухоженных ручках розовые муляжи и тыкают в них указками...
Это что такое? Это когда было?
Тип барышень, называемых тургеневскими, исчез! Вымер! Какой там романтизм… Какие чувства... Какой румянец на щеках... Сейчас женщинам не нужны стихи. Лучше - деньги... Много! Им не важна мужская преданность... Если мужчин можно менять, как перчатки...
А почему можно менять?
Да потому что мужик стал бесхребетной, прозрачной амебой... Ему уютнее под бабьим началом... Можно пить пиво и смотреть футбол... Ну, там иногда что-нибудь по дому сделать... Так многие и этого не могут... Он будет полдня ходить с молотком, примериваться - но гвоздь в нужном месте так и не вобьет!
И в половом вопросе у мужчин одни расстройства... Обнаженные женщины смотрят со всех витрин... Все - от мала до велика - благодаря рекламе, в деталях знают об «этих днях» и какие прокладки лучше... Дамы без стеснения раздвигают ноги во всех фильмах, на всех театральных сценах, в клипах... Дергаются телами, стараясь завести мужчин...
А мужчины не заводятся! Потому что им ничего не надо преодолевать... Им не нужно трудится – робеть, краснеть, потеть... Дарить цветы... Добиваться благосклонности.
Раньше до запретного сладкого плода необходимо было допрыгнуть...
Доктор подпрыгивает, тянется рукой вверх.
- А теперь: «Ты предо мой лежишь, бесстыдно сладострастна…
- … и снова я горю, и наша страсть прекрасна...». Эмиль Верхарн.
- Что вы сказали? – Доктор оборачивается к пациенту.
- Вы причитали из Верхарна...
- А... да... Ну, да... Вырвалось. Я не возношу прошлое над настоящим, там тоже было много грязи... Но была тайна отношений полов... Женщины были загадками, мужчины их разгадывали. А сейчас дамы растеряли все тайны... Стали жесткими, практичными, циничными... Вот к чему привела эмансипация...
Доктор возвращается в свое кресло.
- Поэтому, мне тем более не понятно, какие там женские прелести досаждают вам в видениям... Зачем вы женщинам? На кой лях вы им сдались... Вы не культурист, ваше тело не может притягивать буграми мышц... Не олигарх, не поп-звезда... Извините... Что в вас может тревожить женщину? Чем вы интересны? Я не понимаю...
- Я тоже!
- Ну, так давайте, раскрывайтесь... Мы пятый сеанс толчем воду в ступе и ни к чему не можем прийти...
- В смысле, вы не можете прийти...
- Ну, я!
- Так спрашивайте. Ищите!
- Чем вы интересны?
- Своей тайной!
- Оп-па... Приехали! И какой же, позвольте спросить...
- Верности! Я не встречал мужчин всю жизнь верных одной женщине. А вы?
- В своей жизни – кроме вас - нет. Но о таких экземплярах мне рассказывали.
- Вот эта тайна и волнует женщин... Они ведь думают, что владеют нами абсолютно. Что могут соблазнить любого. Что достаточно им оголить даже не все тело, малую часть - и мужчина падет... А я не падаю. Почему? Они не могут этого понять... Я нормальный здоровый мужик, не импотент, у меня двое детей... У меня все нормально! Почему я не соблазняюсь? Что меня держит? Какая такая сверх идея?
- Какая?
- Но вы, наверное, сами уже догадались.
- Но, все-таки скажите.
- Любовь!
- Какая любовь? Не смешите... Люди узнают друг друга по запаху. Как кошки... Узнав - привыкают к запаху... И живут вместе, чтобы не менять своих привычек. Вот и вся алгебра... Где любовь? Что такое любовь?
- Как – что? Док, вы меня удивляете... Дожить до седых волос и не узнать главного... Вот любовь! Смотрите...
IV
Свет гаснет. На экране пациент и женщина.
- Это моя жена.
Супруги копают картошку. Он выкапывает, она собирает картофелины на широкую холстину.
В следующем кадре – супруги в супермаркете. Он катит тележку, она кладет в нее продукты.
Далее – ремонт. Супруги клеят обои. Он, стоя на табурете, держит полосу сверху, она выравнивает снизу.
Кухня - она готовит, он моет посуду.
В ванной комнате она запускает стиральную машину, он – в прихожей - развешивает белье.
На садовом участке. Он колет дрова, она складывает их в поленницу.
На речке, в лодке – он гребет, она поет и играет речной волной.
- И так – всегда и везде?
В голосе доктора неподдельное удивление.
- Практически – да!
- А как же чисто мужские игры? Пиво в баре, мотоцикл в гараже, футбол на стадионе...
- Не поверите. Любовь сильнее всего этого... Гаража у меня нет. А на стадионе я скучаю по жене.
- Как это? А футбол?
