Что такое пучение грунта, знают многие-железнодорожники, автомобилисты, строители, геодезисты, геологи.Если грунт плохо пропускает через себя воду, она насыщяет его поры и задерживается в них до зимы. Под влиянием морозов грунтовые слои начинают промезать все глубже. А вода, как известно, при замерзании имеет свойство расширяться. Из-за этого грунт вспучивается, корежа поверхность земли и поднимая все, что на ней стоит.
Если пучение происходит равномерно, это еще не страшно. Строение или участок железнодорожного пути равномерно поднимаются на какую-либо величину и затруднений в их эксплуатации не возникает. Однако очень очень опасно, когда пучение из-за неоднородности грунтов или резких условий их промерзания происходит неравномерно. Тогда строения перекашиваются, наклоняются и могут выйти из строя.Пучины, неравномерно поразившие железнодорожное полотно, создают резкие перекосы пути и могут вызвать крушение поезда.
Выправка пути на пучинных местах-одна из очень важных зимних работ путейцев, направленная на обеспечение безопасности движения поездов.
Есть специальная инструкция по выправке пути на пучинах, определяющая порядок производства работ, их технологию, применяемые материалы, устанавливающая правила безопасности. Если путейцы их не соблюдают, дело становится чреватым опасными последствиями, о чем гласит история, которую я и расскажу. Хотелось бы, чтобы никто не повторял ошибок, допущенных опытным дорожным мастером Барановым и молодым бригадиром пути Величко.
...Почти тридцать лет работает Александр Виктрович Баранов дорожным мастером и все на одном и том же околотке: участок знает, как пять пальцев. И тридцать лет не дает ему покоя пучина на двадцатом километре, там, где главный путь пересекает железнодорожная ветка, ведущая к речному порту.
Ветка проходит по мосту, а вод под этим то мостом, как только похолодает, начинает рости пучина. Сначало верховая, а в январе-феврале-коренная.Сколько сил, сколько времени угробили путейцы, выправляя здесь колею сначало на тонкие карточки, а потом на толстые башмаки и еще более толстые нашпальники! Пучинный материал надо так уложить под рельсовые подкладтки, чтобы обе нити пути находились на одном уровне, чтобы на пути не было опасных для колес подвижного состава перекосов.
Дело осложнялось еще и тем, что под мостом проходит контактный провод, крепившийся к ферме моста..При работе приходится все время следить, чтобы не нарушалось предельное габоритное расстояние от рельса до этого провода. Несколько раз во время работы Баранова путь капитально ремонтировали, но пучина не исчезла. Подъемку пути под мостом не проводили, делали вырезку балласта. В пониженном месте постоянно скапливалась вода, летом много хлопот достовляли выплески, а зимой-пучины.
По-разному путейцы намечали оздоровить опасное место. Сначало хотели устроить противопучинную подушку-заменить пучинный грунт толстым слоем шлака, но так и не собрались: то ли денег на эту работу не дали, то ли некому было ее исполнять.
Потом заговорили о подъемке моста. Дескать, нарастим устои, поднимем ферму, а по ветке сделаем от моста плавные отводы. Тогда и по главному ходу путь можно будет хорошенько поднять на балласт, преградив толстым его слоем дорогу холоду и пучинным грунтам. Но, и в этом случае дальше разговоров дело не сдвинулось.
Короче говоря, пучина под мостом продолжала какждую зиму "мучить Баранова".
Перед самым Новым годом ехал он на задней пллщадке поезда. Все было ничего, а на пучине так тряхануло, что мастер еле еле на ногах удержался.
"Опять подросла, окоянная!-подумал Баранов.-Завтра надо с утра бригаду на выправку посылать...."
-Чтоже вы, Константин Иванович,за состоянием пути не следите?- сурово спросил он у бригадира пути Величко, как только тот появился на утренней планерке,-Пучина на двадцатом километре растет, а вы даже об этом не знаете. Я вчера вечером чуть-чуть с тормозной площадки не свалился-так тряхнуло!
-Третьего дня там был,Александр Викторович. От силы три-четыре миллиметра намерил.
-Зимой каждый день под этот мост надо ходить. Я же говорил вам об этом, когда вы принимали рабочее отделение.
Величко только четыре месяца назад был бригадиром-заменил ушедшего на пенсию Корноуса. Парень он был энергичный, монтером на пути работал давно.
