ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Александр Фирсов
Стоит почитать Прокурор

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Дворянский сын

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Когда весной поет свирель

Автор иконка Анастасия Денисова
Стоит почитать "ДЛЯ МЕЧТЫ НЕТ ГРАНИЦ..."

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Гражданское дело

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Пусть день догорел — будет вечер?...

Автор иконка Вера Сыродоева
Стоит почитать Поздняя осень

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Жутковато Игорево слово

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать стихотворение сына

Автор иконка Ялинка 
Стоит почитать Заблудилась...

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Бейся сердце ровнее и строже...
Просмотры:  1447       Лайки:  23
Автор Виктор Любецкий

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Уроки английского


Олег Вайнтрауб Олег Вайнтрауб Жанр прозы:

Жанр прозы Литература для детей
934 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Уроки английскогоО школьных друзьях

Уроки английского

(рассказ для детей)

 

 

Мне вспомнился тот февральский день 19… года. Учился тогда я в восьмом классе средней школы одного из небольших городов средней России. В тот день с утра все начиналось, как всегда. Гурьбой мы вошли в класс и стали готовиться к первому уроку. Первым уроком была математика. Это был мой один из любимых уроков, возможно, еще и потому что его вела Мария Михайловна, молодая учительница, только закончившая университет, первый год преподавала у нас в старших классах математику. Ей было 22-23 года, но на вид она казалась еще моложе, особенно на фоне наших остальных учителей. Невысокого роста, стройная, с милым приятым лицом, она вызывала симпатию при первом же взгляде. И ничего не было удивительного в том, что все мы, мальчишки-старшеклассники, были буквально влюблены в нее. Она так умела доходчиво и подробно излагать новый материал, что даже самые отъявленные лентяи на ее уроках получали твердые тройки или даже четверки. Строгой она не была, иногда даже прощала невыученные уроки, если ученик правдиво заявлял об этом, но с условием, что к следующему уроку он выучит урок обязательно. И, как правило, ее не подводили.

Но это к слову. Сегодня речь пойдет не о ней. Она вошла в класс, мы встали, приветствуя ее, и только успели сесть, как открылись двери, и в класс вошла директор Капленко Екатерина Павловна. Мы снова вскочили. Ее визит на урок был событием неординарным. Директора все не любили и боялись. Возможно, оно так оно было и нужно, чтобы для каждого ученика вызов к директору был уже страшным наказанием. Высокая, худая, вечно одетая в черное платье, всегда с серьезным лицом и суровым взглядом, одним своим видом наводила страх на учеников. Ее боялись все учащиеся и побаивались учителя. Появление директора на уроке заставляло нервничать даже учителя. Но на этот раз она пришла не с инспекцией, а привела в класс нового ученика.

- Садитесь, - повелительно скомандовала она. – С вами теперь будет учиться новый ученик Марков Родион. Прошу любить и жаловать.

С этими словами она, не поздоровавшись, ни попрощавшись, вышла из класса. Теперь мы обратили внимание на новичка. Это был паренек довольно высокого роста, светловолосый с открытым приятным и сильно загорелым лицом. И это в феврале-то. Он, смущаясь, стоял у доски и смотрел на класс. И на него уставилось двадцать пять пар глаз, включая глаза Марии Михайловны. Дело в том, что в классе нас было 24 ученика, 16 девочек и 8 мальчиков. Мы шутили, говорили, что на каждого мальчишку приходится по две девочки. Теперь новичок это «равновесие» нарушил.

У большинства учеников нашего класса были свои прозвища, или как их называют в уголовном мире, «понгонялы». Иногда они возникали из фамилии или имен. Например, у Виктора Морозова было прозвище «Мороз», у Вишневского – «Вишня», у Нели Оситковской – «Осыка», у Гриши Зинченко – «Гриня». Иногда они давались по физическим данным. У маленького роста Сашки Новикова было прозвище «Шпингалет», а у самого большого и высокого в классе Виктора Мищенко – «Слон». А иногда они возникали совершенно непонятно откуда. Так у Леньки Шестирко было прозвище «Печа». В общении между собой ребята, как правило, пользовались этими прозвищами. И это настолько вошло в привычку, что иногда можно было услышать в обращении даже к учителю, например, такую фразу: «Мария Ивановна, а почему Осыке, извините, Оситковской, поставили пять, а мне …»

В классе было три ряда парт, на передних партах сидели по двое, а задние парты, «галерку», в основном, занимали мальчишки, и сидели они по одному. Я сидел тоже один. Мы все с интересом разглядывали вновь прибывшего. На нем была надета сверху вельветовая курточка цвета хаки, почему-то в те времена называвшаяся «ленинградкой», под которой была белая рубашка с накрахмаленным воротником, и узкий черный галстук. Снизу на нем были хорошо отглаженные черные брюки с четкими стрелками спереди и сзади. На ногах были желтые меховые ботинки. Одет был он явно лучше всех в классе.