- Так! Если мы не вместе, мне скучно... Мне нужно держать руку жены в своей руке... Чувствовать ее тепло... Мы должны что-то обсуждать... Просто - видеть друг друга...
- Вы прямо, как Мережковский с Гиппиус... Никогда не расстаетесь? Мне кто-то рассказывал, что они везде были вдвоем...
- Расстаемся... Но каждый мучается.
- Каждый! Неужели? Вы ведь можете говорить только за себя...
- Так жена делится со мной своими ощущениями... Они такие же, как мои... У нас вообще, все одно - на двоих...
- Ну, хорошо... И что же такого важного вы находите в постоянном общении? Ну, любовь, чувство - ладно... Ну, дети там, общий дом... В отпуск съездить? Но зачем быть все время вместе?
Пациент встает.
- Док, вы заметили, что все счастливые любовные истории – в романах, в фильмах – как правило, заканчиваются свадьбой влюбленных? Прошли они там какие-то испытания, чего-то там преодолели... И поженились!
- Чаще всего так.
- А что после свадьбы? Почему искусство не интересуется историей семейной жизни?
- Банальной жизни...
- Вы не правы! В семье нет двух одинаковых дней... В ней идет постоянное обновление... Супруги все время что-то ищут... Вдвоем! Один постоянно обогащает другого собой, миром, своими открытиями... К постели это не имеет никакого отношения. Потому что любовь – это любовь душ, а не тел... Тел тоже, но сначала душ... Преимущественно душ.
- А душа бездонна...
- Вот! Вы меня поняли! И в этом смысле кинематографисты и романисты упускают главное... Они строят свои шедевры на конфликтах, на борьбе интересов... На каких-то неожиданных внебрачных детях, на охлаждении отношений, на смещении пристрастий и всякой прочей ерунде... И никто не осмеливается показать труд настоящей любви... То, что мы сейчас видели на экране... Как вы думаете, почему?
- Не интересно. Не искрит.
- Ну, если не знать любви, тогда, конечно, не искрит. А если знать? Если жить в ней, купаться в ней с утра до ночи... И ночью! Тогда салютом бьет! Искрит так, что глаза слепит. Можете мне поверить.
- Романисты считают это мещанством. В таком купании нет предмета искусства... Одни муси-пуси...
- Глупость, какая... Именно в любви – искусство! Только в ней человек раскрывается и способен состояться, как личность. Без нее – превращается в робота. Он делает карьеру, богатеет, стремится доминировать над другими - как робот. Как заточенный на результат механизм.
- А в любви?
- В любви человек расцветает! Как роза! Он благоухает чувством. Тянется к другому цветку... И вместе они создают новый аромат. Никогда до них не существовавший... Это к вопросу о запахах... Именно это созидание – предмет искусства. Как передать состояние созидания, творения? Наитруднейшая тема... Романисты опасаются за нее браться.
Пациент садится. Втыкается взглядом в доктора.
- Какова, по-вашему, цель супружества? Прожить долго и счастливо и умереть в один день?
- Да!
- Чушь собачья! Женятся люди для того, чтобы расти и вырасти в любви... Чтобы узнать ее во всех деталях и тонкостях...
Но ее не узнать, если муж от жены бегает по бабам. Понимаете? Чтобы узнать, познать любовь, супруги должны все время восходить... Идти, идти... Вверх, ввысь... Оба! Вместе! И когда любовь им откроется, они могут вернуться в состояние детского счастья. Показать это состояние в романе, на сцене или на экране – труднее трудного. Романисты и режиссеры боятся опростоволоситься, скатиться до мещанства... Поэтому и придумывают конфликты...
- Вы вернулись в детство?
- Нет еще.
- Почему?
- Не все еще сделано... Не вся работа...
- Работа?!
- Ну, да! Любовь - это труд! Изматывающий, обессиливающий... Но и вознаграждающий... Это путь преодоления своей самости... Гордости, хитрости и прочих нехороших качеств. Это дарение себя другому человеку... Любовь по своей сути – проста и чиста... И честна! Естественна и красива в своей простоте.
- И безоружной наготе.
- А вот тут вы снова не правы. Нет более вооруженного человека, чем человек любящий. Почему нет – сейчас объясню…
Любит человек, ни за что! Просто так. Вдруг, в один прекрасный день понимает, что без другого человека не может жить. Этого другого человека он выделил из миллионов! По каким критериям? Чем этот другой лучше других других? Ничем – такой же! Тогда почему любовь? Ответьте?
- Родство душ... Совместимость... Не знаю.
- Нет, док... Тут другая химия... Тут внешнее воздействие... Высшие силы подводят одного человека к другому и говорят: «Это твое!» И обеспечивают всем – энергией, силой, верой - для сближения и реализации чувства... И получается - если я предаю любовь, то выступаю против высших сил... Теряю то, что получил. Понимаете, о чем я говорю?
- Я не верю в высшие силы...
- А в любовь?