-Не беспокойтесь, Александр Викторович! Путь на этой пучине выправим. Давайте заявку на предупреждение.
Тут зазвонил телефон, и Баранов заторопился к начальнику станции: всю ночь сыпал снег и надо было договориться об очередности освобождения путей от составов и порядке работы снегоуборочной машины и струга.
-Позвоните в дистанцию сами,- пусть оформят предупреждение с обеда. И сразу идите, готовьте место работ-там ведь, кроме снега льда много-кирковать надо,-распорядился дорожный мастер.
Величко позвонил диспечеру дистанции и попросил выдать предупреждение о том, что на двадцатом километре с двенадцати часов будет производиться исправление пути на пучинах и что до отмены предупреждения поезда должны следовать по месту работы со скоростью двадцать пять километров в час.
Забрав инструмент и связки пучинного материала, бригада отправилась на место.
...Пассажирский поезд отшел со станции и скорость его была невелика. Перед глазами машиниста на проволочном крючке висел бланк предупреждения с желтой диагональной полосой о снижении скорости на двадцатом километре до двадцати пяти километров в час.Помня об этом, машинист решил начать разгон, только переехав место путевых работ.
Вот уже показался мост, пересекающий главную магистраль, но людей на пути не было видно.Сразу же за мостом, в выемке, начиналась крутая кривая. И уже когда до моста оставалось каких-нибудь сто метров, из-за устоя выбежала женщина в желтом желете поверх телогрейки, отчаянно размахивающая красным флажком.
Машинист сделал все возможное, чтобы остановить поезд, но даже при малой скорости поезд наполовину миновал мост. Когда остановились, оказалось, что два рельсовых звена раскантовались внутрь колеи и колеса двух вагонов в середине состава зарылись в снег.
Прибывшие на место аварии восстановители быстро расцепили состав, подложили "лягушки"-тяжелые накаточные башмаки и скоро втащили вагоны обратно на рельсы. Путейцы тут же отремонтировали колею, и движение восстановилось.
По счастливой случайности серьезных последствий сход ваггонов и электровоза не принес. Но были последствия чисто морального порядка. На дороге -пятно.и дистанция оказалась на задворках почета-переходящего знамени, к которому она была представлена по итогам работы за квартал..
-Большую ошибку я допустил,,-раскаивался при разборе обстоятельств аварии Величко.-Ведь общая толщина пучинных подкладок была больше пяти сантиметров. Надо было под сигналами остановки работать.
И тут же возмущался:
-Что вы все повторяете: аврия, авария! Ну, сошли вагоны и электровоз, и их поставили на место, на рельсы. Ничего не разрушено, никто не пострадал. Где тут авария? Зачем вы мне такиое приписываете? Видел я, какие бывают аварии и крушения!
Ему, конечно разъяснили принципы квалификации браков,аварий и крушений.
Да, большую ошибку допустил бригадир Величко, нарушив требования Инструкциипо выправке пути на пучинах и по безопасности движения поездов при производстве путевых работ!
Но, при разборе обстоятельств случившегося выяснилось, что так называемых ошибок у него было много.
Ясно, что предупреждение было выдано неправильно. При общей высоте пучинных подкладок свыше пятидесяти миллиметров место работы ограждается сигналами остановки. Мало того, Величко вообще не имел права приступать в данном случае к работе: руководитель исправлением пути при описанных условиях должен был дорожный мастер, а не бригадир.
Что же произошло на пути? Опять Величко допустил ошибки. и серьезные.
Когда его экзаменовали на бригадира, он бойко отвечал, что при укладке в путь пучинных подкладок рельсы и эти самые подкладки пришиваются к шпалам удлиненными пучинными костылями. Однако, идя работу, он не взял с собой пучинных костылей. Пришлось при выправке пути пользоваться обычными. Каждому путейцу ясно,как будет держпть рельс обыкновенный короткий костыль. при толщине пучинных подкладок пятьдесят-шестьдесят миллиметров.
Величко забыл также об ошивочных костылях. А ведь известно, что уже при суммарной толщине пучинных подкладок двадцать пять- пятьдесят миллиметров надо наружные концы башмаков или коротких нашпальников обшивать удлиненными костылями. Этого он не сделал. Рельсовые нити держались "на честном слове" А когда Величко увидел, что путь расшит, что рельсы неустойчивы, он послал монтера пути Максименко с сигналами остановки навстречу поезду, но было уже поздно...
