ПРОМО АВТОРА
Вова Рельефный
 Вова Рельефный

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Олесь Григ - приглашает вас на свою авторскую страницу Олесь Григ: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
стрекалов александр сергеевич - приглашает вас на свою авторскую страницу стрекалов александр сергеевич: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Сергей Беспалов - приглашает вас на свою авторскую страницу Сергей Беспалов: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Дмитрий Выркин - приглашает вас на свою авторскую страницу Дмитрий Выркин: «Вы любите читать прозу и стихи? Вы любите детективы, драмы, юнорески, рассказы для детей, исторические произведения?»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

станислав далецкий - меценат станислав далецкий: «Я жертвую 10!»
Михаил Кедровский - меценат Михаил Кедровский: «Я жертвую 10!»
Вова Рельефный - меценат Вова Рельефный: «Я жертвую 50!»
Михаил Кедровский - меценат Михаил Кедровский: «Я жертвую 20!»
Михаил Кедровский - меценат Михаил Кедровский: «Я жертвую !0»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
Ноябрь-Апрель

Автор иконка меркеев
Светлана Добычина. Этюды от сердца.

Автор иконка Сергей Вольновит
Как всё сложно в жизни

Автор иконка станислав далецкий
Адмирал Колчак

Автор иконка Наталья Кравцова
Мне повезло родиться в Оренбуржье

Автор иконка станислав далецкий
ЗУБЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
Ноябрь-Апрель

Автор иконка Анастасия Денисова
ВТОРАЯ НОЧЬ...

Автор иконка Наталья Владимиров...
Неоднозначное

Автор иконка Василий Шеин
Клен замерз...Ему - не спится...

Автор иконка Виктор Любецкий
Чем, сын, поделишься со мной?

Автор иконка Василий Шеин
Три привычных розы...

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееСтихи про трагедию в Кемерово
ПоследнееСоскучились? :)
ПоследнееНашему литературному сайту скоро три года!
ПоследнееИтоги конкурса фантастического рассказа
ПоследнееПоздравляем с Днем защитников Отечества!
ПоследнееАнализ литературного текста
ПоследнееВопрос к авторам и читателям

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

X...: "Давно не читал доброжелательных рецензий. Хотелось бы теперь и прозу С..." к произведению Светлана Добычина. Этюды от сердца.

Шипилов Н., г. Нальчик: "Моя мама Анна Шипилова с детства пишет стихи, и она откликнулась на эт..." к произведению Стихи про трагедию в Кемерово

Алиса ДидаАлиса Дида: "Это просто чудесная история. очень трогательная и поучительная, до сле..." к произведению Не отрекаются, любя...

Андрей Жеребнев: "Про "тяжело читается" верится, право, с трудом - просто несведущи Вы в..." к рецензии на Чемпион по каратэ

Сутулов ЭдуардСутулов Эдуард: "Очень Классно написано." к рецензии на Стихи про трагедию в Кемерово

Сутулов ЭдуардСутулов Эдуард: "CКОРБЬ Любовь и радость, скорбь, печаль – Те неразлучные подруги, Плеч..." к произведению Стихи про трагедию в Кемерово

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Николай ЧапуринНиколай Чапурин: "Очень понравились ваши стихи! Удачи Вам!" к стихотворению Бумажный побег

Александр Ёлтышев: "Назвать эту белиберду стихами просто неприлично." к стихотворению Дождаться счастья, что придет!

Вова РельефныйВова Рельефный: "Неплохо! Со смыслом. Понравилось." к стихотворению Не спешите повзрослеть.

Владимир ЗагородниковВладимир Загородников: "Чувственное стихотворение. Рад знакомству." к стихотворению Верну

Людмила ЛаптеваЛюдмила Лаптева: "Вы правы... Именно жертвы...Я не выбирала судьбу, ..." к рецензии на театр

Николай ЧапуринНиколай Чапурин: "Людмила, всегда с удовольствием и конечно внимател..." к стихотворению театр

Еще комментарии...

ПОЛЕЗНОЕ

СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Читать подробнее »

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

О ЛИТЕРАТУРНОМ САЙТЕ РУИЗДАТ

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".

Читать подробнее »


Продленка - пахла пончиками...

Литература для детей

155 просмотров
0 рекомендуют
6 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Продленка - пахла пончиками...Запах детства...Он у каждого человека - свой...

    «Продленка» - вкусно пахла пончиками с повидлом!