- Садись, Марков, - сказала Мария Михайловна, - выбирай себе место. А мы продолжим урок.

Новичок огляделся, прошел вдоль ряда парт и сел рядом со мной.

- Какой сейчас урок? - спросил он меня, доставая учебники.

- Математика, геометрия.

- А тема какая?

- Подобие треугольников.

- Гм… мы такого еще не проходили.

- Разговоры, Виноградов! Успеете наговориться на перемене.

Мы с Родионом переглянулись и замолчали. И так до конца урока не сказали больше друг другу ни слова.

Когда урок закончился, и мы стали выходить из класса, Мария Михайловна задержала Маркова.

- После уроков подойди ко мне в учительскую. Мы с тобой уточним программу твоего обучения по математике. Из опыта я знаю, что в зарубежных школах программа отстает от российской.

- Хорошо, Мария Михайловна, - безропотно согласился Родион.

На перемене мальчишки окружили новичка и стали знакомиться. Я уже на правах «старого знакомого» представлял ребят. Девочки, проходя мимо нас, с любопытством посматривали на новичка. Когда знакомство закончилось, Виктор спросил:

- Откуда ты?

- Из Африки. Точнее из Уганды?

- Папуас что ли? – спросил Сашка.

Родион пропустил его вопрос мимо ушей.

- А ты как там оказался?

- Я родился в этом городе, но с пяти лет вместе с родителями жил в Африке. Мои родители родом тоже из этого города, но работали по контракту в Африке несколько лет. Лечили местное население.

- Врачи что ли? – не унимался Сашка.

- Нет, колхозники, - уже не выдержал я.

- А на каком языке там разговаривают?

- Официальный язык там английский, но местные часто говорят на своем наречии.

- И ты спикаешь по-английски?

- Для меня английский как родной. Дома с родителями я разговариваю по-русски, а в школе и везде по-английски.

- Во здорово! Наша англичанка удивится.

- А как же ты теперь будешь учиться в русской школе?

- Родители каждый год в отпуск приезжали в Россию, и покупали для меня учебники для каждого класса. И меня заставляли параллельно проходить всю школьную программу на русском языке. Но там программа значительно отстает от России. А сейчас в старших классах это отставание стало настолько большим, что им пришлось срочно возвращаться в Россию, чтобы я смог получить нормальный аттестат зрелости.

Нашу беседу прервал звонок на следующий урок. Перемена, к сожалению, закончилась, а нам еще так хотелось много узнать о жизни Родика за границей.

Я сейчас уже не помню, какие были следующие уроки. А вот последний урок я хорошо запомнил. Это был урок английского языка. Урок, на котором я здорово опозорился перед Родиком и Лёлькой, или, как звали ее в классе, «Элэл». Девочку звали Лёля Леонова. Она была самая красивая девочка в классе. Она мне очень нравилась, но все мои попытки поближе подружиться с ней она решительно отвергала. Казалось, что она меня просто не замечала. Несколько раз я пытался пригласить ее вместе сходить в кино, но она всегда находила причину, чтобы отказаться. То ей нужно было учить уроки, то маме помогать. Одним словом, она не хотела моего общества. И на школьных вечерах соглашалась идти танцевать со мной только тогда, если ее не приглашали Мороз или Слон. С ними она шла танцевать охотно. А со мной танцевала, словно делала мне одолжение. А меня, как к запретному все плоду тянуло к ней. А тут еще эта двойка нисколько не прибавила к моему авторитету.

Вообще-то уроки русского и английского языков я не любил. Просто их ненавидел, и они мне плохо дались. Если по математике и физике у меня были круглые пятерки, то в диктантах и сочинениях я делал кучу ошибок и, в лучшем случае, получал тройки. И с произношением английского у меня было неважно. Если даже у самой Ефросиньи Осиповны с произношением было не фонтан (в чем я убедился позже благодаря Родьке), то обо мне и говорить было нечего. В те времена в школах о лингвинистических кабинетах и понятия не имели, во всяком случае, в нашем городе. Английскую речь мы слышали только из уст нашей учительницы, которая должна была быть для нас эталоном в произношении. Больше услышать английскую речь было негде. Конечно, на коротких волнах можно было поймать англоязычную радиостанцию, но с нашим знанием языка и, благодаря скороговорке дикторов, разобрать ничего было невозможно. 

И в тот день на уроке английского языка меня вызвали читать текст из учебника к доске. Надо сказать, что в тот день урок я не выучил, надеясь, что меня не вызовут. И у доски я кое-как промямлил текст, а с переводом совсем заткнулся. И, естественно, учительница влепила мне заслуженную двойку. Униженный и посрамленный я вернулся на свое место. Особенно мне было стыдно перед моим новым знакомым. Когда я сел и немного успокоился, Родька шепнул мне на ухо.