- Раньше верил.
- Я вам сочувствую.
Пациент снова встает.
- Подождите... Как же вы тогда лечите людей? Человек без любви не знает жизни! Он не понимает, как и почему все происходит. Дух, душа и тело вне любви, совсем не такие, как в любви... Я это знаю по себе.
Человек без любви – ущербный, недоразвитый, неполноценный человек... Тот, кто разуверился в этом великом чувстве – основе жизни, становится лузером, проигравшим... С такими очень опасно иметь дело... Если вы из таких - я пошел...
Пациент демонстративно разворачивается спиной к доктору и собирается уйти.
- Подождите! - Доктор встает тоже. - Я знаю любовь! Другую...
- Внебрачную?
- К людям.
- Ко всем сразу?
- К жизни, к человечеству... Если бы ее не было, я бы жил в скиту... Один... Когда-то я мечтал о такой жизни...
- Вас, наверное, люди часто обижали... Или кто-то один обидел... И вам захотелось уйти в затвор... Почему не ушли?
- Как странно... Подобные вопросы должен я вам задавать... А получается, наоборот... Вы хотите потоптаться в моей душе?
- Нисколько. – Пациент, смеется. – Просто я вижу, что вам плохо... И возникает естественная человеческая потребность помочь... Хорошо, я не уйду. Поговорим еще. Через пару минут... Где тут у вас нужное место?
- Налево, вторая дверь... Я вам уже показывал.
- Да, помню… Вспомнил.
Пациент скрывается за кулисой. Доктор достает из кармана листок, что-то снова быстро записывает... И тоже уходит со сцены.
V.
Пациент возвращается. Один. Ходит, бродит... Заглядывает за край экрана. От нечего делать - напевает известную мелодию... Оглядывается по сторонам, всматривается в зал...
- До-ок! Вы где?
Оживает экран. Теперь на нем другое кино. Война, танковая атака, взрывы... Танки идут со всех сторон. Они готовы сорваться с экрана и раздавить любого...
Пациент спокоен. Садится в кресло, разворачивается спиной к войне, достает из кармана смартфон... Написал СМС-ку, отправил - гаджет издал характерный звук.
Из-за кулисы появляется доктор.
- Жене?
- Да. Предупредил, что задержусь… У вас!
- Танки вас не смутили... Не напугали?
- Ну, это же кино...
- Да, конечно. - Доктор трет лоб, присаживается. – Знаете что? Мне кажется, вы живете в другой реальности.
- Точно, док! Вся эта лабуда, - пациент машет рукой в сторону экрана, - меня не трогает... Политика, экономика, бизнес... В последнее время я практически не смотрю новостей.
- А что трогает?
- Женщины в видениях трогают. Любовь жены трогает... Живопись трогает.
- Внешний мир, как бы - не для вас?
- Ну, почему? Для меня тоже... В нем я нахожу темы для искусства... Однако, мир внутренний гораздо интереснее. Я когда прочитал вашу теорию, утвердился в этом еще раз... И захотелось с вами познакомиться...
- А женщины в видениях – лишь повод, зацепка? Так?
- Не так... С женщинами нужно что-то делать? Они достали уже... Вы о моей жене спрашивали... Интересуетесь нашими отношениями... Хотите, расскажу еще одну, очень интересную историю?
- Хочу!
- Добавлю в вашу копилку профессиональных наблюдений...
- Валяйте.
- Это случилось еще до свадьбы... Мы купили автобусный тур и отправились путешествовать. В каком-то провинциальном городке, в гостинице, нас поселили в один номер – не стали разбираться супруги мы или нет.
И вот вечером моя невеста идет в душ... Я сижу в кресле, смотрю телевизор... Из ванны – доносится плеск воды, какая-то песенка... И вдруг она выходит! Расчесывает мокрые волосы деревянным гребешком... И кроме белого мохнатого полотенца, которое лежит у нее на плечах, на ней ничего нет.
- Молодец! Настоящая, современная женщина!
- Подождите, док. Не спешите с выводами. Увидев меня, она смущается – или делает вид, что смущается - пытается прикрыться руками, полотенцем… Затем смеется и начинает крутиться передо мной, как танцовщица. Растянула полотенце сзади себя и машет им, словно крыльями бабочка.
- Обычные штучки... Приемы соблазнения...
- Нет, док... тут все иначе! Она танцует, а я сижу как завороженный, боюсь шевельнуться. И что-то происходит в наших душах. В одно мгновение мы становимся родными - даже самыми родными - людьми. Когда наготы не стесняются...
- Как не стеснялись Адам и Ева до падения?
- Примерно так... Она полетала, полетала бабочкой, покачала руками в такт музыке, которую пела, подошла вплотную и говорит: «Ну, что ты?».
- А вы что?
- Ничего! Не вставая с кресла, обнял ее бедра, притянул к себе и уткнулся лицом в шелковый, в росинках воды треугольник...