Обычно, на дополнительные занятия после уроков, приходили те ученики, которые попадали в категорию - неуспевающих. Это были - второгодники, и еще те - кто, наивно желая спрятаться от всевидящего ока учителя, садились на самые последние парты в классе. Таких прозывали «камчаткой», в честь отдаленного восточного полуострова Советского Союза. 

Когда учительница медленным взором обводила класс, выбирая очередную жертву, обреченную на вызов к доске - «камчатка» притихала, пригибала к крашеным зеленой краской партам свои непутевые головы, старательно избегая встречи глаза в глаза. 

Сидящие на первых рядах, (конечно же, это были - стремящиеся к знаниям, более успешные в постижении школьных наук хорошисты и отличники) – улыбались, хихикали, кто злорадно, а кто с сочувствием, когда учитель все таки определялся со своим выбором, и остановившись на конкретном имени, старательно и терпеливо начинал выуживать разбросанные осколки знаний из памяти наиболее «одаренного камчадала». 

Но жителей «камчатки», в школе целинного совхоза, было не много, как правило - три, четыре человека на класс. А классы были большими – по тридцать, сорок и больше учеников. И это, учитывая, что классы еще разделялись на «ашек, бэшек», и даже, порою - на буквы « В и Г» …

Васька выбрал себе место в «золотой» серединке, всегда занимал третью парту от начала, и усаживал рядом свою неизменную школьную подружку – Магрипу! Еще в первом классе, учительница - рассадила детей по парам: мальчик – девочка, девочка - мальчик, парты были на двоих учеников.

Но дружить, а тем более сидеть за одной партой с девчонкой, почему то считалось зазорным, и каждый новый учебный год, мальчишки упорно рассаживались по парам, со своими друзьями, а Любовь Васильевна, снова – рассаживала своих питомцев по личному усмотрению.

И так, продолжалось уже четвертый год. Только один Васька, не предпринимал никаких попыток к тому, что бы избавиться от своей соседки. Напротив, если Магрипа сама пыталась пересесть к подружке, он немедленно возвращал беглянку назад, на свое место, которое он ей определил.

По началу, над ними подшучивали, но потом привыкли. Учительница, пожилой и опытный педагог, конечно не сразу, но отыскала причину такой привязанности между детьми. Дело в том, что Васька, худенький белобрысый пацаненок, был не глуп и смышлен. По всем предметам, - кроме математики!

Когда проходили арифметику, то дела у него шли довольно не плохо. Правда, таблица умножения, упорно не укладывалась в его стриженную под «чубчик» голову! Ну - никак! Особенно на три, семь и восемь! Васька вышел из нехорошей ситуации, наловчившись находить нужный результат путем прибавления потерявшихся в памяти непокорных цифр, и делал это – довольно быстро.

Конечно, такое – способствовало развитию его памяти, но только не в математическую сторону. Он и без того, начав читать и писать гораздо раньше своих одноклассников, мог процитировать после второго или третьего прочтения, небольшое стихотворение, монолог, изложения писал почти в копию с оригиналами… Но математика!!! Она оставалась «запретной зоной» для него, и как оказалось в последствие – на всю жизнь! 

Остальные предметы, проблем у Васьки не вызывали. Даже более того, чаще всего он и не утруждал себя тем, что называлось - «учить уроки дома», успевая на переменах сделать и домашнее задание, и «пробежаться» глазами по теме предстоящего урока.

Любовь Васильевна – огорчалась такому математическому неприятию своего ученика, но изменить ситуацию - никак не могла! Васька как то случайно услышал, как в разговоре со своим коллегой, она сказала, кивая в его сторону: «Чистый гуманитарий!», но ничего не понял, а спрашивать, что означает это слово – постеснялся! Но слово это, было явно не ругательное, и Васька с ним примирился.

Магрипа же, напротив – читала и понимала формулы и символы так, как Васька приключения из Майн Рида! Она легко «ходила» в математике там, где ее сосед откровенно тонул, безо всякой надежды на самостоятельное спасение. С первого класса, открыв для себя таланты девочки, Васька «держал» ее возле себя. Магрипа быстро справлялась со своей контрольной, и еще успевала искоса глянуть в тему соседа, подсунуть ему, написать на промокашке, решеные ею задачи, которые тот быстро и аккуратно переписывал в свою тетрадь.