- Хочешь на следующем уроке получить пятерку?

- Ты что, Родька. Мне сроду больше тройки-то не ставили.

- Посмотрим, - загадочно улыбнувшись, сказал он.

После урока мы вместе с ним вышли из класса. Родион пошел в учительскую, а я собрался домой.

- Подожди меня, - попросил он, - пойдем домой вместе. Я что-то тебе скажу.

Его не было около получаса, и я уже начал жалеть о том, что согласился его ждать. Но вот он вышел, и мы зашагали по Первомайской улице в одну сторону.

- Где ты живешь? – спросил я.

Он назвал номер дома.

- О, это же почти совсем рядом, всего через два дома от меня. Так что ты мне хотел сказать?

- Послушай, Вадим, что у тебя так плохо с английским? Тебе он не нравится?

- Да ну его, - отмахнулся я. Не люблю.

- Напрасно. А знаешь, давай всех удивим.

- Как это?

- Давай вместе выучим следующий урок. Я тебя поднатаскаю в произношении и помогу с переводом. И ты выдашь да так, что все только рот откроют от удивления. Вот это будет сенсация!

Мне его идея понравилась, но как-то было лень за это браться. Я задумался, а Родион продолжил:

- А ты мне поможешь по математике. Мария Михайловна сказала, что я по программе я здорово отстал.

- Но это запросто, - с жаром согласился я.

- Сейчас зайдем ко мне, я возьму учебники и магнитофон, и пойдем к тебе. У меня сейчас заниматься негде. В квартире еще сплошные коробки и сумки еще не распакованные. Мы только приехали.

- Зачем мы потащим магнитофон? – удивился я. - У нас дома есть свой.

- Да он же легенький. С ним нам будет удобнее заниматься.

- Ничего себе легенький, килограмм 8-10 в нем-то будет, - возражал я, вспоминая наш большой катушечный магнитофон «Олимп».

Было похоже, что мы не понимали друг друга, словно говорили о разных вещах. И это оказалось в действительности. В этом я вскоре убедился, когда Родька вышел из дома с небольшой сумкой в руках. А я в это время ждал его у подъезда.

- Ну что, решил магнитофон не брать? – с улыбкой спросил я.

- Почему? Вот он, - и похлопал по сумке.

- Покажи.

И он достал из сумки небольшую пластмассовую коробку величиной с толстую книгу. Я с удивлением рассматривал его. Это был импортный кассетный магнитофон. Я впервые видел такие. У нас тогда у ходу были только катушечные магнитофоны с катушками на 250 и 500 метров.

- И на сколько хватает кассеты?

- Каждая сторона на полчаса.

- Во здорово! И такой небольшой. А куда подключаются динамики?

- Зачем, в нем есть свой динамик.

И он включил магнитофон. Из динамика полилась довольно громкая музыка какого-то зарубежного шлягера.

- Он что, и на батарейках работает?

- Да, можно и на аккумуляторах.

- И надолго хватает?

- Четырех больших батареек хватает часов на шесть.

За разговорами о магнитофонах мы не заметили, как подошли к нашему дому.

- Вот здесь я живу, - сказал я, когда мы поднялись на третий этаж. Родители на работе, так что нам никто не помешает.

- Пообедаешь со мной? – спросил я, когда мы вошли в квартиру.

- Пожалуй, да. Я уже успел проголодаться.

Я разогрел оставленный в холодильнике борщ и подогрел рагу. Мы с Родькой с удовольствием поели и пошли в мою комнату заниматься. Завтра в субботу были легкие уроки, так что учить нам почти ничего не пришлось. Тогда мы взялись за английский. Родька заставил меня читать тот злополучный текст, за который я получил двойку, и включил магнитофон на запись. Потом включил воспроизведение.

- Никуда не годится!

Когда я услышал свой голос в динамике, то ужаснулся. Неужели это я?

- А теперь послушай как надо.

Родька читал этот текст с выражением, словно профессиональный диктор. Я смотрел ему буквально в рот. Он записал и свой вариант.

- Сейчас мы с тобой поработаем над каждым словом, а эту мою запись ты будешь каждый день крутить, слушать и повторять. Добивайся такого же произношения.

И началась работа. Родька заставлял меня по десять раз повторять каждое слово, пока не добивался правильного произношения. Я уже весь этот текст знал наизусть. Но этого ему было мало. Он стал добиваться «мелодики» чтения, расстановки правильных ударений и акцентов. И дело двигалось. Затем мы перешли к переводу текста. Он утверждал, что переводить дословно нужно не каждое слово, потому что английские слова могут иметь несколько вариантов перевода, а нужно добиваться смыслового содержания предложения, стараясь делать перевод более литературным.