- Ну, дальше, дальше... Скинул одежду, повалил на кровать...
- Нет, док... Достал карандаш и начал делать наброски... Минут за двадцать сделал штук сорок... Таких быстрых линейных рисунков... Попросил продолжить танец и ловил каждое движение... Она была красива до умопомрачения. Тонкая, прозрачная... Кожа на ключицах и тазовых косточках - натянута, как у девочки... Собственно, в тот момент она и была девочкой, девственницей...
- И что дальше?
- Нырнула в ванну, оделась... Потом мы пили чай... А потом – уже дома - когда смотрели фильм «Титаник», сцену, в которой Джек рисует обнаженную Роуз, - вспоминали свой опыт...
- И у вас тогда ничего не было?
- Нет!
- Как это возможно? У Джека с Роуз было, а у вас нет? Вы же были влюблены друг в друга... Одни в номере...
- Оказалось возможным... Не захотели лишать себя счастья первой брачной ночи.
- И что до свадьбы держались?
- Да! Почти год.
- Ну, ребята... вы из какого-то другого теста. Я не понимаю...
- Я тоже тогда себя не понял...
- А сейчас...
- Сейчас, когда мы столько лет вместе, понять можно. Наверное, это и есть настоящая любовь. Не страсть к наслаждениям - а любовь! Не только телесная близость - слияние душ! Это серьезнее, глубже...
- Есть мнение, что люди привыкают друг к другу, потому и живут вместе. По привычке... А любовь – это из другого кино.
- Чушь! Я каждое утро выхожу из сна, как на первое свидание... Что жена скажет, как посмотрит? Чем накормит? Как оденется, в какое платье... Не упускаю ни одной мелочи, ни одной детали... И любуюсь, любуюсь... Люблю каждое движение. Всматриваюсь в глаза – а там небо синее. И свет... Вы устаете от неба? И солнечного света?
- Когда как... Если на работе устал, так ничего не мило.
- А мне все мило.
Пациент вскакивает, выходит на край сцены. Какое-то время, вспоминая что-то, прохаживается вдоль края... Забыл про доктора, обращается в зал.
- Она суп варит, картошку кубиками режет – и каждый кубик идеальной формы... Квадратной... Мне так не сделать!
Когда книжку читает, вокруг нее все замирает, вся внешняя жизнь. Как в детской игре «замри – отомри»... Устроится на диване, в свете от лампы, будто в шалаше укроется, и живет в своем романе... Все мысли - на лице... И радость, и горе. И губы что-то шепчут...
В магазине, будет читать этикетку, пока не убедится, что продукт не просрочен... И не вреден. Хоть, полчаса у прилавка простоит, но до сути дойдет. А если нужно еще что-то уточнить - у продавца спросит...
Руки, кисти - как крылья. Пальцы чувствительные, тонкие, музыкальные... Нежнейшие. Ноги с красивейшим подъемом... Туфли на высоких каблуках наденет – взгляда не оторвать! Талию я даже сейчас - вот так вот - своими руками обхватываю.
Но главное - глаза. Во взгляде – все! Может ничего не говорить, только смотреть – я все пойму. Она любит, и так смотрит... будто бы заворачивает меня в свой взгляд, как в ребенка в одеяло. Охраняет взглядом. Глаза добрые, материнские... Ресницы - черные, а на концах - синие... Брови тонкие, приподнятые, будто удивленные... Нос остренький, небольшой. И губы такие...
Доктор встает.
- А бывает, что не любит?
Пациент, вздрагивая, оборачивается - забыл, где он.
- Кого не любит? Кто?
- Ваша жена! Вас не любит!
- Если не любит... Ругается. Я ведь не подарок – художник… С переменами в настроении!
- Так что происходит, когда не любит?
- Да, собственно, ничего не происходит. Покричит и успокоится... Док, я недавно стихотворение на эту тему написал. Называется «Качели»... Хотите, прочту?
- Все таки, стихи пишете! Как настоящий романтик... Ну, прочтите.
Доктор морщится, и ладонью как бы смахивает с лица свое недовольство.
- Читаю:
Ну да, конечно, ты способна
бить взглядом, словом понукать…
Сегодня молнии подобна.
Вчера - тиха… Что завтра ждать?
Как приспособиться к наплыву
безбрежных чувств? И к слову «нет»?
Как не приблизиться к обрыву
цепочки долгих общих лет?
Мы погуляем по аллеям,
присядем на скамью под ивой,
размякнем в мышцах, разомлеем…
Ты станешь доброй и красивой.
Но вдруг закаркает ворона…
Ты, что-то вспомнив, отстранишься.
Вздохнет тревожно ивы крона.
Я снова виноват – ты злишься…
Качаемся как на качелях
сиюминутных настроений.
Взлетаем ввысь в веселых трелях,
вниз падаем под гнетом трений.