Конечно, и девчонка имела от подобного симбиоза определенные выгоды. В первую очередь, Васька всегда защищал ее от мальчишек, если кто пытался обидеть его Магрипу: дернуть за косичку, отобрать тетрадь или портфель, или еще как ни – будь… Он смело вступался за соседку. До драки, как правило, дело не доходило. Раскрасневшиеся забияки, чаще всего трясли друг друга за «грудки», задавая один и тот – же вопрос: « Ты, кто такой!...А ты – кто такой!», и на этом расходились, бросая непримиримо лютые взгляды и угрозы страшной мести и расправы… Главное, нужно было вовремя разойтись, не роняя при этом гордости и достоинства.

Еще, когда у него заводилось в кармане что – ни будь вкусненькое, например конфетки, печеньки, он – всегда делился с подружкой, и делился по честному, поступая так из самых чистых помыслов! По крайней мере, - он в этом был уверен…

Конечно, все это, и списывания, и стычки между ребятами – было не по пионерски. Их отряд, боролся за звание «лучшего отряда» в школе. Именовался он звучным словом - «Альтаир!», которое где то откопала их пионервожатая Валя, девушка из десятого класса. Она, для «младшеклашек», была необычайно взрослой и красивой. Придумала она и девиз, и ее «подшефные» бодро маршируя под барабанный бой, громко звенели голосами: «Полетим на Альтаир, завоюем Звездный Мир!».

Зачем завоевывать тот далекий и непонятный мир, дети особо не задумывались, только – только, начали летать первые космонавты, но девиз – им нравился. Тем более, что им завидовали пионеры из других отрядов, которые носили менее завораживающие, более простые наименования. И они, еще больше гордились своей Валей, которую, иногда забывшись, называли даже – тетей Валей…

Девушка тогда, громко смеялась, и даже, от восторга - хлопала в ладошки…

Так и шла, неспешно и размеренно, Васькина школьная жизнь! Учительница, все это понимала, но вероятно смирилась, осознавая, что из «чистого гуманитария», выжать больше чем возможно – решительно нельзя! И он, перебивался по математике, с тройки на жидкую четверку. Чаще всего и та и другая оценка, сопровождалась в Васькин дневник с маленьким, но заметным глазу – минусом!

Любовь Васильевна, учителем была требовательным, а человеком – добрым. Она была уже в возрасте, красивая, рослая женщина, с морщинками у глаз, и густой прической. Только волосы ее, были пепельного цвета, от забелившей их ранней седины.

Детей она, понапрасну не обижала. Только один раз, во втором классе, Васька сильно обиделся на нее, считая, что она поступила с ним не справедливо. А дело было в шариковой авторучке, которые совсем недавно появились в продаже. Писали все до них – перьями, или «самозаправками», с широкими блестящими перышками. Но и они, были не у всех, так как стоили – дорого! Рубля полтора, два!

Одним словом, у старших братьев появилась шариковая авторучка, пишущая мягко, красиво фиолетовым цветом. Васька воспользовался ею, написав домашнее задание по русскому языку, и даже принес ее в школу!
Любовь Васильевна, сильно рассердилась за это! Она отобрала красивую авторучку, и отругала Ваську за «самовольство!». Учителя тогда считали, что только перо – способно «поставить почерк» у ученика…

Но сердился он не долго! Детское сердечко отзывчиво на добро, и во всем - всегда старается найти самое хорошее! Только, взрослые, отчего-то, не всегда это понимают! Кроме того, перед этим случаем, у их учительницы, наверное - не совсем ладно было дома, с ее мужем. Мужем, у Любовь Васильевны, был высокий, видный мужчина, намного моложе ее самой. Даже, наверное, он и не был ей мужем, так как фамилии у них были разные. У учительницы была хорошая, ласковая фамилия – Легонькая, а у него – Светлов.

Человеком он был не простым. Васька слышал, как материны подруги, ругали между собою Светлова, за то, что он - «гулящий», и издевается над учительницей. Но та робко и покорно сносила от того – все, и даже, наверное – побои, так как однажды пришла на занятия особенно тихая и молчаливая, а на ее щеке – зеленело, старательно замазанное белилами для лица, пятно…

Дети любили ее, и жалели. В тот день, в классе было особенно тихо, и учительница, ловя на себе сочувствующие детские взгляды, смущалась. Опускала свою голову, покрытую пышными, тронутыми сединою волосами, к столу, проверяя домашние работы учеников. Тогда еще, на одну из тетрадей, капнула ее слеза, оставляя мутное пятно размытых чернил на изложении по русскому языку, в тетрадке одного ученика.