Окончательно отработав прошлый текст, перешли к новому заданию. К моему удивлению, с ним стало работать легче. Мне Родька записал его на магнитофон и взял с меня обещание, что до вторника, когда будет следующий раз урок английского, я выучу его досконально. Потом мы придумали еще один трюк. Чтобы вообще удивить «англичанку». После прочтения текста, я должен был небрежно задать ей вопрос: «Могу ли я вместо перевода своими словами пересказать содержание прочитанного?»

- Это будет нечто! Она просто упадет со стула, - заранее радовался я.

Мы вначале написали пересказ по-русски, а потом Родион перевел его на английский. Мы немного с ним поспорили, когда я обнаружил несколько английских слов, которых мы еще не учили.

- В этом-то и все дело! – эмоционально доказывал он, - это будет доказывать, насколько ты серьезно готовился к уроку.

И я вынужден был с ним согласиться. Потом он записал на кассету мой будущий «спич». Я пообещал ему, что до вторника выучу его обязательно.

- Послушай, Родька, - вдруг опомнился я, - ты хочешь оставить у меня свой магнитофон? А как же ты?

- Не волнуйся, мне он пока не нужен. А ты поработай. С ним удобнее обращаться, чем с твоим «Олимпом».

После этого мы занялись с ним математикой. Стали готовиться к очередному уроку. Пропущенным материалом решили заняться позже. Теперь уже я выступал в роли репетитора. Мы выучили теорию и приступили к решению задач. У Родиона, в отличие от языка, математика шла туго. Чтобы он лучше усвоил эту тему, пришлось перерешать все задачи в учебнике, относящиеся к ней. Так за этими занятиями мы не заметили, как прошло время до прихода с работы родителей. Они немного удивились, увидев у меня незнакомого мальчика. Я представил им Родиона, кратко рассказав его историю. Он галантно поздоровался с мамой, и даже поцеловав ей руку, чем еще больше расположил ее к себе. С отцом поздоровался за руку, наклонив голову в поклоне.

- Какой воспитанный мальчик, - говорила потом мать, когда я проводил друга. – А кто его родители?

- Они врачи. Только вернулись из длительной командировки в Африку. Вернулись из-за Родиона. Ему нужно окончить русскую школу, чтобы получить нормальный аттестат зрелости. Иначе он не сможет поступить в институт.

- Надо будет познакомиться с ними поближе, - сказал отец. – Родион мне понравился. Дружи с ним.

В субботу после уроков я перетащил «Олимп» из гостиной в свою комнату, и переписал на него то, что оставил мне Родион на кассете. На его магнитофон я записывал свои варианты прочтения текста, а потом сравнивал их с «оригиналом», стараясь добиться максимального сходства.

- Чем ты тут занимаешься? – заглянул ко мне в комнату отец.

Я честно рассказал ему и про двойку, и про предложение Родиона. Журить меня за двойку он не стал, а даже похвалил за проявленное упорство и желание во чтобы то не стало ее исправить.

Мне теперь самому понравилось этим заниматься. Я даже сам попытался прочесть и записать текст будущего урока, чтобы потом отдать эту запись на суд Родиона.

В понедельник после уроков во время наших занятий дома он прослушал ее и сказал:

- Ну что же, неплохо. Ты явно делаешь успехи.

И вот настал вторник. На урок английского языка я шел, как на праздник, абсолютно уверенный в своих силах. По расписанию вторым уроком был английский. Когда прозвенел звонок на урок, в класс вошла Ефросинья Осиповна в сопровождении женщины инспектора из гороно. О ее появлении нас предупредила Римма Попова. Римма была дочкой завуча школы, и поэтому сама знала, и нас информировала о всех новостях в учительской. Эта инспектор раньше до работы в гороно работала учительницей английского языка в соседней школе. Говорили, что она даже проходила стажировку в какой-то англоязычной стране.

Ее появление меня огорчило. Вряд ли удастся на таком уроке исправить двойку. Перед инспектором Ефросинья Осиповна будет стараться и вызывать к доске только отличников. Наша с Родионом задумка срывалась. А на следующем уроке она будет уже не так актуальной. Тут важен был контраст между моими ответами в пятницу и сегодня.

Урок начался, как всегда, с опроса домашнего задания. К доске, конечно, учительница первой вызвала отличницу Римму Попову. Та уверенно начала читать текст. Сейчас уже и я начал различать недостатки в ее произношении. Текст ее перевода был примитивным и недостаточно точным. Римма уверенно разобрала предложение и ответила на вопросы по грамматике. С оценкой «отлично» она вернулась на свое место.