Но чаще в равновесья точке
живем и любим… Души рядом.
Любви не уместиться в строчки,
ей тесно в человечьих взглядах.
Во время штиля и ненастья
мы ищем форму выраженья
глубоких ощущений счастья
и скрытых смыслов притяженья.
- Скрытых смыслов притяженья... Хорошая строка. Ну, и как? Нашли форму выражения?
- В абсолютном значении – пока нет. Для этого нужно прожить всю жизнь... В частностях – кое-что нашли.
- И что же?
- Док, в деталях это долго рассказывать. Форм много... Например, прогулка в обнимку. Это форма выражения! Идем как-то вечером, с супругой в обнимку... А навстречу пьяненький мужичок. Остановился метрах в десяти и ждет, пока мы пройдем... Подошли, а он и говорит: «Ну, до чего же вы красивые! Счастливые...».
Вы понимаете? Мы с этим мужичонкой впервые в жизни встретились... Его штормит, но он может разглядеть наше счастье. Значит, форму выражения – без лишних слов – мы нашли! И сделали счастливым совершенно незнакомого человека. В этом и заключается цель любви... А не в каких-то там половых актах, которые рекламируются по телевизору...
- А про глубокие ощущения, что вы скажете?
- Чем сильнее счастье, тем глубже, полнее, насыщеннее его ощущения... Но чтобы капнуть глубоко, нужно не поверхностное, сиюминутное и безответственное партнерство в сексе, которое тоже упорно рекламируют... Нужно долго, настойчиво, по супружески прорастать друг в друга. Нужно жить друг в друге - душою, духом... Постигать друг друга... И только в этом случае можно достичь глубоких ощущений...
Свет в зале гаснет.
VI.
Доктор и пациент стоят на краю сцены, спинами к залу.
Доктор щелкает пультом, белый экран постепенно оживает. На экране какие-то люди, микрофоны, телекамеры, кто-то кому-то дает интервью. Тусовочная суета. Наконец, виден ее повод – выставка картин известного эротического художника.
На экране - огромный выставочный зал с верхним светом. Экскурсоводы, толпы зрителей. Классическая музыка. Холсты (крупно), детали картин в максимальном приближении... На холстах - обнаженные натурщицы, модели, экзальтированные позы, намеки... Разведенные ноги, груди с огромными коричневыми сосками, разбросанные по плечам волосы, манящие губы... Праздник телес и полового возбуждения...
- Не хотите иметь такой же успех? Вы не менее талантливый художник.
- Док, я другой художник.
- Переносите свои видения на холсты – вот мой рецепт... Вы будете купаться в славе и деньгах... Народ будет визжать от восторга... Я вам гарантирую.
- Я подумаю над вашим предложением.
- Но, главное не в этом успехе... Главное в том, что всем этим навязчивым женщинам из видений – которые, как вы говорите, вас не отпускают - ваша душа не будет казаться уютным домом. В который можно приходить, когда вздумается, и жить в нем сколько захочется. Они пришли, а вы их - на холст... Это терапия... Способ избавления. Понимаете?
- Понимаю, теоретически... Но практически мне так лечиться трудно... Потому что на своих холстах я вижу совсем другие сюжеты... И на эти мои сюжеты уходят все мои силы... Если я еще и голых баб буду тащить на публику – я просто сгорю...
- Не тащите... Зафиксировали в общих чертах – и на чердак, в запасники... Главное - вывести видение из себя, освободиться от него... Пусть оно пылится год, два, хоть десять лет... Когда выдохнется – запишите его пейзажем. Своим сюжетом!
- За совет, в любом случае, благодарю...
Доктор еще раз щелкает пультом. Экран гаснет.
- Я правильно понял - такой способ заработать признание, славу вас не прельщает? Не нравится?
- Нет, док. Однозначно!
- Сложный вы человек. Упертый... Я знавал людей, которые ради успеха, славы, известности были готовы на все... В буквальном смысле – на все... Вливались в какие-то компании... Чтобы быть на виду, занимались, черт знает чем... В романах описывали сексуальных извращенцев. И себя среди них... Эти романы потом переводили на иностранные языки, издавали миллионными тиражами...
- И падкие на безнравственность люди, становились еще безнравственнее...
- Что такое нравственность? Относительное понятие...
- Почему же относительное? Вполне абсолютное! Нравственность – это хорошо, безнравственность – плохо... Что тут не ясно?
- Крошка сын к отцу пришел... И спросила кроха: что такое хорошо, и что такое плохо... Владимир Маяковский.
- Именно так... Если я вам сейчас предложу снять штаны и повертеться перед зрителями голышом, вы же так не сделаете... Скажете: «Это безнравственно».
- А вдруг сделаю...
- Прошу!
Пациент вскинутой в зал рукой представляет доктора зрителям.
- После вас...
- Для меня подобное невозможно... Is impossiblе!