Есть пища для размышлений? Думаю, есть. А в подтверждение поведаю еще одну историю, в которой непосредственными виновниками тяжелого происшествия оказались считавшиеся "надежными" работники, которым всецело доверяли, на которых уверенно полагались. Но ниточка потянулась дальше, вскрыв причастность руководителей более высокого ранга, дав еще пищу для размышления о роли в обеспечении безопасности двидения поездов некоторых должностных лиц дистанции пути.
Вот как это произошло.
В феврале неожиданно ударили жестокие морозы, каких не ждали и сторожилы. Сорок и более градусов холода здесь были только в прошлом веке. И сразу же к борьбе со снежными заносами путейцам добавились новые трудности: полезли вверх пучинные горбы.
Ладно бы еще пучение грунта было равномерным, а то нет-пучины были "фигурными", как их называли на дистации пути. На иных звеньях возникал целый набор пучинных неровностей: то одна рельсовая нить выше, чем другая. а то сразу наобеих впадина или горб. Еле-еле успевали выправлять путь на карточке, а кое где уже до башмаков и даже нашпальников добрались.
Все другие работы были отложены, монтеры с утра до вечера выправляли путь в пучинных местах.
Дорожный мастер Хохлов на планерке сказал бригадиру пути Абзаеву:
-Андреевич, я вчера на задней площадке пригородного поезда возвращался. Так вот на семдесят седьмом километре очень уж болтает туда-сюда.
(Вспомнили начало придыдущей истории? И там дорожный мастер обнаружил неровный ход поезда, проезжая на задней площадке. Вот как это важно! Жаль, что не все путейцы придают должное значение проверки пути с локомотива или тормозной площадки поезда или вагона!).
-Это, верно, в кривой, на пятом пикете?-уточнил бригадир.
-Да, похоже, что там. Как раз в середине выемки, где летом всегда кюветы сырые. Пучина.наверное, растет.
-Растет, чтоб ей пусто было! Только позавчера там был- и вот опять!
-Что поделаешь...Видишь какие морозы. Куда твоя бригада сегодня по графику наладилась?
- По графику мы должны у входного сфетофора работать.
-Давай сделаем иначе. Идите на сотый километр и постарайтесь получше путь исправить, распорядился Хохлов.-А я предупреждение выдам о выправке пути и о подаче оповестительных сигналов.
Подготовив место работы бригада дружно принялась за дело. Двое монтеров лапами вывешивали рельс, а бригадир Абзаев самолично подкладывал карточки под подкладки. Карточки были шестимиллиметровые. На шпалах были уже ранее уложены карточки толщиной десять миллиметров..
Впереди звено расшивали, а позади путь зашивали по двое монтеров. Один стоял на ограждении.
Видимость была никудышняя (выемка и кривая радиусом триста метров), так, что Абзаев послал "на всякий случай" монтера Сычеву метров на двести в сторону ожидаемого поезда, наказав "махнуть,если что".
За работой, свистом ветра никто не услышал звука рожка. Да и уши всех были закрыты от колючего снега, приносимого вихрем с окружающей дорогу степи. Короче говоря, проглядели поезд. А он тут, как тут!
Видят, выворачивает из-за откоса выемки черная громадина и движется прямо к месту работ.
-Зашивай!-подал команду Абзаев, отскочив от очередной шпалы, куда подкладывались пучинные карточки.
Все бросились зашивать.
Но поздно было.
Итог: повреждено сто пятьдесят метров пути, четырнадцать вагонов пришлось списать из инвентпря, одна секция электровоза упала на бок: и сгорела.Убытки оказались значительными- не то, что в предыдущем случае. А сколько времени по пути не шли поезда! Не секрет, что убытки от задержек поездов часто привышают возникшие непосредственно от самой аварии.
Причина? Бригадир Абзаев не оградил так, как следовало бы, место выправки пути на пучинные подкладки. Комиссия признала, что он нарушил требования Правил Технической Эксплуатации (ПТЭ) и Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
Когда бригада увидела надвигающийся поезд, она пыталась восстановить целосность пути на месте работ, т.е. зашить рельсы на тех концах шпал, где они были расшиты. Но безуспешно. Не успели, поскольку было полностью расшито шесть концов шпал и на пяти шпалах были наддернуты, т.е. прекрипление рельсов было ослаблено.