Вторым вызвала Виктора Морозова. Он был твердым «хорошистом», но английский шел у него всегда на отлично. Но теперь и у него я слышал огрехи в произношении. При разборе предложения он допустил несколько ошибок, и Ефросинья Осиповна поставила ему четверку.

            Затем она начала объяснять новую тему по грамматике. Когда она закончила, я взглянул на часы. До конца урока оставалось еще десять минут. Обычно это время на уроке использовали для диалога. Учительница задавала классу вопросы по-английски, а ученики ей отвечали. Но сегодня она почему-то не рискнула начать этот диалог. И тут я решил этим воспользоваться и поднял руку.

- Ефросинья Осиповна, разрешите исправить двойку.

Учительница явно не ожидала этого, и по лицу ее было видно, насколько нежелательным для нее был мой вопрос. Взглянув на часы, она утвердительно кивнула. Взяв учебник, я вышел к доске.

- За что прошлый раз я вам поставила двойку?

- За плохое чтение и плохой перевод.

- Хорошо, читайте.

Опустив учебник, я по памяти стал буквально декламировать текст отрывка с выражением и интонациями. Я до этого столько раз повторял его, что просто выучил наизусть. Я видел, как округляются глаза моих соучеников, как подняла голову и стала внимательно меня разглядывать инспектор, сидящая на последней парте позади нас с Родионом. Ефросинья Осиповна, до этого что-то заполнявшая в классном журнале, даже повернулась ко мне всем корпусом, и с удивлением посмотрела на меня. Мысленно я торжествовал. Именно этого я и ожидал. Наш план с Родькой удался. Я закончил читать и сразу задал свой сокраментальный вопрос:

- Can I retell the text in my own words?

Еще раз удивленно взглянув на меня, она опять кивнула головой. И я начал:

«The text is about Leonardo da Vinci, a famous painter, who is the author of Mona Lisa painting. This picture is in an art gallery in Paris, and it is visited by millions of tourists every year.

Leonardo da Vinci was born in 1452 at his fathers country home near the town of Vinci in Italy. He spent his childhood surrounded by the wonders of nature, perhaps watching animals and insects that were all around him.

Leonardo was hungry for knowledge. He studied the world around him and drew the things he saw. He read everything he could find, lis­tened to other people’s ideas, and made notes of the things he learned. He was full of new and exciting ideas.

So, Leonardo was not just a painter. He was also a talented inventor, engineer, architect and sculptor.

Some of his works were published in the THOOs and can be seen today».

По-английски я говорил легко и свободна, четко выговаривая каждое слов, словно это был отрывок из произведении Гоголя или Некрасова.

Когда я закончил, в классе наступила тишина. Обычно после ответа Ефросинья Осиповна задавала вопрос классу: «Кто заметил ошибки?». Но теперь такого вопроса не последовало. Тогда вопрос задала инспектор:

- Виноградов, кажется, так вас зовут, откуда у вас такое, прямо сказать, оксфордское произношение?

Я недоуменно пожал плечами и взглянул на Родиона. Он отрицательно покачал головой. Я его понял его, он не хотел, чтобы я говорил о нем. Инспектор поняв, что вразумительного ответа от меня она не дождется, задала второй вопрос:

- Так за что вы прошлый раз получили двойку?

- Я плохо читал…

- Да он совсем не умел читать, - выкрикнул кто-то из класса.

- Я не могу в это поверить. А что же случилось сегодня? Почему вы сегодня так блестяще ответили на урок?

- Просто хорошо его выучил …

- Странно как-то. Мне не понятно. Ефросинья Осиповна, а какие у него до этого были оценки?

- Как правило, одни тройки.

- Тогда совсем не понятно. Как за два дня можно так овладеть английским языком, чтобы после троек получать отличные оценки?

К счастью, прозвенел звонок, и урок закончился. Когда инспектор вышла, Ефросинья Осиповна сказала мне:

- Виноградов, давай свой дневник.

Я подошел к ней с дневником, и она в графе «Англ. яз.» поставила жирную пятерку, покачала головой и сказала:

- Ну ты даешь, Виноградов. Я от тебя такого не ожидала. Но мне кажется, что я знаю, откуда ноги растут…

При этом она красноречиво взглянула на Родиона, стоящего рядом со мной.

Когда мы вышли из класса, Родька даже подпрыгнув, закричал:

- Yes! У нас все получилось! Да еще как! И при инспекторе. Ты молоток, Вадька. Но теперь держись. Англичанка тебе это не спустит, она будет ловить тебя на каждом уроке.

- Ничего, теперь мне это и самому понравилось.