- Да, знаю, знаю... Я вас уже раскусил... В том то и проблема, что is impossible... Если бы оказалось, наоборот - с вашими женщинами мы бы уже давно справились.
Пациент неожиданно вздрагивает, замирает, всматривается в зал.
- Док, вы видели?
- Что видел?
Доктор всматривается тоже.
- Ну, как же... Вот она... Эта девушка из метро... Сейчас шла по проходу, качая бедрами... Голая абсолютно...
- Куда шла?
- К нам.
- На сцену?
- Ну, да!
- И где же она? – Доктор демонстративно крутится вокруг себя.
- Растаяла... Поманила, развернулась и растаяла. Чувствуете запах? Духи!
Доктор склоняется в зал, принюхивается.
- Чувствую!
- Вот! А вы мне не верили...
- Бог ты мой... Да вы меня заразили... Своими глюками...
- Нет, док! Это невозможно. Будьте спокойны, вас они не тронут...
- Почему вы так думаете?
- Потому что вас не нужно искушать... Вы и так готовы к беспорядочным, половым связям...
- Здрасьте, приехали...
- Не волнуйтесь, это я сказал только вам... Вы же хотели откровенности!
- Хотел, но откуда вы про связи знаете? У меня на лбу написано?
- Не написано, но я чувствую вашу сексуальную неудовлетворенность... Жена, где-то далеко... Вы тут с больными возитесь! С утра до ночи... Ну, и...
- Все, хватит... Вы доктор или я?
- Простите. Я думал, демократия по медицински продолжается...
- Думал он... Перед людьми...
Поклоном головы доктор будто бы извиняется перед зрителями.
- Док, вы напрасно паритесь! Сейчас беспорядочные связи – норма. Создавать семьи молодежь не желает... Ведется на рекламу... Может, когда хочет! То есть, достаточно захотеть, и партнер тут же находится... Хоть - на просторном пляже, хоть - в тесном самолете... Хоть - где! Сексуальное влечение должно быть удовлетворено любым способом. Иначе – катастрофа, апокалипсис... Конец света.
- Конец света и есть! Настоящая любовь вытеснена со всех уровней. Про нее уже никто не знает... А если и читают какие-то романы – воспринимают любовь атавизмом, пережитком...
- Док, а я? То есть, мы? Я говорю про себя и мою жену! У нас настоящая, неувядающая... Пылкая - даже через пятнадцать лет!
- Исключение из правил.
- Подтверждающее правило... Док, я знаю другие семьи, похожие на нашу.
- Много?
- Да. Все наши друзья – крепкие, верные семьяне... Никаких побегов налево... Ни у кого...
Доктор извлекает из кармана листок сложенный вчетверо. Разворачивает.
- За время наших бесед слово «жена» вы сказали 155 раз. Слово «любовь» - 131 раз. Слово «семья» - 96 раз. А вот слово секс – всего 6. И каждый раз с негативной окраской... Что вы об этом думаете?
- Всего шесть раз. Значит, он меня не волнует... как секс.
- А половой рефлекс?
- Затих.
- И супружество, по-вашему – это в первую очередь не постель?
- Нет, конечно. Я уже говорил об этом...
- Помню, помню... Про слияние душ.... В таком случае, я вас поздравляю!
- С чем?
- С победой над своим телом.
- Ну, док... Я его не побеждал! Я не боролся с телом... Не прилагал никаких волевых усилий! Моя позиция родилась сама собой... Из объективных стремлений и обстоятельств...
- Тем паче...
- Так что делать с женщинами, которые ластятся к телу не только в видениях... В снах тоже... Почти каждое утро.
- Как учат великие Фрейд и Юнг - в снах мы реализуем мечты... Неисполненные...
- Да, нет у меня таких мечт... Вы что, меня не слышите...
- Слышу, слышу...
Доктор устало опускается в свое кресло.
- Значит, Фрейд с Юнгом – не великие!
VII.
Пациент присаживается тоже.
- Позвольте, пульт... Я вам свое кино покажу.
Доктор протягивает пульт.
- О чем кино?
- О любви, конечно... Кем-то презираемой... Вот, смотрите.
На экране - комната, в углу кресло, рядом торшер. В конусе света - женщина с книжкой.
- Это моя жена... Как вы думаете, в какое время она читает?
- Вечером... Судя по темноте за окном.
- Ночью, док... Здесь два часа ночи... Все нормальные супружеские пары уже совокупились и спят тихим сном...
- А вы?
- А я еще жду... Придумываю себе занятия.
- Какие?
- Иногда тоже читаю. Иногда рисую – набрасываю будущую композицию. Иногда смотрю футбол или хоккей... Или слушаю радио «Эрмитаж»...
- Зачем? Вы что не можете ее позвать? Просто позвать?
- Могу! Но зачем? Если человеку читать книгу интересно...
- Допустим, и как долго это может продолжаться?