Деревенские  дети,  в  силу  ограниченности  своего  "ареала  обитания"  порой  знают гораздо   больше,  чем  предполагают  взрослые,  впрочем - не  всегда  отдавая  себе  отчет  в  понимании  услышанного  ими...

Так что, Васька, рассудив – что у его учительницы наверняка опять случилось что-то дома, решил не сердиться и на другой день, они помирились. Да и сама, Любовь Васильевна, то-же, совсем не сердилась: вернула авторучку, и ласково объяснила, почему она так поступила. Мир был восстановлен!

… Но на «продленку» - ходили не только отстающие ученики. Дело в том, что там – кормили обедом!

Школа - была приспособленная, состояла из двух длинных одноэтажных бараков, служивших первое время общежитием для первоцелинников, которых было много. Они приезжали, уезжали, оставались в совхозе, кто ненадолго, а кто, как выявилось впоследствии – на совсем! Целина и степь, стали для многих – второй Родиной!

Но Васьки это не касалось, его семья жила в степи, более полувека до целинной эпопеи, и они считались – коренными! Впрочем, на отношениях с детьми приезжих – такой факт никак не отражался. Дети того времени, не знали что означает – превосходство одного над другим, по каким бы то ни было признакам…

Конечно, при таком стечении самого разного народа, в только что отстроенном в голом поле поселке случались драки и стычки, но серьезного характера они не носили. Это потом уже, когда население обжилось, подросли целинные и местные парни, начинались более крупные «столкновения». И это, даже стало перерастать в какие-то странные традиции.

Особенно, такое было заметно - на «футболе!»… Каждый год, районные организации проводили футбольные турниры между командами совхозов, и практически каждое такое мероприятие, заканчивалось массовой дракой. Причем, не зависимо от результатов игры: проигравшие хозяева, предъявляли претензии выигравшим гостям, или наоборот. Дрались даже - при ничейном исходе матча! Васька видел один случай, когда разгоряченные игрой и водкой, местные молодые мужики и парни, перевернули на бок - автобус, в который спрятались малочисленные, как на грех выигравшие гости, и только вмешательство участкового, и специалистов совхоза, спасло пришельцев и их группу сопровождения, от расправы.

В свою очередь, «наши» - так-же, возвращались из «гостей», гордо демонстрируя боевые увечья. Но в целом, подобное явление не оказывало негативного влияния на отношения молодежи из разных поселков. Общались, дружили, ухаживали за девушками, брали их в жены – и жизнь продолжала свое течение.

Народ в поселках, в то время – жил спокойно. Даже более того, считалось неприличным, уходя из дома – закрывать его на замок, тем самым – выражая недоверие, а стало быть, и неуважение, к людям! Тех, кто поступал так, высмеивали и называли обидным словом – «куркуль!»

… Так вот, бараки эти, соединили длинным теплым переходом. Он служил одновременно и спортзалом. В нем, проходили школьные линейки, различные торжественные сборы и праздники. А вот для столовой – места, видимо не нашлось. Учеников – не кормили.

Иногда, отдельные ребята брали с собою съестное, но подобное, отчего-то – было в редкость, и школьники терпеливо дожидались окончания уроков, что бы уже дома, насытиться «мамкиной» стряпней.

На продленке, кормили, за счет государства, то есть - совхоза. Только, опять же – не всех! Неуспевающие - то, были из разных семей! Дело в том, что раз в год, родительский Комитет, составлял списки на бесплатное, одноразовое питание учеников из многодетных семей. 

Васька, под эту категорию, не попадал, так как у них в семье – было четверо детей (он был младшим в семье), а столько, в то время, категорией «многодетные» - не являлось. Немало было – по семь, десять, и даже – двенадцать детей в одной семье. Многодетными считались – от шести детей!

Жили они, как правило, не очень хорошо, и поэтому, пользовались немалой помощью от государства, а проще – «от совхоза», в том числе и питание на продленке.

Не вошедшие в «счастливый» список, и не желающие глотать слюнки при виде пирующих товарищей – платили деньги. Платила и Васькина мать – два или три рубля в месяц… А все – эта математика, вводила семью в «разорение!»