И Родька оказался прав. На следующем уроке Ефросинья Осиповна вызвала меня снова. Текст и перевод прошли безукоризненно, а вот с грамматикой я немножко подкачал. В результате она поставила мне четверку. И на этом она успокоилась. До конца четверти меня больше не беспокоила, и за четверть я получил четверку. Меня это устроило, но огорчило Родьку. Явно ему хотелось видеть меня отличником по английскому. Самого его до конца года освободили от этих занятий.

Теперь после уроков у меня дома мы сосредоточились на математике. Текущие темы шли у него хорошо, и мы быстро догоняли упущенное, проходя за вечер по две, а то и по три темы.

Но не забывали мы заниматься и английским. Теперь меня это стало, как хобби. Все тексты из учебника под руководством Родьки я прочел и даже сделал их письменный перевод. Это показалось мне мало. Мне хотелось читать что-нибудь еще. У Родьки были детские книги на английском языке, он давал мне их читать. Но мне это оказалось труднее, чем тексты из учебника. Там было много незнакомых слов, и тексты были не адаптированы.

- Больше работай со словарем, - учил меня опытный друг. -Большинство английских слов имеют несколько вариантов перевода. Существует даже классический пример неправильного перевода технического текста. Предложение следовало перевести как: «Оголенный провод проходил по вагону», а вместо этого перевели: «Голый проводник бегал по вагону». Совершенно другой смысл. Или, грубый перевод на украинский язык фразы из «Евгения Онегина»: «Паду ли я стрелой пронзенный…», как «Чы я впаду дрючком пропертый».

Мы смеялись и шутили. А Родька продолжал:

- Учи слова. Набирай багаж слов. Сделай себе за правило в день учить по 10 слов. Мне рассказывал мой дедушка, что когда он учился в медицинской академии, то по 10 латинских слов он учил ежедневно. При этом он писал их на обоях своей комнаты, чтобы они были постоянно у него перед глазами. Сейчас, конечно, мама тебе не разрешит писать на обоях, но можно писать на листочках. И сразу запоминай правильное произношение, пользуйся транскрипцией.

И дело двигалось. Я уже давно перешагнул уровень восьмого класса. Теперь мы с Родькой старались говорить между собой по-английски. И случилось чудо. Ко мне после уроков сама подошла Элэл. У нее с английским были проблемы. Если по остальным предметам у нее были твердые четверки, то по английскому языку она не вылезала из троек.

- Послушай, Виныч, это тебя так Африканец так поднатаскал по инглиш?

(Это наши с Родькой были прозвища). Здорово это у вас получается.

- А тебе тоже хотелось бы? – ответил я вопросом на вопрос.

- Мне бы тоже хотелось, но захочет ли Родька?..

- Захочет, – с уверенностью сказал я, хотя даже еще не спрашивал мнения друга. Просто мне очень захотелось, чтобы эта красивая девочка занималась вместе с нами.

- А где вы занимаетесь?

- У меня дома.

Она поджала губы и пожала плечами. Заметив ее смущение, я сказал:

- Ничего страшного. Родители мои на работе, в нашем распоряжении вся квартира. У нас есть даже два магнитофона. Хочешь, мы запишем твою речь, и ты сама ее прослушаешь.

- А можно?

- Конечно, можно, приходи.

И я назвал ей свой адрес. По пути домой я сказал Родьке, что с нами будет теперь заниматься еще и Лёлька. В отличие от меня, он равнодушно воспринял эту новость. Я же был на седьмом небе. И тут же вспомнился день, когда я впервые обратил на нее внимание. Это было в седьмом классе. До этого на уроках физкультуры девочки и мальчики занимались вместе. А в седьмом классе почему-то решили проводить уроки физкультуры раздельно. Мальчики больше занимались на улице, а девочки в спортивном зале. Во время прыжков в высоту я нечаянно подвернул ногу, и учитель отправил меня в школьный медпункт. Я сам похромал туда, отказавшись от помощи. Ксении Федоровны на месте не оказалось, сказали, что она находится в спортзале. Я зашел туда. Там девочки занимались на спортивных снарядах. В тот момент на бревне стояла Лелька. Ее ладная стройная фигурка в голубом купальнике сразу приковала мой взгляд. Она с шести лет уже занималась спортивной гимнастикой, и сейчас ее упражнения на бревне были так красивы и грациозны, что я, забыв о боли в ноге, с открытым ртом смотрел на нее. С тех пор я считал ее самой красивой девочкой в классе, да и не только я. И сейчас даже самому не верилось, что ко мне придет Лелька.

Родька пошел к себе домой и побещал зайти ко мне через час, а я помчался домой наводить порядок в своей комнате до прихода Лельки. Первым делом я навел порядок на столе, сложил все книги и учебники в аккуратные стопки, затем спрятал в шкаф разбросанные вещи и пропылесосил ковер. Теперь было все готово к приходу друзей. За оставшееся время вскипятил чайник и заварил свежий чай.