И, конечно же. не было и речи о стяжных проборах, которые есть на каждом рабочем отделении. Если бы эти приборы применялись, то крушения не было бы.
Когда бригадира Абзаева спросили, почему он не воспользовался прибором, тот ответил, что хотел работу зделать быстро, а приборы очень ее замедляют. Поистине: поспешишь-людей насмешишь.
В тех условиях, в каких работала бригада Абзаева, место ремонта пути, без сомнения, надо было ограждать сигналами остановки. И предупреждение совсем иное требовалось выдать. Почему дорожный мастер Хохлов выдал предупреждение лишь о выдаче оповестительных сигналов, не убедившись, в характере работы. он сам объяснить не смог.
Как же так, не побывав на месте предстоящих работ, не определив, какого ограждения они требуют, можно было выдать столь "легкомысленное" предупреждение? Иначе как халатностью такое решение не назовешь.
Ну, ладно, бригадир Абзаев нарушил правила производства работ: расшил шесть концов шпал подряд и еще столько же ослабил, не выставив надлежащего ограждения. Но очевидна и вина дорожного мастера Хохлова и некоторых других работников...
Хохлов, во-первых выдал совершенно неправильное предупреждение (наугад), во-вторых, и ранее сталкиваясь.. с нечеткой (мягко сказать работой Абзаева), не проверял, как его бригадир делает свое дело.
Кстати, сказать дорожный мастер Хохлов был общественным инспектором по безопасности движения поездов. Он несколько раз заставал Абзаева нарушающим правила обемпечения безопасностию, но почему-то молчал. Видимо "боролся" за престиж своего околотка. Вот и доборолся!
Инспектором по безоавсности движения числился и главный виновник происшедшего Абзаев. Он-орденоносец, пять лет путь на его рабочем отделении был только в отличном состоянии.
Стоп! А не здесь ли кроется главная ошибка, главный просчет руководителей? Дескать, бригада хоть куда,так,значит, и контролю она не подлежит? Наверное, именно это обстоятельство усыпило бдительность старшего дорожного мастера Роенко, который не раз проверял работу околотка Хохлов, но никогда не поинтересовался, как у него обстоят дела, с безопасностью, с ограждением, как трудится та или иная бригада.
Старший дорожный мастер Роенко относился к числу тех работников, для которых "долог день до вечера, коли делать нечего". Он порой не знал, куда себя деть. Он честно выезжал на те околотки, куда его посылал начальник дистанции, делал то, что ему приказывали, а вечером старательно рапортовал начальству о том, что он видел на линии.
Видел...Заметил какие-то нарушения. Но принял ли соответствующие меры? Нет. Он считал своим долгом "доложить". Вроде бы довел до сведения начальства- и гора с плеч.Но ведь старший дорожный мастер-не диспетчер дистанции пути. Он как маленький "ПЧ",начальник дистанции пути на линии. Он в первую очередь должен видеть и устранить все неполадки. А что он не сможет сделать, о том должен докладывать руководству.
Вот и случилась беда. Ясно, что виноваты Абзаев и Хохлов. А что же Роенко? Он отделался легким испугом, т.е. выговором. Но разве это не его участок? Почему же он зная все безобразия, творившиеся тут, не забил тревогу? Все только докладывал?
О том, что на линии допускается много нарушений, знали и начальник дистанции Волков и его заместитель Куропаткин. Они не раз и не два получали об этом сигналы от монтеров пути. Но к сигналам "снизу" руководители относились безучастно, принимая их за сведение личных счетов.
Они безоглядно надеялись на свои кадры.Ведь они сами "выдвигали" Хохлова и Абзаева. У обоих есть ордена, медали, значки. Сегодня представили на орден, а завтра наказывать? Так не годится! Если уж дал "добро", защищай "своих" если возможно.Достоинства возводи в квадрат, на недостатки закрывай глаза!
Комиссия по раследованию окончательно признала причастными к крушению не только Абзаева и Хохлова, но и руководителей дистанции пути. Вот так-то!!!
21 января 2017
Иллюстрация к: КРУШЕНИЕ ИЗ-ЗА ПУЧИНЫ?