- К примеру, еще часа два...
- До четырех – с ума сойти! Засните лучше и спите спокойно... Зачем себя изводить?
- А половой рефлекс!
- Ну, знаете... Так можно вообще без сил остаться.
- Нет док, мы не остаёмся! Покой супруги - в то время, пока она читает – моя обязанность. Долг! И наоборот, когда я что-нибудь увлеченно делаю, она не мешает... Любовь - в этом... Понимаете? В возможности, находясь рядом с любимым человеком, заниматься любимым делом. Не боясь каких-нибудь замечаний, насмешек... Не боясь, что любимый человек прервёт любимое дело... Ради чего-то более важного... В этом – любовь!
- А что она читает?
- Детектив.
- Но почему ночью?
- Дня не хватило... Начала читать после обеда. Так увлеклась, что пропустила ужин... Сейчас ей нужно узнать, кто преступник... Иначе - не заснет!
Пациент щелкает пультом.
- Вот еще любовь!
На экране пациент и его жена на садовом участке. Она с саперной лопаткой у цветочной клумбы, он с тачкой, полной земли.
- Каждую весну, как стает снег, жена поправляет клумбы – любит цветы... Любит, чтобы было красиво...
- А вы?
- Я тоже люблю! Но не так, не с таким неистовством – более спокойно... Так вот - ей для устройства красоты нужна земля. А земля - это моя обязанность. Значит, я должен утром встать пораньше и сбегать с тачкой на карьер, где мы берем землю... Это примерно, в километре от нашего участка. В течение дня таких тачек может понадобиться четыре или пять... или семь. Значит, как только тачка станет пустой - чем бы я ни занимался, – я должен ее вновь наполнить. Без навязчивых просьб. И я это делаю. В этом - любовь! Действие любви!
- А что жена для вас делает?
- Растит и воспитывает моих детей... Следит за домом, готовит еду...
- Это понятно! Для вас лично?
- Об этом следующий сюжет.
Пациент еще раз щелкает пультом. На экране жена едет в электричке и вяжет из шерсти... Клубки разного цвета – на коленях, рядом на лавке.
- Она вяжет свитер... Мне! Она вязала его три месяца. По своему проекту. То крючком, то спицами. Днями и ночами! Это притом, что любой свитер сейчас можно купить в любом супермаркете... Вы думаете, ей больше делать нечего? Нет, док, она - современная деловая женщина. Она – как и ваша жена - завалена заказами и в материальном плане может вообще от меня не зависеть... А что такое заказы? Строптивые клиенты требуют постоянного внимания, бывает - покоя нет ни днем, ни вечером. Вы это знаете... Некоторые, клиенты быкуют, доводят до нервных срывов...
- Но, тем не менее, она вяжет свитер!
- Потому что, в этом – любовь! Вот он этот свитер. – Пациент указывает на себя. – Я уже три года его не снимаю. Потому что он греет и защищает получше любого заводского... Понимаете! В этом – любовь!
Пациент гасит экран.
- Таким образом, любовь материализуется... Из некого, эфемерного, невидимого глазами флюида она превращается в осязаемые вещи... Таким образом, она входит в мир и меняет его...
- Кто-то считает любовь фантазией невротиков...
- Болезнью! Знаю... Читал… Несколько лет назад в некоторых СМИ прошли сообщения о том, что Всемирная организация здравоохранения - сокращенно ВОЗ - признала любовь психическим заболеванием.
- Именно так! Доктор смеется. - В реестр опасных заболеваний она внесена под номером F 63.9.
- Ну, не бред ли? Вам смешно... Даже если эти сообщения фейковые – это очень опасные фейки. Многие люди привыкли ориентироваться на газеты, на новости по телевизору... Где им еще черпать информацию? Как проверить то, что пишут и говорят?
И вот получается: они влюблялись, любили, всю сознательную жизнь строили свои семьи... И вдруг читают: «Любовь характеризуется сходством с синдромом навязчивых состояний, и входит в группу психических отклонений – расстройство привычек и влечений – наряду с алкоголизм, токсикоманией и клептоманией»... Это что? Как к этому относиться?
- С повышенным вниманием... По мнению некоторых исследователей, за любовь отвечают 12 областей мозга. В них вырабатываются гормоны – допамин, окситоцин, адреналин, вазопрессин и другие – которые вызывают эйфорию, близкую к наркотическому опьянению. Разве на самом деле не так? Разве вы не испытываете эйфорию от любимой женщины?
- Ой, док, да вы, похоже, поверили... Вы сейчас скажете, что любовь – это самое опасное психическое заболевание, угрожающее здоровью и жизни людей...
- Скажу...
- Может быть, я все же пойду?
Пациент пытается встать с кресла, доктор его останавливает.