Родион и Леля пришли практически одновременно. Леля успела переодеться, теперь на ней вместо школьной формы было голубое платье с белым воротничком и белыми манжетами, которое, по моему мнению, ей очень шло к ее голубым глазам. Я невольно залюбовался ею. Я предложил друзьям чаю перед началом наших занятий, но они отказались, сославшись на то, что дома успели пообедать. Я же пообедать не успел, но ради такого случая решил потерпеть.

Мы уселись вокруг стола и Родька, на правах нашего учителя спросил:

- С чего начнем?

Посовещавшись, вначале решили подготовиться к очередному уроку по английскому языку.

Родька читал текст по своему учебнику, а мы следили глазами за текстом по своим учебникам и слушали произношение. Одновременно шла запись на магнитофон. Затем наш учитель заставил нас самим читать этот текст и тоже записал его. Когда мы включили воспроизведение, то почувствовали разницу. Правда, у меня это получалось намного лучше, чем у Лельки. Видимо, уже сказывались плоды стараний Родьки. Теперь он взялся за нашу подругу. По крайней мере, ей пришлось раз десять еще прочесть текст, прежде чем он остался доволен. За это время, пока он с ней занимался, я успел выучить остальные уроки.

В шесть часов вернулась с работы мама. Заглянула к нам в комнату.

- О, число учеников у Родиона прибавилось. Молодцы ребята. А ты бы, Вадим, предложил ребята чаю.

- Я предлагал, но они отказались, - оправдывался я.

- Надежда Ивановна, есть мы действительно не хотим, два часа назад мы дома пообедали.

- Ничего, за два часа вы уже успели проголодаться. Я как раз принесла свежие ватрушки, сейчас сделаю вам чаю.

Через двадцать минут мы уже уплетали свежие ватрушки, запивая их ароматным индийским чаем.

После чая Леля засобиралась домой.

- Мне еще остальные уроки нужно выучить, да еще и по дому кое-что сделать, помочь маме.

Я проводил девочку до выхода, взяв с нее обещание, что завтра она снова придет заниматься к нам.

- Спасибо тебе, а особенно Родьке. Вы мне так помогли…

- Погоди говорить спасибо. На следующем уроке ты должна так выдать англичанке, что все только рты открыли. Только не забудь подзубрить грамматику.

И на следующий день это выстрелило. Лелька с блеском справилась с заданием. Прочла текст, словно профессиональный диктор, и ответила на все вопросы по грамматике. Ефросиньи Осиповне ничего не оставалось, как впервые поставить ей пятерку. Она с удивлением уставилась на ученицу, а потом поискала глазами Родьку. Но его в классе не было, он был освобожден от ее уроков. В это время он подгонял «хвосты» по математике с Марией Михайловной. Старая учительница сразу поняла, что без Родьки здесь не обошлось.

На переменке девчонки окружили Лельку, поздравляли ее с отличной оценкой. На радостях Лелька, конечно, растрепалась им, как это ей все удалось. Теперь девочки гурьбой окружили Родьку. Всем захотелось так читать и говорить по-английски. Родька не возражал, но теперь стал вопрос: где заниматься такой компанией? Я же домой пригласить столько ребят не мог. Тогда решили оставаться после уроков в нашем классе.

На следующий день мы с Родькой прихватили с собой в школу магнитофон, и после уроков осталась добрая половина учеников нашего класса. И Родька начал занятия. Для меня это уже был пройденный этап, но я оставался с ним в качестве ассистента и оператора с магнитофоном.

Конечно, высоких результатов от таких занятий ждать было трудно, когда в классе человек пятнадцать шумных неуправляемых подростков. Но кое-как Родьке удалось отработать с ними текст следующего урока. Он заставлял каждого столько раз читать текст, пока не добивался нужного результата.

Вдруг дверь класса отворилась, и в класс заглянула директор. Мы сразу умолкли и вскочили. Только магнитофон продолжал работать, наговаривая очередной текст. Я не успел его остановить.

- Чем вы тут занимаетесь? - грозно спросила она.

- Английским языком, - за всех ответила Попова.

Директор недоверчиво подошла к магнитофону, который продолжал работать, и прислушалась. В динамике звучал голос одного из учеников еще не очень уверенно произносящий английские слова.

- А почему без учителя?

- Мы сами решили организовать кружок по изучению английского языка.

- Без учителя нельзя, мало ли чему вы тут научитесь. А кто руководит? Наверное ты, Марков?

- Ес, мэм, - выпалил Родька.

- Чего, чего?

- Да, я, говорю, Екатерина Павловна.