На продленку Васька, ходил с удовольствием, хотя успеваемость его по точной науке – нисколько не повысилась. Справлялся он с ней, только благодаря своей хорошей памяти, то – есть попросту запоминал чисто технические действия при решении задач и теорем. Но стоило только поменять местами символы и обозначения, как все то что он так старательно учил – немедленно рушилось, приходилось начинать сначала! Чистый «гуманитарий», что с этим поделать…

… Из совхозной столовой привозил обед! Прямо в классы, заносили большие армейские баки с едой, вносили посуду и хлеб, нарезанный большими ломтями. Чаще всего – серый, по одиннадцать копеек за буханку. Повар, женщина одетая в белый халат, раскладывала пищу по тарелкам, а двое – трое ребят, бывшие по такому случаю - дежурными по классу, разносили их своим товарищам и подругам. Кушали прямо на партах.

Обычно, обед состоял из второго блюда, редко – первое! Чаще всего котлеты, с макаронами и подливкой! Две котлеты и горка макарон, съедались осень быстро, но добавки – не было! Ваське, «совхозные» котлеты – очень нравились. Дома, у матери, отчего-то получались совсем не такие. Когда, он просил маму, сделать «столовские» котлетки, то она смеялась, и говорила: «Я - котлеты делаю из мяса, а в «совхозных» - много хлеба добавляют, оттого они и другие!», и готовила – по своему, как привыкла…

... Детство,  оно  живет  по  несколько  другим  понятиям  и  ощущениям,  против  -  взрослой  жизни,  сохраняя  их  в  своей  памяти навсегда.  Осенью,  совхоз  и  поля,  затягивались  мельчайшей,  невидимой  глазу  пылью.  Она  легким  туманом  поднималась  над  землей.  Особенно  заметно,  такое  было  в  сумерках,  когда  солнце  уходило  на покой,  за  дальние  степные  горизонты.  И  тогда, пахнущая  хлебом  -  пыль,  сизой  дымкою  заполоняла  остывающую  от  дневного  жара,  степь.

Стихали  звуки  дня,  шум  ветра,  шелест  листвы  редких  деревьев,  людской  гомон,  и  временная  тишина,  наполнялась  новыми  звуками:  там, далеко  рокотали  двигатели  комбайнов,  тракторов.  Степь,  сплошь  пронзали  лучи  света  фар  автомобилей.  Шла - уборка  урожая.

Отца  своего,  дети  в  такое  время - почти  не  видели,  бывало  по  неделе.  Он  приходил  домой  когда  дети  уже  спали,  а  уходил - когда  еще - не  просыпались. Подобное,  было  в  порядке  вещей,  люди  работали  на  Родину,  не  считаясь  со  временем  и  силами! Иногда,  Васька  все-же,  мужественно  терпел,  дожидаясь  отца.  Только  для  того,  что-бы  первым  делом,  залезть  в  его  сумку,  в  которой  лежали  остатки  продуктов,  которые  он  брал  с  собою  из  дома.

И  какими  же  вкусными,  были  пожелтевшие  от тепла,  обсыпанные  сухими  крошками  хлеба,  кусочки  сала  и  мяса.  Пропыленные,  пахнущие  горячим  двигателем  комбайна,  сухари - сгрызались  как  лакомство!  Особенно  вкусным,  почему - то,  были  остатки  чая,  в  мягкой  пластмассовой  баклажке  желтого  цвета.  В  доме  у  Васьки,  еды  всегда было  в  избытке,  но  такое - отец  привозил  только  с  поля,  "с  работы!"

Зная  это,  он  зачастую  брал  с  собою  больше  продуктов,  чем  надо  было. И  терпение  не  заснувшего  счастливчика,  вознаграждалось  с  лихвою. Доев  остатки  "папкиного"  обеда,  полусонные  дети  брели  к  кроваткам,  падали  в  них,  и  стремительно  засыпали.  ... Ничего,  вкуснее  этого  хлеба - не  было,  и  никогда  уже  -  не  станет!

... На третье,  на  продленке,  подавали – чай или кисель, иногда компот! Но непременно с пончиками! И повидло! Пончики, мягкие и пышные, удивительно вкусным запахом наполняли весь класс и школу! Пончиков, полагалось по два - на каждого обедающего, но можно было съесть и больше! Нужно было их купить - у поваров, по три копейки за штуку! Что Васька, иногда и делал!

Дома у них, в большом самодельном буфете, стояла кружка с мелкими монетами. Называлась она – деньги на кино! Из нее, Васька и его братья, беспрепятственно брали монетки на кино, в с... Читать следующую страницу »

     Страница: 1 2


Василий Шеин Василий Шеин

21 сентября 2017

6 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Продленка - пахла пончиками...»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад






© 2014-2017 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерПоддержка, ведение и развитие сайта - вебмастер persweb.ru