- Подождите! Врачи говорят об этом не голословно. Все доказано! Вот характерные симптомы – навязчивые мысли о другом человеке, резкие перепады настроения, завышенное чувство собственного достоинства, жалость к себе, бессонница или прерывистый сон, необдуманные, импульсивные поступки, скачки артериального давления, головные боли, аллергические реакции... Попробуйте сказать, что все это обошло вас стороной. Не поверю! С этими симптомами каждый знакомится на собственном любовном опыте...
- Док, вы прекрасно знаете, что есть идиоты, способные довести любой вопрос до абсурда... Ваши речи - из этого разряда.
- Но отворачиваться от объективных фактов нельзя!
- Да каких фактов?
- Объективных!
Пациент смеется, что-то вспомнив.
- Хотите, расскажу вам об одном объективном, необдуманном, импульсивном поступке... Своем!
- На велосипеде?
- Нет, в магазине... Рассказать?
- Да... А то обстановка как-то слишком накалилась...
- Короче, покупаю в магазине продукты, а сам думаю о своей жене. Просто вижу ее перед глазами – о чем-то мы беседуем... Внутренним зрением смотрю на нее и не могу наглядеться.... Не сказать, что моя жена - красавица. Я, кстати, красавиц не очень привечаю, больно уж холодная их красота.
Так вот, подхожу к кассе, кладу тысячу. Кассирша выбивает чек, выдает сдачу – пятьсот пятьдесят рублей... И что вы думаете? Пятьсот забираю, а пятьдесят оставляю в кассе... Иду домой счастливый, радостный. Весна, птички поют... И только дома приходит понимание, что - по своей дурости – я лишился полста рублей...
- Вот видите - по дурости!
- О жене думал, не о деньгах... Док, это любовь!
- Когда этот случай произошел?
- Позавчера.
- Подождите, вы хотите сказать, что после пятнадцати лет совместной супружеской жизни, вы мечтаете о жене так же, как когда-то молодым и влюбленным мечтали о невесте? С такой же страстью?
- Да! И ничего не могу с этим поделать.
- Феноменально! Я с подобным еще не сталкивался... Обычно супруги лет за пять привыкают друг к другу и живут спокойно... Без адреналина.
- У нас не получается привыкнуть. Я каждый день благодарю жену за счастье. Каждый день... Она подходит утром, обхватывает руками, прижимается - как маленькая к взрослому - прислушивается и говорит: «Ой, как сердечко тукает…» А у меня сердце не просто тукает – бахает! Бабахает! Вырваться из груди готово...
Я прижимаю жену к себе изо всех сил. Она пищит: «Бо-ольно...» А мне над землей, не разжимая рук, взлететь хочется... И болтаться там, в небе, под облаками... И обратно не спускаться... Как это все объяснить?
Док, нет таких слов, которыми можно все это описать...
Доктор решительно встает.
- Ну, мой молодой друг... Мне все ясно! И с вашей женой, и с вашими женщинами в видениях...
- Здорово! Значит, мы не зря работали... Что мне нужно делать?
- Хотите сразу рецепт? Но учтите, мои рекомендации вас не обрадуют.
- Почему?
Пациент встает тоже... Медленно, нерешительно.
- Потому что, вам придется выбирать одно из двух...
- Что? Из чего?
- Чтобы ваши видения перестали вас доставать, вам необходимо изменить своей жене.
- Что за бред? Док, вы на ложном пути!
- Я на верном пути... Вас достают отвергнутые вами женщины. Вы же читали мою теорию. Помните, мысль – это живая сущность?
- Да!
- Так вот, в женщинах, которых вы игнорируете, рождаются мысли, вас достающие. Все эти видения, галлюцинации... Их можно назвать мыслям мести.
- Но, зачем?
- Как зачем? Чтобы отбить вас от жены.
- Отбить?
- За вас - как за самца - идет борьба. Самки считают, что вы не вправе обхаживать и оплодотворять только одну особь...
- Рассказы о животных...
- И, тем не менее, все именно так, как я говорю... Стоит вам изменить жене один раз, и видения исчезнут.
- Да, не исчезнут! Эх, раз... еще раз... еще много, много раз!
- Ну, вам виднее... Я свое слово сказал.
- Док, вы конечно гений, но ваш рецепт мне не подходит. Я лучше потерплю.
- До конца жизни? Они ведь не отстанут, они будут искушать и искушать...
- Справлюсь! Ведь теперь я знаю причину.
Пациент жмет руку доктору и поспешно уходит.
Доктор – в задумчивости, смахивает с лацкана пиджака несуществующую пыль, поправляет кресла, свою прическу... Надевает медицинскую шапочку. То ли с недоумением, то ли с завистью, говорит не громко...
- Счастливый человек! Имеет силы биться за счастье... Ежедневно!
Занавес.
© В.В. Хохлев, пьеса, текст, 2018
Фото – Алексей Кривцов
22 февраля 2018
Иллюстрация к: ПОЛОВОЙ РЕФЛЕКС