- Времени уже много, закругляйтесь. Завтра я скажу Ефросиньи Осиповне, чтобы она сама руководила этим кружком. Конечно, похвально ваше стремление хорошо изучить английский язык, но лучше это делать под руководством учителя.

Она вышла из класса. И сразу как-то отпало желание заниматься в таких условиях. С испорченным настроением мы вышли из школы.

- А знаете, ребята, давайте будем собираться у меня, - вдруг предложил Родька. – У нас большая четырехкомнатная квартира. У меня в комнате поместятся все.

Все одобрительно зашумели, поддерживая это предложение. Но в следующий раз у Родьки собралось только человек десять, а потом их стало еще меньше. В конце концов, нас осталось только четверо. Кроме Родьки, меня и Лельки, с нами был еще Гринька.

Как-то после очередных занятий в доме Родьки, я обратил внимание на висящий на стене его комнаты какой-то незнакомый мне музыкальный инструмент.

- Что это? – спросил я у Родьки.

- Это банджо, - ответил он.

Он снял со стены инструмент, подстроил струны и вдруг, ударив по ним, заиграл и запел какую-то быструю незнакомую песню на английском языке, скорее всего, из ковбойских мотивов. Голос у него был приятным и играл он уверенно. К тому времени я уже неплохо играл на гитаре и мог вполне оценить его исполнение. Песня нам понравилась.

- Перепиши слова, - попросил я. – Я хочу тоже ее выучить.

- И я тоже, - присоединилась Леля.

- А давайте я завтра прихвачу с собой гитару, и мы выучим ее и исполним вместе, - предложил я.

- И я тоже, - подхватила девочка. – Я тоже немножко играю на гитаре.

- Во здорово! Давайте создадим вокально-инструментально трио.

- Квартет, - вмешался Гринька.

- Ну тогда у нас выйдет квартет по Крылову.

Все засмеялись. Но на следующий день мы с Лелькой к Родиону явились с гитарами. После занятий добрый час подстраивали инструменты, а потом приступили к репетиции. К этому времени Родька уже приготовил для нас листы бумаги со словами этой песни.

У Лельки и Гриньки оказались неплохие голоса, а Родька талантливым музыкальным руководителем. Мы выучили эту песню на английском языке, а потом еще несколько. И на школьном вечере наше выступление произвело целый фурор. Нам долго аплодировали и даже кричали: «Бис!»

Так вместе мы просуществовали до конца школы. К этому времени мы могли уже свободно читать английских классиков без словаря. И все благодаря Родьке.

Я закончил корректировку своего доклада и отложил листы бумаги. Завтра я должен был лететь в Лондон на конференцию, посвященную проблемами изучения английского языка в мире. Там в числе докладчиков должен был быть и мой доклад.

В комнату вошла Леля.

- Лель, - обратился я к жене, - ты помнишь Родьку?

- Африканца, что ли? Конечно, помню. А чего это ты вдруг вспомнил о нем?

- Да так, чего-то вспомнились школьные годы.

- А я как сейчас помню тот день, когда он впервые появился в нашем классе. Загорелый такой, как негр. Тогда его сразу все и прозвали Африканцем. А когда он тебя вытащил по английскому, а потом еще и стал со всеми нами заниматься, все девчонки в классе были просто влюблены в него.

- И ты тоже?

- И я, конечно. Ты помнишь, как я сама напросилась к вам заниматься, чтобы поближе с ним познакомиться.

- А он что?

- А он не обращал не меня внимания. Для него я была просто школьной подругой. Зато ты просто стелился предо мной. Ну как тут было устоять?

- Ну и что? Теперь не жалеешь?

- Нет, конечно.

С этими словами она подошла ко мне, ласково потрепала меня по волосам и прижалась к моему боку. В ответ я обнял ее за талию, а потом посадил себе на колени.

- Ты не знаешь, где он сейчас? – поинтересовался я. – Как сложилась его судьба после школы?

- Он после школы по стопам своих родителей поступил в медицинский институт. Затем окончил ординатуру, защитил диссертацию и уехал в Африку, в места своего детства. В прошлом году он прислал нам открытку с поздравлением к Новому году. Ты что, забыл?

- Просто она не попалась мне на глаза. Надо обязательно ему ответить. А ведь он здорово повлиял на наши судьбы. До его появления я терпеть не мог английский. Да и ты тоже не блистала. А ведь только благодаря ему ты пошла в иняз?

Ответить она не успела. В этот момент в комнату вбежал пятилетний мальчик.

- Good morning, Mummy and Dad!

- Good morning our dear sun!

Я подхватил сына на руки, подбросил его к потолку и закружился с ним по комнате.

- Смотри не урони Родика! – беспокоилась мать.

Леля смотрела на нас и счастливо улыбалась.

 

 

г. Клин 2015 г.

 


18 мая 2016

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Уроки английского»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер